Король, играющий с королевой, макс эрнст — описание картины

XX ВЕК

Я играл с ним в шахматы и мог бы иногда побеждать, только он всегда брал назад свой последний ход, и игра принимала новый оборот.

Марк Твен. «Жизнь на Миссисипи»

ВВЕРХУСеребряные шахматы Сая Эндфилда, создан­ные в 1972 г. в память о матче на первенство мира между Фишером и Спасским. Они практичны, устойчивы, их удобно держать в руках. Хранятся в кожаном футляре, который почти не занимает места в дорожной сумке.СЛЕВАПервый женский международный турнир, состояв­шийся в Лондоне в 1897 г., выиграла англичанка Мэри Радж. На него съехалисьпредставительницы разных стран: канадка Стефенсон, американка Уоррэл, ирландка Перри, итальянка Мюллер — Хартог. Мужчины были обеспокоены тем, что участницы не
двухнедельной турнирной борьбы. Но лишь одной из них не хватиловыносливости, чтобы дойти до конца соревнований.

Двадцатый век принес удивительные достижения в области науки и техники, особенно медицины, транспорта и средств связи.

Никто из тех, кто і января igoo года праздновал наступление нового века, не смог бы представить, что в течение следующего столетия человек научится включать свет, на мгновение прикоснувшись рукой к выключателю, или по своему выбору перелететь в любую часть земного шара, или, сидя дома, будет наблю­дать за космонавтом, шагающим по Луне. И они не смогли бы взять в толк, почему миллионы людей во всем мире разговаривают как бы сами с собой, прижав к уху малень-

СПРАВАКарикатура времен Первой мировой войны. Союзнические державы Россия, Франция, Англия и Япония сбиты с толку последним ходом Германии. Сцена зафиксировала момент, когда А встро-Венгрия объявила войну Сербии, Россия выступила на стороне последней, а Германия объявила войну России и Франции. На их стороне в войну вступила Британия. Начиналась игра всерьез, с настоящими солдатами и оружием.

кую черную коробочку. Что касается компьютеров и Интер­нета, то их сочли бы явлениями потустороннего мира.

В начале XX века Лондон, считавшийся шахматной Меккой, уступил место Нью-Йорку. В 1870-х годах слава лучшего игрока в мире принадлежала Вильгельму Стей — ницу (1836—igoo).

Стейниц, перебравшийся в Нью-Йорк и получивший американское гражданство, завоевал офи­циальный титул чемпиона мира в 1886 году, одержав победу над Цукертортом. Матч меду ними проходил в трех горо­дах: Нью-Йорке, Сент-Луисе и Нью-Орлеане.

Со временем Стейниц уступил этот титул шахматисту из Германии Эммануилу Ласкеру. Это было время бурного развития американского и европейского искусства. Все нормы и традиции были поставлены под сомнение, начались экспе­рименты в поисках новых форм.

На публику обрушивались быстро сменяющие друг друга направления. Ар нуво усту­пил место ар деко. Среди последователей этих стилей, как правило, находились художники, которые трудились над созданием шахмат.

В 1924 году Йозеф Хартвиг создал деревянные шах­маты простой формы в стиле Баухауза. Ман Рей, близкий к кругу как дадаистов, так и сюрреалистов, был заядлым шах­матистом. Он стал автором многих оригинальных шахмат, одни из которых увидели свет, а другие существуют в виде

эскизов. Создавая свои первые шахматы в 1920 году, Рей следовал дадаистской традиции использовать утилитарные предметы, лишая их привычных функций. Он создал шахматы из того, что нашлось в его мастерской: предметов геометрически правильной формы, обломка скрипичного грифа, вазы и шара.

Интуиция художника помогла превратить их в современное произведение искусства. Пирамида стала королем, конус — ферзем, ваза — слоном, фрагмент грифа — конем, куб — ладьей, а шар, к которому для устойчивости была прикреплена пуговица, сделался пешкой.

Шахматы Ман Рея, которые сейчас можно видеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке, проложили дорогу разнообразным формам абстрактных шахмат, которые возникли с тех пор. Ман Рей придумал и другие шахматные фигуры.

Среди них были те, которые, как он надеялся, смогут заменить стаунтоновские на международ­ных соревнованиях.

ВВЕРХУНемецкие шахматы начала XX в. из слоновой кости и серебра; точно такие же были украдены Райаном О’Нилом в фильме «Вор, который приходит к обеду».

Он обратился к чемпиону США по шахматам Франку Маршалу, чтобы узнать его мнение. Маршал, впервые увидевший современные фигуры абстрактной формы, спросил, для какой игры они предназначены! Ман Рей поинтересовался у своего собеседника, что он думает о возможности использовать их на шахматных турнирах. Маршал, обладавший способностью играть несколько

партии одновременно, не глядя на доску, ответил, что для него форма шахмат не имеет значения: он смог бы играть пуговицами или обойтись совсем без фигур.

ВНИЗУ Реклама для лондонского метро 193 о-х гг. В это время город расширялся, и на окраинах появлялись новые кварталы и станции метро. Шахматы с фигурами в виде жилых домов,общественных зданий, стиль которых отражает архитектурные веяния того времени.

Марсель Дюшан и Ман Рей были близкими друзьями и шахматными партнерами. Дюшан, будучи сильным игро­ком, четыре раза представлял Францию на международ­ных турнирах. Ман Рей любил рассказывать историю, кото­рая произошла с его другом, когда тот проводил медовый месяц со своей первой женой.

