«поклонение волхвов», джорджоне — описание картины

Картина «Поклонение волхвов»

Аналитика и описание незавершенной работы Леонардо.

Поклонение волхвов

Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да Винчи, который был нотариусом и монастыря Сан-Донато.

Поклонение волхвов

Странная оплата

Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом, изготовителем седел.

Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». По договору монахи могли выкупить этот участок обратно — за 300 флоринов в течение трех лет.

Один из параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря.

Работа не была завершена, и договор был расторгнут. Но этот договор свидетельствует о том, что художники получали оплату не только деньгами. Из других документов мы знаем, что Леонардо платили и вином, и древесиной, и зерном.

Научный анализ

Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна.

Недавно проведенные уважаемым флорентийским ученым и историком искусства профессором Маурицио Серачини, который изучает работы Леонардо в течение многих лет, анализы доказали, что наброски, созданные Леонардо, были позднее покрыты слоем коричневатой краски. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо.

Возможно, нужно было привести к единообразию множество различных сцен и уничтожить республиканский подтекст, который мог быть ассоциирован с иконографией изображений.

Наброски поклонения волхвов

Скрытый смысл

Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию.

В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея: поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена.

Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства. Молодому, полному вдохновения художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены.

На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.

Второй незавершенный проект

Поклонение волхвов, Липпи.

Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.

Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов…, и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.

Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-poklonenie-volxvov.html

Поклонение волхвов

Между 1560-1564

дерево, масло

86 х 60 см

Инв.: 3818

Основа — доска тополя, составленная в щит из двух частей; паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. В разных местах, особенно по стыку и трещинам доски, участки потертостей, а также утрат красочного слоя, покрытых реставрационной ретушью.

Реставрация: 1961 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) — удаление потемневшего загрязненного лака и частично поздних записей.

Описанный в Евангелии от Матфея (Мф. 2:1-11) сюжет Поклонения волхвов приобрел в итальянской живописи широкую популярность, а его изображение опиралось на устойчивую традицию. В картине из собрания ГМИИ сцена разворачивается на переднем плане на фоне архитектурных руин.

Справа в профиль изображена Мария с Младенцем Христом на коленях. Позади нее два ангела, слева — Иосиф. Каспар, старший из волхвов, преклонил колени перед Христом; несколько поодаль стоят Мельхиор и неф Бальтазар.

Свита волхвов, как это характерно для трактовки сюжета, демонстрирует знаки их восточного происхождения.

Принесенные волхвами дары наделялись символическим смыслом: золото — знак уважения к Царству Христову; ладан — признание божественности Христа; миро, употреблявшееся при бальзамировании, указывало на грядущую смерть Христа.

https://www.youtube.com/watch?v=JqhTXD1JJeY

Картина поступила в ГМИИ под именем Джироламо Макьетти; это имя предложил Виппер на основании якобы существовавшей подписи монограммой I.M.F. (ее следы впоследствии не были обнаружены). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Данная композиция находит многочисленные аналогии в творчестве Джованни Бальдуччи; среди них наиболее известное произведение художника — цикл фресок в Ораторио деи Претони (церковь Джезу Пеллегрино) во Флоренции (Ammanati 1977), а среди станковых композиций — Христос во славе с апостолами (собр. Корсини, Нью-Йорк; см.: Nissmann 1969, р. 25-26, cat. 14, fig. 5), исполненная как эскиз алтарной композиции в Ораторио деи Претони.

Фигурная группа в картине восходит к композиции Федерико Цуккаро из Музея Джироламини в Неаполе, особенно близкой работе из собрания ГМИИ, в том числе и по размеру (92 х 58).

Последняя считается подготовительным эскизом для большой алтарной композиции, написанной Цуккаро в 1564 году на мраморе для капеллы Гримани в церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции (Cantalamessa 1902, р. 49-52).

