Девушка в желтом платье, амедео модильяни — описание картины

Амедео модильяни

li_ga2014
….Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла.

Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. «Не может быть, — они так красиво лежали…»(Анна Ахматова, «О Модильяни», Болшево, 1958 – Москва, 1964)«Моди!»Так обращаются к Амедео Модильяни в кинофильме Майкла Дэвиса 2004 года о жизни художника. Так он подписывал свои холсты.

Есть даже миф, связанный с именем «Моди» (что означает «проклятый»). Однако в жизни Амедео называли Дэдо. «Дэдо» – так подписывал он свои личные письма.
Амедео МодильяниСуществует невероятное количество слухов о личности Модильяни. К тому же они начали существовать уже при его жизни, не говоря о периоде, когда к нему посмертно пришло мировое признание.

Потому письма художника, воспоминания его близких и дневник матери, который она начала вести вскоре после рождения Амедео, является одним из немногих документальных источников о жизни художника и позволяют нам приблизится к истинной натуре Дэдо. Потому мой очерк будет ориентироваться на фрагменты, на более «правдивые участки» из того что мы знаем о великом Модильяни.

В 1910 году Модильяни выставил в «Салоне независимых» пять картин «Виолончелист», «Нищий из Ливорно», «Нищенка» и два этюда. Некоторые из этих полотен дали предлог говорить критикам до сегодняшнего дня о «сезаннизме», стилистической близости к манере Поля Сезанна. Однако, изображенные фигуры лиричны, «не по-сезановски взволнован ими художник».

Выставленные Модильяни полотно привлекли определенное внимание критиков, в отличие от предыдущих показов. Даже нашелся один покупатель, доктор и друг художника.

Виолончелист. 1909. масло на холсте. Частная коллекция

Нищий из Ливорно , 1909, холст, масло

II.

В этом же 1910 году Модильяни знакомится с поэтом Анной Ахматовой. В Париж она приехала со своим мужем, Николаем Гумилевым по случаю их свадебного путешествия.

Однако это не повлияло на дальнейшее общение Ахматовой с Модильяни.

«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной» (Анна Ахматова).

Амедео был, очевидно, вдохновлен личностью поэтессы о чем и свидетельствуют его рисунки, запечатляющие образ Анны. Ахматова пишет, что их всего было 16, однако некоторые погибли в Царскосельском доме в первые годы революции.

Амедео Модильяни, Анна Ахматова, 1911, рисунок

Также из воспоминаний Анны Ахматовой перед нами открывается обычная жизнь художника, его быт: «Я знала его [Амедео. – Ред.] нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания. Жил он тогда в тупикe Фальгьера.

Беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Он вообще не жаловался ни на совершенно явную нужду, ни на столь же явное непризнание».

Однажды режиссер Жан Кокто метко заметил, что Модильяни оказался одним из тех художников, которые «позволяли себе роскошь быть бедными». Тем не менее, такое положение вещей не мешало Модильяни быть увлеченным, скажем, древнеегипетским искусством и называть Ахматову «моя египтянка».

«В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что все остальное – недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта».

Также тяжелое материальное положение не мешало ему же сидеть под зонтом на скамейке в Люксембургском саду, когда идет теплый летний дождь и в два голоса читать Верлена, которого он хорошо помнил наизусть с Ахматовой, и радоваться, что помнит с ней одни и те же вещи.

Мария, дочь народа, 1918, холст, масло, Kunstmuseum Basel

III.

Амедео никогда не стремился к тому, чтобы нравиться и делать так, чтобы всеми возможными способами достичь признания. Потому он не и создавал обыденные портреты, чтобы обеспечить себе нормальный быт. Художник тщательно избирал для своих портретов преимущество только тех, кого хотел изобразить. И в некотором смысле, портретированные Модильяни – «похожи».

Однако эта схожесть кроется на более глубоком уровне: речь идет о внутренней содержательности. «Через таинство своего внутреннего творческого слияния с моделью он «властительно», по слову Гоголя, пробивается к постижению психологического «второго плана» очевидности, к синтезу личности, и очень часто к ее скрытой внутренней драме» (M. Козинцева – Эренбург).

Дама в шляпе. 1917-1918 гг. Холст, масло. 55х38. Париж. Частная коллекция

Искусствоведы часто норовят «определить» художника в какое-то течение в искусстве того времени. Однако, всегда есть художники, которые находятся вне устоявшейся стилистике, вне основных течений своего времени. Так было, например, с Рембрантом (в эпоху барокко), так случилось и с Амедео Модильяни.

Девочка в голубом. 1918 г. Холст, масло. 117х72,5. Париж. Частная коллекция

IV.

Пабло Пикассо обращал внимание на невероятную трудоспособность Модильяни. Поскольку для того, чтобы оставить столько работ, необходимы были часы провождения у мольберта, имея при этом свежую голову и душу распахнутую, потому что моделей своих он будто просвечивал, рассказывая о них все.

Подтверждением этого может быть и личное письмо в канун Пасхи Амедео к своему другу Оскару Гилья из Рима: «Приступы напряженнейшей энергии охватывают меня целиком, но потом проходят. А мне бы хотелось, чтобы моя жизнь растекалась по земле бурным радостным потоком.