«В течение первой недели, что они жили вместе, Дю­шан большую часть времени посвящал изучению шахмат­ных задач, — рассказывал он, — и тогда его невеста, доведен­ная до отчаяния, встала однажды ночью, и, пока он спал, приклеила фигуры к шахматной доске. Через три месяца они развелись».

Возможно, именно этот случай нашел отражение в одной из фотографий Ман Рея, на которой запечатлен шахматист, с головой ушедший в игру и не выказывающий ни малейшего удивления тем, что его противником является соблазнительная обнаженная красавица.

Как и у Ман Рея, интерес Дюшана к шахматам нашел отражение в его искусстве. В 1910 году он написал Игру в шахматы, на которой изобразил двух братьев, поглощенных шахматами, в то время как их жены отдыхают в саду на заднем плане. Дюшан выполнил эту сцену в «импрессионистическом» стиле. Позднее он повторил ее в кубистической манере.

В этом же стиле он написал свою известную картину Игроки в шахматы.

Творчество Дюшана связано сразу с несколькими художественными течениями. Он придумал и осуществил дадаистские карманные шахматы из кожи с булавоч­ными головками, в которых целлулоидные шахматные фигуры втыкались в доску, и их нельзя было сдвинуть с места, что превращало шахматы в чистый объект искусства.

ВВЕРХУАвстрийские шахматы из фруктовых пород дерева, популярные в венских клубах и кафе в первой половине XX в. Удобные фигуры, напоминающие стаунтоновские, нравились тем, кто серьезно играл в шахматы. Привлекает внимание резная фигура коня. Слоны по традиции, сложившейся в Восточной Европе, имеют декоративное завершение цвета фигур противника, в данном случае — черную шапочку.

В 1944 году Ман Рей организовал в Нью-Йорке выс­тавку под названием Шахматные образы, на которой экспонировались абстрактные шахматы, предоставленные и выполненные художниками-модернистами, такими как Макс Эрнст, сам Ман Рей, Марсель Дюшан, Ив Танги, Александр Колдер и Джулиан Леви. Все эти экспонаты были созданы воображением художников. Такой коллекции никто прежде не видел. Авторы работ выражали представления модернистского движения в искусстве; они пытались разрушить старые традиции и продемонстри­ровать, что искусство — результат свободного воображения.

Ив Танги создал шахматы предельно простой формы, выбрав в качестве исходного материала ручку швабры. Александр Колдер представил шахматы на деревянных подставках, в которых шурупы скреплялись с деревянной частью, а металлическая часть фигуры имела характерный изгиб, иной для каждой из шести фигур.

Шахматы Джулиана Леви имели яйцевидную форму. Он объясняет, как ему удалось использовать для отливки фигур скорлупу от сваренных всмятку яиц. Автором самых пора­зительных шахмат был Макс Эрнст, создавший абстракт­ные фигуры совершенно необычной формы. Он не мог

представить, что еще в X веке жители русского Новгорода могли бы принять их за шахматы, которые они привыкли держать в руках. Макс Эрнст эксперименти­ровал с различными материалами и предста­вил несколько комплек­тов шахмат, выполнен­ных по оригинальным эскизам. Свои первые шахматы Макс Эрнст в знак благодарности передал своему давнему другу Марселю Дюшану.

СПРАВАДеревянные шахматы, созданные под влиянием абстрактных фигур Ива Танги, сделанных из ручки от швабры и экспонировавшихся на выставке «Шахматные образы» в 1944 г. в Нью-Йорке. Эти фигуры, также сделанные из распиленной деревянной палки и окрашенные в оранжевый и фиолетовый цвета, — весьма практичный вариант абстрактных шахмат.СПРАВА ВНИЗУ «Король, играющий с королевой» Макса Эрнста. Фигуры этой бронзовой скульптурной композиции 1954 г. имеют ту же форму, что и шахматы, экспонировавшиеся на выставке «Шахматные образы» в 1944 г. в Нью-Йорке. Эти шахматы были подарены автором Марселю Дюшану, который в свою очередь делил их со своей второй женой Тини.

Второй брак Дюшана оказался более удачным, возмож­но, потому что Тини, его жена, позволившая ему научить себя играть в шахматы, настояла на том, что они никогда не станут соперничать за шахматной доской.

В январе і gg і года в Лондоне галерея Тейт устроила выставку Искусство и шахматы. Тини Дюшан присутство­вала на вернисаже, состоявшемся в день ее восьмидесяти­летия, в качестве почетного гостя. В программе выставоч­ных мероприятий был показ фильмов, посвященных шахматам. Среди них оказался фильм, снятый Гансом Ричером. В одном из эпизодов Макс Эрнст был показан в

своей мастерской за изготовлением шахматных фигур. Мадам Дюшан была удивлена, так как привыкла считать, что автором этих шахмат, которые позже перешли к ней, был ее муж. Когда на экране появился Эрнст, она воскликнула:

«Я не знала, что их сделал он [Эрнст]».

СЛЕВА

Фотография,, на которой Ман Рей запечатлел своего друга Дюшана (справа) и французского шахматиста Виталия Хальберштадта. Дюшан и

Альберштадт играли за французскую команду, возглавляемую чемпионом мира Александром Алехиным, на шахматной Олимпиаде в 1928 г.

