«деревня. зима», исаак ильич левитан — описание картины

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Тема: Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Цель занятия : Вызывать эмоциональное отношение к природе.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания холодных цветовых тонов.

Учить придумывать самостоятельно сюжет использовать выразительные средства при описании зимы.

Подвести детей к пониманию связи между живописью, словом и  музыкой.

Развивать логическое мышление внимание память.

                                                           Ход занятия.

Организационный момент.

Белые шапки на белых березах

Белый зайчишка на белом снегу

Белый узор на ветвях от мороза

По белому лесу на лыжах бегу.

— О каком времени года этот отрывок стихотворения? (о зиме)

-Назовите зимние месяцы.

(декабрь, январь, февраль)

-Сколько всего месяцев в году? (В году 12 месяцев)

— Сколько времен года? (4 времени года)

— Почему говорят в народе: « Декабрь год заканчивает, январь год начинает.»

            (П.Ч. декабрь последний 12-й месяц в году, а январь 1-й месяц в году).

Год декабрем кончается, а зима декабрем начинается.

               (Декабрь последний месяц в году, 1-й месяц  зимы).

-Ребята, сегодня я получила письмо на адрес нашей группы. Прислал его детский  писатель, который пишет сказки и рассказы.

Он хочет написать книгу рассказов на тему «Зимушка моя!»

И просит Вас помочь ему в этом, чем же хороша Зимушка — зима.

Поможем ему?

-Да!

Я приглашаю Вас к столу , а вы расскажете мне о зиме.

                                     ( мнемотаблица)

У зимы три месяца. Дни Зимой короче, а ночи длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем идут снегопады.  Снег укрывает землю пушистым покрывалом. Снег лежит на ветках деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Белеют тропинки,  дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги. Зимой реки, озера пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало. Люди заботятся о них, строят для них кормушки.

Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Много веселых забав у детворы зимой: катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек. Дети  и взрослые готовятся к встрече нового года, наряжают елку шарами бусами гирляндами.

Водят вокруг елки хоровод, поют песни. Кладут под елку подарки.

-Спасибо ребята, я думаю этот рассказ будет интересен нашему писателю.

-А теперь ребята, отгадайте без чего не может быть зимы?

Для этого вам необходимо разгадать ребус. По первым звукам (в названиях картинок) отгадать слово, которое зашифровано.

Сумка , Нитки, Енот, Гора (СНЕГ)

-Значит без чего не может быть зимы? ( Без снега.)

-Придумайте  пожалуйста мне самые интересные предложения со словом «СНЕГ»

(Выпал первый снег. Снег накрыл землю пуховым одеялом. Снег лежит на ветках деревьев. Дети любят лепить из снега снеговиков. На солнце снег блестит.  И т. д.)

— Ребята, подумайте и назовите мне слова которые образовались от слова « СНЕГ» (снеговик, снегурочка, снегоуборочная машина, снегопад, снеголеп)

-Ребята  К слову «зима» можно тоже  подобрать много слов , но с вопросом Какая?

-Зима какая? (снежная, холодная, вьюжная, крепкая, морозная, метельная.

                           Многоснежная, белоснежная, снегопадная, щедрая)

                                                         Физминутка.

Ребята мы с вами говорили о зимнем пейзаже. Многие художники посвятили картины этому времени года. Одним из них мы с вами познакомились на прошлой неделе как его звали Николай Петрович Крымов.

Кем он был?

— Он был художником- пейзажистом.

Ребята, а что такое пейзаж? (изображение природы.)

-Верно Сегодня я хочу познакомить вас с художником который тоже писал пейзажи. Исаак Ильич Левитан(1860- 1900г). Исаак Левитан родился в  интеллигентной семье. (Портрет И. И. Левитана.)

И. И. Левитан рано остался сиротой. Ещё, будучи мальчиком, он любил рисовать, был талантливым, и поэтому его приняли в Московское Училище живописи. Учился он хорошо, но жилось ему трудно, потому что ему часто приходилось голодать.

