«на войну», 1888, константин аполлонович савицкий — описание картины

Савицкий Константин АполлоновичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Савицкий Константин Аполлонович – замечательный русский живописец бытового жанра. Родился в 1844 году в Таганроге в семье военного врача. Получил художественное образование в Императорской Академии художеств, посещая ее классы первоначально в качестве вольноприходящего слушателя, затем с 1864 года как полноправный академист.

Ремонтные работы на железной дороге, 1874, Третьяковская галерея
Темные люди, 1882, Русский музей, Санкт-Петербург
Отправка новобранцев на войну, 1888, Русский музей

За время обучения был награжден шестью малыми и большими серебряными медалями (за картину «Шарманщик» в 1868 году, за эскиз «Распятие Христа» в 1869 и за другие этюды и работы).

В 1870 году Савицкий получил большую поощрительную медаль за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» и, наконец, малую золотую медаль за исполненную по академической программе картину «Каин и Авель» в 1871 году.

Состоял с 1871 по 1873 год стипендиатом императора Александра II, совершенствовался в Париже.

У мирового судьи, 1889, Пермская картинная галерея
Мечты, Художественный музей, Нижний Новгород
Встреча иконы, 1878, Третьяковская галерея

После возвращения на родину в 1874 Савицкий написал свое первое значительное произведение «Ремонтные работы на железной дороге», эту картину приобрел известный меценат и собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков. В середине 1870-х годов художник вступил в число членов Товарищества передвижных художественных выставок и с тех пор стал их постоянным участником.

Главные произведения Константина Аполлоновича Савицкого, изображающие различные сцены из русского национального быта: «Рыбаки» (1875), «Встреча иконы» (1878), «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Спор на меже» (1884), «Панихида на кладбище» (1885), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и «У мирового судьи».

Благодаря этим картинам художника, экспонировавшимися на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества.

Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.

С нечистым знается, 1879, Государственная Третьяковская галерея
Море в Нормандии, 1875 год, Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В своих картинах Савицкий ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры. В 1891–1897 годах Савицкий занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 году петербургская Академия удостоила художника звания действительного члена Академии художеств.

В 1897 году Константин Аполлонович Савицкий, уже как академик, был назначен директором открывшейся в Пензе рисовальной школы, позже преобразованной в художественное училище. Его соратниками и учениками были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон и другие художники.

Савицкий Константин Аполлонович скончался в 1905 году в Пензе.

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/savizky.html

Художник Константин Аполлонович Савицкий | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 07.10.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

Ремонтные работы на железной дороге

Художник Константин Аполлонович Савицкий – выдающийся русский живописец, академик живописи, педагог и первый директор пензенского художественного училища.

Биография Константина Савицкого

Константин Аполлонович Савицкий

Константин Аполлонович родился в 1844 года в городе Таганроге (в дачном местечке Франковка), в семье военного врача.

Детство и юность будущего художника прошли в Таганроге. Много лет спустя Константин Аполлонович писал:

Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество.

Рисовать мальчик начал рано. Семья выезжала на берег моря или в Приазовские степи, и маленький Костя с увлечением делал зарисовки с натуры. Да и в Таганрогской классической мужской гимназии его любимым уроком было рисование.

Когда Константин перешел в пятый класс гимназии в его семье случилась страшная трагедия: один за одним, неожиданно, умерли родители. Подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.

В 1862 году, после окончания гимназии, Константин Савицкий прибыл в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, в класс исторической живописи. Его учителями стали А.Т Марков, Ф.А. Бруни, П.П. Чистяков. 

Очень скоро Константин становится одним из лучших учеников академии, получает (за свои работы) шесть серебряных и одну золотую медаль. 

В 1871 году был отправлен академией за границу, много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже.  В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже.

В феврале 1875 года, после трагической гибели жены, вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие. 

С 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1883 по 1889 годы Константин Аполлонович Савицкий живет в Петербурге, преподает в Центральном техническом училище технического рисования.

На войну

В 1894 году художник переезжает в Москву и становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1894 году Савицкому присваивают звание действительного члена Императорской Академии живописи, а в 1897 – академика.

В 1890 году в Париже был застрелен польским националистом генерал-лейтенант Селиверстов, который завещал городской казне города Пензы 300 тысяч рублей и коллекцию картин, с условием организации в городе художественной школы, которая должна носить имя наследодателя.

На деньги Селиверстова в Пензе была построена художественная галерея и художественное училище.

В 1898 году Константин Аполлонович Савицкий был назначен первым директором художественной школы и картинной галереи.

Савицкий разработал свою программу обучения и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.

Мечты

Умер Константин Аполлонович в январе 1905 года, на посту директора своей любимой школы.