В Кабинете рисунков и гравюр Уффици во Флоренции хранится подготовительный рисунок мастера (Rearick 1959, р. 136, fig. 22, 23). Эта работа пользовалась широкой известностью и была гравирована, в частности, Корнелисом Кортом (1533/36-1578; Bartsch (TIВ) 1986,52, р.

47, № 38 (59) ill.; Hollstein V, p. 45, № 51), а в ряде живописных композиций, в том числе и самого Федерико, использовались отдельные ее мотивы.

Факт обращения Бальдуччи к работам Федерико Цуккаро закономерен, поскольку обоих художников связывали тесные узы сотрудничества: в 1575-1579 годах под его руководством Бальдуччи принимал участие в росписи купола флорентийского Собора.

Сходное композиционное решение, мотив руин с аркой и лестницей встречаются в картине Поклонение волхвов учителя Бальдуччи, Джованни Баггисты Нальдини (Дрезденская картинная галерея; д., м. 81 х 63,5; инв. 88). Тот же мотив фигурной группы был повторен Бальдуччи в двух рисунках — из Музея изящных искусств в Лилле (инв. 939; Chatelet 1970, р.

24, № 7, fig. 3) и Государственных графических собраний Мюнхена (инв. 21132; Barocchi 1965, р. 263, fig. 106е).

Происхождение: приобр. в I960 у Г.М.Верпуховской, Москва.

Выставки: 1970 Москва. Кат., № 32 ил. (Итальянский мастер XVI века).

Литература: Маркова 1992, с. 175 ил. (здесь и след. — Бальдуччи); Кат. ГМИИ 1995, с. 82 ил.

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/15-16_century/b/balducci_giovanni/the_adoration_the_magi/index.php

Рождество в шести картинах

26 декабря 2016Искусство, История, Антропология

Как в разные эпохи выглядели главные персонажи этой истории, какие источники цитировали художники, что влияло на выбор деталей и как разные люди в разное время видели одно и то же событие: объясняем на примере шести работ

Автор Анна Киселева

Рождество — один из самых популярных сюжетов европейской живописи, менявшийся вместе с ней. На средневековых картинах художники подробно пересказывают неграмотным прихожанам истории из Писания. К XV веку внимание переходит на Марию, младенца и совершившееся чудо.

Множе­ство символических деталей помогают разгадать замысел автора. В живо­писи XVII века главное — свет и световые эффекты: пещера или хлев изобра­жаются в полумраке, тогда как фигуры собравшихся у яслей предстают в лучах света. В более поздние эпохи художников меньше интересует тради­ционный религиозный сюжет.

Они отходят от традиции и рисуют свой соб­ственный образ Рождества.

Мозаики Палатинской капеллы в Палермо

Рождество. Мозаика Палатинской капеллы. 1160–1170 годыWikimedia Commons

Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись насе­ления, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией.

Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли.

В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука.

Но в раннехристианских и средневековых изо­бражениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них расска­зывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.

На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом.

Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее.

Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.

Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных.

Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Никколо ди Томмазо. «Видение Рождества святой Бригитте»

Никколо ди Томмазо. Видение Рождества святой Бригитте. 1372 годPinacoteca Vaticana / Wikimedia Commons

В центре композиции — окруженные золотым сиянием Мария и младенец. Пастухи сидят вдалеке, силуэт Иосифа повторяет очертания свода пещеры, что подчеркивает его обособленность от центральной сцены.

Это одно из первых изображений Рождества нового типа, рассказывающее не столько о событиях в Вифлееме, сколько о свершении чуда, о первой встрече и общении Марии с ее сыном. Такая иконография созвучна религиозности позднего Средневе­ковья — мистической, склонной к эмоциональным переживаниям.

Источник этого сюжета — видение святой Бригитты Шведской, основательницы ордена бригиттинок, которая изображена в правом нижнем углу картины. В 1344 году, после смерти мужа, она удалилась от мира и посвятила жизнь молитвам. Вскоре ее начали посещать различные видения, а во время паломничества в Святую землю ей открылись события рождественской ночи.

