«несение креста», себастьяно дель пьомбо — описание картины

Мировая живопись — библейские сюжеты (ч.1)

?kovlam (kovlam) wrote,
2015-07-18 22:06:00kovlam
kovlam
2015-07-18 22:06:00

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря

Антонио де Переда-и-Сальгадо (1611-1678) *Христос Скорбящий*Крестный путь — составная часть Страстей Христовых, включающая в себя Несение креста, с кульминацией — Распятием. Крестный путь — дорога страданий, жизнь, полная стойко переносимых бедствий.

Тициан — Ecce Homo

Ecce Homo — «се человек», букв. «вот человек», «это человек». Слова Понтия Пилата об Иисусе Христе. Согласно Евангелию от Иоанна прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима после бичевания Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, желая возбудить сострадание толпы.

*Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины*.

Событие это имело место поздним утром Страстной пятницы, в иерусалимской претории рядом с башней замка Антония.

Мадрасо и Агудо, Хосе де (1781-1859) *Иисус в доме Каифы*(Каиафа — первосвященник Иудеи с 18 по 37 год. В истории Страстей Господних в доме Каиафы окончательно решается судьба Иисуса Христа: *А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его.*

Джордано Лука (1632-1705) *Поцелуй Иуды*(Поцелуй Иуды — сюжет из евангельской истории, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых. От Луки (Лк.22:47-48) *…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?*

Годфрид Схалькен (1643 —1706)(мастерская) *Предательство Иуды*

Ван Дейк, Антонис (1599 — 1641) *Взятие под стражу*

Джордано Лука (1632-1705) *Пилат умывает руки*(Умывать руки — выражение, означающее «устраниться от ответственности, объявить о своем неучастии в деле». В Евангелии от Матфея. Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству: «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». Апокрифическое «Евангелие от Петра» добавляет к описанию суда, что «Из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей Его».

Стиль Рембрандта — Пилат умывает руки

Маттиа Прети (1613-1699) — Пилат умывает руки

Массейс, Квентин (1465/1466 — 1530) *Суд над Христом*

Франкен Младший, Франс (1581—1642) *Суд над Иисусом*

Тициан — Се Человек

Хуан де Хуанес (ок1523- 1579) — Ecce Homo

Мурильо Бартоломе Эстебан (1617-1682) *Ecce Homo*

Correggio — Christ presented to the People (Ecce Homo)

Гаспар де Крайер (1584 — 1669) *Се Человек*

Джакуинто Коррадо (1703-1765) *Увенчание тернием*

Караваджо (1571-1610) *Увенчание тернием*

Содома (1477-1549) — Христос в терновом венце (сё человек)

Тьеполо, Джованни Доменико (1727-1804) *Увенчание тернием*

Тьеполо, Джованни Доменико (1727-1804) *Бичевание Христа*

Джакуинто Коррадо (1703-1765) *Бичевание Христа*

Луи-Винсент-Леон Пальер — Бичевание Христа

Крестный путь — составная часть Страстей Христовых, включающая в себя Несение креста, с кульминацией — Распятием. В переносном смысле «крестный путь» — дорога страданий, жизнь, полная стойко переносимых бедствий. О крестном пути повествуют все четыре евангелиста.

Луини Бернардино (1480/1485 — 1532) *Христос, несущий крест* (Бернардино Луини — североитальянский художник, один из самых известных леонардесков — учеников и эпигонов Леонардо да Винчи. Многие его произведения в прошлом приписывались кисти Леонардо.