ВСЕ ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Эскизы абстрактных шахмат, сделанные Ман Реем. Некоторые из них были осуществлены между 1943 и 1946 гг. Футляром для шахмат из серебра и красного анодированного алюминия была коробка от сигар.

Другой комплект (вариант того, что помещен в центре) был изготовлен из шлифованной бронзы, к нему прилагался деревянный столик с инкрустированной металлическими вставками доской.

Было изготовлено 50 комплектов таких шахмат, в которых фигура одного из королей была подписана автором.

Источник: http://hmm3.net/xx-vek/

Виллем-Александр и Максима: история невозможной любви короля Нидерландов

Король Виллем-Александр и королева-консорт Максима

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина.

Рассказываем удивительную историю о том, как простая аргентинская девушка превратила жизнь наследника короны в настоящую сказку (именно так, а не наоборот).

Этот принц сегодня ─ король Нидерландов, и 27 апреля ему исполняется 51 год. По этому поводу Королевский дом обновил официальные фотографии монархов ─ любуемся и вспоминаем, как все начиналось. 

Читайте также:  Музей венецианского стекла

Королева-консорт Максима

Король Виллем-Александр

Венценосные супруги

С дочерьми ─ Амалией, Алексией и Арианной

Вместо предисловия

Когда королева-мать Беатрикс в возрасте 74 лет объявила о своем отказе от престола, который занимала на протяжении 33 лет, в пользу сына Виллема-Александра, это сделало ее третьим подряд монархом Нидерландов, добровольно отрекшимся от престола после нескольких десятилетий царствования. 

1980 год: инаугурация Беатрикс

2012 год: последняя королевская «рождественская речь»

Виллем-Александр, в свою очередь, стал первым королем Нидерландов после восхода на престол его прабабушки в 1890 году. Произошло это в 2013 году. 

Знаменательный день в истории Нидерландов: впервые за 123 года на престол вступил мужчина (инаугурация Виллема-Александра 30 апреля 2013 г.)

Про него

Нынешний король родился 27 апреля 1967 года и празднует день рождения на три дня раньше рождения своей бабушки Юлианы. Это значительно облегчило изменение национального нидерландского праздника со «Дня королевы» на «День короля» (первый отмечался 30 апреля как при королеве Юлиане, так и при королеве Беатрикс, которая решила не передвигать дату на 31 января в память о матери).

Принц Нидерландов Виллем-Александр (1974 г.)

Закончив государственную школу в Нидерландах и отслужив в королевском флоте, Виллем-Александр получил диплом магистра в области истории в одном из старейших университетов Нидерландов – Университете Лейдена. 

В студенческие годы Виллем-Александр получил прозвище «пивной принц» за любовь к пенному напитку

Продолжая военную службу и государственную деятельность, будущий король овладел знанием английского, испанского и немецкого языков, помимо своего родного голландского. В 2002 году Виллем-Александр женился на Максиме Соррегьета Черрути, аргентинке с португальскими, итальянскими и баскскими корнями.

Про нее

Королева Максима на четыре года младше мужа – она родилась 17 мая 1971 года в Буэнос-Айресе. Имеет двух родных братьев и одну сестру, а также трех сводных сестер. 

Будущая королева Нидерландов (1971 г.)

Там же, в Буэнос-Айресе, она окончила школу и экономический факультет католического университета. После недолгого периода работы в Аргентине, будущая королева переехала в Соединенные Штаты, где несколько лет занимала управляющие должности в крупнейших международных банках (HSBC James Capel Inc., Dresdner Kleinwort Benson, Deutsche Bank).

Максима Соррегьета (1994 г.)

Весной 1999 года во время весеннего карнавала в испанской Севилье на частной вечеринке она познакомилась с принцем Виллемом-Александром. Сначала Максима не подозревала о том, что общается с наследником королевского престола – он представился девушке, назвав лишь свое имя и не упомянув титул. 

Потом, уже на свадебном банкете, Максима вспоминала, что, узнав кто такой Виллем-Александр на самом деле, она долго смеялась и говорила, что он шутит.

После испанского рандеву пара договорилась встретиться в США… После этого их отношения начали развиваться довольно стремительно: продолжая работать инвестиционным банкиром в Нью-Йорке, Максима часто навещала возлюбленного в Европе, а он в свою очередь летал к ней за океан.

Про них

Король Виллем-Александр и королева-консорт Максима в Монголии (2006 г.)

В мае 2000 года, всего через год после знакомства, Максима перешла на работу в бельгийское представительство Deutsche Bank.

Брюссель, где она жила около года, находится всего в нескольких часах езды от Амстердама (да и других резиденций королевской семьи Нидерландов тоже).

В должности Максима проработала до марта 2001 года: именно тогда Виллем-Александр сделал предложение, которое она приняла, и меньше, чем через месяц, как раз к своему дню рождения, стала нидерландской подданной. 

Свадебный снимок Максимы и Виллема-Александра (2002 г.)

Свадьба состоялась 2 февраля 2002 года в Амстердаме. После гражданской церемонии пара проехала в золотом экипаже по улицам города на венчание – оно прошло на глазах у полутора тысяч гостей с присутствием как голландских, так и аргентинских священников (служба проводилась на голландском языке и частично ─ на английском и испанском). 

Для церемонии бракосочетания Максима выбрала простой, но элегантный туалет от Valentino.

