«благовещение честелло», сандро боттичелли — описание картины

Сандро Боттичелли: можно ли узнать творения живописца по оттенкам охры?

Получив начальное обучение у ювелира, Боттичелли в 1462 году едет во Флоренцию и поступает в мастерскую Фра Филиппо Липпи. Стиль нового учителя оказал серьезное влияние на творчество молодого живописца. Это проявлялось и в чертах лиц, и в деталях орнамента и цвета.

Однако спустя пару лет в творчестве художника начинает проявляться особенный стиль. Он делает более сильный, оригинальный акцент на тенях (охра используется автором для более яркой передачи цвета тела), и это становится одной из отличительных черт его творчества. Другой особенностью творчества художника является полнота передачи драматичности сюжета и действенности в картинах.

Произведения Боттичелли имеют весьма условную датировку, так как сам он даты проставлял редко, и возраст картин определяли позднее, используя стилистический анализ. Самые ранние его полотна, такие как «Св.

Себастьян», «Поклонение волхвов», «портрет Джулиано Медичи», относятся к семидесятым годам пятнадцатого века. К восьмидесятым годам стиль автора существенно меняется, становится более твердым, уверенным и выразительным. Фреска «Св.

Августин», датированная 1480-м годом — яркий тому пример.

В 1481 году художник едет в Рим по приглашению папы Сикста IV для написания фресок на стенах Сикстинской капеллы. Боттичелли написал три фрески, в которых живо и драматично изложил богословскую программу.

После возвращения из Рима художник в своем творчестве развивает мифологические темы. Он пишет одни из самых известных своих произведений: «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс».

Аура тех волшебных полотен также присутствует и в знаменитых алтарях, которые художник написал в восьмидесятых годах. Самые известные из них — «Алтарь Барди», изображающий Божью матерь с младенцем, Иоанном Крестителем, и «Благовещение Честелло». К концу восьмидесятых годов пятнадцатого века в творчестве Боттичелли начинает проявляться некоторая манерность, любование собственным стилем.

В угоду более сильной выразительности полотен маэстро жертвует пропорциями фигур. Этот этап ярко характеризуют такие произведения, как «Распятие» и «Мистическое рождество». Картины олицетворяют веру автора в возрождение Церкви и отражают ярое неприятие Флоренции эпохи Медичи.

Рисунков Боттичелли сохранилось очень мало, несмотря на то, что он выполнял на заказ эскизы гравюр и тканей. Серия иллюстраций «Божественной комедии» представляет немалую художественную ценность, хотя и не была полностью завершена.

Кисти Боттичелли в той или иной степени принадлежит около пятидесяти картин.

Под его началом действовала процветающая мастерская, которая творила продукцию разного качества и работала в жанре самого маэстро.

Многие полотна, если и не были написаны рукой известного художника, были созданы благодаря его замыслу. Все они характеризуются определенной манерностью, линеарностью и плоскостностью в трактовке формы…

17 мая 1510 года Боттичелли умер во Флоренции.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/28355/