Bartolome Esteban Murillo, 1618-1682 *Christ Bearing the Cross*

Джордано Лука (1632-1705) *Христос с Крестом*

Караваджо, последователь — Несение креста

Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) *Иисус с крестом*

Кокси, Михиль ван (1499 — 1592) *Иисус с крестом*

Тициан (1488/1490—1576) *Христос с Крестом*

Хусепе де Рибера (1591—1652) *Несение креста*

Altobello Melone (1490 –1543) — Christ carrying the Cross

Giampietrino (1495–1549) Christ carrying his Cross

Guido Reni (1575 —1642)- Head of Christ Crowned with Thorns

Хуан де Валдес Вальдес Леаль (1622 — 1690) * Путь на Голгофу Иисуса и св Вероника*

Рафаэль (1483 — 1520) *Падение Христа на пути к Голгофе*

Тициан *Падение Христа на пути к Голгофе*

Тьеполо, Джованни Доменико (1727-1804) *Падение на пути к Голгофе*

Антонис ван Дейк (1599-1641) *Распятие*

Бароччи, Федерико (1526/1535 — 1612) *Распятие*

Диего Веласкес (1599 — 1660) *Христос на кресте*

Винченцо Кампи (1536–1591) *Распятие*

Рогир ван дер Вейден (1399/1400 — 1464) *Распятие*

Eustache Le Sueur (1617 – 1655) Christ on the Cross with the Virgin and Saints

Сурбаран, Франсиско де (1598 —1664) *Св Лука перед Распятием*(Лука́ — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы и стал первым иконописцем, его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская «Богоматерь» (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция) и Киккская «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр), Тихвинская.)

Стокт, Вранк ван дер — Триптих Искупление Распятие

Сан Леокадио, Паоло де (1445 — ок1520) *Скорбящая Мадонна*

Massys, Quentin La Virgen María 1529

Tiziano, Vecellio di Gregorio Dolorosa con las manos cerradas 1554

Тьеполо, Джованни Доменико (1727-1804) *Снятие с креста*

Читайте также:  Пир в доме симона, бернардо строцци

Charles Le Brun (1619 – 1690) *The Descent from the Cross*

Жан Жозеф Вертс — Девы у подножия Креста

Тьеполо, Джованни Доменико (1727-1804) *Снятие одежд с Христа*

Вальдивьесо и Энарехос, Доминго *Снятие с креста*

Жан Жозеф Вертс — Сошествие Христа с креста

Giovanni Domenico Tiepolo (1727 – 1804) The Lamentation at the Foot of the Cross

Тристан, Луис — Мария Магдалина

Кардуччи Бартоломео (1560-1608) *Снятие с креста*

Гаспар де Крайер (1584 — 1669) *Оплакивание Христа*

Francesco Francia (1450 – 1517) Mourning over the Dead Christ

Доменикино (1581-1641) — Плач

Ван Дейк, Антонис (1599 — 1641) *Пьета*(Пиетa (от итал. pietá — «жалость») — иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Отличие от сцены «Оплакивание» состоит в отсутствии многочисленных дополнительных второстепенных фигур, а также в том, что эта сцена не является повествовательной.)

Хуан де Вальдес Леаль — Пьета

Йорданс, Якоб (1593-1678) *Пьета*

Ван Дейк, Антонис (1599 — 1641) *Пьета*

Камило, Франсиско (died 1671) *Лежащий Христос*

Кано Алонсо (1601-1667) *Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом*

Мурильо Бартоломе Эстебан (1617-1682) *Скорбящая Богородица*

Рибальта Франсиско (1565 – 1628) *Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами*

Сассоферрато (1609 — 1685) *Мадонна в молитве*

Francesco Francia (1450 –1517) Pieta

Антонелло да Мессина (1429/1431 — 1479) *Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом*

Giovanni Bellini (1430 –1516) The Dead Christ supported by Angels

Джованни Джироламо (1480 — 1548) Mary Magdalene

Кано, Алонсо (1601 — 1667) *Мертвый Христос поддерживаемый ангелом*

Guercino (1594–1665) The Dead Christ mourned by Two Angels

Рени, Гвидо (1575 —1642) Saint Mary Magdalene

Jusepe de Ribera (1591 –1652) The Lamentation over the Dead Christ

Рубенс, Питер Пауль (1577-1640) — Оплакивание Христа Марией и апостолом Иоанном

Annibale Carracci (1560 –1609) — The Dead Christ Mourned (The Three Maries)