Она увидела, как Иосиф, оставив зажженную свечу, вышел из пещеры, а Мария, сняв плащ, стала молиться. В это время в один миг родился младенец, от которого исходил столь яркий свет, что огонь свечи перестал быть виден. Бригитта описывает Марию, с нежностью склонившуюся над лежащим на холодном полу младенцем.

Эту сцену — поклонение Христу — впоследствии будут изображать многие худож­ники. Среди таких картин — «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера (1440-е), «Рождество» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1452), «Поклонение младенцу Хри­сту» Филиппино Липпи (ок. 1480).

Петрус Кристус. «Рождество»

Петрус Кристус. Рождество. Около 1450 годаNational Gallery of Art, Washington

Петрус Кристус делит композицию на три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания.

 В архивольтах Архивольт — декоративный элемент, распо­ложенный на полукруге завершения арки. В Средние века архивольты часто покрыты рельефами.

  — изгнание из рая, труды Адама и Евы Труды Адама и Евы — сюжет в религиозной живописи: «Пашущий землю Адам и Ева с прялкой, трудящиеся в поте лица своего» (Быт. 3:19). и убийство Авеля. В последней сцене уже немолодые Адам и Ева провожают в путь одного из своих сыновей.

Имеется в виду либо изгнание Каина в страну Нод, либо история их третьего сына Сифа. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, написанному около V века, Сиф отправился в рай за ветвью древа познания, чтобы исцелить стареющего Адама.

После смерти отца он посадил ветвь на его могиле, а тысячелетия спустя там выросло дерево: из него был сделан крест, на котором распяли Христа. Эта история приводится и в «Золо­той легенде» — самом известном в Средние века собрании христианских преданий, составленном в XIII веке. Если последний рельеф действительно посвящен Сифу, изображение напротив Изгнания из рая намекает на грядущее спасение.

Сцена собственно Рождества занимает средний план. Важно обратить внима­ние на две на первый взгляд незаметные детали: на башмаки, лежащие рядом с Иосифом, и торчащий из балки сук со свежими листочками.

Читайте также:  Немецкий политехнический музей в мюнхене, германия

Они отсылают к двум ветхозаветным сюжетам, в которых в Средние века видели указания на непорочное зачатие и Рождество.

Во-первых, это история жезла первосвя­щенника Аарона, расцветшего в доказательство его права служить Богу, и о неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из кото­рого Бог говорил с Моисеем.

 Жезл, чудом пустивший побеги, и нетронутый огнем куст предвосхищали непорочное зачатие. Расположение ветви прямо над младенцем наталкивало зрителя на размышления о ее значении и напо­минало о побегах, которые дал посох Аарона. На это же намекает созвучие двух латинских слов: virgo (дева) и virga (ветвь). 

Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к купине. В популярных иллюстрированных Библиях Рождество, жезл Ааро­на и Моисей перед пылающим кустом часто изображались рядом. Символизм Кристуса несколько сложнее: скорее всего, он рассчитывает на образованного и набожного зрителя.

Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, постро­енная в Брюгге в 1428 году. Таких церквей в Европе было довольно много, их план и посвящение напоминали о Гробе Господнем в Иерусалиме. Образом гробницы Кристус завершает свое повествование. 

Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов»

1 / 2

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons

2 / 2

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Фрагмент. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, часто изображены вместе с пасту­хами. Но их путешествие было дольше: они пришли из дальней страны, а по пути побывали в Иерусалиме у царя Ирода. Считалось, что между Рождеством и прибытием волхвов прошло некоторое время и свои дары они принесли уже не к яслям. Матфей пишет, что они зашли в некий дом, в который, видимо, переехали Иосиф и Мария.

Волхвы ассоциировались с Востоком, откуда они пришли. На ранних изобра­жениях волхвы часто прибывают на верблюдах и носят фригийские колпаки, обозначавшие в них чужестранцев. Позже традиция приписала им имена — Каспар, Бальтазар и Мельхиор — и царское происхождение, а на их связь с Востоком стала указывать роскошь и необычность их нарядов.