И. И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К себе, к своей работе относился строго. Бывало, что рисует картину или только этюд, если ему не понравилось, он мог уничтожить и начать заново, думал, что можно нарисовать лучше.

И. И. Левитан оставил нам много картин, этюдов и рисунков, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санк –Петербурге и в других музеях страны.

Современники называли Левитана поэтом русской природы. Рисовал он, в основном пейзажи.

-Давайте рассмотрим несколько пейзажей Левитана.

-Какое время года изображено на каждой картине? (зима)

Ребята я вам прочитаю стихотворение а вы повнимательней рассмотрите картины

(Музыка Чайковского П.И. «Зима» Чтение под сопровождение музыки)

Вот и мороз….. Забыта осень….

Затих, застыл, веселый лес

Под низкою крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив

И не тревожит их нимало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой

Зима в свой снег как в одеяло

Теперь их только по весне

С дождем желанным гром разбудит

Деревья спят совсем как люди

И день за днем растут во сне.  (К. Чолиев)

Какое настроение у нас когда мы смотрим на картины И Левитана.

— Что можно сказать о зиме на картинах Левитана? Какая она?

  ( Скучная, злая, сердитая, печальная, мрачная, серая)

-Что случилось с природой? (как будто природа заснула)

                                         -«Лес Зимой»

Зимний лес усыпан снегом. Все деревья находятся под белым покрывалом. Именно такой представляется настоящая зима в России. Снежное изобилие, морозный воздух, сверкание тысячи кристалликов и днем и ночью. Постепенно снег  покрывает землю, образует сугробы. Ночью снежный покров отражает малейший свет и  освещает все вокруг. Лес словно околдован, заморожен или заснул.

— ВО ВТОРОЙ КАРТИНЕ Левитана где изображена зима? (зима в деревне)

Что мы видим на картине?

Снег накрыл всю землю пуховым одеялом. Снег повсюду на крышах домов, на деревьях, Вдалеке заснеженное поле.Холодно морозно деревня словно спит под заснеженным одеялом. Люди в сильные морозы стараются быть дома в тепле.

— А всегда ли зима именно такая как ее изобразил художник на этих картинах?

— зима бывает белоснежная, ажурная, блестящая морозная, ажурная, звенящая, праздничная)

-Зима несет нам подарки: снегопады, сугробы, и лед.

-для чего нужны эти подарки людям?

Читайте также:  Чем славилась александрия?

— Ребята я записала все ваши рассказы и теперь отправлю их по почте писателю. Пусть он нам напишет интересную книгу.

-Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/03/29/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe

Зима в живописи

Иван Куликов.
«Зимним вечером».

Иост Корнелис Дрохслот.
«Зима в голландском городе».
XVII век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Исаак Ильич Левитан.
«Деревня. Зима».
1877-1878.

Исаак Ильич Левитан.
«Деревня. Зима».
1888.

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет.
1842.

* * *

Иссак Ильич Левитан.
«Зима».
1895.

Исаак Ильич Левитан.
«Бульвар зимой».

Исаак Ильич Левитан.
«Зимой в Крыму».

Константин Алексеевич Коровин.
«Зимой».
1894.

Константин Фёдорович Богаевский.
«Феодосия зимой».
1940-е.

Л. Премацци.
«Кронштадт. Военная гавань зимой».
1851.

Леонид Иванович Соломаткин.
«Зима. Метель».
1876.

Н. Ильин.
«Зимний вечер».
1949.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю, Вопросами: тепло ль? утихла ли метель? Пороша есть иль нет? и можно ли постель Покинуть для седла, иль лучше до обеда Возиться с старыми журналами соседа? Пороша.

Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня; Арапники в руках, собаки вслед за нами; Глядим на бледный снег прилежными глазами; Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, Двух зайцев протравив, являемся домой. Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет; По капле, медленно глотаю скуки яд.

