«меланхолия», эдвард мунк — описание картины

Мунк Эдвард (1863 — 1944) (экспрессионизм)

Замечательный норвежский художник. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма.

Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их.

Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в эти годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: «Крик», «У смертного одра», «Больная девочка», «Танец жизни».

Все они основаны на личных переживаниях художника. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.

Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Так, известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов.

Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения, и своего рода навязчивой идеей.

Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Ребенком он пережил и смерть матери. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк вырос в очень религиозной семье.

Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Довольно долгое время она привлекала Мунка.

Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием.

После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как «На следующий день», «Переходный возраст».

Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию, и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. В 1892 году Мунк приехал в Берлин со своей выставкой, которая вызвала скандал, ее пришлось закрыть. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.

Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием «Фриз жизни». Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии.

Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти.

Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».

Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Образ человека — это лишенный защитной оболочки,обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение.

В картине «Крик» фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).

Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты.

Традиционные методы уже не могли помочь Мунку выразить эти ощущения, образы. И художник беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Так, он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой европейской картиной в стиле экспрессионизма.

Источник: http://cvetamira.ru/munk-edvard-1863-1944-ekspressionizm

Эдвард Мунк

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм.

Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал.

Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере.

В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь.

Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика.

Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми.

Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

Картина Эдварда Мунка «Весна»

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел».

Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 — «Больная девушка»
  • 1892 — «Отчаяние»
  • 1893 — «Крик»
  • 1893 — «Смерть в комнате больного»
  • 1894 — «Мадонна»
  • 1894 — «Пепел»
  • 1895 — «Вампир»
  • 1895 — «Ревность»
  • 1896 — «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 — «Поцелуй»
  • 1900 — «Танец жизни»
  • 1902 — «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 — «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 — «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 — «Автопортрет после испанского гриппа»
Читайте также:  Картина «тайная вечеря», леонардо да винчи — описание картины

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/65826-edvard-munk.html

Мунк, Эдвард—Великий Основатель Экспрессионизма

Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard
Великий норвежец.
Автопортрет с рукой скелета.Сегодня мы посмотрим и чуть-чуть поговорим, о великом таланте Эдварда Мунка.Мунк вместе с Ван Гогом и с ещё одним художником тех лет, ответственнен за появление экспрессионизма.

Экспрессионизм, это явление такого диапазона, что можно сказать не передёргивая, что почти все новые стили, которые появлялись до конца 50-х годов, были в определённой степени экспрессионизмомНо в любом случае , Новая Вещественность (Объективность) и Веризм, которые мы видели в блоге про замечательного немца Шада, были просто экспрессионизмом

в движении и в развитии.

Мунк, Сестра Ингер.1892.
На другой день.(1894-1895)Как говорил поручик Ржевский:— Чем лучше вечером, тем хуже утром!—Эта истина интернациональна. Она верна для всех языков и всех народов.Экспрессионизм появился когда пост-импрессионизм был ещё не в самом конце. Импрессионизм, происходит от значения—ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Импрессионисты создавали на полотне их впечатление от данного момента жизни(скажем, чтобы понятнее, впечатление от момента жизни на плэнере)—впечатление пропущенное через их творческое восприятие. Импрессионизм писал впечатление от того, что видел.Это просто.Экспрессионизм был новым и невиданным шагом вперёд. Конечно величайший революционер Гойя делал подобные вещи.И у него все учились. Особенно Пикассо и немцы-экспрессионисты.И может быть и Эль Греко что-то делал в этом роде..Но это было давно.

Мунк принадлежал современности!

Меланхолия. 1896Экспрессионизм происходит от значения——ВЫРАЖАТЬ или ВЫРАЖЕНИЕ, Такой концепции ещё не было. Экспрессионист, главным образом, ВЫРАЖАЛ его внутреннее Я.Он, когда писал, в первую очередь создавал на полотне ВЫРАЖЕНИЕ его ощущения, его осознания, и

ещё чего-то, что сидит очень глубоко. Это ещё не был сюрреализм. Но начало положили Мунк и ван Гог.

Мёртвая мать.(1899-1900)Посмотрите на эту картину. Эта работа очень хороший пример экспрессионизма, или если хотите, то предтечи экспрессионизма.Мунк не написал мёртвую маму центральной фигурой, вокруг которой присутствующие могли бы горевать. Это не реализм. Мунк потерял маму, когда ему было 5 лет. Это было одно из центральных событий, круто изменивших его жизнь. Мунк, выражает своё осознание и ощущение, через трагическое поведение ребёнка. Девочка закрылась от звуков

внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что мама—умерла. Это несложно. Эспрессионизм—это выражение себя.

Весенний вечер на улице Karl Johan. 1892 Осло.Какая замечательная работа. С 1891-92 годов, Мунк начал создавать работы в стиле экспрессионизма. Как вот эта картина про Весенний Вечер.Отец Мунка был военный врач, который остался с пятью маленькими детьми на руках после смерти жены. К тому же он не умел достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить семью.Он всё время давил на сознание детей, тем что говорил им,что их мама сверху смотрит и следит за каждым их поступком. Ничего хорошего, кроме лишнего давления на детскую психику, такое воспитание не могло принести. Детство было нелёгким. Но талант ребёнка заметили очень рано. И он начал учиться. Сначала дома , а потом в Академии. При всём уважении, но сам Крог, который учил одно время Мунка, был только Крог.

