Картина герника, пабло пикассо, 1937

Пикассо Пабло, “Герника”. Одно из самых известных антивоенных произведений в искусстве/Электронный музей

«Герника» — одна из самых известных картин Пабло Пикассо. В 2009 году искусствоведы установили, что прототипом картины являлась иллюстрация к Мозарабской Библии X века, которую мог видеть Пикассо в Париже в 1937 году.

на фото: Пабло Пикассо

Пабло Пикассо — не только основатель кубизма, но и культовый художник для многих поколений. Одним из проявлений культа являются многочисленные ремейки, реплики и другие способы воссоздания его работ. Одной из таких культовых работ стала картина «Герника».

Исторические события, которые легли в основу картины «Герника»

Картина «Герника» была написана Пабло Пикассо в 1937 году.

В основе сюжета картины — трагические события 26 апреля 1937 года, когда подразделение Люфтваффе «Легион Кондор» разбомбило город Гернику (Страна Басков, Автономное сообщество в Испании) в рамках оказания Гитлером поддержки Франко (Франко сражался за власть с республиканцами, а город Герника находился в руках республиканцев).

Немецкая авиация бомбила Гернику около трёх часов, сбросив на город несколько тысяч бомб, после чего в городе начался пожар. В результате было разрушено около 75% строений города, число погибших точно не установлено, по некоторым данным — 250-300 человек.

За трагедией, происходящей в Гернике, следил весь мир, в том числе, Пабло Пикассо. Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, эти события глубоко впечатлили его. В течение месяца после событий 26 апреля 1937 года Пикассо работает над масштабным полотном «Герника» — его размеры составили 3,5 м в высоту и 7,8 м в ширину.

«Герника», Пабло Пикассо, 1937, холст, масло, Музей королевы Софии, Мадрид

27 апреля 1937 года газета Times напечатала заметку о бомбардировании Герники германскими Люфтваффе. Пропаганда франкистов отрицала факт бомбёжки и настаивала на том, что Гернику подожгли сами республиканцы в рамках тактики «выжженной земли» (такое действительно произошло с городом Ирун, также в Стране Басков).

Описание картины
На картине – страдания людей, пытающихся спастись от разрушений и пожара. Монохромная цветовая гамма ассоциирует картину с газетной фотографией и отражает безжизненность войны.

В 2009 году был найден прототип «Герники» — им являлась иллюстрация в Мозарабской Библии X века, хранящейся в соборе испанского города Леона, — к такому выводу пришла группа искусствоведов. Сильное сходство прослеживается в изображении быка, лошади и некоторых профилей людей.

Мозарабская Библия выставлялась в Барселоне в 1929 году и в Париже в 1937-м, когда Пикассо проживал там и рисовал «Гернику».

По мнению художника и профессора искусствоведения Бенито Эскарпиcо (Benito Escarpizo) из Леона, сходство между иллюстрацией из Мозарабской Библии и «Герникой» слишком велико, чтобы быть совпадением — вдохновение Пикассо рисунком из Библии очевидно.

«Герника» Пикассо легла в основу сюжета фильма Эмира Кустурицы «Герника»

В 1978 году Эмир Кустурица выпустил свой дипломный фильм «Герника» — он являлся и режиссёром,  и сценаристом и оператором этого фильма.

Впоследствии фильм получил главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах. Фильм повествует о мальчике из еврейской семьи.

Ребенок интуитивно приходит к осознанию ужаса происходящей вокруг него немецкой оккупации сквозь призму картины Пикассо «Герника».

В своем фильме Кустурица пересказывает знаменитую легенду о «Гернике» Пикассо:

В 1940 году, через некоторое время после вступления германских войск в Париж, к Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — спросил офицер. «Нет,— ответил Пикассо,— это сделали вы. Можете взять себе на память».

«Герника» Пикассо считается одним из сильнейших антивоенных произведений в мировом искусстве.

автор: Елизавета Мельниченко

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Elektronnyj-muzej/Pikasso-Pablo-Gernika-Odno-iz-samyh-izvestnyh-antivoennyh-proizvedenij-v-iskusstve.aspx?ID=2993

«Герника» Пикассо. Опыт прочтения (статья)

Фотохроника создания Герники
© Dora Maar

Историческое толкование

В январе 1937 года правительство Испанской Республики заказывает Пикассо монументальную работу для павильона на Всемирной выставке в Париже, которая должна открыться летом. Идет гражданская война. Самый знаменитый испанский художник, живущий во Франции, уже назначен директором Музея Прадо.

Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь.

Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает.

За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот.

26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город. Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века.

«В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи. Все, конечно, относительно. Трагически относительно. Герника по сравнению с Холокостом и Хиросимой мала, но в этой первой в истории Европы бомбардировке мирного города был особый символический накал.

Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана.

Голубка Пикассо. Вариант 1961 года

Герника «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу.

1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. Условность предельная. Детали эскизов варьируются.

То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом.

В первый день эскизов всего пять, темп работы нарастает в ритме crescendo, кроме изначальной троицы появляются распростертые тела воина и женщины, рыдающая мать с мертвым ребенком. Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью.