Особенно этот сюжет был популярен во Флоренции в XIVXV веках, где в 1370‑х годах возникла организация под названием Compagnia dei magi («Об­щество волхвов»). Подобные братства, организованные мирянами, существо­вали еще в Средние века и занимались благотворительностью.

В ренессансной Италии их роль в городской жизни была велика, в их управлении находились достаточно большие финансовые средства, тратившиеся на больницы, помощь менее успешным членам братства, строительство новых зданий.

«Общество волхвов» стало одним из самых влиятельных флорентийских братств, а среди участников были члены семьи Медичи. Собрания братства проходили в мона­стыре Сан Марко. Основной задачей общества была организация шествий в праздник Богоявления (в этот день Католическая церковь отмечает Покло­нение волхвов).

Поначалу процессии напоминали средневековые мистерии, к XV веку они все больше и больше стали походить на торжественные парады.

Богатейшие флорентийские семьи заказывали сцену поклонения волхвов таким художникам, как Фра Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Боттичелли и другим. Такие заказы демонстрировали окружающим благосостояние семьи, а заодно оправдывали его: росписи и картины преподносились церквям или размещались в семейных капеллах.

Как и волхвы, заказчики были богачами и так же дарили часть своего состояния Богу. Джентиле да Фабриано — автор одного из самых дорогих «Поклонений волхвов», которое было написано по заказу банкира Паллы Строцци, самого богатого человека Флоренции.

Самого Строцци можно увидеть на картине в красном тюрбане, с соколом в руках, за спиной одного из волхвов.

Декоративность этой картины, множество мелких деталей, цветы и звери, процессия всадников, следующая из замка в замок, изящные позы стоящих за спиной Марии дам, в которых трудно узнать повитух, напоминают о посте­пенно уходящей в прошлое придворной рыцарской культуре позднего Средне­вековья.

Жорж де Латур. «Поклонение пастухов»

Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Около 1644 годаFranck Raux / Musée du Louvre / RMN-Grand Palais 

Первыми поклониться Иисусу пришли пастухи. Чтобы изобразить простолю­динов, художникам не нужно было обращаться к образам прошлого: зритель сразу понимал, кто имеется в виду.

Самых обычных крестьян мы видим и у Жоржа де Латура. Знакомая ему повседневность отражается не только в облике пастухов, но и в сюжете. Пастухи приносят младенцу свои дары — флейту, пастуший посох, пирог.

Об этих подношениях, разительно отличав­шихся от роскошных даров волхвов, де Латур, скорее всего, знал из француз­ских рождественских песенок. Там поется о том, как пастухи, собираясь к Ии­сусу, перечисляют подарки, которые они ему принесут: ягненка, флейту, ста­кан молока и так далее.

Этот простой сюжет сочетается с сосредоточенным, торжественным и вместе с тем нежным настроением, которое де Латур создает, используя сдержанную, строгую композицию, освещая сцену тихим, но ярким светом единственной свечи. 

Поль Гоген. «Te tamari no atua» («Рождество»)

Поль Гоген. Te tamari no atua. 1896 годNeue Pinakothek / Wikimedia Commons

Во второй половине XIX века религиозные сюжеты появляются в искусстве сравнительно редко. Художников того времени больше занимает окружающая их действительность.

 К историческим сценам, изображениям мифов, легенд и образам из Писания обращались только академические художники, возрож­давшие классические идеалы, и прерафаэлиты, наоборот стремившиеся вер­нуться к довозрожденческой живописи. Импрессионистов и постимпрессио­нистов подобные сюжеты мало занимали.

В этом смысле Поль Гоген — исклю­чение. В неказистой хижине уставшая Мария отдыхает на кровати, полуобер­нувшись к младенцу, лежащему на руках у повитух. Еле заметные нимбы и на­звание картины — единственное указание на сюжет, отделяющее его от обыч­ной жизни деревни.

Но Рождество остается Рождеством вне зависимости от места действия, будь то Вифлеем, Таити или деревня в Бретани (такое Рождество Гоген начал писать в 1894 году и закончил уже на Таити).