$AlexLat$

Главная » Статьи » Шедевры мировой живописи » Боттичелли Сандро

Творческий метод Боттичелли

 Творческий метод Хотя Боттичелли, несомненно, был приверженцем гуманистической культуры, в том, что касается техники, он был далек от новых веяний эпохи: в то время, как многие его современники старались сделать живопись как можно реалистичнее, объемнее, «живее», он, кажется, не проявлял ни особого интереса к новациям своего времени или даже проявлял к ним полнейшее равнодушие. Так, несмотря на то что математические законы перспективы еще в первой половине 15 в. были изучены Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, и во времена Боттичелли были полностью освоены живописцами, и их использование стало признаком художественной грамотности, многие произведения мастера говорят о не слишком строгом обращении с ними. В «Рождении Венеры» и «Поклонении Волхвов, или Мистическом Рождестве» (Национальная галерея, Лондон) все фигуры написаны фронтально, лица однообразно в три четверти (впрочем, как на всех других картинах художника), а почва как бы ускользает у них из-под ног. Во многих случаях композиция вытянута в виде фриза, где действующие лица стоят «впереди», а не «внутри» картинного пространства. Персонажи большей части картин на самом деле не «живут» в пейзаже,— они доминируют над ним, превращая его фактически в задник.  Паллада и КентаврСтоль же условен у Боттичелли и пейзаж: так, в «Рождении Венеры» и «Палладе и Кентавре» хорошо видна линия горизонта, в то время, как любой другой мастер «растворил» бы ее в туманной дымке, пользуясь открытой Леонардо да Винчи техникой сфумато. Конечно, мастер не воспользовался новациями живописной техники не по причине неумения или незнания (в его «Мадонне Магнификат», например, пейзаж с извилистой речкой покрыт дымкой), скорее, мастер следовал требованиям гармонии линии, выразительности и чистоты силуэта, утонченной экспрессии, одухотворенности. В то время, когда многие современники с помощью светотени или внимательного изучения анатомии и системы пропорций стремились придать фигурам реалистическое живоподобие, Боттичелли отдавал предпочтение удлиненным, тонким и изящным, почти абстрактным в своих силуэтах, бесплотным фигурам, которые удивительно напоминают нам готические статуи. Кажется, что истоки утонченного и элегантного стиля Боттичелли восходят к традициям флорентийских ювелиров и миниатюристов. Как и эти мастера, художник стремился добиться абсолютного совершенства линии, до такой степени тонкой и точной, чтобы с ее помощью иметь возможность передать эффект прозрачности материала и воспроизвести рукописную страницу с такой точностью, чтобы зритель мог прочесть каждое слово. Но уже современники Боттичелли считали, что линеарность художника — это пройденный этап в живописи, а после его смерти даже Вазари считает его одним из второстепенных художников. Только прерафаэлиты в середине 19 в., восстав против реалистической «размытости» в живописи, возвратили ему заcлуженную славу рисовальщика.Рисунки БоттичеллиСовременники весьма ценили плавность, красоту и тонкость рисунка Боттичелли. По словам Вазари, художник прекрасно и много рисовал, так что спустя немало лет после его смерти сохранялась масса рисунков (несколько было у самого Вазари). По его мнению, они выполнены мастерски и непринужденно. Многие представляли собой наброски будущих картин, но известно также, что Боттичелли делал эскизы гравюр, кружев и ковров, церковных одеяний, хоругвей. К сожалению, немногое из графического наследия художника дошло до наших дней. Это «Три ангела» (около 1475) и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, над которыми художник работал c перерывами несколько лет. Эскизы к картинам встречаются у него весьма редко. Рисунок «Аллегория Изобилия» (около 1480), к примеру, может иметь отношение к картине Помона (или Осень) из Музея Конде в Шантийи.Работа в РимеРабота мастера не ограничивалась пределами Флоренции и Тосканы. В 1481 он получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Вместе с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — П. Перуджино, Д. Гирландайо и Л. Синьорелли — он пригласил и Боттичелли, который написал три фрески: «Сцены из жизни Моисея», «Искушение Христа» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона». Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты. Творчество Боттичелли в 1480-1490-е годы   Юноша в красной шапкеБоттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть «Мадонн с младенцем» писали его ученики, старательно, но не всегда блестяще копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483-1484), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Не случайно, что когда герцог Миланский пожелал узнать о лучших флорентийских художниках, то больше всего похвал он услышал в адрес Боттичелли, о котором знатоки говорили, что он прекрасно пишет как на доске, так и на стенах, а его картины полны необычайной силы и отличаются совершенством пропорций. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и Св. Иоанном Крестителем (1484) и «Благовещение Честелло» (1484–1490, Уффици).  БлаговещениеПроповедь Савонаролы и проблемы творчества Боттичелли После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 к власти во Флоренции пришел его сын Пьеро, который не обладал политическим чутьем отца и был не способен разобраться в сложностях городской обстановки. Когда французский король Карл VIII вторгся в Италию, Пьеро, желая задобрить противника, сдал ему Пизу. Возмущенный этим народ изгнал Пьеро из города и восстановил республику. В столь политически сложной ситуации на арене появился доминиканский монах Джироламо Савонарола, который уже в течение многих лет произносил яростные проповеди против коррупции властей, против роскоши и разврата, в которых погрязла знать, и особенно — против власти Медичи, фактически превратившейся в монархию. Эти драматические события совпали с нелегким периодом в жизни Боттичелли. Он был глубоко потрясен смертью любимого брата Джованни (1493) и фактически потерял покровительство Медичи: его главный заказчик Лоренцо Пьерфранческо Медичи в 1497 бежал из города и даже по возвращении (после гибели Савонаролы) не смог оказать фактически никакой протекции художнику. Кажется, две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Савонаролы, — «Распятие» (Кембридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и «Мистическое Рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея), исполненное блаженной радости и восхищения миром, необыкновенной хрупкости и завораживающей прозрачности рисунка, — представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие как «Сцены из жизни римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «Сцены из жизни римлянки Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к Медичи. Смутный период правления Савонаролы был недолгим: в 1498 он был низложен, отлучен от Церкви и сожжен на костре. До сих пор не ясно, действительно ли Боттичелли разделял взгляды Савонаролы. Легенда сообщает, что под воздействием призывов к отказу от соблазнов мира и обращения к молитве, очищению от скверны души, художник самолично выносил свои картины на костры, устроенные «плаксами», боевыми отрядами Савонаролы, в городе. Хотя известно, что брат художника, Симоне, принадлежал к числу пламенных сторонников доминиканского проповедника, прямых доказательств участия самого Сандро в деятельности правительства, учрежденного Савонаролой, нет. Одним из них и достаточно весомым можно считать исключительную, на грани мистической, одухотворенность позднейших произведений мастера: пропорции фигур на его картинах нарушаются для усиления психологической выразительности, линейный рисунок становится трепетно-нервным, в нем больше не мелодической красоты, но надрывности, в композиции — все больше перепадов пространства, ритмических цезур.   Оплакивание ХристаВ искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», после 1495, галерея Уффици, Флоренция; «Оплакивание Христа», после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; «Сцены из жизни св. Зиновия», около 1505, Картинная галерея, Дрезден, Национальная галерея, Лондон, и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.«Клевета»  Клевета Известно, что полотно «Клевета» Боттичелли выполнил по заказу своего друга Антонио Сеньи. При создании картины он обратился к описанию несохранившейся картины Апеллеса, прославленного греческого художника 4 в. до н. э. На троне восседает царь Мидас с ослиными ушами, а Невежество и Подозрительность нашептывают ему слова обольщения. Зависть в капюшоне подводит к нему Клевету, которой Коварство и Обман заплетают косы. Клевета держит в руке зажженный факел и тянет за волосы свою жертву. Cлева — обнаженная фигура Истины указывает перстом вверх. Ее признала только некрасивая старуха, изображающая угрызения совести. Статуи и рельефы на колоннах на сюжеты из мифологии и современной художнику истории ничего общего не имеют с темой картины, выбранной, как кажется, потому, что Боттичелли (или его друг) стали предметом какого-то злословия. Некоторые исследователи видят в картине скрытый намек на несправедливый суд над Джироламо Савонаролой.Последние годыВ последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли нет. Примечательно, что когда в 1502. Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 в., когда его творчество вновь открыли английский художественный критик Джон Рескин и художники-прерафаэлиты, его имя фактически было забыто для истории искусства.
Категория: Боттичелли Сандро | Добавил: alexlat (23.04.2012)
Читайте также:  Скульптуры фальконе: фото, описание скульптур

