Картина «переход суворова через альпы», суриков

Переход Суворова через Альпы. Описание картины

1899 г. Масло, холст. 495 x 373 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 Описание картины Сурикова В.И. «Переход Суворова через Альпы»

Яркое полотно в духе демократического реализма. В основе сюжета – историческое событие — антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции.

Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией.

Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский.

Композиция картины очень динамична. Она построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу.

Фигура его миниатюрна, а не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины.

Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.

Тонкий психологизм – в передаче отдельных существенных деталей, таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, глядящие в бездну впереди, или рука, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение.

Талант Сурикова-пейзажиста проявился в изображении снежной гористой поверхности на переднем плане и крутого горного склона с облаками на заднем.

Ослепительно белый альпийский снег контрастирует не только с общей человеческой массой, но и с синеватыми скалами, заслоняющими небо.

Природа швейцарских Альп не раскрыта во всей ее эффектной красоте, скорее, она сурова и враждебна к непрошенным гостям.

Картина была написана к 100-летию подвига Суворова, показана обществу в том же 1899 году на 27 выставке передвижников, но большого резонанса не вызвала. Ее приобрел император Николай II. Сейчас она выставлена в экспозиции Государственного Русского музея.

Лучшие картины Сурикова В.И.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/surikov-v-i/surikov-v-i-perexod-suvorova-cherez-alpy/

Переход Суворова через Альпы

Живопись русских художников
Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Холст, масло, размер картины 495 × 373 см. Почти сразу же после окончания картины «Взятие снежного городка» художник увлекся новой идеей, которая родилась еще в Красноярске.

Картина «Переход Суворова через Альпы» органично продолжает тему воинского героизма русски людей, начатую в «Покорении Сибири Ермаком. Холст расположен вертикально и демонстрирует неприступность скалистых гор, героически преодолеваемых русской армией.

Пейзаж Василий Иванович писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода.

Лицо Суворова обращено к лавине скатывающихся вниз людей, что создает впечатление его тесной связи с солдатами. Бесстрашные вояки смотря на своего полководца с обожанием и безграничны: доверием и готовы беспрекословно подчиняться любому его приказу.

Подбирая расположение фигуры генералиссимуса и нужный ракурс, художник советовался со старшей дочерью Олей, у которой был отличный глазомер и чувство композиции. Однако на предложеие девушки убрать штыки, дабы верхние солдата не попали на них, Суриков категорически воскликнул: «Ни за что! Красота в сверкании. Нельзя русскому солдату без штыка».

За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу», и при этом он оставался великим полководцем.

На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца.

Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. И снова живописец случайно попал к официальной дате. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей.

В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Художник орденов не носил, но для него было очень важно признание его заслуг перед отечеством.

Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом».

Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое!» Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях.

В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил.

Еще в 1893 году мастер не захотел преподавать в родной Академии художеств, о чем вежливо, но твердо уведомил администрацию, а позже, в 1907, отверг еще одно подобное лестное приглашение. На этот раз Василий Иванович объяснил причину отказа так: «Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу..

, считаю для себя как художника свободу выше всего». Теперь он был по-настоящему свободен, много путешествовал и отдавал все свое ничем не ограниченное время творчеству.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_perehod_suvorova.html

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». 1899 г

Известный русский художник Василий Суриков очень много работал с различными полотнами касающимися русской истории, одним из самых заметных батальных произведений художника является картина «Переход Суворова через Альпы», с которой автор работал около четырех лет и закончил в 1899 г. В данном произведении художник раскрывает тему патриотического героизма воинов, во время Швейцарского похода.

На полотне представлен один из наиболее значительных подвигов русских солдат во главе с известным русским полководцем Александром Суворовым. Здесь ясно видна та никем неразгаданная молодецкая удаль. Суриков прекрасно передал атмосферу этого героического перехода, с большим талантом и любовью создал образы этих воинов и самого полководца, их движения и эмоции.

Поражает то, с какой точностью и скрупулезностью написаны фигуры воинов, а также сама оригинальная композиция этого произведения. Солдаты скользят в пропасть, их подбадривает командир.

Читайте также:  Восход солнца. впечатление, клод моне - описание картины

Его небольшая седовласая фигура заметна не сразу, а лишь по взглядам солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца.

Фельдмаршал спокоен, и этим художник подчеркивает контраст с поведением его коня, который напуган разверзнувшийся перед ним пропастью.

