«эритрейская сивилла», микеланджело буонарроти — описание

Пророки, прорицатели, севиллы до и во времена раннего христианства

Большая часть из пророчеств Нострадамуса говорит о трагичных событиях. Циники утверждают, что если хочешь слыть провидцем, то разумнее предсказать кучу катастроф и бед, поскольку несчастий – как смерти и налогов – избежать невозможно. Того, кто сулит нам неприятности, обязательно похвалят за проницательность, ибо беда случится непременно.

Из-под пера великого французского прорицателя вышло столько устрашающих пророчеств, что в 1562 году не менее 20 английских издателей были оштрафованы за продажу «Пророчеств Нострадамуса». Эти случаи были занесены в «издательский реестр» за тот год наряду с именами авторов и названиями некоторых альманахов того периода.

Политические предсказания воспринимались с крайней серьезностью английским правительством, а также оказывали большое влияние на умонастроения граждан.

Так, согласно памфлету, датированному 1561 годом, «целое королевство было так взволновано и обеспокоено загадочными и дьявольскими пророчествами этого звездочета Нострадамуса…

что даже те, кто в душе желал славы Господу и утверждения его Слова, были поколеблены в своей вере и даже усомнились в существовании Бога».

Пророки Иеремия и Исайя, художник Микеланджело Буонарроти

Такие публикации приносили издателям прибыль, но власти были недовольны тем, что в Англии распространяются предсказания, автор которых занимает явно профранцузскую позицию. Это дает нам представление о той популярности, которой пользовались предсказания Нострадамуса даже в Англии, а также об их неодобрении со стороны официальных кругов.

Эритрейская сивилла, Микеланджело Буонарроти

Между прорицателями и правителями всегда существовали весьма двусмысленные отношения. Ни одному правителю не может понравиться, что его решения будут сведены на нет из-за какого-нибудь пророчества.

Пожалуй, самым нелюбимым всеми и самым преследуемым предсказателем был древнееврейский пророк Иеремия: его первая книга пророчеств была разодрана в клочья и затем сожжена.

Его часто заключали в темницу, где содержали в ужасающих условиях, за якобы «непатриотические» предсказания.

Иеремия был вынужден искать защиту у вавилонского наместника, а позже бежал в Египет, где за свои мрачные пророчества был в конце концов забит до смерти камнями. Иеремия, как и Нострадамус, предсказал много бедствий.

Среди самых первых греческих пророков античной эпохи следует назвать сивилл. Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу.

Как и бакиды, сивилла ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала предсказания, как бы «стараясь вытеснить из груди великого бога». Подобно жрицам Бранха, чью технику пророчеств заимствовал Нострадамус, сивиллы также были жрицами Аполлона.

Самая знаменитая из них – куманская сивилла, которая известна тем, что была проводницей Энея в подземном царстве, как это описано у Вергилия в «Энеиде».

Ливийская сивилла, Микеланджело Буонарроти

Куманская сивилла, чьи таланты явно были недооценены, предложила написанные ею девять книг пророчеств царю Тарквинию. Когда тот отказался заплатить явно завышенную цену, она бросила три книги в горящую жаровню и потребовали те же деньги за уцелевшие шесть книг.

Царь вновь отказался, и сивилла сожгла еще три книги. В конце концов Тарквиний сдался и заплатил сумму, запрошенную за все девять книг, за оставшиеся три. Эти книги хранились в храме Юпитера на Капитолийском холме в Риме до 83 года до нашей эры, пока он не сгорел.

Кроме книг, содержащих настоящие откровения оракулов, в гадательных целях использовались многие книги, которые исконно не были для этого предназначены.

Некоторые произведения светской и религиозной литературы вызывали такое благоговение, что им приписывалась сверхъестественная сила.

Как в Древнем Риме, так и в Европе эпохи Ренессанса, например, «Одиссея» Гомера и «Энеида» Вергилия рассматривались именно в таком «пророческом» аспекте. Процесс гадания на книгах такого рода состоял в том, что «бросали жребий».

