Автопортрет с женой саскией, рембрандт, 1635

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Автопортрет с Саскией на коленях». 1633

И в апофеозе счастья в 1633-ем году, вскоре после свадьбы, Рембрандт пишет свой всемирно известный «Автопортрет с Саскией на коленях», в котором синтезируются все его юношеские искания в автопортретном жанре.

Высота «Автопортрета с Саскией» сто шестьдесят один, ширина сто тридцать один сантиметр. Здесь полный жизненного задора и неуемной молодой энергии влюбленный художник изобразил себя вместе с любимой женой в веселый час, за богато уставленным яствами пиршественным столом.

Только сейчас кто-то раздвинул перед нами тяжелые занавеси, до того скрывающие от нас ярко освещенную комнатку с влюбленной парой. Одна из этих занавесей еще видна в верхнем правом углу картины. Открывшаяся нашему взору композиция пространственно неглубока, но в высшей степени динамична. Спокойная поза Саскии только усиливает это впечатление.

Огромный Рембрандт на первом плане, в правой части картины, в черной бархатной, надвинутой набекрень широкополой шляпе с белым страусовым пером, в нарядном, отороченном золотисто-красным мехом безрукавном камзоле, из которого торчат широченные рукава ярко-красной рубахи, держит на коленях пышно разодетую Саскию, обхватив ее талию левой рукой, а правой поднимает узкий и высокий хрустальный бокал, наполовину заполненный светлым вином. Сейчас он достанет им до верхнего края полотна. Мы слышим, как пенится шампанское, как шуршат тяжелые ткани, мы слышим низкий голос Рембрандта, провозглашающего тост за счастье, за жизнь и красоту.

Здесь мы как бы подсматриваем и подслушиваем интимные стороны жизни художника, бьющей через край.

Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость. У него широкий мясистый нос, пухлые красные губы, белоснежный ряд зубов, темные закрученные усики, энергичный подбородок. К ремню, опоясывающему его выше талии, под грудью, прицеплены ножны длинной шпаги, упирающейся острием в левый нижний угол изображения. Рембрандт похож не то на потомка знатных рыцарей, пирующего в собственном замке, не то на какого-то щеголя-рейтара с веселой девицей в дорогой таверне. Молодые, умные, зоркие глаза его смеются — в них задор, веселье и вместе с тем беспечность, выразительность и страсть.

Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие. Он показывает только, что он безумно рад и счастлив, потому что его жена прекрасна и нарядна, хотя одежда ее сдержана по цвету. У нее пышный зелено-коричневый лиф, украшенный гирляндами накладных пестрых лент и украшений, широкие рукава, широкая зеленая юбка.

Ее плечи обвиты широким ожерельем с медальонами, а шея — жемчугом; прическа королевы — короткие взбитые волосы, охваченные золотым ободком; она достойна восхищения.

Она сдержана; сидя к нам спиной на коленях силача-мужа, она чувствовала себя прекрасно, но, заслышав нас, повернулась к нам нежным личиком, еще озаренным светом улыбки, но уже смутилась. Мы читаем в ее прищуренных глазах и полуоткрытом ротике испуг и в то же время приязнь и иронию по отношению к непрошенному гостю.

Мы чувствуем это родившееся в ее душе внутреннее напряжение и нерешительность; быть может, через мгновение она вспорхнет и убежит прочь.

Ее уже смущает и собственная поза, и шумная веселость мужа, но тому не страшно показаться вульгарным или хвастливым; он может подчиняться только законам своего чутья, своей силы, своего темперамента и своих исключительных дарований. Он живет в мире мечтаний и радостей, вдали как от простых людей, так и от чванных лодырей и ловких дельцов.

Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать. Вся картина, как и его теперешняя жизнь, пронизана потоками падающего сверху радостного, бесконечного света. Он играет на его грубом лице и шляпе, бросающей прозрачную полутень на правую часть лица; на дорогих тканях одежд Саскии.

Нежные переливы золотистых и коричневых тонов усиливают оптимистическое настроение картины, выполненной со всем размахом рембрандтовского реализма художник любовно и страстно обрисовывает даже мелочи. Слева, на уровне талии Саскии, рядом с прижавшимися к ней толстыми пальцами художника, мы видим краешек стола с яствами.

На металлическом блюде разложен аппетитный паштет с торчащим над ним красавцем — зажаренным павлином, распустившим свой царственный хвост.

Нежные переливы золотистых и коричневых тонов усиливают оптимистическое настроение картины, выполненной со всем размахом рембрандтовского реализма художник любовно и страстно обрисовывает даже мелочи.