К счастью нашлись спонсорские деньги и Мунк поехал в центры авангарда. В Париж и в Берлин.

Мунк Эдвард. Крик. 1893.
Одна из версий великой картины. Национальная Галерея. Осло, Норвегия.В 1893 году, Мунк создал эту, АБСОЛЮТНО знаковую работу для экспрессионизма.Про эту картину нужно очень долго рассказывать если со всеми деталями. Этого уже больше нету.Поэтому, поместите картину во весь размер, удобно откиньтесь и не напрягаясь, но сосредоточенно посмотрите на центр картины где-то с полминуты. Вы услышите, или почти услышите,—крик.Эта великая картина —КРИЧИТ! Для развлечения.Вот так картина, название которой по-русски «КРИК», называется в норвежском оригинале на языке художника—«SKRIK» (СКРИК!)Вот после этого, пусть  ещё раз расскажут, что викинги не оказали влияния на язык и развитие славян.

Историю можно переписать, но её нельзя переменить.

Шекспир. сонет 155.
Половая зрелость. 1895.
Потеря девственности. 1890-91
Гоген, Поль, (1848-1903), Gauguin, PaulЭто моё личное ощущение. Но достаточно твёрдое.Эти две работы —увязываются между собой.Между этим работами есть связь похожести между отношением обоих художников к теме.Может быть недаром эти два художника были по-настоящему дружны?Я уже не приглашаю никого высказываться. Я вообще никому здесь не должен. Как сказал в переносном смысле христианский лидер—Не мечите бисер…—

Но если у кого-то есть своё мнение, то мы с удовольствием послушаем.

Мунк, Роза и Амелия.

У меня нет года, но это не позже 20-х. Ботеро ещё даже не родился. Но Мунк не стал
развивать успех из поп-культурной идеи. А сегодня везде кричат —Ах, Ботеро, Ох Ботеро!

Больная девочка.
С этой картины начался новый Мунк.Мунк написал в 20-х годах очень приличную автобиографию. В ней он описывает, как ему пришли в голову главные идеи, объясняет работы с его точки зрения. Интересно.Это он сам и написал, что с этой работы он резко переменился. Главные, значимые работы Мунка написаны в экспрессионизме. Но работ не относящихся к экпрессионизму, больше. Поэтому вы увидите и такие работы.Эта картина, как и многие другие увязана на жизнь самого художника.Его старшая сестра, Иоганна Софи умерла в 1877 году, в возрасте 15 лет от туберкулёза, как и их мать. Смерть сестры повлияла на Мунка и он не мог этого забыть.Об этом и картина, написаная через годы.

Это уже новый Мунк.

Мунк, Автопортрет с бутылкой вина. 1906

Прекрасно!
Танец жизни. 1899

Такая луна и такое отражение в воде, не раз встречается у Мунка.
Я не думаю, что это отражение—фаллическое. Просто так выглядит.

Смерть в комнате больной. 1895.Смерть Софи не забывалась. Это этапная картина экспрессионизма о смерти старшей сестры Мунка.Она в кресле и Мунк сумел создать смерть прямо в воздухе, не показывая нам покойницу. Софи умерла или вот-вот умрёт. Перед ней их отец, врач. Рядом кажется сиделка. (Я забыл) Реакция отца, по-видимому говорит, что больная умерла. Слева в глубине картины, брат Мунка, не в силах смотреть на происходящее.На переднем плане две сестры. Одна видимо сидит и плачет, а вторая тоже не может заставит себя посмотреть на покойницу.И только сам Мунк, согласно его собственной композиции картины, смотрит прямо на сестру. Наверное ему психологически это было нужно.

Он тяжело перёнёс смерть сестры.

Мунк. Женщины на трёх стадиях.
Автопортрет с сигаретой. 1895
Мунк. Сестра Ингер. 1884
У Мунка действительно было психическое заболевание. У него была маниакальная депрессия. В 1908 году он сам лёг в клинику знаменитого профессора. После модного тогда лечения электрошоком, его живопись стала светлее и может быть перестала так давить на психику зрителя. Трудно сказать.

Но краски и свет на полотне действительно переменились.

Мунк. Женщины.
Мунк немало лет жил за границей. в основном в Париже и в Берлине. Среди его современников он заимствовал у Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Ему нравилось как они используют цвета и передают чувства. Кроме того, открытый протест Гогена против реализма совпадал с тем, что тогда думал о развитии искусства

живописи и сам Мунк.

Ратенау, Вальтер. 1907Интересно, что Мунк написал Ратенау.Ратенау, это тот самый министр иностранных дел Германии, который подписал Раппальский договор с СССР, и закончил экономическую и политическую изоляцию СССР. Патриоты объявили, что еврей продал Германию

большевикам и через два месяца убили его.