Спрашивающий тщательно формулировал свой вопрос, а затем открывал книгу три раза наугад, каждый раз указывая на строку пальцем.

Производилась запись указанных трех строк, и задача заключалась в том, чтобы интерпретировать их применительно к вопросу.

Начиная с последних десятилетий существования Римской империи для гадания часто использовались также Ветхий и Новый Заветы, что называлось sortes Sanctorum – «прорицание святых». Несмотря на то что использование Библии в подобных целях было запрещено многими поместными церковными соборами, sortes Sanctorum было широко распространено.

В «Истории франков» святой Григорий Турский (538-594) рассказывает, как франкский принц Меровей, страдавший от деспотизма жестокой и воинственной королевы Фредегонды, стал гадать на Библии в базилике св. Мартина и получил очень мрачные предсказания, особенно одно из них, гласящее: «Господь Бог предаст тебя в руки врагов твоих».

Пророчество исполнилось весьма точно: вскоре Меровей был убит приспешниками королевы Фредегонды. Такие точные предсказания отнюдь не были редкостью. И неудивительно, что зачастую считалось, будто предсказатели накликают несчастья, за что их подвергали постоянным гонениям или издевательствам, высмеивая методы их пророчеств (при помощи воды, дыма, камней или птиц).

На средневековой гравюре изображен ритуал гадания, видно как птица, склевывая зерна пшеницы, выбирает буквы, складывающиеся в пророчества.

Пророчества птицы, средневековая гравюра

В раннехристианских пророчествах сивилл император Константин был провозглашен королем-мессией. Прорицательницам этот римский император, который был христианином, казался поистине Божьим посланником.

Одна из тех пророчиц (Тибуртина) говорит об Императоре Последних Дней, который будет бороться против антихриста, поскольку в ту эпоху новообращенные христиане верили, что конец света наступит вскоре после распятия Христа.

Этот Император Последних Дней для первых христиан был фигурой, полностью воплотившей их чаяния: от него ожидали обращения язычников в христианство, уничтожения языческих храмов и крещения новообращенных христиан, в особенности иудеев. Пророчество гласило, что когда он выполнит свою миссию, то вложит меч в ножны и удалится на Голгофу.

Прекрасное изображение пророчества сивиллы у Вергилия в VI книге «Энеиды» дало Буше-Леклерку повод приписать сивиллам троянское происхождение и признать их прообразом Кассандры из трагедии Эсхила «Агамемнон».

Больше всего сведений сохранилось о сивилле из Кум, которая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого С именем последнего предание связывает так называемые «Сивиллины книги».

По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в первой половине VI века до нашей эры, когда деятельность оракулов отличалась особой интенсивностью. Тогда вследствие нашествия лидийцев, а затем иранцев, персов, мидян и Др. греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию и Южную Италию.

Догадка о том, что сивиллины изречения происходят из Троады (Трои – Илиона и окрестностей), подтверждается и тем, что после пожара Капитолийского храма в 83 году до нашей эры отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эретрии, Илионе (Трое) и на острове Самос.

С какой целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. Как литературный персонаж сивилла появляется в средневековой литературе и иконографии, символизируя интуитивное постижение высшей истины и будущего.

Главная → История & Пророчества

Катрены, центурии и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории

Источник: http://prophecies.ru/nostradamus35.html

Холодность искусства до Микеланджело

Впрочем, если бы мы были вынуждены в течение полугода лицезреть лишь статуи и картины, наводнявшие Флоренцию в пору юности Микеланджело, мы были бы очарованы красотой его голов. Они, по крайней мере, свободны от той худобы и несчастного выражения, которые были свойственны этой школе на ранних этапах.

Очевидно, живопись делает ощутимой моральную максиму, согласно которой первейшим условием всех добродетелей является сила (если бы я говорил с геометрами, я бы осмелился выразить свою мысль так: живопись – это построенная мораль); если фигуры Микеланджело и лишены приятных качеств, которые заставляют нас восхищаться Юпитером или Аполлоном, они все же незабываемы, и именно это составляет их бессмертие. В них достаточно силы, чтобы мы были вынуждены с ними считаться.