9 мая датирован первый эскиз всей композиции. 11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7. Ее снимки отразят восемь фаз работы над картиной — и эта серия фотографий станет уникальным свидетельством: памятником эволюции замысла и рождению шедевра.

Фотохроника создания Герники
© Dora Maar

Споры начались, как только 4 июня работа покинула мастерскую и заняла свое место в главном зале павильона Испании. Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто». Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма». Неоднозначной была и реакция публики.

Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «“Герника” видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей». Время задает призму восприятия.

В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо.

После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. С начала 1970-х обсуждается возвращение картины.

Франко, как утверждали, был не против. Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился.

После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега».

Эпическая пьеса близилась к финалу. 25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. Картина первые годы была скрыта за пуленепробиваемым стеклом, рядом с ней дежурили жандармы.

Долорес Ибаррури — председатель Компартии Испании — в очередной пламенной речи поставит точку в истории: «Война закончена. Последний изгнанник прибыл на родину». В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом.

Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов.

Моральное толкование

Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть.

«Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству.

Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники». Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи.

Аллегорическое толкование

Интерпретаций и версий у толкователей «Герники» хватит на целый многоголосый хор, переходящий в какофонию.

Что означает лошадь? Лошадь — это окровавленная жертва; нет — это народ, сбросивший всадника-аристократа; нет — это аллегория франкизма и ничто иное; нет — это аллегория женщины, соблазненной и пронзенной мечом предательства; да нет же — это сама Испания! Ошибаетесь, Испания — это бык! Нет, бык — силы зла, мировое зло, фашизм! Ровно наоборот: он — защитник женщины с ребенком, он — сила. Да это же Минотавр, мачо, сам Пикассо, автопортрет, неужели непонятно! Подождите, автопортрет — это бюст воина, Пикассо обожал античность. Нет, воин — это торреро — это солдат республики — это разрушенная цивилизация. Ничего подобного, разрушенная цивилизация — это дом в огне. Нет, это раненая птица. Птица — это спасительная Америка! Заблуждаетесь, все куда проще: это голубь с площади Мерсед в Малаге, там же прошло детство художника. Вы что, эскизы не видели? Это трансформация Пегаса, который вылетал из раны лошади в ранних версиях! Постойте: у нее сломано крыло, она — жертва бомбардировки! Так, где тут вообще птица? Ее и не разглядишь…

С аллегорической сложностью картины поначалу пытались бороться республиканцы.

Хуан Ларреа, поэт и друг Пикассо, даже написал ему в 1947-м официальное письмо с просьбой «односложно подтвердить», что раненая лошадь — это символ агонизирующего франкизма (представим Флоренцию, которая просит у Данте письменного подтверждения, что лев у входа в ад — это и есть республика, а вот рысь — папская курия).

Для идеологической борьбы в картине не хватало ясности. Для вечности — более чем достаточно. Пикассо на все вопросы о символике персонажей отвечал, что он уже все сказал красками и слова излишни. Множественность аллегорий никак не затмевает, а лишь обогащает смысл.

Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо.

В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной.

И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома, и на женщину с ребенком, и на «маску», освещающую путь.

Анагогическое толкование

Беседуя с Полем Элюаром в легендарном кафе Les Deux Magots на площади Сен-Жермен, Пикассо увидел женщину в белых перчатках, играющую с ножом. Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку.Так они познакомились с Дорой Маар.

Именно она нашла для Пикассо мастерскую в доме номер 7 на улице Больших Августинцев, туда поместился огромный холст «Герники». В этой студии раньше проходили встречи левацкой группы Contre-Attaque под руководством Жоржа Батая, возлюбленной которого Дора Маар была до встречи с Пикассо. История этого знакомства описана у многих биографов.

Но для полноты картины просматриваю биографию Батая, и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре».

Читайте также:  «поклонение волхвов», джотто ди бондоне — описание картины

Невероятное, невозможное совпадение! Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок… хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет.

Прошу парижских друзей прислать фотографию дома. На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год. В этой мастерской он написал “Гернику”. В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести “Неведомый шедевр”».

Блаженны изобретатели велосипедов. Оказалось, что факт общеизвестный. Но мало кто помнит сюжет повести, историю с абстракцией и еще одну важную деталь.

Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города».

Что мы видим в правом углу «Герники»? Страшную, уродливую, искалеченную женскую ногу. Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. Нуазезы из «Герники». Такое совпадение не может быть случайностью.

К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году. Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр. Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники».

Встреча двух шедевров — Бальзака и Пикассо — на улице Больших Августинцев, 7 не могла не состояться. Это история про бесконечность и незавершенность искусства. Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам. Про миссию художника. Про боль неуслышанности. Про угрожающий хаос. Про все главное в «Гернике».

Фотохроника создания Герники© Dora Maar

И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. «Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. Это еще одна загадка картины.

Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения.

У Пикассо в замкнутом пространстве картины три источника света: лампа-глаз, свеча-лампада и окно горящего дома. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка», из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира. Над обломками меча прорастает цветок. Быть может, история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо. Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. Очень хотелось бы в это верить.

http://www.colta.ru/articles/art/14725

Источник: https://neznakomka-18.livejournal.com/452425.html

Культурный код: «Герника» Пабло Пикассо

morethantraveliterra_travel

Любой рассказ о «Гернике» начинается с рассказа о визите немецкого офицера в студию Пабло Пикассо в оккупированном Париже. Я не буду делать исключений.

Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита — «в гости». Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали?». Художник ответил: «Нет, это вы сделали».

Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники». Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт.

Даже если кто-то уничтожил бы все документы, все воспоминания об этом авианалёте, всю память, то осталась бы картина, и каждый, увидевший её, спрашивал бы: «Что это? О чём это?», и искал бы ответы, и находил их.

С точки зрения туризма, «Герника» очень богата. И она сама, и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование, и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби — по разным причинам.

«Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну. В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений.

Но здесь были фабрики, которые использовались республиканцами для производства боеприпасов. Поэтому налёт был вполне ожидаем. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы — основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь.

Большинство разрушений и жертв произошло по причине пожаров, возникших от бомбардировки, чем от взрывов. Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек.

Особое значение бомбардировке Герники придал репортёр The Times Джордж Стир, который описал авианалёт и дал начало нескольким спорным теориям, связанным с этим событием.

Например, Стир утверждал, что в этот день крестьяне собрались в городе на базарный день, хотя, судя по всему, торговля была отменена из-за военных действий. В целом, американец был невероятно придирчив к фактам и искал доказательств для каждой своей фразы.

Например, тогда участие Германии в Испанской войне было лишь слухом, но репортёр раздобыл осколки бомб с немецким орлом, а также выяснил модели самолётов.

Но самым циничным открытием, совершённым им в тот день, стали целые и невредимые военные заводы, которые, якобы, должны были быть целью налёта. Очевидно, что немцы бомбили именно население городка, причём бежавших из города людей расстреливали из бортовых пулемётов.

Репортаж Стира стал самой мощной бомбой, разорвавшейся в тот день. Пикассо, узнавший из газеты об авианалёте, был поражён и возмущён. Поэтому он сразу согласился создать картину для испанского павильона на Всемирной выставке.

Он писал «Гернику» около месяца, в первые дни лихорадочно работая по 10-12 часов. Это было самой большой его работой — холст был в длину 7,76 метра и в высоту 3,49 метра. Он отказался от цвета и заполнил пространство чёрно-белыми образами страданий, жестокости, горя и безумия — так он видел происходившее на родине.

Картину приняли не все, даже сторонники республики. Многие считали, что Пикассо увлёкся политическими идеями и пожертвовал искусством ради пропаганды, пускай и за хорошее дело.

После выставки в Париже картина отправилась в турне по Европе, а когда фашисты победили республиканцев, и в Испании установилась диктатура Франко, «Герника» была вывезена в Нью-Йорк, где её выставили в Музее современного искусства осенью 1939 года, когда Германия уже вторглась в Польшу. Средства, собранные за просмотр картины, шли в фонд помощи испанским беженцам.

Из Нью-Йорка картина часто отправлялась на «гастроли» по США и Европе, завоёвывая славу самого известного современного произведения искусства Испании.

Удивительно, но в конце 1960-х годов Франсиско Франко высказал желание приобрести картину и выставить её в Испании, на что, разумеется, получил отказ о Пикассо.

Он сказал, что согласится отдать картину Франко только после того, как он согласится восстановить в Испании республику.

Постепенно война в Испании забывалась, и «Герника» стала символом протеста против любых войн. Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН. Там же происходили выступления перед прессой.

5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам.

Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику».

Сейчас полотно находится в Национальном музее «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде. Баски, считающие город Герника своим культурным центром, настаивают, чтобы полотно отправилось в Страну Басков, в Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В самой Гернике те события представлены в виде граффити, копирующего работу Пикассо, памятника Джорджу Стиру и «Монумента мира» скульптора Эдуардо Чилиды.

Ещё одним знаменитым произведением по событиям 1937 года стала девочка «Герника» французского скульптора Рене Ише. Статуя всегда находилась в собственности скульптора и не выставлялась им по причине производимого ею гнетущего впечатления.

Однако, оригинальная гипсовая форма статуи находится в Музее Фабра во французском Монпелье.

Источник: https://morethantravel.livejournal.com/46734.html

Пабло Пикассо «Герника.»: К 80-летию создания картины

 80 лет назад — в мае 1937 года — была создана самая известная антивоенная картина в мире — «Герника» Пабло Пикассо

(1881-1973).
В Гернике художник никогда не бывал, но гибель этого городка потрясла его.

За несколько майских дней он создал шедевр живописи: субъективные ассоциации оказались убедительнее документальной фотографии.

26 апреля 1937 года немецкая эскадрилья «Кондор» нанесла устрашающий удар по мирному населению Герники — городок был разрушен, погибло 2 тысячи жителей из 5 тысяч населения.

Мир увидел фашизм таким, каким он был в действительности — зло, не приемлющее все живое.

Создание впечатляющего по размерам полотна (3,5 ? 7,8 м) — не что иное, как реакция Пикассо на гибель ни в чем не повинных людей. В это время в творчестве художника преобладает тема и образ быка, который трактуется как некая разрушительная сила, смерть, хаос, война («Минотавромахия»).

Можно предположить, что рекордные сроки написания картины заключаются именно в этом

— апогеем развития темы и образа быка становится «Герника» — изобличающая весь ужас фашистской кампании.