После свадьбы Максима получила титул «принцесса Нидерландов», а после коронации в 2013 году стала первой нидерландской королевой-консортом (супругой короля), родившейся за пределами Европы. На протяжении пятнадцати лет королевская пара служит примером счастливого брака, что их подданные любят и безгранично ценят. Однако так было не всегда.

Трудное начало

Новость об отношениях (а затем и помолвке пары) породила огромное количество слухов и дискуссий. Дело в том, что отец Максимы ─ Хорхе Соррегьета, бывший министр сельского хозяйства при правительстве аргентинского диктатора Виделы. Он занимал этот пост в начальных стадиях «реорганизации» диктатуры, которая привела к репрессиям, затронувшим десятки тысяч аргентинцев. 

Король Нидерландов, сумевший отстоять свою любовь.

Помолвка должна была быть официально одобрена Парламентом Нидерландов – эта формальность является обязательной для наследного принца, если он хочет сохранить свои притязания на престол.

Несколько консервативных политиков открыто выступали против брака Виллема-Александра и Максимы, дочери министра диктаторского режима. Впрочем, несмотря на недовольные возгласы, разрешение было получено.

А вот  возможность присутствия отца невесты на свадьбе обсуждалась на протяжении нескольких месяцев.

Члены королевской семьи очень тепло приняли аргентинку (Виллем-Александр, Беатрикс и Максима во время визита в Чили, 2016 г.)

По указу председателя Парламента, голландские профессора по латино-американской истории исследовали роль отца Максимы в тех исторических событиях. Они сделали вывод, что Хорхе Соррегьета не был напрямую вовлечен в многочисленные репрессии, происходившие в те годы в Аргентине, но в силу своей должности не мог и не знать о них.

Эта драма много месяцев смаковалась на страницах голландских и других европейских газет, и разрешилась запретом на посещение свадьбы отцом невесты. Таким образом, родители Максимы не присутствовали на ее бракосочетании с Виллемом-Александром: отец по официальному запрету, а мать – из-за решения не ехать на торжество в одиночку.

Признание

Голландцы не сразу полюбили будущую правительницу – на момент объявления помолвки аргентинка знала на национальном языке лишь несколько разговорных фраз. Потом, правда, ее латиноамериканская открытость, эмоциональность и «живость» (в отличие от матери Виллема-Александра, Максима не дистанцировалась от народа) победили. 

В 2003, 2005 и 2007 годах у пары родилось три дочери: Амалия, Алексия и Арианна.

Старшая из девочек Катарина-Амалия (справа) ─ первая в очереди на престол (2018 г.)

Признанию поспособствовало и то, что Максима за несколько месяцев выучила язык и начала свободно на нем обращаться.

Это очень впечатлило жителей страны, также как и ее занятость в многочисленных благотворительных проектах (для одного из них она проплыла по ледяным каналам Амстердама).

Сейчас, будучи уже королевой, Максима вовлечена в разные социальные и политические дискуссии, такие, например, как интеграция иммигрантов в нидерландское общество.

На свадьбе двоюрдного брата Виллема-Александра, нидерландского принца Питера-Кристиана (2005 г.)

На бракосочетании принцессы Норвегии Марты Луизы (2002 г.)

На всех мероприятиях, которые она удостаивает своим присутствием, Максима отличается элегантным, но при этом ярким стилем, включающим в себя наряды как от французских кутюрье, так и от начинающих голландских дизайнеров. Королевская пара посещает множество государственных и общественных международных мероприятий, при этом уделяя большое внимание воспитанию своих дочерей, наследниц престола, Амалии, Алексии и Арианны. 

Королевская чета на отдыхе (Австрия, 2017 г.)

Королевская чета на отдыхе (Австрия, 2017 г.)

Источник: http://www.marieclaire.ru/psychology/king-willem-alexander-and-queen-maxima-love-story/

С днем рождения, максима: 15 фактов о королеве нидерландов

Сегодня, 17 мая, жители Нидерландов отмечают большой праздник — день рождения своей любимицы, королевы Максимы. Супруге короля Виллема-Александра исполняется 43 года. В это довольно сложно поверить, потому что выглядит Максима просто прекрасно.

Она родилась в Аргентине и никогда не имела никакого отношения к королевскому двору. Девушка работала в банке и даже не могла подумать о том, что когда-то она встретит настоящего принца, а впоследствии станет королевой далекой страны и родит трех дочерей — наследниц нидерландского престола. По случаю ее дня рождения HELLO.

RU собрал несколько интересных фактов об этой удивительной и очень улыбчивой женщине.

Королева Максима

1. До знакомства с Виллемом-Александром Максима работала вице-президентом по продажам в странах Латинской Америки в одном из банков Нью-Йорка. Эту престижную должность девушка получила в возрасте 25 лет.

2. Королева в совершенстве владеет тремя языками — испанским, нидерландским и английским. Также очень хорошо знает французский язык.

Король Виллем-Александр и королева Максима

3.Во время знакомства с Виллемом-Александром Максима не знала, что он принц. Впервые они встретились на вечеринке друзей, где он представился просто как Александр. Позже когда будущий король рассказал ей правду, она рассмеялась, подумав, что он шутит. Долгое время Максима не говорила своим родителям об истинном происхождении своего жениха.

Максима и Виллем-Александр с детьми

4.Вторая встреча Максимы и Виллема-Александра произошла в Нью-Йорке. Принц, влюбившись в нее с первого взгляда, специально приехал к ней, а девушка к тому времени даже забыла, как он выглядит.

