«поклонение пастухов», якопо бассано — описание картины

Якопо Бассано и его работы

Краткая биография и описание знаменитых работ мастера ренессанса.

Стиль Бассано

Якопо Бассано (около 1517, Бассано – 1592, Бассано), настоящее имя Джакомо да Понте, — выдающийся художник эпохи позднего Возрождения. Родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции — у Бонифации Веронезе.

В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом.

Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности, жанровая трактовка религиозных композиций, в которые он включал сцены крестьянской жизни.

Его произведения отличают необычное освещение, которое словно исходит от полотен, высокая точность передачи деталей, а также естественность живописного повествования.

Основные произведения

  • Усекновение головы Иоанна Предтечи, около 1550, Государственный музей искусств, Копенгаген;
  • Пейзаж с притчей о сеятеле, 1560–1570, Музей Гиссеп-Борнемиса, Мадрид;
  • Рай на Земле, около 1573, Галерея Дориа Памфили, Рим.

Распятие, 1562. Холст, масло.
Бассано выразительно передает библейскую драму.

Крест с распятым на нем Христом, написанный ясными серебристыми тонами, высится над людьми на фоне затянутого тучами неба, от которого исходит темный вибрирующий свет. Позы и жесты людей у ног Спасителя, насыщенные тона усиливают драматизм картины. Крещение святого Лучиллы, около 1575. Холст, масло.

Позднее полотно Бассано, написанное яркими красками, отличается подчеркнутой игрой света. Широкая палитра прохладных, светящихся тонов создает эффект наполненного светом пространства.

Тайная вечеря, около 1547. Холст, масло.
В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов.

Бассано расширил традиционный религиозный сюжет и усилил жанровый мотив. Однако это следует рассматривать не как отход от религиозного понимания темы, но скорее как изобразительный модус, поясняющий смысл картины и являющийся в некотором роде пророческим, опережающим свое время.

На фрагменте отчетливо видна различная реакция апостолов на пророчество Христа о том, что один из них предаст его. Апостол на переднем плане указывает на преломлённый хлеб и смотрит на Спасителя открытым взглядом. Так художник передает легенду об искупительной жертве Христа.

Поклонение пастухов, около 1562. Холст, масло.
Произведение является типичным примером самобытного творчества художника в период после 1550. Обращение к бытовому жанру свидетельствует об интересе Бассано к природе и сельской жизни.

Религиозная тема служит предлогом для изображения идиллической сцены. Современники Бассано особенно ценили его работы за их близость к реальной жизни, гармонично сочетающуюся с духовностью.

От ранних произведений эту картину отличает сдержанный колорит.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/yakopo-bassano-i-ego-raboty.html

Якопо Бассано: картины, биография

Автопортрет

Бассано в своем творчестве пережил смену многих художест­венных тенденций, по-своему преображая их. Будучи типич­ным представителем искусства венецианской Террафермы (такое название получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной наивности воплощал это в своих произведениях.

Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель Граппа, расположенном в долине ре­ки Бренты у подножия Альп. Точная дата его рождения не­известна. Один из первых биографов Бассано называет 1510 год, другие источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.

Первые уроки живописи Якопо получил у своего отца Фран- ческо да Понте. Благодаря ему же Якопо получил хорошее образование — отец был человеком большой культуры, увле­кался философией и литературой.

В «Бегстве в Египет», пер­вой самостоятельной работе художника, написанной в 1534 го­ду, проявились черты своеобразного таланта молодого мас­тера — непосредственность, искренность, тяготение к изобра­жению конкретных жизненных явлений.

В 1535 году Бассано на несколько лет поселяется в Венеции и работает в мастерской Бонифацио Веронезе.

Художника привлекает пышный быт города, его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для жизни Венеции то­го времени.

В венецианской живописи начинается возрож­дение традиций историко-религиозного жанра Беллини и Кар- паччо. Якопо отдает им дань в цикле картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико в Бассано.

После 1540 года, когда умирает отец, Якопо окончательно переселяется в Бассано.