В первые дни работы художник стоял у мольберта более 12 часов. Кажется, что Пикассо давно задумал нечто подобное, и потому работа над картиной продвигалась столь стремительно. Мастеру понадобилось менее месяца для создания «Герники», а ее основные образы — мать с мертвым ребенком на руках, растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, женщина со свечой, обозначились уже в первые дни.

Полотно выхватывает искаженные фигуры, которые, кажется, хаотично мечутся в закрытом пространстве, но это только первое впечатление. На самом деле композиция картины точно и строго организована.

Художник передает весь ужас, отчаяние, агонию, гнев людей, которые не могут найти выход из закрытого пространства с помощью ассоциативных связей художественных образов. Немыслимая реальность, смерть, трагедия, боль и гнев самого художника — все заключается во внутреннем смысловом движении полотна.

Тут также присутствует своеобразное противопоставление, ведь картина выполнена в черно-белых тонах. Как ночь и день, жизнь и смерть. Образы четкие, но переданы упрощенно, только обобщающие штрихи, — все остальное отброшено.

Лица мужчины и матери, держащей на руках своего мертвого ребенка — оставлены только кричащий рот, отверстия ноздрей, глаза, которые сдвинуты куда-то выше лба. Не это ли гримаса ужаса и отчаянья, страшная маска разрушения и смерти?

Предметы разодраны на тысячи мелких осколков — художественная форма, которая также несет в себе смысловую нагрузку. В этой картине отсутствует какая-либо индивидуальность, которая могла бы сместить акценты и сузить общую идею.

Примечателен образ женщины со светильником, которая подобна греческой богине. Она врывается с криком в это закрытое пространство, словно из другого мира, но ее никто не слышит…

Еще одним контрастом являются образы матери с мертвым младенцем на руках и быка. Страдание и равнодушие — едва ли не основной образ всей картины. Мрачное равнодушие безжалостной силы, тупой взгляд, высокомерное возвышение над гибнущими…

В картине зло не персонифицировано. Зритель не видит причину этого ужаса. Где-то в отдалении — языки пламени, но не бомб, не разрушений нет.

Пикассо создал полотно вне времени, предвосхищающим события, названия которым еще не было. Ведь война, в которую будет вовлечен весь мир, начнется позже. Соответственно, намного позже образ быка будут отождествлять с фашизмом, которому чуждо сострадание и жизнь в принципе.

фото разрушенной Герники

Фотографии Доры Маар сохранили для нас многочисленные этюды и все промежуточные стадии работы над полотном.

Помимо этого, она создала большое количество портретов Пикассо, и мы можем видеть его сосредоточенность во время написания «Герники».

Читайте также:  Национальный морской музей в лондоне

Дора, как художник и фотограф, прекрасно понимала, что значит эта картина для самого Пикассо и будущих поколений. Именно благодаря ей мы можем видеть снимки, на которых поэтапно запечатлена работа над «Герникой», а также изображения Пикассо в мастерской, которая располагалась на улице Grands-Augustins в Париже.

Источник

Источник: https://obiskusstve.com/1159188769377094402/pablo-pikasso-gernika-k-80-letiyu-sozdaniya-kartiny/

Герника: Ода саморазрушению

В 1936 году в Париже проходила легендарная Всемирная выставка, где каждая страна стремилась показать свои ярчайшие таланты. Для испанцев, конечно, не было лучшего варианта, чем выставить кандидатуру блистательного Пабло Пикассо, который даже свои картины подписывал словами «Я – Король».

Однажды республиканское правительство обратилось к художнику с просьбой создать полотно для Испанского павильона. Само собой, Пикассо не мог отказаться от подобной чести, но поскольку художник всегда считал обязательства перед кем-то обременительными, он тянул до последнего момента.

Тогда, в 1936 году случилось то, чего с ужасом ожидали все — в Испании разразилась гражданская война между республиканцами и франкистами. Последовала череда трагических событий, которые потрясли мир Пикассо.

Особенно болезненными для художника оказались переживания от увиденного им сообщения в газете «Се Суар», выпускаемой его другом и писателем Луи Арагоном, о бомбардировке маленького баскского городка Герника 26 апреля 1937 года.

После налёта немецкой и итальянской авиации город был разрушен на 70%, а больше полутора тысяч жителей погибло. Подобная катастрофа стала катализатором творческого безумия Пабло Пикассо, что в свою очередь привело к появлению одного из величайших шедевров ХХ века.

В первый же день после ужасной новости Пикассо стал неприрывно работать над новым полотном под названием «Герника», которое удалось завершить всего за месяц и представить публике на Всемирной выставке. Это, пожалуй, был единственный раз, когда он позволил посетителям наблюдать за своей работой.

Кроме Доры Маар, которая на тот момент был его спутницей, в студию часто захаживали Поль Элюар, Хосе Бергман, Морис Рейналь, которые не упускали возможность прокомментировать результаты работы мастера.

Кстати, именно Дора запечатлела в 6-ти снимках этапы работы над картиной, которые раскрыли миру правдивую историю её создания.