Читать хочу; глаза над буквами скользят, А мысли далеко… Я книгу закрываю; Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет… Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной: Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор, Иду в гостиную; там слышу разговор О близких выборах, о сахарном заводе; Хозяйка хмурится в подобие погоде, Стальными спицами проворно шевеля, Иль про червонного гадает короля.

Тоска! Так день за днем идет в уединеньи! Но если под вечер в печальное селенье, Когда за шашками сижу я в уголке, Приедет издали в кибитке иль возке Нежданая семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы), — Как оживляется глухая сторона! Как жизнь, о боже мой, становится полна! Сначала косвенно-внимательные взоры, Потом слов несколько, потом и разговоры, А там и дружный смех, и песни вечерком, И вальсы резвые, и шопот за столом, И взоры томные, и ветреные речи, На узкой лестнице замедленные встречи; И дева в сумерки выходит на крыльцо: Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо! Но бури севера не вредны русской розе. Как жарко поцалуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

Александр Сергеевич Пушкин.
1829 год. 2 ноября.

* * *

Николай Анохин.
«Русская зима».

Николай Никанорович Дубовской.
«Зима».
1900.

Ольга Валерьевна Муратова.
«Зимнее катание на озере Маленец».
Лубочная картинка.
2002.

П. С. Иванов.
«Мойка зимой».
Литография по рисунку В. С. Садовникова.
1830-е.

П. С. Иванов.
«На Дворцовой набережной зимою».
Фрагмент.
Литография по рисунку В. С. Садовникова.
1830-е.

Роберт Дункан.
«Утро перед Новым годом – зимние друзья».
1952.

Ростислав Борисович Лиханов.
«Зимка».
2011.

Рэндли Ханн.
«Зимняя кормушка».

Сергей Николаевич Репин.
«Конец зимы».
1994.

Станислав Юлианович Жуковский.
«Княжеский дом зимой».
1909.

Татибана Морикуни.
«Волки и зимний тростник».
1720.

Хендрик ван Аверкамп.
«Зимняя сцена на канале около замка».
Около 1609.

Хендрик ван Аверкамп.
«Зима».
Около 1610.

Хендрик ван Аверкам.
«Зима».
Около 1610-1620.

Юлий Юльевич Клевер.
«Зима».
1876.

Юлий Клевер.
«Закат солнца зимой».
1891.

Юлий Юльевич Клевер.
«Зима. Сосновый бор».
1910.

Юлий Юльевич Клевер.
«Зимний вечер в деревне».

1 2 …

ЗИМА: ЖИВОПИСЬ, ХУДОЖНИКИ.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

Источник: http://aria-art.ru/0/Z/Zima/3.html

И.И. Левитан. Деревня. Зима. 1877-1878

Мы впервые с Максимом (3г 7 мес.) участвуем в творческом проекте «Картинная галерея» (http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/kartin..), спонсором которого является он-лайн школа «Учимся играя» (http://www.

schoolearlystudy.ru). Но очень постараемся изучать творчество художников в течение года, благо сын обожает творить. Может и дочка к концу года захочет к нам присоединиться, когда немного подрастет.

Итак, темой декабря является зима.

Каждое время года по-своему прекрасно. Я обожаю зимой лепить из снега, рисовать на снегу и пр. Но в последнее время меня манит сладкое. Поэтому, изучив «зимние» картины из Тематического комплекта развивающих игр «Зима» (http://www.schoolearlystudy.ru/3-4-goda/tematicheskiy..), мы решили сделать свою вкусную версию картины И.И.Левитана «Деревня зимой».

Вернувшись с дневной прогулки, я сообщила карапузу, что мы будем творить и его ждет вкусный сюрприз. Показала картину великого художника и спросила: «Что ты видишь?» Максим ответил: «Дорогу, лес, волки (в лесу), машины, забор (это про домики), мышка (фигура человека)».

Я ему подсказала, может вместо забора домики, а рядом с домом человек? Мышка что-то слишком большая. Сын согласился и спросил: «А зачем тётя вышла на улицу?» Я предположила: «Может ждёт лошадь, запряженную в сани?» Макс сказал: «Она поедет в лес за ёлкой».

