Джон констебл: картины и биография художника

Джон Констебл — Биография художника, известные произведения, выставки

Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия — 31 марта 1837 года, Лондон) — крупный британский пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно — родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла).

Особенности творчества Джона Констебла.

В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов. Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь.

Кроме того, он — единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.

В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба. Его картины — это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.

Известные картины Джона Констебла. «Телега для сена», «Уивенхо-Парк, Эссекс», «Вид на собор Солсбери с луга», «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», «Белая лошадь«

Мельник из провинции

«Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», — признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому.

Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк.

«Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка — как я люблю все это», — писал он.

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным.

А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию.

Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте — в 23 года. А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.

В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.

Немодная повседневность

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук.

Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других… Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины».

В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.

В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках (1, 2, 3).

Но его обычные сюжеты — сцены повседневной жизни — были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины.

А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух. Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи».

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы (1, 2, 3). От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику (1, 2, 3), но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».

Всепобеждающая любовь

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее.

Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки. И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице.

Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру.

Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния.

Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.

Французский триумф

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание.

И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст — «Белую лошадь».

С него началась серия масштабных картин — «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).

В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» — ныне культовую для британцев. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными.

А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом.

Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».

При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции — свыше двадцати всего за несколько лет. Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым — за границей», — пояснил он.

Ушедший Ангел

В январе 1828 года — вскоре после рождения седьмого ребёнка — в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой.

Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела — Бог знает, как будут расти мои дети… Для меня лицо Мира полностью изменилось».

С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед — пригород Лондона. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления (1, 2, 3, 4). Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

Отчуждение и депрессия

В поздний период Констебл перестал писать определённые места — частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье.

Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок.

Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно — в 1829 году в возрасте 52-х лет — во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии.

Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов. Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса.

А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.

Тем не менее, Констебл продолжал работать. После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин (1, 2, 3). Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу.

Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков.

Предприятие потерпело финансовый крах.

Ода прошлому

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину — «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф — символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.

Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде. В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына — Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации.

Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже. В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца — Ричарда Голдинга Констебла.

Наследие

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.

К началу XX века творчество Констебла было переоценено. В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом. В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов.

Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.

Источник: https://artchive.ru/artists/167~Dzhon_Konstebl

Констебл, Джон (стр. 1 из 2)

План Введение

Читайте также:  Скульптуры в киеве: фотографии, описание

1 Биография 1.1 Ранние годы 1.2 Зрелые годы 1.3 Брак и последние годы

2 Творчество
на русском языке
4 Галерея
Список литературы

Введение

Джон Консте́бл или Констэбль (англ. John Constable ; 11 июня 1776, Ист-Бергхолт, Саффолк — 31 марта 1837, Лондон) — английский художник-романтик.

Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Его картины прославили Дедхэм Вэйл, который называют Земля Констэбля (англ. Constable Country ).

В своём письме другу Джону Фишеру в 1821 году, Констэбль писал:

Среди наиболее известных его работ Dedham Vale (1802) и The Hay Wain (1821). В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года. Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

1. Биография

1.1. Ранние годы

Констэбль родился в небольшое деревушке Ист Бергхоулт на берегу реки Стаур (англ. river Stour ), в семье зажиточного мельника (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах).

Джон был вторым сыном в семье, но его старший брат был умственно отсталым и основные надежды семьи возлагались именно на Джона. После окончания школы Джон работал на мельнице, но через некоторое время заботы о семейном бизнесе на себя взял младший брат Джона, Абрам.

В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки «сделали его художник, за что он очень благодарен»[1].

Большое влияние на дальнейшую судьбу Констебля оказало знакомство с коллекционером Джорджем Бомоном (англ. George Beaumont , 1753-1827), который показал Констеблю жемчужину своей коллекции — картину Клода Лоррена «Пейзаж с Агарью и Ангелом» (англ.

«Hagar and the Angel» , 1646 год), вдохновившую Констэбля. Позднее Констэбль познакомился с профессиональным художником Джоном Томасом Смитом (англ.

John Thomas Smith , 1766–1833), который дал Констэблю несколько советов по живописи, но посоветовал не посвящать жизнь искусству, а заняться семейным бизнесом на мельнице.