5. Отец Максимы, Хорхе Соррегьета, был министром сельского хозяйства в правительстве аргентинского диктатора Рафаэля Виделы, режим которого вошел в историю как один из самых кровавых в Латинской Америке.

Когда Виллем-Александр представил правительству свою невесту, депутаты Голландского парламента выступили против нее. Они заявили, что дочь такого отца не может стать их королевой, и если Виллем-Александр все же решится взять ее в жены, то ему придется отказаться от престола.

Как вы помните, будущего короля такое заявление не испугало — он сообщил, что скорее откажется от трона, чем от Максимы.

Свадьба Максимы и Виллема-Александра

К счастью, Виллему не пришлось делать выбор, непростую ситуацию решил премьер-министр Вим Кок. Он сказал, что дочь не должна отвечать за поступки своего отца. Свадьбу одобрили, но с тем условием, что отец Максимы не будет присутствовать на торжественной церемонии. В итоге не пришли оба родителя — они смотрели свадьбу дочери по телевизору.

6. Перед свадьбой Максима подписала протокол, согласно которому ее отцу запрещено посещать любые торжественные мероприятия и важные события в ее жизни. Решиться на такое было непросто, однако Максима призналась, что понимает королеву Беатрикс и правительство Нидерландов и уважает их мнения. Также Максима сообщила, что в семье поняли ее решение и они с отцом продолжают оставаться друзьями.

Свадьба тогда еще принцессы Максимы и принца Виллема-Александра

7. Ради того, чтобы быть рядом с принцем, Максиме пришлось приложить немало усилий. Девушка выучила язык, историю и культуру его страны, а также приняла протестантский обряд Виллема-Александра, который принадлежит к Нидерландской реформаторской церкви.

8. Максима не является аристократкой и никогда не принадлежала к королевскому дрвору, поэтому ее свадьба с Виллемом-Александром нарушила полуторавековую традицию страны. Согласно ей все наследные принцы и принцессы династии могли обручаться только с представителями немецких королевских и княжеских домов. 

Виллем-Александр и Максима на Концерте свободы 

Читайте также:  Описание великолепного музея алмазов в амстердаме

9. Максима стала первой неправящей королевой с 1890 года, а также первой королевой не из Европы.

10.Она является председателем Совета попечителей Фонда принца Клауса, который занимается поддержкой неизвестных художников.

Королева Максима

11.У Максимы есть собственный герб, который она получила после того, как вышла замуж за Виллема-Александра.

12. Максима — близкая подруга принцессы Монако Шарлен. Они поддерживают и помогают друг другу даже на расстоянии.

Шарлен

13.Максиму характеризуют как хорошую, добрую и очень улыбчивую королеву. Кроме того, она является неплохим психологом. После ее разговора с Масако Овада, состояние здоровья наследной принцессой Японии улучшилось.

Напомним, что последние 9 лет Масако страдает тяжелой формой депрессии из-за неспособности родить наследника престола.

Она почти не появляется на публике, однако Масако посетила церемонию инаугурации Виллема-Александра после просьбы Максимы.

Принцесса Масако, кронпринц Нарухито, король Виллем-Александр и королева Максима

14.В одном из своих интервью Максима заявила, что даже став королевой, она сохранит свою самобытность. Я латиноамериканка и я ею останусь. Я танцую, пою и буду продолжать это делать. Кроме того, она призналась, что пытается «втянуть» в свои забавы и Виллема. Я пытаюсь растолкать его, но у него не получается плавно двигать бедрами.

Король Виллем-Александр и королева Максима отмечают их первый День Короля

15. Максима — одна из немногих королевских особ в мире, которая открыто защищает права гомосексуалистов. Также она является первой королевой, посетившей конференцию по правам сообщества ЛГБТ.

Источник: http://ru.hellomagazine.com/monarkhi/vse-o-monarkhiyakh/3249-s-dnem-rozhdeniya-maksima-15-faktov-o-koroleve-niderlandov.html

— Сумасшедшие короли и королевы прошлых веков

В истории человечества очень редко встречаются хорошие, умные, предприимчивые правители, которые действительно многое сделали для своего народа. Чаще всего мы видим «пустышек», которые весело проводили жизнь, не задумываясь о проблемах своей страны.

Правда, бывали и такие правители, что наводили ужас на подданных своей ненормальностью. Что греха таить — к подобным отклонениям частенько приводили кровосмешения, которые были очень популярны среди аристократов и лиц королевской крови тех времен.

В данном посте публикуется несколько имен наиболее «ненормальных» королей и королев.

Конечно же, список субъективный, и немало сумасшедших и просто странных императоров, королей, князей и царей не попали в обзор.

Если вы хотели бы видеть кого-нибудь из пропущенных «знаменитостей» в одном из последующих постов, просто напишите об этом в комментариях, и мы через некоторое время выполним «заявку».

Кроме того, если вы сами можете что-то рассказать другим читателям — тем более пишите в комментариях, многие, и я в том числе, будут вам за это благодарны.

Георг III

Король Георг III правил Великобританией и Ирландией около 59 лет. Его правление омрачалось постоянными бунтами, войной с Францией, неудачными отношениями с колониями Англии в Северной Америке. Несмотря на то, что этот король был самым многодетным почти за всю историю Англии, его мозг, в отличие от тела, был болен.