Привычных осла и вола Гоген заменяет стоящими в углу коровами. Единство картины, присутствие божественного во всем соответствует словам художника о том, что «Бог не принадлежит ни ученому, ни логику, он принадлежит поэ­там, сфере снов, он символ Красоты и сама Красота».

Источники

  • Ворагинский И. Золотая легенда.М., 2016.
  • Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции.М., 2009.
  • Buser T. Gauguin’s Religion.Art Journal. Vol. 27, № 4. New York, 1968.
  • Hatfield R. The Compagnia de’ Magi.Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 33. Chicago 1970.
  • Panofsky E. Early Netherlandish Painting.Harvard, 1953.
  • Steefel L. D., Jr. An Unnoticed Detail in Petrus Christus’ Nativity in the National Gallery, Washington.The Art Bulletin. Vol. 44 № 3. New York, 1962.
  • Upton J. Devotional Imagery and Style in the Washington Nativity by Petrus Christus.Studies in the History of Art. Vol. 7. Washington, 1975. 
  • Wind G. D. A Note on La Tour’s «Adoration Of The Shepherds».Notes in the History of Art. Vol. 17, № 2. Chicago, 1998.

Искусство, История

Ключевые события европейской академической музыки: от Пифагора до Кейджа

Источник: https://arzamas.academy/mag/393-christmas

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: описание, история :

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека.

Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства.

Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью.

По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания.

Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года.

Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию.

Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино.

Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна – Марией с младенцем Иисусом.

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары.

На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке.

В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки.

Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю.

Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида.

На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время – эру любви и милосердия.

Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Читайте также:  Музеи замка мон-сен-мишель, франция

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу.

Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле.

В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение.

В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров.

Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться.

Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета — более живыми, а сама картина — яркой.

Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.

Источник: https://www.syl.ru/article/299327/kartina-leonardo-da-vinchi-poklonenie-volhvov-opisanie-istoriya

Поклонение волхвов картина Леонардо да Винчи

Поклонение волхвов картина Леонардо да Винчи. Сюжет картины, описание и фото.«Поклонение волхвов» — картина, которую писал Леонардо в 1481 г. по заказу, для монастыря Сан Донато в Скопето. Работа осталась незавершенной, в связи с тем, что Леонардо отбыл в Милан и занялся военной инженерией. С 1670-го года и по сей день, картина находится в Уффици, во Флоренции. Эта выдающаяся работа, очень личная обработка библейского сюжета, который часто встречается во флорентийской живописи 15-го века. Она относится к работам уже достаточно зрелого художника, умевшего передать ритм, движение и эмоции.На переднем плане изображены Дева Мария с младенцем и волхвы на коленях в поклонении. Вместе они образуют форму пирамиды, что характерно для работ да Винчи. За ними полукругом сопровождающие почитатели. Лицо парня, изображенного в нижнем правом углу картины, многим напоминает автопортрет самого Леонардо в юности. Он стоит, как бы, отвернувшись, но рукой указывает на происходящее событие. На заднем плане слева — поврежденное языческое здание и рабочие. Справа — люди на боевых конях и эскиз скалистого пейзажа.Возможно, что поврежденное здание символизирует Базилику Максенция (самое большое здание, когда-либо существовавшее на Римском форуме), которое согласно средневековой легенде, как утверждали римляне, будет стоять до тех пор, пока Дева не родит. Якобы оно рухнуло в ночь рождения Христа (на самом деле оно и достроено, то, было только в 312-ом году). Руины доминируют над предварительным перспективным рисунком Леонардо, на котором изображены воины-всадники. Пальма в центре располагается прямо над Девой Марией и, как полагают многие, имеет с ней связь, частично из-за фразы ''Вы величественны как пальма'' из Песни Соломона. Другим аспектом может быть использование пальмы как символа победы в древнем Риме, тогда как в христианстве это символ триумфа, мученичества и победы над смертью. Так, в заключение, можно сказать, что пальма в целом символизирует триумф. Второе дерево на картине идентифицируют как рожковое. Его семена использовали в качестве единицы измерения, меры веса. Ими измеряли ценные камни и другие драгоценности. Это дерево и его семена связывали с престолом, предполагая Христа в качестве короля королей или Деву как будущую Королеву небес.Если взглянуть на картину в целом, можно предположить, что в ней имеет место идея, как и у Микеланджело на тондо Мадонна Дони, что языческий мир как бы вытесняется христианским миром на задний план.Размер картины 246 см. х 243 см. Она выполнена на пяти скрепленных между собой досках, маслом, по типу sketchwork, который широко применяется в современном искусстве. Ее композиция концентрированная и сильная. Мнение что картина незакончена – многим кажется ошибочным. Некоторые полагают, что она выполнена в стиле «non finito» и это изначальная задумка художника. Фигуры и архитектурные элементы смело очерчены и наполнены темными оттенками. Поклонение волхвов является, пожалуй, одной из самых странных и в то же время плодородных композиций Леонардо да Винчи. Объединив фигуры молящихся стариков и вооруженных всадников, он превратил банальный библейский сюжет в картину истории человечества.Рекомендуем к прочтению:Картины Леонардо да Винчи. Фото с названиями.Тайна Леонардо да Винчи. Тайны картин. Секреты Тайной вечери…«Благовещение» картина Леонардо да Винчи. Фото и описание картины.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article2/The_adoration/of_the_Magi.htm