Слева, на уровне талии Саскии, рядом с прижавшимися к ней толстыми пальцами художника, мы видим краешек стола с яствами.

На металлическом блюде разложен аппетитный паштет с торчащим над ним красавцем — зажаренным павлином, распустившим свой царственный хвост.

В картине нет никакого ритма форм, то есть повторяемости, строгого чередования границ разноцветных тональных пятен — они проходят в самых разных, порой неожиданных направлениях, строго фиксируя мгновенное расположение предметов и фигур, на смену которому приходит совсем иное.

В этом произведении, образы которого полны бурной радости бытия, с особой яркостью воплощено оптимистическое мироощущение художника, его уверенность в собственных силах. Дрезденский автопортрет представляет собой более сложное явление, чем это может показаться на первый взгляд.

Обычно в этой картине видят, прежде всего, отзвук жизненных удач художника, осознание молодости, здоровья и богатства. Все это, безусловно, в ней есть.

Но в ней есть и другой оттенок, который чувствуется в дерзком смехе и подчеркнуто вульгарном лице художника, в открытом и непосредственном выражении своих эмоций, — оттенок нарочитой богемы и вызова добропорядочному бюргерскому обществу, в которое художник так домогался вступить, и которое всегда оставалось ему чуждым.

В картине уже видны признаки той дерзости личного поведения художника, которая впоследствии так шокировала чопорные семейные нравы голландской буржуазии. Очевидно, желая загладить «нескромность» Рембрандта, картину долгое время называли «Пир блудного сына», несмотря на то, что портретное сходство явно выдавало действующих лиц.

Никогда до этой поры личное начало в рембрандтовском творчестве не выступало с такой силой и откровенностью, с такой энергией самоутверждения.

Налет трагикомической бурлескности, скандального эпатажа, имеющийся в картине якобы на библейский сюжет — это самая яркая вспышка того бунтарства, которое характерно для большинства произведений Рембрандта, созданных в тридцатые годы.

Но в «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт все же не только и не столько протестует и ниспровергает. Основная идея этого большого холста — гимн человеческому счастью, исполненный полнокровной радости и могучей широты.

Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное, языческое упоение всеми радостями бытия — вот чувства, которыми в первую очередь насыщена картина. Это поэтическое прославление завоеванной Нидерландской революцией свободы индивидуальности.

Читайте также:  Описание картины васнецова "снегурочка", 1899

Ее художник желает всем и каждому: обе фигуры в композиции повернуты лицами к зрителю, и Рембрандт приветствует его своим щедрым жестом и открытым взглядом. Великолепие костюмов вовсе не противоречит принципиальному демократизму «Автопортрета с Саскией». Наоборот, этой нарядностью Рембрандт словно провозглашает, что все богатства и красоты мира — достояние всех людей, что любое жилище может стать для них дворцом, что на дивном пиршестве жизни все богаты и веселы.

Такая счастливая утопия встречается лишь в очень немногих произведениях Рембрандта, перед которым вскоре полностью раскроются страшные конфликты жизни буржуазного общества.

Никогда мы больше не увидим его таким веселым и беззаботным, таким безумным от счастья — не верится, каким задумчивым и угрюмым станет Рембрандт через каких-нибудь шесть-семь лет.

Но тем ценнее для нас это редкое, проникнутое свежей и чистой радостью полотно великого мастера, чье позднее творчество станет истинным прозрением человеческой трагедии будущего.

Анатолий Вержбицкий. Творчество Рембрандта.

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669)

Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rembrandt%20van%20Rejn.%20Avtoportret%20s%20Saskiej%20na%20kolenjah.%201633/1.html

Саския и Рембрандт: мистическая история любви

Глядя с многочисленных полотен, первая жена художника как будто сглазила мужа

15 июля 1606 года в южноголландском Лейдене, у родителей с очень сложными именами — зажиточного мельника Хармена Герритсзоона ван Рейна и его жены Неелтген Виллемсдохтер ван Зейдтброук — родился восьмой сын.

Матушка будущего художника назвала ребенка в честь бабушки, своеобразно переделав женское имя Ремеджия. Весь мир его знает просто как Рембрандта.

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в молодости

Юрист с кисточкой

Никто не знал, что из него вырастет гений, и биографы за малышом толпой не ходили. Поэтому известно только, что отец отдал его в Латинскую школу, а потом парень поступил в университет.

