Пьеро ди козимо — биография и картины

Пьеро ди Козимо — Биография художника, известные произведения, выставки

Родился в 1462 во Флоренции. Испытал влияние Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи и Хуго ван дер Гуса. В 1482−84 гг. работал в Риме, помогая Росселли в исполнении фресок Сикстинской капеллы.

Пьеро ди Козимо заимствовал живописную технику у нидерландских мастеров. С необычайно точностью изображал мир растений и животных. В начале XVI в. увлёкся мистической тематикой, в которой проявил незаурядную фантазию.

Редко бывая в официальных кругах, художник не был связан с двором Медичи, но часто выполнял индивидуальные заказы. Ученик Козимо Росселли, Пьеро смог раскрыть свой талант лишь в конце творческого пути, под влиянием Леонардо, фра Бартоломео и молодого Рафаэля.

Итальянский живописец, представитель флорентинской школы эпохи Возрождения. Собственно, настоящее имя художника Пьеро ди Лоренцо (Piero di Lorenzo). Родился в Тоскане в семье ювелира и золотых дел мастера Лоренцо Козимо. Ученик Козимо Росселли.

Вместе с учителем работал в Риме, куда Росселли был приглашен папой Сикстом для росписи папской капеллы.

Пьеро ди Козимо выполнил в Риме много портретов знатных лиц и, в частности, портреты Верджинио Орсино и Руберто Сансеверино, а также написал портрет герцога Валентино, сына папы Александра VI.

В своем творчестве художник испытал влияние живописи Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. После Рима Пьеро ди Козимо работал во Флоренции, создавая алтарные образы и картины в соборе Сан Спирито, церкви Сан Микеле, капелле Тебальди церкви братства сервитов.

Дарование Пьеро ди Козимо было остро индивидуальным и своеобразным. Присущие Боттичелли элементы смелого претворения мотивов античной мифологии выразились у него еще острее. Стиль Пьеро ди Козимо менее «идеален», нежели стиль Боттичелли, более пристальное внимание он уделяет отдельным подробностям натуры.

Образы Пьеро ди Козимо поэтичны, но им подчас свойствен какой-то душевный надлом, острая печаль («Смерть Прокриды»; Лондон, Национальная галерея).

«Портрет Симонетты Веспуччи» (Шантильи, Музей Конде) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.

Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с изысканной стилизацией и атмосферой сказочности («Смерть Прокриды», Национальная галерея, Лондон; «Легенда о Прометее», 1500, Музей Страсбурга; «Персей и Андромеда»), выразительным рисунком. Пристальное внимание к натуре и вместе с тем некоторая манерность присущи его портретам («Симонетта Веспуччи», Музей Конде, Шантильи).

Учениками Пьеро ди Козимо были Андреа дель Сарто, Франческо да Сангалло и другие. В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц, и всякие другие малоправдоподобные истории.

Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность.

Но художники подобного типа, утратившие духовную цельность, уже не могли занимать в это время заметного положения, и во Флоренции окончательно возобладало искусство великих мастеров Высокого Возрождения.

Источник: https://artchive.ru/artists/852~Pero_di_Kozimo

Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника

Понтормо (настоящее имя Jacopo Carucci; 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи — 2 января 1557, Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.

СОДЕРЖАНИЕ

Якопо Каруччи, прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли; его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 — 1512).

Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.

В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.

В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини.

Это произведение, полное драматизма, знаменует разрыв с характерным для Возрождения гармоничным классическим типом композиции, основанной на законах перспективы.

В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).

В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо со своим учеником Бронзино бежал из Флоренции, найдя приют в картезианской обители в Галлуццо. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера.

В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI в., не смогли вынудить Якопо покинуть свой город.

В 1535 г. он поступил на службу к Медичи. Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены).

ТВОРЧЕСТВО

В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано).

У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. В своих произведениях он реализует различные грани самовыражения, различные аспекты своего обостренно-личного восприятия мира; каждая его работа в то же время отмечена отпечатком неповторимой, яркой индивидуальности.

