История создания музеев

История музея

Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875–1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России. Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке.

Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса.

9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.

Идея создания музея национальной истории объединила множество людей — ученых, военных, художников, промышленников, государственных деятелей, членов царской фамилии и рядовых граждан.

Московская городская дума отдала под строительство музея участок земли на Красной площади, изначально планировавшийся для размещения собственного здания. В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея. 27 мая 1883 года, в дни коронационных торжеств, Исторический музей посетил император Александр  III с императрицей Марией Федоровной.

Благодаря участию меценатов и дарителей, музей стремительно пополнял свое собрание — Щукин, Бахрушин, Забелин, Катуар де Бионкур, Уваров, Щербатов и многие другие жертвовали свои собрания ради общего дела, не имевшего ничего общего с личной славой или выгодой.

Благодаря усилиям отцов–основателей музея, его попечителей, директоров и рядовых сотрудников, которые своим подвижническим трудом сохранили и приумножили бесценные коллекции, сегодня Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира.

Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древней книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно–прикладного искусства.

Музей, «воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа», разделил со страной героические и трагические, радостные и горестные моменты ее истории.

Коронационные торжества, революционные события, демонстрации, легендарный военный парад в тревожном 1941 году, триумф народа–победителя в 1945… Главный музей истории страны стал свидетелем множества событий и хранителем памяти о них.

Сменялись времена и правители, рушились и создавались государства, менялась идеология, но неизменным оставалось назначение музея на Красной площади — «собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события — живым словом раскрыть перед народом страницы его истории».

Собрание музея является важнейшим источником изучения истории и культуры России, основой создания постоянной экспозиции и разнообразных выставок, образовательной и научно–просветительной работы ГИМ.

На фундаментальной источниковой базе в музее выросла плеяда известных советских и российских историков, искусствоведов, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории страны, издано более 200 томов трудов ГИМ, выпущены каталоги отдельных коллекций и выставок, проведены сотни конференций, чтений, симпозиумов. В коллективе трудится 80 кандидатов и 6 докторов наук. Исторический музей является признанным центром исторического знания и памятниковедения, ведущим научно–методическим центром в области музееведения и культурологии.

Исторический музей — старейший музееведческий центр страны. С 1918 года в его составе работает отдел музееведения, с 1994 года Государственный исторический музей является научно–методическим центром для исторических и краеведческих музеев Российской Федерации, координирующий исследовательскую, экспозиционную, фондовую, просветительную деятельность этих музеев.

В регионы России регулярно отправляются выставки на основе богатейшего фондового собрания ГИМ. Ежегодно региональные музеи и культурные центры страны принимают от 40 до 60 выставок из Исторического музея.

В комплекс Государственного исторического музея входят также Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Палаты бояр Романовых на Варварке и царская усадьба «Измайлово». Все здания Исторического музея отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов России, на которых ежегодно проводятся планомерные реставрационные работы.

В начале 2000–х годов Историческому музею были переданы соседние здания бывшей Московской городской Думы, Монетного двора и Никольских торговых рядов в целях освобождения ансамбля Новодевичьего монастыря и Крутицкого Патриаршего подворья от коллекций и служб музея. В этих пространствах были открыты новые выставочные залы, Музей Отечественной войны 1812 года и Артиллерийский дворик.

3 сентября 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О праздновании 150–летия Государственного исторического музея». В программу мероприятий по подготовке музея к юбилейной дате включены значимые проекты, реализация которых позволит решить основные задачи по развитию музейного комплекса.

В первую очередь, необходимо качественно улучшить условия сохранности ценнейших фондов музея, построив для этого здание Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве, намечаемое Минкультуры РФ в комплексе с книгохранилищем Российской государственной библиотеки. В настоящее время в среднем на один кв. м. фондохранилищ Исторического музея приходится 392 музейных предмета, тогда как по всем музеям России этот показатель равен 154 предметам, а в музеях федерального подчинения — 98 предметов.

