Портрет симонетты веспуччи, пьеро ди козимо — описание

Пьеро ди Козимо

Пьеро ди Козимо, Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д’Антонио Убальдини (Piero di Cosimo) (1462, Флоренция — 12 апреля 1522, Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли.

Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению.

Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы.

К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду. 

Охота.1505-1507гг.

В сценах охоты Пьеро ди Козимо изобразил человечество, находящееся еще на примитивной стадии развития, управляемое слепой жестокостью.Каждодневная борьба за добычу пищи приводит к противостоянию всех против всех, медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.

Возвращение с охоты .1505-1507гг.

 На этой стадии первобытной жизни еще не существует четкого различия между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры, — с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду- лесной пожар.

Лесной пожар.1490-е г.

 Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло.

При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий.

В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин — Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.

Piero di Cosimo 1490  Venus, Mars, and Cupid

 Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо.

В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники — темперой и маслом — к работе одним только маслом.

В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений — Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). 

Пьеро ди Козимо (Симонетта Веспуччи), c. 1480-90

 Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества — Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея).

Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы.

Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин — Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици).

Сатир ,оплакивающий нимфу.Ок1495г.

Мифологический сюжет о Кефале и Прокриде заимствован из ,,Метаморфоз» Овидия.Во время охоты Кефал нечаянно убил свою жену Прокриду, тайно следившую за ним, подозревая его в измене, именно тем волшебным копьем, которое она подарила супругу.Ее даром была и собака.

  Собака и копье- дары богини Дианы Прокриде, которая, в свою очередь, подарила их Кефалу. На картине фигура Кефала малозначима , именно изображение животного олицетворяет присутствие его духа.

 Сатир, наполовину человек с козлиными копытами, не был описан Овидием, но стал героем драмы Никколо да Корреджо(1450-1508).Этот сюжет использовали многие художники Возрождения.

Недвижим пейзаж, от зелени до блеклой голубизны горизонта, грустны и молчаливы сатир и собака, дабы не тревожить спокойствия нежного тела, лежащего на травяном ковре.Даже рана,ставшая смертельной, обозначена лишь несколькими каплями крови, струящимися по груди и согнутой руке умирающей молодой женщины.

Со временем масляная краска стала более прозрачной и выявила нижние живописные слои: первоначально пасть собаки, находящейся на первом плане,была открыта.

Борьба между Lapiths и Кентаврами.1500-1515гг.
Мадонна с младенцем и голубем1490-1500гг. 

 Художник, известный своей эксцентричностью, пересказывает миф о Персее, который убивает морское чудовище и освобождает Андромеду, дочь эфиопского царя Кефея.

Персей освобождает Андромеду.Ок.1513г.

 Центральная фигура сцены- дракон , агонизирующий под ударами, которыми ему наносит Персей. Взгляд привлекает прежде всего сказочный пейзаж

 Вазари, который восхищался фантазиями этого живописца, вспоминает в своих заметках, что эта картина была заказана Филиппо Строцци Старым. Предварительный эскиз к картине был выполнен Леонардо.

Особое восхищение Вазари вызывали восточная экзотика в облике персонажей, капли воды от расходящихся волн, деревянные и соломенные хижины на вершинах невероятных скалистых нагромождений.

Но наиболее странными деталями конечно же являются изображения фантастических, не существующих в реальности музыкальных инструментов.

Непорочная Концепция, Святой Джованни евангелист, Сан Филиппо, Святая Катерина д' Алессандрия, Святая Маргарита д' Антьокия, Святой Antonino и Святой Пьетро.

Аллегория.1500г.
Рождество с маленьким Иоанном Крестителем.1500г.
The Visitation with Saint Nicholas and Saint Anthony Abbot, c. 1490
Сцены из легенды о Прометее.Ок.1515г.

 Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества ,прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов. В центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов.

Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают.

В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей, скандируя все фразы повествования, завершение которого изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.Эпимефей в левом углу помогает Прометею лепить человека.Среди различных интерпретаций этого мифа наиболее впечатляет та, которая касается творческого процесса: художник получает с небес искру вдохновения.