Подобрали основную гамму цветов (к печатной версии картины), которую использовал художник: белый, слоновая кость, кофейный. Когда открыли оригинал картины на компьютере (http://gallerix.

ru/album/Levitan/pic/glrx-592929077), то к найденным добавили васильковый, ультрамарин и горчичный оттенки.

Ход нашей работы: Большую тарелку мы густо намазали сметаной. Сверху разместили домики из печенья. Решили примеры:

2 слева плюс 5 справа будет семь. Когда сын съедал «домики» тренировали навык вычитания

Крыши домиков засыпаны снегом- сметаной. Трубы на крышах домов и лес — какао. Дорога — коричневый сахар. Деревья и силуэт человека- гранатовый сироп. Вкусная картина готова!

Очень мне понравилось стихотворение «Моя деревня» Татьяны Лавровой
(http://www.sunhome.

ru/poetry/125018?print) Наваждение мое – деревня… Дом озябший на краю стоит. У плетня разбросаны поленья… И “Журавль” колодезный скрипит. Я примчусь на тройке белогривой, Тишины, нарушив зимний сон. Льется по округе шаловливый, Звонкий колокольный перезвон. Загляну под ветхое крылечко, Ключ достану и открою дверь.

Разбужу огонь, заснувший в печке, Пусть позлятся снег, пурга, метель. Заведу я ходики с кукушкой И поставлю старый самовар. И с соседкой – давнею подружкой, Вспомним детство, молодости жар. Сумерки сжигают все пространство До размеров моего гнезда. И Зимы прекрасное убранство Уместилось в сказке изо льда.

Посидим… А с утренней Зарею С колокольным звоном снова в путь… Я приеду будущей зимою,

В старом доме сердцем отдохнуть.

Источник: http://club.umnitsa.ru/smartydiary/ii-levitan-derevnya-zima-1877-1878

И.Левитан (1860-1900). Картины раннего творчества

Автопортрет. 1880.ГТГ

Исаак Левитан родился 18(30} августа I860 года в местечке Кибарты близ станции Вержболово Сувалкской губернии у западной границы России в бедной еврейской семье. Отец художника был образованным человеком — он преподавал в школе, знал немецкий и французский языки, работал переводчиком.

В поисках заработка отец Левитана приезжает в Москву, а затем перевозит сюда и всю свою семью, состоящую из жены и троих детей (два сына и дочь).
После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.
Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.
По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива». Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина «Солнечный день. Весна» (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.
Солнечный день.Весна. 1876- 1877 Частное собрание.
Деревня.Зима.1877-1878 Тульский областной художественный музей
Облако. 1878
Перед грозой. 1879 Нижегородский художественный музей
Дорожка 1877
Березовая роща 1878

Читайте также:  Пьеро ди козимо — биография и картины

Другие ранние работы Левитана —

«Вечер» (1877), ГТГ.
«Осень. Дорога в деревне» (1877), ГТГ.
«Ветряные мельницы». Поздние сумерки . (конец 1870-х) ГТГ.

— имеют грустный, сумеречный характер и напоминают пейзажные фоны перовских картин и произведения «элегической» линии творчества Саврасова — изображения болот, забытых сельских погостов. Но работы Левитана не производят впечатления «вторичности». В них ощутим подлинный драматизм, заставляющий вспомнить, что юного художника постигла горечь сиротства.

Вскоре проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Нестеров вспоминал, что в 1879 году на ученической выставке как настоящее откровение воспринимался пейзаж Левитана «Симонов монастырь», в котором был прекрасно передан тихий покой летнего вечера на Москве-реке. К сожалению, местонахождение этого пейзажа ныне неизвестно, но сохранилась другая работа юного Левитана — «Пасмурный день на Москве-реке» (1877), где на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь.

Пасмурный день на Москве-реке. 1877

Совсем небольшой, этот этюд отличается живописной цельностью и интересен тем, что в нем предчувствуются композиционные решения некоторых зрелых шедевров художника.