Тебе ведь можно сказать все: что-то плодоносное зарождается во мне и требует от меня усилий».Одно время зрители знали Модильяни как скульптора, а не художника. Известно, что любимым его материалом был песчаник. Из его глыб Амедео, вероятно, выбирал блоки в форме колонн или столбов.

Поскольку связь между фактурой камня и образом, который возникает благодаря видению художника, более, чем явная.

Tête, 1910-1912, известняк, частная коллекция (продана на аукционе Christie’s 14 июня 2010 года за 43,2 миллиона евро)

И, конечно же, не могу не упомянуть о последней любви Амедео Мольяни. О Жанне  Эбютерн. Родители девушки не одобряли её выбор, потому она уходит из благополучного и обеспеченного дома, горячо влюбленная в Амедео, она терпит все его выходки. Известно, что Жанна была скромной в своих неброских платьях, но при этом бесконечно изящной.

Она носила туфли на «немодном низком каблуке, а ее лицо казалось еще трогательней и прозрачней оттого, что на нем никогда не было ни пудры, ни краски». Такой ее и полюбил Модильяни. Жанна подарила Модильяни ребенка. И готовилась подарить второго.

Однако, не выдержав известия о смерти Модильяни, она заканчивает свою жизнь самоубийством, будучи на 9 месяце беременности.

«Вы знаете что такое любовь? Настоящая любовь? Любили ли вы так неистово, что готовы были шагнуть в пламя Преисподнии? Я – да», – слова героини Жанны Эбютерн, с которых режиссер начинает повествование о Модильяни в одноименном фильме и, одновременно, замыкает круг их жизней.

Жанна Эбютерн в карнавальном костюме, 1917

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/311954.html

Картина Модильяни: характеристика портретов :

Работы Амедео Модильяни (картины, эскизы, скульптуры) не признавали при жизни творца, но сейчас их оценивают чрезвычайно высоко. А. Модильяни (1884 – 1920) прожил короткую жизнь, всего тридцать пять лет.

Он итальянец по рождению, однако сформировался как художник в Париже на Монпарнасе. В этой статье мы рассмотрим работы яркого представителя экспрессионизма Модильяни.

Картины с названиями и краткими описаниями будут представлены ниже.

Стиль художника

Портреты живописца – одни их самых запоминающихся в его искусстве. Они составляют 90% творчества ставшего парижанином итальянца. Он сам говорил: «Чтобы сделать любую работу, у меня должен быть живой человек. Я должен видеть его напротив себя». Любая картина Модильяни выделяется своей архетипичностью из работ его современников.

Портреты Модильяни опираются, как бы это не показалось странным, на традиции и оспаривают их. Он фиксирует образ человека не для потомков, а в тот момент, в который данная личность находится перед художником.

Подобно работам итальянских художников эпохи Возрождения, которыми восхищался творец, его портреты создают между зрителем и изображением определенную дистанцию. Именно за нее следует проникнуть, чтобы раскрыть секреты художника. Этот эффект достигается прежде всего за счет выразительных глаз, которые Модильяни часто просто закрашивал одним цветом.

Рассмотрим автопортрет художника, выполненный в теплых золотисто-красных тонах. Холодный голубой присутствует лишь в кашне художника, и он не нарушает гармоничный колорит. Эта картина Модильяни скрывает глаза. Он написал это полотно за год до смерти, в 1919 году, находится оно в Музее искусств Сан-Паулу, Бразилия. Эту работу можно назвать завещанием художника.

Очень больной Модильяни боялся смерти, но все же чувствовал, что следует оставить личное свидетельство его искусства. Художник обращает к нам свое изможденное лицо с печатью смерти.

Узнаваемость работ

Картина Модильяни сразу узнается по руке художника. Он рисует женщин с длинной шеей, плоским удлиненным лицом, миндалевидными огромными глазами и маленькими сжатыми губами. Его тона монохромны, особенно в ранних портретах. Не имея денег, чтобы заплатить профессиональной натурщице, художник часто повторяет одну и ту же модель.

Примером может стать «Портрет Маргариты», написанный дважды.Имеют некую загадочность все картины Модильяни. Фотография, представленная выше, позывает работу 1916 года (Нью-Йорк). Молодая женщина (некоторые считают ее сестрой художника) сидит на стуле вполоборота к зрителю, обратив на него серьезный взгляд.

Светлые розовые тона контрастно выделяются на фоне темной бордовой двери.

«Алиса», 1915 год

Классическая картина Модильяни, которая показывает его в полном расцвете творчества.Девочка полна спокойствия, серьезности и красоты. Голубое платье и серый фон стены предполагают исследование художником смежных тональностей.

Очень гармонично вдоль лица и шеи ложатся длинные темные волосы, схваченные голубым бантом. Эта работа находится в Государственном музее Копенгагена. В 1909 году Модильяни говорил своему другу: «Счастье – это ангел с серьезным лицом».

Спутница Модильяни

Жанна Эбютерн появилась в жизни художника за три года до его смерти. Красивая девушка вошла в среду художников Монпарнаса благодаря своему брату, который захотел стать художником. Там весной 1917 года Жанну познакомили с Амедео. У девушки завязался роман с одаренным и исключительным художником. Эта влюбленность переросла в серьезную глубокую связь.