Распятый Христос.После1510г.

 Это довольно необычное изображение распятого Христа, а сама трактовка весьма далека от трактовки, присущей Ренессансу. Пьеро ди Козимо изображает спасителя как бога, превозмогшего страдания тела, дух которого победил плоть.

Моменты, указывающие на страдания Христа, кажутся побочными и не имеют драматического воздействия.

В эпоху Ренессанса, когда страдания спасителя изображались как страдания обыкновенного человека, а не бога, едва ли можно найти другой такой пример средневекового подхода к этой теме.

Два ангела.
Святое Семейство с маленьким Иоанном Крестителем.1507-1508гг.
Портрет Джулиано да Сангалло.Ок 1505г.

 Как и в картинах северных художников, которые так любил Пьеро ди Козимо , взгляд мастера останавливается на деталях, указывающих на профессию персонажа: так реалистично изображение гусиного пера, превратившегося в огрызок от частого употребления.

На портрете изображен знаменитый архитектор Джулиано да Сангало, автор многочисленных архитектурных сооружений военного и религиозного назначения, а также великолепной виллы Медичи в Поджо-а-Кайано.

На род его деятельности указывают расположенные на переднем плане циркуль и перо, острие которого испачкано чернилами.

Портрет Франческо Джамберти.Ок.1505г.

 Берет из красного сукна, надвинутый на голову старого краснодеревщика, прижимает прядь волос и часть уха, в глубине картины на фоне пейзажа выделяются сельские строения,как на картинах таких северных художников того времени,как Ханс Мемлинг.

Источник: http://utahch.blogspot.com/2011/11/blog-post_5870.html

Флорентийская сага

Вернёмся в Италию

Разобравшись с особенностями средневековой моды, вернёмся к особенно интересным персонажам, удостоившимся изображения в эту эпоху.  И обратимся к творчеству Боттичелли, художника, волею судьбы ставшего свидетелем и участником самых романтических и драматических событий, происшедших в колыбели итальянского Возрождения – Флоренции.

Я расскажу вам историю, в которой красивых предположений гораздо больше, чем реально подтверждающихся фактов. Она связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано и Лоренцо Медичи и Сандро Боттичелли.

Семейство Медичи, если кто вдруг не знает — Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Ме́дичи (итал. Medici) — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции.

Наиболее известны как спонсоры самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения.

Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Всё понятно? Правители, олигархи, спонсоры, папы и королевы. Впрочем, в нашем повествовании речь пойдёт лишь о двух представителях этого славного семейства, да и то в связи с именем одной прекрасной девушки – Симонетты Веспуччи.

Симонетта родилась в 1453 году (предположительно 28 января) в семье крупного генуэзского торговца Гаспаре Каттанео.  Местом ее рождения называют как саму Геную, так и маленький городок Портовенере.

В 1469 году девушка вышла замуж за флорентийца Марко Веспуччи – брата прославившегося впоследствии Америго Веспуччи. После свадьбы молодожёны перебралась в родной город Марко.

Там они были торжественно приняты братьями Медичи, устроившими в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. Обосновалась молодая чета в семейном доме Барго д’Оньисанти.

Симонетта стала настоящей звездой Флоренции. Ее называли Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонеттой. Современники восторженно воспевали красоту и другие достоинства девушки. Симонетта стала центром всех празднеств, приемов и прочих увеселительных мероприятий.

Многие знатные мужчины влюблялись в прекрасную жену Марко Веспуччи и пытались добиться ее расположения. Среди поклонников Симонетты оказался сам правитель города Лоренцо Великолепный. Но предпочтение, утверждали современники красавицы, было отдано его младшему брату. Её имя постоянно упоминалось рядом с именем  Джулиано Медичи.

Читайте также:  Картина "даная", тициан вечеллио, 1553

Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы.

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались правитель города Лоренцо Великолепный и его младший брат Джулиано Медичи.