В это время в его творчестве обна­руживается все более личностный подход к осмыслению клас­сических ренессансных образцов, а часто и решительный от­ход от них.

Самое значительное произведение этого периода — «Битва Самсона с филистимлянами» (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне гармоническими форма­ми и внутренней патетикой, проявившийся в неожиданных и резких ракурсах.

https://www.youtube.com/watch?v=DNzzLHD8KsE

Более удачные художественные решения находит Бассано в тех случаях, когда динамика композиции приходит в гар­монию с эмоциональным строем произведения.

Пример такого рода — прекрасное «Шествие на Голгофу» из музея Фитцуильям в Кембридже. Известно, что прототипом к картине по­служила гравюра А. Венециано « Несение креста».

Но образец для мастера — всего лишь толчок к созданию своего собствен­ного поэтического мира.

Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бас­сано в «Мученичестве св. Екатерины» (Бассано, Городской музей).

В этот период были у художника и иные настроения и увле­чения. Так, он создает замечательную серию пасторальных сцен — ив первую очередь «Поклонение пастухов» (Хемптой Корт) и «Троицу» (Ангарано, церковь Санта Тринита).

Тут в полной мере перед нами предстает Бассано-лирик, восприни­мающий природу в ее тихой поэтичной красоте. Именно при­рода венецианской Террафермы становится главным героем его картин. Простые крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег реки, уводящий взгляд в подер­нутую синей дымкой даль.

Да и персонажи картин — это деревенские типы, которых все чаще и чаще начинает изобра­жать художник.

В картине «Тайная вечеря» (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие в крестьянскую среду. Поражает правди­вость, с которой художник пишет апостолов-крестьян, их за­горелые лица и мускулистые руки. В этом смысле картина представляет собой кульминационный момент творческого развития мастера. Нигде в последующих произведениях Бас- сано не будет столь близок реальной жизни.

Пожалуй, еще только великолепное «Поклонение пастухов», написанное око­ло 1548 года (Каракас, коллекция Джусти), гармонически сочетает в себе полноту реализма и поразительную одухотво­ренность образов.

После этого Бассано, увлеченный, как почти все итальянские художники того времени, маньеристически- ми влияниями, будет двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной экспрессии.

1550-е годы были переломными для многих художников Италии — достаточно назвать имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома заключалась в первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое было создано эпохой Возрождения.

«Казнь Иоанна Крестителя» (около 1550, Копенгаген, Ко­ролевская галерея) стала воплощением маньеристических исканий Бассано. Спиритуализация образа достигла предела. Формы искажены.

Движение лишено реальности и служит выражением неких внутренних сил.

Изощренность поз, удли­ненность пропорций, условность колорита, переходящего от зеленовато-фиолетовых к оранжево-желтым тонам — все это четкие стилевые признаки маньеризма.

Несколько раз в 1550-е годы Бассано возвращается к своей любимой теме — «Поклонению пастухов», а в 1558 году соз­дает картину «Иоанн Креститель в пустыне» (Бассано, Го­родской музей).

Читайте также:  Национальный музей естественной истории, париж, франция

Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком возвращения к традициям венецианской живописи позднего Возрождения.

Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джорджо Вазари говорит, что картины Басса­но «высоко ценятся главным образом за изображение обыден­ных вещей и животных». И действительно, его «Пастораль» (Лугано, коллекция Тиссен) — одна из лучших картин худож­ника.

Бассано вновь достигает необычайной внутренней гар­монии, заставляя вспоминать лучшие достижения венециан­ской живописи.

В 1570-е годы творческая активность Якопо Бассано воз­растает. Он пишет огромные алтарные образы, украшает фрес­ками капеллу дель Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно.

В это время складывается особая форма его со­трудничества со старшим сыном Франческо, породившая столько споров в отношении авторства многих картин.

Из мас­терской Бассано выходят в основном большие многофигурные композиции, но художественное качество этих вещей значи­тельно уступает тому, что делал художник в предыдущие годы.

