Ганс гольбейн младший — биография и картины с описанием

Картины Гольбейна, биография художника Ганса Гольбейна младший

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere, 1497 год, Аугсбург — 29 ноября 1543 года, Лондон) — известный немецкий портретист, график, представитель Ренессанса. Обучался искусству рисования в мастерской у своего отца, Гольбейна Старшего, который занимался алтарной живописью.

Талант юного Ганса принес ему известность в 21 год и подарил возможность стать членом базельской гильдии художников. Гольбейн был близко знаком с Э. Роттердамским, Т. Мором и другими выдающимися личностями того времени. Придворный живописец Генриха VIII.

Особенности творчества художника Гольбейна Младшего: работам живописца присущи точность, четкость передачи образов персонажей картин, основных черт их характеров. Он отдает предпочтение мелким деталям, которые подчеркивают замысел автора, создает выверенные композиции и уверенно играет со светотенью.

Многие картины Гольбейна не лишены определенной доли иронии и сарказма, которые выдают истинное отношение мастера к персонам, изображенным на его полотнах.

По свидетельствам очевидцев, за написание портрета Ганс Гольбейн Младший брался только после некоторого периода наблюдений за моделью: это позволяло художнику с поразительной точностью передать на холсте внутренний мир персонажа.

Известные произведения Ганса Гольбейна Младшего: «Генрих VIII», «Эразм Роттердамский», «Томас Мор», «Французские послы», «Мадонна бургомистра Мейера» и др.

Жизнь в семье художников накладывает свой отпечаток: Гансу Гольбейну Младшему по факту своего рождения было суждено стать человеком искусства.

Он рос среди творцов, создававших прекрасные фрески и полотна — его отцом был Ганс Гольбейн, впоследствии названный Старшим; старший брат и дядя также не представляли свою жизнь без красок и мольберта.

Братья Гольбейны начинали свой творческий путь в мастерской, принадлежавшей их отцу.

В возрасте 18 лет младший Гольбейн вместе со своим братом отправляется в Базель, чтобы учиться у Х.Хербстера. Обучение заняло 2 года.

Именно в это время Гольбейн начинает проявлять себя как самостоятельный художник: увлекшись сочинением Эразма Роттердамского «Похвала глупости», юный Ганс рисует иллюстрации к тексту. Эти картинки настолько понравились сочинителю, что он пожелал познакомиться с их творцом — это знакомство стало началом долгой дружбы между двумя гениями.

В базельский период было написано довольно много различных картин: Гольбейн создает портреты бургомистра и его супруги, занимается декоративным оформлением помещений, пишет полотна на религиозную тематику («Мертвый Христос»), с удовольствием рисует разнообразные эскизы и делает наброски.

К 21 году он становится довольно известным мастером и получает приглашение от базельской гильдии художников. Отец художника гордился достижениями своих сыновей — подтверждением этого служат его работы, на которых он изобразил своих мальчиков.

Так, на картине Гольбейна Старшего, сюжет которой был взят из деяний апостола Павла, среди прочих персонажей можно увидеть автопортрет отца семейства с сыновьями. Спустя несколько лет, в 1511 году, он рисует серебряным карандашом парный портрет сыновей.

Столкновения между католиками и протестантами, побудили художника Гольбейна переехать в Лондон — это произошло в 1526 году. Подписанное Э. Роттердамским рекомендательное письмо открыло ему двери в дом Томаса Мора. За два года, проведенных живописцем в Англии, он успел написать множество портретов, большинство из которых являются шедеврами.

Последующие годы (вплоть до кончины в 1543 году) были для Ганса Гольбейна Младшего наполнены поездками из Швейцарии в Англию и обратно, новыми знакомствами с влиятельными людьми, и, конечно же, новыми картинами.

В юности на молодого художника произвели огромное впечатление работы Ханса Бургкмайра — немецкого художника из Аугсбурга, занимавшегося ксилографией, писавшего портреты горожан и картины на библейские темы. Это влияние можно проследить в ранних картинах Ганса Гольбейна Младшего, который впоследствии отыскал собственный стиль, сделавший его знаменитым.

