Богоматерь с младенцем и святой анной, альбрехт дюрер, 1519

Художник Альбрехт Дюрер

Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.

Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра.

В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др.

Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).

«Праздник всех святых»

(Алтарь Ландауэр) 1511,
Музей истории искусств, Вена

«Христос среди книжников» Собрание Тиссен-Борнемица, 1506, Мадрид

«Адам и Ева» 1507, Прадо, Мадрид (самое красивое изображение Адама и Евы !! )

«Автопортрет» 1493

«Автопортрет » 1500

«Мадонна с грушей» 1512, Музей истории искусств, Вена

«Молящаяся Мария»

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.

Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).

При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511).

Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. 

“Меланхолия I ” (1514)

«Рыцарь, Смерть и Дьявол» 1513

«Четыре всадника Апокалипсиса»

«Праздник четок» 1506, Национальная галерея, Прага

«Святой Иероним» 1521

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521).

Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы.

Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).

В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, — хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, — он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, — особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению…”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Ecce Homo (Сын человеческий)

Около 1495, Кунстхалле, Карлсруэ

«Четыре апостола»

«Портрет отца Дюрера в 70 лет» 1497

«Поклонение волхвов» 1504

«Император Максимиллиан I» 1519

«Алтарь Паумгартнера» 1500-1504

«Семь печалей девы» 1497

«Императоры Карл и Сигизмунд» 1512 

«Портрет юноши» ок. 1504

«Портрет молодой венецианки» 1505

«Мария с младенцем и святой Анной» 1519

«Портрет женщины» 1506

«Портрет Иеронима Хольцшуэра» 1526

Алтарь Ябаха, наружняя сторона левой створки » Иов, терпящий унижение от жены» Около 1500-1503

«Портрет неизвестного в красной мантии» (св. Себастьян) Около 1499

«Портрет Освальда Крелля» 1499

«Alliance Coat of Arms of the Dure and Holpe Families» 1490

«Портрет Фелиситас Тухер» Диптих, правая сторона 1499

«Портрет Ганса Тухера» Диптих, левая сторона 1499

«Оплакивание Христа»

«Портрет мужчины на зелёном фоне» 1497

«Портрет Михаэля Вольгемута» 1516

«Апостол Филипп» 1516

» Мадонна с яблоком» 1526 

«Куст травы» 1503

«Мария с младенцем перед аркой ворот» 1494-97

«Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского»

«Два музыканта»

«Кающийся св. Иероним»

«Мадонна с щеглом»

«Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер» 1490-93

«Портрет Альбрехта Дюрера» отец художника 1490-93

Цитата сообщения Александр_Ш_КрыловПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Альбрехт Дюрер

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43042566691/next

Дюрер Альбрехт

Нидерландский художник Питер Мондриан

Немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. 

Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма.

Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера.

Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года.

Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна.

Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера.

В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).

Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

 

Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен

Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.

Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. 

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых.

1492–1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг.

Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492. 

Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина

В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве. 

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе.

Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей.

Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект.

В это время слава Дюрера, которому с 1496 покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе. 

Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Германский национальный музей  

В 1503–1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью. 

Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями.

Обе фигуры – плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни.

Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии. 

В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит».

В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам).

На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников. 

История жизни Альбрехта Дюрера

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507–1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504.

В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям).

Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506

В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей).

Читайте также:  Пабло пикассо: картины и биография

Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника.

Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков. 

Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре.

Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти.

В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

В 1513–1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом.

Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь – аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св.

Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев.

Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов. 

В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков.

Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519–1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св.

Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. 

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I

В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике.

Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса.

Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе – проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. 

Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические, и протестантские оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.

В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.

Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488).

Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге

На левой створке столь любимый Лютером Иоанн Богослов помещен перед Петром – камнем утверждения католицизма; на правой створке Павел, апостол Реформации, стоит впереди Марка. Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города; однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма.

 
Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528.

Источник: http://tunnel.ru/post-dyurer-albrekht

Святая Анна с Марией и младенцем Христом — 1475-1478 Леонардо да Винчи

Картина, представляющая святую Анну с младенцем Христом, была предназначена для флорентийского монастыря сервитов.

Святая Анна с Марией и младенцем Христом

1508-1510; 168х130 см; дерево, масло
Лувр, Париж

Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени — ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу.