И прежде чем пригласить вас в картинную галерею я просто обязан вспомнить ещё одного Савицкого – сына художника, который пойдет по стопам отца и станет Академиком художеств СССР.

О творчестве Георгия Константиновича Савицкого я обязательно расскажу на страницах этого сайта.

Картины Константина Аполлоновича Савицкого

Тёмные люди

Охотники

Встреча иконы

Больная лошадь

У мирового судьи

Панихида в 9-й день на кладбище

Беглый

Христова милостыня

Крутой спуск

На стрелке

Охотник

В ожидании приговора суда

Инок

Крестьянка с корзинкой в лесу

Отец

Плачущий солдат

Не сошлись характером

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-konstantin-savickij-mechty-sbyvayutsya.html

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого сыграло важную роль в развитии передового русского реалистического демократического искусства. Близкий друг Репина, Крамского, Поленова, Шишкина он был одним из самых активных и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок.

Савицкий родился в 1844 году в городе Таганроге, в семье врача. С ранних лет проявилось у него необыкновенное стремление к рисунку и живописи.

В 1862 году он поступает в Академию художеств и уже в студенческих работах зарекомендовывает себя талантливым художником, остро воспринимающим современную ему действительность. Савицкий тесно сближается с прогрессивными,  настроенными художниками.

Сознание своего гражданского долга, стремление к демократическому искусству, близкому и понятному народу, становятся определяющими в развитии всего его творческого пути.

Показанная на III передвижной выставке в 1874 году первая картина Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» привлекла к себе внимание актуальностью темы, неприкрашенным, социально-заостренным показом действительности.

В этом произведении Савицкий первый в русском искусстве наглядно показал бесправие рабочих, их рабский и жестокий труд. Художник запечатлел типические образы людей, измученных непосильной работой, постоянными жизненными невзгодами, но полных внутренней жизни и человеческого достоинства.

Рабочим, которым горячо сочувствует автор, противопоставлены тупые и жестокие эксплуататоры. Картина, купленная с выставки Третьяковым, принесла Савицкому признание и широкую известность.

Художник был принят в Товарищество передвижных художественных выставок; средства, полученные за картину, дали ему возможность совершить поездку за границу и познакомиться с лучшими образцами мирового классического искусства. Однако он пробыл за границей недолго.

Новые течения западноевропейской живописи не отвечали народно-демократическим настроениям художника. Возвратившись на родину, Савицкий с увлечением отдается творческой работе, находит важные и интересные темы. До конца жизни он остается последовательным реалистом, всегда прогрессивным в освещении вопросов современности.

Одно из лучших полотен художника Константина Аполлоновича Савицкого — «Встреча иконы» (1878)

В этой, казалось бы, несложной по содержанию сцене встречи крестьянами иконы художник сумел широко показать типическую жизнь русской деревни. Сатирическим образам попа и дьячка, сопровождающих икону, противопоставлены положительные образы крестьян.

По мнению Стасова, жизненность содержания, глубокая характеристика типов и образов в картине «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».

Картина отличается и высокими живописными достоинствами: хорошо передано настроение осеннего пасмурного дня, воздушность среды; мягкая приглушенная красочная гамма объединяет все произведение.

Широтой показа народного характера отличается картина Константина Аполлоновича Савицкого «На войну!»

Это произведение — плод многолетнего труда художника (1880- 1887). Бытовая сцена прощания солдат со своими близкими на станции железной дороги, перерастает здесь в волнующую народную драму. Все в картине полно движения, жизни, напряжения: здесь и ухарская пляска, и прощальные объятия, и горький плач, и крик отчаяния.

Привлекает глубиной и искренностью чувств, сцена прощания пожилого солдата со своей семьей; полна глубокого драматизма группа в центре, где женщина в отчаянии простирает руки к уводимому мужу.

Только фигура рослого мужественного крестьянина, облокотившегося на телегу, не участвует в общем движении; он словно задумался над смыслом происходящих событий.

Образ глубоко задумавшегося человека, как символ пробуждающегося народного сознания, характерен для многих картин Савицкого. Особенно полон внутреннего напряжения, силы, воли образ бурлака в картине «Крючник». Это человек, полный собственного достоинства, готовый к борьбе, уверенно смотрящий в будущее.

Революционные настроения были очень близки Константину Аполлоновичу Савицкого

Неслучайно, он еще в студенческие годы слыл «неблагонадежным».

«Бунтарский» дух художника проявляется и в таких работах как «Поймали» (1883), заставляющей зрителя задуматься над судьбой героя и его семьи, и еще более в картине «Спор на меже» (1897), показывающей столкновение крестьян с помещиками.

