Мадонна с младенцем, святой анной и ангелами, мазолино да паникале и мазаччо

Мазаччо – реформатор живописи эпохи Кватроченто/Классики/Дом Художников

художник: Мазаччо [Томаззо ди Джованни ди Симоне Кассаи]
годы жизни: 1401-1428
виды изобразительного искусства: живопись, художественная роспись (фрески)
эпоха: кватроченто

Мазаччо. Биография

Почётная роль представлять живопись флорентийского Кватроченто выпала на роль художника Томаззо ди Джованни ди Симоне Кассаи, известного под именем Мазаччо.

Он родился 12 декабря 1401 года в семье нотариуса, в местечке Сан Джовани Вальдарно недалеко от Флоренции.

 Мазаччо. Автопортрет

Его отец умер совсем молодым в возрасте 27 лет (его знаменитому сыну было отпущено прожить столько же). Будущему художнику было всего пять лет, когда его отец отошёл в мир иной.

Его мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вторично вышла замуж за престарелого местного аптекаря Тедеско ди Мастро Фео, который умер, когда Томаззо было 16 лет. Томаззо стал старшим мужчиной в семье, её кормильцем.

По воспоминаниям современников он был добрым, отзывчивым человеком, никому не отказывающим в помощи, часто в ущерб себе. За невнимание к окружающей жизни и одежде тосканцы дали ему прозвище Мазаччо (“Неуклюжий”).

В 1418 году Томаззо отправился во Флоренцию учиться живописи. По свидетельству Вазари его первыми учителями были Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано.

Сейчас это мнение считается ошибочным, в пользу чего свидетельствует тот факт, что Мазаччо получил звание мастера живописи и был принят в цех врачей и аптекарей (в то время туда входили и аптекари) на год раньше Мазалино.

К тому же, живопись этих мастеров совершенно разная, работы Мазаччо не носят никаких следов их влияния.

Вероятней всего, Мазаччо учился в мастерской Биччи ди Лоренцо, одного из самых известных художников того времени. Но подлинной школой для Мазаччо стало общение с выдающимися мастерами раннего Возрождения – архитектором Брунеллески и скульптором Донателло.

В 1424 году Мазаччо становится членом гильдии Св. Луки – организации флорентийских художников. Этот год отличен началом сотрудничества с Мазолино.

Бесспорно, Мазолино был крупнейшим художником первой половины XV века, его манера была близка и понятна современникам, которых привлекала аристократическая готика с её религиозной сказочностью и нарядностью. Это давало возможность Мазолино получать хорошие заказы, что определило его лидерство в организации работ.

Мазаччо была отведена роль помощника. Неординарность ситуации заключалась в том, что молодой помощник оказал большое влияние на творчество своего именитого старшего товарища.

Мазаччо. Картины

Одна из сохранившихся ранних совместных картин Мазаччо и Мазолино – “Мадонна с младенцем и Св. Анной” была написана для церкви Сант Амброджо около 1424 года.

 Мазаччо, Мазолино. “Мадонна с младенцем и Св. Анной”

Доля авторства каждого художника до сих пор вызывает споры. Вазари приписывал Мазаччо авторство всей картины. Искусствовед Роберто Лонги считал, что кисти Мазаччо принадлежит Мадонна с младенцем и правый ангел, который держит занавес, а всё остальное написано Мазолино, которому, вероятно, и была заказана картина.

В картине сохранена средневековая иконографическая схема сюжета “Св. Анна втроём” (на коленях у Анны сидит Мария, а на коленях Марии – младенец Христос). Но уже в этой картине Мазаччо смело берётся за решение проблемы пространственной глубины и композиции, моделировки человеческого тела.

Картина наполнена декоративной красотой – характерной особенностью его работ.

В 1426 году в Пизе за невысокую плату Мазаччо создал большой алтарный полиптих для капеллы монастыря Санта Мария дель Кармине.

Сейчас трудно представить, как он выглядел изначально, потому что уже в XVIII веке этот образ был разрознен и сейчас его части находятся в музеях и собраниях разных стран мира.

Центральная часть алтаря “Мадонна с младенцем и ангелами” находится в лондонской Национальной галерее.

 Мазаччо. “Мадонна с младенцем и ангелами”

В “Мадонне с младенцем и ангелами” декоративные элементы отошли на задний план. Изображение построено строго по законам перспективы Джотто. Здесь Мазаччо уже умело использовал трёхмерное пространство для создания скульптурной объёмности фигуры Мадонны. Благодаря прекрасному знанию анатомии безупречно написаны фигуры ангелов.