Однако когда, наконец, он закончил это произведение, его святая Анна, Богоматерь и Младенец поразили флорентийцев: мужчины и женщины, молодые и старые — на протяжении нескольких дней непрерывный людской поток направлялся в монастырь.

Народ шел, как на праздник, и цель у всех была одна: увидеть эту прекрасную работу Леонардо.

«Святая Анна…» свидетельствует о зрелом мастерстве и реализме стиля Леонарда да Винчи. Причем этот реализм не лишен чувственности и нежности — вот почему он не только привлекает внимание коллег художника, но и делает искусство Леонардо близким и понятным даже ничего не сведущим в живописи людям.

Безграничная любовь во взгляде Богоматери и ее ласковый, но решительный жест, которым она пытается отвлечь сына от ягненка — символа Священного Агнца, живого воплощения Жертвы Христовой — делают ее образ эталоном материнства — универсальным для всех времен и народов.

Святая Анна улыбается почти так же, как другой известный персонаж Леонардо, однако ее улыбка наполнена не холодной иронией, а добротой и искренним сочувствием: Анна знает о великом святом предназначении Иисуса и понимает, что как бы мать ни стремилась повлиять на его судьбу, — предначертанное свыше непременно сбудется.

Фигуры гармонично вписываются в горный пейзаж на дальнем плане картины — пейзаж нереальный, придуманный художником, но выполненный им весьма тщательно, с учетом мельчайших деталей.

Святая Анна с Марией, младенцем Христом
и Иоанном Крестителем

1499; 141,5х104,5 см коричневая бумага, уголь

Национальная галерея, Лондон

Эскиз, называемый «лондонским» из-за того, что он находится сегодня в Лондонской Национальной галерее, был исполнен несколькими годами ранее, чем картина «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».

На нем представлено Святое Семейство с Иоанном Крестителем в облике ребенка. Интересна, хотя и не бесспорна, интерпретация этой работы, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). В книге под названием «Воспоминания из детства Леонардо да Винчи» известный венский психоаналитик так объясняет слияние тел Богоматери и святой Анны:

Детство Леонардо было так же нетипично, как и этот рисунок. Ведь у него было две матери: родная — Катерина, от которой его забрали в возрасте пяти лет, и молодая мачеха, Донна Альбиция, которая относилась к пасынку так же нежно, как и Катерина. Основываясь на воспоминаниях детства (…), Леонардо создал некую двухмерную целостность из двух любящих Младенца женщин — Богоматери и святой Анны.

(1452-1519) Леонардо да Винчи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/svyataya-anna.php

Альбрехт Дюрер. Христос и средневековье

?well_p (well_p) wrote,
2016-11-02 17:35:00well_p
well_p
2016-11-02 17:35:00Люблю анализировать подборки картин.Там можно узнать много нового.Того,что не написано в документах и официальных летописях.Сегодня мы посмотрим на Дюрера. Жил он, как нас уверяют, в 16 веке.

Ну во первых все эти картины принадлежат  разным художникам.Достаточно посмотреть на лица мадонн. Они просто разные.Опять же манера мазка ( просто сравните автопортрет и портрет старухи чуть ниже), стиль, колор и прочие детали.Нет, тут картины 3-4 художников как минимум.Причем еще и разных столетий.

Качество красок и внутренний мир художников   очень сильно разнятся от картины к картине. У того же автопортрета прямо на лбу написан 18-19 век. Да и старуху тоже писал человек с «10 классами» и художественным училищем.И это на мой,не просвещенный взгляд.Художники, если бы захотели, назвали вам еще сотню различий и признаков.

Только у них смелости бы не хватило. Это я такой отмороженный.
Что мы видим на картинах. Предгорья Альп.Кстати альпы по латыни просто горы.Средневековые города.Людей в средневековой одежде и с таким же оружием.На картине «Поклонение волхвов» стоит негр( что по латыни просто черный) и вокруг «древнеримские развалины».

На картине «Поклонение Святой Троице» над Христом стоит Саваоф.Кстати крест у Христа не «канонический», нет нижней перекладины.Хотя в Европе наверно был свой канон.Под ногами Геракла палица, такая как и на гербах некоторых Российских городов.Она у нас так и называлась- палица Геракла.