Тициан, мастерская *Положение во гроб*

Ланкарес, Антонио де — Вознесение Господне

Санчес де Сан Роман, Хуан *Христос Муж скорбей*

Энгр, Жан Огюст Доминик (1780—1867) *Почитание тела Христова*

Sassoferrato (1609-1685) *The Virgin in Prayer*

Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) *Сошествие Христа во ад*

Новелли Пьетро (1603-1647) *Воскресение Христово*

Guercino (1591 –1666) The Incredulity of Saint Thomas

Массейс, Квентин (1465/1466 — 1530) *Спаситель*

Сан Леокадио, Паоло де (1445 — ок1520) *Спаситель*

Pietro Perugino (1446/1450–1523) *Christ Crowned with Thorns*

Cima da Conegliano (1459 – 1517) Christ Crowned with Thorns

Создатель (копия Джованни Беллини)

Амигони Якопо (1675 – 1752) *Спас Нерукотворный*

Master of Saint Veronica — Saint Veronica with the Sudarium

Mattia Preti (1613 – 1699) *Saint Veronica with the Veil*

Сурбаран, Франсиско де (1598 —1664) *Благословляющий Спаситель

Источник: https://kovlam.livejournal.com/1447076.html

Иисус воскрес и обнажён

Иисус воскрес и обнажён [Mar. 6th, 2017|11:11 pm]unknown planet
Ватикан продолжает свои многосторонние выступления. В Лондоне с 13 марта — выставка — «Микеланджело и Пьомбо». Там-то покажут всемирно малоизвестную скульптуру «Христос Воскресший», полностью обнажённого нестарого человека в полном здравии с необременительным символическим крестом.Считается, что это Микеланджело, 1521, когда он уже велик и знаменит, поэтому, мол, ему и позволены были такие кощунства откровенности. Пишут, что после смерти гения нацепили на мраморное изваяние набедренную повязку.Но вот время пришло. И папа римский иезуит аргентинский Франциск, окончательные покрова срывая, являет миру христианство во всей его красе и славе. «К вящей славе Господней!» — как станут крестить мир птенцы гнезда Тойоты Лойолы лет через тридцать. Позже. А в начале 16-го века и «Общества Иисуса»-то ещё как бы и нету никакого, ага.Вот и отливали из мрамора на века кто во что горазд.«In All His Glory»В Лондоне на этой выставке удивительной, разумеется, наши люди из Meanings of Arts — из (относительно) нового проекта Неизвестной Планеты присутствуют. Пока поделимся официальным трейлером экспозиции от коллег из Национальной Галереи:Выставка представит и работу «Себастьяно Лучиани Пьомбо (итал. Sebastiano Luciani, 1485, Венеция — 1547, Рим), более известный как Себастьяно дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo — «Свинцовый Себастьян») — итальянский живописец, представитель венецианской школы.[piombo=»свинец»=»печать»=»пломба»-«плюмбум»]Родился в Венеции в 1485. Был учеником Джованни Беллини. В ранних произведениях — влияние Джорджоне и Тициана.«Адонис» — автопортрет ПьомбоВ 1511 в Риме сближается с Рафаэлем. Его работы приобретают строгость, становятся более уравновешенными, но при этом не теряют венецианский колорит.После 1515 картины Себастьяно дель Пьомбо обретают драматическую окраску, это связано с влиянием Микеланджело.Работы художника периода контрреформации отличаются мрачной суровостью образного строя (например, картина «Несение креста»), свидетельствующей о кризисе художественных принципов Высокого Возрождения.«Несение креста» Пьомбо в разных версиях есть и в Мадриде, и в Чикаго, и в др.Себастьяно дель Пьомбо принадлежат портреты современников: Христофор Колумб, папа Климент VII, Джулия Гонзага, Пьетро Аретино/ Его биографию написал Джорджо Вазари». (с) Википедия.На всякий случай и такая версияСтудентам и редакторам — шпаргалки источников:https://www.nationalgallery.org.uk/whats-on/exhibitions/the-credit-suisse-exhibition-michelangelo-sebastiano-hub/michelangelo-sebastiano-in-focus?viewPage=7https://www.theguardian.com/artanddesign/jonathanjonesblog/2017/feb/27/michelangelos-naked-risen-christ-national-gallery
Comments:
From: xau_bug2017-03-07 03:30 am (UTC) (Link)

Скульптура очень похожа на классические греческие статуи! Иисус воскрес в виде некоего бога Олимпа. Предвижу жёсткую критику всего этого действа со стороны ортодоксальных христиан. Еще один штрих в картине Нового Мирового Порядка.