Поскольку Лоренцо занимался государственными делами (и поклонялся другой женщине — Лукреции Донати), у Джулиано было больше времени ухаживать за ней.

Как считается, в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано (хотя также утверждают, что их связь была платонической и она была «Прекрасной дамой» для Джулиано, что действительно находится в традициях куртуазной жизни флорентийского двора)..

Джулиано – второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, родился 25 марта 1453 года. Как и его старший брат, он получил прекрасное воспитание и образование, однако талантами Лоренцо Великолепного не отличался. Зато природа щедро одарила Джулиано прекрасной внешностью и обаянием, вызывавшими восхищение современников.

  После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем Лоренцо Великолепного. Молодой человек не занимался государственными делами, вел праздную жизнь, принимал участия во всех торжественных празднествах и увеселениях, блистал на турнирах, любил танцы и охоту, и… легко тратил деньги.

Он считался одним из наиболее обворожительных людей высшего флорентийского общества и пользовался большим успехом у женщин. Полагают, что не устояла перед его обаянием и Симонетта, а он был влюблён в неё без памяти.

Да и мудрено ли! Обоим было чуть больше шестнадцати лет
Флорентийцы не могли осудить предполагаемую связь Симонетты и Джулиано, так молоды и прекрасны были влюблённые. Он – первый среди кавалеров, она – первая красавица Флоренции. Отношения Симонетты и Джулиано завораживали  современников. О них упоминали многие великие люди того времени.

Боттичелли всю жизнь был очарован их любовью. Даже лишенный всякой сентиментальности Леонардо да Винчи делал зарисовки со знаменитого рыцарского турнира, на котором Джулиано во всеуслышание объявил Симонетту дамой своего сердца.

И всё же до сих пор неизвестно, стала ли прекрасная Симонетта возлюбленной блестящего Джулиано или их любовь так и осталась платоническим чувством. Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Но в пользу романтического варианта говорит то,что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени.

В эпоху Возрождения, во времена бунта против догм церкви, когда красота и жизнь тела вводилась в абсолют, люди не очень-то считали нужным идти наперекор своими чувствами, и все средства для достижения цели были хороши.

В том, чтобы получить, что хочется, не могло быть большой доблести, —  особенно, для брата хозяина Флоренции (У соседского герцога Николло III Д’Эсте, например, было 800 любовниц и более 30 незаконных детей). А вот пылать возвышенным чувством и оставаться на грани уважения и приличия – в этом, скорее всего, была особая поэзия.

В конце концов, именно неразделенная любовь к Прекрасной даме питала отвагу и доблесть средневекового рыцаря!И Марко Веспуччи, рано овдовев и женившись вновь, назвал своего первенца не как-нибудь, а Джулиано. Это тоже о многом говорит…

Предполагаемое изображение Джулиано Медичи на фреске Беноццо Гоццоли «Процессия старого короля» в Капелле волхвов.

Увы, сияние звезды Флоренции не продлилось долго. Несравненная Симонетта была больна чахоткой. За ходом болезни, переживая, следил Лоренцо, он  направлял к Симонетте одного из лучших врачей того времени  — Маэстро Стефано. Но чуда не произошло.   26 апреля 1476 года Симонетта умерла в возрасте двадцати двух лет. Последний покой она нашла в семенной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти.

С. Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. Около 1480года.

Все Флоренция оплакивала смерть девушки, погрузившись в траур. Скорбел и Лоренцо, посвятивший впоследствии несколько сонетов на ее уход из жизни.

Лоренцо Великолепный так описывает чувства, охватившие его после смерти прекрасной Симонетты, о которой он узнал, находясь в Пизе. Лоренцо пишет, что прочитав письмо, он вышел в сад: «Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье.

Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в ее свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней».

Также он рассказывает о её похоронах: «С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки: Прекрасна смерть на лике сем прекрасном».

Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи в 1383 году).