В общем все, как я и раньше писал в своих исследованиях. Все мифы древней Греции и вся библейская история происходила в Европе, где то в Швейцарии и Северной Италии, в средневековье.А Историю писали уже позже.Как и картины.Вот только какие то детали оставались каноническими еще долгое время. Особенно в живописи.

Пока не забылась окончательно настоящая история, которую знала уже только знать.Она и писала эти картины.Что бы вам долго не искать. Основные посты по этой теме:

Палестина и ее ландшафт.

Древние руины на картинах и гравюрах Себастьяна и Марко Риччии.

Место где родился и умер Христос.

В каком году родился Христос.

Оригинал взят у vakin в Альбрехт Дюрер. Серия 1

Геракл и cтимфалийские птицыГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).

1500. 87×110.


Апостолы Иаков и ФилиппГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1516. 46×38АвтопортретСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1500. 67×49Старуха с мешочком монетХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1507. 35х29Портрет венецианкиХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1505. 32×24.Мученичество десяти тысяч христианХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1508. 99×87.Автопортрет с остролистомЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1493. 57×45ЕваПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1507. 209×80Четыре апостола — Иоанн Богослов и Петр, Марк и Па…Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1526. 214×76Мадонна с грушейГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1526. 43×32.Портрет отца художникаГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1490. 48х40Мужской портретПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1521. 50×36.Кормящая МадоннаХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1503. 24х18Спаситель МираМузей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).1503-04. 58×47. Картина не оконченаПраздник венков из розНациональная галерея, Прага (Národní Galerie, Praha).1506. 162×194Дрезденский алтарьГалерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1496. 117×96 (центральная панель), 114×45 (створки)Мадонна c Младенцем и святой АннойМузей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).1519. 60×50Отец художникаНациональная галерея, Лондон (National Gallery, London).1497. 51×40Автопортрет в перчаткахПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1498. 52×41АдамПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1507. 209×81Портрет девушкиГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1507. 30×20Самоубийство ЛукрецииСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1518. 168×75.Семь скорбей Девы МарииГалерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1495-96. 63×46 (каждая панель)Бернхард фон РезенГалерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1521. 45×31.Святой ИеронимНациональная галерея, Лондон (National Gallery, London).1495-96. 23×17.Мадонна с гвоздикойСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1516. 36×25Поклонение волхвовГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1504. 100×114Дева Мария в молитвеГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1518. 54×45.Семь скорбей Девы Марии — Двенадцатилетний Иисус в…Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1495-96. 63×46Портрет женщины с заплетёнными волосамиГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1497. 56×42.Оплакивание ХристаГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).1498-03. 151×121.Император Карл ВеликийГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).1510-12. 188×87.Поклонение Святой ТроицеХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1511. 135х123Барбара Дюрер, мать художникаГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).1490. 47х38Алтарь Паумгартнеров — Святой ЕвстахийСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1498-03. 151×61Портрет молодого человекаХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1507. 35×29.Мадонна с чижомГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1506. 93×78Чудесное спасение утонувшего мальчика из БрегенцаЧастная коллекция1490-93. 42х50Мадонна с младенцемНациональная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).1496-99. 52×42.Иероним ГольцшухерГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1526. 51×37.Портрет женщины с распущенными волосамиШтеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main).1497. 56×43.Мадонна с грушейХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).

Читайте также:  Комплекс музеев естествознания в барселоне, испания

1512. 49х37

Источник — gallerix.ru

Источник: https://well-p.livejournal.com/869501.html

Ренессанс

=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

Агнеса Дюрер, урождённая Фрей (нем. Agnes Durer geb. Frey, 1475, Нюрнберг — 28 декабря 1539, Нюрнберг) — жена Альбрехта Дюрера.

Агнеса была дочерью медника Ганса Фрея, друга Альбрехта Дюрера старшего, и его жены Анны.

7 июля 1494 года она вышла замуж за Альбрехта Дюрера, который, по желанию своих родителей, должен был прервать своё путешествие в качестве подмастерья по германским землям.

В «Семейной хронике», составленной в конце жизни самим Дюрером приведены условия брачного соглашения, в том числе отмечено, что приданое Агнесы составило 200 флоринов. Ничто не указывает на то, что Дюрер не желал этого брака.

Агнеса занималась сбытом гравюр мужа. Она регулярно посещала большие ярмарки, но обычно продавала оттиски на еженедельном рынке в Нюрнберге, где стояла рядом с торговцами фруктами и овощами. Задокументированы её поездки на большие ярмарки в Лейпциге и Франкфурте.