Строительство Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве (п. Коммунарка) к 2022 году позволит также увеличить посещаемость музея в целом в 2 раза, количество экскурсантов в 1,5 раза, и освободить значительные экспозиционные площади в основном комплексе зданий на Красной площади.

В начале 2020 года в Измайлово состоится открытие экспозиции Центрального музея российского казачества, который войдет в состав комплекса Государственного исторического музея.

Одним из важнейших проектов в рамках программы развития Государственного исторического музея станет строительство здания Экспозиционно–выставочного музейного центра вблизи Новодевичьего монастыря в 2018–2023 гг.

с экспозицией, посвященной истории Русской Православной Церкви. Создание нового объекта, который войдет в состав музейного комплекса ГИМ, предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.

2016 № 2241–р.

К 2022 году Исторический музей предполагает осуществить программу крупных выставок из российских и зарубежных национальных музеев, международных и российских научных конференций, серию фундаментальных научных и популярных изданий, посвященных проблемам изучения и презентации отечественной истории и историко–культурного наследия России, а также завершить в основном создание электронного Каталога музейного фонда ГИМ.

Источник: http://www.shm.ru/missiya-i-organizatsiya/museum_history/

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи — одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения.

В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения.

Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей.

Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками.

Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.

Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов.

Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте.

Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства — ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов — были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах.

В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь.

Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение.

Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет.

Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI— XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид.

К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства.

Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр.

К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа — галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени.

Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель — удовлетворение собственных познавательных интересов.

Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев — представителей знати и богатых буржуа.

Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться.

Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году.

Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания.

Основные задачи научной деятельности музеев — изучение и систематизация коллекции — находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий.

Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков.

Читайте также:  Колосс (паника), франсиско де гойя

В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе.

Общая черта архитектуры современных художественных музеев — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Художественный музей — универсальное средство межчеловеческого общения, поскольку язык искусства понятен всем.

С целью поддержки и развития деятельности музеев в 1947 году была создана международная организация ICOM (InternationalCouncilofMuseums).

Эта организация, включающая в себя белее 7000участников из 119 стран мира, тесно сотрудничает с UNESKO идругими международными организациями. ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/13045

Первый музей в России: история создания :: SYL.ru

Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I.

Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции.

Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете.

При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции – Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер — Кунсткамерой (кабинет редкостей).

Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина.

После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно.

Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло.

Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей.

В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь.

Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.

В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году.

Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали.

Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы.

По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка.

Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде.

Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр.

В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки.

Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях.

В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли.

Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне.

Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов.

По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова.

Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара — в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии.

Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов.

Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг.

Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров.

В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе.

Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей.

Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств.

Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет.

Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.

Источник: https://www.syl.ru/article/352453/pervyiy-muzey-v-rossii-istoriya-sozdaniya

Музей. история возникновения. Виды музеев

Музей

Ходаковская Людмила Васильевна

Педагог дополнительного образования

Государственное учреждение образования «Заслоновская средняя школа» Лепельского района Витебской области

Музей

Музе́й (от греч. μουσεῖον  — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Античный период

Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты , столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады , обсерватория и библиотека .

Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование.

Бюст Птолемея I. Лувр, Париж

Александрийская Библиотека

Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры.

Александрийская библиотека, стилизованная гравюра XIX-го века.

Сожжение Александрийской

библиотеки в 391 году.

Иллюстрация 1910 года

В античной Греции

Публий Элий Траян Адриан

Римский император

Бюст. Капитолийский музей.

по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.

Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.

Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.

С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция — Сёсоин со временем сложилась в храме в Нара.

Азия

Сёсоин — здание сокровищницы при храме Тодай-дзи в Наре.

Построено в стиле адзэкура ( бревенчатый домик с приподнятыми над землей полами). Характерная особенность постройки — треугольная форма бревен, из которых сложен сруб. Плоская сторона брёвен обращена внутрь помещения. Ребристая поверхность наружных стен создает эффектный светотеневой рисунок.