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти

Джулиано пережил её ненадолго Ему суждено было навсегда остаться для Флоренции Принцем Юности Золотого Века – ровно через два года после смерти Симонетты, 26 апреля 1478 года он погиб во время заговора Пацци, одобренного и поддержанного папой Сикстом IV, по ряду причин ненавидевшим Медичи. Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы поддержали не их, а Медичи. Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Истекающего кровью Франческо Пацци толпа вытащила из постели, и голым повесила на одном окне с архиепископом Сальвиати. Лоренцо Медичи устроил любимому брату пышные похороны. В церкви Сан-Лоренцо на всеобщее обозрение в открытом гробу было выставлено тело, пронзенное двадцатью одним ударом кинжала, как тело Цезаря. Вся Флоренция погрузилась в глубокий траур, так же, как после смерти Симонетты.

Гробница Джулиано Медичи

Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII.

А теперь вспомним о третьем герое нашего повествования, благодаря которому все эти люди стали нам так хорошо знакомы. Ведь согласитесь, что без их изображений мы не могли бы так ярко и выпукло представить героев этой романтической истории. Деталь фрески Филлиппо Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи.

Считается, что для образа этого юноши позировал Боттичелли.

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», — полученным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят).

Полагают, что Боттичелли был дружен с Джулиано Медичи и был влюблён, как и многие, в прекрасную Симонетту. Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Умер он 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньиссанти.

Заново его имя открыли и возвратили к жизни прерафаэлиты , ратовавшие за возврат к искренности и наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал.

Джон Рескин первым разглядел истинную ценность творений забытого мастера, смело назвав его реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере.

Боттичелли и Симонетта Веспуччи встречаются на картине «Поклонение волхвов». Картина создавалась в 1470-1475 годах.

Полагают, что моделью для образа мадонны стала Симонетта. Справа внизу художник изобразил себя в образе волхва, а слева – Джулиано Медичи.

А таким, как принято считать, гораздо позже Боттичелли запечатлел Джулиано Медичи:

Считается, что этот портрет Джулиано Медичи Боттичелли написал уже после его убийства, о чем свидетельствуют символы смерти – голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь.
Есть предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.

Больше с  Симонеттой Веспуччи Боттичелли на картинах не встречается, но принято считать, что именно она стала моделью для многих его работ. И есть даже предположение, что Симонетта Веспуччи также служила моделью чуть ли не для всех написанных художником мадонн.
Наиболее известны из них «Мадонна с гранатом»:

и «Мадонна Магнификат»:

Предполагается, что именно Симонетта Веспуччи изображена на картине «Венера и Марс».

По поводу мужчины, изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи.

Известно, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи .
С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна».

Предполагается, что заказчиком картины выступил Лоренцо Медичи, и она украшала его приемную во дворце во Флоренции.

Читайте также:  Портрет томаса мора, ганс гольбейн — описание

В образе Меркурия принято узнавать Джулиано Медичи.

А с Симонеттой все гораздо сложнее. Существуют предположение, что именно ее черты художник придал всем запечатленным женским образам. По
более скромным предположениям Симонетта могла быть Венерой… Или Флорой

Связывают с Прекрасной Симонеттой и другой шедевр Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры». Заказчиком и владельцем картины также считают Лоренцо Медичи.

Одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называли Портоверенере – «Порт Венеры». Этот город получил свое название благодаря легенде о том, что именно здесь рождённая из морской пены богиня Венера вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение.

Возникает ощущение, что чем больше вглядываешься в картины Боттичелли, тем успешнее в каждом женском образе угадываешь черты Симонетты Веспуччи.

Почти все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти.

Отчего же художник стремился каждый раз воскресить и увековечить именно ее черты? Почему она стала для него воплощением Красоты?

Существует легенда, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Именно поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви Оньиссанти.

Могла ли Симонетта не знать об этой любви? Она ли изображена на полотнах Боттичелли? Мы никогда не узнаем точного ответа.

Но его нежные, прекрасные, одухотворённые Мадонны и Венеры навсегда остались воплощением идеала Возрождения – воплощением гармонии Тела и Души.