В 1799 поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре. В этот период на него глубоко влияли работы Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля.

В 1802 Констэбль оставил должность учителя рисования, которую он занимал в школе Great Marlow Military College .

Этот его шаг Бенджамин Уэст, в то время занимавший пост президента Королевской академии художеств, счёл началом конца карьеры художника. Однако именно в этом году Констэбль первый раз выставил свои работы.

В письме к другу, Джону Данторну, Констебль выразил решимость стать профессиональным художником-пейзажистом:

1.2. Зрелые годы

По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых Старых мастеров (англ.

Old Masters ), особенно Клода Лоррена[1].

Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и развалинами.

https://www.youtube.com/watch?v=dAYCSawVpJo

В 1803 году Констэбль провёл целый месяц на борту судна Ост-Индской компании «Coutts», на котором посетил несколько юго-восточных портов, а в 1806 году предпринял двухмесячное путешествие в Озёрный край[1]. Своему другу, а позднее биографу Чарльзу Лесли (англ. Charles Robert Leslie , 1794-1859), Констэбль говорил, что уединенность гор действует на него угнетающе; Лесли потом писал[3]:

Чтобы сводить концы с концами Констэбль начал писать портреты, это занятие он считал скучным, хотя и создал несколько прекрасных работ. Среди его работ встречались картины с религиозными сюжетами, однако по мнению Джона Уолкера[4] «Констэбль как религиозный живописец не состоялся»[5].

У Констэбля установилась привычка проводить зиму в Лондоне, а летом возвращаться в родной Ист Бергхоулт и заниматься живописью. В 1811 году Констэблю гостит у Джона Фишера (англ. John Fisher ) в Солсбери, кафедральный собор и окрестности которого вдохновили Констэбля на создание большинства его шедевров.

Примерно с 1809 года детская дружба художника с Марией Бикнелл (англ. Maria Bicknell ) перерастает в глубокую взаимную любовь. В 1816 году против помолвки Джона и Марии резко выступает дед Марии, др. Раддл (англ. Dr. Rhudde ), который считал, что Констэбль занимает слишком низкое положение в обществе, и пригрозил Марии лишением наследства.

Отец Марии, Чарльз Бикнелл, юрист, не желал видеть, как дочь разбазаривает наследство, но сама Мария отмечала, что безденежный брак лишит Джона возможности сделать карьеру художника.

Родители Констэбля не противились браку, но и не выразили намерений поддержать его, пока Джона не обретет финансовую самостоятельность. Они, однако, умерли вскоре после этого, а Констэбль унаследовал пятую часть семейного бизнеса.

1.3. Брак и последние годы

Джон и Мария поженились в октябре 1816 года. Свадьба состоялась в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, богослужение совершал Джон Фишер.

Медовый месяц они провели на южном побережье, а морские пейзажи Уэймута и Брайтона вдохновили Констэбля на развитие живописной техники и манеры: чистого яркого цвета и динамичного мазка.

В этот же период в картинах Констэбля появляется эмоциональная составляющая — настроение[1].

Свою первую картину, «Белую лошадь» (англ. The White Horse ), он продал лишь в 1819 году. Она ознаменовала серию работ, которые из-за размера Констэбль называл «шестифутовиками».

В том же году он был принят в Королевскую академию художеств. В 1821 году на выставке Академии он представил свою картину «Телега для сена». В то время в Лондоне гостил французский художник Теодор Жерико.

Ему понравилась картина Констэбля и он пригласил художника в Париж. Один из дилеров, Джон Эрроусмит (англ.

John Arrowsmith ) купил четыре работы, в том числе и «Телегу для сена», которая была выставлена на Парижском салоне в 1824 году и получила золотую медаль.

О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что превосходство зеленого цвета его полей достигается сочетанием множества зеленых красок различных оттенков… То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету»[6]. Под впечатлением от работ Констэбля, выставленных в галерее Эрроусмита, Делакруа переписал фон своей знаменитой картины «Резня на Хиосе».

