«поклонение волхвов», джотто ди бондоне — описание картины

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения — Дневник живописи

Наверняка вы слышали, что отцом Возрождения считается Джотто (1266-1337 гг). Это так. И даже больше. С Джотто начинается современная европейская живопись. До него были иконы. После него совершенно новое искусство. Которое просуществовало вплоть до импрессионизма конца 19 века.

Возможно, вы раньше видели его фрески. Современному человеку сложно понять, что же в них необычного. Но когда видишь работы его предшественников и современников, поражаешься. Как ему удалось это создать? Просто с чистого листа! С нуля.

На рубеже 13 и 14 веков это было подобно чуду. В Капеллу Скровеньи, которую расписал Джотто, стали ходить толпы людей. Они не могли поверить своим глазам. Они видели что-то совершенно новое.

Попробуем посмотреть на работы Джотто глазами его современников. Чтобы ощутить всю его революционность.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы.

Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного.

А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Новаторство Джотто

Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.

Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.

Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.

1. Благовещение святой Анне

Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.

Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.

Справа: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия

Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.

Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.

Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.

Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.

2. Встреча у золотых ворот

Джотто. Встреча у золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.

Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй.

Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Обратите внимания, что Иоаким и Анна находятся не в центре. Они смещены влево. В центре – женщины в чёрном и белом. Возможно, они символичны. Мол, рядом с счастьем всегда ходит горе. Ведь все мы знаем, какую мучительную утрату придётся перенести их дочери Марии.

Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре.

До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.

Миниатюра “Встреча у золотых ворот”. Минологий Василия II. 10 век. Хранится в Ватиканской библиотеке, Ватикан

3. Поклонение волхвов

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.

Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.

Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.

Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.

Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

4. Поцелуй Иуды

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске изображена сцена предательства. Подкупленный Иуда должен подать страже знак. Чтобы те поняли, кто из стоящих – Иисус. Иуда должен его поцеловать.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза.

Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.

Вспомните, каким страшным изображает Иуду Леонардо да Винчи на своей знаменитой фреске “Тайная вечеря”.

Работы Леонардо да Винчи 1498 года. Слева: фрагмент фрески “Тайная вечеря”. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Справа: “Голова Иуды”. Подготовительный рисунок к фреске “Тайная вечеря”. Замок Виндзор, Англия

Более подробно об этой фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

 5. Бичевание Христа

Джотто. Бичевание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Объемность фигур особенно заметна на фреске “Бичевание Христа”. Они тяжеловесны. Даже глыбообразны. Это не удивительно. Джотто, конечно, не знал анатомию человека. Но он изо всех сил стремился показать людей объёмными. А значит реальными.

Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.

Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

6. Оплакивание Христа

Джотто. Оплакивание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Драма. Скорбь, горе изображены невероятно правдоподобно. Это уже не условные жесты. А самые настоящие эмоции.

Джотто. Оплакивание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Достаточно просто сравнить с фреской того же 14 века. Разница колосальная. Не даром Джованни Боккаччо, итальянский писатель, сказал о Джотто: “Он вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное”.

Слева: Неизвестный мастер. Оплакивание Христа. Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (бывшая территория Византии), Македония. Вторая пол. 12 в.

Читайте также:  Музей и парк густава вигеланда: история человека со сложным характером

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

P.S

Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.

Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.

Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/dgotto/

Рождественская лестница. Евангелие от Джотто

esdra

Ну и в Рождественский сочельник продолжение моего цикла «Рождественская лестница». На этот раз я не смог обойти великого Джотто ди Бондоне и его «Поклонение волхвов».

У каждого свои взаимоотношения с живописью. И это всегда особая история, достойная того, чтобы о ней написать.