Начиная с 1789 года король начинает страдать приступами профирии, во время которых становится совершенно невменяем. Современные историки полагают, что его безумие и слепота, настигшая короля в последние годы его жизни, были вызваны ничем иным, как отравлением мышьяком. Похоже на то, что кто-то постоянно травил монарха, постоянно примешивая мышьяк к еде и питью короля.

Несмотря на все болезни, умер король в возрасте 82 лет.

Хуана I Безумная

Да, прозвище такое королева Кастилии получила не напрасно, хотя в детстве и отрочестве, казалось бы, ничего не говорило о будущих проблемах с «головой». Хуана Кастильская стала таковой после смерти ряда родственников (естественной смерти), благодаря чему она стала королевой.

Ее муж, Филлип I, которого еще называли Красивым, внезапно умер буквально через год после того, как Хуана стала королевой. После смерти своего супруга королева впала в невменяемое состояние, фактически, она сошла с ума.

Может ли нормальный человек возить гроб с телом супруга по всей стране, не давая похоронить, и периодически вскрывать гроб, чтобы полюбоваться на возлюбленного? В общем, после всего этого, ее родственники спешно взяли бразды правления в свои руки. Филиппа похоронили, Хуану по распоряжению отца отправили в замок Тордесильяс.

Она оставалась там до 1555 года, несмотря на то, что считалась королевой до самой своей смерти в том самом 1555 году. Умерла она в возрасте 73 лет.

Карлос II — Испания

Этот король был с детства чрезвычайно некрасив, можно даже сказать — уродлив. Все дело в том, что коэффициент инбридинга у него составлял около 25%, то есть он появился на свет после череды кровосмесительных связей испанских правителей.

Мальчик был не только уродлив, но и слаб умом, что, в принципе, объясняется не только тем, что генный аппарат Карлоса II изуродован до неузнаваемости, но и тем, что родители его очень долго ограждали от образования и вообще от умственных нагрузок, боясь за его здоровье.

Период его правления ознаменовал себя ослаблением роли Испании в Европе, которая внезапно из блестящей державы стала второразрядной страной.

Карл VI, Франция

Этот король стал безумным не сразу, а как-то постепенно, особенно заметным расстройство ума стало в апреле 1392 года, когда король впервые перенес «лихорадку, сопровождавшуюся длительной горячкой». После этого он стал очень раздражительным, выходил из себя из-за любого резкого звука.

Уже через несколько месяцев король пошел в военный поход, собрав значительное воинство. Однако сразу после выезда из города ему показалось, что за ним стал бежать какой-то оборванец, крича «остановись, король! Тебя предали». Сразу же король бросился на своего пажа, убив его, потом погнался за своим братом.

Не догнав его, стал бросаться на собственных рыцарей, пока его лошадь не повалили, а король впал в кому. Через три дня он пришел в себя, и немедленно назначил пенсии для вдов и детей убитых. После этого король отказывается от власти, отдав бразды правления своим дядям.

После этого с королем случилось еще несколько приступов, после чего он впал в полное безумие с периодическими приступами просветления. То королю казалось, что он стеклянный, и может разбиться, то он в течение пяти месяцев отказывался мыться и бриться, то бросался с кулаками на каждого, кто оказывался рядом.

Сейчас есть две версии сущности и причины болезни короля — одна говорит о возможном отравлении, вторая — о маниакально-депрессивном психозе.

Афонсу VI

Этот король очень сильно заболел в три года, в результате чего левая половина его тела была частично парализована, а его разум помутился. К примеру, когда умерли его старшие братья, будущий король воскликнул: «Ура! Теперь я буду королем Португалии!».

Уже в зрелом возрасте Афонсо VI вел себя так же, как и в юношестве: ездил по городу с молодыми людьми и пьянствовал в кабачках.

Он не желал ни учиться, ни править страной. В общем, король делал, что хотел, пока его собственная мать не воспротивилась такому «правлению».

Несколько лет мать и сын воевали, пока мать не победила, и королем не стал младший брат Афонсу, Педру. В ноябре 1667 года Афонсу заставили отречься от престола.

Источник: https://xage.ru/sumasshedshie-koroli-i-korolevyi-proshlyih-vekov/

Макс Эрнст

Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. Его отец, человек своенравный и властный, работал в школе для глухонемых, и в свободное время занимался акварелью. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки.

У Макса было шестеро братьев и сестра. Рисовать Макс начал с пяти лет. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств.

Еще в гимназические годы Макс Эрнст любил читать Макса Штирнера, Флобера, увлекался оккультизмом, а в студенческие годы начал интересоваться психиатрией и даже посещал больницу для душевнобольных.

Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году.

Его кумирами стали Ван Гог, Гоген, Моне, позже – Кандинский, Делоне и Марке, с которым ему посчастливилось познакомиться лично. В начале 1910-х годов Эрнст вступил в общество художников «Молодой Рейн».

В это же время он выставил несколько своих работ в одном из боннских книжных магазинов и в галерее в Кельне, затем познакомился с Аполлинером и Делоне, съездил в Париж и принял участие в Первом осеннем берлинском салоне, который организовало издательство «Штурм».

С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом, и в 1919 году в Кельне участвовал в создании группы дадаистов – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы.

Дадаисты устраивали скандальные выставки под лозунгом «Все, что прежде не было искусством, теперь приравнивается к искусству. Дада победит!».

«Дада» – слово, означающее и все, и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику.