Правда, в последние годы учеными было открыто не­сколько небольших живописных произведений, принадлежа­щих кисти самого мастера. Они (например «Сусанна и стар­цы», 1585, Ним, музей) свидетельствуют о неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех десятилетий традициям венецианской живописи.

Е. АКИМОВА

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1744-bassano.html

Поклонение пастухов

Около 1595-1600

холст, масло

147 x 123 см

Инв.: 2715

Холст сшивной (шов проходит вдоль правого края), полотняного плетения, дублирован. В отдельных местах участки изменившейся в тоне реставрационной ретуши. Потемневший загрязненный лак.

Евангельский сюжет: Лк. 2:8-18.

В прошлом считалась работой самого Пальмы Младшего (запись в инвентаре ГМИИ); в музей поступила как работа его школы. В литературе картину принято считать вариантом композиции из Старой пинакотеки в Мюнхене (инв. 910). Надо признать, что для этого нет особых оснований.

Мюнхенское полотно, несколько меньшего размера (х, м. 111 х 93), представляет иное решение темы, и московская картина по существу не повторяет ни один из его мотивов. Их объединяет то, что обе работы были написаны, скорее всего, не для церквей, а по частному заказу.

Это обстоятельство определяет некоторое сходство в построении композиции и передаче пространства. Художник использует высоко поднятую линию горизонта, и фигуры, показанные в сложных ракурсах, словно скользят по уходящей вверх плоскости земли.

Такой прием с особой последовательностью применен в картине из собрания ГМИИ, где дано резкое перспективное сокращение от переднего плана к заднему.

Пальма глубоко усваивает уроки, полученные им в Риме от мастеров маньеристического направления, в результате чего ему удается наметить в живописи принципиально новые линии, подхваченные и развитые уже в эпоху барокко, в частности, как справедливо отмечал Адольфо Вентури (Venturi 1934, IX, 7, р. 208), приехавшим в Венецию Лукой Джордано.

В нашей композиции, помимо влияния Якопо Тинторетто, важную роль сыграл опыт, почерпнутый Пальмой в творчестве Якопо Бассано, к которому восходят изображения пастухов и животных на переднем плане.

В наследии Пальмы известно несколько вариантов этого сюжета; они существенно отличаются от московского и мюнхенского прежде всего тем, что исполнены как церковные образы (Сант Андреа, Бергамо; Галерея Харрах, Вена; инв. 251).

Мазон Ринальди указала на подготовительный рисунок к картине ГМИИ, находившийся ранее в собрании Рудольф в Лондоне (Mason Rinaldi 1977, № 9).

Иванов и Дзампетти (Ivanoff, Zampetti 1980) датировали после 1585 года; Мазон Ринальди (Mason Rinaldi 1984) — около 1595-1600. Последняя датировка представляется более убедительной.

Происхождение: 1935 пост. из Музея истории религии (Донской монастырь), Москва.

Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 106 (здесь и далее — Пальма Младший); Кат. ГМИИ 1961, с. 144; Mason Rinaldi 1977, p. 15 (здесь и след. — как находящаяся в Эрмитаже); Cat. Sotheby's, London 1977, p. 15, 48, lot 9; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24; Ivanoff, Zampetti 1980, p.

540, 546, № 129, 545, № 118; 594, № 414, 660 ill. 2; Mason Rinaldi 1984, p. 96, №173, fig. 248; Кат. ГМИИ 1986, с. 134; Маркова 1992, с. 156 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с.108-109 ил.; Cat. Phillips, London, 6 December 1995, p. 93, lot 176; Fossaluzza 1997, p. 234; Путеводитель ГМИИ 1998, с.

176.