«Поклонение волхвов»

?В Исаакиевском соборе в 2017 году в приделе св. Екатерины выставлялась мозаичная икона «Поклонение волхвов».

Икона выполнена для строящейся часовни около деревни Пеники (Пе́ники – фин. Penikkala, в переводе – Щенково, в старину хозяин имения здесь держал псарню).

Пеники находится в Ломоносовском районе Ленинградской области. Часовня будет стоять на Царском лужке на горке Бронной, откуда открывается прекрасный вид на просторы восточной части Финского залива и остров Котлин.

На этом месте в период Крымской войны 1854-1855 годов располагалось русское командование во главе с наследником престола АЛЕКСАНДРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ, наблюдавшее за манёврами англо-французского флота в заливе.

Часовня будет освящена во имя святого благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО – святого, соименного императору АЛЕКСАНДРУ II и небесного покровителя воинов. В часовне планируется сооружение крипты, в которую поместят эту икону.Мозаика «Поклонение волхвов» набиралась в течение 8 лет.

Мастерами использованы смальты 300 оттенков (уточню, что рядом, в иконостасе находятся иконы, набранные в XIX-нач. XX вв. в мастерской Академии художеств с использованием 12 000 оттенков смальт). Выполнена мозаика в студии «Кантарель» под руководством Игоря Юрьевича ЛАВРЕНЕНКО (р. 1962). В наборе принимали участие А.

ГОЛОМАЗОВ, С. КАБАНОВ, И. ЛАВРЕНЕНКО, В. ШЕРШНЕВ, Е. БАУРИНА, О. ЛАВРЕНЕНКО, И. АРНО, Д. АРНО, А. КОНЦЕВИЧ. Икона создана по инициативе декана СПбГУ доктора филологических наук профессора С.И БОГДАНОВА.Живописный оригинал для мозаики написан Александром ГОЛОМАЗОВЫМ – это копия рисунка Бёрн-Джонса.

Акварель Бёрн-Джонса. Источник

Эдвард Коли БЁРН-ДЖОНС (1833-1898) – близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Шпалера «Поклонение волхвов». 1890 г. Великобритания, Серрей, Мертонское аббатство.Автор оригинала: Бёрн-Джонс Эдвард Коли (1833-1898). Мастер: Моррис Уильям и Компания (1834-1896).

Шерсть, шпалерное ткачество. 255 х 379 см.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции. Предмет поступил в 1949 г.

, передан из Государственного музея нового западного искусства.