Мазаччо. Фрески

Фрески всегда были во Флоренции наиболее почитаемым видом искусства. Фрески украшали церкви и дворцы, домашние часовни и общественные здания не только внутри, но и снаружи. Как и у Джотто, фрески составляют основу художественного наследия Мазаччо.

И, как Джотто, Мазаччо занимает выдающееся место в истории фресковой техники. Основным трудом и вершиной творчества художника были фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428). Заказчиком был знаменитый флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи.

Расписывать капеллу начал Мазолино в 1424 году, потом его работу продолжил Мазаччо, и только через 50 лет после смерти Мазаччо она была закончена художником Филиппино Липпи. К сожалению, состояние фресок капеллы Бранкаччи оставляет желать много лучшего.

Они сильно пострадали от копоти большого пожара в 1771 году, и уже в XVIII веке несколько раз реставрировались. К счастью, в 1988 году фрески были восстановлены в первоначальном виде. Капелла Бранкаччи небольшая по размеру. Фрески шли в три ряда над панелью, расписанной под мраморную облицовку.

Кисти Мазаччо принадлежат фрески: “Изгнание из рая”, “Чудо со статиром”, и фреска на алтарной стене – “Крещение новообращённых”.

 Мазаччо. “Крещение новообращённых”

Это первое реалистическое изображение человеческого тела. По средневековой традиции человеческие фигуры изображались так, что “ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках” (Вазари).

Мазаччо придал им устойчивость. Тела Адама и Евы не только анатомически правильные, их движения естественны, художник прекрасно передал их чувство стыда и отчаяния.

А изображение ангела с мечом в руке создаёт иллюзию пространства.

 Мазаччо. “Изгнание из рая”

Мазаччо. “Чудо со статиром” и “Мадонна, щекочущая младенца”

В основу положена библейская история о сборщике городских податей, потребовавшего у Христа и его апостолов статир (древнегреческая монета) за возможность пройти в город. Христос приказал Петру поймать в озере рыбу и вынуть у неё изо рта монету. Пётр действительно нашёл статир во рту рыбы и отдал сборщику податей.

 Мазаччо. “Чудо со статиром”

Отдавая дань средневековой традиции, Мазаччо разместил три разновременных эпизода многофигурной композиции на одной плоскости.

Но в нарушение той же традиции сцены в ней не идут одна за другой, художник собирал их отдельными смысловыми группами, но с таким художественным расчётом, чтобы последовательность происходящего была очевидной. Мазаччо блестяще решил проблемы воздушной и линейной перспективы.

Вдоль уходят холмы и деревья, фигуры свободно размещаются в пейзаже, между ними создаётся как бы воздушная среда.

Мазаччо превратил библейскую легенду в живое повествование, придав портретные черты группе учеников Христа в центре: правая крайняя фигура считается автопортретом Мазаччо, в лице слева от Христа угадывается сходство с Донателло. Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи с момента их появления стали настоящей школой живописи для многих поколений художников. Сюда приходили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Рафаэль, Микеланджело, чтобы познакомиться с работой основателя ренессансного реализма.

Фреска “Троица” (1427-1428) во флорентийской церкви Санта Мария Новелла стала классическим образом алтарной композиции.

  Мазаччо. “Троица”

Впервые в настенной живописи Мазаччо применил полную перспективу. Художник построил композицию таким образом, что по мере удаления изображение уменьшается.

Около 1426 года Мазаччо по заказу будущего кардинала Антонио Казини пишет небольшую картину “Мадонна, щекочущая младенца”.

 Мазаччо. Фрески в капелле Бранкаччи

Картина замечательна тем, что передаёт нежные человеческие чувства: любящая мать играет с радостно улыбающимся ребёнком. В 1947 году картину удалось найти среди произведений, похищенных нацистами во время второй мировой войны. Сейчас она находится в галерее Уффици.

 Церковь Санта Мария дель Кармине

В августе 1428 года, не завершив росписи в капелле Бранкаччи, Мазаччо по приглашению Мазолино (предположительно для участия в выполнении большого заказа) уехал в Рим и даже успел приступить к росписи фрески “Голгофа” в церкви Сан Клементе, когда он неожиданно скончался. Можно только горько сожалеть о том, сколько шедевров не были созданы…

Читайте также:  Король, играющий с королевой, макс эрнст - описание картины

Место Мазаччо в искусстве трудно переоценить. По словам Вазари, “он первым поставил людей на ноги”, решил проблемы перспективы, дал новый образ человека, наделённого чертами демократизма, исключающего всякую сословную ограниченность.