Эти особенности творческой личности Понтормо проявились уже в его ранних, еще вписывающихся в пределы эстетики Высокого Возрождения работах. Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто.

В то же время традиционное для Андреа дель Сарто спокойствие у Понтормо уступает место более ярко выраженному эмоциональному началу.

Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея).

Понтормо вызывающе игнорирует в ней ренессансные изобразительные принципы и дает волю фантазии: огибая угол дворца, круто уходит вверх лестница с неправдоподобно высокими ступенями, фигуры поднимающихся по ней людей вопреки логике стремительно уменьшаются в размерах, в левом углу картины фигуры персонажей гораздо крупнее по масштабам, чем в правом, эффектно возносятся к небу статуи языческих кумиров, многочисленные персонажи, толпящиеся на первом плане и в глубине, изображены в эффектных динамичных позах, необычна красочная гамма картины, в которой преобладают различные оттенки красного тона. В этой картине молодой мастер впервые пытается создать свою неповторимую манеру, несколько вызывающе утрируя ее.

Читайте также:  «на войну», 1888, константин аполлонович савицкий — описание картины

Ни один другой художник флорентийской школы этого времени не создал ничего столь же совершенного и прекрасного. Изысканно прост главный мотив этой композиции, заполняющей поверхность люнета, прорезанную в центре большим круглым окном.

Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном.

У подножия парапета на земле справа сидят немолодой отдыхающий крестьянин с завязанной в узелок нехитрой поклажей и босоногий юноша в крестьянской одежде; между ними — настороженная чем-то собака.

Справа, где ветви лавра пригибает сидящая на парапете дама, на земле полулежа расположились еще две нарядные дамы. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти.

Эти восемь фигур объединяет поражающий своей легкостью, музыкальностью, гармонией, ритмический рисунок; столь же утонченна и красочная гамма, сочетания светлых розово-красных, сине-голубых, бледно-сиреневых, бледно-розовых, серо-голубых, белых тонов, свободен и изыскан очень легкий ритмический рисунок композиции.

Аллегория Осени, созданная в какой-то очень светлый момент жизни и мироощущения Понтормо, осталась исключением в его творчестве.

Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь д’Эма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера.

Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици).

«Христос в Эммаусе» 1525«Положение во гроб» 1526—1527Madonna with St. Francis and St. Jerome 1522

В алтарной картине «Положение во гроб» (1526—1527, Флоренция, церковь Санта Феличита, Капелла Каппони) господствует то утонченное произвольное начало, которое современники обозначали термином «манера», а в наши дни воспринимают как своеобразный манифест маньеризма.

Группа близких, поддерживающих тело Христа, превращенная в единое целое переплетением змеевидных линий, как бы парит на темном фоне; написанные очень светлыми красками, почти без теней фигуры кажутся почти бестелесными, лишенными земной тяжести и живого тепла.

В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».

Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици).

Облик основателя правящей династии, установившего в 1434 году единоличное правление во Флоренции, был, видимо, известен Понтормо по изображениям на медалях; тем более поразительна сила экспрессии этого профильного портрета, подчеркнутая красными тонами одеяния.

Острая выразительность, внутренняя напряженность отличает и другие портреты кисти Понтормо.

Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры, изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица, и скрытую напряженность его выражения.

Интересные факты из жизни художника

Последние двадцать лет жизни Понтормо были связаны с двором Козимо I, при котором Флоренция превратилась в маленькое абсолютистское княжество, всей своей жизнью, структурой общества, придворным укладом предвосхитившее европейские абсолютистские монархии XVII века.

Вазари рассказывает о странностях Понтормо, видимо, пережившего в эти годы тяжелый душевный кризис, об устроенной им в доме мастерской, куда было можно проникнуть только через люк по приставной лестнице, которую художник затем втаскивал наверх и, захлопнув люк, изолировал себя от остального мира.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Rearick J. С., The drawings of Pontormo, v. 1—2, Camb., 1964; Forster K. W., Pontormo, [Münch., 1966].
  • Пономарева Татьяна «Итальянская живопись. XVI век» Издательство: «Белый город» (2014)
  • Манфред Вундрам «Возрождение» Издательство: «Арт-Родник» (2007)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , dic.academic.ru, art-catalog.ru, ru.wikipedia.org

Джакопо Понтормо: картины художника

Джакопо Понтормо — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/pontormo-dzhakopo.html

Пьеро ди козимо — это… что такое пьеро ди козимо?