Так, известно, что в сентябре 1505 года она отправилась во Франкфурт, на самую крупную книжную ярмарку Германии, и возвратилась домой только в мае 1506 года, задержавшись, вероятно, из-за вспышки эпидемии чумы в Нюрнберге. Во время второй поездки мужа в Италию (1506), Агнеса встала во главе его нюрнбергской мастерской.

В 1520—1521 годах супруги совершили путешествие по Нидерландам.

Брак был бездетным, а между супругами не всегда царило согласие. Известно письмо Дюрера другу Виллибальду Пиркгеймеру, где он отпускает грубые шутки в адрес своей жены и называет её «старой вороной» (alte Krahe).

Позднее Пиркгеймер в письме к Иоганну Черте обвинял жену художника в том, что она своими упрёками, а также тем, что, его, уже больного, заставляла работать, ускорила его смерть.

Комментатор этого письма однако отмечает, что, такой отзыв об Агнесе свидетельствует скорее всего о подавленном состоянии духа самого Пиркгеймера в то время, чем об истинном положении вещей.

После смерти мужа — она осталась в соответствии с брачным контрактом его единственной наследницей, а состояние, оставленное Дюрером оценивалось в 6874 флорина — Агнеса продолжала жить в доме на Циссельгассе и продавать его работы.

В 1528 году император Карлом V подтвердил её права собственности на работу Дюрера о человеческих пропорциях. После смерти Агнесы в 1539 году по её завещанию в память о муже была учреждена стипендия для студентов, изучавших теологию.

В 1494 году Дюрер нарисовал первый портрет Агнесы, последним стал рисунок, сделанный в Нидерландах на 27 годовщину свадьбы. Считается, что Агнеса послужила моделью для святой Анны в картине «Мадонна с младенцем и святой Анной» (1519).

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

Покуда молодой художник странствовал, отец сосватал ему невесту. Агнес Фрей. Дочь Ганса Фрея — медника, механика, музыканта. Приданого за ней будет дано двести гульденов. Видно, к этим дням и относится портрет Агнес — беглый рисунок пером.

На рисунке — девушка в домашнем платье и переднике. Она наспех причесана — из косы выбиваются пряди волос и лицо ее не кажется красивым — правда, у каждого века свои представления о женской красоте.

Подпершись рукой, она задремала — верно, захлопоталась: дел перед свадьбой много.

Жених зашел в дом к будущему тестю. Тщательно причесанный, нарядно одетый, с подарком невесте, Альбрехт Дюрер отворил дверь в дом и застал врасплох задремавшую Агнес. Такой он и нарисовал ее.

Мимолетный набросок не льстил невесте. Поколебавшись, словно проверяя себя, как звучат и что значат эти короткие слова, оп написал под рисунком: «Моя Агнес».

За всю историю их долгого брака это единственные нежные слова, написанные Дюрером о жене.

А. Дюрер. Мадонна с младенцем и святой Анной. Агнеса Дюрер в образе святой Анны, 1519, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Агнеса Дюрер в нидерландском костюме. Рисунок Альбрехта Дюрера. 1521

  • Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/01_albrecht-durer/04.shtml

Дюрер: Введение Богородицы во храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы – очень известный в живописи сюжет. К нему обращались практически все великие мастера: Тициан, Рафаэль, Тинторетто, Джордоне, Беллини и другие – все писали «Введение во храм…».

Пожалуй, одним из основоположников канона в этом смысле был Джотто, который расписал в Падуе часовню Скровеньи сюжетами из жизни Пресвятой Богородицы.

Причем опирался Джотто не на Евангельский сюжет, а на «Золотую легенду» Иакова Ворагинского, одну из самых популярных книг средневековья. В жанре гравюры «Введение во храм Пресвятой Богородицы» лучше всех представил Альбрехт Дюрер.

Немец венгерского происхождения, Дюрер – человек-эпоха, который возвел гравюру в ранг самостоятельного вида искусства.

 Рассказывает Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе:

Эпоха перемен 

Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге, за 21 год до «конца света». События это ожидали к 1492 году, и этим ожиданием было проникнуто буквально все пространство Западной Европы. В средневековье бытовало мнение: мир будет существовать семь тысяч лет, и если обратиться к летосчислению, которое ведется от момента его сотворения, то круглая дата наступит именно в 1492 году.