Но что заставляет нас проходить мимо одних живописных полотен, отмечая мастерство художника, его индивидуальность, но оставаясь при этом равнодушным зрителем, и останавливаться у других, не в силах даже сформулировать, что же нас так поразило именно в этой картине? Как художник умудряется запечатлеть время и тот восторг, который пронзает нас от соприкосновения с вечностью? Для меня это до сих пор остается тайной.

https://www.youtube.com/watch?v=-YRlsRhIAsE

И среди всех гигантов мировой живописи совершенно отдельно стоит великий флорентиец Джотто ди Бондоне. Современник художника Петрарка писал о нем: «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения».

Художник и архитектор эпохи Проторенессанса (Предвозрождения), предвосхитил и задал направление итальянской живописи на несколько столетий вперед.

Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Из его работ выросли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.

В работах Джотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор.

Но все же главным его призванием была живопись.

Появление Джотто до сих пор окутано тайной. Некоторые исследователи считают, что он родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто.

Исследователь и биограф художника Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне и был крестьянином.

Позднее Джотто приобрел в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Его же отец, по этой версии, был кузнецом, уважаемым и состоятельным горожанином.

Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, он был учеником Чимабуэ Джованни. Сын крестьянина из деревни Веспиньяно, пасший овец, зарисовывал их острым камнем на скале. За этим занятием его застал живописец Чимабуэ и взял мальчика во Флоренцию себе в ученики. Эта история ныне считается всего лишь красивой легендой, которые всю жизнь окружали Джотто.

Коренастый коротышка с короткими руками и ногами, огромной головой на бычьей шее, вылезающими из орбит глазами и маленьким острым носом на асимметричном лице – так описывали его современники. Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошел первого.

Об этом периоде существует еще одна забавная легенда.

Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, который должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда посланник Папы прибыл к Джотто и рассказал ему о своем поручении, Джотто взял лист бумаги, обмакнул кисть в красную краску и прижав локоть к боку, начертил абсолютно правильный и ровный круг.

Затем Джотто взял этот лист и передал его придворному со словами: «Вот Вам рисунок». На что в ответ услышал удивленное: «Как, другого рисунка не будет?» Джотто ответил: «И этого одного будет слишком много».

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII, знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени. В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями.

Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году. Возможно, именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году.

Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своем трактате о живописи (1436).

Сюжет композиции «Чудo нa Гeниcapeтcкoм oзepe» — один из эпизодов общественного служения Христа. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю, и утопающего Петра. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь ее копия эпохи барокко в портике новой церкви.

О ее подлинном виде можно судить лишь по рисункам художников XIV—XV веков и уцелевшему оригинальному обрамлению с головами двух ангелов.

Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья. Работоспособность художника была уникальной. Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему.

Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче. Создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь.

Читайте также:  Картина «тайная вечеря», леонардо да винчи — описание картины

Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти.

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и ученость художника.

В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре — Кампанилы. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы ее нижнего этажа.

Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалены в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Позднее художник был направлен флорентийским правительством в Милан для работы над фресками Аццоне Висконти.

Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры, что его кардинально отличало от плоскости иконографической традиции.

Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Натуралистическая манера Джотто была революцией в искусстве. Манера гениального флорентийца оказала решающее влияние на дальнейшее развитие итальянской живописи, придав ей выразительность, глубину и экспрессию. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий…». Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XV веков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».

Под «греческим» Ченнини подразумевал формальные византийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Искусство Византийской империи, окончившей свое тысячелетнее существование в 1453 году, было глубоко религиозным по духу и строго консервативным по форме.

В византийской живописи существовал ограниченный набор сюжетов, а само изображение отличалось концептуальной плоскостностью.

Конечно, Джотто был не первым итальянским художником, решившимся нарушить византийские предписания. Чуть раньше подобные попытки предпринимали его учитель Чимабуэ Джованни и Пьетро Каваллини. Оба художника стремились к объемности изображения и его большей выразительности. И все же Джотто пошел еще дальше.

Человеческие фигуры на картинах художника стали земными, их позы и жесты стали передавать человеческие эмоции, а пространство обрело перспективу. Таким образом, были заложены основы новейшей живописи, на протяжении последующих веков разрабатывавшей положения, которые всем своим творчеством сформулировал Джотто.