Сокровищница хранит драгоценности японских императоров, начиная от Императора Сёму (701—756) и Императрицы Комё (701—760). Содержит множество раритетов из Персии, Индии, Китая, которые попали в Японию по Великому шёлковому пути. В Сёсоин представлена крупнейшая коллекция масок театрального представления гигаку. Часть сокровищ выставлена на показ в музеях Нары.

Читайте также:  Музей луксора, египет

Средние века

В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться.

В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища.

Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.

Кафедральный собор украшают более 2300 статуй, среди которых изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников

Франция, Реймс: Реймский собор — там, где присягают короли и улыбаются ангелы

Витражи Марка Шагала

Величественным памятником зрелой готики возвышается над Реймсом собор Notre-Dame de Reims — один из крупнейших храмов Франции, официальное место коронации французских монархов с 1013 года.

У Реймсского Нотр-Дам долгая и непростая история — базилики и церкви, стоящие на этом месте, неоднократно разрушались и отстраивались из руин. Строительство готического храма в том виде, каком он предстает перед нами сейчас, началось в 1211 году и продолжалось больше трех столетий — до 1516 года.

Архитектура собора словно подтверждает слова Иоанна Богослова «Бог есть свет» — проникая сквозь череду украшенных витражами проемов в стенах, солнечные лучи наполняют внутренние помещения храма чарующим светом. Значительная часть средневековых витражей была уничтожена в XVII–XVIII веках, а также в годы Первой мировой войны.

Желая сохранить в своем храме божественный свет, служители заказывали изготовление витражей выдающимся художникам различных периодов. Во второй половине XX века в воссоздании Notre-Dame de Reims принял участие Марк Шагал.

В алтарной части центральной часовни, в строгой симметрии относительно главного 138-метрового нефа, установлены огромные расписанные Шагалом окна: «Древо Ессеево», «Распятие Христа» и сцены из жизни французских монархов.

Франция. Шампань-Арденны. Реймс. Реймсский собор (1974)

Галереи и кабинеты

В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию в Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр.

С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского — cabinet : соседняя комната).

В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer .

Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.

Лоренцо ди Пьеро де Медичи

флорентийский государственный деятель, политик, писатель, поэт

Первые современные музеи

В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.

Лувр

один из крупнейших и самый популярный музей мира

Дата основания 1792

Британский музей

  • Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.

Музеи XVIII-го века:

  • Коллекция искусства Медичи — в 1739-м году стала государственной собственностью;
  • Коллекция искусства Ватикана — 1769;
  • Королевская Коллекция Вены — 1770;
  • Королевская Коллекция Дрездена — 1770;
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 1765;

Эрмитаж

Интерактивные музеи

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах, и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий.

«Венский музей «»Дом музыки»»

  • Это необычный интерактивный музей. Он был открыт в 2000 году в доме, принадлежавшем ранее эрцгерцогу Карлу. В 2002 году музей был награжден за инновации в образовательной и выставочной сфере. Музей занимает 4 этажа и делится на совершенно разные зоны. Чтобы попасть в музей, посетители проходят через застекленный двор, на котором проходят временные выставки, концерты, различные мероприятия. На первом этаже музея посетитель знакомится с историей Венского Симфонического концерта, дирижер которого, Отто Николаи, жил в этом доме 150 лет назад. Экспозиция второго этажа называется «»Соносфера»», то есть «»Мир звуков»». Здесь можно совершить путешествие в мир звуков, начиная с самых первых звуков, окружающих новорожденного ребенка. Экспонаты этой части — музыкальные инструменты, различные проигрыватели, усилители звука и динамики, создающие в небольшом коридоре, соединяющем залы, объемный звук. Третий этаж — зал славы великих мастеров музыки, прославивших Вену. Огромная база данных, включающая биографии и произведения Бетховена, Гайдна, Моцарта и многих других, доступна для пользования. Здесь же можно ощутить себя дирижером: помахать дирижерской палочкой и посмотреть, что из этого получится. Еще один занимательный экспонат — интерактивное фортепиано, созданное для разложения слов на звуки музыки. Здесь любой посетитель может узнать, как звучало бы его имя, будь оно частью произведения Моцарта. Четвертый этаж являет собой представления о будущем мире звуков. Здесь же находится сувенирный магазин. Пройдя всю экспозицию музея, начиная с выставки крытого двора и заканчивая четвертым этажом, уставший посетитель может отдохнуть от мира звуков в ресторане на крыше музея. С этой точки открывается прекрасный вид на Вену, а местные повара готовят чудесные десерты к венскому кофе.»