Нет ничего более пошлого, чем образ, стремящийся сымитировать античную красоту и не достигающий возвышенности[20]. Это как долготерпение слабых людей, которое они между собой зовут мужеством. Нужно быть «Аполлоном», чтобы сметь противостоять «Моисею»; да еще все, кто лишен душевного благородства, сочтут, что «Моисей» внушает больше страха, чем «Аполлон».

Характер в живописи то же, что пение в музыке: ты вспоминаешь его всегда, и вспоминаешь только о нем[21].

Во всех рисунках, во всех эскизах, в любой самой плохонькой гравюре, где вы найдете силу, причем самую непривлекательную силу, вы смело можете сказать: это – от Микеланджело.

Так как его религия мешала ему найти выражение для благородных качеств души, он идеализировал природу лишь для выражения силы. Когда он хотел придать красоты женской фигуре, он осматривался и копировал лица самых красивых девушек, наделяя их, вопреки самому себе, выражением силы, без которого из-под его резца не выходило ничего.

Таковы «Ева» на своде Сикстинской капеллы, «Сивилла Эритрейская» и «Сивилла Персидская»[22].

Главный недостаток Микеланджело сравнительно с Античностью состоит в изображении голов. Его тела заявляют об огромной силе, но о силе немного тяжеловесной.

Микеланджело Буонарроти. Эритрейская сивилла. 1509 г. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.

[20]К чему мне глубокое внимание и доброта слабого существа? Если бы оно разгневалось, то произвело бы на меня больший эффект; если бы выказало страдание – могло бы меня тронуть.

[21]Тальма сделал в своей жизни лишь одну плохую вещь, и это наши картины. См. «Леонида», «Сабинянок», «Св. Стефана» и др.

[22]«Zeuxis plus membris corporis dedit, id amplius atque augustius ratus, atque, ut existimant, Homerum secutus, cui validissima quaeque forma etiam in feminis placet» (Quint., Inst. Or., XII, 10).

То есть: «Зевксис увеличивал конечности тела, а корпус изображал в более величественных размерах, следуя, как полагают, Гомеру, в поэмах которого могучие формы кажутся привлекательными даже у женщин» (Квинтилиан. «Наставления оратору». XII, 10).

Маркантонио выгравировал «Адама и Еву» и фигуру «Юдифи» (Королевская бибтиотека).

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=47994

Сивилла — пророчица

Сивиллы Художник Рафаэль Санти, ок. 1514 г. Рим, Санта Мария делла Паче

Читайте также:  Видео экскурсия по сикстинской капелле » музеи мира и картины известных художников

Эти легенды и этимология имени Сибиллы позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием Сибилла названа греческим именем Герофила и ее происхождение связывается с Аполлоном и музами .

Персидская сивилла Художник Микеланджело Буонаротти, 1511 г.

Ватикан, Сикстинская капелла

Позднее возникли легенды

  о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии — Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского.

Ливийская сивилла Художник Микеланджело Буонаротти, 1511 г.

Ватикан, Сикстинская капелла

Кумейская сивилла Художник Микеланджело Буонаротти, 1510 г.

Ватикан, Сикстинская капелла

Эритрейская сивилла

Художник Микеланджело Буонаротти, 1509 г.

Ватикан, Сикстинская капелла

В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырех и даже десяти сибиллах. Этих сибилл называли по месту их обитания; некоторые сибиллы имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на сибилл, происходивших из других мест.

Прорицательница в Дельфах Художник Джон Колье

В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская сибиллы, на островах Самос и Делос — самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская сибиллы.

Кассандра Художник Эвелин де Морган

В Древней Греции наиболее известна была дельфийская сибилла, в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента).

Сивилла Художник Досси Доссо, 1516-20 гг.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Прорицания сибилл не были связаны с определенным оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание сибиллы, что спартанка Елена принесет гибель Трое

Сивилла Художник Фредерик Лейтон

Считалось, что сибилла может предсказывать на тысячу лет вперед, она якобы предсказала извержение Везувия, указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции.

Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу .

Сивилла Художник Диего Веласкес, ок. 1632 г.

Мадрид, музей Прадо

В Греции, а затем в Риме мифы о сибиллах переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская сибилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку .

Кумейская сивилла Художник Эдвард Бёрн-Джонс

Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания сибилл делались обычно в стихотворной форме — гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской сибиллы были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг — сивиллиных книг .

Сивилла Художник Рафаэль Санти

Лондон, Британский музей

Куманская сибилла предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у нее

эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повторила свое предложение и при вторичном отказе сожгла еще три книги.

Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги . Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской сибиллы и других. Сгоревшие в 83 до н.э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии.

Аполлон и Кумейская сивилла Художник Джованни Черрини

Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до V в. н.э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смешение

греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований/

Источник: https://alindomik.livejournal.com/3866959.html

Микеланджело (стр. 4 из 4)

А дальше расположена фреска «Сотворение Адама. Об этом шедевре искусствовед В.Н. Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.

Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.

Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление…

Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир, астральный.

И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого».

Во фреске «Отделение света от тьмы» Бога Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной творческой страстью… А потом последовали фрески с библейскими пророками («Пророк Исайя», «Пророк Захария», «Пророк Иона» и др.) и мифологическими сивиллами («Дельфийская сивилла», «Эритрейская сивилла», «Кумекая сивилла» и др.).

Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где на несколько лет забросил живопись и скульптуру.

Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика.

Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев.

Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы, Не отказывается он от участия и в самой войне.

Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии скульптора в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновит работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянный страх за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А потом папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы сценами «Страшного суда». В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать «Страшный суд», когда он очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.

Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Ему очень не понравился «Страшный суд», и он приснялся яростно доказывать папе, что Микеланджело поступает неверно, что картина получается непристойная. Выслушав все это, Микеланджело тут же, по горячим следам, нарисовал судью душ Миноса в образе Бьяджо с ослиными ушами.

Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.

Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.

В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.

Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Не сразу охватишь взглядом этих бесчисленных персонажей, так и кажется, что во фреске все в движении. Здесь и толпы грешников, которых в неистовом сплетении их тел волокут в подземелье ада; и возносящиеся к небу ликующие праведники; и сонмы ангелов и архангелов; и перевозчик душ через подземную реку Харон, и вершащий свой гневный суд Христос, и пугливо прижавшаяся к нему Дева Мария.

Люди, их поступки и дела, их мысли и страсти — вот что было главным в картине. В толпе низвергаемых грешников оказался и папа Николай III — тот самый, что разрешил продажу церковных должностей.

Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. В телесном, в бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души, через человека и посредством человека изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Но изображать нагими Бога и апостолов — для этого в те времена нужна была великая смелость.

Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было непонятно современникам Микеланджело. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.

Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой — человек. Поэтому Микеланджело и ответил, что описание Аретино доставило ему огорчение и изобразить его он не может.

Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль».

Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия.

В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников. Искусствовед В.Н.

Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса…

Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума.

Читайте также:  Воскрешение дочери иаира, 1947, стенли спенсер

В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией…

По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные».

В последний октябрьский день 1541 года высшее духовенство и приглашенные миряне собрались в Сикстинской капелле, чтобы присутствовать при открытии новой фрески алтарной стены.

Напряженное ожидание и потрясение увиденным были столь велики, а всеобщее нервное возбуждение так накалило атмосферу, что папа (уже Павел III Фарнезе) с благоговейным ужасом упал перед фреской на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников.

Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.

Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро».

Понял ли папа всю глубину иронической колкости Микеланджело, но соответствующее приказание он отдал. И вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса, на которые с красками и кистями взобрался живописец Даниеле да Вольтерра.

Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».

С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.

В 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничеством художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.

Рассмотрение этих двух работ дает представление о трагическом изменениии гуманистических взглядов художника.

Заключение.