Munch Edvard, Anxiety,(нервозность) 1894
С 1910 года Мунк жил только в Норвегии до самой смерти. Он стал чем-то вроде национального героя. Выставки, заказы от государства. Он получил степень рыцаря королевского ордена, а потом ему дали высшую степень этого ордена. Но Мунк не был тщеславен. Последние десяток лет и даже больше, он работал меньше и не всегда успешно. Среди картин на этой странице, я поместил два НЮ, («Женщины» и «Женщины на трёх стадиях»)

и это не самые успешные работы художника.

Девушки на причале. 1904 .
Мунк. Дама из моря. 1896
Четыре девочки в Aasgaardstrand.

Мунк. Пепел. 1894.Мунк не посыпал себе голову пеплом в конце жизни. Он преуспел. Но он так и не женился. Похоже что он был по его психологии неженатиком. У него была длинная связь с аристократкой, но как она его не упрашивала, он не соглашался пожениться с ней. Ещё одна, оченьбогатая женщина,

вытворяла отвратительные вещи, чтобы заставить Мунка жениться. Конечно, ничего не вышло.

Мадонна.(1894-1895)«Мадонна», это великая картина. И она среди самых знаменитых картин Мунка в мире. «Крик» похитили из Национальной Галереи в 1994 году. Сумели найти. В 2004 году из музея Мунка украли другую версию картины Крик» и»Мадонну» Тоже нашли, но реставраторам пришлось немало поработать над повреждениями.Самая дорогая картина Мунка на сегодня, была продана «Сотби» три года назад за больше чем 38 млн. долларов.

Это была картин «Вампир». Я её не люблю, и поэтому не помещаю

Автопортрет между часами и кроватью.1942
Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard

Только в музее Мунка в Осло находятся 1100 работ маслом, 4500 рисунков и 18 тысяч отпечатков с гравюр. Мунк был очень успешный художник-гравёр.Сегодня и уже очень давно, мощное и фундаментальное влияние Мунка на развитие авангардной живописи в 20-м веке заслуженно признано всеми.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Вениамин.

Источник: https://tandberg.livejournal.com/26901.html

Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог: параллели

Голландец Винсент Ван Гог и норвежец Эдвард Мунк никогда не встречались, несмотря на то, что свои выдающиеся полотна они создавали в один и тот же период.

Оба художника многим пожертвовали ради искусства, оба трудились, не жалея сил и здоровья, оба были глубоко несчастны в любви и лечились в психиатрических больницах.

С 25 сентября 2015 года по 17 января 2016 года в амстердамском музее Винсента Ван Гога проходит масштабная выставка «Мунк: Ван Гог», которая демонстрирует невероятные параллели между жизнями и творчеством двух выдающихся мастеров. Подробнее об этом в нашем сегодняшнем репортаже.

(Всего 27 фото)

Началом профессионального пути Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка можно считать 1880 год, когда 17-летний Мунк поступил в Королевскую школу искусства и дизайна в Осло (на фото — слева), а 27-летний Ван Гог — в антверпенскую Королевскую академию художеств (на фото — справа).

Казалось бы, на тот момент между Винсентом Ван Гогом и Эдвардом Мунком не было ничего общего. 17–летнему Эдварду сразу стали пророчить большое будущее, а друзья и коллеги не сомневались в его художественном даровании. Молодого Мунка даже заметила норвежская пресса, правда, статьи и упоминания о нем были скорее критическими.

В талант начинающего художника Винсента Ван Гога не верил никто — кроме него самого. Но несмотря ни на что Ван Гог решил, что если он будет много трудиться, то непременно добьется успеха. Со временем в это поверил и младший брат Винсента — Теодор Ван Гог, который обеспечивал его средствами к существованию.

После нескольких лет упорной практики оба художника чувствуют в себе готовность создать первое масштабное произведение.

В 1884 году Эдвард Мунк пишет картину «Утро», на которой изображена только что проснувшаяся горничная.

Работа была встречена с непониманием, критики как будто бы совсем не заметили потрясающих красок и того струящегося утреннего света, который так точно передал Мунк. «У девушки грязная нога!» — негодовали они.

В 1885 году Винсент Ван Гог пишет своих знаменитых «Едоков картофеля»: на картине за скромной трапезой изображена семья крестьян.

«Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — так художник объяснил картину в одном из писем брату Тео.

В XIX веке, впрочем как и в первой половине века XX, Париж — это мировая столица культуры и искусства.

Художники со всех концов света приезжают сюда, ведь во французской столице можно получить уроки живописи у признанных мастеров, здесь ежегодно проходит одна из самых престижных художественных выставок — Парижский салон, где можно увидеть последние работы актуальных художников.

Ну а для тех, чьи картины были отвергнуты жюри официального Салона, всегда оставалась возможность принять участие в Салоне Независимых, выставиться в небольшой частной галерее или в одном из многочисленных парижских кафе.

Художники стремятся в Париж еще и для того, чтобы попасть в Лувр — уже тогда считавшийся одним из лучших музеев мира. Желая увидеть в Лувре работы «старых мастеров», в 1885 году в Париж приезжает Эдвард Мунк, а в 1886-м здесь оказывается Винсент Ван Гог.