► Фрагменты шпалеры. Источник

Шпалера из собрания Государственного Эрмитажа – седьмая из десяти версий, прославивших мастерскую Уильяма МОРРИСА в Мертонском аббатстве. Все шпалеры ткались одна за другой на протяжении 17 лет с 1890 по 1907 годы по одному картону, созданному в 1888 г. Реплики незначительно отличаются деталями и цветом.По словам Уильяма Морриса, средневековые шпалеры были для него «яркой мечтой», и он считал шпалерное ткачество «благороднейшим из всех прикладных искусств, поскольку в нём нет ничего механического», а потому он и хотел в своих работах воссоздать принципы средневековых ткачей Арраса и мастеров с берегов Луары. Хотя наиболее известным творением мастерской в Мертонском аббатстве суждено было стать серии шпалер «История Святого Грааля», именно о «Поклонении волхвов» Моррис в письме от 5 апреля 1893 года говорил, как о самом значительном на тот момент своём достижении. Шпалера стала самым популярным изделием мастерской, поскольку сюжет привлекал как служителей церкви, так и светских заказчиков.Картон для шпалеры создавался следующим образом: Бёрн-Джонс предлагал Моррису акварельный эскиз, который затем фотографировался и увеличивался до размеров готовой шпалеры. Фото-картон прорабатывался Бёрн-Джонсом в деталях, касающихся фигур и общего композиционного замысла, а Моррис и его ученик Джон Генри ДИРЛ разрабатывали детали одежд и фона, бордюр и цветовое решение.

«Поклонение волхвов». Эскиз.Фотобумага, акварель. 240 х 375,9 см.

Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания.

► Мастерская Берн-Джонса. Берн-Джонс и Моррис.

Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/199491.html

Дары волхвов в изображениях VI-XVI веков

?gorbutovich (gorbutovich) wrote,
2014-01-17 16:20:00gorbutovich
gorbutovich
2014-01-17 16:20:00″Дары волхвов» находились в Москве с 7 по 13 января 2014 года.

Читайте также:  Портрет лейб-гусарского полковника е. в. давыдова, о. а. кипренский, 1809

Дары волхвов. Нашей прогрессивной общественности только дай повод поглумиться над другой частью общества.

Оно, конечно, как не глумиться, когда, если журналисты не обманывают, громкоговоритель у храма Христа Спасителя сообщал: «Исцеляет от бесплодия и бесноватости!» и прочие известные заявления имели место. Не буду рассуждать об очереди, подлинности и времени изготовления реликвий.

Не устояв перед всеобщим PR-ом даров, предлагаю посмотреть на родившегося Спасителя, которому поклоняются волхвы, и пастухи, и родители, и звери.

Jacopino di Francesco. Active 1320-1350. The Nativity and the Adoration of the Magi. circa 1325-1330

По свидетельству Тацита, Светония и Иосифа Флавия на всем востоке в то время господствовало убеждение, основанное на древних пророчествах, что скоро восстанет в Иудее могущественный царь и подчинит себе весь мир. [1] И вот, что сообщают источники.

2.
Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Над головами волхвов можно прочесть их имена / Magi. Basilica of Sant'Apollinare Nuovo in Ravenna, Italy via

От Матфея святое благовествование. Глава 2:

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?3.
Bartolo di Fredi. Adoration of the Magi,1385-885 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.4.
The Adoration of the Magi. c. 1420. Unknown Master, German9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,5.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов, 1423, Уффици / Gentile da Fabriano, The Adoration of the Magi, 1423, tempera and gold leaf on panel. Galleria degli Uffizi, Florence. Detail. По клику — композиция в полном виде. Фрагмент крупно

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

От Луки святое благовествование. Глава 2:

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.6.
Master of Moulins. Nativity circa 1480 Musée Rolin, Autun13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.7.
Domenico Ghirlandaio. Nativity and Adoration of the Shepherds. 148516 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. 18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.8.
The Nativity, by Bicci di Lorenzo. ca XV19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

9.
The Adoration of the Magi. Altarpiece Place of origin Italy (made) Date ca. 1500-1510

Итак, поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν), чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары: золото, ладан и смирну. Дары были символичными, а само поклонение волхвов означает явление Христа язычникам.