В своих работах художник стремился с максимальной точностью передать не только мельчайшие детали интерьера и костюма позировавшей ему модели, но также и основные черты характера индивидуума.

Чтобы понять человека, которого ему предстояло писать, Гольбейн проводил несколько предварительных сеансов, во время которых делал наброски карандашом.

Используя сангину, мел и уголь для создания контраста, художник уделял особое внимание чертам лица и его выражению, практически не прорисовывая руки.

Постепенно совершенствуя свое мастерство, живописец применял не только традиционные приемы живописи: для полного раскрытия характеров своих персонажей он использовал дополнительные элементы — тщательно выписанные костюмы, украшения, мельчайшие детали интерьера.

Картины Гольбейна, написанные им в зрелом возрасте, не просто изображают неких людей — они рассказывают зрителю такие подробности, как художественные, религиозные или интеллектуальные интересы каждого конкретного персонажа.

Например, если внимательно рассматривать картину «Французские послы» (1533 г.), можно заметить, что на столе, возле которого стоят персонажи, находятся астрономические и навигационные приборы, музыкальные инструменты, книги.

Странная фигура на переднем плане представляет собой череп, изображенный в искаженной перспективе.

Помимо обычных портретов, созданных Гансом Гольбейном Младшим, до нас дошли также портретные миниатюры его авторства. Его работы были настолько совершенны, что приводили современников художника в изумление и восхищение.

Сегодня картины этого замечательного живописца занимают почетные места в залах художественных музеев и галерей. В честь Гольбейна изображенные на его полотнах турецкие ковры с характерным орнаментом получили название «гольбейн». Его именем также назван шов, часто встречающийся в вышивке манжет и оформлении кружев.

Источник: https://artchive.ru/artists/1610~Gans_Golbejn_Mladshij

Ганс Гольбейн Младший: фотографии картин, биография. Мастер позднего немецкого Возрождения

Творчество Ганса Гольбейна (ок. 1498-1543)

Автопортрет

Крупнейший мастер позднего немецкого Возрождения Ганс Гольбейн Младший приобрел мировую известность, в первую очередь, своими портретными работами.

Он оставил потомкам живописные и графические изображения вели­ких гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора, а также запечатлел в портретах с потрясающей силой сход­ства и образного обобщения многих своих современников.

Гольбейн родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейяа Старшего. Семнадцати лет он, вместе с братом — тоже художником, — перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие гуманисты, процветала культура книгопечатания.

Но созданные в это время знаменитые рисунки Гольбейна на полях «Похвалы глупости» не предназначались для печати.

Тем не менее эти наброски, где художник то едко бичевал клерикалов, то добродушно посмеивался над слабостями друзей, были выполнены настолько в духе сатиры Эразма, что теперь сопровождают все издания бессмертного произведения.

 К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Он выполняет портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его жены. Вскоре художник побывал в Италии, а возвратившись, вступил в гильдию живописцев и стал получать самостоятельные заказы.

 В 1519 году Гольбейн пишет портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха, в 1523 году — два портрета Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика.

 В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образах, неприкрашенно правдивых. Таков его «Мертвый Христос», побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»

 Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на очень распространенную в средние века тему равенства всех перед смертью. В сюжетах этих гравюр, отличавшихся социальной заостренностью, находят отражение сочувственно воспринимаемые художником идеи реформации и крестьянской войны.

 В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательными письмами Эразма к английским гуманистам, отправляется в Лондон. Здесь его радушно встречают в семье Томаса Мора.

Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, к сожалению, не сохранившейся. Известен также рисунок с изображением Томаса Мора.

Из живописных работ Голь­бейна, созданных в Англии, можно отметить парный порт­рет Томаса Годселва и его сына Джона.

Через три года Гольбейн возвращается в Базель, а в 1532 году снова приезжает в Англию. На этот раз он обос­новывается здесь надолго и создает ряд значительнейших своих произведений.