Облака расположены совсем близко, кажется, стоит лишь поднять руку и можно потрогать их. Но расслабляться нельзя, войско находится на большой высоте, где сверкающий снег и лед буквально ослепляют, а синие скалы – закрывают небосклон.

Солдаты готовы следовать за Суворовым, куда он прикажет, потому что бесконечно ему доверяют и уверены в его военном таланте. Суриков специально концентрирует свет на фигуре командующего, то есть Суворова. Его голова словно окружена сиянием. Солдатского строя уже нет, он превращается в скольжение вниз.

Рассматривая детали можно понять все величие и тяжесть этого перехода. Не все лица солдат спокойны. Вот воин, осеняющий себя крестным знамением, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и т. д. Однако знамена в надежных руках, а барабанщик, готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов.

Для того, чтобы показать тяжелую ситуацию, Суриков нарисовал расчехленные штыки, за что иногда подвергался критике. Формат полотна также выбран необычный для батальной сцены – вертикальный

В композиции полотна показан горный пейзаж: уходящая в небо вершина горы, окутанная пеленой белесо-матовых и нежно-голубых перистых облаков. И эта заоблачная высота показывает трудность похода и позволяет ощутить значительность подвига чудо-богатырей.

Работая над этим произведением, Василий Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где написал несколько этюдов к этой картине. Художник посетил Интерлакен, где сам скатывался со снежной горы, чтобы лучше ощутить, а затем запечатлеть этот полет, когда «под ногами снег в кучки сгребается».

В процессе работы Суриков столкнулся с некоторыми трудностями, необходимо было отобразить солдат в резком движении. С натуры такого сделать невозможно и художник практически методом тыка добивался движения персонажей. Например, на переднем плане мы видим прыгающего вниз солдата по горному склону, Сурикову не как не давался этот персонаж.

Он получался без движения, то есть солдат должен быть спрыгивающим со скалы а не сидящим на ней. В конце концов было найдено правильное решение, поднятые над головой руки придали солдату большей реалистичности и он уже стремительно мчится вниз по склону.

Суворов планировал атаковать французские войска с фланга и тыла, как всегда «неожиданно и быстро». Для этого был выбран невероятно трудный перевал Сен-Готард. Сама природа создавала на пути армии невероятные трудности. За этот переход Суворов был удостоен звания генералиссимуса, а в Альпах был высечен двенадцатиметровый крест из гранита.

В картине, художник изобразил русское войско, перед которым словно барьер, встает ледяная круча.

Но солдаты под предводительством знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова, которого называли «Отец солдатам», не останавливаются и перед этим препятствием.

Даже на короткое мгновение у них не возникает сомнения в правильности решения своего любимого фельдмаршала. Только вперед! С Суворовым не страшно и с высокой обледенелой горы.

Суриков в картине Переход Суворова через Альпы стремился передать стремление воинов к победе, их неукротимое движение вперед, беззаветную храбрость.

Седой, уже постаревший фельдмаршал, несмотря на холод, без головного убора. Он восседает на белом боевом коне у самого края пропасти, но старается, как всегда, ободрить солдат веселой шуткой.

Несколько солдат оглядываются, чтобы лучше расслышать, что говорит Суворов.

Художник тщательно проработал выражение лиц солдат и, конечно, самого главнокомандующего. Хотя из-за большого размера и вертикального формата картины зрителю не всегда удается это увидеть.

Завершение работы совпало со столетием итальянского похода великого полководца. Полотно побывало на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, а затем его приобрел для своей коллекции император.

Этот поход стал источником вдохновения для многих художников, которые писали картины с изображением отдельных этапов пути. Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах».

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург. размер ее составляет 495 на 373 см. Это историческое живописное произведение, привлекает к себе особое внимание всех посетителей музея.

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/perehod-suvorova-cherez-alpy.html

Чем отличаются картины Василия Сурикова? – «Переход Суворова через Альпы»

Василий Иванович Суриков (1848 —1916) – известный русский художник. В справедливости этого положения вряд ли кто усомнится. Со школьной скамьи всем известны его картины, связанные с ключевыми моментами русской истории: «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни».

Может быть, эти картины потому и известны нам со школьной скамьи, что Суриков – очень удобный для преподавания в школе художник. Любая из его картин – многофигурная композиция, рассказывающая определенную эпическую историю.

Разглядывая это многоцветное многофигурье, волей-неволей запомнишь, что Сибирь завоевал Ермак, а Суворов зачем-то переходил через Альпы. Кроме того, любой внимательный зритель картин Сурикова начинает придумывать свою версию событий, изображенных художником. То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки.

Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства.

Многофигурность и громадность картин Сурикова отмечали все. Критики недоброжелательные, проповедовавшие академизм, пеняли художнику на «кашу» из лиц, а за многоцветье прозвали его картины «парчовыми коврами».

Критики доброжелательные, наоборот, ценили колористические умения художника и хвалили его композиционные таланты.

Правда, друзья, случалось, посмеивались, что Суриков намеренно делает огромные картины, чтобы дороже их продавать.

В самом деле, все известные картины этого художника – большого размера. На репродукциях, обычно, эта особенность живописи Сурикова не видна.

Почти никто, рассматривая репродукции, не обращает внимания на две цифры, указывающие размеры картины. Но сталкиваясь с произведениями В.И.Сурикова «вживую», невозможно не заметить того, что его картины попросту огромны.

Особенно это становится видным в относительно небольших залах Третьяковской галереи.

Большой размер картин В.И.Сурикова был проблемой и для самого живописца. По многофигурной картине взгляд зрителя не должен бесцельно блуждать. Его следует, во-первых, остановить на самом важном месте картины. А во-вторых, придать ему правильное направление, заставить правильно «прочесть» картину.

Читайте также:  Святой николай (николай угодник), неизвестный художник

Поэтому с помощью определенных приемов художник выделял на своих картинах нескольких героев, которые словно бы начинали вести диалог. Картина становилась многоплановой, интересной. Новых приемов Суриков не придумывал, зато известные применял мастерски.

Пожалуй, явственнее всего это суриковское мастерство видно в картине «Переход Суворова через Альпы».

Формат этой картины – 495 × 373 см. Пожалуй, что не во всяком дворце есть возможность выставить столь грандиозное полотно. Но в залах Русского музея она поместилась и смотрится там очень хорошо.

Надо сказать, что Русский музей с самого своего основания в 1895 году был на особом положении, на положении личного музея царской семьи. Его финансирование проходило особой строкой в бюджете царского дома, а в формировании фонда принимал личное участие император Николай II. В частности, он приобрел и картину Сурикова, написанную к столетию Швейцарского похода А.В.Суворова.

На картине изображен один из самых драматических эпизодов упомянутого похода.

25 сентября (6 октября) 1799 года русские войска преодолели перевал на горе Паникс, который находился на высоте 2 400 метров. Войскам приходилось подниматься по узкой извилистой тропинке. По этой тропинке можно было двигаться только в одиночку.

В пропасть выбросили все орудия, число погибших солдат исчислялось сотнями. На высоте уже была зима: густой туман, снегопад, сильный ветер, снега по колено… В эту непогоду армия заночевала на перевале.

Спуск же с него оказался еще сложнее, чем подъем.

На большую картину следует смотреть с большого расстояния. Что бросается зрителю в глаза при первом взгляде на картину? То, что размещено в ее центре. А что находится в центре этой картины? Лицо солдата, уже скользящего в пропасть. Расширенные от ужаса глаза человека, который больше не управляет своим движением, а катится куда-то в тартарары.

Этот солдат тщательно прорисован. Очевидно, что сам художник стремился обратить внимание зрителя именно на эту часть картины. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда! Рядом другие солдаты, и их портреты – изображение одного процесса. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе.

Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. Но этот уже начал падение, и понял, что надежды на выживание у него почти нет.

А еще через секунду он окажется на месте третьего солдата, того, что изображен у нижнего обреза картины. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо. Главное – не потерять ружье.

Дополнительные кадры – еще несколько солдатских портретов, прорисованных хуже или расположенных дальше, но идущих по тому же пути.

Но на этой большой картине имеется еще один герой. Его имя упомянуто в названии картины – Суворов.

Суворов находится в левой верхней четверти картины. Славный полководец – на светлом коне. Поэтому он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. Его портрет тоже прорисован очень четко. Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз.

Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Те из солдат, кто пока находится рядом с ним, еще не глянули вниз, и улыбаются словам командующего. А вот тем, уже начали скользить вниз по склону, им уже не до улыбок. Только перекреститься и положиться на милость Божью…

В принципе, перед нами поход из жизни в смерть.

Все это мы можем рассмотреть и передумать благодаря тому, что художник верно направил наш взгляд – от центра картины вверх, а потом вниз. Вертикальное положение холста тоже этому способствует.

