Гротесковый портрет старухи («безобразная герцогиня»), квентин массейс

Массейс КвинтенКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Массейс Квинтен (Massys Quentin) (1465 или 1466–1530), нидерландский живописец.

Работал в Антверпене, испытал влияние Рогира ван дер Вейдена, Дирка Баутса, Альбрехта Дюрера.

В стремлении сочетать принципы нидерландского и итальянского Возрождения Квинтен Массейс обращался и к творчеству Леонардо да Винчи, в частности, к его гротескным штудиям.

Безобразная герцогиня, 1525–1530,

Национальная галерея, Лондон

Портрет Эразма Роттердамского,

1517, Национальная галерея, Рим

В многофигурных триптихах и картинах художника Квинтена Массейса (“Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем”, 1507–1509, Музей старинного искусства, Брюссель; “Оплакивание Христа”, 1508–1511, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) черты готической условности, некоторая плоскостность и уплотненность композиции сочетаются с живыми, яркими характеристиками персонажей; праздничным и нарядным, приближающимся к цветовому единству колоритом.

Тяготение к жизненным, полнокровным образам особенно полно проявилось в портретах Массейса, персонажи которых обычно изображены на фоне бытовой обстановки (портрет Эразма Роттердамского, Национальная галерея, Рим), и в одном из первых произведений нидерландского бытового жанра – картине “Меняла с женой” (1514, Лувр). Воздействие творчества Массейса сказалось в работах многих нидерландских и немецких художников 16 века.

Портрет нотариуса, 1520-е,

Национальная галерея, Эдинбург

Меняла с женой, 1514,

Музей Лувр, Париж

Картина Квинтена Массейса “Портрет нотариуса”.
Крест, перо, роза, бумага и письменные принадлежности указывают, что перед нами нотариус – человек, чья обязанность заверять людям документы, однако его собственная личность осталась неустановленной.

Есть прямота в его взгляде и точность во всей картине, от старательно переданного сходства с моделью до пейзажа за аркадой.

Массейс испытал сильное влияние Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера; люди на его портретах обычно предстают на фоне лесного или горного пейзажа, подобного тому, какой можно видеть на картине Мона Лиза.

Существуют и другие указания на влияние Леонардо: некоторые из сатирических рисунков Массейса похожи на леонардовские карикатурные головы стариков и старух, названные гротесками.

Согласно преданию, Массейс был кузнецом, который собственными силами получил образование, стал живописцем и музыкантом.

Выдающийся мастер в области реалистического портрета, он славился высокой безупречной техникой.

Источник: http://smallbay.ru/artholland/massys.html

С праздником, милые дамы!

Дамы! С весенним праздником! Надеюсь, все оценят юмор:)

Герцогиня, может, и безобразная, но вот крохотная розочка в её пальчиках, говорит о нежных чувствах. Весна входит в любое сердце.

Квентин Массейс. Безобразная герцогиня, ок. 1513

Холст, масло. 64,0 × 45,5 см , Национальная галерея, Лондон

На вебинаре, посвящённом готике, я показывала исторический портрет “Безобразной Герцогини” Маргариты Маульташ, – теперь же можем дополнить информацию восхитительными шалостями нескольких художников.

Интересные факты, связанные с этим портретом:

Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка

Рисунок, Леонардо

Сведения разноречивы, ИБО. За древностью лет.

Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции». Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях.

Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской.

Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

«Королева Туниса», Вацлав Холлар

По мнению  автора книги «Аннотированная Алиса»Мартина Гарднера, прообразом Герцогини Тенниела была реально существовавшая историческая личность — Маргарита Маульташ, какой она изображена на картине фламандского художника XVI века Квентина Массейса «Уродливая герцогиня». Маульташ имела репутацию самой уродливой женщины в истории.

Джон Тенниеэл, иллюстрация  к “Алисе в стране чудес”

 Illustration by John Tenniel, published in 1865 in Alice’s Adventures in Wonderland.

Настоящей  Маргарите Маульташ посвящён роман Лиона Фейхтвангера “Безобразная герцогиня”, интересный для тех, кто любит исторические романы или самого писателя ( я , например). Вот её  портрет 16 века

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Герцогиня очень лихо правила Тиролем и не раз проявляла неженское мужество и недюжинный ум!