«Поклонение волхвов»

40 евангельских сцен из жизни Девы Марии и Христа в Капелла дель Арена художник изобразил с таким мастерством, что жители Падуи прозвали эти сцены «Евангелием от Джотто». Среди них выделяется фреска «Поклонение волхвов».

Фреска изображает сцену из Евангелия, где волхвы приходят поклониться младенцу Христу. Волхвы – мудрецы, которые проделали долгий путь с самого Востока – приносят дары Спасителю Человечества. Согласно сюжету, они увидели звезду на небе, что и дало им известие о рождении младенца – будущего Царя, ради которого мудрецы и готовы были проделать долгий путь.

Многофигурная композиция была составлена Джотто так удачно, что каждый герой хорошо просматривается и принимает участие в общем действе – даже два осла, изображенные слева, приветствуют будущего Царя.

Справа от Марии и младенца Христа показан ангел, чье белое одеяние выделяется на общем колорите.

Синее небо резко контрастирует со светлыми фигурами, а Вифлеемскую звезду художник изобразил в виде кометы Галлея, которую сам наблюдал в 1301 году.

Все творчество Джотто было подчинено одной простой задаче: сделать Евангелие понятным и доступным простому верующему, показать саму суть христианского богословия. И в этом он до сих пор достигает своей цели – его работы открывают для нас простоту и величие Евангелия, его непреходящую ценность.

(с) Игорь Попов

статья написана для сайта «Возвращение к Богу»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://esdra.livejournal.com/2694479.html

Джотто ди Бондоне. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо

Погруженная в полумрак, Нижняя церковь двхэтажной базилики Сан-Франческо в Ассизи построена в стиле старинной римской крипты, массивного каменного склепа, распололожена большей частью в толще холма, под ней находится крипта, где хранятся останки Святого Франциска Ассизского.

Капелла Магдалины

Капелла Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи была расписана Джотто и его учениками ок. 1310 г.

На боковых стенах размещаются сцены из жизни святой, в том числе с епископом Понтано, а на своде — медальоны с изображением Христа, Богородицы, Магдалины и Лазаря.

Площади для росписи в капелле Магдалины более обширны, чем в Падуе, и две сцены, повторяющие падуанские фрески — Воскрешение Лазаря



и «Не прикасайся ко мне!»

решены масштабнее и внушительнее. В сцене Воскрешение Лазаря те же персонажи предстают тех же позах, как и в Падуе, но в ней ощушается больший размах, жест Христа более выразителен, присутствуют более выразительные пространственные паузы вокруг фигур Марий.

В нижней части изображение Магдалины с епископом Понтано

 помещено между прекрасных витых колонн, как во францисканском цикле. Декоративное построение цикла определяется наличием более низкой части, в верхней части фрески разделены плоскими карнизами.

Фрески правого (северного) трансепта. История Христа

Фрески Джотто, рассказывающие о детстве Христа, явились революционными для своего времени тем, что на них изображены реальные люди с их эмоциями в натуралистичном ландшафте.

Восемь эпизодов детства Христа: — Посещение Марии Елизаветой
— Рождество

— Поклонение волхвов

— Принесение во храм

— Избиение младенцев

— Бегство в Египет

— Редкий сюжет Возвращение в Назарет мальчика-Христа с Марией и Иосифом

— Христос среди учителей

Фрески крестового свода. Францисканские Аллегории

После окончания работы по украшению капеллы Магдалины и правого трансепта Нижней церкви в Ассизи, Джотто с учениками расписа паруса свода над главным алтарем, смежным с правым трансептом. На самом видном месте изображен Святой Франциск во славе.
Эта фреска уникальна тем, что одежды святого и фон покрыты золотом, особенно если учесть масштабы росписи парусов свода.
На парусах размещены сложные аллегорическе композиции:
Аллегория Целомудрия, или Чистоты

Аллегория Послушания

Аллегория Нищеты, или Венчание Святого Франциска с Нищетой

Источник: https://santo-leprotto.livejournal.com/4196.html

Лучшие картины Джотто ди Бондоне и их описание

Искусство и развлечения 23 мая 2015

Слова, которыми можно обозначить творчество великого итальянского художника Джотто ди Бондоне, — это строчки поэта Арсения Тарковского:

Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост —

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

Эти слова характеризуют не только писателя, но и всю эпоху, в которой он жил. Картины Джотто и есть тот самый мост, который соединил два этапа в искусстве живописи.