Что же такое интерактивный музей?

Это заведение, в котором как дети, так и взрослые могут с пользой провести свое время. Как правило, это культурно-развлекательное учреждение. Но по привычке его маскируют под словом «музей».

Итак, данное заведение представляет собой настоящий научный аттракцион. Здесь каждый желающий может поучаствовать в экспериментах, познавательных действиях и даже опытах.

В таком здание есть специальные тематические залы.

Планетарий Москвы

Интерактивный музей «Лунариум»

  • Так, как правило, это зал биологии, оптики, логики, изобретений, анатомии, иллюзий, астрономии и акустики. Здесь можно увидеть такие невероятные вещи как эмуляторы торнадо, плазма-шара, эхотрубы и даже черной дыры.

Виртуальные музеи

Виртуальные музеи обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет или с помощью различных цифровых носителей. Первыми такими музеями стали веб-страницы реальных музеев, а впоследствии появились музеи, существующие исключительно в виртуальном пространстве. В 2001 году ICANN выделил специальный домен высшего уровня— .museum.

Виртуальный музей провозов РЖД

Домен MUSEUM (для музеев)

  • Домен MUSEUM – это спонсируемый домен верхнего уровня общего пользования, созданный специально для музеев, организаций, ассоциаций и частных лиц, связанных с музейной деятельностью.
  • Домен был делегирован 20 октября 2001 года, и стал первым спонсируемым доменом верхнего уровня одобренных ICANN.
  • Администратором домена, а также спонсором его создания стала организация «Museum Domain Management Association» (MuseDoma), специально созданная в 2001 году организацией «International Council of Museums» (Международный Совет музеев).
  • С начала 2004 года домен MUSEUM поддерживает регистрацию многоязычных доменов.
  • Особенностью регистрации в этом зоне домене является довольно строгая процедура проверки претендентов на доменное имя, которая заключается в индивидуальном порядке рассмотрения заявок.
  • Регистрация доменных имен проводится через аккредитованных регистраторов.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/muziei-istoriia-vozniknovieniia-vidy-muzieiev.html

ДОМ-МУЗЕЙ А.П. ЧЕХОВА

История «Белой дачи»

В 1927 году чеховский дом пережил сильное землетрясение. В здании появились трещины, обвалилась штукатурка, дом наклонился . Летом 1928 года Белая дача была полностью восстановлена.

Годы Великой Отечественной войны — один из самых сложных периодов в истории музея. Мария Павловна, уже в преклонном возрасте, осталась в Ялте, чтобы предотвратить разграбление уникальных экспонатов.

Период фашистской оккупации продолжался с 8 ноября 1941 по 16 апреля 1944 г. В гостиной чеховского дома проживал немецкий офицер майор фон Бааке. Благодаря присутствию на Белой даче М.П.

Чеховой Дом-музей был сохранен, из него не пропало ни одного мемориального экспоната.

В июле 1944 г. за работу по сохранению, изучению и изданию наследия писателя М.П.Чехова была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В день 90-летия ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Сестра писателя скончалась 15 января 1957 г. на 94-м году жизни, похоронена на ялтинском кладбище, рядом с могилами матери Евгении Яковлевны и брата Михаила Павловича.