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Историческая справка:

Маргарита Маульташ (нем. Margarethe Maultasch; 1318 — 3 октября 1369) — графиня Тироля в 1335—1365 годах, последняя правительница независимого Тирольского графства. Согласно популярной традиции, считается самой уродливой женщиной в истории.

Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307—1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310—1335), и Адельгейды Брауншвейг-Грюбенхаген. Её старшая сестра Адельгейда умерла в возрасте восьми лет в 1325 году.

В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии].

Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага Тироля, который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику, превращая Тироль в сословную монархию.

Скандальный брак

В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным.

Маргарита вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано. Папская курия настаивала на сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, и её новое супружество вызвало негодование политического противника Людвига Баварского папы римского Климента VI.

Маргарита и её муж были отлучены от церкви, а на Тироль был наложен интердикт. Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа — Маргарита не впустила Иоганна Генриха, вернувшегося с охоты, в замок, в Тироле никто не дал ему убежища, он нашёл приют лишь у патриарха Аквилейского, и новый брак тирольской графини стали широко известны в Европе.

Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.

В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позднее Карл помирился с Людвигом и Маргаритой.

В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывальсь кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года.

Читайте также:  «поклонение пастухов», якопо бассано — описание картины

Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.

===================================

ВСЕ ПОДРОБНОСТИ У ФЕЙХТВАНГЕРА!

С праздником ещё раз))))))))))))))))))))))))))))))))))))

А кроме того – подарок,  нежный и лиричный, сохраняйте, пожалуйста с помощью правой кнопки! Презентации в браузере не открываются!

СКАЧАТЬ ПОДАРОК

Источник: http://arthistoryonline.ru/dopolnitelnyie-materialyi/s-prazdnikom-milyie-damyi/

Квентин Массейс Уродливая Герцогиня

Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club – сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности).

Портрет «Уродливой герцогини» работы Квентина Массейса, часто рассматриваемый как карикатура на Маргариту Тирольскую, вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес».

Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы.

203 года назад родился Джеймс Педжет – один из основателей патологоанатомии. Сэр Джеймс ПеджетДжеймс Педжет родился в 1814 году в Грейт-Ярмуте (Англия) в большой семье судовладельца и пивовара. Сегодня у нас медицинский текст, которым мы с удовольствием делимся.

Гротесковый портрет старухи («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы.

Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.

Иллюстрация к одной из глав «Алисы в стране чудес» Джон ТенниелПервоначально этот портрет женщины, черты лица которой искажены из-за деформации костей черепа, воплощающей собой старость, считался полностью сатирической работой. Маргарита и Людвиг были отлучены от церкви, а на Тироль наложен интердикт.

В народе о ней стали слагать легенды. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

В 1871 году Педжет поранился, проводя посмертное вскрытие и чуть было не умер от инфекции из-за чего его принудили оставить врачебную практику, чтобы не подвергать жизнь знаменитого врача риску.

В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы. В 1816 г. Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги».

В церковной пропаганде Маргарита получила прозвище «Маульташ» (нем. Таким образом Тироль потерял независимость и был включён в состав Австрийской монархии.

После этого ученый получил баронетство, почетную степень Кембриджского университета, стал президентом Королевского хирургического колледжа, опубликовал множество своих лекций и других трудов, а умер только в 1899 году, более 20 лет спустя.

Каждый день у нас публикуется текст из истории науки. Против раздела, однако, выступили сами тирольцы. В 1360-ых гг.

Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. Портреты более позднего времени изображали внешность Маргариты нейтрально.

Кто поставил диагноз Уродливой герцогине

Maultasch), в буквальном переводе «рот-кошелёк», что, по-видимому, должно было создать впечатление о графине как уродливой шлюхе.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура— оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность, ненависть и агрессию по отношению к определенным личностям символически перенести на полотно и сделать их посмешищем посредством деформации их «чучел». Ее прозвище Маульташ трактовали по разному: пельмень (маульташ – тирольское национальное блюдо наподобие пельменей), рот кошельком (оба прозвища очевидно должны были отражать непривлекательную внешность графини), проститутка (вероятно, как следствие светского брака с Людвигом Баварским). В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году). давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось.