Источник: https://planetarij.livejournal.com/44028.html

Рафаэль Санти. «Несение креста»/Классика/Дом Художников

«Несение креста» Рафаэля Санти является одним из самых интересных и значимых произведений нового рода живописи. О маньеристических тендециях в работе Рафаэля, о композиции картины «Несение креста», манере изложения и историческом фоне картины «Несение креста» Рафаэля читайте в нашей статье.

В изобразительном искусстве существует огромное разнообразие стилей. Не имея строго определённых границ, они часто плавно переходят из одного в другой, при этом непрерывно развиваясь, смешиваясь и противодействуя.

В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, который в свою очередь переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» стилей вообще не бывает.

Искусство и культура любого периода настолько разнообразны по своим направлениям, что искусствоведы, обычно, избегают чётко определять исторические периоды и группировать художественные тенденции, не зависимо от их сложности.

Культура Возрождения в первые 30 лет XVI века получила в итальянском обществе широкое признание, благодаря чему она активно воздействовала на весь процесс культурного развития страны.

В изобразительном искусстве и литературе Италии был воплощён гуманистический идеал свободной и гармоничной личности, идеализированный образ совершенного физически и духовно человека- героя, который был по-новому осмыслен в философии и политике.

Расцвет Возрождения пришёлся на тяжёлое для страны время, ужасной реальностью которого стали первые десятилетия итальянских войн. Вторжение чужеземных завоевателей, безусловно, способствовало формированию национального самосознания в среде широких слоёв населения.

  Но бессилие Италии, ставшей в силу исторического соперничества Испании и Франции объектом их борьбы, крушение мечты о свободе, нарастание католической реакции, первой жертвой которой стала Италия – всё это определило масштабы поражения, во всех сферах жизни страны.

Британская энциклопедия, например, пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончился с падением Рима в 1527 году».

Ощущение надвигающегося кризиса, мировоззренческие противоречия, выросшие из утраты идеала целостности  мироздания нашли своё отражение в живописи и в 20-30 годы стали благодатной почвой для появления во Флоренции драматического и субъективно утончённого «нервного» искусства изломанных линий и надуманных цветов – маньеризма (живописцы Пармиджанино, Бронзино, Понтормо).

Читайте также:  Большой канал: вид на северо-восток на мост риальто, каналетто

«Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино

Несмотря на то, что некоторые исследователи считают маньеризм ранней фазой барокко, не стоит преувеличивать влияние этого литературно-художственного стиля на живописное искусство Италии.

Парма, где работал Корреджо, «приобщилась» к маньеризму только после смерти художника в 1534 году.

А в Венеции логику развития художественных традиций определяли Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Логичесим завершением общего кризиса гуманистической культуры Возрождения стала деидеализация художественных образов. Страшное осознание зависимости человека от внешних факторов вытеснило индивидуализм, а толпа всё чаще становилась образом картин.

Человек перестал быть мерой всех вещей и центром вселенной. Иногда новаторство диктуется возникшими обстоятельствами, но это был переломный момент, когда инновации иссякли и начался постепенный упадок.

Приоритеты изменились: обучение мастерству отошло на второй план, и общий уровень качества живописи начал падать тревожными темпами.

«Пигмалион и Галатея» Аньоло Брондино

Но для маньеристов особого значения это не имело, потому что во главу угла они ставили Божий замысел (маньеристы называли его «внутренним рисунком»), вложенный Богом в душу каждого живописца.