В 1966 г. на территории музея в специально построенном по проекту архитектора З.В.Перемиловского здании была открыта литературная экспозиция. В 1974-1980 годах Дом-музей А.П.Чехова в Ялте был закрыт на реставрацию.

В 1983 г. открылась новая литературная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова». В настоящее время Государственное бюджетное учреждение «Дом-музей А.П.

Чехова в Ялте» находится в подчинении Министерства культуры Республики Крым.

История Гурзуфской дачи А.П.Чехова

В январе 1900 г. Чехов приобрел в Гурзуфе новую дачу и написал родным: «Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер.

Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево — шелковица». Летом того же года здесь отдыхали его мать Е.Я.Чехова, сестра Мария и семья брата Ивана, в июле-августе гостила будущая жена писателя О.Л.Книппер.

Позже на даче будет проводить летние месяцы младший брат Михаил с семьей, побывает старший брат Александр.

В августе 1900 г., в поисках творческого уединения, А.П.Чехов проведет тут несколько дней, работая над 1 действием драмы «Три сестры». Почти никто из друзей писателя не знал о существовании гурзуфского домика. При жизни хозяина его посетили только В.

Ф.Комиссаржевская и И.А.Бунин. В Гурзуфе Чехов подарил актрисе свою фотографию с надписью: «Вере Федоровне Комиссаржевской, 3 августа, в бурный день, когда шумело море, от тихого Антона Чехова». Бунин бывал на чеховской даче в 1900 г. и апреле 1901 г.

По завещанию, составленному А.П.Чеховым 3 августа 1901 г., гурзуфская дача перешла его жене О.Л.Книппер, которая ежегодно (за исключением военных лет) проводила лето в Гурзуфе. В гражданскую войну здесь жили артисты «качаловской группы», гастролировавшие по югу России. Позднее гостями были С.Рихтер и Н.Дорлиак, И.Козловский, О.Н.

Ефремов. Соседями О.Л.Книппер в Гурзуфе была семья известных пушкинистов Б.Томашевского и И.Медведевой, рядом приобрел дачу композитор Лев Книппер, автор знаменитой песни «Полюшко-поле». Последний раз О.Л.Книппер приезжала сюда из Москвы в 1953 г. После ее смерти домик находился в ведении Дома творчества художников имени К.Коровина.

Гурзуфская бухта всегда привлекала людей искусства. Ее рисовали Р.Кент, Бидструп, знаменитый маринист Айвазовский и его ученик Магдесян, позднее художники Кукрыниксы, Мешков, Бисти, многие другие художники XX века; она вдохновляла поэтов Маяковского, Заболоцкого, М.Дудина, Б.Чичибабина, Е.Рейна; здесь снимались фильмы о Пушкине и о Чехове.

В 1987 г. гурзуфская дача Чехова стала отделом Дома-музея А.П.Чехова в Ялте. С тех пор ежегодно с апреля по ноябрь здесь размещаются экспозиция «Дача А.П. Чехова в Гурзуфе» и художественные выставки крымских художников.

История дачи «Омюр»

В центре Ялты на улице Кирова, 32, обращает на себя внимание большой особняк старой постройки, возведенный в псевдоготическом стиле. Это бывшая дача генеральши К. М. Иловайской «Омюр» (в переводе с крымскотатарского — «Жизнь»), построенная в 1888 году.

С октября 1898 года по апрель 1899 года в этом доме в двух комнатах первого этажа жил и работал писатель А. П. Чехов. Позже в этом здании, в трех помещениях первого этажа, был размещен новый чеховский музей Крыма — экспозиционный отдел «Чехов и Украина».

Сегодня после реэкспозиции реализован давно задумывавшийсяэкспозиционный проект «Чехов и Крым».

Читайте также:  Распятие, лукас кранах - описание картины

Источник: http://chekhov-yalta.org/ru/history-of-museum.html

История создания музеев

  • Главная
  • Статьи в тему
  • История создания музеев

11 Ноября 2016

История создания музеев

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями. 