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: canvasreplicas.com, finearttouch.com, paradoxplace.com, rapgenius.com, artchive.com, gfmer.ch, artexpertswebsite.com, commons.wikimedia.org, ice-nut.ru, openlab.citytech.cuny.edu

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Отзывы о самых нашумевших выставках, фильмах, спектаклях – на портале 2queens.ru!

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Mazachcho—reformator-zhivopisi-epohi-Kvatrochento.aspx?ID=1037

МАЗАЧЧО

МАЗАЧЧО (1401–1428) (Masaccio) – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Giovanni di Simone Guidi) – великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто.

Он родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет.

Мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вышла замуж вторично – за местного аптекаря, который также умер, когда Мазаччо было 16. Он приехал во Флоренцию учиться живописи.

Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511–1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни.

Одними из его первых учителей считаются Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано, хотя живопись этих двух мастеров совершенного разного склада, и в произведениях Мазаччо отсутствуют видимые признаки влияния их творчества. Подлинной школой для Мазаччо стало его общение с Брунеллески иДонателло.

В 1422 Мазаччо внесли в списки членов корпорации врачей и аптекарей, к которой принадлежали и художники, с 1424 он стал членом гильдии св. Луки.

Самой ранней картиной Мазаччо считается алтарный образ Мадонна с младенцем, св. Анной и ангелами (ок. 1420, Флоренция, галерея Уффици), написанный им вместе с Мазолино. В нем сохраняется средневековая иконографическая традиция такого рода изображений: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит перед Анной.

Удивителен образ младенца Христа: это живой, сильный ребенок, с прекрасно вылепленным мускулистым телом. По одному яркому высказыванию, в работе изображен «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами.

В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения.

Уже в этой работе Мазаччо ощущается обобщенность в передаче фигур, стремление уйти от мелких деталей, лаконичность композиционных построений и сюжетов, величавая простота, смелость обращения к реальному миру.

Примерно в 1425 Мазаччо получил заказ от монастыря кармелитов во Флоренции – написать фрески на стене монастырского двора. Сюжетом послужило освящение церкви Санта Мария дель Кармине (Освящение). Она была написана монохромно оттенками зеленой краски. Фреска, над которой художник трудился 10 месяцев, погибла при перестройке монастыря около 1600.

В 1426 Мазаччо за 80 флоринов согласился написать алтарь для капеллы церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Художник работал над ним 10 месяцев. В 18 в. Пизанский алтарь был разрознен, а в конце 19 в.

его сохранившиеся 11 частей удалось идентифицировать в разных музеях и в частных коллекциях.

К этому алтарю относятся Мадонна с младенцем и ангелами (Лондон, Национальная галерея), Распятие (Неаполь, галерея Каподимонте), Поклонение волхвов и Мучение святых Петра и Иоанна (Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея).

На центральной доске (Мадонна с младенцем и ангелами) показана Богоматерь на троне. Среди произведений своего времени эта картина выступает как декларация нового, материалистического мироощущения, нового гуманистического отношения к человеку, внутреннего понимания красоты, утверждавшего величие познания, принятия жизни и морального благородства.

Весь полиптих с его могучей пластикой и величием, патетическим драматизмом, лаконичностью и выразительностью действия знаменовал формирование нового реализма в живописи итальянского кватроченто.

В первой половине 15 в. в живописи появляется самостоятельный жанр живописи – светский портрет, созданный по единому типу: погрудные профильные изображения. Мазаччо в этом жанре написал Мужской портрет (ок. 1425, Бостон, музей Гарднер).

Написанная Мазаччо фреска Троица (1426–1427) для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции была новым этапом его творчества. В верхней части фрески изображена уходящая в глубину ренессансная капелла, обрамленная снаружи двумя пилястрами с коринфскими капителями. Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы, ионические колонны.

За ней открывается пространство капеллы, передний план которой занимает крест с распятым Христом, Мария и апостол Иоанн, стоящие по обе стороны креста. Мазаччо, показывая Троицу, следует средневековым канонам, согласно которым в плоскостную фигуру Бога-Отца вписывалась также плоскостная фигура Бога-Сына с распростертыми над ней крыльями голубя – Духа Святого.