Глава семьи не сомневался: только ученый человек может принести настоящую пользу своей стране, тем более что в тогдашней Голландии образование ценили высоко: большинство жителей станы умели читать и писать, народные школы существовали в каждом населенном пункте.

Многие горожане изъяснялись на нескольких языках, а детей в городских семьях в обязательном порядке обучали латыни и французскому. Лейден же вообще славился своими учебными заведениями.

Предполагалось, что юный Рембрандт будет совершенствовать себя в областях права и теологии, но его больше тянуло к живописи. Родители не стали препятствовать увлечению сына, позволили ему покинуть университет и отправили учиться к художнику.

Почти забыто имя Якоба ван Сваненбюрха, а ведь именно он был первым наставником 16-летнего Рембрандта. С лучшими на тот момент образцами венецианской, испанской, неаполитанской и римской школ живописи он познакомился в мастерской Питера Ластмана в Амстердаме.

Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую. За семь лет будущий гений стал модным портретистом и легко находил покупателей для своих работ.

В Амстердаме он завален заказами, а имя становится популярным настолько, что его картины и гравюры подделываются. Это уже настоящее признание! Да и юноши из лучших семейств, мечтающие стать художниками, желают учиться непременно у Рембрандта.

Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями.

Любовь, похожая на сон

Саския ван Эйленбург в юности

Знаменитая муза Рембрандта Саския была младшей дочерью бургомистра города Леуварден. Эта белокожая рыжая красавица выросла в большой и очень обеспеченной семье. Когда девице минуло 12 лет, мать семейства скончалась. Но девушка по-прежнему не знала ни в чем отказа, а когда подошло время, стала очень завидной невестой.

Знаковая встреча художника и юной особы состоялась в доме кузена девушки, художника Хендрике ван Эйленбурга, который к тому же был торговцем антиквариатом.

Рембрандт буквально сражен девушкой: светящаяся нежная кожа, золотые волосы… Прибавьте к этому умение вести непринужденную беседу. Шутя, она предложила известному живописцу написать ее портрет.

А тому только того и надо: Саския – идеальная модель для рембрандтовских сюжетов в темных и приглушенных тонах.

Рембрандт начинает писать портрет. Он встречается с Саскией не только на сеансах. Изменяя своему принципу, старается бывать на увеселительных прогулках и званых вечерах.

Когда работа над портретом была закончена и частые встречи прекратились, Рембрандт понимает: вот та, на которой он хочет жениться.

В 1633 году Саския ван Эйленбург стала невестой художника, а 22 июля 1634 года состоялась долгожданная свадьба.

Брак с Саскией открывает художнику путь в высшее общество. Отец-бургомистр оставил любимице колоссальное наследство: 40 000 флоринов. Даже на малую часть этой суммы можно было безбедно существовать долгие-долгие годы.

Рембрандт ван Рейн. «Саския в образе Флоры»

Почти как в сказке

Счастливые и влюбленные супруги начали обустраивать общий дом. Скоро он стал напоминать музей. Стены украшали гравюры Микеланджело и полотна Рафаэля. Саския была на всё согласна, она очень любила мужа.

А тот, в свою очередь, осыпал ее драгоценностями, оплачивал самые изысканные туалеты. И, разумеется, стремился запечатлеть любимый образ. Рембрандт, можно сказать, стал летописцем своей семейной жизни.

В первые дни медового месяца супругов был написан знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях».

В 1635 году в семье родился первый сын, но прожил он очень недолго, и это стало для юной матери страшным ударом.

Прошло еще два года, и молодая пара, полная сил и энергии, переезжает в новую и дорогую квартиру, где разместилась их к тому моменту огромная коллекция антиквариата и древностей.

Чуть позже Рембрандт, чьи дела шли отменно, покупает большой дом на Бреестрат. Саския — его опора, как в творчестве, так и в жизни.

Он неустанно изображает жену на картинах, рисунках и офортах, а та преображается на них абсолютно по-разному.

В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой.

Рембрандт ван Рейн. «Саския с красным цветком». 1641 год

За последней чертой

Как будто предчувствуя ранний уход жены, художник стремился запечатлеть каждый миг жизни любимой. Саскии в первые годы замужества не пришлось испытать радость материнства.

Только четвертому ребенку, сыну, родившемуся в 1641 году, суждено было пережить мать и стать поддержкой для стареющего отца. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии.

Впоследствии отец часто изображал его на полотнах, с огромной любовью и нежностью.