Читайте также:  Немецкий политехнический музей в мюнхене, германия

Правда, общественная обстановка в Британском королевстве изменилась. Томас Мор попал в опалу и был казнен. Главными заказчиками Гольбейна ста- новятся немецкие купцы.

Он украшает росписями их рези­денцию в Лондоне «Стальной двор» и делает много портре­тов (Георга Гизе, Дитриха Борна и других).

Большое полотно Гольбейна «Послы» представляет собой парный портрет французских дипломатов. Парадная пыш­ность обстановки, торжественность поз, обилие аксессуаров нимало не повлияли здесь на острую выразительность об­разов. В том же духе выполнен портрет французского по­сланника Шарля де Со лье, сьера де Моретта.

В 1536 году король Англии Генрих VIII предлагает Гансу Гольбейну младшему стать придворным живописцем. Художник согла­шается. Видимо уже в этом звании он создает портреты ко­роля, королевы Джейн Сеймур, придворных, расписывает королевские резиденции.

Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 20-е годы; росписи на Ратуше, 1529).

Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части слу­жившие подготовительным материалом для больших картин.

Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы.

Ганс Гольбейн Младший галерея картин

Portrait of Boniface Amerbach 1519

Полезная информация: Тем, кто хочет купить фотоаппарат в Киеве, стоит обратить внимание на сайт фототехники Portamix (portamix.com.ua).

Здесь есть раздел «Цифровые фотокамеры», в котором можно провести сравнение цен на различные фотоаппараты.

Приводятся отзывы посетителей о моделях фотокамер, можно ознакомиться с подробными техническими характеристиками фототехники.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1147-holbein.html

Ганс Гольбейн Младший — Путеводитель от Михаила Шварца

Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего

Ганс Гольбейн Младший Автопортрет, 1542, Галерея Уффици, Флоренция

Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jüngere).

Великий немецкий художник эпохи Ренессанса, который остался невостребованным у себя на родине, позже стал придворным художником английского короля, хотя значительную часть своей жизни прожил в Базеле.

Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.

А родился великий художник в немецком городе Аугсбург  в семье, где не одно поколение занималось живописью. Достаточно сказать, что его отец, Ганс Гольбейн Старший, был довольно известным живописцем. Живописью также занимался его дядя Зигмунд Гольбейн, о творчестве которого, правда, известно не много. Художником также был один из его братьев, Амброзиус Гольбейн.

Ганс Гольбейн Младший Портрет Джейн Сеймур (1536г.) Музей истории искусств, Вена

В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. Больших денег братья в Базеле не заработали. Более того, в 1519 году Амброзиус умер.

Ганс Гольбейн Младший Портрет Дирка (1533г.) Музей истории искусств, Вена

Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре).

Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист.

Благодаря его умению до мельчайших деталей изобразить внешность человека в соединении с психологической целостностью образа, сегодня мы имеем возможность увидеть, какими были многие выдающиеся люди того времени.

Ганс Гольбейн Младший Портрет молодого человека (1541г.) Музей истории искусств, Вена

В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. А с 1536 года становится придворным портретистом Генриха VIII, короля Англии. Здесь он и дожил до самой своей смерти в 1543 году. Только за годы, прожитые в Англии, он написал около 150 портретов.

Ганс Гольбейн Младший Портрет Джона Чемберса (1541г.) Музей истории искусств, Вена

Сегодня полотна Ганса Гольбейна Младшего украшают галереи многих музеев мира.

Вот только их краткий список: Париж – Лувр, Нью-Йорк – Собрание Фрик, Рим – Национальная галерея, Лондон – Виндзорский замок и Национальная галерея, Вена – Музей истории искусств.

Но больше всего творений Ганса Гольбейна Младшего находится в Художественном музее Базеля. Ведь он был гражданином этого города.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://venagid.ru/6290-hans-holbein-der-jungere

1. Ганс Гольбейн — жизненный и творческий путь

· 1-й базельский период (1515-1525)

Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера.

В начале века Базель вырос в город с достаточно высоко развитой культурой. Ганс Гольбейн очень быстро нашел себе занятие по душе. Он начал заниматься портретированием и декорированием книг.

