Картина «едоки картофеля», винсент ван гог, 1885 — описание

Ван Гог «Едоки картофеля». Самый мрачный шедевр мастера — Дневник живописи

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. 

Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.

Так вот, картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.

Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.

Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

Главные герои картины

Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.

Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.

Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.

Ван Гог. Едоки картофеля. Литография. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikipedia.org

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.

Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.

Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.

Винсент Ван Гог. Корзина с картошкой. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikiart.org

То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.

Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.

Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Фрагмент. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. Vangoghmuseum.nl

Люди, похожие на картошку

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.

Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме 

Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.

Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.

Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.

Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.

***

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.

Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/van-gog-edoki-kartofelya/

Едоки картофеля | The Potato Eaters

Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном.

По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство. Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину.

Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.

Композиция

На картине изображена семья Нюэненских крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе.

Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру.

Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом.

Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его.

Общее исполнение

Винсент чрезмерно гордился Едоками картофеля и считал ее своим первым шедевром. Картина трогательна, неуклюжа и наверно чем-то похожа на своего создателя. Крестьяне, изображенные на картине сами чем-то похожи на картофель.

Винсент намеренно искажает пропорции их лиц, дабы подчеркнуть их провинциальность.

Ван Гог старался сделать эту картину идеальной, однако ему пока еще не хватает мастерства, о чем свидетельствует расположение фигур на полотне: каждая из них кажется, существует сама по себе, не вступая во «взаимоотношения» с другими.

История создания

Ван Гог приступает к созданию Едоков картофеля спустя два дня после смерти своего отца — пастыря Теодора Ван Гога (в то время они были в ссоре и не разговаривали).

Это событие произвело сильное впечатление на Винсента, и наверно это настроение отразилось на картине. Едоки картофеля — тёмная и меланхоличная картина.

Ван Гог отправляет в своем письме литографию картины своему другу — художнику Антону ван Раппарду. Тот раскритиковывает работу Винсента.

Это письмо задело Ван Гога и он даже прервал переписку с ван Раппардом. Тем не менее, ван Раппард в чем-то был прав. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.

Источник: http://vangogh-art.ru/kartiny/portrety/edoki-kartofelya/

Едоки картофеля — 1885 Ван Гог — картины

Февраль 01, 2012

Едоки картофеля

1885; 81,5х114,5 см
Музей Ван Гога, АмстердамКот, прыгающий на дерево, и собака — первые рисунки молодого Ван Гога. Они появились в 1862 году, когда он познавал тайны рисования, изучая учебники «Полный курс рисунка» Барга и «Азбуку рисования» Кассаля. Кроме того, Винсент учился сам, копируя картины известных мастеров. Он особенно ценил Жана-Франсуа Милле, картины которого изображали религиозные сцены и работу крестьян.

Работы Милле соответствовали наивному реализму молодого Ван Гога, воспитанного в протестантском духе. Всю жизнь Ван Гог будет возвращаться к заимствованной у Милле теме «Сеятеля», последняя версия которого, очень личная и сильно отличающаяся от первоначальной, появится в 1888 году в Арле.

https://www.youtube.com/watch?v=sH71-RYSMp0

Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.

Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».

После поражения, которым закончилась попытка евангелизации шахтеров, после полного разочарований пребывания среди крестьян, Ван Гог с каждым разом все сильнее верит, что красота появляется из правды и — как и она — должна быть тяжелой и грустной. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс».

Профиль крестьянки

1885; 40х33 см
Музей Ван Гога, Амстердам

Эскизы, изображающие шахтеров из Боринажа, — свидетельство терпения и нужды. Постепенно в сфере интересов Ван Гога появится тема ткачей и крестьян.

Тогда он старался быть реалистическим художником сельской жизни и стремился показать несправедливость и суровые условия сельского быта.

Потом Винсент неутомимо рисует сцены из сельской жизни, добавляет к ним серию портретов, чтобы в конце концов отважиться на большое полотно…

Он пишет «Едоков картофеля». На картине изображены неподвижно смотрящие перед собой угнетенные и несчастные селяне. Кажется, даже свет на картине исчезает.

Ван Гог достигает этого эффекта применением жестких мазков и темной охры.