Основоположник современной живописи

Джотто жил на рубеже двух столетий — 13-го и 14-го. Ровно середина его жизни пришлась на этот период, и эпоху эту во всей мировой культуре принято называть эпохой Данте и Джотто. Они были современниками.

Философ Мераб Мамардашвили про картины Джотто когда-то сказал: «Джотто вышел в трансцендентный ноль». Эта сложная фраза в своё время заставила многих смеяться. Но если подумать, то точнее все-таки сказать нельзя. Ведь Джотто как художник начал с нуля.

Посмотрите на самые известные картины Джотто. То, что он сделал в искусстве, то, что он предложил искусству, до него никто никогда не делал. Он начал с нуля, и, может быть, в этом смысле каждый гениальный человек выходит в трансцендентный ноль.

Микеланджело, Поль Сезанн и Казимир Малевич сделали это. Они начинали с начала, с нуля. В этом смысле и Джотто вышел в трансцендентный ноль.

Потому что о нем можно сказать совершенно спокойно и уверенно: именно с Джотто Бондоне начинается современная европейская живопись.

Читайте также:  Картина «хохот», крамской — описание

Самые знаменитые творения

Какие мы знаем картины Джотто? Это «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Положение во гроб», «Благословение Анны», «Распятие», «Чудо с источником».

Джотто ди Бондоне картины и фрески писал для капеллы дель Арена в Падуе, для церквей во Флоренции и Ассизе. Его почерк невозможно спутать с манерой других художников. Описание картин Джотто — это ретроспектива евангельских притч.

Он оставил нам и образы христианских святых, таких, как св. Франциск, св. Лаврентий, св. Стефан, Иоанн Богослов и др.

Картины Джотто с названиями помимо Падуи, Флоренции и Ватикана есть в каталогах собраний таких музеев, как Жакмар-Андрэ и Лувр во Франции, в Национальной галерее искусства в Вашингтоне и в Рэйли (университет в Северной Каролине), в Париже, в Германии и в Великобритании.

До него в европейском мире принята была икона или византийская живопись. Картины Джотто ди Бондоне с названиями по библейским сюжетам говорят сами за себя. Но это отнюдь не иконы. Это и знаменитая «Мадонна Оньисанти», хранящаяся в Уффици, и картина Джотто «Бегство в Египет».

Придание библейским персонажам телесности

Биограф итальянских художников Джорджо Вазари сообщает нам легенду, бытовавшую в то время: Джотто был учеником художника Чимабуэ. И в музее Уффици рядом висят две картины, две Мадонны — Мадонна Чимабуэ и Мадонна Джотто.

Когда вы смотрите на обеих Мадонн и сравниваете их, даже если вы ничего не знаете об искусстве, вы видите разницу не только между двумя художниками, но и между двумя эпохами, между двумя совершенно разными принципами. Вы видите абсолютную разницу. Вы понимаете, что они совершенно по-разному воспринимают этот мир.

Картины Чимабуэ необыкновенно изысканны, изящны, можно сказать, что он — художник не просто византийский, средневековый, а готический. Его Мадонна бесплотна, изумительно красива, декоративна.

Долгие пальцы, длинные руки не держат младенца, а делают знак того, что они его держат. Лицо её передает принятый в византийской живописи восточный канон: узкое лицо, долгие глаза, тоненький нос, печаль в глазах.

Это плоская бесплотная каноническая условная живопись иконы, лика. Не лица, не типа личности, а лика.

