Автопортрет в красном плаще — антон рафаэль менгс

Дрезденская картинная галерея (fb2)

зрителя на выразительных чертах лица: резко очерченный подбородок, складки губ, спокойный и проницательный взгляд, устремленный вдаль, — все это говорит о волевой и деятельной натуре. К сожалению, Ризен, которому исполнилось 30 лет, когда Дюрер создал его портрет, умер от чумы всего несколько месяцев спустя, в октябре 1521.

Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона 1528. Дерево, темпера. 35×36

Профессия, как известно, оставляет отпечаток на облике человека. Искусство знает ярчайшие воплощения представителей разных профессий. Один из таких примеров — картина Ганса Гольбейна Младшего, живописца и рисовальщика, величайшего немецкого художника, самого крупного представителя своей семьи.

Согласно латинской надписи на бумаге, которую держит в руках мужчина справа, он идентифицируется как Томас Годселв. О сэре Годселве известно, что он родился в Норидже; в момент написания портрета ему было 47 лет (это тоже содержится в надписи).

Богатый землевладелец и близкий друг Томаса Кромвеля, государственного деятеля, главного идеолога английской Реформации, одного из основателей англиканства, по профессии был судьей и нотариусом. Имя молодого человека слева непосредственно на каритине не указано.

Однако явное сходство черт лиц обоих указывает на то, что это отец и сын. Оно подчеркнуто художником одинаковым ракурсом и сходством в их одежде (хотя последнее может объясняться профессиональными причинами — таково было облачение юриста того времени).

Благодаря контактам с Кромвелем сын Годселва, Джон, впоследствии стал секретарем канцлера Казначейства (когда канцлером был сам Томас Кромвель), а затем канцлером.

Трудно сказать, что послужило для мастера причиной отойти от обычного стиля изображать персонажи в фас: взгляд обоих прикован к чему-то, по-видимому, очень важному, за пределом картины. Можно только гадать, что это могло бы быть: не присутствует ли здесь незримо Кромвель?

Ганс Гольбейн Младший Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье, сира де Моретте 1534–1535. Дуб, темпера. 92,5×75,4

Долгое время не были сопоставлены два факта: пребывание Ганса Гольбейна Младшего в Лондоне с 1532 и нахождение там же с 3 апреля по 26 июля 1534 в качестве посланника при английском дворе французского посла Шарля де Солье.

Гольбейн мог написать портрет именно в этот период. Однако, поскольку имени посла на картине нет, оно на несколько столетий было забыто.

В результате, когда курфюрст Саксонский Август III приобрел это произведение в 1743 из собрания моденского герцога (при посредничестве Франческо Альгаротти, крупнейшего знатока искусства XVIII века), оно считалось портретом герцога Миланского Лодовико Сфорца кисти Леонардо да Винчи (мастер был тесно связан с герцогом). Только в XIX веке удалось идентифицировать модель на портрете: оказалось, что это именно французский посол, а его автор — Ганс Гольбейн Младший.

Произведение выделяется даже из великолепных портретов Гольбейна зрелого периода его творчества. Это признанный шедевр портретного жанра XVI века.

Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Автопортрет в красном плаще 1744. Бумага, пастель. 55×42

Антон Рафаэль Менгс — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. В течение жизни Менгс несколько раз писал автопортреты. Представленный здесь — один из ранних.

На дрезденском автопортрете художник запечатлел себя в возрасте 16 лет. Исследователи отмечают в нем итальянское влияние, в частности, венецианской школы живописи. Это естественно, если учесть, что на период 1741–1744 приходится первый визит юного мастера в Италию, с которой впоследствии он будет тесно связан, а затем и похоронен в римской церкви Санти Микеле э Магно.

Работа демонстрирует уверенного, если не сказать самоуверенного, юношу. В Дрезденской галерее хранится еще один, тоже пастельный, автопортрет Менгса, которому еще нет 12 лет, но в нем уже ощущается волевой целеустремленный характер мальчика.

Эти произведения хранятся в музее отнюдь не случайно: когда молодой художник вернулся в Дрезден из первой поездки в Италию, курфюрст Саксонский Август III, очень много сделавший для формирования Дрезденской галереи, удостоил его звания придворного живописца.

Антон Граф (1736–1813) Автопортрет в возрасте 58 лет 1794. Холст, масло. 168×105

Антон Граф — немецкий художник швейцарского происхождения, выдающийся портретист своего времени. В 1766 он стал придворным живописцем в Дрездене и преподавателем Академии искусств. Естественно, многие работы попали в Дрезденскую галерею.