Жанна переехала к Модильяни, несмотря на возражения родителей-католиков. Девушка была нежной, застенчивой и деликатной.Тонкая и хрупкая, изящная и женственная Жанна написана с большой трогательной любовью. Картина Модильяни показывает ее душевную чистоту и даже полное отсутствие косметики. Их нищета не смущала молодую женщину.

Читайте также:  Скульптуры в киеве: фотографии, описание

С этого времени Жанна стала главной темой художника. Он нарисовал несколько ее портретов. Есть работа, на которой художник изобразил беременную девушку, когда Жанна вынашивала их первого ребенка. Потом она забеременела вторым, но глубоко больной художник умер. Этого Жанна не перенесла. Она в порыве безумия из-за потери на 9-месяце беременности покончила с собой.

Умер и неродившийся ребенок, а старшую дочь забрала к себе сестра Амедео.

Такой трагедией закончилась жизнь двух любящих сердец.

Источник: https://www.syl.ru/article/303481/kartina-modilyani-harakteristika-portretov

Модильяни. В чем его уникальность?

Биография Амедео Модильяни (1884-1920 гг.) похожа на роман о классическом гении.

Короткая жизнь, как вспышка. Ранняя смерть. Оглушительная посмертная слава, которая настигла буквально в день похорон.

Картины, которые художник оставлял в счёт уплаты за обед в кафе, в одночасье приобретают цену в десятки миллионов долларов!

А ещё любовь всей жизни. С красивой юной девушкой, похожей на принцессу Рапунцель. И трагедия похлеще, чем история о Ромео и Джульетте.

Если это все не было бы правдой, я бы фыркнула «Ой, такого в жизни не бывает! Слишком закрученно. Слишком эмоционально. Слишком трагично».

Но в жизни бывает все. И это как раз про Модильяни.

Уникальный Модильяни

Амедео Модильяни. Рыжеволосая женщина. 1917 г. Национальная галерея Вашингтона

Модильяни для меня загадочен, как никакой другой художник. По одной простой причине. Как он умудрился почти все свои работы создавать в одном стиле, причём настолько уникальном?

Он работал в Париже, общался с Пикассо, Матиссом. Видел работы Клода Моне и Гогена. Но не попал ни под чьё влияние.

Такое ощущение, что он родился и жил на необитаемом острове. И там же написал все свои работы. Разве что видел африканские маски. Еще может пару работ Сезанна и Эль Греко. А в остальном его живопись почти не имеет никаких примесей.

Если Вы посмотрите на ранние работы любого художника, то поймёте, что сначала он искал себя. Современники Модильяни часто начинали с импрессионизма. Как Пикассо или Мунк. И даже Малевич.

Слева: Эдвард Мунк “Улица Лафайет”, 1901 г. Национальная галерея Осло, Норвегия. Справа: Пабло Пикассо “Коррида”, 1901 г. Частная коллекция. Внизу: Казимир Малевич “Весна, яблоня в цвету”, 1904 г. Третьяковская галерея.

Скульптура и Эль Греко

У Модильяни же Вы не найдёте этого периода поиска себя. Правда его живопись немного изменилась после того, как он 5 лет занимался скульптурой.

Амадео Модильяни. Голова женщины. 1911 г. Национальная галерея Вашингтона

Вот две работы, созданные до скульптурного периода и после.

Сразу бросается в глаза, насколько скульптурность Модильяни переносит в живопись. Появляется и его знаменитая вытянутость. И длинная шея. И нарочитая схематичность.

Он очень хотел продолжать заниматься скульптурой. Но с детства у него были больные легкие, туберкулёз возвращался раз за разом. А каменная и мраморная крошка усугубляли его болезнь.

Поэтому спустя 5 лет он и вернулся к живописи.

Ещё рискну искать перекличку работ Модильяни с работами Эль Греко. И дело не только в вытянутости лиц и фигур.

Эль Греко. Святой Иаков. 1608-1614 гг. Музей Прадо, Мадрид

Для Эль Греко тело – это тонкая оболочка, сквозь которую просвечивает душа человека.

Амедео шёл по тому же пути. Ведь люди на его портретах мало похожи на то, как они на самом деле выглядели. Скорее он передаёт характер, душу. Добавляя то, чего в зеркале человек не видел. Например, ассиметрию лица и тела.

Это можно увидеть и у Сезанна. Он тоже часто делал глаза своих героев разными. Посмотрите на портрет его супруги. Мы как будто читаем по ее глазам «Что ты опять придумал? Заставляешь меня тут пнем сидеть…»

Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле. 1890 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Портреты Модильяни

Модильяни писал людей. Полностью игнорировал натюрморты. Крайне редки у него и пейзажи.

Андрей Аллахвердов. Амедео Модильяни. 2015 г. Коллекция художника

У него немало портретов его друзей и знакомых из его окружения. Они все жили, работали и  развлекались в Парижском районе Монпарнас. Здесь нищие художники снимали самое дешевое жильё, и ходили в ближайшие кафе. Алкоголь, гашиш, гулянья до утра.

Амедео особенно опекал нелюдимого и чувствительного Хаима Сутина. Неряшливый, замкнутый и очень самобытный художник: вся его сущность перед нами.

Глаза в разнобой, кривой нос, разные плечи. А ещё цветовая гамма: коричнево-серо-голубая. Стол на очень длинных ножках. И крохотный стакан.