С самого начала смысловым центром полотна стала электрическая лампа, центральную часть которой Пикассо изобразил в форме бычьего глаза — своеобразный источник света и надежды в этом мрачном царстве разрушения.

К слову, этот элемент остался чуть ли не единственным сохранённым элементом первоначального замысла. Недалеко от лампы, из которой льётся свет, расположились бык, конь и птица. На первом плане была изображена женщина в матроске и простёртый на земле мужчина.

В двух углах картины — мать с умершим ребёнком на руках и женщина, воздевающая руки к небу. Позднее у Пикассо спрашивали, были ли изображения животных символическими, но художник, верный себе, давал крайне неоднозначные ответы.

Однажды он сказал, что бык – воплощение жестокости, а конь – народа. В другой же раз художник ответил, что оба животных являются жертвенными.

Любопытно, что несмотря на первоначальную задумку сделать полотно в технике гризайль, художник всё же делал наброски цветными карандашами и вырезал элементы апликации из цветной бумаги. В итоге Пикассо пришёл к выводу, что с введением цветовых элементов эмоциональное впечатление от картины значительно ослабеет.

Именно монохромность создавала такой эффект, будто описанная сцена не просто лишена цвета — она потеряла его, когда опустились сумерки катастрофы. Через символы в полотне читается глубокая скорбь по утраченным жизням и отчаяние.

Символизм в полотне намеренно обобщён, чтобы избежать любой идентификации с каким бы то ни было политическим течением. Бык и конь представляли, вероятно, Испанию. Конь – страдание, бык – триумф, но всё же оба были жертвами, символизирующими саморазрушение человечества через войну.

Это не было изображение лишь одной трагедии, а и всех последующих – бомбардировки Дрездена, взрыв ядерной бомбы над Хиросимой и Нагасаки и многих-многих других.

Помимо всего прочего, можно заметить, что в полотне присутствует отпечаток многовековой испанской истории, воплощённой в искусстве предшественников Пабло Пикассо.

Так, можно заметить заимствования из средневековой каталонской миниатюры XI века, опубликованной за несколько лет до «Герники» другом Пикассо Кристианом Зервосом. Сам сюжет «Герники» во многом был сходным с картиной Ф.

Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808», где подобно «Гернике» присутствовал лишь один яркий источник света. Разница между полотнами заключается в том, что лиц палачей у Гойи не было видно, у Пикассо же сама картина была сплошным криком, вобравшим в себя всю боль.

К тому же, некоторый символизм в «Гернике» всё таки можно выводить, и от полотна Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны»(1638) и фрески Рафаэля из Ватикана, изображающей традиционное представление о Деве Марии с мёртвым Христом на руках.

В результате под кистью Пикассо ожило поистине знаковое произведение искусства.

Все бесконечные открытия кубизма, чистоту линий периода неоклассицизма и деформации обнажённой натуры поздних периодов — были объединены мастером, чтобы создать этот «памятник разочарованности в иллюзиях, отчаяния и разрушения». И хотя художнику было суждено прожить ещё 40 лет, «Герника» так и осталась его последним величайшим шедевром.

Источник: http://styleinsider.com.ua/2016/09/guernica-oda-samorazrusheniyu/

«Колорит»: Чудовища внутри нас. Смысл картины Пабло Пикассо «Герника»

«Герника» была написана Пикассо в 1937 году. Она по праву считается одной из центральных работ в творчестве художника, поскольку в ней сплетаются многие сквозные для Пикассо темы и проблемы. Поводом, побудившим Пикассо написать картину, послужила бомбежка нацистами небольшого баскского городка в Испании под названием Герника.

Это событие почти сразу получило мировую огласку, как один из наиболее ярких эпизодов бесчеловечной политики нацизма. И поскольку Пикассо принадлежал не к тому типу художников, которые прячутся в башне из слоновой кости, а занимал активную гражданскую и социальную позицию, он не мог не откликнуться на это явление.

Именно политическое звучание сюжета картины во многом обеспечило ее известность и даже превратило в символ искусства двадцатого века.

Ошибочным, однако, будет полагать, будто замысел картины исчерпывается исключительно внешними причинами. «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы.

Это предельно личностная вещь, в которой исповедальный мотив пережитой боли переплетается с неким вопрошанием о судьбах людей в дегуманизированном мире. Об этом, в первую очередь, свидетельствует язык, который Пикассо сознательно избрал для написания картины.

Это язык символов (а не фактов). Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом. Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме.

По своей природе символ – вневремен, внеисторичен, или, если говорить в терминологии Юнга – архетипичен.

«Ищу человека!»

Главными фигурами на картине являются агонизирующая от смертельных ран лошадь в центре и бык в углу, своими очертаниями отсылающий нас к образу Минотавра.

Каково же значение этих фигур? Сам Пикассо неоднократно говорил, что фигура Минотавра для него воплощает темное (звериное) начало в человеке. Распространение «коричневой чумы», безусловно, можно считать актуализацией этого начала.

Защитные барьеры классической культуры рухнули и на свет вырвалось дикое неуправляемое, жаждущее разрушения чудовище.

Лица, присутствующие на портрете, можно считать вариантами автопортрета самого Пикассо. Эта деталь указывает на то, что художник не дистанцируется от происходящего, а наоборот находится в эпицентре событий.