Они утверждали, что неповторимое и стихийное по своей природе божественное вдохновение нельзя ограничить рамками ремесленных правил. А убеждение, что художнику разрешено отступить от истины, освободило маньеристов от необходимости следовать общим для всех художественным идеалам.

В живописи это выразилось в изломанности линий, удлинённости фигур, напряжённости поз, многофигурности композиции, в причудливости освещения и перспективы.

«Мадонна с Иоанном Крестителем» Понтормо

Маньеристические тенденции проявляются в работах Джулио Романо и Джорджо Вазари. Маньеризм прослеживается у Рафаэля и Микеланджело. Для Микеланджело неуклонный процесс нарастания драматических элементов в искусстве был естественным и закономерным.

Содержание его работ вышло далеко за пределы прославления церкви, и светское начало во многом вытеснило религиозное. Созданные им образы всегда отличались чертами глубокого драматизма.

Но Рафаэль, наиболее полно и органично выразивший суть классического периода в искусстве Высокого Возрождения, был мастером спокойных гармоничных образов, венцом которых стала «Сикстинская Мадонна». Средства и способы его искусства выражения мысли позволяли Рафаэлю воплотить драматизм и конфликт происходящего только до определённого предела.

Для дальнейшего продвижения художнику было необходимо изменить весь строй образов, создав качественно новые. Рафаэль же пытался воплощать свои замыслы, опираясь на свою уже сложившуюся образную систему, что и привело к противоречиям стиля.

Поэтому возникали или искусственно драматизированные образы («Несение креста»), или работы с оттенком академизма («Святое семейство под дубом»). Первые признаки нарастающего духовного кризиса Рафаэля, исчерпанности его классического стиля появились в картонах для шпалер Сикстинской капеллы (1515 – 1516 гг.

) и выразились увлечением зрелищного начала, эффектностью поз с преувеличенно «говорящей» жестикуляцией и чертами холодного совершенства. Эти изменения творческой ориентации художника ещё в большей степени присущи фрескам Станцы дель Инчендио (в 1514 – 1517 гг. выполнены по рисункам Рафаэля его учениками Джулио Романо и Джованни Пенни) и определили характер его двух последних композиций – «Несение креста» (ок. 1516 – 1517, Мадрид, Прадо) и «Преображение» (1519, Ватикан, Пинакотека).

Религия – полезный инструмент правления, поэтому она была была плотно вплетена в ткань повседневной жизни. Произведения религиозного характера должны были стать образцом благочестия и подражания для верующих.

В эпоху Позднего Средневековья широкое распространение получила легенда о семи остановках Христа во время пути на Голгофу, хотя в текстах всех четырёх канонических евангелий ничего не сообщается о том, что Христос пал под тяжестью креста.

В средневековом и ренессансном искусстве эта легенда нашла отражение в живописи уже как историческое событие. Рассказ об этом эпизоде Рафаэль представил в алтарном образе «Несение креста».

Первоначально эта алтарная картина была написана Рафаэлем совместно с художниками его мастерской для монастырской церкви Санта Мария дело Спазимо в Палермо (второе название картины «Сицилийское Спазимо»).

Полотно, изображающее падение Иисуса под тяжестью креста, приобрели специально для этой церкви в 1520 году. Позднее картина долгое время находилась в частном владении, пока вице-король Сицилии Фердинандо д‘Айала не выкупил её и не подарил испанскому королю 1661 году.

Филипп IV считал этого полотно Рафаэля одним из лучших в своей коллекции и ежегодно выплачивал монастырю за её владение 4000 дукатов.

«Несение креста» Рафаэль Санти

Композиция картины «Несение креста» всецело плоскостная, ощущение глубины достигается посредствам изображения движения (процессия выходит из глубины картины). Эта работа свидетельствует о том, что Рафаэль уже начал отходить от классического понимания пространства картины и стал пробовать приёмы, присущие маньеризму.

Построение изображения на контрастах, с нарушением пропорций фигур привело к тому, что вся картина смотрится как театральное действие. Цветовая насыщенность образов, отображение внутреннего мира героев через определённый тон подчёркивают напряжённость и драматизм происходящего.