Во всем этом читается одиночество, неприспособленность к жизни. Что ж, правдиво, без лести.

Амадео Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1917 г. Национальная галерея Вашингтона

Амедео писал не только друзей, но и малознакомых людей.

Нет такого, что одна какая-то эмоция у него преобладает. Мол, высмеивать, так всех. Умиляться, так всеми.

Вот над этой парой он явно иронизирует. Джентельмен в летах женится на молодой девушке незнатного происхождения. Для нее этот брак – возможность решить свои финансовые проблемы.

Амадео Модильяни. Жених и невеста. 1916 г. Музей современного искусства, Ною-Йорк

Лисий разрез хитрых глаз и немного вульгарные серьги помогают прочесть ее натуру. А что же жених, не в курсе?

Вот у него воротник с одной стороны приподнят, с другой – опущен. Он не хочет мыслить здраво рядом с пышущей молодостью невестой.

А вот эту девочку художник бесконечно жалеет. Сочетание ее открытого взгляда, сложенных ручек и немного косолапых ножек говорят нам о крайней наивности и беззащитности.

Ну как такого ребёнка не пожалеть!

Амедео Модильяни. Девочка в голубом. 1918 г. Частная коллекция

Как Вы видите, каждый портрет – это целый мир человека. Читая их характеры, мы уже даже можем предположить их судьбу. Например, судьбу Хаима Сутина.

Увы, он хоть и дождётся признания, но будучи уже сильно больным. Его неумение заботиться о себе приведёт его к язве желудка и крайней истощенности.

И переживания из-за преследования нацистов во время войны сведут его в могилу.

Но об этом Амедео не узнает, он умрет на 20 лет раньше своего друга.

Женщины Модильяни

Модильяни был очень привлекательным мужчиной. Итальянец еврейского происхождения был обаятельным и общительным. Женщины, конечно, не могли устоять.

У него их было много. В том числе ему приписывают короткий роман с Анной Ахматовой.

Она до конца жизни это отрицала. Многие подаренные ей рисунки Амедео с ее изображением попросту исчезли. Потому что они были в стиле Ню?

Но часть все же уцелела. И по ним мы и предполагаем, что близость у этих людей была.

Но главной женщиной в жизни Модильяни была Жанна Эбютерн. Она была безумно в него влюблена. Он тоже испытывал к ней нежные чувства. Настолько нежные, что готов был жениться.

А ещё он написал несколько десятков ее портретов. И среди них ни одного Ню.

Я ее называю принцессой Рапунцель, потому что у неё были очень длинные и густые волосы. И как обычно это бывает у Модильяни, ее портреты не очень похожи на неё реальную. Но характер ее читается. Спокойная, рассудительная, бесконечно любящая.

Слева: Фото Жанны Эбютерн. Справа: Портрет девушки (Жанны Эбютерн» Модильяни, 1917 г.

Амедео хоть и был душой компании, с близкими людьми вёл себя несколько иначе. Выпивка, гашиш – это полдела. Он мог и вспылить, будучи пьяным.

Жанна с этим легко справлялась, своими словами и жестами успокаивая разъярённого возлюбленного.

А вот это последний ее портрет. Она беременна вторым ребёнком. Которому, увы, не суждено было родиться.

Амадео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью. 1919 г.

Возвращаясь из кафе в подпитии с друзьями, Модильяни расстегнул пальто. И простудился. Его ослабленные туберкулёзом лёгкие не выдержали – он умер на следующий день от менингита.

А Жанна была слишком молода и влюблена. Она не дала себе время оправиться от потери. Не в силах вынести вечной разлуки с Модильяни, она выпрыгнула в окно. Будучи на девятом месяце беременности.

Их первую дочь взяла на воспитание сестра Модильяни. Повзрослев, она стала биографом своего отца.

Ню Модильяни

Амадео Модильяни. Развернувшаяся обнаженная. 1917 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Большинство Ню Модильяни создал в период 1917-1918 гг. Это был заказ арт-дилера. Такие работы хорошо покупали, особенно после смерти художника.

Так что большинство из них до сих пор находятся в частных коллекциях. Удалось отыскать одну в музее Метрополитен (Нью-Йорк).

Посмотрите, как тело модели обрезано краями картины в районе локтей и колен. Так художник приближает ее совсем близко к зрителю. Она входит в его личное пространство. Да, ничего удивительного, что такие работы хорошо покупали.

В 1917 году арт-дилер устроил выставку из вот таких Ню. Но через час ее закрыли. Посчитав работы Модильяни неприличными.

Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная. 1917 г. Частная коллекция

Что? И это в 1918 году? Когда обнаженных писали все, кому не лень?

Да, писали много. Но идеальных и абстрактных женщин. А это значит и наличие одной важной детали – гладкие подмышки без волос. Да-да, именно это полицейских и смутило.

Так, отсутствие эпиляции оказался главным признаком того, является ли женщина богиней или реальной женщиной. Достойна ли она быть показанной публике или с глаз долой.

Модильяни уникален даже после смерти

Модильяни – самый копируемый художник в мире. На каждый подлинник приходится 3 подделки! Это уникальная ситуация.

Как же так получилось?

Все дело в жизни художника. Он был очень беден. И как я уже писала, часто расплачивался картинами за обеды в кафе. Также поступал и Ван Гог, скажите Вы.