Уже в ранних работах талант и художественный метод Ганса Гольбейна проявляется в полной мере.

Жизнь в этом городе способствовала знакомству Ганса Гольбейна со многими гуманистами и учёными этого периода.

В их числе оказался и Эразм Роттердамский, по чьей просьбе иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г., используя при этом свои 82 рисунка.

Гольбейном иллюстрировались и другие книги, принималось участие в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как последователь своего отца, он создавал витражи и писал портреты.

Можно предположить, что в это время материальное положение Гольбейна было, скорее всего, не самым лучшим. Об этом свидетельствует написанная им вывеска школьного учителя в Базеле, что выступает доказательством данного предположения и гласит о том, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же, 1516 г.

, им написан портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески на внутренних и наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г.

в Базель, ему пришлось много работать над декорированием внешних фасадов, делая из скромных частных домов великолепные дворцы, что украшены колоннами и фигурами.

Важнейшим произведением базельского периода Гольбейна стали:

— портрет юриста Бонифация Амербаха;

— 10 картин страстей Господних;

— фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов;

— Мадонна со святыми для г. Золотурна;

— знаменитая Мадонна семейства Мейер.

Эти и другие его произведения будут рассмотрены нами ниже.

К этому же времени можно отнести портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.

Читайте также:  Картина герника, пабло пикассо, 1937

Ганс Гольбейн Младший был известен своим современникам не только как талантливый живописец, но и как мастер художественного декорирования. Время сохранило маленький столик, крышка которого украшена работой Гольбейна 1515 г. На ее поверхности художник изобразил шуточные бытовые сцены и картины-аллегории.

Среди более поздних работ по декорированию особенный интерес представляют фрески в доме бургомистра города Люцерна Якоба Гернштейна, выполненные в период с 1517 по 1518 г., а также роспись большой комнаты ратуши в Базеле, работа над которой была завершена в 1530 г. К сожалению, эти произведения великого мастера не сохранились.

До наших дней дошли лишь эскизы и рисунки, по которым можно судить о характере произведения и оценить мастерство художника. На фресках размещены многофигурные композиции на мифологические темы, в которые гармонично были вплетены сцены, повествующие о современных живописцу событиях.

Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей.

С 1520 по 1522 г. Гольбейн Младший работает над созданием фресок, украсивших дом известного в то время ювелира Бальтазара Ангельрота. Жилище золотых дел мастера получило впоследствии название «Дом танца», так как его стены были украшены картинами с изображением танцующих крестьян. К этому времени относятся и фрески для дома Бонифация Амербаха, жившего в Базеле.

Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. Среди прочих особенно выделяется лист с изображением двух единорогов, а также набросок св. Елизаветы Венгерской.

Находясь в Базеле, художник работает не только как декоратор. В это время им был создан ряд полотен на религиозно-христианскую тему, принесших живописцу всемирную славу. Среди них такие произведения, как «Мертвый Христос» (1521) и «Мадонна бургомистра Мейера» (1526).

В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором. Христос Гольбейна — не небесное существо.

Со всей реалистичностью изображено на картине странно изогнутое в предсмертных конвульсиях мертвое тело человека, остановившийся взгляд его остекленевших глаз. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм.

Живописец предстает перед зрителем прежде всего художником-реалистом, стремящимся правдиво и убедительно передать явления действительности.

Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур; акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа; плавные драпировки одежды героев; пастельные тона, мягко переходящие один в другой. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение — размещение фигур заказчиков полотна. Эти образы являют собой отдельное произведение — мастерски выполненный с натуры портрет членов знаменитой семьи.

В период с 1526 по 1528 г. Гольбейн совершил путешествие по Англии. В стране туманов и дождей художник знакомится с Томасом Мором, который вводит знаменитого живописца в круг английской интеллигенции.

Находясь в Лондоне, Гольбейн создает несколько произведений, среди которых особый интерес вызывает портреты.