Последнее произведение явилось непосредственным откликом художника на крестьянские волнения, распространившиеся в России в эти годы. Революционными настроениями проникнута и картина «В ожидании приговора суда» (1895).

Савицкий был большим мастером тематической картины. Знание современной ему жизни, постоянные жизненные наблюдения помогали ему создавать глубоко содержательные произведения, запечатлевать правдивые художественные образы. Он много работал с натуры, находя в окружающей среде выразительные характеры и типажи для своих будущих композиций.

Всесторонне показывая крестьянскую жизнь, художник вскрывал многие ее теневые стороны. Какой остроты, например, полна характеристика образа старухи в картине «С нечистым знается».

Только художник, близко знавший жизнь деревенской глуши со всеми ее безрадостными подробностями, мог с такой огромной силой обличения воспроизвести темный мир крестьянской знахарки.

Произведения Константина Аполлоновича Савицкого разнообразны и по содержанию, и по характеристике образов

Так, обращают на себя внимание ранние работы художника, явившиеся следствием заграничных поездок; например, картины, посвященные жизни рыбаков в Нормандии. Интересна также выразительностью характеров и типов картина «Путешественники в Оверни» (1876), в которой, жизненно-наблюдено переданы фигуры путешествующих иностранцев, и мастерски показан горный пейзаж.

Человек большой культуры, богато одаренный Савицкий занимался не только живописью, но и графикой: офортом, литографией, акварелью. Им создано большое число иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова.

Много сил отдал Савицкий преподавательской работе сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Пензенском художественном училище, где был директором и преподавателем. Умер К. А. Савицкий в 1905 году.

Замечательные произведения художника-реалиста, горячего патриота, в которых нашли свое отражение самые животрепещущие вопросы общественной жизни второй половины XIX века, оказали  благотворное  влияние на развитие дореволюционного и советского искусства.

Читайте также:  «несение креста», себастьяно дель пьомбо — описание картины

Смотреть на видео про художника К. А. Савицкого

Источник: https://www.sudba.info/tvorchestvo-konstantina-apollonovicha-savickogo/

Энциклопедия мировой живописи(очередной 266 выпуск) | Студия И

Выпуск 266. Савицкий Константин Аполлонович(1844-1905).

Типичный представитель движения передвижников, выдающийся мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий был разночинцем по происхождению.

Главным героем всех его произведений был простой народ, который художник-реалист искренне любил и чаяния которого всецело понимал. Именно по-этому.

творчество Константина Савицкого является яркой страницей в истории русского демократического искусства второй половины XIX века.

Константин Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода),в семье военного врача. После выхода в отставку отец Константина работал врачом в мужской гимназии, в здании которой в то время и проживала его семья. Детские годы Константина прошли в Таганроге. Впоследствии он писал:

«Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество».

Увлечение рисованием проявилось в раннем детстве, чему родители мальчика были очень рады.

Константин с родителями часто бывал на берегу Азовского моря и в Приазовской степи, делая при этом многочисленные зарисовки с натуры.Родители видели несомненный талант сына и не препятствовали его увлечению.

Когда мальчику исполнилось десять лет, он был определен в гимназию, где его любимым уроком также было рисование.

В возрасте пятнадцати лет Савицкого постигло страшное горе- скоропостижно, друг за другом умерли его родители, и мальчика забрал к себе брат отца, живший в Латвии и ставший для Константина опекуном. Обучение мальчик продолжил уже на новом месте в частном пансионате.

В 1862 году после окончания курса пансиона, Савицкий отправился в Санкт-Петербург, где после успешной сдачи вступительных экзаменов поступил в Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего слушателя.

Однако, вследствие недостаточной подготовленности, Савицкому пришлось оставить учебу, и лишь после двух лет упорной самостоятельной работы, в 1864 году он вновь продолжил обучение в Академии в классе исторической живописи, как полноправный академист.

Его учителями стали известный русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств Алексей Тарасович Марков(1802-1878),замечательный русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Фёдор Антонович Бруни (1799—1875), и выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков (1832—1919.

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение в Петербурге( в том числе и в стенах академии) с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, Н. М. Карамзиным и другими.

Очень скоро Константин выдвинулся в число лучших учеников академии. За время учёбы Савицкий был награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распинание Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба».

В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получил малую золотую медаль, после чего был отправлен Академией за границу, где по 1873 год совершенствовал своё мастерство, будучи при этом стипендиатом стипендии Императора Александра II. Савицкий много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже.

Уже в академические годы Савицкий был близок к Художественной артели Ивана Николаевича Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок.

На рубеже 1870-го и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.

В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым большое недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен).