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты. 

Читайте музейные истории, присланные на проект «Народная книга»

Первый прототип современного музея был основан в Александрии под названием Мусейон в 290 году до н.э.

В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты.

Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века

В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.  В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты).

В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.  В 15 веке Лоренцо де Медичи (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур. Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи.

Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» — помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

 

Создание современных музеев

Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

  Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году. Чтобы посетить его, необходимо было письменное разрешение. А вот первым публичным музеем стал Лувр, который открылся в 1793 году.

Источник: Музеи мира 

Источник: http://nk.ast.ru/article/detail.php?ID=2066

История создания музея

У Брюховецкого историко — краеведческого музея давняя и интересная история. Информацию, документы, предметы музейного назначения начали собирать еще в январе 1974 года усилиями жителей всего района. Толчком к этому послужило официальное сообщение от 22 января 1974 года, опубликованное в районной газете «Строитель коммунизма».

Сообщение о том, что исполнительный комитет районного Совета депутатов на своем заседании рассмотрел вопрос о создании до 1 марта 1974 года в станице Брюховецкой музея революционной, боевой и трудовой славы. Местом расположения музея определили Дом учителя.
Была утверждена районная инициативная группа.

Исполком обязал руководителей предприятий, колхозов, совхозов, организаций и учреждений создать инициативные группы по сбору материалов и летописей.

Однако, первые комнаты музея были открыты в старом здании средней школы № 3 станицы Брюховецкой.

Огромная заслуга в открытии и становлении музея принадлежит первому его директору Кожухову Владимиру Ивановичу.

Но вскоре в 1976 году на базе старого здания средней школы №3 открывается межшкольный учебно-производственный комбинат, и экспонаты музея переезжают в прежнее здание радиоузла по улице Красной №__. 

Этот дом до революции 1917 года принадлежал купцу Ивану Петровичу Бордуну. Музей в то время уже возглавлял Василий Кузьмич Момот. Просуществовал музей по улице Красной до 1978 года.
В 1978 году к огромной радости всей детворы в районе открывается Дом пионеров. Туда, поближе к детству и юношеству переселяется и наш музей.

Директором Дома пионеров назначен Юрий Иванович Бугайков. Он же считается основателем музея при Доме пионеров. Экспозиции музея быстро пополняются. Музей уже занимает целый этаж.

В музее были оформлены залы: художника Георгия Ивановича Марченко, переселения казаков Брюховецкого куреня к «Жирному» кургану, военный, восстановления района после Великой Отечественной войны и других мирных достижений района.

Основную работу в музее ведут методисты Кожухов Владимир Иванович и Ястремская Людмила Григорьевна. На смену Юрию Ивановичу Бугайкову пришел Русин Анатолий Иванович. Анатолий Иванович вместе с Людмилой Григорьевной Ястремской продолжили активную работу по развитию музея.

В здании Дома пионеров музей просуществовал 6 лет до 1984 года.

К этому времени энергичную деятельность по организации музейного дела в Брюховецком районе начинает Митрофан Трофимович Потапов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер «Ордена трудового красного знамени».

В апреле 1989 года Исполнительный комитет Брюховецкого районного Совета народных депутатов Краснодарского края принимает решение за №106 «О переводе районной детской библиотеки» в здание районного Дома культуры по улице Красной, 203 до 1 мая 1989 года, а в здание по улице Ленина, 9 после капитального ремонта – перевести районный музей. Под здание музея был выделен бывший дом купца Ивана Васильевича Игнатова.

С 1918 по 1928 год здесь находился Брюховецкий ревком, затем районный Дом культуры и детская библиотека имени Аркадия Гайдара. Здание полностью было отреставрировано снаружи и отремонтировано внутри. Работы по реставрации велись шесть лет.