Открытое платье с корсетом, стягивающим дряблое тело, 60 лет назад вышедший из моды чепчик, кокетливая розочка в руке и самоуверенное выражение лица изобличали старух, пытающихся выдавать себя за молоденьких привлекательных девушек.

Папская курия не признала развода.

Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала. ».

Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд) использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. Современные Маргарите хронисты описывали её как очень красивую женщину. Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Читайте также:  Картина «сестры», берта моризо, 1869

Согласно договору 1282 года владения Горицко-Тирольского дома должны были перейти к Габсбургам. Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.

За это время он собрал обширную коллекцию образцов флоры Восточного Норфолка, а к концу обучения вместе с одним из братьев опубликовал очень подробный и точный «Очерк естественной истории Ярмута и соседних областей».

В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году).

Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Скандальный брак тирольской графини стал широко известен в Европе. Тем не менее, за Маргаритой Тирольской закрепилась репутация редкостной уродины.

между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам.

Однако в 2008 году хирурги из Лондонского университетского колледжа тщательно изучили работу и привели свои доводы в пользу версии о том, что на картине изображена жертва редкой формы болезни Педжета, у которой вместо костей нижней части тела оказался поражен череп.

В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы.

Модель круглого червя Trichinella spiralisDavid Ludwig/Wikimedia CommonsПосле сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать). В соответствии с договором, заключённым в 1282 гг. Вот таким образом следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. Один из авторов блога, помимо всего, трудится научным редактором портала Indicator. Ru. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

Согласно традиции Маргарита считается самой уродливой женщиной в истории. Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas.

После сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать).

Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала. ».

Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского.

Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club — сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности).

В честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал.

Страшно красиво: топ-10 уродливых картин, которые стоят миллионы

В сентябре 1342 года Маргарита вышла замуж за Людвига Баварского, сына императора.

За свои заслуги он стал рыцарем-командором почетнейшего ордена Бани (интересно, что его название граничит с мытьем, поскольку раньше частью обряда посвящения было символическое купание).

Джеймс учился в дневной школе Ярмута. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. «Уродливая герцогиня» Квентин МассейсВ честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал.

В 1335 году умер отец Маргариты, Генрих Хорутанский.

Квентин Массейс «уродливая герцогиня»

Вот таким образом следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. У Джеймса была самая обширная врачебная практика в Лондоне и он редко работал меньше 16 часов в сутки.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/kventin-masseys-urodlivaya-gercoginya/

Безобразная герцогиня (картина, Массейс, ок.1513). Картина безобразная герцогиня

ГлавнаяКартиныКартина безобразная герцогиня

Леонардо да Винчи, живой символ Ренессанса, долгое время искал математическое выражение идеальных пропорций человеческого тела. Всему миру известен «Витрувианский человек», изображение, созданное итальянским мэтром в качестве иллюстрации для книги о трудах античного архитектора Витрувия.

Леонардо, впрочем, интересовался не только идеальными пропорциями. Среди ранних его творений хватает изображений удивительно некрасивых, уродливых, пугающих людей.

Самой популярной из созданных да Винчи карикатур стал рисунок с морщинистой старухой в удивительно не подходящем ее возрасту наряде. Позднее фламандский художник Квентин Массейс превратил творение рук знаменитого итальянца в полноценную картину. Полотно, получившее название «Уродливая герцогиня», сейчас хранится в Лондонской национальной галерее.

Героиня картины Массейса показана преувеличенно гротескной, живым отступлением от всех тогдашних норм красоты, эдаким антиподом идеала. Долгие столетия считалось, что прообразом «Уродливой герцогини» была реально существовавшая женщина, тирольская правительница Маргарита Маульташ.

Лишь в прошлом веке ученые убедительно доказали: молва зря присвоила несчастной аристократке «титул» самой отвратительной женщины мира. Рисунки в исторических хрониках, авторы которых видели Маргариту в лицо, не имеют ничего общего с созданным «Уродливой герцогиней» образом.