Но от судьбы не уйдешь… После рождения младшего сына, когда малютке было всего 9 месяцев, Саския умерла. Ей было только 30. На последнем портрете мужа женщина изображена в ожидании рождения младшего сына, и ее лицо светится предчувствием скорого счастья, которого на самом деле им обоим оставалось очень мало.

Читайте также:  Музей современного искусства в сша, нью-йорк

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор». 1642 год

Расплата за счастье

Двенадцать лет Рембрандт хранил верность любимой Музе. Но подрастал сын, жизнь менялась, и вот в доме появилась новая хозяйка — Хендрикье Стоффельс.

Как будто Саския унесла с собой счастье художника: в 1647 году Рембрандт не смог внести очередной платеж за дом, а в июле 1656 года объявил себя банкротом. Дом, утварь и даже драгоценные предметы искусства уходят с молотка, но вырученных средств не хватает. Приближающаяся англо-голландская война обесценила даже самые гениальные полотна и скульптуры.

Рембрандт переезжает в ремесленный квартал Иордаан, на улицу Розенграхт. Отказывая себе во всем, он стремится только к одному: выплатить долги и восстановить честное имя семьи.

Чтобы по возможности оградить отца от материальных забот, молодой Титус ван Рейн вместе с мачехой организуют предприятие по продаже произведений искусства.

Кроме самых близких людей, никто тогда не подставил гению плечо.

Рембрандт ван Рейн. «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (натурщицей была Хендрикье Стоффельс)

В июле 1663-го, не дожив до сорока, умирает Хендрикье, оставив дочь Корнелию.

Судьба неутомимо наносила Рембрандту удар за ударом, словно месть за предыдущий успех: через семь месяцев после собственной свадьбы умирает сын художника Титус.

Рембрандт присутствует крестинах внучки, родившейся после смерти отца и названной в честь его Титией, а очень скоро он будет хоронить и мать девочки — свою молодую невестку.

Последние годы Рембрандта были наполнены только страданием. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына». В 1669 году он умирает в нищете, практически забытый и покинутый всеми. О кончине великого живописца можно было узнать лишь по краткой записи в погребальной книге церкви при амстердамском кладбище в Вестеркерке. Даже могила его не сохранилась.

Источник: https://teleprogramma.pro/style/sudd/250702/

О большой и светлой любви саскии и рембрандта. | волшебная сила искусства

                       Саския поразила художника. Ее светлая нежная кожа, рыжеватые волосы… Они идеально подходили для его излюбленных темных, тяжелых и сверкающих тканей. Но совершенной моделью Саскию сделала любовь художника. Он немедленно стал писать ее. «Дрезденская Саския» – милая девушка, почти дитя, беспечная и веселая. Нет, она не красавица, она – любимая!

САСКИЯ…

Она выросла в семье адвоката, ученого и «по совместительству» бургомистра нидерландского города Леувардена Ромбертуса ван Эйленбурга. Саския была младшей дочерью в семье.

«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден). 

    К сожалению, когда Саскии исполнилось 12 лет, ее мать скончалась, и воспитанием девочки занялись ее старшие братья и сестры, благо их было предостаточно: в семье было восемь детей.

    Девушка ни в чем себе не отказывала – семья не бедствовала и могла обеспечить Саскию всем, что только душа пожелает.

    Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт был уже достаточно известен, чтобы иметь учеников, но в Амстердаме, тем не менее, намеревался закончить свое образование.

   В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.

     Жизнь художника преобразилась. До женитьбы он довольствовался куском сыра с хлебом или простой селедкой. Теперь он, мужчина, вьет гнездо. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник.

                                                       «Саския в образе Флоры» (1634, С.-Петербург).

    Он много времени посвящает обустройству дома. Скоро квартира стала напоминать настоящий музей. Рембрандт обожал свой дом, его глаз художника с наслаждением покоился на роскошной обстановке, полной гармонии и изящества.

                                         Дом Рембранта в Амстердаме.

    Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

                                             РЕМБРАНДТ…

Его назвали в честь… бабушки. Обладавшая хорошим воображением мама художника, легко вышла из положения, «преобразовав» женское имя Ремеджия в мужское Рембрандт, оставив первые три буквы имени бабушки и добавив к ним окончание мужского рода «брандт». У него тоже было семеро братьев и сестер.

Автопортрет в молодости.

Он любил родной дом и в последующие годы с огромным удовольствием вспоминал время, проведенное в нем.

После окончания Латинской школы Рембрандт с легкостью поступил в Лейденский университет, где занялся изучением права и теологии. А уже к 18 годам у него и его друга Ливенса уже была собственная мастерская.

 Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. С выразительного рисунка, хранящегося теперь в Берлине, на нас смотрит задорная, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке.

«Флора» (1641, Дрезден).

Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов «Саския с цветком. (Флора)».

Саския любила позировать. Ее чувственная красота так и просилась на полотно, не стесняясь пристального, любящего вглядывания художника. Она расцветала под эти взглядом, становилась еще желаннее.

Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» написанный в первые дни медового месяца.

Художник изобразил себя с большим бокалом в руке — он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам

Автопортрет с Саскией на коленях, 1635.

Веселый кавалер с девушкой на коленях держит в руке бокал. На праздничном столе пирог с павлином. Пирующие сидели спиной к зрителям, теперь они повернулись лицом, чтобы выпить за наше здоровье. Удивительно, но об этой работе известно доподлинно очень мало.

Неоспоримо, в частности, авторство Рембрандта, есть сведения, что он хранил ее у себя, не желая продавать, потому, быть может, что картина была ему дорога. Ее часто называют «Автопортретом с Саскией на коленях».

Возможно, супруги устроили маскарад ради забавы, следуя моде на сцены из придворной жизни, а может, прославляя свой достаток

                                           Даная.1636-47гг

Читайте также:  Историко-археологический музей, керчь, украина

 Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. 

Саския .1633г

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное.

Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс.

Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Судьба переменчива. То она обласкает счастьем, то… У них родилось четверо детей, трое из них умерли во младенчестве. Как радовала Саския рождению Титуса, какие строила планы! Увы, спустя год, в 1642-м, она умерла.

В антверпенском музее хранится полотно, на котором Рембрандт в последний раз при ее жизни изобразил Саскию. Этот портрет напоминает «Дрезденскую Саскию», написанную в 1632 году.

Тот же поворот головы, та же поза, почти тот же наряд. И та же любовь художника. Только печальны задумчивые глаза, страдание на лице.

 

                                                                                     Рембрандт, «Титус», 1658.

Двенадцать лет хранил Рембрандт верность любимой. Но жизнь требовала перемен, подрастал сын Титус. И в дом вошла другая женщина – Хендрикье Стоффельс. Но и она прожила недолго, оставив дочь Корнелию. Появилась третья жена, Катарина ван Вейк.

  • «Читающий Титус» (1656, Вена) 

10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер, вероятно, от чумы и был похоронен 7 сентября при церкви Вестеркерк. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца.

Последние годы Рембрандта – это потеря сына Титуса, нищета, смерть друзей, тяжелый недуг. Полуслепой художник пишет свой шедевр «Возвращение блудного сына»

Он умер в Голландии, холодом моря повитой.

Оборванный бог, нищий гений…

Это случилось 4 октября 1669 года. В последний путь его провожал только один человек – дочь Корнелия.

Автопортрет.

А Саския на его портретах по-прежнему прекрасна. Ее глаза не вопрошают. Нет, они призывают:

«ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА! БУДЬТЕ ЛЮБИМЫ!»

 

Источник: http://maxpark.com/community/1851/content/2422438

Блудный сын в таверне

05.12.2014

Рембрандт — Блудный сын в таверне. Год создания: 1635 Холст, масло. Оригинальный размер: 161 × 131 см

Галерея старых мастеров, Дрезден

«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») — знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия).

Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи.

Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом).

Существует версия, что первоначально на картине были и другие персонажи, но потом художник решил оставить только себя и Саскию, и холст с левой стороны был обрезан самим Рембрандтом.

К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына».

Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы.

На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

Автопортрет с Саскией или Блудный сын в таверне — знаменитая картина-автопортрет Рембрандта, где он изобразил себя с супругой Саскией персонажами притчи о блудном сыне. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника.

В это время Рембрандт стал известным и популярным живописцем, у него появились ученики, а заказы были распределены на годы вперед. И в семейной жизни у художника все было хорошо. Поэтому он решил создать семейный портрет.

Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). Так как полотно было обрезано Рембрандтом, существует версия, что на отрезанной части картины были другие персонажи, но потом живописец решил оставить только себя и супругу.

Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство.

Он одет в элегантный камзол со шпагой, на его голове богатая шляпа с пером, а правой рукой он поднимает хрустальный бокал с вином. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие.

Несмотря на кажущуюся легкость и веселость картины, мастер одной деталью напоминает о том, как закончится библейская притча. На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее.

Источник: https://8-poster.ru/onenews/309/

Ссылка на основную публикацию