За всю свою жизнь Констэбль продал лишь двенадцать своих работ в Англии, тогда как во Франции за несколько лет продал почте двадцать картин. Несмотря на это он отказался от предложения ездить с турне по другим странам, предлагая свои работы. Своему другу Фрэнсису Дарби[7] он писал: «Уж лучше я буду бедным [в Англии], чем богатым, но заграницей» [8].

В 1825 году, возможно из-за волнений за слабое здоровье жены, неустроенностью жизни в Брайтоне, а также под грузом накопившихся долгов по комиссионным, Джон Констэбль поссорился с Эрроусмитом и потерял французский рынок.

После рождения седьмого ребенка в январе 1828 года Мария тяжело заболела и умерла в ноябре того же года от туберкулёза в возрасте 41 года. Констэбль очень тяжело переживал её смерть, в письме своему брату он писал[1]: «Ежеминутно ощущаю я потерю моего усопшего Ангела. Одному Богу известно, как теперь будут расти мои дети… Весь мир рухнул для меня» [9].

Всю оставшуюся жизнь после смерти Марии он носил траур, и как утверждал Лесли[3] «предавался меланхолии и тревожным размышлениям». Он самостоятельно заботился о всех семерых своих детях до конца жизни.

Незадолго до её собственной смерти, скончался отец Мари, оставив ей £20,000. Этими деньгами Констэблем распорядился катастрофически: делал эстампы со своих картин, подготавливая их к печати в составе альбома «Английский пейзаж».

Он работал вместе с мастером Дэвидом Лукасом, который сделал более 40 эстампов его пейзажей, один из которых прошел более 13-ти корректур, был доработан Констэблем вручную и раскрашен. Констэблю нравилась работа, он так отзывался об этом: «Лукас представил меня миру без моих недостатков».

Предприятие, однако, финансового успеха не имело[10].

В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов.

https://www.youtube.com/watch?v=o71cegti9Gw

Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики. На одной из таких лекций в Королевском институте (англ.

Royal Institution ) он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительность; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой.

Позднее он открыто критиковал новое движение в искусстве — Неоготику, которую по-сути считал простой имитацией.

Читайте также:  Картина «хохот», крамской — описание

В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал «колыбелью Британского искусства»[1]. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

2. Творчество

«Землей Констебла» стала долина реки Дедам в Саффолке. Его лучшие работы, включая знаменитые «Собор в Солсбери», «Белый конь», «Плотина в Дедаме», «Телега сена», связаны с этими местами и созданы в десятилетие зрелого творчества между 1815 и 1825 годом. В 1819 Констебл побывал в Венеции и Риме.

В 1824 несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. Так живопись Констебла повлияла на Делакруа, на Милле и других живописцев Барбизонской школы, во многом предвосхитив искания французских импрессионистов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/349876/konstebl-dzhon

Джон Констебл: портреты знаменитого пейзажиста

  • ДЖОН КОНСТЕБЛ Мэри Фрир. 1809Источник:

С 5 марта по 14 июня в лондонской Национальной портретной галерее проходит выставка работ Джона Констебла (John Constable, 1776–1837), который считается одним из лучших британских пейзажистов.

Однако он также добился больших успехов в портретной живописи, что очень хорошо показано в экспозиции, объединяющей более 50 работ автора и охватывающей 30 лет его творческой деятельности. Эта первый подобный проект, посвященный именно портретам кисти знаменитого мастера.

В экспозицию вошли автопортреты, живописные и графические работы с изображениями членов семьи и друзей художника, в том числе очень трогательные портреты его жены и детей.

На выставке также представлены картины, написанные Констеблом на заказ, на которых можно увидеть представителей среднего и высшего класса, живших в провинции: священников, мелкопоместных дворян, членов зажиточных семей английских негоциантов.

А дополняют портретную экспозицию прекрасные пейзажи, в которых художник запечатлел окрестности домов, где он жил. По замыслу организаторов, они помогают лучше передать обстановку того времени.

Портреты Констебла можно назвать уникальным явлением в английском искусстве начала XIX века, и в совокупности они дают прекрасное представление о его жизни и творчестве.

Джон Констебл был вторым сыном владельца мельницы Голдинга Констебла (Golding Constable) из Ист-Бергхольта (графство Саффолк) и его жены Анны. Родители хотели, чтобы он продолжил дело отца или стал священником и, конечно, были против его художественного увлечения. Поэтому, пока Джон в основном жил за счет родительских средств, его талант живописца томился под спудом.