Здесь под событием следует понимать не сам факт бомбежки, а скорее тот кризис сознания, который легитимирует эту бомбежку, делает истребление людей чем-то нормальным.

Другими словами, это дикое звериное начало Пикассо признает и в себе.

Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ. С одной стороны –  это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения.

Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов. Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра); во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения.

Здесь черный цвет – символ утраты нравственных оринетиров, то есть, символ умонастроения эпохи.

Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду. Таковым, например, является свеча, которую держит рука, растущая, как будто, из другого измерения, как будто, с неба.

Смысл понятен: какое бы зло ни творилось в мире подлунном, вечные ценности надлунного мира всегда будут оставаться надеждой на искупление и исправление даже самого безутешного положения вещей. Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня. То есть, ее свет – это свет внутренний.

Следовательно, спасение следует искать не вовне в виде некой сверхъестественной силы, а внутри самих себя.

Вопреки внешнему бесчинству тьмы в людях по-прежнему теплится огонек надежды, добра и сострадания. Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей.

Третий смысл, который, может быть, и не закладывался Пикассо сознательно, но который все же присутствует в виде нечаянной аллюзий – это перифраз диогеновского фонаря. «Ищу человека!» – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня?».

Возможно, что и Пикассо ищет, мучительно хочет найти настоящего человека посреди хаотичной скотобойни войны.

Значение «Герники» для культуры

Первая рецепция «Герники» была неоднозначная (остается она такой и по сей день). Одни критики настаивали на отсутствии в картине подлинной художественной ценности, видя в ней лишь антифашистскую прокламацию.

Другие низко ее оценивали по причине слишком узкой локальности темы, полагая, что настоящее произведение искусства должно затрагивать куда более всеобщие вопросы. Находились и апологеты «Герники», утверждавшие, что это картина является наиболее точным выражением трагизма человеческого бессердечия.

Иные ценили ее за тот эффект, который она оказывала на людей, а именно — мобилизовывала и поднимала на борьбу против фашизма и мужчин, и женщин. 

Редакция Concepture придерживается точки зрения, согласно которой смысл картины Пикассо выходит за рамки антивоенного пафоса. «Герника» – это своеобразное послание Пикассо, обращенное как к самому себе, так и к каждому из нас. Смысл этого послания довольно прост: осознай, что на месте «чудовищ» можешь оказаться именно ты.

Каждый, здесь и сейчас, должен сам выбирает кем ему быть, и нести за это ответственность, а иначе – смерть культуры, духовная катастрофа.

Бомбежка Герники как будто вывела Пикассо из состояния гипноза, очарования культурой Модерна и заставила всерьез вглядеться в лица современников, в собственное лицо – не проступают ли и там черты чудовища? 

Рекомендуем прочесть:

1. В. Прокофьев – «Феномен Пикассо».

2. А. Рыков – «Пикассо и политика. Проблемы философской интерпретации кубизма».

Источник: http://concepture.club/post/rubrika_2021/kartina-gernika

75-летие картины Пабло Пикассо «Герника»

Ирина Лагунина: В этом году в Испании отмечается 75-летие картины Пабло Пикассо «Герника», которую многие называют ярчайшим «антивоенным манифестом» ХХ столетия. Картина находится в мадридском Центре искусств имени королевы Софии. С юбилеем совпадают работы по изучению ее состояния для последующей реставрации.

Рассказывает корреспондент РС в Мадриде Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Состояние грандиозного полотна размером три с половиной на восемь метров беспокоит специалистов.

Картина совершила в свое время более полусотни «путешествий» – в конце 30-х годов прошлого столетия ее показывали во многих странах, а посему сейчас она находится в довольно плачевном состоянии.

Изучить полотно поручено специальному роботу: он должен произвести 24 тысячи фотографий, буквально проникнуть вглубь картины, досконально проанализировать состояние и полотна, и красок.

Читайте также:  Джон констебл: картины и биография художника

Заодно исследователи хотят – с помощью полученного материала – получить информацию о том, как эволюционировал замысел художника, что он пытался изобразить вначале, что перерабатывал и дописывал. Считается, что работа по исследованию картины, оплачиваемая спонсором – телекоммуникационной компанией «Телефоника», будет продолжаться не менее полугода. При этом доступ посетителей к полотну остается открытым. Робот знакомится с творением, лишь когда музей закрыт. Говорит руководитель отдела реставрации Центра искусств королевы Софии Хорхе Гарсия:

Хорхе Гарсия: Мы проведем разного рода исследования с использованием ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Задача – всесторонне изучить картину с целью определить ее дефекты и возможные способы реставрации.

Робот передает все данные в цифровом формате на компьютер. Таким образом, ни один миллиметр живописного полотна не ускользнет от анализа. Эти работы поистине уникальны.

Речь идет об исследовании грандиозного произведения на месте его экспозиции, ведь оно не может быть помещено в лабораторию.