Здесь фигуры приобретали одинаковую величину, становились объемными, поэтому требовалось создание глубинной среды. Перед капеллой написана широкая ступень и на ней две коленопреклоненные фигуры заказчиков фрески в традиционных позах с молитвенно сложенными руками.

Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) – изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти.

Впервые обе части фрески были выполнены с точным математическим расчетом в единой перспективе, линия горизонта которой соответствует уровню зрения зрителя, создавая неизвестную до того времени в живописи иллюзию реальности изображенного пространства, архитектуры, фигур.

Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения. Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Находясь по другую сторону картинной плоскости, капелла будто принадлежала иному миру, а изображения донаторов, саркофаг и сами зрители относились к этому, земному миру.

Новаторством отличается лаконичность композиции, скульптурная рельефность форм, выразительность лиц, острота портретной характеристики заказчиков. Живопись вступает в состязание со скульптурой в искусстве передачи объема, его бытия в реальном пространстве.

Голова Бога-Отца является воплощением величия и мощи, в лице Христа преобладает спокойствие с тенью страдания.

Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо.

Темой росписи была выбрана история апостола Петра, под аркой на простенках предполагалось расположить сцены, связанные с библейской историей первых людей. В сентябре 1425 Мазолино уехал, и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, также уехал в Рим и там неожиданно умер в 1428.

Работы в капелле были остановлены, и лишь через 50 лет Филиппино Липпи закончил оформление капеллы.

Центральный пояс фресок: Изгнание из рая (Мазаччо), слева Чудо со статиром (Мазаччо), Грехопадение (Мазолино), справа Воскрешение Тавифы (Мазолино), две фрески алтарной стены – Проповедь апостола Петра (Мазолино), Крещение новообращенных (Мазаччо).

В фресках Мазаччо изображаемые сцены лишены мистики, показаны как реальные события, персонажи – это земные люди. Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая. В ней все внимание сосредоточено на драматизме сюжета, постановке и пластической лепке фигур.

Впервые в истории Возрождения удалось правдиво изобразить обнаженное тело, хотя фигуры показаны без детализации, лишь прописаны их основные мышцы. Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески.

Черты лиц Адама и Евы даны эскизно, без подробностей, лишь передается их душевное состояние: смятение, стыд, раскаяние.

В Чуде со статиром (статир – древнегреческая монета) многофигурная композиция разделена на три части: на фоне пейзажа в центре показано начало истории, когда Христос и его ученики были остановлены сборщиком подати. Христос велит Петру выловить рыбу и достать из нее монету – этот эпизод расположен слева. Справа – Петр вручает стражнику деньги.

В повествовательной композиции даны три разновременных эпизода согласно средневековой традиции. Но в нарушение этой традиции, сцены в ней не идут последовательно одна за другой. Главное действующее лицо – Христос, он – центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения. Фигуры апостолов величавы и массивны.

Читайте также:  Когда же замуж, поль гоген - описание картины

Вся фреска написана с единой точки зрения, головы персонажей находятся на уровне горизонта, фигуры соотнесены с пейзажем в масштабе и в цветовых отношениях. Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Лица апостолов индивидуализированы.

Характер развития действия, созданные образы, построение пространства принадлежали уже новому искусству.

Уехавший в августе 1428 в Рим Мазаччо успел приступить там к работе в церкви Сан Клементе, где он писал фреску Голгофа, когда он неожиданно скончался.

Несмотря на краткость жизни и творчества Мазаччо, он оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. Мазаччо порвал господствовавшими в живописи второй половины 14 в.

декоративностью и повествовательностью. Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу. В произведениях Мазаччо появился естественный горизонт, проходящий на уровне глаз изображенных людей, активно использовалась линейная перспектива.

В фресках на смену неглубокой площадке пришло изображение реального глубокого пространства. Убедительнее и богаче стала пластическая светотеневая лепка фигур, прочнее их построение, разнообразнее их характеристики.

Вместо декоративной красочности появилась сдержанная цветовая гамма, Мазаччо пришел к созданию обобщенной и лаконичной монументальной формы.

Нина Байор

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MAZACHCHO.html

Творчество Мазаччо (стр. 1 из 2)

ТВОРЧЕСТВО МАЗАЧЧО

Реферат по истории мировой культуры выполнила: студентка 881 гр. III курса Гуманитарного Факультета (история) Трекулова Ольга

Сургут-2001г.

Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи был родом из Кастелло Сан Джованни в Вальдарно. Родился 21 декабря 1401 года.

Он был немного рассеянным и весьма беспечным и создавал впечатление человека, у которого вся душа и воля заняты предметами одного только искусства и которому почти нет дела до себя самого, а еще меньше – до других. Поэтому еще в детстве родные прозвали его Мазаччо (ласково-пренебрежительная форма от Томмазо).

Творческая деятельность Мазаччо, продолжавшаяся около шести лет, занимает важное место в истории не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи.

Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые эстетические представления о мире и человеке, новые изобразительные принципы.

Становление Мазаччо как художника протекало в обстановке мощного общественного и культурного подъема во Флоренции, широкого распространения гуманистических идей, формирования ренессансных художественных принципов в архитектуре и скульптуре.

Мазаччо начал художественную работу в то время, когда Мазолино расписывал в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции капеллу Бранкаччи. Эта фресковая роспись считается самой значительной работой Мазаччо, именно здесь он реализовал свое новаторство.

Дело в том, что до эпохи Возрождения никогда в искусстве не ставилась проблема изображения пространства. Поэтому одним из важных достижений Мазаччо была разработка системы глубинного изображения пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской.

Она отражала новое отношение к миру, делая центр картины точкой схода перспективных линий. Также Мазаччо первым понял необходимость передачи фигур «в сокращении», если смотреть на них снизу, и преодолел прежнюю манеру письма, при которой все фигуры изображались на цыпочках.

Он положил начало позам, движению, порыву в живописи, то есть изображению реальности.

На одной из картин кроме Христа, исцеляющего бесноватого, имеются еще прекрасные по перспективе дома, исполненные таким образом, что они одновременно показаны и изнутри и снаружи, так как он для большей трудности взял их не с лицевой стороны, а с угла.

Мазаччо больше других стремился изобразить и обнаженные тела. Он первым в живописи изобразил обнаженные тела Адама и Евы, изгнанных из рая («Изгнание из рая»).

В своих произведениях Мазаччо отличался величайшей легкостью и любил большую простоту драпировок. Его кисти принадлежит сделанная темперой картина, где изображена коленопреклоненная Мадонна с младенцем на руках перед святой Анной.

В церкви Сан Никколо помещена в простенке сделанная темперой картина кисти Мазаччо, на которой изображено Благовещение и тут же здание со множеством колонн, прекрасно переданное в перспективе: помимо совершенства рисунка оно сделано в ослабевающих тонах, так что, мало-помалу бледнее, оно теряется из виду.

В Санта Мария Новелла, там, где имеется трансепт, Мазаччо написал фреской изображение Троицы, расположенное над алтарем св. Игнатия, а по сторонам – Мадонну и св. евангелиста Иоанна, созерцающих распятие Христа.

С боков находятся две коленопреклоненные фигуры, которые, насколько можно судить, являются портретами заказчиков фрески; но они мало видны, потому что закрыты золотым орнаментом.

Кроме фигур там особенно замечателен полукоробовый свод, изображенный в перспективе и разделенный на квадраты, заполненные розетками, которые так хорошо уменьшаются и увеличиваются в перспективе, что кажутся условно вытесненными в стене.

В работе над «Троицей» Мазаччо впервые использовал картоны – подготовительные рисунки, при помощи сетки квадратов перенесенные на стены. Такой этап работы над живописным произведением получил широкое распространение в эпоху Возрождения.

Мазаччо написал еще на доске в Санта Мария Маджоре возле боковой двери, ведущей к Сан Джованни, в капелле, Мадонну, св. Екатерину и св. Юлиана; на пределле изобразил он несколько небольших фигур из жития св. Екатерины, равно как св. Юлиана, убившего отца и мать, а посередине изобразил Рождество Иисуса Христа.

В церкви дель Кармине в Пизе на доске, внутри капеллы, помещающейся в трансепте, написана Мадонна с младенцем, а у ног их – несколько ангелочков, которые играют на музыкальных инструментах; один из них, играя на лютне, внимательно вслушивается в гармонию звуков. Посередине находится Мадонна, св.

Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай – фигуры, полные движения и жизни.

Внизу, на пределле находятся маленькие фигуры и изображены сцены из житий упомянутых святых, а в середине – три волхва, приносящие дары Христу; в этой части несколько лошадей списаны с натуры так живо, что невозможно желать лучшего; люди из свиты трех царей облачены в разные одежды.