Фактически Савицкий был отчислен перед самым конкурсом на большую золотую медаль, и это лишило молодого художника предполагаемого академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Тем не менее Савицкий продолжал участвовать в выставках передвижников вплоть до 1903 года.

Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским вынужденно (после отчисления из Академии) проводил на станции Козловка-Засека под Тулой, где ему пришёл в голову замысел картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений.

Будучи под впечатлением репинских «Бурлаков», написанных за год до этого, Савицкий также стремится в своей работе отразить не отдельный значимый исторический, факт, а целое явление современной ему жизни.

Главный герой его полотна — крестьянство. В картине Савицкому удаётся мастерски передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги.

Представленная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков(1832-1898) приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог осуществить свою мечту— познакомиться с сокро­вищами мирового искусства

Поездка во Францию и Германию была для него полезной и плодо­творной. Здесь он встретился с пенсионерами Академии И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым, сделал множество рисунков, этюдов и эс­кизов. Во Франции художник много и дотошно изучал опыт французских живописцев, впервые начал писать на пленэре.

Здесь были созданы его картины «Море в Нормандии (Рыбак в беде)»» (1875), и «Путешественники в Оверни» (1876), в которых художник целиком сосредоточился на передаче световоздушной среды.

Летом 1876 года, пробыв за границей около двух лет, Савицкий после трагической гибели жены вернулся на родину и поселился в Динабурге(ныне Даугавпилс, Латвия). Именно там были написаны самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие.

В эти годы художник много рисовал на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Картина «Встреча иконы», законченная художником в 1878 году была представлена на IV передвижной выставке.

Это произведение нашло горячих сторонников и почитателей и одновременно вызвало нападки реакционной печати, усмотревшей в нем вызов церкви.
Эту картину можно рассматривать как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883).

В сходных сюжетах оба художника представили большое скопление народа , толпу, умело показав различие характеров и состояний.

Но если Репин стремится показать представителей разных сословий на своей картине, то Савицкий отдаёт предпочтение исключительно образам крестьян, глубоким и типичным

«В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал В. В. Стасов о своих впечатлениях после знакоства с картиной.

В 1878 году Константин Савицкий стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этом же году художник с успехом выставлялся на Всемирной выставке в Париже.

В конце 1870-х годов Савицкий возвратился в Петербург. Наибо­лее значительным его произведе­нием петербургского периода стала большая картина «На войну» (1880—1888), начатая под впечат­лением русско-турецкой войны. Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать ещё в 1880 году.

Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. В картине передана сцена проводов новобранцев, их прощание с род­ными. С большим мастерством по­казывает художник своих героев, метко характеризуя сущность обра­зов.

Немногочисленные портреты, ис­полненные за время своего творчества Савицким, принадле­жат к типу портретов-картин. В них очевидна задача психологи­ческого исследования, которую ставил перед собой художник. Та­ковы его портреты «С нечистым знается» (1879), «Отец» (1896), «Аннушка» (1880-е годы), «Крюч­ник» (1884).

В 1882 году работы художника с успехом экспонировались на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий в Санкт-Петербурге преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица

К.А. Савицкий много выставлялся. Благодаря его картинам «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Панихида на кладбище» (1885), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и «У мирового судьи», с успехом экспонировавшимся на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества.

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. где наряду с творческой работой занимался преподаванием в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). С 1894 года руководил в Училище натурным классом.

С 1895 года Константин Аполлонович Савицкий — действительный член Императорской Академии художеств, а в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому было присвоено звание академика живописи.

В 1897 году Савицкий представил на суд зрителей острую по социальной направленности кар­тину «Спор на меже» . В ней художник показал новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

Также хочется особо отметить ещё одну работу этого же года создания — «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» , в которой заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Согласно завещанию, оставленному застреленным в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, генерал-лейтенантом Н. Д. Селивёрстовым, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.

Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и рисовальной школы, позже преобразованной в Пензенского художественного училища имени Н. Д.

Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1897 году, был назначен академик живописи К. А.

Савицкий, в полной мере раскрывший на этой должности свой талант организатора и педагога.

Савицкий внёс изменения в планировку здания и разработал свою программу обучения, и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.
Его соратниками и учениками в Пензенском художественном училище были И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон и другие известные русские художники.

Среди работ последнего периода творчества художника наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки. К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти.

Константин Аполлонович Савицкий скончался 31 января (13 февраля) 1905 года в Пензе, и был похоронен на Митрофановском кладбище города.

Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

Константин Аполлонович Савицкий оставил нам богатое наследство. В своих картинах он ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры России второй половины XIX века, что очень ценно само по себе и значение чего ещё предстоит оценить любителям живописи нашего и последующих поколений…..