Он использует палитру, основывающуюся на темно-коричневом и серо-зеленом тонах и бронзе, агрессивно работает кистью, подчеркивая резким контуром искореженные руки и изборожденные морщинами лица.

Замысел этого произведения появился однажды вечером, когда Ван Гог наблюдал за семьей де Гроотов, собравшейся вокруг стола, освещенного большой лампой. Он хорошо знал этих крестьян — Гордена де Гроот, мать семьи, позировала ему для портрета крестьянки.

(1853-1890) Винсент Ван Гог

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…азы шампанского?

Шампанское изобрели англичане, а вовсе не французы, как принято думать. Вкус к «шипучке» у англичан ещё с XVI века, когда они завозили из провинции Шампань зелёное «плоское» вино и добавляли в него сахар и патоку, дабы оно забродило.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/001-van-gogh/edoki-kartofelya.php

«Едоки Картофеля». Первый Шедевр Ван Гога

Свой первый шедевр — современный вариант «Тайной Вечери» под названием «Едоки Картофеля» — Ван Гог создал летом 1885 года нидерландском селении Нюэнен. Сейчас картина размещена в Музее Ван Гога в Амстердаме. Это первая картина, созданная художником в так называемый «нюэненский период», в который начала проявляться художественная манера художника.

Читайте также:  Оплакивание христа ангелами, федерико дзуккари

Неоднозначная, но бурная реакция критики убедила в том, что он великий художник. Эта картина — отражение художественных и религиозных размышление Ван Гога.

Сцена обычного крестьянского ужина наполнена мистическим, сакральным содержанием. Ван Гог избрал для себя путь создания нового социально ответственного сельского искусства.

Тем не менее художник наследовал традиции реалистов и мечтал творить подлинное, правдивое искусство.

В это время Ван Гог был увлечен чтением заметок Эжена Делакура о творчестве. Его идеи о влиянии цвета очень впечатлили художника: «Я работал над картиной и вдруг почувствовал, как внутри меня просыпается понимание силы цвета, более сильное, чем когда-либо раньше»

В мая 1855 года Ван Раппард гостил у Ван Гога. Он был действительно впечатлен тем, как быстро развивается талант друга, и очень хвалил его работы. Именно тогда Винсент почувствовал, что готов создать свой первый шедевр.

«Едоки картофеля» — это своего рода интерпретация «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи, современный вариант картины «Христос в Эммаусе» Рембрандта. Ван Гога очень волновала эта тема. Художника начал работать над картиной после смерти отца.

Он подготовил несколько эскизов, масляные наброски, нашел группу натурщиков — члены семьи де Гроот согласились позировать ему за небольшую плату. Не обошлось и без сложностей: Гордина де Грот, одна из моделей, забеременела и обвинила во всем Винсента.

Он отрицал свою причастность к этому, но местный католический священник запретил семье де Гроот и другим прихожанам позировать ему.

Когда картина была закончена, Винсент отправил Ван Раппарду ее литографическую версию. Ответ, который он получил от друга, был крайне негативным. Тот писал: «Это насилие над природой».

Ван Гог был крайне расстроен и навсегда прервал общение с Ван Раппардом. Тео оценил картину брата иначе.

» В этой работе заключена красота, которую увидит не каждый: ее персонажи настолько реальные», — писал он.

Сам Ван Гог говорил: «Я чувствую в себе способности. Я вижу, насколько мои работы отличны от других».

В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду».

«Голова крестьянки в темном чепце». Декабрь 1884 года. Холст на панели, масло. Частное собрание. 35*26 см. Это один из эскизов к картине. Художник понимает грандиозность своего замысла и надеется, что это полотно позволит искусствоведам назвать его достойным преемником Милле.

Источник: https://golos.io/ru—van-gog/@rlbino/edoki-kartofelya-pervyi-shedevr-van-goga

Едоки картофеля : Мир искусства

Май 29, 2014

В Нюэнене Ван Гог прожил два года – большой срок для него. Эти два года – 1884 и 1885 – были вершиной голландского периода творчества Ван Гога. В Нюэнене он написал около 185 картин, в том числе знаменитых «Едоков картофеля», сделал около 240 рисунков, продумал и теоретически сформулировал многие из живописных принципов, которые применил на практике позже, уже в Арле.