Вверху картина заканчивается несколькими квадратами с изображением множества святых вокруг распятия. Полагают, что фигура святого в епископской одежде, находящаяся в той же церкви на фреске возле двери, ведущей в монастырь, тоже сделана Мазаччо.

По возвращении из Пизы Мазаччо сделал во Флоренции картину на дереве с двумя словно бы живыми обнаженными фигурами, женской и мужской.

Затем, чувствуя себя во Флоренции не по себе и побуждаемый любовью и влечением к искусству, он решил в целях усовершенствования отправиться в Рим. И здесь, приобретя величайшую славу, он расписал для кардинала Сан-Клементе в церкви Сан Клементе капеллу, где изобразил фреской страсти Христовы с распятыми разбойниками, равно как житие св. мученицы Екатерины.

Кроме того, он написал темперой много картин, которые или погибли, или пропали во время волнений в Риме.

Одну картину он написал в церкви Санта Мария Маджоре в маленькой капелле около сакристии, где изобразил четырех святых, которые кажутся рельефными, а в середине — церковь Санта Мария делла Неве, тут же – портрет с натуры папы Мартина, который мотыгой указывает основание этой церкви, а рядом с ним император Сигизмунд II.

Когда в Риме при папе Мартине над фасадом церкви Сан Джанни работали Пизанелло и Джентиле да Фабриано, часть работы они поручали Мазаччо. Узнав, что Козимо Медичи, оказывавший ему великую помощь и покровительство, вызван из изгнания, он возвратился во Флоренцию.

Здесь после смерти Мазолино ему поручили начатую последним работу в капелле Бранкаччи в Кармине, где, прежде чем приступить к работе, он написал как бы для опыта св.

Читайте также:  Музей эдварда мунка в осло, норвегия

Павла, что возле веревок колокольни, чтобы показать, как в этой картине он выказал бесконечное умение, ибо голова этого святого, списанная с Бартоло ди Анджолино Анджолини, производит впечатление такого великого ужаса, что кажется, будто этой фигуре недостает только того, чтобы она заговорила.

И, глядя на нее, тот, кто не знает св. Павла, увидит прямодушие римской гражданственности, соединенное с непобедимой мощью уверовавшей души, всецело устремленной к делам веры.

В этой же картине художник показал такое умение изображать ракурс, взятый сверху вниз, которое было поистине изумительно, как то явствует в передаче ног апостолов, где легко разрешена трудность задачи, особенно в сравнении со старой манерой, которая все стоящие фигуры изображала приподнявшимися на носках.

Как раз в то время, когда он производил эту работу, была освящена церковь дель Кармине.

В память этого события Мазаччо над воротами, ведущими из храма на монастырский двор, написал веронской зеленью все священнодействие, как оно происходило: он изобразил бесчисленное множество граждан, которые в плащах и капюшонах шествуют за процессией.

Среди них он представил Филиппо в деревянных башмаках, Донателло, Мазолино да Паникале – своего учителя, Антонио Бранкаччи, заказавшего ему роспись капеллы, Пикколо да Удзано, Джаванни ди Бичччи деи Медичи, Батоломео Валори.

Там же он изобразил Лоренцо Ридольфи, который был в то время послом Флорентийской республики в Венеции. Он написал там с натуры не только вышепоименованных дворян, но также ворота монастыря и привратника с ключами в руке.

Это произведение в самом деле отличалось великим совершенством, потому что Мазаччо сумел так хорошо разместить на пространстве этой площади фигуры людей по пять и по шесть в ряд, что они пропорционально и правильно уменьшаются, как того требует глаз, и действительно казалось будто это какое-то чудо. Особенно удалось ему сделать их как бы живыми, что вследствие соразмерности, которой он придерживался, изображая не всех людей одного роста, но с большой наблюдательностью различая маленьких и толстых, высоких и худых. У всех ноги поставлены на плоскости, и они хорошо, находясь в ряду, сокращаются в перспективе.

После этого Мазаччо вернулся к работе над капеллой Бранкаччи, продолжая сцены из жизни св. Петра, начатые Мазолино, и частью их закончил, а именно – сцену с папским престолом, исцеление больных, воскрешение мертвых, наконец, излечение хромых тенью, когда он проходит по храму вместе со св. Иоанном.