В 1799 году он уехал в Лондон и поступил в Королевскую Академию. Несмотря на то, что у него была квартира в британской столице, Констебл очень часто приезжал в родной дом и подолгу там задерживался. Во время этих поездок он много писал пейзажи Ист-Бергхольта, прилегающие к нему места и особенно окрестности мельницы его отца во Флэтфорде.

Дружба занимала важное место в жизни и творчестве Джона Констебла. Он жаждал общения, но не стремился обзавестись большим числом знакомств, а скорее, наоборот, предпочитал замкнутый круг по-настоящему близких друзей.

С его ранних портретов на нас смотрят его родственники и покровители, с которыми он был на дружеской ноге. В 1806 году Констебл создал целую серию набросков, изображавших людей в непринужденной обстановке.

Эти живые сценки Георгианской эпохи отражают наблюдательность автора и его удовольствие от светской жизни. Констебл был проницателен и обладал хорошим чувством юмора. Он также часто писал симпатичных молодых девушек.

Но даже самые лучшие из них не приукрашены — в отличие от светских красавиц на полотнах Джошуа Рейнольдса (Joshua Reynolds) или Томаса Лоуренса (Thomas Lawrence). В работах Констебла они остаются самими собой.

Художник очень долго ухаживал за своей будущей женой, Марией Бикнелл (Maria Bicknell). Ее семья выступала против этого брака. Эта враждебность объяснялась причинами финансового характера: Констебл как художник зарабатывал слишком мало для того, чтобы прокормить даже самого себя, — а что уж говорить о жене и детях.

Отец Марии, адвокат Чарльз Бикнелл (Charles Bicknell), помимо прочих клиентов часто занимался делами самого принца-регента, будущего короля Георга IV. А ее дед, преподобный Дюран Рудд (Durand Rhudde), был состоятельным приходским священником в Ист-Бергхольте, и у него, по-видимому, когда-то произошла размолвка с семейством Констебл.

И отец, и дед девушки небезосновательно считали неудавшегося пейзажиста неподходящей партией для Марии, у которой уже тогда обнаружились признаки туберкулеза. Ухаживания Констебла длились семь лет, и все эти годы родственники Марии неоднократно пытались разлучить влюбленных. Однако в конце концов свадьба состоялась. В октябре 1816 года в лондонской церкви Св.

Мартина-в-полях Марию и Джона обвенчал его друг, преподобный Джон Фишер (John Fisher).

Первое время супруги жили очень счастливо. Они снимали дом на Кеппел-стрит в районе Блумсбери, откуда Констебл писал Фишеру: «[Здесь прошли] пять самых счастливых и самых интересных лет моей жизни. В этом доме родились мои дети, здесь ко мне пришла слава. Ни тем, ни другим я бы не стал меняться ни с кем на свете».

Именно в эти годы он создал множество наполненных счастьем рисунков Марии и детей в саду в Хемпстеде, и в комнатах, предположительно, того самого дома на Кеппел-стрит. Но с середины 1820-х годов семейная жизнь Констебла была омрачена болезнью Марии: ее состояние начало ухудшаться.

Художник был охвачен заботами о здоровье жены и детей и старался сделать все возможное, чтобы заработать достаточно для их достойной жизни. Мария скончалась в ноябре 1828 года, оставив на попечение мужу семерых детей.

Эта потеря оставила в душе Констебла глубокий след, не изгладившийся до конца его жизни, а главным утешением художника стали дети.

Вскоре после свадьбы и затем после рождения детей художник, для того чтобы прокормить семью, активно занялся портретной живописью: никогда более из-под его кисти не выходило столько портретов, как в 1818 году. В работах этого времени чувствуется новая, более зрелая манера мастера. Но после 1819 года Констебл получил признание как пейзажист и писал портреты все реже и реже.

Тем не менее он окончательно не отказался от этого жанра. Лучше всего ему, как и многим другим художникам, удавались изображения близких людей.

Его персонажи — люди не столь значительные, как фигуры на полотнах ведущих портретистов того времени Лоуренса и Рейнольдса. Это священники и их жены, мелкопоместные дворяне, адвокаты и доктора.