Итак, Микеланджело Буонаротти, один из титанов эпохи Возрождения, имел весьма разносторонние таланты. Вряд ли когда-нибудь кто-то рискнет говорить о том, что в какой либо из областей приложения своего мастерства великий флорентиец преуспел больше, нежели в остальных.

Список литературы.

1) «500 мастеров зарубежной классики. Энциклопедия». Под ред. В. Д. Синюкова и М. И. Андреева. / Москва. Санкт-Петербург. «Большая Российская энциклопедия». 1995 г. Стр. 133 — 135.

2) «Большая Советская Энциклопедия». / Москва. «Советская энциклопедия». 1974 г. Стр. 215 — 216.

3) Вазари Дж. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». / Ростов-на-Дону. «Феликс». 1998 г. Стр. 401 — 540.

4) «Европейская живопись. XIII — XX века. Энциклопедический словарь». / Москва. «Искусство». 1999 г. Стр. 286 — 288.

5) Ионина Н. А. «Сто великих картин». / Москва. «Вече». 2000 г. Стр. 58 — 68.

6) Самин Д. К. «Сто великих архитекторов». / Москва. «Вече». 2000 г. Стр. 34 — 41.

7) «Энциклопедический словарь живописи. Западная живопись от средневековья до наших дней». Под ред. М. Лаклотта и Ж.-П. Кюзена. / Москва. «Терра». 1997 г. Стр. 604 — 609.

Источник: http://MirZnanii.com/a/126572-4/mikelandzhelo-4

сибиллы — это… Что такое сибиллы?

Эритрейская сибилла.

Эритрейская сибилла.Фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы.1508—12.Рим.

Ватикан.

сиби́ллы, сиви́ллы (Σιβύλλαι), в греческой мифологии пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя «С.» (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха (De Pyth. orac. — Об оракулах «пифии», 6), впервые встречается у Гераклита. Первоначально С. — собственное имя одной из прорицательниц (Plat. Phaedr.

244 b; Aristoph. Pax 1095, 1116). По традиции первой С., от которой получили своё имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо (Eustath. 266; вариант: дочь Зевса и Ламии, имя которой впервые было дано ливийцами, Paus. X 12, 1). Эти легенды и этимология имени С.

позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием (X 12, 1—3), С. названа греческим именем Герофила и её происхождение связывается с Аполлоном и музами (Plut. De Pyth. orac. 9).

Позднее возникли легенды о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии — Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского (Paus. X 12, 5). В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырёх и даже десяти С. Этих С.

называли по месту их обитания; некоторые С. имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на С., происходивших из других мест. В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская С., на островах Самос и Делос — самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская С.

В Древней Греции наиболее известна была дельфийская С., в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания С. не были связаны с определённым оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание С., что спартанка Елена принесёт гибель Трое (Paus. X 12, 2). Считалось, что С.

может предсказывать на тысячу лет вперёд, она якобы предсказала извержение Везувия (Plut. De Pyth. orac. 9), указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции. С.

покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу (Verg. Aen. VI 9 след.). В Греции, а затем в Риме мифы о С. переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская С.

получила от влюблённого в неё Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку (Ovid. Met. XIV 103 — 153). Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания С. делались обычно в стихотворной форме — гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской С.

были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг — сивил-линых книг (Sav. Verg. Aen III 444). Куманская С. предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у неё эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повторила своё предложение и при вторичном отказе сожгла ещё три книги.

Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги (Dion. Halic. IV 62). Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской С. и др. Сгоревшие в 83 до н. э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до V в. н. э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смещение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований.

М. Н. Ботвинник.

Дельфийская сибилла.

Дельфийская сибилла.Фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы.1508—12.Рим.

Ватикан.

Ливийская сибилла.

Ливийская сибилла.Фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы.1508—12.Рим.

Ватикан.

Микеланджело Буонарроти. Фрески плафона Сикстинской капеллы. История творения. Эритрейская сивилла. 1508-1512 гг.

Микеланджело Буонарроти. Фрески плафона Сикстинской капеллы. История творения. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг.