Нюэненский Ван Гог – уже доподлинный Ван Гог, прекрасный самобытный художник, находящийся на подъеме сил.

Парижские и арльские работы гораздо более известны, их постоянно репродуцируют, голландские же остаются в тени, как «предыстория».

Но, видя их в подлиннике, трудно не согласиться с английским художником Огастесом Джоном, который о них писал: «Эти темные холсты были, я думаю, по существу так же хороши, как созданные под солнцем Прованса».

Кажется, никогда – ни прежде, ни позже – Ван Гог не был столь убежденным, воодушевленным, обуреваемым новыми идеями и сознающим свою миссию художником, как в нюэненский период.

Условия жизни и работы не стали легче, по-прежнему он бедствовал, и ему постоянно не хватало денег на модели. По-прежнему или больше прежнего он был одинок, окончательно простившись с надеждами на собственный семейный очаг.

Отношения его с родителями, сестрами и братьями (за исключением Тео) были сравнительно мирными, но безнадежно далекими.

Родные относились к нему с настороженным недоверием, не понимая, что он за человек.

«Пустить меня в семью им так же страшно, как впустить в дом большого взъерошенного пса. Он наследит в комнатах мокрыми лапами – и к тому же он такой взъерошенный. Он у всех будет вертеться под ногами. И он так громко лает».

Ван Гог поселился в Нюэнене отдельно от семьи, оборудовав под мастерскую какой-то сарай.

Теперь его уверенность в своих силах стала твердой, и это ему заменяло все. «Я говорю, что пытаюсь найти свое счастье в живописи, ни о чем больше не задумываясь».

«Говорю тебе, я сознательно избираю участь собаки: я останусь псом, я буду нищим, я буду художником, я хочу остаться человеком – человеком среди природы». И «человеком среди людей» добавлял он в другом письме брату Тео.

«Нет ничего более художественного, чем любить людей».

Ван Гог писал в Нюэнене крестьян, полевые работы, крестьянские хижины, крестьянское кладбище и мечтал о том, чтобы совсем уйти от «образованных людей» и жить по-крестьянски.

Художника, столь демократичного, как Ван Гог, душой, телом, вкусами, образом жизни, пожалуй, не было среди его современников. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами, изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».

Он верил, что среди них – его настоящее место, где он мог бы чувствовать себя самим собой и у себя дома. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве; хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага; хорошо чувствовать, что так было и будет всегда».

Пройти мимо этого решающего пристрастия Ван Гога – значило бы совершенно не понять его творчества. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что».

Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали; тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. Это так; но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви,– то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету.

Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. И очень важно, каково это «другое».

Ван Гог как священное заклинание повторял: «Друзья, давайте любить то, что любим». «В мире существует много великого – море и рыбаки, поля и крестьяне, шахты и углекопы»,– вот это он неизменно любил, любил как человек и как художник.

Писал ли он свой любимый предмет непосредственно или косвенно, через пейзаж или натюрморт, или вообще писал нечто другое – образ неутомимого «человека в деревянных башмаках» так или иначе всюду присутствует, зримо или символически, сказываясь в манере видеть, чувствовать, изображать.

Ван Гогу крестьяне казались куда интереснее, например, ткачей, а их труд, прикасающийся к самым недрам, истокам жизни,– полным глубокого смысла.

Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине.

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады».

Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно,– разумеется, за плату.

Однако местные католические священники, так же не любившие Ван Гога, как и он их, сделали все возможное, чтобы ему помешать. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать.

Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него».

Так или иначе, задуманную серию портретов Ван Гог написал. Это был его первый опыт в портретной живописи, где сказались особенности художника как портретиста: стремление обобщать, типизировать индивидуальные облики.

По существу, он создал как бы единый многоликий портрет целого сословия и в каждом лице – мужском, женском, молодом, старом – искал типические черты человека, породнившегося с землей и в тяжелом труде добывающего свой хлеб.

Голова крестьянина

Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции,– и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены.

Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю», исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой.