«Ура! Да здравствует Франция! Представь только, как мы “износим” полы Лувра, французскому правительству придется заново их красить и реставрировать!» — пишет Эдвард Мунк одному из своих друзей накануне отъезда в Париж. На фото — картина Эдварда Мунка, изображающая парижскую улицу Лафайет (Rue La Fayette).

Читайте также:  Картинная галерея брера в милане - хранилище живописи и скульптуры

Винсент Ван Гог приехал в Париж 28 февраля 1886 года, что стало абсолютной неожиданность для его брата Теодора, о чем мы узнаём из этого письма: «Мой дорогой Тео! Не сердись на меня за неожиданный приезд. Я все взвесил и думаю, что таким образом мы выиграем время. Буду в Лувре к полудню, а если хочешь, то и раньше. Дай мне, пожалуйста, знать, в котором часу ты можешь прийти в Квадратный зал».

На момент приезда Винсента Ван Гога в Париж Эдвард Мунк уже покинул город, так что встреча, которая вполне могла бы произойти, так никогда и не состоялась.

Кстати, художники даже снимали жилье на одной и той же улице, расположенной у подножия холма Монмартр, вращались в одних и тех же артистических кругах, интересовались импрессионистской техникой и японскими гравюрами.

На фото — работа Винсента Ван Гога «Монмартр: за мельницей», в которой чувствуется влияние импрессионистов.

Известно, что Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк одинаково восхищались живописью Эдуарда Мане, особенно высоко они ценили его дар портретиста. На фото — «Портрет Эмиля Золя», написанный Мане в 1868 году.

Среди молодых художников-современников, оказавших влияние как на Винсента Ван Гога, так и на Эдварда Мунка, стоит упомянуть Поля Гогена, чьи работы наполнены глубоким содержанием, в них символически зашифровано что-то большее, чем просто изображение окружающего мира. На фото картина Поля Гогена «Ареареа» («Озорная шутка»).

В работе Эдварда Мунка «Плодородие» (на фото — слева) и картине Винсента Ван Гога «Сеятель» (на фото — справа) чувствуется влияние Поля Гогена.

Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог ощущали необходимость не просто писать отдельные картины, но создавать серии, в которых идеи художников получали бы развитие. Каждая работа, входившая в серию, отсылала к другой, и весь этот ансамбль воспринимался как единый, завершенный труд. Пожалуй, самая известная серия, созданная Ван Гогом, — «Подсолнухи».

Что касается Эдварда Мунка, то к началу 1893 года у него окончательно оформилась идея — создать цикл работ, способный отразить все основные аспекты человеческого бытия.

«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» — так художник назвал этот цикл. «Фриз» условно можно разделить на четыре раздела: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

В эту серию входят такие известные работы Мунка, как «Мадонна», «Крик», и многие другие.

Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк не были только художниками, они оставили нам потрясающие ансамбли своих текстов, состоящие в первую очередь из подробных писем, отправленных друзьям и родным, а в случае Мунка еще и из дневников, литературных и поэтических произведений. «Литература, искусство и окружающий мир, для меня — это одно и то же», — писал Винсент Ван Гог.

В общей сложности до нас дошло более 800 писем Винсента Ван Гога, адресованных родственникам и друзьям, но прежде всего брату Тео, которого он регулярно информировал о том, как продвигается работа над картинами.

Кстати, Винсент в переписке с Тео давал очень подробные описания своих работ, к которым часто обращаются искусствоведы при определении авторства картин Ван Гога.

Все письма были написаны художником в период с 1872 по 1890 год, оригинальные тексты писем можно найти на сайте Vangoghletters.org.

Известны около 2600 писем Эдварда Мунка и примерно 1500 карандашных набросков, которые он, так же как и Ван Гог, отправлял друзьям и знакомым. Дневники художника, заметки и поэтические тексты рассказывают об интересных событиях из жизни Мунка: его первом приезде в Париж, богемной жизни в Осло и непростых отношениях с богатой молодой норвежкой по имени Тулла Ларсен.

Письма Эдварда Мунка были написаны в период с 1874 по 1944 год, так что его корреспонденция длилась примерно в четыре раза дольше, чем корреспонденция Винсента Ван Гога. Оригинальные тексты писем и карандашные наброски Эдварда Мунка размещены на сайте Emunch.no.

В 1908 году, уже после смерти Винсента Ван Гога, Эдвард Мунк писал: «Рисовать с натуры сильные чувства, необузданные страсти, адские душевные муки — невероятно тяжело для нервной системы. Винсент — тому пример (да и я, частично, тоже)». На фото — картина Эдварда Мунка «Пепел».

Нередко приходится слышать, что настоящий художник, способный творить великое искусство, должен быть беден, одинок, несчастен, а в идеале — «немного безумен».

Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк в этом смысле являются настоящими «примерами для подражания», ведь каждый из них возложил на алтарь великого искусства все, чем обладал или мог обладать: свое физическое и психическое здоровье, несостоявшуюся любовь, семейное счастье и обычную человеческую жизнь, полную простых и незаметных радостей. На фото — картина Винсента Ван Гога «На пороге вечности», написанная им за несколько месяцев до своей кончины.