Микеланджело Буонарроти. Фрески плафона Сикстинской капеллы. История творения. Дельфийская сибилла. 1508-1512 гг.

.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/6849/%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе». Описание картины микеланджело

Главная » Микеланджело картины » Описание картины микеланджело

Глядя на великолепные фрески Сикстинской капеллы, на ее величественные образы, нельзя уже в который раз не поразиться гениальному мастерству, многогранному таланту и непревзойденной фантазии Микеланджело Буанаротти.

Изумляют не столько сами библейские сюжеты, а их доскональное исполнение и внимание к мельчайшим деталям любой фрески, какую ни возьми. А о буйстве красок и говорить не приходится, поскольку видя все это вокруг себя на стенах и потолке капеллы, понимаешь. что художник добился того, чего хотел. А именно, что эти цвета так и тянет назвать неземными.

Что касается фрески “Отделение Света от Тьмы”, то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы. А как же, ведь в центре сюжета – Саваоф, созидающий небесные светила, Свет, Тьму и затем отделяющий их друг от друга, таким образом являя миру день и ночь.

Могучий старец, парящий в пустом доселе пространстве, наделяет его космическими телами, создает материи и сущности, творя все это с помощью божественной энергии и высшей любви, что совсем не по нраву Хаосу, пытающемуся помешать Создателю и, естественно, терпящему поражение.

Не случайно Буанаротти представил Высший Разум в виде человека, вероятно, доказывая, что и люди способны отделять в себе свет от тьмы, создавая духовные Вселенные, полные мира, любви и понимания. У Саваофа впереди еще очень много работы – создание и отделение моря от суши, создание Ада и Рая, но начало положено, и отныне день и ночь сменяют друг друга, как солнце и луна.

Изучая работы Микеланджело, приходит осознание истинного масштаба творчества этого художника, поэта, архитектора и скульптора, которого в любом из своих произведений интересовал, в первую очередь, человек и его место в окружающем и таком сложном бытие.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Эритрейская сивилла»

Пятая сивилла – это Эритрея. По-другому ее называли Герофила. Ее родителями были Лами и Апполон. Она не раз упоминается в книгах Моисея. Эта сивилла предсказала грекам Троянскую войну, что город Троя будет захвачен, судьбу Энея, известного основателя Рима, будущее его потомков и пришествие Христа.

Называется свила Эритреей, потому что она родилась в селении Эритрон. У нее было много имен, все ее называли по-разному: Сицилийской, Сардинской, Гергифой, Родосской, Ливийской, Левкадской и даже Самией. Существовала она за 483 года до того как взяли Трою. Она прожила более 1000 лет.

Читайте также:  Джошуа рейнольдс - биография и картины

В своем творчестве Микеланджело удалось максимально точно передать образ этой цветущей и уравновешенной особы. Опирался он на всем известные факты о сивилле. Например, было известно, что она писала различные книги и пророчества о Боге, Сыне Божием, о Спасителе, о движение человеческих членов.

Также она сочинила много пророческих гимнов, стихов и изобрела инструмент треугольной формы, похожий на арфу. Не зря на своем фреске Микеланджело изобразил Эритрийскую сивиллу, перелистывающую страницы древнейшей книги, в таком ракурсе, чтобы любой смог заметить ее красоту, обворожительный взгляд и силу ее телосложения.

Историк Джорджо Вазари описал ее следующими словами: «.

свою книгу сивилла держит подальше от себя и, положив ногу на ногу, собирается перелистнуть еще одну страницу, при этом она сосредоточенно обдумывает, о чем же написать дальше, в тот момент, когда стоящий позади нее пути разводит огонь, чтобы зажечь светильник. Фигура этой красавицы необычайна и по выражению лица, и по одежде; и по прическе; таковы же и ее обнаженные руки».

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Обращение Савла»

Предпоследней работой легендарного художника и архитектора Микеланджело стала «Обращение Савла». Картина выполнена в качестве фрески для одного из монастырей. Она состоит из двух частей.