Крестьяне едят неторопливо, истово, в молчании, как будто совершая некий ритуал отдыха после долгого тяжелого дня. Лица некрасивы до уродливости, в них есть что-то животное, но вместе с тем значительное и священное, как священ труд, жизнь, природа.

Ван Гог всегда предпочитал писать некрасивых людей, даже утрируя неправильности лица – толстые губы, вдавленные лбы, впалые щеки.

Он не находил ничего интересного и характерного в гладких, миловидных физиономиях: лица корявые и грубые, как мать-земля, говорили ему больше.

В какой-то мере это демонстративное равнодушие к общепринятой красивости – национальная традиционная черта нидерландского искусства, от средневековых мастеров до Рембрандта.

Ван Гог еще в юности на вопрос, нравится ли ему роскошная нагая «Фрина» Жерома (картина, считавшаяся тогда «гвоздем» очередной салонной выставки), со всей искренностью отвечал, что ему «гораздо больше нравится уродливая женщина Израэльса, или Милле, или старуха Эд. Фрера… Две руки, по виду которых можно сказать, что они немало потрудились, красивее для меня, чем те, которые мы видим на этом полотне».

Руки «едоков картофеля», узловатые, жилистые и темные – поистине руки, много трудившиеся. Художник работал над этюдами рук не меньше, чем над этюдами голов.

Руки «едоков картофеля»

Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются.

Несомненно почерневшая от времени, эта картина производит в оригинале сильнейшее впечатление и сейчас,– не последнюю роль тут играет ее сумрачный, глубокий, как звучание органа, материально осязаемый цвет.

Ван Гог решает здесь интересную и трудную колористическую проблему: дать очень дифференцированную тональную гамму, исходя только из темной шкалы палитры.

Освещенный чепчик женщины на картине выглядит белым, хотя он написан не белилами, а темно-серой краской, напоминающей цвет пыльной картофелины. Соответственно темнота других частей картины усилена. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. Это был сознательный замысел художника, а не результат непонимания возможностей цвета – Ван Гог прекрасно понимал их уже в то время.

Голова женщины

Сознательно он допускал и анатомические неправильности в рисунке фигур, за что его тогда постоянно упрекали.

Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными… я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки… Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их».

Ван Гог теперь достаточно владел техническими средствами своего искусства, чтобы писать вещи так, как он их чувствует, достаточно хорошо знал анатомию, чтобы нарушать ее с полным правом.

Он написал крестьян, как он их чувствовал. «Пусть картина пахнет дымом, салом, картофельным паром, – говорил он,– это хорошо, это оздоровляющий запах. Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди».

В это же самое время, когда никому не ведомый голландский живописец писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением.

Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть; жизнь господская, с науками, искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной.

Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы».

Читайте также:  Мадонна с тремя казначеями, якопо тинторетто

В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного. Во многих, но не во всех,– что они знают, например, об искусстве и о ряде других вещей?» Вот камень преткновения: об искусстве они не знают ничего.

Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм

Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Источник: http://ourarts.ru/?p=2775

Ван Гог. Едоки картофеля

«Чем больше я думаю, тем сильнее убеждаюсь в том, что нет более высокого искусства, чем искусство любить людей.»

(Винсент Ван Гог)

Чтобы показать мир таким, каков он есть, без прикрас и ретуши, требуется смелость.

На столь мужественный шаг голландца Ван Гога толкнули отчаяние и отсутствие какой-либо надежды – он написал картину, у которой не было ни малейшего шанса вызвать восторженные отклики.

Но разве можно остановить то, что идет изнутри, из самого сердца? Разве можно следовать мнению публики, которое так переменчиво и подвержено моде, когда перед тобой стоит наивысшая цель, достигнуть которую – твоя главная жизненная задача?

Оставаясь собой, Ван Гог никогда не боялся непонимания окружающих и верил, что время расставит всё по местам. Но умирая в нищете, так и не получив признания при жизни, он и представить себе не мог, что спустя какое-то время картины, которые никто не покупал, станут одними из самых дорогих в мире, и цены на них взлетят аж до 100 миллионов долларов США.

Итак, представляем вашему вниманию картину Винсента Ван Гога «Едоки картофеля».