В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились.
«Левитану было восемнадцать лет. Но он столько перевидел в жизни неприятного и тяжелого, что чувствовал себя старше. Годы бедствия закалили его. При любых капризах судьбы молодой художник не утрачивал своей огромной энергии и в нем не погасал, а лишь разгорался жар художественного трудолюбия . (Евдокимов И. Левитан. — М., 1959)
В 1879 году после покушения Соловьева на императора Александра II евреев начали выселять из Москвы, и Левитан оказался вместе с зятем, сестрой и братом в Салтыковке..
Писатель К. Паустовский, тоже живший некоторое время в Салтыковке, так описывает пребывание здесь И. Левитана:
«… Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый День небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.
Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповое стекло. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию. А позже вечером женский голос пел в саду печальный романс «Мой голос для тебя и ласковый и томный…».

Так все лето Левитан встречал и провожал поезда.

Он привык к их внезапному и одновременное неожиданному появлению, и в то же время каждая встреча наполнялась каким-то сильным и глубоким чувством, что несла она — надежду, веру? Художник вдруг по-новому увидел и эти ослепительные фонари вдали, и мокрые блестящие рельсы, и лужи с отраженными в них огнями… Поезд промчался, но как оказалось позднее, он остался здесь навсегда. Навсегда застыли бегущие вагоны, платформа, рассеянный свет, фонари — родилась картина.

Вечер после дождя. 1879г

Картина «Вечер после дождя» была закончена художником уже через три недели. Эта первая большая работа Левитана, благодаря которой сам художник пережил исключительный душевный подъем. Он возмужал. Его уже не беспокоили шаркающие неуклюжие опорки, бахрома на брюках, драная рубаха — у него был «Вечер…», который казался ему совершенством.

Но не все было так просто. Когда Левитан ушел на этюды, его сестра решила продать картину богатому меценату за крупную сумму. Как будто предчувствуя беду, Левитан вернулся домой раньше обычного и тут же обнаружил пропажу. Сестру он догнал на платформе и, прилюдно устроив скандал, забрал «Вечер…» назад.

Несколько дней родственники не разговаривали и держали обиду друг на друга.

Однако позже художник сам разочаровался в картине и увидел в ней много недостатков. Одновременно до его сознания дошла необходимость ее продажи, чтобы получить хотя немного денег для проживания. Через несколько дней на семейном совете было решено продать «Вечер после дождя». Судьба картины была предрешена.
И он впервые ощутил себя настоящим профессионалом: вскоре продал бесценную вещицу на Покровке лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги – первый гонорар, на который рано осиротевший юноша не только смог сводить концы с концами, но и снять себе меблированную комнату не в центре, но уже не приходилось ходить пешком на занятия.
Ранняя продажа картины «Вечер после дождя», которая из-за нужды автора так и не экспонировалась ни на одной выставке, предопределила её дальнейшую судьбу. Вот уже 130 лет шедевр находится исключительно в частных коллекциях, а одно время даже считался утерянным. К счастью, это не так.
В начале 1990-х годов очередной владелец приносил картину в Третьяковскую галерею на экспертизу.

Набросок картины 1879, ГТГ

Таинственная судьба и у раннего левитановского этюда «Полустанок», который, по мнению эксперта, мог быть предварительным наброском к главному сюжету.

Полустанок 1879-1880.

Картина поступила в тихий городок Плёс на Волге, куда любил приезжать живописец, в 1984 году в качестве дара от министерства культуры РСФСР. Где находился этюд почти 85 лет и почему был скрыт от глаз публики, неизвестно. Однако на холсте есть пометка брата художника Авеля, свидетельствующая о подлинности работы..

В своей работе Левитан запечатлел необычайную поэзию железной дороги. На то время для русской живописи такого направления в принципе не существовало, поэтому Левитана можно считать первооткрывателем .И это не удивительно, ведь не зря его считали художником-новатором.