Первая часть показывает Иисуса Христа, направляющего праведный огонь на отряд Савла. Он окружен полуобнаженными ангелами, которые либо рассматривают его действие, либо удаляются по поручениям. Некоторые из них имеют на теле алые плащи, другие – зеленые и бирюзовые платья.

Вторая часть картины отображает небольшой отряд, посреди которого лежит сам Савл. Удар Иисуса выбивает его из седла, и он падает на землю. Его воины разбредаются кто куда. Некоторые пытаются ему помочь.

Савл – известный гонитель христиан. Его цель была заключена в сборе мощного отряда, который выгонит всех христиан со своей земли. Савл был беспощаден, и уничтожал целые поселения праведных людей. Но однажды, в одном из своих походов он получил сокрушительный удар по голове. Поблизости не было никого. Но после он понял, что происходит, так как сверху раздался голос Иисуса.

На картине мы видим удивленного Савла, устремившего свой взор ввысь. На него с небес смотрит Иисус, по бокам которого находятся ангелы. Лицо Иисуса выражает гнев, а движения направлены на полное уничтожение отряда. Но все-таки, он дает Савлу шанс.

Отряд Савла разбредается кто куда. По удивленным лицам, изображенными Микеланджело, кажется, что они не понимают, что происходит. Один из верных воинов Савла схватил щит и направил его вверх, дабы прикрыть своего командира. Какая-то часть отряда спасается бегством. Не оборачиваясь, они бегут в сторону от происходящего.

Справа видно, как убегает лошадь Савла, которую пытаются остановить его воины. Но у них ничего не выходит, и лошадь лишь раскидывает людей в разные стороны.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Живописец Караваджо написал в период с 1599 по 1606 года две картины на один и тот же евангельский сюжет – после воскрешения Иисус является двоим ученикам. Клеопа и еще один мужчина, имя которого неизвестно, после казни учителя Христа направлялись из Иерусалима в местечко Эммаус.

По пути встретили ученики загадочного путника, разговорившись с ним о недавних нашумевших событиях. Постепенно свечерело, поэтому они предложили новому знакомому остаться с ними в постоялом дворе до следующего дня.

На полотне художника изображен момент ужина в гостинице, а конкретнее – секунда узнавания апостолами в попутчике своего умершего наставника, Сына Бога. Признали Иисуса мужчины по символическому жесту благословения рукой пищи.

Клеопа (сидящий спиной к смотрящему) от неожиданно всколыхнувшихся сильных эмоций – смеси удивления, испуга и радости схватился за ручки сидения и привстал с места. Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны.

Третий персонаж – хозяин дома, не видит ничего сверхъестественного, так как не понимает беседы своих гостей.

Все в полотне пронизано глубоким символизмом. Приготовленная дичь на белой скатерти и темные плоды винограда являют собой знак смерти. Белый виноград и гранаты – положительные символы жизни и воскресения. Яблоко – напоминание о грехе первых людей и его искуплении пришедшим Мессией. Хлеб с вином – евхаристические объекты. Ракушка на одежде ученика – символ пилигрима.

Уникальность изображения в не иконописном образе Христа: лицо без бороды и полноватое. В остальном, живописец художественными средствами пытался сделать сюжет реалистичным, чтобы смотрящий почувствовал себя участником этого ужина и божественного явления. Ценители творчества Караваджо признают, что задуманное мастером удалось осуществить.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/mikelandzhelo-kartiny/opisanie-kartiny-mikelandzhelo.html

Творчество Микеланджело Буонарроти

восхитится и не поразится, увидев потрясающего Иону, последнюю фигуру капеллы, где силой искусства свод, который, изгибаясь по стене, в действительности выступает вперед, кажется прямым благодаря видимому воздействию этой отклонившейся назад фигуры, и, подчинившись искусству рисунка, тени и свету, он поистине как бы отклоняется назад?» Вазари.

Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Правой рукой он опирается на колено. Глаза его опущены. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу.

Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено.