Ожидание конца было столь сильным, что даже пасхалии на последующие годы перестали составлять. В летописях того времени описаны знамения, которые якобы указывали на приближение этого события.

Например, было явление кометы – очевидно, комета Галлея приближалась в том году к земле.

И даже ходили слухи, что где-то в районе Нюрнберга родилась свинья с тремя ногами… Впрочем, таких «свидетельств» во все времена было немало.

Все это очень хорошо характеризует атмосферу времени: Европа XV века – это эпоха, когда средневековье постепенно стало уступать место Ренессансу.

И речь не только о состоянии культуры – речь, прежде всего, о состоянии умов. Кроме того, юность Дюрера пришлась на время зарождения реформации.

(Кстати, одним из влиятельных заказчиков уже состоявшегося Дюрера был Фридрих III Мудрый, саксонский герцог, покровитель Мартина Лютера.)

Словом, эпоха Дюрера – это время, когда постепенно и в искусстве, и в философии, и в повседневной жизни – во всех гранях человеческого бытия начинаются изменения. И сам Дюрер от духа времени тоже не отставал.

Он много работал, он состоял в кружке гуманистов, он сочувствовал некоторым идеям реформации (например, свободе проповеди, переводу Библии на доступный немецкий язык)… И в то же время он оставался в рамках католицизма. Он не мог до конца согласиться с Лютером.

Например, он поддерживал мысль, что нельзя поклоняться изображениям Бога и святых, но не считал, как часть радикально настроенных протестантов, что изображения эти нужно выбрасывать из храмов. До апогея реформации, впрочем, он не дожил: мастер умер в 1528 году, когда религиозные войны только начинались.

Так что всех ужасов, связанных с выступлениями протестантов, он не видел. И тем не менее, он застал тот период, когда зарождалось новое мощное движение. И это, безусловно, сказалось на его творчестве.

Дюрер: семья и ремесло

Дюрер родился в семье ювелира. Отец его, венгр по национальности, изначально носил фамилию Айтоши (Ajtósi) – от венгерского слова ajtó, что означает «дверь». Когда он переехал в Нюрнберг, он «перевел» свою фамилию с венгерского на немецкий язык и стал называться Türer (от немецкого слова Tür – «дверь»). Впоследствии фамилия трансформировалась в Dürer.

Альбрехт Дюрер-старший (отец и сын были тезками) был уважаемым человеком – золотых дел мастером. Когда он перебрался в Германию, ему пришлось осваиваться, заново пробивать себе дорогу в жизнь, но он сумел занять в обществе довольно прочное положение.

Дело в том, что в Германии в то время люди прикладных профессий, например, золотых дел мастера, ценились очень высоко и считались рангом выше художников. А художники, в свою очередь, ценились как простые ремесленники. Поэтому когда Дюрер-младший начал взрослеть, отец настойчиво обучал его своему ремеслу и даже оберегал от влияния «мазил» — так он называл художников.

Точность руки, скрупулезность, интерес к деталям – то, чему учат в ювелирных мастерских, — все это Дюрер получил от своего отца, и в будущем это ему очень пригодилось.

Тем не менее, когда Дюреру-младшему было пятнадцать лет, он настоял на том, что не будет становиться ювелиром, а станет художником. Они долго спорили с отцом, тот страшно ругался, но в итоге отпустил сына.

Дюрер пошел учиться в мастерскую Михаэля Вольгемута, известного в то время в Нюрнберге художника. Вольгемут соединял в своих работах фламандскую и немецкую школы, и его очень ценили.

(Правда, прославил Вольгемута впоследствии тот же Дюрер, создав его портрет.)

Из школы Вольгемута Дюрер вынес любовь к психологическому искусству, любовь к фламандцам, знание о Ван Эйке, о Хансе Мемлинге… Там же он впервые начал заниматься гравюрой по дереву (ксилографией) – именно Вольгемут преподал ему первые уроки, а впоследствии Дюрер под руководством учителя оформил книгу хроник XV века.

Гравюры: что это такое

Надо сказать, именно благодаря Дюреру гравюра стала развиваться как самостоятельный вид изобразительного искусства. Она бывает двух видов: на дереве (ксилография) и на меди. По сути гравюра – это средство тиражирования художественных произведений, экономически гораздо более доступное, чем живописные авторские работы.