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/15-16_century/p/palma_il_giovane_jacopo_negretti/the_adoration_of_the_shepherds_3/index.php

Новости

  • Большое собрание изящных искусств ASG располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение «Христос на кресте», автор которого Шарль де Лафосс был очень заметной фигурой в художественной жизни Франции второй половины XVII – начала XVIII веков. Этому способствовали не только одаренность художника и его официальная должность ректора Королевской академии, но и дружба с сильными мира сего: кредитором короля и меценатом Пьером Кроза, Шарлем Лебреном, Жан-Жаком Руссо, Антуаном Ватто и др. Самыми известными учениками Лафосса были баталист Шарль Парросель и его двоюродный племянник Антуан Пэн, со дня рождения которого исполнилось 335 лет.
  • Формальная сфера в изобразительном искусстве – объект научного и творческого интереса художника Рустема Мирхасанова, автора учебника «Живопись с основами цветоведения». Анализ формы произведения – линий, колорита, композиции и т.д. – осуществлен на примере картины крупнейшего флорентийского мастера Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из БСИИ ASG. Подобный подход особенно продуктивен в отношении творчества старых мастеров, где сюжет, в силу его повторяемости, всегда менее интересен авторской манеры его изображения.
  • Помпео Джироламо Батони – итальянский художник, со дня рождения которого исполнилось 310 лет, интересен как родоначальник парадного портрета в стилистике классицизма, а также автор многочисленных аллегорических и мифологических картин. Оригинальный стиль зрелого Батони включал элементы античного искусства, французского рококо, итальянского классицизма, напоминал манеру таких гениев, как Никола Пуссен, Клод Лоррен и особенно Рафаэль. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского», в котором заметно то же изящество живописи, совершенной по форме и гармоничной по цветовому решению.
  • Освоение морского пространства является важнейшей вехой в истории человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков – важная часть истории материальной культуры, а воспроизведение моря в различных видах искусства, его интерпретация вызвали к жизни особый жанр литературы и изобразительного искусства – маринистику. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется несколько марин, отражающих различие подходов к интерпретации моря у голландских, французских и итальянских художников XVII века – времени становления их как самостоятельного жанра. В их числе произведение Жана-Анри д'Арля, прозванного за подражание мэтру маринистики «Обезьяной Верне».
  • В МИА атрибутирована картина на сюжет передачи Девой Марией Младенца Иисуса Франциску Ассизскому. В Большое собрание изящных искусств ASG произведение поступило как работа ломбардской школы XVII века. В ходе искусствоведческого анализа установлен ее автор – Джованни Баттиста Креспи, итальянский художник, скульптор, гравер и архитектор, более известный по прозвищу Иль Серано, связанному с местом рождения.
  • В июле 2018 года гостем редакции журнала «Мир искусств» стал художник, выпускник Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, участник множества российских и зарубежных выставочных проектов, преподаватель Рустем МИРХАСАНОВ. Темой беседы стали тайны «творческой кухни» старых мастеров, обеспечивающие высочайший художественный результат минимальными средствами. Сегодня знание технологий старых мастеров необходимо и для понимания замысла художника, и, особенно, при  реставрации картины.
  • В XVII веке путь женщины в изобразительное искусство был непрост: для этого нужно было не только иметь талант, но и родиться в семье художника, что подтверждают судьбы Мариэтты Тинторетто, Лавинии Фонтана, Артемизии Джентилески, мадам Виже-Лебрен и Анжелики Кауфман. Не была исключением и Элизабет-Софи Шерон, со дня рождения которой исполняется 370 лет.
  • Агостино Тасси, со дня рождения которого исполняется 440 лет, отличался такой бурной биографией, что на ее фоне меркнут жизнеописания его знаменитых соотечественников – Караваджо и Себастьяно Риччи. Жестокий, авантюрный, циничный Тасси воспринимается сегодня в первую очередь в связи с историей Артемизии Джентилески. Между тем он был талантливым художником, виртуозом-декоратором дворцов римской знати, доверенным лицом дома Медичи. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение художника, подтверждающее его талант пейзажиста и мариниста.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет, атрибутированный французскими экспертами как работа Жана де Труа «Портрет дамы с золотой диадемой». Жан де Труа был сыном и учеником художника Антуана де Труа и отцом и первым учителем своего более знаменитого сына – Жана-Франсуа. Авторство произведений младших де Труа не всегда четко разделялось, что делает предположение о том, что портрет из БСИИ принадлежит кисти Жана-Франсуа, более основательным.
  • Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров.