  • Пьеро ди Козимо — Дата рождения: 1462 год(1462) Место рождения: Флоренция Дата смерти: 12 апреля 1522 …   Википедия
  • Пьеро ди Козимо — Пьеро ди Козимо. Смерть Прокриды . Национальная галерея. Лондон. Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462—1521), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель флорентийской школы.… …   Художественная энциклопедия
  • Пьеро ди Козимо —         (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462 1521), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель флорентийской школы. Испытал влияние Филиппико Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. Тонкое… …   Художественная энциклопедия
  • ПЬЕРО ДИ КОЗИМО — (Piero di Cosimo) (наст. имя Пьеро ди Лоренцо Piero di Lorenzo) (1462 1521), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы. Ощущение поэтической красоты мира сочетал со сказочностью образов ( Персей и Андромеда ), выразительным… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Пьеро ди Козимо — (Piero di Cosimo) 1462, Флоренция 1521, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Ученик К. Россели, участвовал вместе с последним в росписях стен Сикстинской капеллы в Ватикане (1481 1482). Работал во Флоренции и Риме.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  • Пьеро ди Козимо — (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo)         (1462, Флоренция, 1521, там же), итальянский живописец флорентийской школы (См. Флорентийская школа). Испытал влияние Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи и Хуго ван дер Гуса …   Большая советская энциклопедия
  • Пьеро ди Козимо — (Piero di Cosimo), настоящее имя Пьеро ди Лоренцо (Piero di Lorenzo) (1462 1521), итальянский живописец флорентийской школы эпохи Возрождения. Ощущение поэтической красоты мира сочетал с тонкой стилизацией и сказочностью образов («Персей и… …   Энциклопедический словарь
  • Пьеро-ди-Козимо — (Piero di Cosimo, 1462 1521) флорентийский живописец. Настоящее имя его было П. ди Лоренцо (по отцу), прозвище же ди Козимо утвердилось за ним потому, что он учился у Козимо Росселли и был деятельным сотрудником этого мастера в его работах. Кроме …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Пьеро ди Козимо — ПЬÉРО ДИ КÓЗИМО (Piero di Cosimo) (наст. имя Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462–1521), итал. живописец флорентийской школы эпохи Возрождения. Ощущение поэтич. красоты мира сочетал с тонкой стилизацией и сказочностью образов ( Персей и …   Биографический словарь
  • Пьеро ди Козимо Медичи — Для информации о его внуке обратитесь к статье Медичи, Пьеро ди Лоренцо. Пьеро де Медичи, скульптура работы Мино да Фьезоле Пьеро ди Козимо де Медичи (итал. Piero di Cosimo de Medici; 1416, Флоренция  2 декабря 1469, там же)  де факто правитель… …   Википедия
Читайте также:  Мадонна дони (святое семейство), микеланджело буонарроти

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1591/%D0%9F%D0%AC%D0%95%D0%A0%D0%9E

Пьеро ди Козимо, любимец американцев

Пьеро ди Козимо. «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим». Ок. 1490

В 1920-е годы английский художественный критик и живописец Роджер Фрай писал о «невероятно мрачном индивидуализме» и «причудливой фантазии» Пьеро ди Козимо (1462–1522).

В 1932 году, когда художественный музей «Уодсворт Атенеум» приобрел картину, в то время известную как «Гилас и нимфы» (сейчас она носит название «Обнаружение Вулкана на Лемносе»), его директор Чик Остин (Артур Эверетт)упомянул о «здоровой наивности» художника.