Что нередко выражалось в алогичном сочетании людей и вещей в художественных композициях, в подчеркивании контраста между природой и техникой… Их излюбленный художественный прием – коллаж, в основе которого – комбинация различных контекстов, приводящая к новой изображаемой реальности.

«Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов.

К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Затем к оставшемуся добавлялся рисунок какого-то прибора, неожиданное название – и у зрителя возникали совершенно новые ассоциации.

Идеологом дадаизма, возникшего в 1916-1918 годах в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, был молодой писатель Андре Бретон.

В том же 1919 Макс Эрнст создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ.

Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций.

«Однажды в 1919 году, оказавшись в дождливую погоду в одном городе на берегу Рейна, я был поражен наваждением, приковавшим мой взор к страницам иллюстрированного каталога, на которых красовались предметы антропологического, микроскопического, психологического, минералогического, палеонтологического толка.

Читайте также:  Музей шоколада в кёльне

Я нашел там собранные воедино настолько различные фигуративные элементы, что сама абсурдность этого собрания вызвала во мне внезапное усиление зрительно-пророческих способностей и противоречивых, двойственных, тройственных и множественных образов, накладывающихся друг на друга с настойчивостью и быстротой, свойственными любовным воспоминаниям и образам в полусне…», – писал Эрнст в книге «За пределами живописи».

Художник использовал и другие автоматические техники. Например, вешал банку с краской на высоте 1-2 метра над полотном и раскачивал ее в разных направлениях. Из просверленной в банке дырочки жидкая краска попадала на холст. Затем причудливые изображения обрабатывались согласно свободной фантазии художника.

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием», – писал Андре Бретон.

В 1921 году Бретон устроил в Париже выставку работ Эрнста, которая прошла с большим успехом. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году, издал знаменитый «Манифест сюрреализма».

В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов, изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного.

Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты устраивали шумные демонстрации и многочисленные собрания, писали воззвания в поддержку этого направления. Был основан журнал «Сюрреалистская революция».

Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов, ищущих золотое руно.

Основным методом сюрреализма стал метод изучения внутреннего мира человека и фиксации подсознательных образов, сновидений, свободных ассоциаций. Для того, чтобы добиться точной передачи внутренней иррациональности, сюрреалисты устраивали сеансы гипноза и пр.

Их интересовали случайные и бессознательные образы, которые возникают в ходе таких занятий. Затем это становилось темой их причудливых произведений. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р.

Деснос), который что-то достает из небольшого ящичка, а за пишущей машинкой жена А. Бретона записывает то, что он говорит.

В картине Эрнста «На встрече друзей» изображен спиритический сеанс группы будущих сюрреалистов и тех, кого они считали своими предшественниками. Сам автор оказался сидящим на коленях у Федора Достоевского.

В первое время после переезда в Париж Макс Эрнст поселился у своих друзей, поэта Поля Элюара и его жены, Галы. В свободное время он расписывает стены их дома причудливыми фигурами (всего таких настенных росписей было создано 17).

Участвует в собраниях сюрреалистов, в спорах о том, можно ли художнику изобразить нечто транцендентальное, невидимое сознанию. Большинство считали, что это возможно.

В том числе и Макс Эрнст, экспериментируя при помощи разных графических приемов.

Осенью 1925 года в Галерее сюрреалистов были показаны новые работы Макса Эрнста, а в марте 1926 года с большим успехом прошла еще одна выставка его работ в Париже. В том же году вышла в свет книга Эрнста под названием «Естественная история» или «История природы».

При создании этой книги иллюстраций художник также использовал технику фроттажа. Переводил на бумагу текстуру какой-либо шероховатой по фактуре поверхности (чаще всего из природных материалов, например, необструганного дерева), протирая бумагу грифелем, красками или углем. В результате художник получал изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, которое затем он уже дорабатывал.

Так же было создано знаменитое изображение глаза, прожилки белка которого спроецированы с прожилок листика дерева. Пожалуй, дерево и его листва вообще были наиболее любимым исходным материалом для фроттажей этого художника.

Хотя он использует любые характерно выраженные материалы: камни, ракушки, керамику, даже курительные трубки. И создает множество совершенно ни на что не похожих картин, изображая историю природы.

Это картины: «Ловушка для самолетов» с разрушенной техникой, которую быстро скрывает буйная растительность, «Радости жизни» маленьких существ богомолов, живущих в зарослях фантастического леса.

В 30-е годы к Максу Эрнсту понемногу приходит широкое признание. Его начинают публиковать и у его произведения появились покупатели.

В 1931 году в Нью-Йорке прошла персональная выставка художника, а в 1936 году – там же большая выставка под названием «Фантастическая живопись, дадаизм и сюрреализм».

В 1934 году в Цюрихе была организована выставка «Что такое сюрреализм?», где произведения Эрнста были также широко представлены.

В 1930 году сюрреалисты Сальвадор Дали и Луис Бунюэль сняли фильм «Золотой век», в котором Макс Эрнст сыграл роль предводителя разбойников.

Специалисты считают, что знаменитая шокирующая сцена в фильме «Андалузский пес» Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля, когда бритва вонзается в глаз женщины, возникла под воздействием картины Макса Эрнста, на которой пронзенный глаз выступает символом истинного, внутреннего зрения.

Когда в Германии к власти пришли фашисты, творчество Эрнста, как и других дадаистов и сюрреалистов, было ими причислено к «дегенеративному искусству». Затем в 1939 г. во Франции его интернировали как подданного враждебного государства. Он попадает в лагерь, из которого ему удалось спастись лишь с помощью своего друга Поля Элюара.