Развитие этого жанра было напрямую связано с изобретением Иоганном Гутенбергом печатного станка, ведь гравюры в основном применялись для иллюстрирования книг.

В период реформации в Европе набирали оборот идеи гуманизма, рос интерес к философии, к эпохе античности… В это время широко популярными стали книжные ярмарки в Базеле, Франкфурте, Страсбурге и других городах. Там, помимо собственно книг, выставляли на продажу и гравюры.

На таких ярмарках частой гостьей была Агнес Фрей, жена мастера Дюрера. В подобных собраниях она была весьма заинтересована: гравюры Дюрера со временем начали прекрасно продаваться и стали основным источником дохода семьи.

Жена художника

Дюрер женился в 1494 году, когда вернулся в Нюрнберг из ученического путешествия. После обучения в школе Вольгемута он, согласно традиции того времени, общей для всех школ, отправился в странствие – знакомиться с другими школами и мастерами.

Он держал путь в Италию, но, видимо, так и не добрался туда. Зато он посмотрел разные города Германии и Эльзаса: был в Трире, Страсбурге, чуть позже – в Ахене, где был совершенно поражен красотой византийской капеллы Карла Великого.

В Нюрнберг Дюрер вернулся спустя два года странствий и практически сразу обзавелся женой. Возможно, это был брак по расчету: судя по всему, большой любви в этой семье не было. Супруги оказались слишком разными людьми, чтобы хорошо понимать друг друга.

Агнес по натуре была мещанкой, Дюрер – творцом, и терпеть такое сочетание было обоюдно тяжело.

Читайте также:  Музей каменного угля (биг пит), англия

https://www.youtube.com/watch?v=ybWyGltCt9U

В работах мужа Агнес интересовало, прежде всего, то, сколько денег за них можно будет получить, ведь денег им закономерно не хватало. Хотя Дюрера нельзя назвать неудачливым художником.

Он получал заказы, имел социальный статус – по возвращении в Нюрнберг вошел в высшее общество, в избранный круг гуманистов, который возглавлял его друг, аристократ Виллибальд Пиркгеймер, очень важная фигура в жизни Дюрера.

Он был блестяще образован, имел очень тонкий вкус, прекрасно знал латынь, в оригинале читал Платона и все, что было доступно из мудрости античного мира. Он оказывал на Дюрера существенное влияние и, что немаловажно, помогал ему деньгами.

Однако Агнес, видимо, была из числа тех жен, что вечно недовольны и вечно попрекают своих мужей. Косвенно об этом можно судить по тем письмам, которые ее супруг отсылал своему другу Пиркгеймеру, когда уехал путешествовать в Венецию.

Дюрер писал, что в Венеции он чувствует себя художником, но как только вернется в Германию – сразу снова будет чувствовать себя паразитом, ведь немецкое общество считает художников ремесленниками.

Вполне возможно, что Дюрер имел в виду не столько абстрактное «общество», сколько именно свою жену, которая часто его бранила.

«Апокалипсис»

В 1498 году Дюрер оформил книгу, после издания которой он в буквальном смысле проснулся знаменитым. Это был «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Гравюры к ней – самая сильная работа художника. (Собственно, после выхода «Апокалипсиса» и Агнес, и сам Дюрер начали понимать, что гравюры могут приносить серьезный доход).

Стиль гравюр «Апокалипсиса» очень интересен. В них есть глубокое, выстраданное ожидание конца света, только что пережитое Западным миром. И насколько ярки литературные образы этой Новозаветной книги, настолько же ярки и гравюры Дюрера. Они созданы нервными, страстными, даже грозными штрихами.

Формула гармонии

Цикл о Пресвятой Богородице был начат через несколько лет после «Апокалипсиса»: Дюрер трудился над ним с 1504 по 1511 год. В цикле 17 сюжетов, причем за основу взят не столько Евангельский текст апостола Луки, сколько «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, в то время вторая по популярности книга после Библии.

Стиль «Жизни Марии» отличается от «Апокалипсиса». Дело в том, что начиная с 1504 года Дюрер серьезно занялся перспективой. Он всегда был чуток к обаянию итальянцев, а они разрабатывали эту тему весьма серьезно.