Но разве не кажется вам, что, когда он подымет глаза, ему откроется все, что есть в мире, и потому мудрость его отмечена горечью; а когда встанет он, выпрямится и пойдет, все придет в движение от его поступи!..

Предполагают, что Микеланджело изобразил себя в образе Иеремии-пророка, вслед за ним несчастный живописец повторял: «Когда утешусь я в горести моей! сердце мое изныло во мне… Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя» (Книга пророка Иеремии). В фреске «Страшный суд» его лицо на содранной коже мученика Марсия.

«Взгляните на этого Иеремию, который, скрестив ноги, одной рукой поглаживает бороду, опершись локтем на колено, другую же опустил между ног и голову склонил так, что явно видны его печаль, его мысли и горькое его раздумье о своем народе. Таковы же позади него и два путта и такова же и первая сивилла» Вазари.

В Иоиле Микеланджело мастерски передал сосредоточенное внимание. Ничто не может его отвлечь, поглощенного чтением развернутого свитка.

В лице этого скорбно-сосредоточенного мудреца с седыми волосами современники усматривали черты сходства с Браманте, которого Микеланджело считал своим личным врагом, но которому не мог отказать в одаренности и вкусе.

Иоиль был пророком Божьего наказания и прощения, он ходатайствовал пред Господом о народе своем, и получил великие обетования о Небесном Иерусалиме.

«… Иоиль, который сосредоточился, держа в руках свиток, и читает его с большим вниманием и пристрастием, и по лицу его видно, какое удовольствие доставляет ему написанное, и похож он на живого человека, направившего большую часть своих мыслей на что-либо одно» Вазари.

Кульминацией росписи является экстатическая фигура Ионы, расположенная над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор.

Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни.

Через участие в мессе у алтаря внизу верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.

6.1.6 Сивиллы на фресках Сикстинской капеллы (1508-1512)

В боковом поясе свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил поочередно ветхозаветних пророков и сивилл, папа римский Юлий II был человеком широких взглядов. Считалось, что древнегреческие сивиллы, т.е. женщины-пророчицы, предсказывали приход Христа.

Прекрасна Дельфийская сивилла вдохновенная юная, с широко открытыми глазами, глядящими в будущее. Эта дева может выдержать мир на своих плечах.

«А кроме того, есть еще одна сивилла, которая, будучи обращенной к алтарю с другой стороны, показывает несколько исписанных свитков и вместе со своими путтами заслуживает похвалы не меньшей, чем остальные» Вазари.

Величаво-задумчива Эритрейская сивилла воплощает цветущую силу и уравновешенность, перелистывает древнюю книгу и так повернулась, чтобы мы могли любоваться ее взглядом, красотой и силой ее сложения.

«… свою книгу она держит далеко от себя и, закинув ногу на ногу, собирается перелистать страницу, сосредоточенно обдумывая, о чем писать дальше, в то время как стоящий позади нее путт раздувает огонь, чтобы зажечь ее светильник. Фигура эта красоты необычайной и по выражению лица, и по прическе, и по одежде; таковы же и обнаженные ее руки» Вазари.

Могуча старуха Кумекая сивилла, исполненная силой и мощью, со всем вниманием вчитывающаяся в развернутый фолиант, куда заглядывают два наивно-спокойных ребенка-ангела.

«… прекрасная старая сивилла, которая, сидя, с предельным изяществом изучает книгу; прекрасны и позы двух написанных рядом с ней путтов».

Персидская сивилла в которой сочетается и мудрость и тайна.

«… которой он хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь и что во время чтения он заставляет ее подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь, ибо и зрение у нее уже ослабело» Вазари.

Ливийская сивилла олицетворяет мудрость, красоту и динамику, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции.

«…прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя».

Микеладжело считал человека венцом творения, а мужчину — воплощением телесной и духовной красоты. У женщин-предсказательниц, как и у обнаженных юношей, в фигурах смешаны признаки мужские и женские. Предполагают, что для сивилл мастеру позир�

Источник: https://www.studsell.com/view/176245/360000

Ссылка на основную публикацию