В 1941 году он переезжает в США, где вначале живет в Нью-Йорке. В 1942 году выставки его работ прошли в нескольких городах, журнал «View» посвятил его творчеству отдельный выпуск. В этом же году Эрнст женился на Пегги Гуггенхайм, но брак этот был не долог, в 1946 году супруги разошлись.

В 1945 году Макс Эрнст принял участие в конкурсе с картиной «Искушение святого Антония» и получил премию, что позволило ему вместе с новой женой, художницей Дороти Таннинг, обосноваться в Аризоне. Здесь, рядом с индейским поселком Седона, ими собственноручно был выстроен удивительный дом.

Постройки своей усадьбы хозяин украшал фигурками похожими на индейские. Поднятая вверх рука либо приглашала в дом, либо призывала идущих остановиться. Множество различных масок, вырезанных Эрнстом на бетоне и потом отгравированных, украшали стены дома художников.

На границе их владений Максом был возведен из бетона еще один хранитель домашнего очага, знаменитый «Козерог». В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Рога у Козерога сделаны из рессоры автомобиля, скипетр – из молочных бутылей, а верх – украшен коробкой из-под яиц.

Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Зато рот – как и у папы, и у свирепого тотема! – с чрезмерно оттопыренными губами.

Через волосы сидящей рядом королевы-мамы проплывает, как сквозь водоросли , рыба, образуя подобие короны. И фигура королевы напоминает виолончель.

На одной из фотографий – все семейство в сборе: на коленях у Козерога сидит жена художника, у нее в изголовье, на пару с ангелом- хранителем и сам Макс.

Тогда, кстати, газеты назвали «Козерога» «монументальной ошибкой».

Работы Макса Эрнста этого периода действительно напоминают индейские маски и скульптуры, но это заимствование нельзя назвать поверхностным. Оно, скорее, было содержательным, в точности сохраняющим соответствующие ритуальные функции .

Эрнст, как и его друзья, Андре Бретон и Поль Элюар, увлекался этнологией, коллекционированием артефактов неевропейской культуры, ища в ней новые идеи. К неевропейцам сюрреалисты относили жителей Океании, американских индейцев и т.п.

В середине 20 годов в Париже сюрреалистами была изготовлена своеобразная «Карта мира» с преувеличенными размерами таких стран, как Россия (родина революции большевиков), Китай и Лабрадор (последнее пристанище индейцев).

Но на карте не было, к примеру, Франции.

Европейцам-сюрреалистам казалось, что «примитивное искусство» отвечает на какие-то важные вопросы. Считалось, что художники-примитивисты имели непосредственную связь с «потусторонним», что магия влияла как на художественный акт, так и на самого творца.

Изображения масок, скульптур, представляющих неевропейское искусство, стали популярными на европейских выставках и в журналах того времени. В коллекции Эрнста было немало произведений «океанического» искусства – циновки, деревянные изделия, керамика.

Летом 1952 года Макс Эрнст прочитал в университете Гонолулу серию из 30 лекций на тему: «Следы влияния так называемого примитивного искусства на нашу культуру».

Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы, и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу.

Эрнста интересовало, насколько идентичны механизмы познания культуры в этих двух системах и каким образом сама эта культура передается. Особенно это казалось важным после Второй мировой войны, которая привела европейцев к осознанию своих ошибок, к коллапсу прежней идеологии в Европе.

Первые контакты с «неевропейской цивилизацией» у Макса Эрнста возникли еще в 1924 году во время поездки по Юго-Восточной Азии, куда он и Гала Элюар устремились в поисках Поля Элюара. До этого были посещения музеев во время обучения в Бонне.

По мнению многих, и сам Макс Эрнст обладал умением создавать непосредственную связь с «потусторонним» . В своем творчестве он не просто заимствовал у примитивистов идеи, важнее то, что непосредственно художественный подход у Эрнста и у примитивистов совпадали.

Выполненные Эрнстом вытянутые фигурки мужчин и женщин в скульптуре «Лунная спаржа» поразительно похожи на новогвинейские скульптуры. Еще больше усиливала магический эффект фотосъемка этих фигур при луне…

В Нью-Йорке Эрнст с Бретоном и Леви Строссом организовал «Охотничье общество». Имелось ввиду увлечение друзей собирательством, походами в Музей естественной истории, по антикварным лавкам торговцев стариной, где, как пишет Л. Стросс: «по темным кладовкам экспонаты молятся и обучают вас языку птиц и лягушек».

Джимми Эрнст, сын художника, отмечал разительное совпадение ландшафтов Аризоны с теми пейзажами, которые его отец рисовал, еще живя во Франции. И чтобы «приручить» Аризону, Макс Эрнст создал в 1951 году серию миниатюрных пейзажей Аризоны «7 микробов, наблюдаемые через темперамент». Некоторые из них были размером с почтовую марку и он назвал их «картинами-микробами».

В 1953 году Макс Эрнст вернулся в Европу, во Францию, где прожил еще более 20 лет. В 1952 он был принят в шутовской «Коллеж патафизики». Поначалу он обосновался в Париже, но 1963 году переселился на юго-восток Франции, в провансальский городок Сейян. Умер художник 1 апреля 1976 года в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия.

Источник: http://artdosug.ru/archives/2332

Ссылка на основную публикацию