Источник: http://alexlat.ucoz.ru/publ/shedevry_mirovoj_zhivopisi/bottichelli_sandro/tvorcheskij_metod_bottichelli/204-1-0-1050

Сандро Боттичелли

Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.

“Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици
“Весна”, около 1477–1478

Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

«Портрет мужчины с медалью», 1474, галерея Уффици, Флоренция, «Портрет Джулиано Медичи», 1470-е, Бергамо; и другим

Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици

«Сцены из жизни Моисея», 1482

“Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици

“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям.

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью.

Станковым портретам художника свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Юдифь”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.

Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации. В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла д’Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

Читайте также:  Портрет вильгельма уде, пабло пикассо, 1910

По материалам www.smallbay.ru.

Источник: http://designum.com.ua/botticelli/

Ренессанс

Главная => Художники Ренессанса

Сандро Боттичелли (Botticelli) (настоящее имя и фамилия — Алессандро Филипепи Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Близок двору Медичи и гуманистич. кругам Флоренции. Произв. на религ. и миф. темы («Весна», ок.

1477-1478; «Рождение Венеры», ок. 1483-84) отмечены одухотворенной позицией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 90-х годов искусство Боттичели становится напряженно драмматическим («Клевета», после 1495). Рис.

к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).

Биография

Боттичелли, Сандро один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее 'бочоночек', на самом деле принадлежало его старшему брату). После первоначального обучения у ювелира ок.

1462 Боттичелли поступил в мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите.

В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов.

Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине Боттичелли Аллегория силы (ок.

1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок.

1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли — Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).

Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици).

Два портрета — молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) — датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли.

Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям.

К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св.

Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним.

Предметы, окружающие св. Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, — демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного.

Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли.

Леонардо да Винчи писал, что 'наш Боттичелли' проявлял мало интереса к пейзажу: ':он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж'.

Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы.

Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона.

Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры — к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499).

Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы.

Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты.

Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годов. К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св.

Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484-1490, Уффици).

Но в Благовещении Честелло уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры.

Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности.

Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев.

Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452-1498), — Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), — представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи.

Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что ему часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный интерес представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте. Глубоко продуманные графические комментарии к великой поэме во многом остались незавершенными.

Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества.

Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Почти для всех характерна ярко выраженная плоскостность и линеарность в трактовке формы, соединенные с откровенным маньеризмом.

Умер Боттичелли во Флоренции 17 мая 1510.

  • Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).
Читайте также:  «венера, марс и амур», пьеро ди козимо — описание картины

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/artist_20.shtml

Боттичелли Сандро. Картини, фрески й біографія. Sandro Botticelli

Боттичелли Сандро Картини й біографія Сандро Боттичелли Боттичелли Сандро [властиво Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренція — 17 травня 1510, Флоренція), італійський живописець епохи Раннього Відродження, представник флорентійської школи.

Сандро Боттичелли — один із самих яскравих художників італійського ренесансу. Він створив чарівні по своїй височині образи-алегорії й подарував миру ідеал жіночої краси. Народився в родині дубильника шкіри Мариано ди Ванни Филипепи; прізвисько «Боттичелло» — «бочоночек» — успадкував від старшого брата Джованни.

Серед перших відомостей про художника — запис у кадастрі 1458 року, зроблена батьком про нездоров'я свого молодшого сина.

По закінченні навчання Боттичелли став подмастерьем у ювелірній майстерні свого брата Антонио, але довго в ній не затримався й близько 1464 перейшов в учні до ченця фра Филиппо Липпи з обителі Карміні, одному із самих знаменитих художників того часу

Стиль Филиппо Липпи зробив на Боттичелли величезний вплив, що виявився головним чином у певних типах осіб (у повороті в три чверті), декоративності й орнаментальності малюнка драпірувань, рук, у схильності до деталізації й м'якому висвітленому колориті, у його «восковому» світінні.

Немає точних відомостей про період навчання Боттичелли у Филиппо Липпи й про їхні особисті відносини, але можна припустити, що вони цілком жили в згоді, оскільки через кілька років син Липпи став учнем Боттичелли.

Їхнє співробітництво тривало до 1467 року, коли Филиппо переїхав у Сполето, а Боттичелли відкрив свою майстерню у Флоренції. У добутках кінця 1460-х років тендітна, площинна линеарность і грація, перейняті від Филиппо Липпи, переміняються більше об'ємним трактуванням фігур.

Приблизно в цей же час Боттичелли почав застосовувати охристі тіні для передачі тілесного кольору — прийом, що став примітною рисою його стилю

Раннім роботам Сандро Боттичелли властива ясна побудова простору, чітке світлотіньове ліплення, інтерес до побутових деталей («Поклоніння волхвів», близько 1474-1475, Уффици).