В картине Рафаэль воспроизвёл легендарный эпизод из апокрипического Евангелия Никодима о присутствии возле Христа Богоматери в последние трагические моменты его жизни.

Сцена, когда Христос, упавший под нестерпимой тяжестью распятия оглядывается на мать, в изнеможении протягивающую к нему руки, не только передаёт искренние человеческие чувства, но и содержит историческую подоплеку. Душевные муки Богоматери – это «imitation Christi» («подражание Христу»), образец, как верующие должны воспринимать тяжёлые страдания Иисуса Христа.

Всё это делает «Несение креста» Рафаэля одним из самых интересных и значимых произведений нового рода живописи.

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Rafael-Santi-Nesenie-kresta.aspx?ID=2432

В чём состоит сущность музыкального содержания (1 час)

В чём состоит сущность музыкального содержания (1 часть)

Содержание:

  1. Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
  2. «Загадки» содержания в художественном произведении.
  3. Роль деталей в искусстве.

Художественный материал:

  1. Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста».
  2. Музыка: Т. Альбинони. «Адажио» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
  3. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды.
  4. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях.

«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках»
(И. С. Тургенев)

Каждое искусство имеет свои особенности содержания.

Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях.

На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время года и суток.

И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.

Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.

Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в 1485 году. Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и Тициана; с 1511 года работал в основном в Риме.

Под воздействием искусства Рафаэля живопись Себастьяно дель Пьомбо приобрела строгость и уравновешенность.

Читайте также:  Мадонна дони (святое семейство), микеланджело буонарроти

Вовсе не живопись, а музыка была, как многие утверждают, первой профессией Себастьяно, и в самом деле, не говоря уже о пении, он получал большое удовольствие от игры на инструментах самого различного вида, в особенности же на лютне, так как на ней могут быть сыграны все голоса без всякого другого сопровождения.

Благодаря этому занятию он одно время пользовался величайшим благоволением венецианской знати, с которой он в качестве виртуоза в этом искусстве всегда стоял на самой короткой ноге.

Когда же ему, всё ещё юноше, вздумалось посвятить себя живописи, он научился первым её началам у Джованни Беллини, который в это время был уже стариком.Это произведение захватывает в первую очередь «крупным планом трагедии». Картина написана в мрачных тонах и это полностью сочетается с изображённым на ней сюжетом.

Лишь одеяние спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом. Терновый венец впивается в его головы, образуя кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове ни напряжения в руках – его волнует более большое горе – боль за всех людей на земле.

Себастьяно отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не столько показ человеческой жестокости и равнодушия (а рядом с ними — и чуткой отзывчивости), сколько изображение самих страданий Спасителя, что, как уже отмечалось, в гораздо большей степени способно дать зрителю понятие о размерах принесённой им жертвы.

Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик — облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине.

Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть.

А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных.

Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественное произведение — всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся — удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка — это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

«Адажио» Томазо Альбинони — одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном.

«Адажио» соль-минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио» Альбинони, — одно из самых популярных и часто записываемых произведений итальянской барочной музыки. В современную эпоху известность ему принесло знаменитое «Адажио».

Всё это правильно, только вот «Адажио» на самом деле написал в 1958 году итальянский музыковед Ремо Джадзотто.

Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во время Второй мировой войны, когда была разбомблена Дрезденская государственная библиотека.

Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашёл в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони — Ремо Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное произведение.

Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами.

Её мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.

Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности — предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т. д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают …

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживании их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

Вопросы и задания:

  1. Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
  2. Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?
  3. Пройдите по улицам вашего города. Какие, по-вашему, здания, памятники, архитектурные ансамбли гармоничны, то есть представляют единство содержания и формы? Попробуйте изобразить их в вашем рисунке.

Презентация

В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки:    Альбинони. Адажио (в исполнении Берлинского филармонического оркестра и органа, дирижёр Г. Караян)

3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/v-chyom-sostoit-sushchnost-muzykalnogo-soderzhaniya-1-chas

Ссылка на основную публикацию