Ну, а теперь посмотрим, как В.И.Суриков использовал свои любимые приемы в другой известной своей картине, «Боярыня Морозова»

Источник: https://eponim2008.livejournal.com/365607.html

Эпизод 94. Переход Суворова через Альпы | Капля света

Главная » Иллюстрированная история России » Эпизод 94. Переход Суворова через Альпы

Рубрика «Иллюстрированная история России»

Автор: Евгений Сусманович

Центральное событие: Швейцарский поход Суворова 1799 года.

Центральная картина: «Переход Суворова через Альпы», В.И. Суриков (1895—1899).

Примечание: все цитаты приведены из книги А.Ф. Петрушевского «Генералиссимус князь Суворов» (1884) Все изображения увеличиваются

С мая месяца 1797 года фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, полководец, не потерпевший ни одного поражения, находился в ссылке в селе Кончанском.

Опала вызвана его недовольством и откровенным неприятием военных реформ, затеянных Павлом I. Император задумал обустроить армию по прусскому образцу.

Этот портрет Павла написан как раз в 1797 году – император носил форму полковника Преображенского полка и далеко не искренний траур по случаю смерти матушки своей Екатерины II

Степан Семёнович Щукин (1724 – 1828) Портрет императора Павла I (1797)

Суворов тяжело переносил ссылку, тем более, стервятниками на него набросились некоторые его знакомые со своими денежными исками. Разумеется, они молчали в тряпочку во время славы Суворова, его победоносной службы при императрице Екатерине. Однако духом Александр Васильевич не падал и, несмотря на свои 68 лет, вёл физически активную жизнь в резонном ожидании скорой востребованности.

Иван Петрович Степашкин (1882 – 1960) «Суворов в селе Кончанском» (1958)

Это было время затянувшихся войн европейских держав-монархий с революционной Францией-республикой. Италия уже находилась под властью французов. Австрия обратилась за помощью к российскому императору.

У императора Павла помимо внутренней ненависти к свободному духу Франции были и политические мотивы выступать на стороне Австрии. Суворов был вызван в Петербург. Надо сказать, Суворова дважды вызывали по велению императора.

Первый раз Суворов приезжал в столицу, имел беседу с Павлом, не сошлись они во мнениях и фельдмаршал вернулся. И даже собрался было в монастырь. Но вот Павел посылает к Суворову флигель-адъютанта Толбухина с письмом:

Скорее всего, именно это (второе) возвращение Суворова запечатлёно на знаменитой картине советского художника Викторова. Хотя и первый раз к Суворову тоже приезжал флигель-адъютант (племянник его князь Горчаков).

Читайте также:  Распятие, лукас кранах - описание картины

Сергей Павлович Викторов (1916 — 1977) «Суворов в селе Кончанском» (1947)

Оба раза это было зимой, но следующая картина повествует также о втором, окончательном, отъезде Суворова из Кончанского в 1799 году

Николай Аверинович Шабунин (1866 – 1907) «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года» (1903)

Вот так Александр Васильевич отправился на войну с французами за освобождение Северной Италии. Эта кампания получила в истории название Итальянского похода Суворова 1799 года. Сей поход, словно флажками, обозначен блистательными победами русского оружия.

Сражение на реке Адда, взятие Турина, сражение на реке Треббия, битва близ городка Нови… (следует отметить, что на Средиземном море в это же время успешно действовал вице-адмирал Ушаков).

В результате проведённых операций французы ретировались почти со всей территории Северной Италии.

Адольф Иосифович Шарлемань (1826 – 1921) «Торжественная встреча А.В. Суворова в Милане в апреле 1799 года» (1855)

Картина баталиста Шарлеманя вполне передаёт настроение простых итальянцев, в котором они встречали Суворова, и вообще русскую армию-освободительницу.

Ну и естественно не обошлось без политических интриг. Вместо того чтобы продолжить наступления на французов, Венский двор направляет Суворова в Швейцарию для соединения с находящимся там корпусом генерала А.М. Римского-Корсакова.

По сути дела, в чём сходятся мнения большинства историков, австрийцы более не желали видеть триумфального шествия русских, имея свои планы на Италию. Александр Васильевич, не без колебаний, начинает новый марш, получивший название Швейцарский поход Суворова.

Но теперь уже он будет ознаменован предательствами, отступлением и, в то же время, великогероическими подвигами простого солдата и снова победами вопреки.