А рядом висит икона, или, скажем, уже картина, Джотто. На троне, инкрустированном, красивом троне, в стиле, который только тогда был принят, только тогда входил в моду. Такая инкрустация мрамором. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Крепко держит руками младенца.

Прекрасная белая рубашка. Тело подчеркивает её мощь. И она спокойно смотрит на нас. В лице её нет страданий. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета.

То есть это и Мария, и Прекрасная дама.

Можно с уверенностью сказать, что то, что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейском изобразительном искусстве до импрессионизма.

Именно Джотто создал то, что на современном языке называется композицией. Что такое композиция? Это то, как видит художник сюжет, то, как он как он его себе представляет.

Он выступает в роли свидетеля, участника события. Он создаёт иллюзию, будто бы лично там присутствовал.

Сопричастность действию сюжета

То есть художник сам является сценаристом, режиссёром и актером своих картин. Его творения — это некий театр, в котором действуют актёры, и режиссирует этими актёрами он — художник. «Я там был! Слово даю, я при этом присутствовал, а было это так», — практически говорит своими творениями Джотто. Ну мыслимо ли для средневекового сознания такое утверждать!

Джотто предстаёт перед нами личностью, которая отвечает за то, что пишет. И картины его, в частности, «Поцелуй Иуды» и «Бегство в Египет», — это фрески, написанные очевидцем действия.

Фреска, написанная самим художником

Примерно в 1303 году Джотто получил замечательное предложение — заказ расписать маленькую церковь, которая была построена в городе Падуе на римской Арене. Биограф Джото, точнее, один из его биографов Джорджо Вазари оставляет очень интересные сведения. Он говорит о том, что Джотто приехал расписывать падуанскую церковь, ненадолго опережая свою компанию, то есть товарищей.

Точно так же, как в Средние века Андрей Рублёв писал сотоварищи, точно так же и на Западе церкви расписывал художник, имеющий большое имя, сотоварищи, то есть со своей художественной бригадой. «Поцелуй Иуды» — фреска, которую он писал сам.

По всей вероятности, это одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» Рублёва, и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто.

«Поцелуй Иуды»: описание картины

И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. В этом центре происходят главные драматические события. Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его. И эти две фигуры — центральные.

Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. Он показывает пальцем на Христа. А слева мы видим апостола Петра, который хоть и отрёкся трижды, пока трижды пропел петух, но всё-таки вытащил хлебный нож и отрезал им ухо.

Мы видим, как он с этим ножом кидается на Иуду, но путь ему преграждает толпа, и если мы проследим за направлением руки первосвященника и за направлением ножа, то обнаружим, что эти линии сходятся над плащом Иуды, просто на лицах.

Поэтому мы можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать.

Энергетика и напряжённость

Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу».

Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение.

Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.

Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба.

По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна.

В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.

Многовремённость

Джотто был первым, но и последним. Он, что называется, не только поставил, но и решил огромное количество задач, не просто создав композицию «Я, Джотто, это решение драматургическое вижу так: вот мои действующие лица, вот мой хор!», а когда проработав это психологически, когда он ещё показывает в одном действии многовремённость.

Каждая из его фресок вызывает большое изумление, и даже недоумение. Каким образом человек за одну свою жизнь, не имея прецедентов, что называется, выйдя в трансцендентный ноль, создал с чистого листа современное европейское искусство, композицию как временное действие, как причинно-следственную связь, насытив ее разновременностью и очень большим количеством психологических оттенков?

Заключение

В этой статье мы более-менее подробно разобрали только две картины Джотто с названиями «Поцелуй Иуды» и «Мадонна Оньисанти». Работами мастера можно восхищаться бесконечно.

На них можно смотреть часами, но и целой жизни не хватит, чтобы рассказать о всех творениях Джотто ди Бондоне, картины которого были и временем ценимы, и во времени остались.

Все они — создания величайшего художника и человека, начавшего с нуля.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/127774/

Ссылка на основную публикацию