Название картины – «Едоки картофеля», 1885 г. (холст, масло, 82x114 см)

Художник – Винсент Ван Гог

Музей – Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика.

Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. В это время Винсент сдружился с крестьянским семейством де Грот, состоявшим из матери, отца, сына и двух дочерей. У них были угловатые выразительные лица людей, дни напролет таскающих на себе тяжелый груз, а заодно и все тяготы жизни.

Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. По вечерам после долгого трудового дня собирались за столом, выпивали по чашке черного кофе, раз в неделю позволяли себе поесть ветчины, и каждый день ужинали картофелем.

Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель – в картофеле была вся их жизнь, ради него они вставали на рассвете и трудились весь день не покладая рук.

Винсент частенько бывал у них и наблюдал за тем, как проходит их жизнь в поле, за ужином в ветхой хижине, в повседневности будней и в праздничные дни, которые, впрочем, мало чем отличались от будней. Наблюдая, он понял для себя одну важную вещь: рисуя человеческое тело, главное – передать движение, тем самым вдохнув в картину жизнь.

Винсент написал сотню этюдов в родительском селении, все они были о жизни крестьян, о рабочем классе, это были ткачи и их жены, ткацкие станки, крестьяне, работающие в поле, тополиные деревья в саду пасторского дома, шпили церквей, пустоши и изгороди в лучах жаркого солнца, сумерки зимних дней… но всё это было не то, он по-прежнему не видел среди своих набросков того, который вобрал бы все краски и детали крестьянской жизни. Это не давало ему покоя. Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Когда семья вернулась с поля, он уже сделал кое-какие наброски, но разорвал рисунки и принялся за дело снова. Он работал у них, пока они не легли спать, и после – у себя в мастерской, однако поутру яростно швырнул картину в огонь и снова направился к Гротам. И снова картина не удалась.

Это продолжалось довольно долго – каждый вечер художник приходил в крестьянскую хижину в надежде поймать миг, уловить тот самый момент, который расскажет о сельской жизни ярче всяких слов, перебирал краски, пропорции, сюжеты, создавал десятки набросков, почти не ел, перестал спать… Неудачи только подстегивали его.

К моменту, когда де Гроты возвращались с поля, художник был уже на старте – мольберт  установлен, краски смешаны, а холст натянут на подрамник. В последний свой вечер в Нюэнене вконец измотанный Ван Гог, проработав весь вечер, вернулся в свою мастерскую и обнаружил, что и эта попытка не удалась.

Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. Ван Гог выкурил трубку, стал упаковывать вещи, сложил этюды и наброски в большой ящик, прилег на диван. И тут его осенило. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст. Картофель… он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного.

Грязная скатерть на столе, закопченная стена, лампа, подвешенная к грубым деревянным балкам, дочь, подающая дымящийся картофель отцу, мать, наливающая кофе, сын, поднесший чашку ко рту, чтобы сделать глоток.

Усталые, давно смирившиеся с жизненными тяготами, они проживали свой самый обычный день – после утомительной работы в поле ужинали тем, что заработали честным трудом, буквально добыли своими руками. Наступило утро, и наконец Винсент почувствовал умиротворение, которого был лишен уже много дней.

Он посмотрел на свой труд и почувствовал запах дымка, ветчины и мягкого картофельного пара. Вот оно… теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях.

Смазав полотно яичным желтком, который образует защитный слой, Винсент вывел на нем два слова: «Едоки картофеля», – и, захватив с собой лучшие этюды, написанные за это время, покинул Нюэнен.

Несколько строк о художнике

Ван Гог примерно в 1866 году

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго, и потому имя перешло ко второму в семье чаду.

Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. Он с детства отличался своенравным характером, своеобразными манерами и поведением, за которое его часто наказывали.

Долгое время он обучался на дому, у гувернантки, а все его формальное образование свелось к одному не доведенному до конца учебному году в интернате – Винсент неожиданно всё бросил и вернулся домой. В 1869 году он поступает на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie и за короткое время овладевает профессией продавца.

Его рвение давало хорошие результаты – Винсента перевели в лондонский филиал фирмы, он постоянно сталкивался с произведениями искусства, посещал городские музеи, галереи и художественные выставки и стал хорошо разбираться в живописи, более того – он научился ценить ее. Но конец всему положила безответная любовь.

Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Его перевели в парижский филиал, он снова пытался жить в Лондоне, и снова – в Париже, пытался даже пробовать свои силы в живописи. Безуспешно. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен.

В поисках утешения Винсент обратился к религии и захотел стать священником, как и его отец. Он вернулся в Англию, работал учителем в интернате, помощником пастора, какое-то время работал в книжном магазинчике, делал наброски и мечтал проповедовать беднякам.

Семья отправила его в Амстердам, где он поселился у своего родственника и усердно готовился к сдаче вступительных экзаменов в университет на отделение теологии. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Впрочем, желание быть полезным у него осталось. Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем.

И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Винсента попросту выгнали оттуда. Следующие полгода он выступает в роли миссионера в бедном шахтерском поселке на юге Бельгии – посещает больных, читает неграмотным Библию, обучает детей, а по ночам рисует карты Палестины, чтобы немного подзаработать.

Винсента волнует рабочий класс, он не может равнодушно смотреть, как человек работает, ничего не получая взамен. Он пытается что-то изменить и даже обращается к дирекции шахт, прося улучшить условия труда шахтеров. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Это был серьезный удар.

Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. Ван Гог снова обратился к живописи, и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств.

Ван Гог проучился год, вернулся домой, пережил безответную любовь к кузине и снова сорвался с места – на этот раз, чтобы уехать в Гаагу, рисовать простых людей и бедные кварталы.

Усердно работая над собой, он снова почувствовал вкус к жизни и попытался создать семью с беременной уличной женщиной по имени Христин, с которой познакомился прямо на улице и из-за которой окончательно рассорился с родными. Тео убеждает Винсента расстаться с ней. И, словно убегая от самого себя, Винсент Ван Гог отправляется на север, в провинцию Дренте, где оборудует свою хижину под мастерскую и полностью посвящает себя живописи.

Он много находился на природе и набил руку на рисовании пейзажей, но отсутствие художественного образования давало о себе знать – изображение человеческой фигуры оставалось серьезной проблемой.

В изображенных Винсентом людях отсутствовали пластика и плавность движений – с другой стороны, именно это стало отличительной чертой его стиля. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно.

Его восприятие жизни приняло оттенок какой-то печали, он болезненно и остро воспринимал мир вокруг себя, и это отражалось буквально в каждом наброске и мазке. А вскоре и собственную хижину ему пришлось покинуть, так как местный пастор посчитал аморальным, что крестьяне позируют художнику.

Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Винсент перебрался в Антверпен, стал посещать занятия в Академии художеств днем и рисовать с натуры в частной школе по вечерам. В 1886 году он переехал в Париж к своему брату Тео, который торговал произведениями искусства.

Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном.

У него образовался круг друзей и родственных душ, и именно в парижской атмосфере свободы родилась большая часть его работ. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов.

Читайте также:  Описание картин айвазовского, краткая биография

Тем временем Париж постепенно разочаровывал художника. Переехав в прованский город Арль и сняв там четырехкомнатный павильон, Ван Гог пригласил друзей в свою новую мастерскую. Его приглашение принял Гоген, испытывавший в то время финансовые затруднения.

Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи 1888

В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Но Гоген не слишком высоко ценил творчество Ван Гога, их некогда ровные отношения стали меняться не в лучшую сторону. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент.

Однажды Гоген вышел ночью на улицу прогуляться, услышал знакомые шаги, обернулся и увидел Ван Гога с бритвой в руке. Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице.

На следующее утро, вернувшись домой, он увидел толпу людей у входа и Ван Гога, лежавшего на постели в луже крови: Винсент в порыве ярости отрезал себе мочку левого уха. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом.

Психическое состояние Винсента не давало ему вернуться к обычной жизни, в моменты сильного отчаяния живопись была единственным, что давало ему сил. Его жажда писать не знала границ, в перерывах между припадками он писал самого себя и те пейзажи, которые мог видеть из окна своей палаты.

Благодаря стараниям Тео в начале 1890 года на выставке в Брюссельском королевском музее современного искусства было представлено несколько работ Винсента, и один из критиков дал им высокую оценку.