Но последний вёл тщательную переписку с братом. Именно по письмам и был составлен полный каталог подлинников Ван Гога.

А вот Модильяни свои работы не фиксировал. А прославился он в день своих похорон. Нечистоплотные арт-дилеры этим воспользовались, и на рынок хлынула лавина подделок.

И таких волн было несколько, как только цены на картины Модильяни подскакивали в очередной раз.

Неизвестный художник. Мари. Частная коллекция (картина была показана как работа Модильяни на выставке в Генуе в 2017 г., во время которой была признана подделкой)

До сих пор одного достоверного каталога работ этого гениального художника нет.

Поэтому ситуация с выставкой в Генуе (2017 г.), когда большинство работ мастера оказались подделкой, далеко не последняя.

Мы можем с Вами только уповать на свою интуицию, когда смотрим на его работы на выставках…

Читайте также:  Картина "вечерний звон", левитан, 1892

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/amedeo-modilyani/

Анна ахматова — амедео модильяни..

?tanjacha1 (tanjacha1) wrote,
2017-01-05 09:06:00tanjacha1
tanjacha1
2017-01-05 09:06:00Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) не любила рассказывать о своей личной жизни, о её романах нам известно со слов друзей, близких, знакомых. Часто поэтесса сама в стихах раскрывала тайны своих чувств к любимым мужчинам.

И лишь одна история, которая случилась с ней в молодости, когда поэтессе едва исполнилось двадцать лет, породила немало загадок, разгадать которые до конца не удаётся до сих пор. Ахматова тщательно скрывала историю этой любви и лишь в конце жизни слегка приоткрыла завесу над её тёплым чувством к итальянскому художнику Амедео Модильяни (1884–1920).

Итальянский еврей по происхождению, Модильяни переехал в Париж в 1906 году, чтобы брать уроки художественного мастерства у именитых французских живописцев и заявить о себе, как о молодом, талантливом художнике.

Модильяни был неизвестен и очень беден, а лицо его излучало такую поразительную беззаботность и спокойствие, что Ахматовой он показался человеком из странного, непонятного ей, непознаваемо иного мира.
Изящный, аристократичный, чувствительный, Амедео отличался особой экстравагантностью, которая сразу бросилась в глаза русской девушке.

Она вспоминала, что в первую их встречу Модильяни был одет в жёлтые вельветовые брюки и яркую, такого же цвета, куртку. Вид у него был нелепый, однако художник так изящно мог преподать себя, что казался элегантным красавцем, словно одетым в самые дорогие наряды по последней парижской моде.


В тот год Модильяни едва исполнилось двадцать шесть лет. Анне Андреевне, напомним, двадцать. За месяц до этой встречи, весной 1910 года, она обручилась с поэтом Николаем Гумилёвым, и влюблённые отправились в Париж.Модильяни встретил Ахматову в самом центре французской столицы. Говорили, что поэтесса была так красива, что на улицах все заглядывались на неё, а незнакомые мужчины без стеснения вслух восхищались её очарованием. «Я была просто чужая, — вспоминала Анна Андреевна, — вероятно, не очень понятная… женщина, иностранка».Художник осторожно попросил у Ахматовой разрешение написать её портрет. Она согласилась. Так началась история страстной, но недолгой любви.После возвращения в Петербург Ахматова продолжала писать стихи и поступила на историко-литературные курсы, а её супруг, Николай Гумилёв, с нетерпением дождавшись осени, уехал в начале сентября в Африку, пообещав вернуться только к следующей весне.Молодой жене, которую всё чаще называли «соломенной вдовой», было очень одиноко. И будто бы читая её мысли, парижский красавец вдруг прислал пылкое письмо, в котором признался, что не может забыть её и мечтает о новой встрече. Письма стали частыми, и в каждом из них Модильяни признавался в любви.Однако от друзей, побывавших в Париже, Ахматова знала, что Дедо, как называли близкие Модильяни, пристрастился к вину и наркотикам. Художника угнетали нищета и безнадёжность. А русская девушка, которая так стремительно влетела в его жизнь, оставалась далеко в чужой, непонятной стране.В марте 1911 года Гумилёв вернулся из Африки. И почти сразу у супругов произошла крупная ссора. Обиженная Ахматова, вспомнив о парижском поклоннике, внезапно уехала во Францию, где провела долгих три месяца.

Амедео она увидела совершенно иным. Худой, бледный, осунувшийся от пьянства и бессонных ночей в кругу своих любимых натурщиц, Дедо резко постарел сразу на много лет. Он отрастил бороду и казался теперь почти стариком. Однако для Ахматовой её страстный итальянец оставался самым красивым на свете. Он, как и раньше, обжигал её таинственным, пронзительным взглядом.