Читайте также:  Вид на остров сан-джорджо и джудекку, франческо гварди

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»: — Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»; — Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;

— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .

Источник: http://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-12/

Савицкий Константин Аполлонович — картины художника, биография

Contents

  • 1 Утро в сосновом лесу
  • 2 На войну
  • 3 Инок
  • 4 Мечты

Биография Константина Савицкогополна историй о путешествиях по Европе. Знаменитый русский художник родился в Таганроге 25 мая (6 июня), умер в Пензе (в 1905 году) — в семье военного врача.

Произведения Савицкого пропитаны переживаниями, связанными с происходящими вокруг событиями, а также любовью к Родине. Также художник писал портреты, но они были немногочисленными.

Он умел ярко передавать эмоции и заставить зрителя задуматься о том, что на самом деле происходит на картине.

Утро в сосновом лесу

Утро в сосновом лесу

Эту картину написали два художника — Иван Шишкин и Константин Савицкий. Коллекционером П. Третьяковым было стёрто имя Савицкого, который написал медведей, поэтому часто указывается авторство только Шишкина.

Картина стало популярна, благодаря изображению животных в пейзаже: она детально изображает природу, увиденную автором на острове озера Селигер. Яркость получается, благодаря солнечному свету, который проглядывает сквозь деревья.

Глубокие овраги, мощные вековые деревья в дремучем сосновом лесу контрастируют с ярким лучом солнца. Замысел картины исходил именно от Савицкого, а медведи получились очень удачно. Поэтому он расписался на полотне. Но карандашные наброски всё же принадлежат Шишкину.

Картина стала крайне популярной, поэтому каждый, кто уважает искусство, должен знать эту историю.

На войну

Художник Савицкий Константин Аполлонович написал картину в 1888 году. Он хотел показать крестьянские образы с положительной стороны. Произведение написано под впечатлениями от русско-турецкой войны.

Полотно имеет внушительные размеры, на написание потребовалось почти 10 лет. У картины было две версии, над второй художник работал 8 лет. Он трактовал проводы на войну, представляя их народным горем. Потрясающе изображены чувства близких людей, провожающих солдат.

Есть версия, что полотно написано под влиянием творчества Сурикова.

У картины отсутствует единый центр. Есть несколько групп, у которых эмоции изображаются по-разному. Все они взаимосвязаны, поэтому создаётся впечатление целостности. Изображаются переживания отчаянных женщин, отправляющих своих мужей, матерей, разлучающихся с сыновьями. Каждому персонажу можно дать отчетливую психологическую характеристику.

Инок

Подобные произведения Константина Савицкого удивляют и наталкивают на размышления. Монах в чёрной рясе, который держит локоть на Библии, верба говорит о православном празднике (Вербное воскресенье).

Стена украшена большим крестом. На картине изображена келья (место отдыха монахов), но персонаж находится в раздумьях, в его взгляде можно прочесть множество эмоций.

Изображение на картине трактуется как муки выбора жизненного пути.

Интересно, что Савицкий задействовал натурщика, который затем станет революционером. Именно поэтому удалось изобразить такой точный типаж — мужчина в сомнениях, несогласный с окружающим миром. РПЦ трактовала эту картину как антиклерикальную и даже давала указание для исключения нескольких произведений из Википедии.

Мечты

В данной работе изображена 16-летняя девушка, которой явно не слишком интересны серьёзные науки. Она вытягивает руки — довольно легкомысленная поза. Другая трактовка — девушка охвачена различными эмоциями после прочтения книги, что лежит у неё на коленях. Само полотно вызывает неоднозначные мысли, наводит на размышления, заставляется задуматься.

Картины Константина Аполлоновича Савицкого оставили огромный след в русской живописи. Его творчество заслуживает обязательного внимания.

Источник: http://surzhyk.org/konstantin-savitskij/

Савицкий Константин Аполлонович

Художник-реалист. Представитель бытового жанра. В своих картинах изображал жизнь русского простого народа.

Отец Константина Савицкого был военным врачом.

В 1862 году Савицкий приступил к учёбе в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего слушателя. С 1864 года – полноправный академист.

Обучаясь в Академии, Савицкий получил порядка 6 наград – малых и больших серебряных медалей. В 1868 году была отмечена картина «Шарманщик» и эскиз «Распятия Христа» в 1869 году.

Большой поощрительной медали были удостоены работы художника «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» (1870).

В 1871 году написал произведение «Каин и Авель», которое необходимо было выполнить по Академической программе, работа удостоилась малой золотой медали.

После окончания Академии художеств Константин Савицкий стал стипендиатом императора Александра II, повышая своё мастерство в Париже.