Он постоянно находил новые оригинальные сюжеты и композиции для картин, которые прекрасно могли отражать красоты российской природы.

Читайте также:  Пьета - джованни (джамбеллино) беллини

В работе «Полустанок» автор запечатлел железнодорожную станцию и рельсы, проносящиеся вглубь леса. Картинка достаточно динамична, у любого зрителя создается впечатление, будто бы дороге несется быстрый поезд, который вот-вот прибудет на станцию. Да и в самом деле вдали виднеются его красные глаза и белый дым.
Одинокая станция, ожидая его прибытия, словно замерла посреди зеленого поля. На картине не души. Только спокойствие и равновесие зеленого леса, и сумрак опускающегося на землю вечера.
Погода спокойная, ровная, но не жаркая, небо чистое-чистое, но при этом очень холодное. По полю будто бы гуляет осеней ветерок. На станции одиноко стоит темный столб, притягивающий к себе все внимание зрителя.
Картина до августа 2014 года находилась в Плёсе в доме-музее И.И. Левитана.

Весь 1879 год Левитан вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину «Осенний день. Сокольники» (1879).

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества.

Осенний день.Сокольники 1879. ГТГ
Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине — «Осенние листья». С сосредоточенностью благоговейного священнодействия и почтения, нежными, тихими и бережными касаниями переданы здесь красота опавших листьев, переливы их золотистых, опаловых, почти лиловых и лимонно-желтых красок.

Этюд осенние листья 1879 ГТГ

Картина «Осенний день. Сокольники» была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок — приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим не «красоты природы», но душу, единство поэзии и правды.

В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.

Закончить хочу двумя работами И.И.Левитана на тему –«мотивов железнодорожного полотна».

Картины созданы в более позднее время.
Мотивы загадочного интереса Левитана к железной дороге, вероятно, надо искать в его детстве, прошедшем на станции Кибартай линии Ковно – Кенигсберг в Литве, на границе с Пруссией (ныне с Калининградской областью). Там Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке, мимо которого днём и ночью проносились составы. Отец художника был станционным служащим, с флажком в руке встречал и провожал поезда, а спустя годы даже работал переводчиком при французской компании, сооружавшей железнодорожный мост в Ковно (ныне Каунасе).
Поезд в пути 1890 г. Одесский художественный музей
Полотно железной дороги. 1898-1899
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Иточники:

http://isaak-levitan.ru/bio…

http://stopstamp.ru/statty/… Загадка полустанка

http://gallerix.ru/album/Le… Картины Левитана
Евдокимов И. «Левитан». Москва. 1959. ( Иван Васильевич Евдокимов (1887-Кронштадт, -1941-Москва) — писатель, искусствовед и краевед.)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43199674965

Времена года. Зал 8 «Зима» (1895 год, Государственная Третьяковская галерея) Рассмотрим несколько зимних пейзажей художника. Чудесна акварель «Зима» с. — презентация

1 Времена года. Зал 8 «Зима» (1895 год, Государственная Третьяковская галерея) Рассмотрим несколько зимних пейзажей художника. Чудесна акварель «Зима» с ее непосредственностью и вместе с тем с повышенной выразительностью состояния зимнего дня, с ее чистотой и цельностью цвета.<\p>

2 «Зимой в лесу», 1885 год С удивительной точностью запечатлел И.И.Левитан мягкость влажной оттепели в пасмурный день в картине «Зимой в лесу» (1885 год, Государственная Третьяковская галерея);(волк написан другом И.И.Левитана анималистом А.С. Степановым). С удивительной точностью запечатлел И.И.Левитан мягкость влажной оттепели в пасмурный день в картине «Зимой в лесу» (1885 год, Государственная Третьяковская галерея);(волк написан другом И.И.Левитана анималистом А.С. Степановым). Красив четкий узор стволов и сучьев на фоне серого неба. Красив четкий узор стволов и сучьев на фоне серого неба.<\p>