Модильяни подарил Анне Андреевне незабываемые дни, которые остались с ней на всю жизнь. Спустя много лет она рассказывала, что художник был так беден, что не мог её никуда пригласить и водил по городу. Им приходилось сидеть в любимом Люксембургском саду на скамейке, а не на удобных стульях, за которые пришлось бы платить. Они гуляли по ночному Парижу, по старинным, тёмным улочкам, а однажды даже заблудились и пришли в мастерскую художника лишь под утро.В крохотной, заставленной холстами комнатке Ахматова позировала художнику. В тот сезон Модильяни нарисовал на бумаге, по словам поэтессы, более десяти её портретов, которые сгорели потом во время пожара. Однако до сих пор некоторые искусствоведы считают, что Ахматова скрыла их, будто бы не желая показать миру. Возможно, Анна Андреевна боялась, что портреты могли сказать всю правду об их отношениях…Много лет спустя среди рисунков художника нашли два портрета обнажённой женщины и обнаружили явное сходство модели со знаменитой русской поэтессой. Эти рисунки стали подтверждением любви Модильяни и Ахматовой. Они могли бы быть вместе, однако судьба разлучила их навсегда. Но в тот год влюблённые не думали о вечной разлуке. Они были вместе. Он — одинокий и бедный итальянский художник, она — замужняя русская женщина.Днём Модильяни водил Анну Андреевну по музеям, особенно часто они заходили в египетский подвал Лувра. Амедео был убеждён, что лишь египетское искусство может считаться достойнейшим. Художник отвергал прочие направления в живописи. Русскую подругу он изображал в нарядах египетских цариц и танцовщиц.Когда же наступала ночь, влюблённые выходили из мастерской и гуляли под открытым небом. По воспоминаниям Ахматовой, в те дни шли обильные дожди, и заботливый Дедо, прихватив на случай дождя огромный чёрный зонт, раскрывал его над Анной, словно пряча её от всех житейских забот. В такие минуты для Ахматовой существовал лишь он — её странный друг, казавшийся малым ребёнком, нелепый романтик, воспевающий неземные миры.Ахматова вспоминала, что никогда не видела Амедео пьяным. Лишь однажды, накурившись гашиша, он лежал и в растерянности держал её руку, повторяя: «Sois bonne, sois douce».[4] «Но ни доброй, ни нежной, — добавляла поэтесса, — я с ним не была».Когда Ахматова, покидая Париж, прощалась с художником, тот отдал ей свёртки рисунков, как всегда подписанных коротким словом: «Моди». В переводе с французского это означало «проклятый». Амедео настойчиво просил повесить их в комнате Анны на родине. Но она спрятала рисунки итальянца в надёжное место. И лишь единственный рисунок работы Амедео Модильяни до последних дней висел у неё над изголовьем кровати.С их последней встречи прошло долгих девять лет. Ахматова продолжала писать, прославилась. В некоторых её стихах прослеживалась тоска по Парижу и Амедео:О, не вздыхайте обо мне,Печаль преступна и напрасна,Я здесь, на сером полотне,Возникла странно и неясно.И нет греха в его вине,Ушёл, глядит в глаза другие,Но ничего не снится мнеВ моей предсмертной летаргии.До конца жизни поэтесса утверждала, что в её творчестве нет ни одного стихотворения, посвящённого Модильяни. Так это или нет, теперь остаётся лишь гадать.

А Дедо опять встречался с женщинами, пытался найти свою музу. В его мастерской снова по несколько дней жили танцовщицы из дешёвых кабаре, девицы из борделей, торговки и уличные женщины, которых художник приводил, чтобы писать их с натуры.

Он считал, что лишь через чувственное познание женщины можно передать её образ в картине. Амедео вновь запил, курил марихуану, распутничал и совершенно не следил за своим ухудшающимся здоровьем. Его называли «бездомным бродягой», «донжуаном и сердцеедом».

Он вёл бурную, развратную жизнь, словно стремился побыстрее умереть.


А с приходом ночи бледный, бородатый, черноволосый молодой мужчина надевал тёмную шляпу с огромными полями и бродил по улицам Парижа. Может, тогда он вспоминал загадочную русскую девушку, читавшую ему свои стихи, слов которых художник понять не мог.
В 1914 году Модильяни познакомился с богатой англичанкой Беатрис Хастингс, которая была на пять лет старше его и очень любила художника. Их роман был бурным и непродолжительным. Через два года, не желая больше терпеть пьяные дебоши Амедео, Беатрис ушла от него.Спустя год художник увлёкся двадцатилетней девицей Жанной Эбютерн. Они стали жить вместе, и осенью 1918 года Жанна родила Модильяни дочь. Художник был счастлив, наконец-то он обрёл семью и долгожданный покой. Однако силы его таяли с каждым днём. В конце 1919 года Модильяни сильно простудился и спустя месяц умер. Обезумевшая от горя супруга, уже восемь месяцев носившая под сердцем второго ребёнка, не смогла пережить смерть любимого. Она выбросилась из окна на следующий же день, поскольку хотела уйти из жизни вместе с Амедео.Анна Ахматова узнала о смерти Модильяни случайно, когда в один из январских вечеров 1920 года открыла старый европейский журнал по искусству и увидела маленький некролог, где сообщалось о невозвратимой потере для живописи — скончался хороший художник.Дочь Амедео Модильяни, став взрослой, написала книгу о своём отце, в которой описала его жизнь и десятки романов с самыми разными женщинами. Она упомянула всех — и тех, к кому её отец испытывал сильные чувства, и тех, связь с которыми была непродолжительной. И только об Ахматовой в этой книге не сказано ни слова.Возможно, итальянский художник, так же как и поэтесса, не желал разглашать их взаимную, казавшуюся необыкновенной любовь.Тяжела ты, любовная память!Мне в дыму твоём петь и гореть,А другим — это только пламя,Чтоб остывшую душу греть.В 1922 году мир признал Модильяни великим художником. В наши дни его картины продаются на аукционах за пятнадцать и более миллионов долларов. В начале 1960-х годов, после трёхдневного посещения Парижа (спустя более чем пятьдесят лет) Ахматова всё-таки решилась написать воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе. Тогда она призналась: «Всё, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной». Анна Андреевна Ахматова больше не отрицала своей любви к итальянскому красавцу Амедео Модильяни.Поэтесса умерла 5 марта 1966 года под Москвой, в Домодедово. Похоронили её в Комарово, близ Петербурга.