В их числе — большая, так и оставшаяся незавершенной картина, изображающая семью Томаса Мора, а также портреты самого Мора и немецкого астронома Кратцера.

· 2-й английский период (1526-28)

В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как по причине Реформации ему стало трудно искать заработки. В Англии его радушно встретил Томас Мор, которому Эразм написал рекомендательное письмо.

Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он все время своего пребывания там был вынужден писать исключительно портреты.

К этому периоду относятся следующие произведения: портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.

· 3-й базельский период (1529-31)

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов.

· 4-й английский период (1532-1543)

В 1532 г. из-за религиозных смут и победы в Швейцарии иконоборческой партии, Гольбейн был вынужден снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где он продолжал свою работу и выполнил многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г.

в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация, изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др.

, а также «Колесо Фортуны».

Тут он становится придворным живописцем короля Генриха VIII.

Последние годы жизни мастер посвящает созданию портретов. Среди них особое место занимает ряд портретов, изображающих немецких купцов, с которыми общался живописец в первый период своего пребывания в Лондоне.

Так, до наших дней сохранился портрет знаменитого в то время немецкого купца Георга Гисце, написанный почти сразу же по приезде в столицу туманного Альбиона, в 1532 г.

Художник пишет здесь молодого человека, удачливого торговца, поместив его в привычную обстановку лондонской конторы. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой.

Предметы, окружающие главного героя, переданы реалистично и детально: на картине подробно выписана каждая ниточка полотна, покрывающего стол, каждый лепесток цветов, стоящих в красивой стеклянной вазе.

Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны «Портрет французских посланников» (1533), «Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена» (1533), «Портрет Шарля Моретта» (1534-1535).

Последний явился вершиной творчества мастера в жанре портрета. Зритель видит перед собой представителя высших аристократических кругов. Вот почему художник поместил его в богато обставленную комнату и облачил в дорогие одежды. Для раскрытия образа Гольбейн использует сочные, яркие краски: насыщенно-зеленый фон картины, черный костюм и белоснежная рубашка героя.

С 1535 г. в творчестве знаменитого художника намечается кризис. Связано это с тем, что Гольбейн поступает на службу к английскому королю Генриху VIII и становится придворным живописцем. Его талант с этого времени оказывается полностью подчиненным капризам и желаниям знати.

Поздние его произведения отличаются излишней детализацией мелких элементов и тщательностью исполнения. С другой стороны, главные образы (в сравнении с созданными ранее) менее выразительны и индивидуальны.

Наиболее показательными для данного периода творчества художника являются такие работы, как:

— «Портрет королевы Джен Сеймур» (1536),

— «Портрет Христины Датской» (1538),

— «Портрет Эдуарда, принца Уэльского» (1538-1539),

— «Портрет Генриха VIII» (1539-1540).

Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства.

Ганс Гольбейн Младший скончался в Лондоне осенью 1543 г.

· Работа для Тюдоровского двора

Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т.д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.

Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.

Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.

Читайте также:  Автопортрет с женой саскией, рембрандт, 1635

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г. он умер от чумы, что в то время свирепствовала в Лондоне.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/1181

Немецкая живопись в эпоху ренессансаIV — Семья Гольбейн

Том 3
История живописи

Партнёрские ссылки:

В деталях архитектуры и костюмов, в типах и жестах действующих лиц на его картинах следующего периода видны несомненные отражения того, что он изучал жадными и восприимчивыми глазами молодости23.

К сожалению, до нас не дошли главные произведения Ганса Гольбейна-Младшего, относящиеся к этому времени, те самые, в которых немецкий мастер выказал себя всецело охваченным новыми веяниями: погибли фасадные фрески, украшавшие «Дом Танца» в Базеле, и погибли фрески с сюжетами из античной истории, которыми Гольбейн покрыл стены зала в базельской ратуше; но почти полное представление об этих работах и об их значении мы можем получить благодаря тому, что сохранились как эскизы самого мастера, так и ряд копий, сделанных еще в то время, когда эта стенная живопись была в целости.