Хрестоматийные образы деятелей немецкой культуры XVIII столетия — Лессинга, Гердера, Шиллера, Глюка, Ходовецкого, Клейста — творения кисти Графа. Главной его работой был портрет прусского короля Фридриха Великого.

Мастер создал более двух тысяч произведений (их большая часть сохранилась), главным образом портретов, причем в основном мужских. В них он необычайно точно передал облик и характер своих моделей, представил их в естественных позах.

Потому портреты Графа являются надежным документом эпохи, когда еще не было фотографии, они дают адекватное представление о личности портретируемого. Все вышесказанное полностью относится к представленному автопортрету.

Всего в галерее хранятся три автопортрета Графа — помимо двух упомянутых есть еще изображение художника в

Источник: https://coollib.com/b/345953/readp?p=15

Антон Рафаэль Менгс (1728 — 1779)

25.07.2008

Публикации

Менгс — один из самых известных живописцев европейского неоклассицизма, последователь эстетических идей И. Винкельмана, автора книги Мысли о красоте и вкусе в живописи.

Он работал в основном в Германии и Италии (Рим и Неаполь), исполняя алтарные образы, станковые полотна на религиозные и мифологические сюжеты, писал портреты.

Художник снискал всеевропейскую славу, являлся членом многих европейских академий, в 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. Роль Менгса в становлении стиля неоклассицизм во второй половине XVIII века была очень значительной.

После обучения в Дрездене у своего отца И.

Менгса, живописца и миниатюриста, в 1741 году впервые приехал в Рим, изучал античную классику, исполнял рисунки с фресок Рафаэля в Станцах Ватикана, копировал произведения Корреджо, брал уроки у известных римских мастеров М. Бенефьяла и С. Конка.

С 1744 и до 1754 года снова жил в Дрездене, был придворным художником саксонского курфюрста Августа III. В 1747—1748 годах выезжал в Рим, где женился на красавице итальянке Маргарите Гуацци, которую часто изображал в своих произведениях.

Триумф Святого Эусебио. 1757—1758

Читайте также:  Музей гарри поттера в лондоне, англия: путешествие в чарующий мир

Уже ранняя фресковая роспись «Триумф Святого Эусебио» (1757—1758) в римской церкви Сан Эусебио характеризует приемы неоклассицистической живописи, используемые Менгсом.

Он отказывается от изображения иллюзионистического глубокого пространства, как это делали мастера барокко (Менгс называл это «ложным стилем»), изображает небольшое количество рельефно выписанных и очерченных четким абрисом фигур в статичных позах.

Уподобленными классицистическому рельефу выглядят и персонажи картины «Персей и Андромеда» (1774—1777, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Использование приемов живописи венецианских мастеров, легкой светотени Корреджо, плавной музыкальной грации линии Рафаэля несколько смягчает скульптурную определенность форм.

Программным произведением монументальной живописи неоклассицизма стали росписи плафона и люнетов виллы Альбани в Риме (1761). Менгс написал здесь на потолке фреску Парнас и две композиции в форме тондо — Рим и Гений. Роспись исполнена как станковое произведение.

Известный английский путешественник Джон Форсайт, совершавший «Grand Tour» по Италии, метко заметил, что «это прекрасное произведение, но не для потолка, а для стены, для вертикального расположения». Восхищавшие современников художника античные реминисценции превращают роспись в подлинно исторический раритет эпохи.

В ней воплотилась великолепная эрудиция художника-неоклассициста, она рассказывает об увлечениях владельца виллы кардинала Альбани, мецената, обладателя самой крупной в Риме в середине XVIII века коллекцией античных произведений.

Работавший библиотекарем кардинала Альбани Винкельман назвал Менгса после исполнения этой росписи «величайшим художником своего времени».

Портрет немецкого ученого, автора многих трудов по истории греческого искусства И. Винкельмана (1717 — 1768) Менгс написал в 1861 году. Наряду с образами, созданными А. Кауфман и учеником художника А. фон Мараном, это самое исторически достоверное изображение Винкельмана.

Менгс изобразил своего духовного наставника с томиком Илиады Гомера, ставшей настольной книгой всех увлеченных античностью людей эпохи.

Ученый погружен в раздумье; светом эффектно выделено лицо, в котором подчеркнут острый ум высокообразованного человека века Просвещения, возвышенная красота духовных помыслов.