В то время Дюрер совершал путешествие в Венецию. Город очень ему понравился. Вероятно, он мог встречаться там и с Тицианом, и с Джордоне, однако следов этих встреч в его письмах не обнаружено. Кто действительно пленил его в Венеции – так это Джованни Беллини.

Не без его влияния Дюрером окончательно завладела идея перспективы. Он пытался вывести формулу вечной красоты, или, говоря словами Пушкина, «поверить алгеброй гармонию».

В письмах из Венеции Дюрер указывал, как великие итальянцы пытались произвести замеры и достичь идеала в изображении форм тела, пейзажей, ландшафта…

Еще в Нюрнберге он познакомился с проживавшим в городе итальянцем Джакобо Барбари. Тот поразил немецких художников тем, что привез с родины секрет математического вычисления пропорций человеческого тела.

Дюрер долго с ним беседовал и все пытался выведать тайну, однако Барбари ничего ему не сказал.

Но очутившись в Венеции, Дюрер сам получил возможность изучить перспективу и разработать собственные формулы гармонии.

«Жизнь Марии» 

Цикл о Марии написан Дюрером на очень известные сюжеты: Иоаким и Анна у Золотых ворот в Иерусалиме, изгнание Иоакима из храма за то, что у него нет детей, а значит, по мнению иудеев, он недостоин приносить жертву Богу, пост и скорбь Иоакима в пустыне… И конечно, «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Что здесь ново для самого Дюрера, так это то, что он начал использовать перспективу, гравюры его стали очень спокойны. В отличие от мистического, нервного «Апокалипсиса», они исполнены внутренней, даже земной гармонии.

В цикле есть и сюжет Рождества Богородицы: Дюрер показывает, как естественно и буднично вечное входит в нашу повседневную жизнь. На этой гравюре Анна выглядит усталой, повитуха протягивает ей кружку с водой – и кружка выглядит самой обычной. В этом цикле Дюрер изобразил то, что окружало его в обыденной жизни.

Все второстепенные лица, все ландшафты, дома, интерьеры, детали обстановки, служанка, которая пьет воду прямо из графина, – все это современная Дюреру Германия, Нюрнберг. Главная мысль в том, что все эти события происходят одновременно и в Иерусалиме полторы тысячи лет назад, и в Германии «здесь и сейчас».

Такой подход, где вечность присутствует в обыденности, – характерная примета Ренессанса.

«Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Сюжет «Введения во храм…» тоже выполнен в технике ксилографии, гравюры на дереве. Ко времени создания этого сюжета Дюрер был уже прославленным мастером, известным своей невероятной работоспособностью, с одной стороны. Но с другой – он постоянно удивлял современников манерой своей работы. В этом, наверное, его можно сравнить с Моцартом.

Тот мог сесть за ноты и без единой помарки, сводя с ума завистников, с невероятной точностью записать то, что сейчас пришло ему в голову. Так вот Дюрер обладал той же самой поразительной точностью. На глазах у всех, без черновиков он мог сразу же создать гравюру на дереве.

Вероятно, поэтому о нем слагали легенды, что он с легкостью производит целые сотни гравюр и зарабатывает немыслимые деньги. Хотя это было не так.

На гравюре «Введение во храм Пресвятой Богородицы» мы видим все то, что так привлекало Дюрера в те годы: колонны, пейзаж, великолепную элегантную перспективу… Гравюра исполнена светом. Все это Дюрер взял у итальянских мастеров.

Герои и персонажи 

Центральная фигура здесь – ребенок, девочка лет четырех или пяти. Богородица изображена старше, чем была в то время (по преданию, Ей было около трех лет).

У Марии длинные волосы, длинные одежды… Причем платье Ее такого покроя, который характерен для Палестины Евангельских времен. На палестинский манер одет и первосвященник, который встречает Марию наверху. Дюрер как бы выделяет эти образы среди других.

Что же касается остальных героев, то они облачены в костюмы, совершенно типичные для немецких горожан, современников Дюрера. Даже Иоаким и Анна, родители Богородицы. Анна с улыбкой оборачивается и смотрит на своего мужа.

Ее лицо умиротворено, исполнено радостью: все, чего хотела от Бога, она получила.  Иоаким изображен со шляпой в руках. Он как бы приветствует свою Дочь: снимает шляпу и жестом направляет ее вслед убегающему Ребенку.