Вернувшись в 1874 году из Парижа, создал одно из самых известных полотен «Ремонтные работы на железной дороге», в последствии купленное меценатом П.М. Третьяковым.

Во второй половине 70-х вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, постоянно принимая участие в выставках.

творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества. Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.

С 1891 по 1897 годы русский художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1895 году получил звание действительного члена Академии художеств, а с 1897 – академик и директор рисовальной школы в Пензе (позднее она была преобразована в училище). Учениками Константина Аполлоновича Савицкого стали в дальнейшем выдающиеся художники: И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон.

Известные произведения Савицкого Константина Аполлоновича

Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.

Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане.

Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке.

С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.

И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.

Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.

Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И.Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.

Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.

Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.

  • Ремонтные работы на железной дороге

Источник: http://rus-artist.ru/saviczkij-ka.html

Презентация на тему» К.А. Савицкий»

Инфоурок › История › Презентации › Презентация на тему» К.А. Савицкий»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) Родился в Таганроге 25 мая 1844 в семье военного врача. Учился в Петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников. Более 20 лет он отдал педагогической деятельности, работая в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Умер Савицкий в Пензе 31 января 1905 года.

2 слайд Описание слайда:

Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.

В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги.

Ремонтные работы, на железной дороге. 1874

3 слайд Описание слайда:

«На войну» 1888 г Картина Константина Аполлоновича Савицкого была посвящена этой балканской войне в 1885 году на реке Кушка. После ознакомления с эскизом ее заказал художнику император Александр III.

К этой теме Савицкий обратился в 1880 году, выполнил первый вариант композиции, но впоследствии разрезал холст на части.

Во втором варианте картины (1888 год) общая беда объединила огромную массу людей, которые в момент прощания понимают, что могут не увидеться вновь. Полотно показывает, сколько страданий приносит людям война.

4 слайд Описание слайда:

Сейчас эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. «Встреча иконы» 1878г. Сюжет картины не сложен. У околицы деревни ненадолго остановилась крытая повозка, в которой везут чудотворную икону. Повозку окружили крестьяне, пришедшие поклониться святыне.

Несколько человек бегут по дороге из деревни, боясь опоздать. Вот, на первый взгляд и все что там изображено. Основное внимание художника сосредоточено на обрисовке действующих лиц: представителей духовенства, мужиков детей.

Крестьянские образы подкупают достоверностью, правдой переживания

5 слайд Описание слайда:

Беглый, 1883

6 слайд Описание слайда:

Инок, 1897 Сейчас эта картина находится в Пензенской областной картинной галерее им. К.А.Савицкого, Пенза, Россия

7 слайд Описание слайда:

«Море в Нормандии»

8 слайд Описание слайда:

«Панихида в 9-й день на кладбище» 1885 г. Эта картина сейчас находится В Государственной Третьяковской галерее.

9 слайд Описание слайда:

Могила К.А. Савицкого Похоронен в юго-восточной части Митрофаньевского кладбища, вблизи церкви.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-ka-savickiy-1544373.html

Савицкий К.А

Для увеличения — нажмите на изображение

Грандковский Николай. Портрет художника К.А. Савицкого. 1902

 Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в семье военного врача. После выхода в отставку отец будущего художника работал врачом в мужской гимназии, в здании которой в то время и проживала его семья.

Детские годы Константина прошли в Таганроге. В детстве мальчик увлекся рисованием. Константин с родителями часто бывал на берегу Азовского моря и в Приазовской степи, при этом делая многочисленные зарисовки с натуры.

Когда мальчику исполнилось десять лет, он был определен в гимназию, где его любимым уроком также было рисование. 

Однако беззаботные детские годы Савицкого закончились, когда он учился в пятом классе гимназии. Неожиданно, друг за другом, умерли родители мальчика. С этого момента жизнь подростка резко изменилась; Константина забрал к себе брат отца, живший в то время в Латвии, который стал его опекуном. Там юноша продолжил свое обучение в частном пансионе.

В 1862 году после окончания курса пансиона, Савицкий едет в Петербург, где поступает в Академию художеств. Однако, вследствие недостаточной подготовленности, художнику пришлось бросить учебу, и, после двух лет упорной самостоятельной работы, в 1864 году он снова продолжает обучение в Академии.

В 1871 году за картину «Каин и Авель» живописец получает малую золотую медаль. Уже в академические годы Савицкий был близок к Художественной артели Ивана Николаевича Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок.

В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым огромное недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен).

Читайте также:  Картина «тайная вечеря», леонардо да винчи — описание картины

Живописец продолжал участвовать в выставках передвижников до 1903 года. В ряды же Товарищества Савицкий вступил в 1878 году.