Первоначально в 1991 году Брюховецкий народный краеведческий музей принимает Потапов Митрофан Трофимович, но вскоре на должность директора назначается Любовь Александровна Ровенская. Митрофан Трофимович, перейдя на должность методиста, сосредоточился на краеведческой и научно- исследовательской работе, плодом которой стали его книги «Земля Брюховецкая» и «Незабываемые дни».

8 мая 1994 года в день празднования 49-й годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне музей был торжественно открыт. Первыми посетителями были наши уважаемые ветераны.Фонды музея своими воспоминаниями обогатили старожилы района, ветераны войны и труда, истинные энтузиасты, знающие и любящие свой край.

Это: Сербиненко Михаил Илларионович, Печерица Петр Лукич, Головань Николай Ефимови , Моновицкий Виктор Петрович, Рубан Виталий Иванович, Стовба Раиса Александровна, Вечеркин Петр Иванович, Трофименко Прасковья Семеновна, Побиванцев Александр Сергеевич, Васильев Сергей Афанасьевич, Ковалев Михаил Прокофьевича и многие другие.

В разное время большой вклад в развитие музея внесли методисты: Ананьева Елена Сергеевна, Сибирёва Татьяна Владимировна, Хаверова Кристина Сергеевна, Тришина Наталья Вячеславовна, Царичанская Наталья Валентиновна, Сергеева Лариса Владимировна, Коваленко Татьяна Валентиновна, Залыгаева Ольга Игоревна, Кукина Ольга Ивановна, Некоз Ольга Анатольевна, Ткач Лилия Владимировна, Тыртышников Андрей Петрович, Каушан Алексей Алексеевич.Научные сотрудники: Красовская Галина Захаровна, Абальмазова (Иванова) Ирина Александровна, Кипровская Людмила Герасимовна, Надточей Юлия Евгеньевна, Котяткина (Тарасенко) Римма Васильевна, Гузик Юлия Александровна. Художники: Малахов Александр Петрович, Сорокина Ирина Анатольевна, Пащенко Виталий Степанович, кассир Лимарева Наталья Владимировна, машинистка Ромашкина Марина Павловна.В музее, как раньше так и сегодня, нет второстепенных должностей, поэтому добрым словом надо вспомнить сотрудников, которые обслуживали здание музея и поддерживали его деятельность, это: Шнуренко Николай Федорович, Соляник Гавриил Павлович, Романов Николай Васильевич и многие другие.В 2001 году Брюховецкий районный историко-краеведческий музей возглавила Турчик Любовь Петровна. С 17 ноября 2005 года музеем руководила Петрик Наталья Николаевна. С 15 апреля 2008 по декабрь 2012 года музей возглавлял Александр Григорьевич Шеремет. Благодаря ему была собрана богатая информация по истории района — это ценные исторические документы, музейный материал дореволюционных, предвоенных и военных лет, послевоенного возрождения района. Впервые в истории музея стала выходить «Музейная газета», которая стала прекрасным методическим материалом для преподавателей краеведения и своеобразным учебником для учащихся, изучающих этот предмет. В 2010 году на основании распоряжения главы администрации Брюховецкого района музей был передан в собственность Брюховецкого сельского поселениЗа время существования музея коллектив дважды подтверждал высокое звание народного. В 1998 году музей награждён Почётной грамотой и занесён в «Книгу Почёта» Всероссийской организации ветеранов войны и труда, вооружённых сил и правоохранительных органов за большую плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, а в 1999 году решением Международного Совета имени Георгия Константиновича Жукова музей награждён нагрудным знаком «За мужество и любовь к Отечеству». В 2011 году становится победителем краевого конкурса «Музейный олимп Кубани» в номинации «Музейное издание».Выставочная деятельность музея представлена постоянной экспозицией, разделённой на тематические залы.В «Зале природы и археологии», оформлена диорама «Животный мир Кубани», которая никого не оставляет равнодушным. Здесь представлены витрины с чучелами птиц Брюховецкого района (в том числе некоторые занесены в Красную книгу) и некоторых животных. Также наглядно демонстрируются плавни с речными обитателями.