Виктор Черецкий: Напомню, что в основу сюжета картины легли события апреля 1937 года, когда в Испании шла гражданская война между сторонниками левого правительства Народного фронта, поддержанного Сталиным и Коминтерном, и консервативными военными во главе с генералом Франко, которым оказывали помощь Германия и Италия. В то время в Гернике, городке в 30 километрах от индустриального центра Страны басков — Бильбао, проживало 5 тысяч человек. Там находились три военных завода и важнейший мост на реке Ока. Кроме того, в то время через Гернику к Бильбао отступали войска Народного фронта, терпящие поражение на Бискайском фронте. Так что свою бомбардировку Герники, предпринятую 26 апреля 1937 года, немецкие летчики из легиона «Кондор», помогавшие войскам Франко, оправдывали сугубо стратегическими целями. Баскский историк профессор Элиас Ечеберриа:

Элиас Ечеберриа: Бомбардировка продолжалась несколько часов. Сначала прилетели три-четыре самолета, сбросили бомбы вблизи переправы и улетели – наступило затишье.

Затем опять появились немецкие бомбардировщики в сопровождении итальянских истребителей. На этот раз они сбросили бомбы на город.

После первых налетов все оказалось в огне и дыму, так что последующие бомбежки велись наугад – бомбы падали куда попало.

Виктор Черецкий: Исследователи до сих пор спорят, была ли оправданной бомбардировка Герники.

Во-первых, фугасные бомбы сбрасывались со слишком большой высоты, не прицельно, так что перечисленные стратегические объекты – мост и военные предприятия оказались неповрежденными. Во-вторых, на город сбрасывались в основном зажигательные бомбы.

И основной ущерб Гернике нанесли именно они, учитывая, что возникающие пожары никто не тушил – в городе просто не было пожарных. Полностью сгорело от действия зажигательных бомб примерно 70 процентов зданий и еще 20 процентов получили сильные повреждения.

Из находившихся в городке военных и гражданских лиц погибли 126 человек. Людям удалось спастись в подвалах и в заранее построенных бомбоубежищах. Вспоминает очевидец событий – житель Герники Педро Балиньо:

Педро Балиньо: В 12 ночи, после бомбежки, было также светло, как в 12 дня – из-за бушевавших пожаров. Этого я никогда не забуду. Те события навсегда запечатлелись в моей памяти.

Умирать буду – и даже тогда не забуду. Как сейчас помню эти три с половиной часа, когда появлялись в небе самолеты: сбрасывали бомбы и улетали. Потом появлялись другие и тоже сбрасывали бомбы.

А итальянские истребители обстреливали город из пулеметов.

Виктор Черецкий: В споре вокруг событий в Гернике, вероятно, большая доля истины принадлежит тем исследователям, которые полагают, что «люфтваффе» испытывало здесь мощь своих «зажигалок», которые четыре года спустя немецкая авиация широко применила при бомбардировках советских городов, включая Москву.

Эту версию отчасти подтверждают и показания шефа «люфтваффе» Геринга на Нюрнбергском процессе. Он заявил, что война в Испании служила немецким летчикам для опробования современного оружия и тактики боевых действий.

Впрочем, по другим данным, разбомбить Гернику решил на свой страх и риск начальник штаба легиона «Кондор» подполковник Вольфрам фон Рихтхофен, которому не терпелось продемонстрировать испанцам мощь нацистской Германии. Профессор Элиас Ечеберриа:

Элиас Ечеберриа: Одна из версий гласит, что немецкие летчики действовали то ли из-за желания продемонстрировать разрушительную мощь своей авиации, то ли из мести – в эти дни был сбит в районе Герники и затем расстрелян сторонниками Народного фронта немецкий летчик Адольф Херман. В любом случае, их жестокость не имеет никаких оправданий.

Виктор Черецкий: Сторонники Народного фронта обвинили в бомбардировке Герники лично Франко и его генералов, упрекая их в том, что они таким образом мстили баскам за вольный дух и левые убеждения.

Говорилось об огромных жертвах среди мирного населения — тысячах убитых и покалеченных женщинах, стариках и детях.

При этом вспоминалось, что Герника – историческая столица Страны басков, символ ее так называемых «вольностей» или автономных прав, которые издавна предоставляли баскам правители Испании.

Действительно, в течение многих столетий испанские монархи приезжали в Гернику после коронации и клялись здесь соблюдать права региона. Франкистам, якобы, эти права были не по вкусу. Вспоминает Пурификасьон Акспе, в 1937 году она, будучи подростком, жила в Бильбао, к которому двигались войска Франко:

Пурификасьон Акспе: Нам говорили, что Франко и его генералы хотят уничтожить всех басков и приводили пример Герники, где были убиты во время бомбардировки, по словам Народного фронта, все жители – и взрослые, и дети. Мы очень боялись, что и нас постигнет та же участь.

Виктор Черецкий: Впрочем, многие историки полагают, что «каудильо» Франко бомбардировка подобного масштаба не была выгодна: ни с военной, ни, тем более, с политической цели. Его войска заняли Гернику через два дня после описанных событий.

Увидев масштабы разрушения, командующий, генерал Эмилио Мола буквально пришел в бешенство – от самоуправства немцев и непоправимого морального урона, который нанесла бомбардировка франкистам.

Дело в том, что ударной силой войск генерала Мола были так называемые «терции Рэ-кэ-тэ», «красные береты», состоящие сплошь из баскских и наварских ополченцев, для которых Герника была не меньшей святыней, чем для их земляков, сражавшихся за Народный фронт.