«Я чувствую, что теряю всякое желание иметь детей и создать семью, хотя иногда и впадаю в меланхолию по этому поводу… Порой я виню во всем эту чертову живопись. Любовь к искусству заставляет нас терять настоящую любовь», — писал Винсент Ван Гог своему брату Тео в июле 1887 года.

В дневнике «Сумасшедшего поэта» Эдвард Мунк пишет о себе следующее: «Он объясняет ей, что не может любить. Он объясняет, что тяжесть наследственных заболеваний убедила его в том, чтобы никогда не жениться и не иметь детей». На фото — работа Эдварда Мунка «Автопортрет с испанским гриппом».

Абсолютное отречение от всего того, что препятствовало занятиям живописью, и невнимание к собственному здоровью привели к тяжелым последствиям, вылившимся в случае Эдварда Мунка в затяжную депрессию и непрерывную алкоголизацию. На фото — «Меланхолия», картина, написанная художником в 1892 году.

В 1908 году Эдварду Мунку пришлось обратиться за психиатрической помощью к профессору Якобсону.

Находясь в больнице Якобсона, Мунк выполнил этот шарж: художник сидит возле какого-то электрического прибора, а врач (профессор Якобсон) закрепляет провода на его голове.

Подпись под рисунком гласит: «Профессор Якобсон электризует знаменитого художника Эдварда Мунка и питает его слабый мозг позитивной мужской и негативной женской энергией».

Что касается Винсента Ван Гога, то после череды госпитализаций в психиатрические учреждения он не только больше не сможет обрести душевного равновесия, но и не найдет в себе сил для того, чтобы продолжать жить дальше.

29 июля 1890 года Винсент Ван Гог покончит жизнь самоубийством, а в его кармане найдут неотправленное письмо, адресованное брату Тео: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…» Иллюстрация — Винсент Ван Гог, «Вороны над пшеничным полем», картина была закончена за 19 дней до смерти художника.
«За свою короткую жизнь Ван Гог не допустил того, чтобы пламя его таланта погасло. Огонь и угли водили его кисть по холсту, а он — сгорел за свое искусство. Так же, как он, я не позволю погаснуть своему пламени, и горящей кистью я буду писать до самого конца». Эдвард Мунк.

http://www.fresher.ru/2015/10/09/edvard-munk-i-vinsent-van-g…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43371786850/prev

Мунк Эдвард

Другие известные живописцы

Норвежец Эдвард Мунк, по праву считается пионером экспрессионизма в области живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой эпохи. Его живопись становится известной в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников. 

Эдвард Мунк вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его отец, Кристиан Мунк — брат известного историка П. А. Мунка — служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги. Он был очень религиозным человеком.

Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Сам Мунк, был болезненным ребенком.

 

Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. После года учебы в художественной школе, Эдвард Мунк становится как никто другой преданным искусству.

Он изучал творчество старых мастеров, посещал курсы Королевской Школы Рисования. Заметное влияние на него оказал видный норвежский художник Кристиан Крог. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.

 

Эдвард Мунк в 1912 году

В 1885г Эдвард Мунк уехал учиться в Париж. В том же году он написал картину «Больной ребенок», которая явилась его первым серьезным творческим прорывом. Эта работа порывала прежнюю связь Мунка с реализмом, и традициями Кристиана Крога.

Картина была написана художником о своей сестре. Перед ее написанием, Мунк долго искал мотив для первого впечатления, способного выразить личный болезненный опыт. Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок.

 

Его следующие работы, менее провокационны по своей форме. «Ингер на пляже» (1889), раскрывает способность Мунка к изображению лирической атмосферы в духе нового романтического направления. Картина нарисована в Эсгердстранде, маленьком городке, на побережье близ Хортона. Именно характерные мотивы этих мест, можно найти в качестве лейтмотива многих картин Мунка. 

В 1889г он написал портрет лидера столичной богемы, Ханса Ёгера.

Изображение Мунком Егера, радикального анархиста, послужило поворотной точкой в жизни норвежского экспрессиониста, и в источнике его внутреннего вдохновения.

В то время он начинает работать над большим проектом, который он продолжал в течение всей жизни. Целью Мунка, было представить правдивую жизнь человека с ее тоской и агонией — он хотел изобразить его собственную жизнь. 

Молодой Эдвард Мунк с сестрой Ингер

Осенью 1889г Эдвард Мунк представил свою выставку в Кристиании, за что вскоре был награжден государственным грантом. Естественно, он отправляется в Париж. Пребывая во Франции, Мунк учился некоторое время у Л.

Бонната, однако куда большее вдохновение он почерпнул из художественной жизни города. То время, в искусстве, было временем постимпрессионизма. Все это раскрепощающе повлияло на Эдварда Мунка.

«Камера не может соревноваться с кистью и полотном», писал он «покуда их можно использовать на небесах и в аду». 

Осенью первого года жизни во Франции, пришло известие о смерти отца Мунка. В результате картину «Ночь», символизирующую одиночество и меланхолию, можно рассматривать как ответное состояние художника на постигшее его несчастье.