В детстве я очень любил разглядывать хорошо иллюстрированную книжку «Переход Суворова через Альпы» (1983) писателя Олега Орлова. Собственно, память о заключённых в ней картинках двигала мной при выборе темы статьи. Книжка нашлась, и вот я предлагаю всю схему Швейцарского похода взять из этого детского, но содержательного источника:

Одним из условий, которое поставил Суворов, согласившись на опасный и сомнительный переход, было присутствие австрийских войск под его началом, поскольку в этих горных местах они имели большой опыт ведения войны.

Однако, в русском войске постепенно возрастал негатив по отношению к австрийцам – те из рук вон плохо выполняли свои союзнические обязательства.

Например, от идеи быстро атаковать французов в районе перевала Сен-Готард, Суворов вынужден был отказаться, поскольку союзники вовремя не подготовили вьючных мулов.

Сен-Готард охранялся относительно небольшим французским контингентом, но невыгодное для атакующих расположение увеличивало оборону. Только с третьего штурма, при обходном манёвре, перевал был взят.

Александр Евстафиевич Коцебу (1815 – 1889) «Переход войск Суворова через Сен-Готард 13 сентября 1799 года» (1859)

На следующий день русские двинулись вниз по реке Рейсе…

Туннель с той стороны оборонялся французами, так что и разговора быть не могло пробиваться через эту дыру-мышеловку. Суворов посылает две обходные колонны по 200 и 300 человек, и всё-таки начинает рассчитанный прямой прорыв туннеля Урнер-Лох. Своевременное появление русских в тылу повергло французов в бегство к Чёртову мосту, они перебежали на тот берег и разрушили за собой часть моста.

Русские солдаты под шквальным огнём чинили мост из брёвен рядом расположившегося сарая, связывая их шарфами офицеров. На картине художника Коцебу не очень заметно, что мост разрушен.

Не смейтесь, но та битва, тот безумный переход через Чёртов мост напоминает компьютерную игру-стрелялку, когда (уже на высоком уровне) ничто не может остановить груду ломящихся напролом каких-нибудь зомби…

Александр Евстафиевич Коцебу (1815 – 1889) «Переход Суворова через Чёртов мост» (1857)

После, русская армия вступила в городок Альтдорф.

Примерно в это же время (14-15 сентября) французский генерал Андрэ Массена разбил в сражении под Цюрихом корпус А.М. Римского-Корсакова, тот самый, на встречу с которым шёл Суворов.

Таким образом, выходя из Альтдорфа, наш фельдмаршал прямиком шёл в западню – в Муттенскую долину. Там он узнал о разгроме Римского-Корсакова и собрал военный совет. Решено было прорываться в Гларис. Массена принял все меры, чтобы не выпустить русских из долины.

Массена мечтал взять в плен фельдмаршала Суворова. Массена был амбициозной личностью. Каково же было его удивление, когда бой 19 сентября они проиграли. На следующий день он принял на себя личное командование сражением.

Предприняв ложное отступление, наши втянули французов к виноградникам, где спрятались основные силы. Началась рукопашная.

А что такое, когда русские идут в рукопашный бой знают все! Андрэ Массену свалил с лошади русский Иван (унтер-офицер Иван Махотин) и если бы не подоспевшая помощь к Массене, не видать бы ему маршальского жезла из рук Наполеона, потом в 1804 году.

Прибыв в Гларис, наши войска обнаружили отсутствие всякого присутствия союзников австрийцев – они вообще ушли из Швейцарии. Суворов был в бешенстве.

На военном совете порешили отступать через хребет Паникс высотой до 2500 метров над уровнем моря. 23-24 сентября, отбивая вялые атаки французов, русские солдаты шли по смертельной тропе Паникса.

Лёд, ветер и скалы, движение гуськом, спуск ещё более страшен, чем подъём, Суворов на коне умудряется шутить и петь песни, солдаты благодарны ему за это.

Через сто лет Василий Суриков напишет, быть может, гротескную, картину, посвящённую этому экстремальному переходу

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) «Переход Суворова через Альпы» (1895—1899)

Друзья мои, вот вам одно из важнейших условий эффективности Армии. Маленькая, но очень красноречивая иллюстрация того, откуда у солдат боевой дух берётся! Цитирую также по Петрушевскому (который сам носил звание генерал-лейтенанта русской армии):

Войска вышли из окружения и прибыли в Иланц. Павел I произвёл Суворова в генералиссимусы, и, узнав о предательстве австрийских генералов, разорвал союзнические отношения с Австрией. Суворов возвратился в Россию.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

Источник: http://kaplyasveta.ru/illyustrirovannaya-istoriya-rossii/epizod-94-perexod-suvorova-cherez-alpy.html

Ссылка на основную публикацию