Среди прочих выделяется та картина, где Петр по приказанию Христа извлекает деньги из живота рыбы, чтобы уплатить подать. Помимо изображения одного из апостолов в глубине картины, которое предоставляет собою портрет самого Мазаччо, сделанный им с себя при помощи зеркала так хорошо, что он кажется прямо живым, — мы видим здесь гнев св.

Петра на требования и внимание апостолов, которые в разнообразных позах окружают Христа и ждут его решения с такой жизненностью движения, что в самом деле кажутся живыми, в особенности св.

Петр, у которого кровь прилила к голове, потому что он нагнулся, стараясь достать деньги из живота рыбы; а еще лучше – сцена, когда он платит подать; здесь видно возбуждение, с каким он считает деньги, и вся алчность сборщика, который держит деньги в руке, и с наслаждением на них уставился.

Мазаччо написал еще воскрешение царского сына святыми Петром и Павлом, но вследствие смерти художника эта работа осталась незавершенной, ее потом закончил Филиппино. В сцене крещения св. Петром высоко ценится обнаженная фигура одного из новокрещеных, который дрожит от холода. Она написана с прекрасной рельефностью и в мягкой манере, что всегда почиталось и с восхищением ценилось художниками.

Источник: http://MirZnanii.com/a/126555/tvorchestvo-mazachcho

МАЗАЧЧО

МАЗАЧЧО (настоящее имя и фамилия Том­ма­зо ди сер Джо­ван­ни ди Си­мо­не (Мо­не) Кас­саи) — итальянский жи­во­пи­сец. 

На­ря­ду с Ф. Бру­нел­ле­ски и До­на­тел­ло яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем итальянского ре­нес­санс­но­го искусства.

Пред­по­ло­жи­тель­но пер­вым учи­те­лем Мазаччо был Ма­ри­от­то ди Кри­сто­фа­но (так­же уро­же­нец Сан-Джо­ван­ни-Валь­дар­но; воз­мож­но, даль­ний род­ст­вен­ник Мазаччо). Од­на­ко на­мно­го бо­лее важ­ным для фор­ми­ро­ва­ния его искусства бы­ло влия­ние Джо­ван­ни ди Фран­че­ско Тос­ка­ни, Ар­канд­же­ло ди Ко­ла да Ка­ме­ри­но, Джен­ти­ле да Фаб­риа­но и До­на­тел­ло.

В 1422 году Мазаччо, как гла­ва са­мо­сто­ятельной мас­тер­ской, всту­пил в Цех вра­чей и ап­те­ка­рей, к ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ли и жи­во­пис­цы, и за­вер­шил свою пер­вую да­ти­ро­ван­ную ра­бо­ту — трип­тих для церкви Сан-Джо­ве­на­ле-ди-Ка­ша (Ред­жел­ло, близ Фло­рен­ции).

То­гда же ис­пол­нил фре­ску во дво­ри­ке церкви Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции с боль­шим ко­ли­че­ст­вом порт­рет­ных фи­гур, на­пи­сан­ных с на­ту­ры в но­ва­тор­ской реа­ли­стичной ма­не­ре (не сохранилась; от­дель­ные её фи­гу­ры ко­пи­ро­ва­ли Ми­ке­ланд­же­ло, А. Ми­ни и другие фло­рен­тий­ские ху­дож­ни­ки XVI века).

В 1424 году совместно с Ма­зо­ли­но соз­дал ал­тарный об­раз «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, святой Ан­ной и ан­ге­ла­ми» (га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция).

Во всех этих ран­них ра­бо­тах Мазаччо от­хо­дит от тра­ди­ций ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки, оп­ре­де­ляв­ших жи­во­пись то­го вре­ме­ни, соз­да­вая объ­ём­ные скульп­ту­ро­по­доб­ные фи­гу­ры и на­ту­ра­ли­стичные про­стран­ст­вен­ные по­строе­ния.