В начале XX века Пьеро ди Козимо называли предтечей сюрреализма, а исключительный стиль его творчества и самой жизни подчеркивал уже Джорджо Вазари, владевший картиной «Венера, Марс и Купидон», сегодня хранящейся в Берлине, но главной работой мастера считавший все-таки «Персея и Андромеду» из нынешней коллекции галереи Уффици во Флоренции.

Современник Боттичелли и Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо успешно занимался алтарной живописью, писал портреты и картины на мифологические сюжеты, а также создавал на заказ временное убранство по различным поводам.

При этом, как отмечал Вазари, он обладал способностью менять свой стиль от произведения к произведению, и, поскольку возрождение интереса к искусству XV века началось лишь с наступлением XIX столетия, составить не вызывающий сомнений корпус работ этого художника оказалось проблематично.

Определение хронологии их создания также представлялось затруднительным из-за ограниченного числа дошедших до нас документов.

Пионерами в деле установления авторства Пьеро ди Козимо были английские и немецкие коллекционеры и арт-дилеры. А первую работу живописца, попавшую в США, приобрел живший в 1850-х годах во Флоренции американский коллекционер Джеймс Джексон Джарвз.

Это была «Мадонна с Младенцем и святыми Викентием Феррером и Иеронимом», сейчас находящаяся в Художественной галерее Йельского университета.

В то время она ошибочно приписывалась кисти другого художника, как и многие произведения Пьеро ди Козимо, оказавшиеся в американских собраниях.

В феврале — марте минувшего года эти работы, значительная часть которых по-прежнему хранится в североамериканских коллекциях, представили в Национальной художественной галерее в Вашингтоне.

Экспозиция была расширена за счет произведений из музеев Италии, впервые Вашингтон и Флоренция организовали совместную выставку, которую летом — осенью прошлого года показали в Уффици, дополнив рисунками Пьеро.

Посетители обеих выставок получили уникальную возможность увидеть такое большое количество собранных вместе произведений этого удивительного художника.

К вашингтонской выставке и был выпущен каталог Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence («Пьеро ди Козимо: Поэзия живописи в ренессансной Флоренции») под редакцией куратора Национальной художественной галереи Гретхен Хиршауэр и Денниса Джеронимуса, чья монография, посвященная живописцу, вышла в 2006 году.

В выставку, о которой рассказывает книга, вошло 38 картин, многие из которых обычно сложно увидеть. Благодаря сотрудничеству с Уффици организаторам удалось получить экспонаты и из других итальянских собраний, а каталог пополнился сведениями о провенансе работ, отсутствовавшими в монографии Джеронимуса.

И хотя важнейшие произведения Пьеро ди Козимо из художественных коллекций Лондона, Оксфорда, Берлина и Дрездена (а также, например, самое известное — «Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры» из Шантильи) не были представлены ни в Вашингтоне, ни во Флоренции, о них говорится во вводных статьях книги.

Серена Падовани рассказывает о Пьеро как портретисте; Дункан Балл представил новую интерпретацию соотношения панелей диптиха с портретами архитектора Джулиано да Сангалло и его отца, привезенными из амстердамского Рейксмузеума.

В выставку также были включены такие важные алтарные композиции из американских музеев, как Алтарь Пульезе из Художественного музея Сент-Луиса, «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим» из Национальной художественной галереи (обе происходят из британских коллекций) и алтарная картина, привезенная из флорентийской Оспедале дельи Инноченти, тоже созданная по заказу семьи Пульезе.

Сразу два автора, Элисон Лачс и Деннис Джеронимус, обращают внимание на влияние, которое оказал на натуралистический стиль Алтаря Портинари Пьеро ди Козимо ведущий нидерландский художник Хуго ван дер Гус, приехавший во Флоренцию в 1483 году.

Джеронимус также пишет о связи трактата «О природе вещей» Лукреция с выделяющимся на фоне современников примитивизмом Пьеро, очевидным в его наиболее выдающихся работах — шпалерах (горизонтальных картинах с изображением, как правило, мифических животных), создававшихся для жилых интерьеров во дворцах знаменитых флорентийских семейств: Строцци, Веспуччи и Пульезе.