Тогда же по приказу франкистского руководства и был распространен миф о том, что Гернику сожгли не немецкие союзники, а сами отступающие левые. Вот сообщение на эту тему, переданное франкистами по радио в 37-ом году:

«От Герники осталось лишь название. Мекка баскских вольностей исчезла с лица земли. Масоно-еврейская пресса всего мира теперь клевещет на нашего «каудильо», чье честное имя они пытаются опорочить своей лживой пропагандой. Однако снимки, сделанные в Гернике – не лгут. Они четко доказывают, что город взрывался динамитом и поджигался отступавшими предателями-«красными», и никто его не бомбил».

Виктор Черецкий: Любопытно, что миф о разрушении Герники сторонниками Народного фронта поддерживался в Испании на протяжении почти 40 лет – все годы, пока Франко находился у власти.

Мир все это время знал правду о трагедии, а рядовые испанцы узнали ее лишь после смерти правителя в 1975 году и демонтажа его режима. Что касается картины Пабло Пикассо, то ее история тоже довольно сложна.

Все началось с того, что к постоянно жившему в Париже художнику обратилось правительство Народного фронта с просьбой создать панно, которое могло бы украсить испанский павильон на открывавшейся в 1937 году всемирной выставке в Париже.

Пикассо согласился, несмотря на то, что в то время переживал глубокую депрессию – по личным мотивам. Вспоминает Жозеп Ринау, которого испанское правительство направило в Париж для переговоров с Пикассо.

Жозеп Ринау: Пикассо переживал депрессию. Для него это были нелегкие времена. Поэтому моя миссия была трудной. Я боялся, что художник нам откажет. Но он, проникнувшись трагической ситуацией в Испании, согласился.

Виктор Черецкий: Пикассо долго не мог придумать сюжет картины. Он появился после событий в Гернике. Время, остававшееся до открытия выставки, поджимало. И художник выполнил заказ в рекордно короткий срок – на создание гигантского полотна, ставшего мировым шедевром, ушли всего-навсего 33 дня.

О том, что художник спешил можно убедиться, рассмотрев картину: на ней заметны даже подтеки краски – у Пикассо, видимо, не было времени их убрать. Структура картины, написанной в черно-белых тонах, состоит как бы из трех частей. В центральной части — раненный конь и женщина с керосиновой лампой.

В правой – пожар и взывающая к небесам фигура – то ли женщины, то ли мужчины. В левой части – бык и женщина с мертвым ребенком на руках. Внизу левая и центральная части объединены изображением погибшего воина. Правая и центральная – раненой женщины. А всего на картине – восемь фигур людей и животных, а также изображение голубя с перебитым крылом.

По мнению искусствоведов, некоторые из них исполнены символики. К примеру, раненный голубь – это нарушенный мир. Женщина с лампой символизирует испанскую республику. Фигура с поднятыми к небу руками – протест против войны. Женщина с ребенком – Богородица. Бык – равнодушие сил зла к человеческим страданиям.

Впрочем, интерпретация у этих символов – самая различная. Франсиско Кальво, искусствовед, бывший директор мадридского музея Прадо:

Франсиско Кальво: Символы в искусстве Пикассо можно интерпретировать по-разному. Здесь нет однозначных ответов. Сила «Герники» как раз и заключается в том, что она дает возможность каждому человеку воспринимать ее по-своему.

Виктор Черецкий: Картина, представленная на выставке 37-го года в Париже, нашла признание не сразу. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, отмечал, что «Герника» «видела в основном спины посетителей».

Действительно, далеко не все в то время были подготовлены к восприятию картины, рассказывающей об ужасах войны в столь своеобразной форме.

Одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и не видели в ней выражения глобального антивоенного пафоса художника. Время и события второй мировой войны заставили по-иному взглянуть на картину Пикассо.

Между тем, с начала 40-х годов она хранилась в Нью-Йоркском музее современного искусства, а в 1981 году, в соответствии с завещанием художника, скончавшегося в 73 году, была привезена в Мадрид. Здесь «Гернику» поначалу поместили в один из павильонов музея Прадо, а затем, в 1992 году, после открытия Центра искусств королевы Софии, перенесли туда.

Нынешний директор Прадо Мигель Сугаса требует возвратить полотно в свою галерею, ссылаясь на волю самого художника, который всегда хотел, чтобы картина находилась именно в Прадо, главном музее страны. Пикассо, похоже, считал ее своим самым общественно значимым произведением. Вот что он ответил корреспонденту французского телевидения, спросившего, какую из своих работ он больше всего ценит. Запись 1966 года:

Пабло Пикассо: На этот вопрос ответить не просто. Но если учесть исторические обстоятельства и события, которые мы все пережили, то я могу назвать «Гернику». Ведь она не только воспроизводила трагедию, но и предупреждала мир о грядущей катастрофе мировой войны.

Виктор Черецкий: Дирекция Музея имени королевы Софии не желает расставаться с шедевром. Это можно понять – основная масса народа посещает музей лишь для того, чтобы увидеть самую знаменитую картину Пикассо. Полемика ведется на страницах печати и даже в парламенте страны.

Источник: https://www.svoboda.org/a/24479775.html

Ссылка на основную публикацию