Однако основное внимание приковывает к Себе, конечно, Мария. Подхватив платье, Она стремительно бежит наверх. Развевающиеся волосы, складки одежды – все свидетельствует о Ее движении. Причем лица Ее не видно – об устремленности вверх можно судить только по ощущению движения в фигуре.

Мария изображена точно в середине гравюры, но здесь же вырезана и колонна. Кажется, что сейчас Богородица забежит за нее – и тут же покажется с другой стороны. Такая убедительность в гравюре была доступна, пожалуй, только Дюреру.

Очень интересны и другие детали работы. Мы видим храм, что вполне понятно, ведь именно сюда привели Богородицу.

В Иерусалимском храме того времени можно было при входе увидеть меновщика денег (на гравюре он слева) и товар, который он предлагает: жертвенных ягнят для богатых, пару голубей для бедных… Однако если приглядеться, то меновщик этот – тоже скорее типичный торгаш из Нюрнберга, чем ветхозаветный иудей.

И птицы у него сидят в очень аккуратной, абсолютно немецкой клетке. И что еще более интересно – рядом с ягнятами стоит характерная корзина, а в ней грибы из леса: большие, белые или боровики, которые тогда пользовались огромной популярностью в Баварии.

Иными словами, на одной гравюре в одном сюжете мы видим как будто параллель двух миров. С одной стороны, здесь разворачиваются события вселенского масштаба: Мария входит в храм. А с другой – будничная жизнь продолжает идти своим чередом, и это очень естественно.

Автографы

Дюрер был одним из первых художников, который стал подписывать свои работы. Авторство картин многих его предшественников сегодня уже невозможно установить, а потому о них пишут «Автор неизвестен», или «Школа такого-то мастера».

Все это потому, что художник в средневековье зачастую считался простым ремесленником, а раз так, то и имя его неважно. Однако Дюрер ратовал за то, что художник по рангу не ниже философа, ювелира и других уважаемых людей.

Кстати, он стал одним их первых на Западе великих, кто написал автобиографию – видимо, по тем же причинам.

И да, подписывался Дюрер весьма характерным образом. Буква «А» изображена у него в виде арки, а внутри нее – буква «Д». Эту подпись он оставлял на всех работах, чем серьезно облегчил жизнь искусствоведам.

Цикл о Марии Дюрер тоже подписал, причем весьма своеобразно. На всех семнадцати гравюрах знак Дюрера внешне напоминает деревянную табличку, доску, на которой режут хлеб.

Она то неприметно стоит в сторонке, то прибита к чему-то, то лежит на постели… На «Введении во храм…» ее даже сразу не заметно. Она как будто брошена на полу, как будто кто-то ее потерял. Выглядит она как бирка с небольшим куском веревки.

Будто бы Божия Матерь несла ее, потом обронила – и побежала дальше в храм.

Наконец, если вникнуть в то, как и какие именно детали соединил Дюрер в этой гравюре, то можно прийти к интересному выводу. Мы видим здесь элементы античности – это выражено через колонны, через античную статую на крыле храма (хотя вообще-то античными фигурами Дюрер не злоупотреблял), через воздух, которого в работе очень много.

Мы видим и то, что потом часто будут использовать Рафаэль и другие представители Ренессанса: аркады, пространство, распределенное так, чтобы было много света.

Мы видим одежды Палестины времен Богородицы и Христа, видим и наряды типичных немецких бюргеров… Эта гравюра соединяет в себе все, что Дюрер к тому моменту успел в себя впитать: античное наследие, итальянскую, немецкую, фламандскую школы… Все лучшее, что он усвоил, он вложил в цикл о Марии.

Но ведь таким же образом и Божия Матерь соединила в Себе все то лучшее, что было в человеческой истории предшествующих веков. Поэтому в Нее и вселяется Слово Божие.

Она – самое чистое и самое прекрасное Дитя, когда-либо рожденное земными родителями.

В Ней раскрывается такая вера, такое смирение и кротость, которые возможны только в результате напряженной духовной работы многих поколений людей.

Наверное, закономерно, что в цикл «Жизнь Марии» Дюрер вложил весь свой талант, мастерство и любовь – именно это и требуется от человека, который хочет воздать хвалу Божией Матери.

Записала Алла Митрофанова

Источник: https://foma.ru/albrext-dyurer-vvedenie-bogorodiczyi-vo-xram.html

Ссылка на основную публикацию