Элизабет Уолмсли в статье, посвященной живописной технике, доказывает, что влияние на мастера нидерландской масляной живописи ограничивается добавлением лессировки к традиционной штриховке темперой.

А из работ Гретхен Хиршауэр и Вирджинии Бриллиант можно узнать интереснейшие факты, связанные с восприятием творчества Пьеро ди Козимо искусствоведами ХХ века, и об удивительных путях, которые привели его произведения в Америку.

Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence / Gretchen Hirschauer and Dennis Geronimus, eds. The National Gallery of Art, Washington, DC, in association with Lund Humphries. 240 с. £45, $75. На английском языке

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2571/

Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV векаXII — В поисках нового

Том 2
История живописи

Партнёрские ссылки:

XII

Пьеро ди Козимо. Смерть Прокриды. Национальная галере в Лондоне.

Боттичини представляет патетическое начало в живописи флорентийского кватроченто, Филиппино — истерично-мечтательное, Лоренцо ди Креди, ученик Верроккио и соученик Леонардо, — флегматическое73.

Тихое, сонливое искусство Креди равномерно совершенно и лишено всякого искания, а потому и скучно. Теперь, когда мы лучше знаем прошлое, непонятно, как могли его методичные рисунки долгое время идти под именем «демонического» Винчи.

Читайте также:  Картина "балкон", эдуард мане - описание

Креди — прямой антипод Леонардо, и соединяет их лишь общая школа Верроккио, в которой, впрочем, роль настоящего учителя играет, как кажется, не столько сам глава мастерской, сколько Леонардо. Долго останавливаться на искусстве Креди не стоит.

В нем много милых, трогательных черт, оно очень чистое, но оно и пустое искусство, годное разве только для аристократических молелен и для «дамских» монастырей74.

В «пейзаже» безжизненность Креди сказывается с особой ясностью. Внешне он не отставал и в этой области от своего великого товарища. Судя по «Мадоннам» собрания Л. Н.

Бенуа и Эрмитажа75, Леонардо в 1470-х годах был занят проблемой (несомненно, проникшей в флорентийское искусство из Нидерландов) передачи освещения в закрытом помещении.

Ту же задачу в более сложном виде ставит себе и Креди в своем «Благовещении» (Уффици) и решает ее с образцовым совершенством. Однако и от этого шедевра веет скукой.

Между прочим, здесь очень характерен ландшафт, видимый в окнах «дворца» Марии, отлично передающий и свет, и глубину, но в трех своих отделениях не согласованный между собой. Даже горизонт и освещение в каждом из них не одинаковы. Сейчас видно, что Креди делал нечто такое, чего он не чувствовал и не понимал вполне76.

Лоренцо ди Креди. Благовещенье. Галлерея Уффици во Флоренции.

Два разных пейзажа стелются и в окнах позади прекрасной «Мадонны» Креди в галерее Боргезе:  слева  —  нечто  в  роде  пейзажей Вейдена77 (полноводная река между лугов, вдали голубые горы); справа — коричнево-бурые скалы в стиле феррарцев78.

Прелестно прямо с натуры при этом написан стакан с букетом полевых цветов. Пейзаж в глубине застылой сцены «Поклонения волхвов» в Флорентийской Академии напоминает Перуджино, но схемы его здесь измельчены, раздроблены и лишены своей «души»79.

Наконец, смесь элементов, заимствованных Лоренцо Креди у Леонардо, у Перуджино и у нидерландцев, являет круглое «Поклонение Младенцу» в галерее Боргезе — картина, в некоторых своих частях разработанная с таким изощренным совершенством, что при взгляде на нее навязывается мысль о начатой и брошенной затем работе Винчи, которую довел до конца и при этом несколько обесцветил флегматичный Креди80.

Родившийся в 1462 г. Пьеро ди Козимо, ученик Козимо Росселли, — характерный рядом с Филиппино представитель настроения времени переходного от кватроченто к чинквеченто, от последнего «назревания» к первому расцвету, от весны к лету81.