В начале 1990-х годов в Италии состоялась выставка работ итальянского художника. Среди ста картин посетители увидели двенадцать изображений красивой, молодой, черноволосой девушки. Это были портреты великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.


Источник: https://tanjacha1.livejournal.com/105120.html

Картины и биография Амедео Модильяни. Картину модильяни

ГлавнаяКартиныКартину модильяни

Амадео Модильяни

Амедео Модильяни  (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.

В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.

Читайте также:  Мадонна порт-льигата, сальвадор дали, 1949,1950

В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.

Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.

С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года.

Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским.

Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.

В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения.

Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.

В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль.

Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни.

В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.

В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

 Супруги.1917

Женщина с черной лентой. 1917

Желтый свитер. 1918

Портрет Луни Чековской. 1917

Эльвира в белом воротнике. 1918

Виолончелист. 1909

Алиса. 1915

Средиземноморский пейзаж. 1918

Сидящая Альмаиза.1916

Жоан Эбютерн. 1918

Портрет Хаима Сутина. 1916

Девочка в голубом. 1918

Двое. 1918

Портрет Полетты Журден. 1919

Кипарисы и дома. 1918

Молодая рыжая женщина. 1918

Юная девушка в блузе. 1917

Портрет госпожи ван Мейден. 1917

Материялы взяты с сайтов Библиотекарь.ру и Планета Small Bay

art.mirtesen.ru

Амедео Модильяни | Artifex.ru

Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani) – итальянский живописец, скульптор, являющийся ярким представителем экспрессионизма, всемирно знаменитым художником парижской художественной школы.

Вырос Амедео в Италии, там же он занимался изучением античного искусства и увлекся живописью. Рисованию он учился во флорентийской, а затем в венецианской академии художеств. Переехав в 1906 в столицу Франции, попал под влияние работ Пабло Пикассо, Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна. Но в результате выработал собственный, уникальный стиль, отличительной чертой которого стал богатый, плотный цвет.

Осенью 1907 Амедео Модильяни познакомился с врачом Полем Александром, ставшим первым покровителем молодого художника и коллекционером его картин. В том же году состоялась первая выставка картин начинающего художника в «Осеннем салоне». Начиная с 1908 года, его выставки регулярно проходили с «Салоне независимых».

Талант Модильяни-живописца наиболее полно раскрылся в жанре портрета. Художник никогда не брал заказов на написание своих портретов и изображал только хорошо знакомых ему людей, словно воссоздавая собственный образ модели.

Во время своей жизни в Париже художник постоянно менял адреса своего проживания. Многие считают, что вечная бездомность была для него благом, создавшим почву для творческих взлетов. Некоторое время художник жил в сарайчике-мастерской, стоявшем посреди пустыря, полностью заросшего кустарником. Иногда ему приходилось даже ночевать на парижском вокзале Сен-Лазар.

Весной 1909 живописец переехал в ателье, расположенное на Монпарнасе. Годом позже он познакомился с молодой Анной Ахматовой и более года был увлечен ею.

Толчком к началу развития скульптурного творчества Модильяни стало его знакомство со скульптором Константином Бранкузи. В 1911 Амедео Модильяни выставил созданные им каменные скульптуры голов. В 1912 г.

он выставил 7 своих скульптур в «Осеннем салоне». В 1913 он решил возвратиться к живописи.

В это время у художника обострился хронический туберкулез, поэтому его не взяли на фронт в Первую мировую войну. Несколько лет он жил в Париже, где писал картины и периодически устраивал выставки.

В 1917 Амедео встретил юную Жанну Эбютерн, ставшую его основной моделью. Некоторое время спустя молодые люди стали жить вместе. В 1918 году им пришлось покинуть Париж, спасаясь от войны, и отправиться на юг Франции.

В ноябре 1918 у Модильяни и Эбютерн родилась дочь.

Двумя годами спустя художник умер от туберкулеза. На следующий день Жанна Эбюртен, находившаяся в то время на последнем месяце беременности, покончила с собой.

artifex.ru

Амедео Модильяни. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины

Amedeo Clemente Modigliani. 1884-1920 г.

Выдающийся итальянский художник, скульптор.

   Материнское сердце Евгении Гарсен предчувствовало, что визит судебных исполнителей в день, когда она рожает, не предвещает ничего хорошего для новорожденного и, в скором времени, неприятные события начали методично следовать одно за другим. Так начиналась непродолжительная, полная нужды и болезней, но вполне богемная жизнь величайшего художника-новатора Амедео Модильяни, одного из ярких представителей экспрессионизма.

Родился будущий художник 12 июля 1884 в Ливорно в еврейской семье.