Именно они являются героями романов современницы Констебла знаменитой писательницы Джейн Остин (Jane Austen).

Во время подготовки к выставке в Национальной портретной галерее организаторы провели ряд исследований и сделали очень ценное открытие. Куратор Тейт Энн Лайлз (Anne Lyles) вместе с писателем и критиком Мартином Гейфордом (Martin Gayford) обнаружили доказательства, подтверждающие атрибуцию написанного в 1805 году портрета матери художника, Анны, самому Джону Констеблу.

Прежде всего в пользу такой атрибуции говорит размер произведения: портрет чуть меньше поясного, но с изображением рук. Именно этот формат Констебл чаще всего использовал для портретной живописи на раннем этапе творчества, до 1814 года.

Кроме того, картина написана на холсте поставщика Томаса Брауна с Хай-Холборн-стрит (Thomas Brown of High Holborn Street), у которого Констебл покупал материалы.

Эти данные помогли идентифицировать личность человека на другом портрете кисти Констебла, который, как и портрет Анны, входит в коллекцию объединения музеев Колчестера и Ипсвича. Раньше считалось, что на этом полотне изображен учитель художника доктор Томас Лекмер Гримвуд (Thomas Lechmere Grimwood).

Основанием тому служила соответствующая запись в каталоге аукциона Sotheby’s, состоявшегося в декабре 1926 года, на котором были проданы оба вышеупомянутых произведения.

Однако Лайлз и Гейфорд, сравнив эту работу с портретом отца художника, Голдинга Констебла, 1815 года из коллекции Тейт, обнаружили, что мужчины на обоих портретах внешне схожи.

Помимо этого, исследователи заметили, что книга, которую модель на исследуемом портрете держит в руках, очень похожа на семейную Библию Констеблов, сохранившуюся до наших дней. А размер холста, на котором написана картина, совпадает с размером портрета Анны.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что портрет матери художника и исследуемый мужской портрет — парные портреты родителей Джона Констебла. В пользу этого свидетельствует и общая история бытования этих работ. Обе они передавались по наследству в одной из ветвей семейства Констеблов, затем были проданы на аукционе Sotheby’s в декабре 1926 года, а позднее подарены объединению музеев Колчестера и Ипсвича.

Этот вывод находит подтверждения и в переписке художника.

В коллекции галереи Тейт имеются два парных портрета родителей Констебла, которые он сделал в 1815 году, после смерти Анны Констебл, по просьбе своей родственницы Гарриет Савиль (Harriet Savile).

В письме он сообщает ей, что напишет картины «с тех, которые у нас уже есть». Эти слова, как полагают специалисты, как раз и относятся к двум портретам из собрания объединения музеев Колчестера и Ипсвича.

Два портрета Голдинга Констебла, 1805 и 1815 года, представлены на выставке в лондонской Национальной портретной галерее. А портрет Анны Констебл 1805 года сейчас экспонируется в художественной галерее Уолси в Ипсвиче.

Читайте также:  Увенчание терновым венцом, тициан вечеллио

Материал подготовила Екатерина Онучина

Источники: , artinvestment.ru

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090307_constable_in_npg.html

Джон Констебл: жизнь и картины мастера английского пейзажа

Искусство и развлечения 21 декабря 2015

Судьба этого художника удивительна. При жизни он не добился достойного признания на родине, а сегодня Джон Констебл – один из самых любимых и знаменитых британских пейзажистов.Восточное графство Саффолк, чьи виды стали главным содержанием его полотен, называют Constable Country – Земля Констебла.

Сын мукомола

11 июня 1776 года на юго-востоке Англии, в Ист-Бергхолте, в семье, владевшей несколькими мукомольнями, родился будущий певец английских ландшафтов Джон Констебл. Биография его полна противостояния жизненным обстоятельствам.

С детства его любимым занятием были прогулки по окрестностям с альбомом, где он пытался изобразить окружающую природу, но отец предполагал, что Джон станет продолжателем семейного дела.

Он не сразу смирился с его решением поступить в Королевскую Академию изящных искусств и посвятить себя ненадежному ремеслу художника.Основное время обучения в академии он тратил на самостоятельную работу на натуре и изучение работ мастеров прошлого.