Автопортрет. 1775

Столь же программны, как и образ Винкельмана, для портретной живописи века Просвещения автопортреты Менгса (1774, Ливерпуль, Художественная галерея; 1770—1774, Генуя, Академия лингвистики; 1775, Флоренция, Галерея Уффици, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 1770-е — Мадрид, Прадо). Гризайльное изображение Персея и Андромеды в «Автопортрете» из Ливерпуля, книга в полотне из Генуи указывают на интересы художника. Строгая поясная композиция «Автопортретов» из Уффици и Эрмитажа сочетается с театральной позой и жестом руки.

Аллегория Истории. Эскиз. 1771

После фрески «Парнас» второй значительной работой Менгса в монументальной живописи стала роспись плафона зала папирусов Ватиканской библиотеки Аллегория Истории (1771—1773; эскиз — Бассано, Городской музей).

Менгс выразил в ней просветительские идеалы века, прославил открытие Музея Пио-Клементино в Риме, созданного усилиями двух Пап — Климента XIV и Пия VI.

Фигуры Славы, Истории, Времени и олицетворяющего прошлое и будущее двуликого Януса, указывающего на открытую дверь музея, где виднеется шедевр экспозиции — скульптура Спящая Ариадна, характеризуют новую, светскую по духу аллегорию века Просвещения.

Портрет испанского короля Карлоса III. Ок. 1761

Портрет королевы Марии Амалии Саксонской. Ок. 1761

В 1759 году Менгс был приглашен в Неаполь королем Неаполя и Королевства обеих Сицилий Карлосом III и Марией Амалией Саксонской для работы над алтарем Королевской капеллы в Казерте Введение Марии во храм.

С переездом в 1761 году двора в Мадрид художник получает заказ на исполнение там росписей Королевского дворца, замка в Аранхуэсе, серии портретов членов семьи Карлоса III и алтарные образа. В 1762—1769 годах им были написаны портреты короля и королевы (оба — ок. 1761, Мадрид, Прадо) и шести инфантов династии Бурбонов.

Унаследовавший любовь к искусству от своей матери-итальянки Изабеллы де Фарнезе, Карлос III приглашал до Менгса многих известных мастеров, портреты членов его семейства писали итальянцы Лоренцо Тьеполо (младший сын Дж.Б. Тьеполо) и Дж. Бонито.

Портрет инфанта Луиса де Бурбона. Ок. 1775—1776

Образы инфантов Антонио Паскуале (1767, Мадрид, Прадо) и Луиса (ок.

1775—1776, Кливленд, Художественный музей), ставшего вскоре королем Неаполя Фердинанда де Бурбон (Мадрид, Прадо), написаны с высоким живописным мастерством в передаче ярких парадных придворных костюмов и блистающих драгоценными камнями почетных орденов. Но Менгс акцентирует и характерные черты облика моделей, а не только их сословное величие, подчеркивая индивидуальность каждого из сыновей Карлоса III.

Поклонение пастухов. 1770

Для украшения апартаментов Королевского дворца в Мадриде было исполнено и полотно «Христос в Гефсиманском саду» (ок. 1769, Мадрид, Королевский дворец). Тело Христа, молящегося после Тайной вечери, поддерживает явившийся ему ангел, напоминающий миловидным ликом ангелов Корреджо.

Белое покрывало в руках ангела символизирует скорую смерть Христа. Холодным зеленоватым светом выделены лица персонажей, находящихся в выразительном диалоге.

Полотно Менгса, написанное в традициях классицистической живописи XVII века, достаточно ярко характеризует одну из тенденций в живописи Рима эпохи неоклассицизма.

После недолгого пребывания в Италии (1769—1774) Менгс снова работал в Испании над росписями Аранхуэса и Нового королевского дворца в Мадриде, руководил работой Королевской шпалерной мануфактуры.

Исполненные в стилистике неоклассицизма фрески Королевского дворца («Апофеоз Геркулеса», «Апофеоз Траяна», «Аврора») еще в большей степени, чем Парнас обозначили конец старой и рождение новой традиции в монументальной живописи, которая будет воспринята последователями немецкого художника в XIX веке.

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=598

Дрезденская галерея Цвингер Начало галереи положено саксонским курфюрстом

Дрезденская галерея (Цвингер) Начало галереи положено саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым в начале 16 века

Читайте также:  Пьяцетта, антонио каналетто - описание

Здание галереи В XIX в. Годфридом Земпером было спроектировано современное здание галереи, входящее в ансамбль Цвингера. Здание Галереи было построено в 1855 г.

Старые мастера Дрезденская картинная галерея

История приобретения коллекций началась с правления Фридриха III Мудрого (1486– 1525), который стал покупать различные раритеты, а также давал заказы таким выдающимся художникам как Л. Кранах и А. Дюрер.