«Больная девочка»

«Крик» часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. Выражение лица во многом зависит от динамики красок.

Пейзаж, и в особенности фигура на переднем плане, намеренно искажены и переданы при помощи красок не характерных для реальной жизни. Исходящая из » внутреннего ада» художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис.

 

Берлин 

Осенью1892г Мунк представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции. В результате, его приглашают показать эти же работы в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена. 

Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии.

Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом.

Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека. 

«Меланхолия» (1894-96)

В декабре 1893г Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу «Фриз Жизни — Поэма о Жизни, Любви и Смерти». Цикл включает в себя такие произведения как, «Роза и Амелия», «Вампир» — мотивы навеяны ночной стороной любви. В основе нескольких картин лежит тема смерти.

В качестве примера — «Комната умирающего», нарисованная резкими, но бесцветными красками. На картине изображена финальная сцена, разыгравшейся драмы. Сюжет полотна базируется на воспоминаниях Мунка о смерти его сестры. Представлена вся семья художника, а фокус произведения направлен на фигуру, представляющую самого Мунка.

В следующий год, «Фриз Жизни» был пополнен картинами «Тревога», «Прах», «Мадонна» — в основе которых, лежит дух Символизма. 

Вместе с Мейром-Графе, Пржебежевски опубликовывает статьи о Мунке, характеризуя его творчество, как «психологический реализм». 

XX век 

В конце 19 века Эдвард Мунк пытался закончить «Фриз». Он нарисовал ряд картин, некоторые из них — большого формата. Он также написал картину «Метаболизм» (1898).

Вместо обычного полотна Мунк использовал деревянный щит со специально вырезанным рельефом. Первоначально эта картина называлась «Адам и Ева», работа раскрывает тему грехопадения, интересовавшую Мунка.

Возможно, что на эти картины Мунка, повлияла любовная интрига, захватившая его в то время. 

«Танец жизни» (1900)

Начало нового века, было временем неустанных экспериментов. Большую популярность приобретает новый красочный декоративный стиль, который демонстрируется Морисом Дэнисом. В 1899г Мунк нарисовал «Танец Жизни», работу, которая рассматривается в качестве смелого проекта, написанного в этом новом стиле. 

Эдвард Мунк также писал и пейзажи. Его представления побережья Осло-фьорда, заслужили репутацию северного символизма. Именно там, летом 1901г близ Эсгердстранда, была написана известная картина «Девушки на мосту». 

Успех и неудачи 

Настоящая слава приходит к Эдварду Мунку, с началом нового века. В 1902г на выставке в Берлине, он впервые демонстрирует все готовые работы из цикла «Фриз». В 1905г была проведена выставка картин в Праге. 

Читайте также:  Старик-огородник, суриков, 1882

Но творческий успех норвежского художника сопровождался личными конфликтами. Настоящей проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой Эдварда Мунка оставлял желать лучшего.

Его мучили воспоминания о трагической любовной интриге, конец которой был драматичен и связан с револьверной сценой в Эсгердстранде, осенью 1902г. Он не показывал, что думает об этом, в течение нескольких лет, но за это время инцидент превратился в навязчивую идею.

В 1907г он написал картину «Смерть Марата» (в двух вариантах). Ее сюжет он, видимо, взял из своей жизни. Тема картины — «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью». 

«Крик» — одна из работ Мунка

В мае 1906г умирает Хенрик Ибсен. Этот норвежский писатель занимал важное место в сознании Мунка. «Портрет самого себя с бутылкой вина» (1906г), изображает безжизненную, сутулую фигуру, сидящую за столиком в кафе, — трагическая сцена связанная с Освальдом из драмы Ибсена. 

Мунк также нарисовал портрет Ницше, а после нескольких визитов в Веймар, — и его сестры, Элизабет. 

В то время проблемы с алкоголем достигли критической точки, и Мунк решает пройти 8-месячный курс лечения в Копенгагене. Норвегия, наконец-то поворачивается лицом к своему таланту, и во время пребывания в клинике Мунк был награжден орденом Святого Улафа. 

Возвращение в Норвегию 

С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала он жил в Крагерё, — городок на юго-восточном побережье Норвегии.

Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала («Аула») столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы.

После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. 

Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом — такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: «История» и «Альма Матер».

На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, — элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности — мужчину и женщину.

Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. 

Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина «Рабочие на пути домой». В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне — вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. 

В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты… 

Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии.

Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца.

В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене. 

Источник: http://tunnel.ru/post-munk-ehdvard

Эдвард Мунк. Поэма о Жизни и Смерти

Есть люди, которые выпадают из контекста времени, не столько опережая его, сколько становясь вообще вне времени, попадая сразу в вечность.

Они соединяются в отдельные сообщества и гроздья, тянутся друг к другу, понимая с полувзгляда и полжеста.

Мои любимые Ван Гог, Мунк, Гамсун, Достоевский, Кафка, Кьеркегор, Буковски… Через время и расстояния они узнают себя друг в друге, питаясь друг от друга и продолжая друг друга.

Эдвард Мунк — один из них. Эдвард родился в 1863 году, 12 декабря.