3 «Зимний пейзаж с мельницей», 1884 год (Частное собрание, Москва) Интересна живописная трактовка неба в картине «Зимний пейзаж с мельницей» (1884 год, частное собрание, Москва).<\p>

4 Сад в снегу – е годы Лес зимой – е годы. Деревня. Зима – 1878 годы.<\p>

5 «Март», 1895 год (Государственная Третьяковская галерея) Картина «Март» открывает новый этап в творчестве И.И.Левитана. В своей поражающей свежести и жизненности картина представляется этюдом. Она и писалась с натуры в имении А.Н.Турчаниновой в Горке. Это сближает метод И.И.Левитана с импрессионизмом. Близок он к импрессионизму и в той динамичности изображения, в том движении, пронизывающем картину. Родственна импрессионизму и передача света и воздуха, и, наконец, чистая красочная гамма с прозрачными цветными тенями, с богатством сложных оттенков и рефлексов.<\p>

6 «Весна. Большая вода», 1897 год. (Государственная Третьяковская галерея) «Весна. Большая вода» — одна из самых тонких, лирических картин И.И.Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем композиционном ритме. «Весна. Большая вода» — одна из самых тонких, лирических картин И.И.Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем композиционном ритме.<\p>

7 «Стволы берез. Весна» е г. «Весна. Последний снег» г.<\p>

8 «Ранняя весна. Последний снег». Этюд «Ранняя весна», 1899 год «Ранняя весна», 1892 год<\p>

9 «Цветущие яблони» г. (Частное собрание, Москва)<\p>

10 «Июньский день» – е г.<\p>

11 «Овраг», 1898 год «Пейзаж с папоротником», 1900 год<\p>

12 «Лесная речка». «Солнечный день» – 1884 гг. «Березовая роща». «Лесные дали».<\p>

13 «Папоротники у воды». Эскиз, 1895 год «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники», 1895 г. «Речная заводь», конец 19 века «Папоротники в бору», 1895 год<\p>

14 «Избушка на лугу». Этюд «Вечер. Дорога в лесу». Этюд, 1894 год «Пейзаж». Этюд<\p>

15 «Снопы». Этюд «Сумрачный день. Жнивье», 1890 – е годы. Фрагмент<\p>

16 «Пасека». Этюд, 1887 год «Пчельник», 1880 – е годы<\p>

17 «Золотая осень» г. «Осеннее утро. Туман» г. (Государственная Третьяковская галерея). Пожалуй, никто раньше в русской пейзажной живописи, да и сам И.И.Левитан, не давал такого торжественного, радостного в своем спокойствии образа осени, такого «пышного природы увядания». Эти бессмертные пушкинские строки приходят на память, кажется, всякому смотрящему на «Золотую осень» И.И.Левитана. Но также вспоминаются и строки Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». А общим, что роднит художника с А.С.Пушкиным и Ф.И.Тютчевым, является поэтическое переживание природы. Картине свойственно строгое построение композиции, звучность колорита и экспрессия живописного письма. Картина «Осеннее утро. Туман» совершенно противоположна по настроению. В этом изображении широкой глади реки, в которой словно застыли отражения лесного берега, в убедительно переданном тумане художник сумел выразить всю тихую безнадежную печаль и глухую скорбь осени.<\p>

18 «Пейзаж». Этюд «Осенний лес», 1886 год (Музей – усадьба В.Д.Поленова) «Поздняя осень», 1894 – 1898 гг. (Государственный Русский музей)<\p>

19 «Золотая осень. Слободка» г. (Государственный Русский музей)<\p>

20 «Осень» г. (Частное собрание, Москва)<\p>

21 «Осень», 1899 (Государственный художественный музей, Минск)<\p>

22 «Октябрь. (Осень)», 1891 год<\p>

23 «В лесу осенью», 1894 «Осенний пейзаж с церковью», е (Государственный русский музей)<\p>

24 «Осенний пейзаж». Этюд, 1890 – е годы<\p>

25 Спасибо за внимание<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/578653/

Ссылка на основную публикацию