  • Сенокос и именинный обед, скотный двор и зеркальная зала, кавалькада в роще, купание в пруду и варка варенья на террасе – весь уклад усадебной жизни будет не только продемонстрирован во время фестиваля «Тайны усадьбы», но и на два дня станет реальностью для его участников. Фестиваль пройдет на территории усадьбы Скорняково-Архангельское (Липецкая область) 7-8 июля.
  • 6 июня в день рождения А.С. Пушкина на территории Лядского сада прошел V городской книжный фестиваль «Книга-фест-2018». Разнообразную культурно-просветительскую программу мероприятия объединил Лев Толстой, в честь 190-летия которого 2018 год указом Президента РТ Рустама Минниханова объявлен Годом Толстого. На фестивале был представлен научный проект – Путеводитель по историческому центру г. Казани: экскурсионный маршрут «Душа Толстого до сих пор гостит в Казани…», разработанный ученицей 2А класса гимназии №3 Вахитовского района Амалией Хайруллиной.
  • Многие французские художники, чьи работы хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG, являются обладателями Большой Римской премии – специальной стипендии, позволявшей в течение трех-пяти лет изучать античное искусство, живя в Риме за счет королевской казны. Премия была вожделенной наградой для каждого студента академии, известно, что Жак-Луи Давид, не выиграв премию три года подряд, подумывал о самоубийстве. История, как обычно, расставила все по своим местам: многие обладатели Большой Римской премии сегодня забыты, а их неудачливые соперники навсегда вошли в историю искусства.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Луи-Жозефа Ватто, племянника Антуана Ватто, «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а их было по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 220 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.
  • Французский художник Пьер Дюлен, со дня смерти которого исполнилось 270 лет, является ярким представителем классицистического стиля. Родился в семье архитектора, и ему было предназначено продолжить дело отца. Дюлен настолько быстро осваивал искусство архитектуры, что попутно отец решил отдать его в обучение живописи, чтобы он мог изящнее оформлять проекты фигурами, орнаментами и т.д. Живопись сразу же стала страстью Дюлена, и вопреки воле семьи он становится художником. Творческое наследие Дюлена разнообразно: картины на мифологические и религиозные темы, портреты, картоны для шпалер. Для российских музеев это имя является малоизвестным, тем значимее его произведение «Вертумн и Помона» из Большого собрания изящных искусств ASG.
  • 25 апреля Международный институт антиквариата был приглашен в Центр «Эрмитаж-Казань» на семинар-презентацию «Музей будущего». Основным содержанием его стало представление инновационных музейных технологий. Главный хранитель МИА Елена Власова обсудила с организатором мероприятия Максимом Махмутовым (г. Екатеринбург) проблемы и перспективы сосуществования традиционных и инновационных технологий в музейном пространстве.
  • Ломберный (то есть карточный) стол стал популярен в России при Екатерине II, поскольку еще при Елизавете Петровне играть в другие азартные карточные игры запретили. Ломбер придумали в Европе, Александр Дюма в своем романе «Габриель Ламбер» дает пояснение, что предшественником ломбера был буйот – азартная карточная игра, разновидность популярного в XVII–XVIII вв. брелана, запрещенного при Людовике XIV. Разрешение играть в ломбер на небольшие суммы сделало этот предмет мебели практически обязательным в каждом дворянском доме. В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация двух ломберных столов, о которой рассказали Валерий Ильин, Мударис Мутыгуллин и главный хранитель МИА Елена Власова.
  • В XVII-XVIII веках итальянская пейзажная живопись подразделялась на два основных поджанра – «пейзаж с руинами» и «городской пейзаж». Изображению празднеств и толпы, заполняющей величественные площади, а также «живописи руин» отдавали дань многие художники. В Италии, переживавшей в этот период политический и экономический кризис, это воспринималось как своеобразная дань уважения прошлому величию страны. Становится популярным жанр пейзажной живописи, получивший наименование каприччио (от итал. Capriccio – «каприз»). На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж – фигурки людей и животных, не несущие смысловой нагрузки. Дженаро Греко и отец и сын Кодацци, работы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, являются яркими представителями обоих поджанров.
  • История шпалер – это эволюция продуктов ковроткачества, создаваемых для утилитарных целей, в предмет символического потребления, а затем – объект коллекционирования элиты. На протяжении нескольких столетий шпалеры подчеркивали богатство и особый общественный вес их обладателей. Дошедшие до сегодняшнего дня шпалеры требуют неустанной заботы и больших средств не только для реставрации, но и простого поддержания сохранности, поэтому появление их на аукционах случается значительно реже, нежели других предметов прикладного искусства.
Читайте также:  Спящая в кошаре, п. в. кузнецов, 1911