Lorenzo di Credi, родившийся в 1459 г. в семье золотых дел мастера, был учеником Верроккио одновременно с Леонардо да Винчи; в 1485 г. Креди заведует мастерской учителя в отсутствие Верроккио; позже работает для двора Медичи и, наконец, подпадает под влияние Савонароллы («parziale della seta di Frate Savonarolla») и умирает в полном одиночестве 12 января 1537 г.

Ридольфо Гирландайо. Поклонение младенцу Христу.

В нем странно сплетаются самые разнообразные элементы как латинского, «классического», так и германского, «готического», оттенка.

Моментами Пьеро уже совсем близок к первым мастерам «золотого века», к фра Бартоломео82 и Рафаэлю, моментами он представляется запоздалым, неуклюжим архаиком. Формы его то отличаются гибкостью, то поражают какой-то одеревенелостью и застылостью.

И настроение картин Пьеро то благочестиво-христианское, то чисто языческое. Все, что сообщает о его жизни Вазари, вяжется с этим представлением, получаемым от творений Пьеро. В «Жизнеописаниях» он изображен как величайший чудак, с оттенком даже какого-то безумия или юродства.

Долгое время помнили флорентийцы устроенный им «маскарад смерти», сохранились предания и о других его выдумках и проделках.

Позже и Пьеро втянул в свой круговорот страшный Савонаролла, а кончил художник жизнь, забытый всеми, непонятным пережитком эпохи, которая в 1520-х годах должна бы казаться седой стариной.

Пьеро ди Козимо. Поклонение младенцу Христу. Берлинский музей.

В чем, в сущности, значение Пьеро ди Козимо? Темы и настроения у него близки к темам Боттичелли, Креди, Гирландайо; формы его в первой половине близятся более к двум последним, в последний период — к Филиппино и даже к Сарто.

Но Пьеро отличается от других современных ему флорентийцев необычайной значительностью своих красок. И его можно назвать колористом только с оговоркой, ибо он не дает каких-либо стройных симфоний, как то делал Беллини, или, в самые дни Пьеро, стали делать Джорджоне и Тициан.

Но он сумел похитить при изучении нидерландских картин секрет их глубоких светящихся колеров, их эмалевой плотной живописи, их «красочно выдержанной» светотени. Пьеро — «самый живописный» из живописцев Тосканы XV в.

, и этой своей особенностью он представляет исключение в школе, которая вообще скорее пренебрегала красками.

Примечания

74 Креди принадлежит один из первых в итальянской живописи этюдов нагой женщины (Уффици), исполненный с большой точностью и усердием, однако, без малейшего оттенка чувственности.

75 Если даже «Литта» и не окончена Леонардо, то все же ее леонардовская основа несомненна.

76 Уже из-за одной затейливости и поэтичности пейзажного фона нельзя оставить за художником знаменитый женский портрет Лихтенштейнской галереи в Вене.

77 Пейзажи Креди имеют очень выраженный нидерландский оттенок и при этом больше всего напоминают именно «прохладный» светлый тон, безмятежность и какую-то схематическую нежность, присущие именно пейзажам Вейдена.

78 Не особенно согласованы и наивно разделенные каким-то столбом пейзажи в фоне прекрасной картинной галереи Кверини-Стампалия в Венеции «Поклонение Младенцу Христу».

79 Полон поэзии, впрочем, в этой картине газон с цветами на первом плане.

80 В позднейших произведениях Креди впадает в маньеризм. Его обе картины с сюжетом «Христос и Магдалина» можно прямо назвать «академичными» как за их фигуры, так и за пейзажи. Из двух вариантов, луврского и флорентийского (Уффици), несколько более жизненен последний.

81 Пьеро ди Лоренцо, сын золотых дел мастера, получил прозвище ди Козимо по имени своего учителя Козимо Росселли, которого он еще юношей сопровождал в Рим (1480-е годы). Пьеро родился в 1462 г. во Флоренции, умер там же в 1521 г.

82 Фра Бартоломео, один из начинателей «золотого века», был также учеником Козимо Росселли.

Источник: http://www.benua-history.ru/175-Credi-Cosimo.html

Ссылка на основную публикацию