Тео Ван Гогу самому приходилось нелегко: у него был новорожденный сын Винсент, жена часто болела, и Тео выбивался из сил, стараясь содержать семью, но поддерживал брата до самой смерти. Он позаботился, чтобы Винсент поселился неподалеку от Парижа и лечился у доктора Гаше, любителя современной живописи.

Картины этого периода более сдержанные по цвету и содержанию, в основном – панорамные пейзажи. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. Но он жестоко ошибался. В момент очередного срыва художник попытался покончить с собой с помощью револьвера, который он взял якобы для отпугивания ворон, мешавших ему сосредоточиться на работе.

Пуля пробила ребро и застряла в кости. На следующий же день Тео примчался, а несколькими часами позже состояние Винсента резко ухудшилось, и он испустил последний вздох на руках своего горячо любимого брата. Винсенту Ван Гогу было 37 лет.

«Ван Гог на смертном одре». Рисунок Поля Гаше.

Его гроб был украшен подсолнухами, которые он так любил и которым посвятил цикл картин (в 1987 году полотно «Подсолнухи» было продано на аукционе за 40 000 000 долларов США).

«Подсолнухи» (1888)

Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь.

Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес.

После смерти Тео его жена Иоханна  вышла замуж вторично за критика и художника и познакомила общественность с картинами Ван Гога в память о стараниях Тео прославить тогда безвестного брата.

Они с мужем организовали выставку работ Ван Гога в Амстердаме, а спустя какое-то время Иоханна опубликовала трогательную переписку братьев и перезахоронила их тела в Овере – две рядом расположенные могилы символизировали тесную связь, которая была между братьями на протяжении всей их жизни.

Иоханна так и не продала ни одной картины Ван Гога, так как хотела и смогла сохранить в неприкосновенности наследие великого родственника. Правда, ее сын впоследствии продал некоторые полотна и сделал на этом довольно-таки неплохое состояние.

Другие работы Ван Гога по воле Иоханны были переданы в Амстердамский национальный музей, ее сын оставил за собой право собственника. После Второй мировой войны стоимость картин резко повысилась, и племянник великого художника стал одним их богатейших людей в стране.

Еще чуть позже картины были переданы правительству, был учрежден фонд Ван Гога, который создал Национальный музей Ван Гога в Амстердаме. Здесь хранится большая часть работ художника.

Его называли безумцем, в то время как настоящим безумством был полный обмана мир, окружавший его. Наверное, самое время вспомнить, что с латинского языка «Винсент» переводится как «побеждающий»… ведь полотна, некогда считавшиеся «бредом сумасшедшего», сегодня называются «шедеврами», стоимость которых оценивается не в один десяток миллионов долларов США.

«Ночная терраса в кафе» (1888)

«Звездная ночь» (1888)

По мнению многих ученых, желтый цвет на картинах Ван Гога своим существованием обязан эпилепсии, от которой художник лечился средством под названием дигиталис – сейчас известно, что никакого отношения к эпилепсии оно не имело, но в то время было очень популярно как средство против падучей.

Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен.

Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи».

Снимки, сделанные из космоса, подтверждают фотографическое сходство водяных вихрей в мировом океане с ночным небом Ван Гога. Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. Его вращающихся светил, создающих эффект движения.

Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота.

Помните фразу из знаменитого фильма «Как украсть миллион» с Одри Хепберн в главной роли? «Как было мило со стороны Ван Гога подписывать свои картины только именем – Винсент».

Эльнара Мафусова

Источник: http://endev.nargismagazine.az/38383

Описание картины Ван Гога

Искусство и развлечения 9 августа 2016

Ван Гог считал картину «Едоки картофеля» лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.

Год написания и обстоятельства

Картина «Едоки картофеля» стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.

Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя… Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте.

Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Натурщики

Люди, изображенные на картине «Едоки картофеля», — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына.

Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой.

Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле — едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Видео по теме

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза.

Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж.

Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать «пар от картофеля» в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — «Едоки картофеля» — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Ван Гог, «Едоки картофеля»: описание

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень.

Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление.Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей.

Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток.

Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.

Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/121015/

Ссылка на основную публикацию