Лишившись места в Академии, художник начал самостоятельно работать над большим произведением «Ремонтные работы на железной дороге». Картина была показана на Третьей передвижной выставке, проходившей в 1874 году.

Это полотно для своей знаменитой коллекции приобрел П. Третьяков, что позволило Савицкому для совершенствования мастерства уехать в Европу.

Художник продолжил учебу в Париже (1874-76), где написал ряд картин, среди которых «Море в Нормандии» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876).

Летом 1876 вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Под впечатлением событий русско-турецкой войны 1877-78 годов начал работу над картиной «На войну». Писал ее десять лет. Лучшим произведением художника стала картина «Встреча иконы», написанная в 1878 году.

Более двадцати лет своей жизни Савицкий посвятил педагогической деятельности. В 1880-м поселился в Петербурге и начал преподавать живопись в Училище технического рисования барона Штиглица.

В 1891 году художник переехал в Москву, где позднее стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-97).

В 1897 году реформированная Академия признала его академиком; в тот же год он был назначен директором Пензенского художественного училища, где и преподавал.

Умер Константин Аполлонович Савицкий в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

*   *   *

Галерея (34 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/savitskij-k-a

Прогулки по Русскому музею. Санкт — Петербург. Часть 6


1 Михайловский дворец2 Корпус Бенуа3 Флигель Росси4 Михайловский сад5 Михайловский замок6 Летний сад7 Летний дворец Петра I8 Домик Петра I9 Мраморный дворец10 Строгановский дворец

Зал 27

И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века.Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры.

Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника «Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее могучих лесов.

ДубыЗимаКорабельная рощаБуковый лес в ШвейцарииБуковый лес в ШвейцарииВ рощеВид в окрестностях ДюссельдорфаВид окрестностей ПетербургаДорожка в лесуЗа грибамиДубовая рощаИвы, освещенные солнцемКамни в лесу.

ВалаамЛесная глушьЛесной пейзаж с цаплямиОсеньПейзаж с гуляющимиПеред грозойРучей в березовом лесуСмешанный лес (Шмецк близ Нарвы)Сосновый лесХвойный лес. Солнечный деньСныть-трава. ПарголовоТравка (этюд)

Зал 28

Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.

После неудачи«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.У дверей мечетиВ 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».Шипка-Шейново.

Скобелев под ШипкойВ 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста импрессионистской манере. Изысканность колорита, свобода живописной трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в творчестве мастера.

Прогулка в лодкеНачавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих полотнах.Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в ПучугеВ Иерусалиме.

Царские гробницыШинтоистский храм в Никко31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Зал 29

Садовый вестибюль

Зал 30

В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.Журавлев Фирс Сергеевич.

Перед венцомАтмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876).В.М.

Максимов Семейный раздел (1876)«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью.

Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского «Осужденный» (1879).Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889

Зал 31

Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.

Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)Созданные К.А.

Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».К.А.

Савицкий. На войну (1880−1888)Константин Аполлонович Савицкий. ПрощаниеПрянишников Илларион Михайлович. Крестный ходБашкирцева Мария Константиновна. ВеснаКонстантин А. Савицкий. Путешественники в ОверниНиколай Александрович. В теплом краю. 1890 год

Зал 32

В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания за границей после окончания Академии художеств он написал несколько исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест графини д’Этремон».

Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’ЭтремонПо возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».Поленов Василий Дмитриевич.

Заросший прудПоленов Василий Дмитриевич. Московский дворикВ 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал.

Многочисленные персонажи картины и вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.В. Д. Поленов. Христос и грешница.Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)Нестор-летописец (М.М.Антокольский)Мефистотель (М.М.Антокольский)В.Д.Поленов.

И возвратился в Галилею в силе духа

Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 6.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43031654447/prev

Константин Савицкий: картины, биография

На­род был главным героем про­изведений живописца-реалиста Савицкого. Он создал сильные, за­поминающиеся образы простых людей — крестьян, рабочих, сол­дат. Творчество художника — яр­кая страница в русском демократи­ческом искусстве второй половины XIX века.

Савицкий родился в Таганроге в семье врача. Рано проявившиеся способности к рисованию опреде­лили его судьбу — в 1862 году, окончив гимназию, он поступил в Академию художеств в Петер­бурге.

Прошел лишь год после знаменитого «бунта тринадцати», в результате которого группа учащихся, возмущенных академи­ческой рутиной, в знак протеста покинула стены Академии и обра­зовала Артель художников, во гла­ве которой встал И. Н. Крамской. С первых лет учения в Академии Савицкий тяготел к группе Крам­ского.