Влияние творчества Клода Лоррена, Рубенса, Якоба ван Рейсдаля, Аннибале Каррачи, увлечение поэзией привело к тому, что Джон Констебл выработал особую манеру изображения природы, полную поэзии и романтизма.

Возрождение жанра

Голландский пейзаж XVII века – момент краткой славы этого типа живописных полотен. Портреты и картины на исторические и мифологические темы были главными жанрами для художников и публики того времени.

Джон Констебл, произведения которого изображали знакомые ему сельские ландшафты английской глубинки, вместе с Тернером и другими мастерами стоял у истоков возрождения интереса к пейзажу.
Он пробовал писать портреты и религиозные сюжеты, чтобы улучшить материальное положение, но не достиг в этом успеха.

Именно его пейзажи, полные особенной эмоциональной составляющей, стали главным содержанием его творчества, которое долго игнорировалось на родине.Критики отмечали высокие достоинства картин, которые в разное время выставлял Джон Констебл: «Пашня» (1826), «Белая лошадь» (1819), «Вид собора в Солсбери» (1831).

Но они не принимали его необычную свободную манеру письма и «низменную» тему большинства его работ.

Видео по теме

Инновация стиля

Творческий метод мастера опережал время. Он впервые много времени уделял работе на пленэре, наблюдению за натурой и поиску нужных цветовых сочетаний. Его эскизы, которые предваряли написание картин в ателье, многими признаются первым опытом живописи масляными красками на открытом воздухе.

Его внимание к состоянию неба и облаков носило характер метеорологических наблюдений. Многочисленные натурные зарисовки он сопровождал записями о состоянии погоды, характеристиками физических явлений в атмосфере. Это давало потрясающие результаты.

На всех пейзажах Джон Констебл использует небо не как нейтральный фон, а как мощное средство эмоционального воздействия, впечатляющее реализмом изображения.

Непривычной была и техника живописи. Нанося рельефные красочные мазки под разными углами, он добивался невиданных доселе эффектов. Энергия, которую рождала подобная манера, будет использована мастерами следующих поколений, первыми из которых станут импрессионисты. А тогда Джон Констебл, картины которого критики называли незаконченными, обвинялся в небрежности и непрофессионализме.

Парижская слава

И всё-таки его работы находили нужный отклик у современников. В 1824 году на Парижском салоне были выставлены 4 картины Констебла, среди которых была «Телега для сена».

Небольшая жанровая сцена из сельской жизни была лишь частью пейзажа, впечатляющего реализмом и драматическими эмоциями.Этим полотном восхищались великие французские мастера-романтики: Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Мастерство англичанина оказало сильное влияние на их живопись, его приёмы они стали использовать и в своих работах. Констебл смог продать во Франции около двадцати своих полотен.

Личная драма

Но главным для мастера оставалось признание на родине. Материальное положение его улучшилось после получения наследства, но никогда не было совершенно устойчивым. Он считался невыгодной партией для Марии Бикнелл, которую он знал и любил с детства. Против брака с ней, который был заключен в 1816 году, протестовали все её родственники.

Светлый период в семейной жизни Констебла омрачался слабым здоровьем любимой жены. От смерти Марии (1828) он так и не смог оправиться и до конца жизни носил траур. Мрачный характер приобрели и многие его полотна, созданные в последний период жизни. Джон Констебл скончался в 1837 году и был похоронен рядом с Марией.

Наследие мастера

Во многом Констебл был новатором. Он был против убеждения современников, что в пейзаже главное – воображение.

Его точность в изображении натуры, когда легко можно определить вид дерева или растения, использование метеорологических наблюдений для реалистического отображения погодных состояний делает его человеком эпохи Просвещения, наступавшей вместе с промышленной революцией.

Выбор главной темы для полотен тоже говорит о новизне. Впервые появился художник, провозгласивший ценность мира природы, который подвергается воздействию человека. Эта тема становилась всё более актуальной с развитием городов, с ростом могущества людей.