Источник: http://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/fiery-temperament-bassano-paintings/

Читать

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии.

Введение

Искусство Италии

Введение

Искусство Проторенессанса и 14 века

Искусство 15 века

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство 16 века

Введение

Архитектура

Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения

Искусство маньеризма

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей

Прикладное искусство

Искусство Нидерландов

Архитектура

Изобразительное искусство 15 века

Изобразительное искусство 16 века

Искусство Германии

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство Франции.

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство Испании

Искусство Португалии

Искусство Англии

Искусство Далмации

Искусство Венгрии

Искусство Польши

Библиография

Общие работы

Искусство Италии

Общие работы

Искусство проторенессанса и 14 века.

Искусство 15 века.

Искусство 16 века.

Искусство Срелней Италии.

Искусство маньеризма.

Искусство Северной Италии.

Искусство Нидерландов.

Искусство Германии

Искусство Франции.

Искусство Испании

Искусство Англии

Искусство Далмации.

Искусство Венгрии.

Искусство Чехословакии.

Искусство Польши.

Всеобщая история искусств

Том третий

От редакционной коллегии.

Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.

Авторами глав третьего тома являются:

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Проторенессанса и 14 века — Н. А. Белоусова.

Искусство 15 века Архитектура — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — Н. А. Белоусова.

Искусство 16 века Введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения — Е. И. Ротенберг.

Искусство маньеризма — И.А.Смирнова.

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей — Ю. Д. Колпинский.

Прикладное искусство—Н. С. Степанян.

Искусство Нидерландов

Архитектура—Е. И. Ротенберг.

Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.

Искусство Германии — Н. М. Чегодаева.

Искусство Франции

Читайте также:  Вид толедо, эль греко, около 1600

Архитектура — А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.

Искусство Англии

Архитектура—А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство Далмации — Л. С. Алешина.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Чехословакии — Л. С. Алешина.

Искусство Польши — М. Т. Кузьмина

В отдельных разделах тома использованы авторские материалы В. Ф. Маркузона (по архитектуре Италии 15 в.), Е. И. Ротенберга (по изобразительному искусству Италии 15 в.), В. М. Полевого (но искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).

В редактировании отдельных глав принимали участие А. Д. Чегодаев и Н. В. Яворская. В подготовке текстов к печати участвовала Л. С. Алешина.

Подбор иллюстративного материала выполнен Е. И. Ротенбергом, Т. П. Каптеревой и Л. С. Алешиной. Макет альбома иллюстраций составлен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома, список иллюстраций — Т. П. Каптеревой. В подготовке карт принимала участие Л. С. Алешина. Указатель составлен М. Б. Аптекарь; материалы для библиографии представлены авторами глав.

Рисунки в тексте и карты выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д.—редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А.

Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).

За помощь в работе над третьим томом редколлегия приносит благодарность профессору А. Г.

Габричевскому, директору Академии художеств в Венеции профессору Джузеппе Делогу, профессору Стефану Козакевичу (Польша), ректору Академии художеств Чехословакии Иржи Коталику, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Н. Лазареву, кандидату искусствоведения К. М. Малицкой, кандидату искусствоведения А. Н. Немилову.

Введение

Ю. Колпинский

Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) .

По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.

Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени.

Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.

То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития.

Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.

Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия).

В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации.

Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торго-во-ремесленных городах — городских коммунах.

Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений.

На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке).

Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203093&p=101

Ссылка на основную публикацию