Мать, не чаявшая души в самом младшем отпрыске, уделяла ему максимум внимания из-за врожденной болезненности, и когда маленький Амедео восстанавливался после тифа, пообещала сыну, что не будет препятствовать его страсти к рисованию. Такое решение возникло из-за полного равнодушия ребенка к занятиям в школе, и серьезным влечением к искусству.

В августе 1898, переболевший тифом мальчик переступает порог частной художественной студии в родном городе, где под руководством Г. Микели изучает азы живописи. Преподавание в студии больше ориентировалось на импрессионизм. Юный Модильяни создавал натюрморты и портреты на весьма заурядном уровне; параллельно, в ателье Джино Ромити постигались основы изображения обнаженной натуры.

Следующий этап художественного образования наступил в 1902, после поступления в свободную школу живописи обнаженной натуры (Флоренция), а в следующем году Модильяни уже обучается в венецианском Институте изящных искусств. Жизнь в этом городе не только познакомила его с французским импрессионизмом, но и пристрастила к гашишу.

Обосновавшись в 1906 в Париже, художник увлекается работами Сезанна, Тулуз-Лотрека, а также искусством фовистов. Несмотря на постоянные творческие поиски, работы Модильяни не находят своих поклонников, за исключением доктора Поля Александре, убедившего художника выставить работе в Салоне Независимых.

   В 1914, оставив занятия скульптурой, увлечение которой началось в 1909, Модильяни вернулся к живописи, и стал работать над портретами, подчеркивая индивидуальность модели за счет экспрессивно-темпераментной манеры. В некоторых картинах этого жанра почти отсутствовала грань между остротой социальной характеристики и гротеском – «Госпожа Помпадур», «Супружеская пара».

Знаковые события наступили в 1917: в художественном плане на смену свободной живописности пришла линейная стилизация, и можно было говорить о появлении типичного «модильяниевского» портрета, с «цепляющим» взглядом бездонной глубины, и непостижимой загадочностью внутренней жизни модели; в декабре состоялась единственная прижизненная персональная выставка, длившаяся пару часов из-за выставленных работ в жанре ню; в личном плане – знакомство с Жанной Эбютерн, с которой художник прожил до дня своей кончины.

В творчестве последних трех лет жизни Модильяни следует выделить две тенденции, для которых характерным было развитие композиции в плавном русле, при этом в работах добавилось изысканности и декоративности; параллельно с этим – появление торжественных красок, подобных венецианскому стилю, и насыщение полотен размашистым, четким ритмом.

Традиционно, живопись Модильяни относится к экспрессионистскому направлению, хотя однозначности в этом вопросе не существует; в парижский период жизни и творчества он находился под влиянием известных французских мастеров.

Несмотря на это, его произведения, передающие красоту женского тела, отличаются реалистичностью, а также эмоциональной насыщенностью, и чувственность его работ – не это ли подлинная экспрессия, затрагивающая самое сокровенное.

Богемная жизнь, подорвавшая и без того неважное здоровье, привела к ранней смерти Амедео Модильяни, и 24 января 1920, в возрасте тридцати шести лет он скончался от туберкулезного менингита, стоя на пороге своего признания. Трагический постскриптум к жизни художника был приписан женой, выбросившейся из окна на восьмом месяце беременности.

Смотреть картины Амедео Модильяни

expressionists.ru

Описание картины Амедео Модильяни «Алиса»

Модильяни за пять лет написано огромное количество портретов (всего их более трехсот). Мы видим девочку, которая одета в простое платье голубого цвета. Она сидит, позируя художнику.

Алиса смотрит на зрителей. Глаза ее – большие миндалевидные. Лицо обрамлено волосами темного оттенка. Они небрежно ниспадают на платье. Живописец нарочито стилизует лицо под характерную для племен Африки маску.

Полотно максимально просто в цветовом плане. Гамма оттенков варьируется от синего до терракотового. В результате Модильяни удается создать необычный контраст. Творение художника обретает особую живость. При этом молчание и невероятная гармония не нарушаются.

Художник предпочитал удлиненные формы. Они очень четко прослеживаются и в этом потрете. Голова Алисы по форме напоминает яйцо, шея похожа на цилиндр. Силуэт нарочито удлинен. Вертикальный размер полотна лишний раз это подчеркивает. Пропорции далеки от классических идеалов.

Модильяни удается передать внутреннее настроение девушки. В ее глазах читается абсолютное спокойствие и некоторая холодность. Открытый лоб поражает решительность.

Правильные черты лица художник прописывает максимально четко. Девушка спокойно сидит, сложив на коленях руки. Все контуры невероятно четкие. Задний фон создает определенный контраст с фигурой Алисы.

При этом он гармонирует с цветом ее платья.

Модильяни удалось изобразить максимально живую девочку. Она серьезна не погодам. Неправильные пропорции совершенно не портят ее облик. У зрителей возникает теплое чувство при взгляде на Алису. Мы ощущаем особое отношение художника к ней.

В портретах художника впечатляет особая грациозность силуэтов, тончайшие переходы цвета, выразительные эмоции. Модильяни умело создает свой собственный мир. Каждый его портрет- настоящее чудо, в котором воплотилось видение художником мира.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartinu-modilyani.html

Ссылка на основную публикацию