Реформаторские способы отражения окружающего мира к концу XIX века привели к появлению новой живописи импрессионистов. Многие из них называли среди своих прямых предшественников и Джона Констебла.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/125261/

Творчество Джона Констебля

Джон Констебл (см.репродукции) (1776, Ист-Бергголт — 1837, Лондон), английский живописец, один из самых талантливых пейзажистовАнглии и Западной Европы.
Констебл родился в семье мельника, происходил из ремесленной среды.

Старший сын в семье был умственно отсталым, поэтому надежды родителей вполне полагались на второго сына, каким и был Джон. Семья жила в селе Ист Бергголт на реке Стур, сельские пейзажи Британии и станут главными мотивами произведений будущего художника.

Среди ранних ярких впечатлений Джона — знакомство с коллекционером Джорджем Бомон.

Тот разделял моду английских богачей на коллекционирование картин 17 века, художественными авторитетами для которых были так называемые «героические пейзажи» Николя Пуссена и Клода Лоррена.

Джон передал семейный бизнес младшему брату, чем высвободил себе руки и время для художественного обучения. Учился живописи у местного художника Джона Данторна. Затем переехал в Лондон, где в 1799 г. поступил в Королевскую академию искусств.

Внимательно изучал творчество мастеров предыдущих поколений: Клод Лоррена, Якоб ван Рейсдала, Томаса Гейнсборо (чит.творчество). Некоторое время он работал преподавателем рисунка в военном колледжа Great Marlow, который бросил в 1802году.

Он окончательно решил посвятить себя пейзажной живописи и начал двигаться в этом направлении. Зимой Констебл находился в Лондоне, а летом возвращался в родное село или путешествовал. В 1811 году принял запошення гостить у архидиакона Джона Фишера в Солсбери.

Местность и вдохновила художника на большинство пейзажей, которые позже расценили как лучшие достижения художника. Художник встретил девушку с другой, богатой среды. На пути к браку стояли родители Марии, которые не считали брак с неимущим художником и неопределенным будущим — хорошей партией для Марии.

Ситуация несколько изменилась со временем, когда Джон получил часть наследства от семейного бизнеса после смерти своих родителей. Джон Констебл и Мария Бикнелл поженились в октябре 1816 года.

В 1819 году художника приняли в члены Королевской академии искусств, а в 1821 году на выставке в Академии Констебл выставил картину. Выставку посетил французский художник Теодор Жерико, ему понравился пейзаж Констебля и он пригласил Констебля в Париж. Картина Джона Констебля в 1824 году получила золотую медаль в Парижском салоне.

В январе 1828 года Мария тяжело заболела после рождения седьмого ребенка. Она умерла в ноябре того же года от осложнений туберкулеза в возрасте 41 года. Материальное положение семьи могли исправить деньги, получила Мария по завещанию, но Джон потратил 20 тыс. на создание эстампов из собственных работ, чтобы их выгодно продать.

К сожалению, инициатива Джона Констебла с эстампами не имела финансового успеха. С 1831 года он получил должность инспектора Академии художеств, где пользовался популярностью среди студентов, а также читал лекции по истории пейзажнойживописи.

В моде были романтические пейзажи с изображениями диких видов, скальных пейзажей, фантазийных сцен с облаками, эффектами неожиданного освещения. Типовые образцы дал английский художник Уильям Тернер.

Джон иногда рисовал подобные сцены, но значительно больше его привлекали реалистичные изображения холмов и полей, пейзажные парки английских аристократов, тихие окрестности, реки с медленным течением. Природа родной страны, в которой художник подчеркивал ее скромную красоту и вместе с тем одухотворенная величие.

Констебл часто путешествовал по стране, делая множество эскизов и зарисовок с натуры, в которых запомнились наблюдения неба и изменчивых, бегущих по нему облаков, атмосферы, освещения, их влияния на естественные цвета.

Впервые в истории европейского пейзажа он писал некоторые из картин полностью с натуры, на пленэре, предусмотрев творческие поиски импрессионистов. Работы Констебла отличает романтическое, приподнятое звучание. Констебл обращался также к жанру религиозной картины и портрета. Его творчество повлияло на французских романтиков, художников барбизонской школы и импрессионистов.

‹‹ к списку статей

Источник: https://holsta.net/articles/tvorchestvo-dzhona-konsteblya.html

Ссылка на основную публикацию