Весна, 1477-1478 Галерея Уффици, Флоренциярождение Венери, 1482 Галерея Уффици, Флоренція Мадонна із книгою, 1480-е Музей Польди-Пеццоли, Миланмадонна з дитиною й Іоанном Хрестителем, 1495, Галерея Питти Афіна Паллада й Кентавр, 1482 Галерея Уффици, Флоренцияпортрет Симонетти Веспуччи, 1480 Державний музей, Берлін З кінця 1470-х років, після зближення Боттичелли із двором правителів Флоренції Медичи й навкруги флорентійських гуманістів, у його творчості підсилюються риси аристократизму й витонченості, з'являються картини на античні й алегоричні теми, в яких почуттєві язичеські образи перейняті піднесеної й разом з тим поетичною, ліричною натхненністю («Весна», близько 1477-1478, «Народження Венери», близько 1482-1483, — обидві в Уффици). Натхненність ландшафту, тендітна краса фігур, музикальність легенів, трепетних ліній, прозорість вишуканих, немов витканих з рефлексів фарб створюють у них атмосферу мрійності й легкого смутку. Портрет Джулиано Медичи, 1474-1475Портрет чоловіка з медаллю, 1474Поклоніння волхвів Вівтар Заноби, 1475Портрет парубка, 1483Святий Августин Блаженний, 1480 Станковим портретам художника (портрет чоловіка з медаллю, 1474, галерея Уффици, Флоренція; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; і іншим) властиве сполучення тонких нюансів внутрішнього стану людської душі й чітка деталізація характерів портретируемих. Завдяки Медичи Боттичелли близько познайомився з ідеями гуманістів (значне їхнє число входило в кружок Медичи, свого роду елітний інтелектуальний центр ренесансної Флоренції), багато хто з яких відбилися в його творчості. Наприклад, міфологічні картини («Афіна Паллада й Кентавр», 1482; «Венера й Марс», 1483 і інші) були, природно, написані художником Боттичелли за замовленням культурної еліти й призначалися для прикраси палаццо або вілл знатних флорентійських замовників

До часу творчості Сандро Боттичелли міфологічна тематика в живописі зустрічалася в декоративних прикрасах весільних кассоне й предметах прикладного мистецтва, тільки зрідка стаючи об'єктом живопису.

Сцени з життя Мойсея Фреска, 1481-1482Зцілення прокаженого й спокусу Христа, фреска, 1482Покарання Корея, Дафана й Абирона, фреска, 1481-1482Наклеп 1495 В 1481 році Сандро Боттичелли одержав від тата Сикста IV почесне замовлення.

Понтифик тільки що закінчив будівництво Сікстинської капели Ватиканського палацу й побажав, щоб кращі художники прикрасили її своїми фресками.

Поряд з найвідомішими майстрами монументального живопису того часу — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино й Синьорелли — за вказівкою тата був запрошений і Боттичелли.

У виконаних Сандро Боттичелли в 1481-1482 фресках у Сікстинській капелі у Ватикані («Сцени з життя Мойсея», «Покарання Корея, Дафана й Абирона», «Зцілення прокаженого й спокусу Христа») велична гармонія пейзажу й античної архітектури сполучається із внутрішньою сюжетною напруженістю, гостротою портретних характеристик.

У всіх трьох фресках художником майстерно вирішена проблема викладу складної богословської програми в ясних, легких і живих драматичних сценах; при цьому повною мірою використовуються композиційні ефекти. Мадонна Барди 1484-1485Благовещение Честелло 1489-1490Історія Настаджо дельи Онести, 1483, сцена третьяистория Лукреции Близько 1500Містичне Різдво 1500 Боттичелли вернувся у Флоренцію влітку 1482 року, можливо, через смерть свого батька, але, швидше за все, по справах власної майстерні, завантаженою роботою

У період між 1480 і 1490 роками його слава досягла апогею, і він став одержувати до того величезне число замовлень, що справлятися з ними самому було майже неможливо, тому більшу частину картин «Мадонн із дитиною» закінчували його учні, старанно, але не завжди блискуче, що копіювали манеру свого майстра. У ці роки Сандро Боттичелли написав для Медичи кілька фресок на віллі Спедалетто у Вольтерре (1483-84), картину для ніші вівтаря в капелі Барди при церкві Санто Спирито (1485) і кілька фресок алегоричного змісту на віллі Лемми. Чарівна грація, краса, багатство уяви й блискуче виконання, властивим картинам на міфологічні теми, присутні також у декількох знаменитих вівтарях Боттичелли, написаних протягом 1480-х роках. До числа кращих належать вівтар Барди із зображенням Мадонни з дитиною й святими Іоанном Хрестителем і Іоанном Євангелістом (1485) і «Благовещение Честелло» (1489-1490, Уффици).