Идеи Белинского, Черны­шевского, Добролюбова, зовущие на борьбу за демократическое переустройство общества, пробудили в нем чувство протеста против реакционного академического ис­кусства. Критика действий Акаде­мии, с которой Савицкий неодно­кратно выступал, вызвала реакцию со стороны академических вла­стей — он не был допущен к кон­курсу на Большую золотую медаль.

Покинув Академию, молодой ху­дожник стал активным сторонни­ком деятельности Товарищества передвижных выставок, ставивше­го перед собой задачи общественно-эстетического воспитания наро­да и стремившегося к широкой по­пуляризации демократического искусства.

В первом своем значительном про­изведении — картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) —Савицкий заявил о себе как серьезный мастер, которому близки беды и чаяния трудового народа.

Сюжет картины основан на собственных впечатлениях ху­дожника, полученных им летом 1873 года, когда он гостил по при­глашению Крамского на станции Козлова-Засека недалеко от Тулы.

Картина экспонировалась на III передвижной выставке в

1874 году. Это было одно из пер­вых изображений труда рабочих в русской живописи. Уже в этой картине проявились характерные черты дарования Савицкого — тонкая наблюдательность и спо­собность в точном и подробном рассказе донести до зрителя вол­нующие мысли и чувства. В пере­даче их участвуют и рисунок, и композиция, и колорит.

Уже в этой ранней работе Савицкий прекрасно справился со сложной многофигур­ной композицией, подчинив едино­му динамичному ритму множество отдельных фигур персонажей, от­личающихся индивидуальностью.

Созданию безрадостного настрое­ния служит и несколько однообраз­ный пейзаж, своей монотонностью противопоставленный энергичным движениям рабочих на переднем плане.

Успех картины и покупка ее П. М. Третьяковым в свою галерею позволили Савицкому осуществить мечту — познакомиться с сокро­вищами мирового искусства. Поездка во Францию и Германию была для него полезной и плодо­творной. Здесь он встретился с пенсионерами Академии И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым, сделал множество рисунков, этюдов и эс­кизов.

Но Франция стала для художника только профессиональной школой. Источником вдохновения была для него жизнь Родины. В 1874 году Савицкий временно поселяется в Дюнабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). В постоянных поездках по краю он изучает жизнь простого народа, делает многочисленные зарисовки.

Именно здесь Савицкий написал замечательное полотно «Встреча иконы» (1878), которое было показано на IV передвижной выставке. Это произведение нашло горячих сторонников и почитателей и одновременно вызвало нападки реакционной печати, усмотревшей в нем вызов церкви.

Савицкий на­шел точное решение темы в кон­трастном противопоставлении двух полюсов — двух групп персонажей на картине. Откровенной иронией пронизано изображение опухших от пьянства протопопа и дьячка; об­разы белорусских крестьян, вы­шедших встретить икону, согреты авторским сочувствием и сострада­нием.

Фигура погруженного в свои мысли крестьянина, стоящего по­среди коленопреклоненных людей, символизирует пробуждающееся сознание народа, зреющий протест против бесправия и унижения. В конце 1870-х годов Савицкий возвратился в Петербург.

Наибо­лее значительным его произведе­нием петербургского периода стала большая картина «На войну» (1880—1888), начатая под впечат­лением русско-турецкой войны. Здесь передана сцена проводов новобранцев, их прощание с род­ными. С большим мастерством по­казывает художник своих героев, метко характеризуя сущность обра­зов.

Немногочисленные портреты, ис­полненные Савицким, принадле­жат к типу портретов-картин. В них очевидна задача психологи­ческого исследования, которую ставил перед собой художник. Та­ковы его портреты «С нечистым знается» (1879), «Отец» (1896), «Аннушка» (1880-е годы), «Крюч­ник» (1884).

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. Здесь он создал острую по социальной направленности кар­тину «Спор на меже» (1897). В ней художник показал новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

Большое место в творческом на­следии Савицкого занимают иллю­страции к произведениям Пушкина, Лермонтова, Крылова и других русских писателей. Особенно инте­ресны рисунки к «Ревизору» Гого­ля (тушь, белила, 1901). Последние годы жизни художника были посвящены общественной и педагогической деятельности.

Он принял активное участие в орга­низационной деятельности Москов­ского товарищества художников.

Проведенная в Академии худо­жеств реорганизация, включение в состав преподавателей извест­ных художников-передвижников нашли у Савицкого поддержку.

В мае 1897 года он принял пред­ложение стать директором Пен­зенского художественного учили­ща, подведомственного Академии. В Пензе Савицкий провел послед­ние годы жизни.

Картины Савицкого

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1411-savickiy.html

Ссылка на основную публикацию