Мунк сумел, как немногие художники, разве что только Ван Гог, выразить чувства, знакомые каждому человеку, но которые люди либо стесняются, либо опасаются показывать и выражать, либо считают неприличным проявлять их, боясь сойти за сумасшедшего.

Запад, чопорно-пуританский запад, особенно. И первая же значительная картина Мунка «Больная девочка», с которой начался художник, вызвала шквал критики: в депрессивности, упадничестве и декадентстве, потому что выражала запретное: боль, страдание, муку и отчаяние человека.

Больная девочка

Уже в 29 лет появилась его самая знаменитая картина – «Крик», купленная в 2012 г. почти за 120 млн долларов чуть ли не  Абрамовичем.

Крик

Мунк состоялся уже к тридцати годам. Но еще полвека он творил и создавал  один за другим шедевры: «Ревность», «Тревога», «Меланхолия», «Отчаяние», «Голгофа», «Мадонна», «Вампир», «Солнце», «Лунный свет», «Танец жизни» и т.д.. Насколько же сильна была боль, чтобы так творить!!!

Одиночество

Чувства печали, смерти и одиночества сопровождали художника всю жизнь, он желал только одного: освободиться от мучившего  его  ужаса и кошмара, депрессии и одиночества. Он писал, чтобы не сойти с ума окончательно…

Найденная манера письма вкупе с собственным опытом переживания этих чувств, стали основными, дав начало новому направлению в искусстве — экспрессионизму.

Он ни с кем не боролся, ни на кого не хотел походить, он только избавлялся от собственного ада…

Отчаяние

Мальчик рос физически очень слабым, болезненным и, как часто бывает, очень чутким и чувствительным.

Родители были людьми очень разными: отец – военный врач, очень жесткий и набожный, страдавший психическим расстройством, мать на двадцать лет младше мужа, очень болезненная, окончательно надорвавшаяся в бесконечной беременности и ежегодном рождении ребенка (аборты по религиозным мотивам запрещались). Родители прожили вместе шесть лет, после которых в семье осталось пятеро детей.

Смерть матери, когда мальчику было всего пять лет, не была в семье последней. Болезнь матери передалась старшей дочери, которая тоже умерла от туберкулеза, умерла совсем юной — в пятнадцать лет. Агония сестры проходила на глазах мальчика. Болезненность передалась и ему.

Смерть в комнате больной

Но еще страшнее был нрав отца: очень набожный и религиозный, он старался воспитывать детей в строгих пуританских обычаях, травмируя и насилуя детскую психику. Он постоянно попрекал детей, при их малейшей провинности, грехами, на которые, как он пугал, мать смотрит, молча порицая.

Он внушал детям страх, сделав его постоянным спутником детства, а потом  юности и зрелости. Это может понять только тот, кто прошел через ужасы этого страха, внушенного «благочестивыми» родителями.

Не зря Эдвард, как только стал самостоятельным, навсегда отказался от религии, воспринимая ее только как рабство. Отец был очень не сдержан, гневлив, находясь во время вспышек на грани психического безумия. В такой атмосфере и от дурной наследственности сошла с ума  сестра Эдварда.

Смерть и ужас навсегда вошли в душу ребенка, а с годами Мунк сам стал страдать психическими расстройствами, маниакально-депрессивным психозом, потерей памяти, усугублявшимися алкоголизмом и наркотиками. В такой тяжелой атмосфере смерти, болезни, тоски, одиночества и безумия формировался мальчик.

Это предопределило не только жизнь, но и все творчество Мунка, сумевшего, однако, преодолеть путь героев своих картин: сумасшествие, алкоголизм, наркотики, одиночество, страх, ревность и суицид. Но кто знает, не будь этого безумия, состоялся ли гений Мунка?

Лунный свет

Счастье… Мы часто рассуждаем о счастье. Но вот вопрос: счастье или несчастье рождает такие великие полотна, как «Крик» или «Подсолнухи»? Выразить свой талант – это счастье или несчастье? Но это так, к слову.

Мунк хотел говорить о самом главном в человеке, о живом человеке, о живых чувствах. Ему это удалось.

Автопортрет с бутылкой вина

Искусство Мунка очень сложное, в нем можно найти разные стили и влияния: от реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма до модерна, к которому он, в конечном итоге, тяготел и в котором творил.

Он впитал в себя все стили и направления, обучаясь сначала в Осло (тогда еще Христиания), в Королевской школе искусства и дизайна, потом в Париже, куда его направили, как лучшего выпускника школы, учиться на три года, потом — в Берлине, куда он переехал после окончания учебы и стажировки в Париже.

В общей сложности он прожил за границей почти двадцать лет. Но даже не это было главным. Гораздо более сильное влияние он испытал от встреч с конкретными людьми, сформировавшими его философию.

Живопись стала только инструментом ее выражения. Сначала это был его учитель Крог, вокруг которого кучковалась молодёжь.

 Потом это был местный нигилист Ханс Ягер, живший под девизом «Страсть разрушения есть страсть творческая».

Он защищал суицид, считая, что самоубийство – единственный радикальный путь к свободе.