10.
The Adoration of the Kings. Jan Gossaert. 1510-1515. National Gallery, London

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 6:3:

Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.

11.
Painted and gilded limewood panel depicting the Adoration of the Magi, by Augustin Henckel, Schaffhausen, Switzerland, 1500-1520Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово μάγοι. В античной литературе, в основном, существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа.12.
Hans Memling. Adoration des Mages. 1463. viaВ латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («маги», «волшебники») — это слово исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии; в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком.13.
Antonio Vivarini, Adoration of the Kings. 1418Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар.14.
Hugo van der Goes — The Adoration of the Kings. Monforte Altar.1470В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён: Аппелликон, Америн и Дамаскон и еврейские: Магалат, Галгалат и Серакин. Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан, как брата или потомка брата персидского царя Дария I. В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.На средневековом Западе они получают имена, в настоящее время распространённые повсеместно: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.15.
Eusebio di Jacopo di Cristoforo da San Giorgio, The Adoration of the Magi, c. 1505. viaЕвангелисты не пишут о количестве волхвов. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека: Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик; трёх различных сторон света: Бальтазар — чернокожий, возможно абиссинец или нубиец — Африка; Мельхиор — белый человек  — Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде — Азия. То есть родиной их были три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия.16.
Adoration of the Magi. Filippino Lippi. 1496В Сирийской церкви существует предание о 12-ти волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой.Церковное Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, — в V веке над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём в Палестине.17.
Bigarelli Guido, Pulpit, XIII A.D. Tuscany, Italy. Фрагмент 1. Фрагмент 2По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах.Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский.18.
Adoration and Crucifixion Diptych. 1340-1360По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV (?)или V веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.19.
Albrecht Dürer. L'Adoration des mages. 1504. viaВ Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления. 6 января, в некоторых католических странах — выходной день. Они считаются покровителями путешественников. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.20.
Поклонениt пастухов / Adoration of the Shepherds, c.1500. Manuscript Image of Bodleian MS. Arch. Selden B. 26, fol. 8rНачиная с 15 века сюжет Поклонения волхвов стал часто совмещаться со сценой Поклонения пастухов (от Луки. 2:8—20). Это позволяло художникам разнообразить изображение, добавляя больше людей и животных. В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения могли становиться боковыми створками при центральной сцене Рождества.21.
Duccio, The Nativity with the Prophets Isaiah and Ezekiel.1308 or 1311Путешествие афонских даров волхвов 2014 года: Москва 6-13 января, Санкт-Петербург 14-17 января, Минск 18-24 января, Киево-Печерская Лавра 25-30 января.22.
A Natividade — Domenico Ghirlandaio, c.1492

Источники:

Стр.15: Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. С.-Петербург, 1893. Глава III. Поклонение волхвов. Стр. 13-10.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Три_царя
http://ru.wikipedia.org/wiki/Поклонение_волхвов

К прочтению:

Татьяна Краснова. Что происходит с людьми, поклонившимися Дарам волхвов? via _corso_:

Удивительно, но как раз тогда, когда сто тысяч христиан стояли в очереди к Дарам, мои друзья искали по Москве тромбоциты для умирающего больного. Я уверена, если б мы пришли и попросили крови, многие, поклонившись Дарам, пошли и сдали бы. Ведь правда?

Ведь в городе, где такие толпы христиан, что их приходится даже кордонами сдерживать, просто не может быть неухоженных стариков, брошенных детей, недостатка крови в больницах. Если они все-таки есть, вероятно, проблема в том, что мы не пришли поговорить с тем, кто стоит в очереди.

Как вы думаете?

25.
The Mystical Nativity. Sandro Botticelli. 1501

Контекст: Пребывание Даров волхвов в России

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/52553.html

Ссылка на основную публикацию