Судя по этим изображениям, настоящая правительница Тироля была довольно-таки привлекательной и фигуристой дамой.

Скорее всего, считают ученые, систематическая травля Маргариты началась из-за ее политических решений, часто идущих вразрез с интересами церкви и владык многих окрестных земель.

Тирольская герцогиня ни в грош не ставила авторитет других правителей, как духовных, так и светских. Действительно важными для Маргариты были лишь собственные желания и выгода для родного герцогства.

Брак женщины с Иоганном Генрихом, маркграфом Моравии, был заключен, когда будущей владычице Тироля было 11 лет, а ее супругу лишь 7. Повзрослев, муж с женой сильно друг друга невзлюбили и в фактических брачных отношениях не состояли.

Более того, народу герцогства Иоганн тоже пришелся не ко двору. А вот Маргариту в Тироле любили, причем как простые люди, так и местная аристократия.

Насколько мы можем судить сейчас, герцогиня и Людвиг Баварский действительно любили друг друга. Ради возлюбленного женщина запросто выгнала постылого мужа из дому, причем народ Тироля полностью ее поддержал. А Людвиг, в свою очередь, не побоялся получить отлучение от церкви, каковое, между прочим, лишило его права на отцовский престол!

Лишь через 10 лет после скандала святые отцы смирились и признали развод Маргариты и Иоганна. Но запущенные родней отвергнутого мужа слухи уже разошлись по свету…

Тирольскую герцогиню называли распутной уродиной, на что намекало подаренное ей недоброжелателями прозвище Маульташ. Слово, на какую-то букву отличавшееся от немецкого «пельмень», можно было также перевести как «рот-кошелек».

Читайте также:  «законодательное чрево», оноре домье — описание

Изображение с картины Массейса стало ассоциироваться исключительно с правительницей Тироля. Даже Герцогиню из «Алисы в Стране чудес» Кэрролла часто связывали с аристократкой…

Современные исследователи, однако, убеждены: да Винчи и Массейс вдохновлялись одним и тем же источником, не имевшим никакого отношения к тирольской владычице. «Уродливая герцогиня» стала ассоциироваться с Маргаритой Маульташ лишь позже, благодаря успешной кампании очернения ее имени со стороны церковных и светских властей.

Похоже, изображенное на картинах лицо когда-то было лишь универсальным символом безобразной внешности. Но оскорбленная родня брошенного мужа позаботилась, чтобы тирольская владычица осталась в истории как «самая уродливая женщина мира»!

Автор статьи

Виктор Гриневский

Самый экстраординарный редактор нашего дружного коллектива. Настоящий мастер слова. Человек, который одной фразой способен поставить в тупик или рассмешить до колик. Виктор — тот еще любитель животных, поэтому о котиках, собачках и прочей дичи пишет с особым энтузиазмом. Его тексты никогда не бывают скучными, и, читая их, ты наверняка не раз в этом убедишься.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-bezobraznaya-gercoginya.html

Была ли графиня Тироля Безобразной герцогиней?

12:03, 11 сентября 2017 Лайк   12   293

  • Карикатура
  • Уродливая герцогиня
  • Маргарита Маульташ

Ну вот, побывала в северной Италии. Италия-то северная, но территория на севере страны – это самый нижний, самый южный кусочек Тироля.

И кроме осмотра всяких немыслимых красот я там зацепила ещё темку – старинные тирольские семейства, Траутмансдорфы например.

Пока что-то там выискивала про Траутмансдорфов, натолкнулась на интереснейший феномен под названием безобразная (или уродливая) герцогиня. И уж тут открылось столько всяких аспектов, что грех не покопаться в этом:)

Карикатура

Слово карикатура, как оказалось, имеет итальянские корни. Caricare означает нагружать, преувеличивать.

Почему ж и тут не обошлось без Италии? Да потому что основателями этой формы искусства считают итальянских живописцев – братьев Агостино и Аннибале Каррачи. И про Леонардо да Винчи тут можно вспомнить.