Король Польши Август I, в 1560, образовал кунсткамеру: универсальное собрание всякого рода редкостей и природных диковинок, изобретений механиков, драгоценной посуды, украшений, старинных монет, а также картин религиозного содержания и династические портреты.

Август II Сильный поставил цель создания выдающейся коллекции, не уступающей тем, какие он видел в Италии и Франции. Август III скупал все лучшее, что появлялось на аукционах Европейских городов.

Итальянские мастера

«Сикстинская мадонна» Рафаэля

Андре Мантенья «Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоаном»

«Святой Себастьян» Антонелло да Мессина «Святой Себастьян» Козимо Тура

Портрет мальчика» Бернардино Пинтуриккио

«Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем» Андреа Мантеньи

«Спящая Венера» Джорджоне

В галерее хранится ряд ценных произведений величайшего художника венецианского Высокого Возрождения Тициана (14771576). Самое знаменитое из них — это «Динарий кесаря», написанный в 1516 году, и «Дама в Белом» .

Бартоломео Манфреди , «Сторожка» .

Натюрморт де Геема с птичьим гнездом

Бернардо Белотто

Мастера Нидерландов

Петер Пауль Рубенс «Леда с лебедем»

Пьяный Геракл

Немецкие мастера 15 -го и 16 -го столетия «Оплакивание Христа» Мастера домовой книги

Французские мастера XVIII столетия

Антуан Ватто Праздник любви Общество в парке

«Шоколадница» Жан-Этьен Лиотар (1702 -1789).

Испанские мастера XVII века

«Портрет господина» Диего Веласкес

Андреа дель Сарто «Жертвоприношение Авраама»

«Мария с младенцем» Бартоломе Эстебан Мурильо

Юзеппе де Рибера «Святая Инесcа в тюрьме»

Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого»

Антон Рафаэль Менгс «Автопортрет в красном плаще», который 16 -летний художник написал в 1744 году.

«Cвадебный портрет герцога Саксонского Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургско й» (1514) Луис Кранах

Портрет курфюрста Саксонского Фридриха II Мудрого (1532) Луис Кранах

Источник: http://present5.com/drezdenskaya-galereya-cvinger-nachalo-galerei-polozheno-saksonskim-kurfyurstom/

МЕНГС, АНТОН РАФАЭЛЬ

МЕНГС, АНТОН РАФАЭЛЬ (Mengs, Anton Raphael) (1728–1779), немецкий художник и теоретик искусства, один из основоположников неоклассицизма.

Родился в Ауссиге (ныне город Усти-над-Лабем, Чехия) 22 марта 1728 в семье живописца И.Менгса. Учился у отца, вместе с ним отправившись в Рим для изучения памятников античности и Ренессанса (1741).

Вернувшись на родину, жил в Дрездене (в 1745–1746), затем вновь приехал в Рим, обратился в католицизм и провел в «вечном городе» большую часть своей творческой жизни (1746–1749, 1754–1761, 1769–1773 и с 1775). В 1749–1754 вновь работал в Дрездене. В 1755 познакомился с И.

И.Винкельманом, оказавшим на его эстетические взгляды решающее влияние.

В ранний период выдвинулся прежде всего как мастер пастельного портрета (Портрет отца, Курфюрст Август III; обе работы – 1740-е годы, галерея «Старые мастера», Дрезден).

Впоследствии, все чаще обращаясь и к масляной живописи, вошел в число ведущих портретистов Европы, создавая образы, полные живого изящества и строгой гармонии (Папа Климент XIII, 1758, Национальная пинакотека, Болонья; И.И.Винкельман, ок.

1761, известен в нескольких вариантах; Карл III Испанский, 1761, Прадо, Мадрид; автопортреты разных лет, – эрмитажный, 1770-е годы, и др.). Еще большую славу принесли Менгсу многочисленные картины на антично-мифологические и христианские темы (Суд Париса, ок.

1757; Благовещение, Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне, Персей и Андромеда, все три картины – 1774–1777; все – Эрмитаж, Петербург), а также монументально-декоративные работы (фреска Парнас на плафоне виллы Альбани в Риме, 1761, – известнейшее и программное его произведение; росписи Зала папирусов с Аллегорией Истории в Ватиканской библиотеке, 1771–1773; и др.). Считая барокко с его пылкой эмоциональностью «ложным стилем», культивировал благородно-сдержанное искусство, сочетающее античные формы с ренессансным колоритом.