Глядя на рисунки Гольбейна к фасадам «Дома Танца», возникает предположение, что мастер посетил не только Ломбардию, но и Венецию, и там на него должны были произвести сильнейшее впечатление фрески Джорджоне и Тициана на Fondaco del Tedeschi. Это те же колоннады, галереи, медальоны и всадники, о которых мы читаем в старинных описаниях одного из погибших чудес живописи ренессанса.

Но возможно, что стенная декоровка Гольбейна была и плодом самостоятельных измышлений мастера, лишь навеянных тем, что он видел в городах приальпийской области, или еще тем, что он слышал в рассказах счастливцев, побывавших в городе дожей.

Во всяком случае, бросаются в глаза, при изучении эскизов Гольбейна к фасадной росписи, совершенная свобода приемов композиции, безупречное знание юного художника перспективы и его владение всеми хитростями «новой хорошей манеры».

Ни Полидоро, ни Понтормо не удалось бы с большей виртуозностью играть ракурсами24; и сам Джорджоне едва ли разбил бы более удачно неправильный фасад средневекового дома, задавшись целью придать ему вид роскошнейшего палаццо в «античном вкусе». А как при этом сказывается жизненный интерес в германце! Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.

Самое свое название «Zum Tanz» дом получил благодаря тому, что среди всяких величественных «римских» деталей Гольбейн представил разнузданный пляс немецких крестьян и сумел их кургузые фигуры с жестами, прямо выхваченными из жизни, превратить в прекрасный орнамент, достойный встать рядом с любым «орнаментным хороводом» итальянских композиторов.

КРосписью зала в ратуше Гольбейн был занят в два приема, и вот здесь особенно ясно сказалось его художественное развитие. Сначала им еще владеет какой-то пароксизм увлечения, и совладать с собой ему не удается вполне. Фрески на боковой стене, относившиеся к 1521 г.

, были затяжелены архитектурно-орнаментальными мотивами, мешавшими впечатлению от сюжетов, которым они должны были служить обрамлением. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну.

Напротив того, в фресках задней стены Гольбейн преодолел в себе остатки «варварского вкуса» и достиг той прекрасной меры, той ритмичности, той «хорошей манеры древних», к которым, в большинстве случаев тщетно, стремились и Дюрер, и Скорель, и Флорис.

Примечания

23 Hans Holbein «Младший», сын Ганса Гольбейна «Старшего», родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали, и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г.); там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г.

Амброзиус зачислен мастером, и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того, интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое «Несение Креста» (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн — расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г.

); считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. В Базеле художник был занят работами для живописцев на стекле, портретами, а также иллюстрациями для издателей. Принят Ганс в базельскую гильдию 25 сентября 1519 г. Вероятно, летом 1520 г.

исполнена известная нам лишь по эскизам и по старинным копиям роспись дома «Zum Tanz» в Базеле, и к этому же году нужно отнести исполнение большего алтаря, ныне в Базельском музее. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше, и к 1522 г.

две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные «Мадонны» Золотурнского собора и Дармштадтского музея («Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера»). В 1523 г.

Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия, ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г.

решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни, и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции).

Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. В августе 1528 г. Г.

возвращается в Базель, покупает себе дом и заканчивает здесь в 1529 г. роспись зала ратуши; но продолжающиеся беспорядки заставляют его вторично искать заработка в Лондоне, где на сей раз его клиентами являются торговцы Ганзейского союза, центром жизни которых было немецкое подворье «Der Stahlhof». B 1533 г. декоровка «Штальгофа», по случаю торжественного въезда короля и Анны Болейн, обращает внимание Генриха VIII на Гольбейна, и с 1536 г. мастер носит официальное звание королевского живописца. Мастерская Гольбейна была расположена в самом Whitehall'e, и здесь же ряд комнат дворца были разукрашены им живописью, впоследствии, как и все прочие монументальные работы мастера, погибшей. Смерть (чума?) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г.

24 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее).

Источник: http://www.benua-history.ru/2111-Holbein-mladshii.html

Ссылка на основную публикацию