В «Зале переселения» представлена диорама с первой улицей в Брюховецкой и курганом, находившемся длительное время в станичном парке, носившем название «Жирный курган».В «Хате казака» находятся подлинные предметы быта казаков разных времён: это и русская печь, и комод, которому более двух веков, и действующий ткацкий станок. Рядом показана кузница с наковальней и кузнечными мехами, а также изделия кузнеца. Здесь можно увидеть изделия декоративно-прикладного искусства, утварь, предметы ткачества, земледелия и животноводства. Некоторым представленным экспонатам более века: это ручная мельница – жернова и самовары, домотканые занавеси и полотенца.В «Зале боевой и трудовой славы» расположена ещё одна диорама с несколько уменьшенной копией землянки времён Великой Отечественной войны, в витринах выставлено оружие и боеприпасы, а также имеются гипсовые бюсты семи героев Советского Союза — уроженцев Брюховецкого района. Зал «Боевой и трудовой славы» отражает историю военных лет, работу в тылу. На стендах расположены фотографии участников Гражданской и Великой Отечественной войны. Здесь бережно хранятся реликвии: военные фотографии, ржавые каски и гильзы, красноармейские книжки и фляжки. В зале имеется экспозиция, отражающая развитие сельского хозяйства, предприятий и учреждений района. На стендах размещены фотографии наших знаменитых земляков, прославивших родной край своими достижениями в различных областях науки и культуры. Через музейную деятельность идет приобщение учащихся школ к изучению истории Великой Отечественной войны и других войн, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, за свой народ.В фондах музея более 12 тысяч экспонатов. С привлечением экспонатов из собственных запасников в музее ежегодно организуется 5-6 выставок. Поистине уникальными являются картины и эскизы к картинам художника-баталиста Георгия Ивановича Марченко, заслуженного художника РСФСР (живописец и график), уроженца ст. Батуринской Брюховецкого района; газета московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета «Вечерняя Москва» от 10 мая 1945 года, четверг №108 (6473). Живопись местных художников (некоторые из них являются членами Союза художников Кубани и России), многочисленные фотографии разных лет, отражающие жизнь и преобразование района, также фотографии ставших известными на весь мир 23 февраля 1977 года четверни Ведерниковых (семья из ст-цы Новоджерелиевской). Рапорты и альбомы различных организаций района. Фото-зарисовки района и последствия пыльных бурь. Археологическая коллекция, подаренная музею земляком, краеведом Коваль Константином Ивановичем. Фотографии атаманов станицы Брюховецкой. Имеется обширный материал о заслуженном мастере спорта, неоднократном чемпионе мира и Европы по спортивной акробатике Василии Николаевиче Мачуге (уроженец ст. Переясловской Брюховецкого района).Сотрудниками музея собран обширный материал о казаках станицы Брюховецкой, которые в 1918 году с февраля по август месяц сохраняли для потомков регалии Кубанского казачьего войска. Вся музейная деятельность направлена на сохранение исторического и культурного наследия жителей нашего района, повышения интереса к далекому прошлому и настоящим преобразованиям.В музее проводятся разнообразные обзорные и тематические экскурсии, виртуальные экскурсии, уроки мужества и другие мероприятия. В настоящее время идет активизация роли музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения. Работа ведется в тесном контакте со школами, детскими садами, учреждениями культуры, центральной районной библиотекой, Брюховецким телецентром и редакцией районной газеты «Брюховецкие новости». В последнее время заметно вырос интерес населения к музею. Тот, кто однажды посетил наш музей, в следующий раз уже приходит с семьей, приводит детей, внуков, гостей и показывает музей как одну из достопримечательностей станицы Брюховецкой и Брюховецкого района.

Добро пожаловать в музей!

Источник: http://bru-museum.ru/stati/istoriya/19-joomla/147-istoriya-sozdaniya-muzeya

Ссылка на основную публикацию