Са­мое вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние Мазаччо — фре­ски со сце­на­ми из жиз­ни святого Пет­ра в ка­пел­ле Бран­кач­чи в церкви Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции (1424-1427 годы), вы­пол­нен­ные в со­труд­ни­че­ст­ве с Ма­зо­ли­но (цикл был ос­тав­лен не­за­кон­чен­ным и впос­лед­ст­вии за­вер­шён Фи­лип­пи­но Лип­пи), в ко­то­рых раз­ра­бо­та­ны основные прин­ци­пы ре­нес­санс­ной жи­во­пи­си. В сце­не «Чу­до со ста­ти­ром» Мазаччо ор­га­ни­зу­ет про­стран­ст­во по пра­ви­лам ли­ней­ной пер­спек­ти­вы, сфор­му­ли­ро­ван­ным не­за­дол­го до это­го Ф. Бру­нел­ле­ски; рас­по­ло­же­ние фи­гур так­же под­чёр­ки­ва­ет глу­би­ну про­стран­ст­ва. В «Кре­ще­нии но­во­об­ра­щён­ных свя­тым Пет­ром» ху­дож­ник при­бли­жа­ет фи­гу­ры к зри­те­лю и на­де­ля­ет их ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пси­хо­ло­гическими ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. На фре­ске «Ис­це­ле­ние те­нью» впер­вые в ев­ропейской жи­во­пи­си изо­бра­же­на па­даю­щая тень, а в дра­ма­тическом эпи­зо­де «Из­гна­ние из рая» ху­дож­ник пред­став­ля­ет об­на­жён­ные фи­гу­ры Ада­ма и Евы, от­ли­чаю­щие­ся реа­ли­стичной точ­но­стью изо­бра­же­ния. Эти рос­пи­си, воз­ро­ж­даю­щие мо­ну­мен­таль­ность жи­во­пи­си Джот­то, ста­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния для не­сколь­ких по­ко­ле­ний фло­рен­тий­ских ху­дож­ни­ков.

Ог­ром­ное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния ре­нес­санс­ной жи­во­пи­си име­ла так­же фре­ска «Святая Трои­ца с Бо­го­ма­те­рью, святым Ио­ан­ном Еван­ге­ли­стом и до­на­то­ра­ми» (1427 год, церковь Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла, Фло­рен­ция), в ко­то­рой ли­ней­ная пер­спек­ти­ва ис­поль­зу­ет­ся как главный ком­по­зиционный прин­цип, объ­е­ди­няю­щий ре­аль­ное и жи­во­пис­ное про­стран­ст­во, а вся сце­на пред­став­ле­на в об­рам­ле­нии клас­сической три­ум­фаль­ной ар­ки.

В 1426 году Мазаччо соз­дал по­лип­тих для пи­зан­ской церкви Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не (ны­не раз­роз­нен; Государственные му­зеи, Бер­лин; Национальная га­ле­рея, Лон­дон; Му­зей П. Гет­ти, Лос-Анд­же­лес; Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь; Национальный му­зей Сан-Мат­тео, Пи­за).

В 1428 году от­пра­вил­ся в Рим, где на­чал ра­бо­ту над ал­тар­ным об­ра­зом церкви Сан­та- Ма­рия-Мад­жо­ре, за­кон­чен­ным по­сле его смер­ти Ма­зо­ли­но (ны­не так­же раз­роз­нен; Му­зей Ка­по­ди­мон­те; Национальная га­ле­рея, Лон­дон; Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия).

Не­смот­ря на то что Мазаччо не ос­та­вил уче­ни­ков, его про­из­ве­де­ния, вы­со­ко це­ни­мые уже со­вре­мен­ни­ка­ми, ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ев­ропейского искусства бла­го­да­ря прав­до­по­до­бию пер­спек­тив­ных по­строе­ний, ве­со­мо­сти трёх­мер­ных форм, но­во­му дос­то­ин­ст­ву и пси­хо­ло­гической убе­ди­тель­но­сти, ко­то­рые он при­да­вал сво­им пер­со­на­жам.

Литература

  • Del Bra­vo C. Masaccio. Firenze, 1969
  • Зна­ме­ров­ская Т. П. Про­бле­мы кват­ро­чен­то и твор­че­ст­во Ма­зач­чо. Л., 1975
  • Ла­за­рев В. Н. На­ча­ло ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния в италь­ян­ском ис­кус­ст­ве. М., 1979
  • Procacci U. Masaccio.

    Fi­renze, 1980

  • Berti L. Masaccio. Firenze, 1988
  • Spike J. T. Masaccio. N. Y.; L., 1996
  • Borsi S. Masaccio. Firenze, 1996; Masaccio e le origini del Rinas­ci­mento. (Cat.). Mil., 2002
  • Guari­no S. Ma­saccio e Masolino a Roma // Il ’400 a Roma: la rinascita delle arti da Donatello a Perugino.

    (Cat.). Mil., 2008

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mazachcho_nast_imia_i_fam_tommazo_di_sier_dzhovanni_di_simonie_monie_kassai

Ссылка на основную публикацию