Мадонна Магнификат 1482-1483Венера й Марс 1482-1483Мадонна із гранатом 1487 У 1490-е роки, в епоху потрясших Флоренцію соціальних шумувань і містико-аскетичних проповідей ченця Савонароли, у мистецтві Боттичелли з'являються ноти драматизму, моралізування й релігійної екзальтації («Оплакування Христа», після 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; «Наклеп», після 1495, Уффици). Різкі контрасти яскравих колірних плям, внутрішня напруженість малюнка, динаміка й експресія образів свідчать про незвичайну зміну у світосприйманні художника — убік більшої релігійності й навіть своєрідного містицизму. Однак його малюнки до «Божественної комедії» Данте (1492-1497, Гравюрний кабінет, Берлін, і Ватиканська бібліотека) при гостроті емоційної виразності зберігають легкість лінії й ренесансну ясність образів. Фрагменти картин і фресок художника Сандро БоттичеллиФлора 1478Венера 1482 Сатир-Пустун 1483Дочка Иофора 1482Афіна Паллада 1482 В останні роки життя художника його слава хилилася до заходу: наступала ера нового мистецтва й, відповідно, нова мода й нові смаки. В 1505 він увійшов до складу міського комітету, що повинен був визначити місце установки статуї роботи Мікеланджело — його «Давида», але за винятком цього факту інших відомостей про останні роки життя Боттичелли невідомо.

Примітно, що коли в 1502 році Ізабелла д'есте шукала для себе флорентійського художника й Боттичелли дав свою згоду на роботу, вона відкинула його послуги. Вазари у своїх «Життєписах…

» намалював обтяжуючу картину останнього років життя художника, описавши його як людини бедного, «старого й марного», нездатного триматися на ногах без допомоги милиць.

Швидше за все, образ зовсім забутого й бідного художника — створення Вазари, що був схильний до крайностей у життєписах художників. Умер Сандро Боттичелли в 1510 році; так закінчилася Кватроченто — ця счастливейшая епоха у флорентійському мистецтві.

Боттичелли помер у віці 65 років і був похований на цвинтар флорентійської церкви Оньиссанти.

Аж до 19 століття, коли його творчість знову була відкрита художником-прерафаелитом Данте Габриелем Россетти й художніми критиками Уолтером Патером і Джоном Рескиним, його ім'я фактично було забуто для історії мистецтва.

У Боттичелли вони побачили родинне перевагам своєї епохи — щиросердечну грацію й меланхолію, «симпатію до людства в його нестійких станах», риси хворобливості й декадансу.

Наступне покоління дослідників живопису Боттичелли, наприклад Герберт Хорн, що писав у перших десятиліттях XX століття, розрізнило в ній інше — уміння передати пластику й пропорції фігури — тобто прикмети енергійної мови, характерного для мистецтва раннього Ренесансу. Перед нами досить різні оцінки.

Що ж визначає мистецтво Боттичелли? XX століття багато зробило для того, щоб наблизитися до його розуміння. Картини майстра органічно включили в контекст його часу, зв'язавши з художнім життям, літературою й гуманістичними поданнями Флоренції

Живопис Боттичелли, притягальна й загадкова, співзвучна світогляду не тільки епохи раннього ренесансу, але й нашого часу. Примітка. 1. Клич по мініатюрі картини перехід на сторінку скрипта зображення, регулювання від 25 до 200%. 2. Клич за назвою картини перехід на сторінку із зображенням максимального розміру й описом. Мистецтво Франції

Паризькі художники, скульптори, архітектори, майстри гравюри. Історія закордонного мистецтва. Від епохи романського стилю й готики середньовіччя до сучасності

Источник: http://www.nitpa.org/bottichelli-sandro-kartini-freski-j-biografiya-sandro-botticelli/

Ссылка на основную публикацию