С одной стороны маэстро неустанно искал идеальные пропорции человеческого тела, результат этих поисков визуально зафиксирован в знаменитом рисунке Леонардо Витрувианский человек:

С другой стороны художник питал интерес к исследованию всякого рода аномалий в человеческом облике – это как бы обратная сторона медали. И один из ранних рисунков Леонардо можно тоже считать одной из первых карикатур:

Это я так – кратенько о карикатуре, возможно кое-кто и так уже недоумевает: к чему я веду? Я всё объясню чуть позже, а пока не могу удержаться от описания такого крайне любопытного факта.

Бонопарт Наполеон очень болезненно воспринимал карикатуры на себя.

Поэтому во время Отечественной войны 1812года, гениальный Михаил Кутузов придумал дополнительный вид оружия: психологическая кампания против врага с использованием карикатур на императора!

Уродливая герцогиня

Искусствоведы предполагают, что существовала ранее какая-то неизвестная нам картина, которая послужила источником сюжета как для Леонардо, так и чуть позже для другого художника – Квентина Массейса из Фландрии. Предположительно в 1513 году он создал картину под названием Уродливая герцогиня.

Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513

И это, конечно же, насмешка, карикатура! Мало того, что умышленно и утрированно деформированы все черты лица – это бы ещё ладно, можно поверить , что природа так распорядилась. Но это показное кокетство: оголенная грудь, корсаж, алый бутон в руке – при том, что герцогиня, мягко говоря, не молода и не прекрасна собой!

Но можно ли считать картину портретом? Изобразил ли художник реальную даму? На этот счет существует два взаимоисключающих ответа:

  1. Нет. Это как бы собирательный, абстрактный образ. Как Витрувианский человек служит эталоном идеальных пропорций, так Безобразная герцогиня напротив собрана из отдельных черт, каждая из которых есть противоположность идеалу красоты. Доказательством этой версии может послужить наличие идентичных изображений у разных художников. Кроме уже упомянутых работ Леонардо и Массейса, практически то же лицо встречается и у Вацлава Холлара в “Королеве Туниса”, и в иллюстрациях к Алисе в стране чудес у Джона Тенниела.
  2. Да. Этот ответ более подобен народным преданиям. Но преданиям очень распространенным. Кого же считают прототипом Уродливой герцогини? А вот кого – графиню Маргариту Маульташ, последнюю правительницу независимогоТироля.

Вацлав Холлар, Королева Туниса

Джон Тенниел, иллюстрация к Алисе в стране чудес

Маргарита Маульташ

Лично я склонна поддерживать первую версию, невзирая на свою любовь ко всякого рода легендам.

Есть и другая причина для такого моего мнения: если в историческом описании я встречаю названия мест, где побывала лично – для меня эти места и люди, их населявшие, становятся как бы родными.

А читая про Маргариту, я встретила два названия – Больцано и Мерано. Я ведь только что оттуда и не просто побывала, а неумно восхищалась! Поэтому первый эмоциональный порыв: защитить Маргариту от этой исторической клеветы!

Но что ещё пишут? Существует устойчивая традиция, согласно которой эту графиню считают самой, мягко говоря, несимпатичной женщиной в истории. В своё время с огромным интересом и удовольствием читала “Безобразную герцогиню” Л. Фейхтвангера. Эта книга о ней, о Маргарите Маульташ. И там она описана как какая-то безобразная жаба.

Но была ли Маргарита действительно так некрасива в жизни? Боюсь, этого мы не узнаем уже никогда. Но во всяком случае, и так безоговорочно принимать факт её уродства я тоже не собираюсь. Потому как имеются – достоверные или нет – свидетельства современников: она была если не красавицей, то весьма привлекательной особой.

На портрете 16-го века графиня Тироля изображена такой себе симпотягой:

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Сдаётся мне, что слухи о внешнем уродстве были вызваны скорее всякими эпатажными событиями из жизни этой женщины.

Весьма скандальным оказался её  первый брак, за ним последовали войны, отлучение от церкви, отречение от своих владений, запрет на посещение Тироля в конце жизни.

Маргарита имела и политических противников, и личных недоброжелателей. Думается, что всё это вместе взятое и заклеймило графиню, как самую уродливую женщину…

Источник: https://turov.top/cultura-traditcii/byila-li-grafinya-tirolya-bezobraznoy-gertsoginey.html

Ссылка на основную публикацию