Он научил Мунка многому: сформировал антибуржуазный стиль жизни и негативное отношение к истеблишменту, дал идею, с помощью которой можно понять себя, свои чувства и смысл жизнь – «писать свою жизнь», свое эмоциональное и психологическое состояние.

Это переключило его регистр жизни: Мунк стал вести «Дневник души», в котором записывал все свои эмоциональные состояния, печали, тревоги, радости, перенося потом их на полотно и создавая симфонию слова и живописи.

Ханс Ягер

Влияние Ягера было настолько сильным, что Мунк считал его  единственным, кто по-настоящему сформировал его философию: «Многие считают, что мои идеи сформировались под мистическим влиянием Стриндберга или вообще берлинского периода. Но это не так: они уже были сформированы раньше». Но богема научила его не только новому пониманию жизни. Она научила пьянству, дебошу и свободной любви.

Потом были знакомства с Метерлинком, Ибсеном, Ницше, Пшибешинским, Стриндбергом, Малларме и многими другими, только укреплявшими его философию и жизненное кредо: «В своем искусстве я пытаюсь объяснить жизнь и ее смысл для самого себя». Этому кредо он остался верен до конца, пройдя через все повороты жизни, испытания, удачи и неудачи, болезни и смерти.

В Париже Эдвард Мунк знакомится с Гогеном, ставшим его лучшим другом, Ван Гогом и Тулуз Лотреком, наиболее сильно повлиявшими на него  в художественном отношении. Особенно Ван Гог. Его влияние чувствуется в мазке Мунка, таком же эмоционально-страстном и плотном.

Но в рамках импрессионизма Эдварду было тесно. Он считал, что «впечатлений» недостаточно, надо идти вглубь, поэтому картины Ван Гога так поразили его: они шли дальше импрессионизма, через цвет – к внутреннему миру, цвет стал лишь средством выражения внутреннего состояния.

Мадонна

Эдвард Мунк  стремится использовать эмоциональный контент и энергию страсти.

Следуя наказу Ягера «писать свою жизнь», означающее эксплуатацию собственной энергии страсти и собственных эмоций, Мунк начинает период рефлексии, самоиспытаний и экспериментирования над собой, собственным душевным миром. «Больная девочка» стала первой ласточкой на этом пути, первым опытом ухода от чисто импрессионистической манеры живописи.

Первая выставка работ Мунка на родине вызвала шквал критики. Такого еще в Норвегии не видели. Критика заходилась в остракизме, обвиняя Мунка в импрессионизме, анархизме, отказе от лютеранских религиозных традиций, в напрасно потраченных на бездарность деньгах и еще Бог знает в чем.

Травили беспощадно, как никого и никогда, ни до, ни после. Его называли отщепенцем семьи, славившейся строгими религиозными правилами. Соседи слали ему и его отцу анонимки, отец сжигал его рисунки с обнаженной натурой, считая живопись дурной и безбожной профессией.

Только его учитель Крог защищал Мунка.

Смерть матери

Так с 20 до 30 лет в мучениях и обвинениях Мунк искал свой стиль, свое направление. Наконец, свершилось: в 1893 году, на Берлинской выставке Мунк впервые показывает результат своих мучительных исканий. Он выставляет первые шесть картин из цикла, тогда названного «Любовь». Позднее он назовет его «Фриз жизни – Поэма о Любви, Жизни и Смерти».

Так закончился период поиска себя и своего пути, своей неповторимой манеры, вылившийся в новое направление искусства – экспрессионизм.

Голгофа

«Фриз» был не просто циклом картин, это была новая философия жизни, философия в образах и символах. Замысел цикла – в понимании жизни как она есть со всеми ее сложностями, вариациями, радостями и печалями.

Все названия картин цикла обозначены однозначно-символически: «Танец жизни»,  «Одиночество», «Поцелуй», «Мадонна», «Крик», «Барка юности», «Вампир», «Болезнь девочки», «Тревога», «Пепел», «Разрыв», «Три возраста женщины», «Адам и Ева», «Голгофа», «Половое созревание»  и другие.

Ревность

Начав с шести картин, он постепенно дополнял серию еще в течение десяти лет. Тридцать лет жизни и десятки картин, вошедших в этот удивительный ряд.

Тридцать лет жизни и всего несколько десятков картин! Все, что хотел сказать художник о женственности, эротизме, борьбе женского и мужского, страданиях, тоске и одиночестве человека, смерти, все, что сам выстрадал, что сам пережил — все выражено в этой Поэме.

Два одиноких человека

Весь «Фриз» был показан впервые в 1902 году. Напряжение в  период поисков было столь велико, что в 1908 году он попадает в психиатрическую лечебницу, из которой Мунк выйдет уже другим.

Вампир

Но темы «Фриза» — этапы жизни, роковая страсть и роковая женщина, болезнь, безнадежность любви, тревога, измена, ревность, сексуальное унижение, расставания и разрывы, зарождение жизни и смерть – останутся основными и навязчиво повторяющимися на всю оставшуюся жизнь.

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/12/blog-post_3759.html

Ссылка на основную публикацию