В 1761–1769 и 1774–1776 работал при дворе Карла III в Мадриде, где исполнил, в частности ряд фресок в Королевском дворце (1762–1768). Был президентом римской Академии св. Луки (с 1774).

Свои взгляды на искусство изложил в книге Мысли о прекрасном и о вкусе в живописи (1762), где выдвинул в качестве главной задачи художника собирание частиц идеального в жизни – с целью воссоздания того «вкуса к совершенству», которым обладали древние греки и корифеи Возрождения.

Умер Менгс в Риме 29 июня 1779.

Литература:

Мастера искусств об искусстве, т. 3. М., 1967
А.Р.Менгс (каталог). Л., 1981

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MENGS_ANTON_RAFAEL.html

Антон Рафаэль Менгс

Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.

Сын саксонского придворного художника Измаила Менгса — датчанина по происхождению. Начала рисования изучал вместе со своей сестрой Терезой Конкордией под руководством отца.

С 1741 по 1744 годы вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров (Рафаэля, Корреджо). В Риме Менгс учился у Марко Бенефьяла и Себастиано Конки. Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. В 1746 году приехал в Рим вторично. Перешёл в католицизм и сочетался браком с римской натурщицей Маргеритой Гуацци.

В 1749 году вернулся в Дрезден. В 1751 году назначен главным придворным художником, с годовым жалованием 1000 талеров. Уже в новой должности получил заказ на исполнение алтарной композиции «Вознесение» для придворной церкви в Дрездене. Он выехал в Рим, чтобы начать работу над картиной рядом с произведениями итальянских художников, и посетил попутно Венецию и Флоренцию.

Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Рафаэля, в том числе фрески последнего «Афинская школа». В конце 1755 года Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области теории живописи.

Покровительствовал Менгсу испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара. В 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры».

Читайте также:  Музей науки и промышленности, чикаго, сша

Весной 1756 года он начал на вилле Альбани фресковую роспись плафона и люнетов («Парнас», тондо «Рим» и «Гений»).

Эта работа Менгса считается ключевым произведением немецкого классицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени».

В конце 1759 года прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский наследовал за отцом испанский королевский престол, Менгс вернулся в Рим.

В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки. В Испании одним из учеников Менгса был Агустин Эстеве.

В октябре 1766 года из-за ссоры с Винкельманом Менгс навсегда прекратил общение с ним.

С 1772 по 1773 год Менгс находился в Неаполе, снова работая над портретам членов королевской семьи. В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под картиной Рафаэля.

В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары.

Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры. Из-за болезни — он плохо переносил мадридские холодные зимы — Менгс вернулся в 1777 году в Рим. Умер 16 июня 1779 года. Похоронен в римской церкви Санти Микеле э Магно.

В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион.

Менгс поддерживал хорошие отношения со многими знаменитыми современниками, кроме Винкельмана, например, с маркграфиней Вильгельминой Байрейтской и Джакомо Казановой, который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах.

При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля.

Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.

Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник.

Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

Блестящий портретист, Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Клемента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II.

Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, вслед за Винкельманом проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо.

Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, той, которая не существует в природе, а является результатом отбора самого наилучшего.

Он критиковал живописцев XVII и XVIII веков, первых за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами и избыточные драматизацию и религиозный пафос, вторых — за тематику, лишённую моральных и образовательных устремлений.

Как теоретик он получил громкую известность в интеллектуальных кругах Европы и оказал сильное влияние на развитие новейшей живописи. Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварельного и пастельного рисунка.

Слава художника угасла вскоре после смерти. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним», тем не менее отдавая должное ему как портретисту. Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров барокко.

По мнению Рудольфа Виттковера: «В конечном счете, он [Менгс] в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».

Одним из курьёзов в истории искусств является фреска «Юпитер целует Ганимеда», созданная в 1758—59 годах (Национальная галерея, Рим). Это произведение послужило поводом для ссоры между Винкельманом и Менгсом.

Менгс, впечатлённый результатами раскопок Помпей и Геркуланума, виртуозно использовал приёмы античных художников и создал своё произведение (возможно, это была копия подлинной фрески).

Несмотря на возражения некоторых скептиков, произведение сразу же было принято за античный оригинал (в том числе и Винкельманом в его «Истории искусства древности»). Раскрытие подлога ударило по репутации Винкельмана и навсегда поссорило его с Менгсом.

Неизвестно, какими соображениями руководствовался художник, идя на подобную мистификацию. По словам Гёте, Менгс признал своё авторство только перед смертью.

ru.wikipedia.org

Источник: https://nekropole.info/ru/Anton-Rafael-Mengs

Ссылка на основную публикацию