Источник: http://svetart.by/svetloe-vozrozhdenie/florentijskaya-saga

Симонетта веспуччи. прекрасная дама ренессанса

 Сандро Боттичелли Автопортрет. Фрагмент фрески «Поклонение волхвов» 1475 г. Филиппино Липпи Портрет С.Боттичелли. Фрагмент фрески «Распятие святого Петра» 1481-83 г.г. 1453, Генуя или Портовенере — 26.4.1476, Флоренция

Сандро Боттичелли Симонетта Веспуччи 1475 г. Сандро Боттичелли Портрет молодой девушки (Симонетта Веспуччи) 1475-80 г.г.

Симонетта принадлежала к знаменитому роду купцов и мореплавателей. Родилась в 1453 году, по одним источникам в Портовенере, по другим — в Генуе.

В 1468-ом году в возрасте 15 лет вышла замуж за Марко Веспуччи, сынА нотариуса Анастасио Веспуччи, второй сын которого — Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом, то есть был знаменитым флорентийским мореплавателем Америго Веспуччи.

Муж Симонетты – Марко — был также приятелем Джулиано Медичи – соправителя Флоренции, поэтому после свадьбы молодая чета и переехала во Флоренцию. Однако её брак не был счастливым. Во Флоренции она была открыта для живописи Ботичелли и другими известными художниками.

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались Лоренцо и Джулиано Медичи из правящей в то время во Флоренции семьи Медичи. Поскольку Лоренцо занимался государственными делами, у Джулиано было больше времени ухаживать за ней. В 1475-ом году во время рыцарского турнира она познакомилась с Джулиано Медичи и в скором времени стала его возлюбленной.

Джулиано Медичи Giuliano de Medici 1453 — 26 апреля 1478, Флоренция

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1476-78 г.г. Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1478 г.г. Второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного. Джулиано не был женат, однако имел любовницу в лице героини этого сообщения – Симонетты Веспуччи.

Утверждают, правда, что они были тайно обручены, т.е. Симонетта была женой Джулиано, но документальных подтверждений этому нет. Темнокудрый брат правителя Флоренции не слишком обременял себя делами государственного правления, зато блистал на турнирах и балах, покоряя своей элегантностью, горделивой осанкой и рыцарской статью.

Он всецело оправдывал свое романтическое прозвище, которым наделила его народная молва, — Принц Юности. Джулиано был любим горожанами, и не только. На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя. Симонетта считалась первой красавицей эпохи флорентийского Ренессанса. За свою красоту получила титул «Несравненной».

Бесчисленные поэмы и полотна художников были созданы в её честь. Люди разного состояния и привычек, невежественные и хорошо образованные, все горячо обсуждали сердечную привязанность младшего Медичи. Однако Алексей Гастев, написавший книгу о Леонардо да Винчи, награждает Симонетту весьма нелестными эпитетами.

«Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео, – пишет он, – имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался, как у беременной, и нос был велик, однако же, подчиняясь внушению Медичи, граждане Флоренции считали ее образцом красоты и прелести».

В честь возлюбленной Джулиано Медичи, самой прекрасной дамы Флоренции, устраивались турниры, ей посвящали стихи, художники считали за честь написать ее портрет. Вот как описывается один из турниров. В последних числах января 1475 года на площади Санта-Кроче во Флоренции на манер средневековых рыцарских турниров устраивалась традиционная джостра.

В ней принимал участие брат правителя города Лоренцо Медичи – Джулиано, избравший дамой своего сердца красавицу Симонетту Веспуччи. Он выступил под знаменем, которое создал для него известный в то время во Флоренции художник Сандро Боттичелли. На нем была изображена Симонетта – в виде Афины Паллады, в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках.

«Сандро Боттичелли, – сообщает биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, – прославился во Флоренции и за ее пределами. Именно этого мастера избрал Джулиано, чтобы запечатлеть на знамени образ своей возлюбленной. К сожалению, время не сохранило эту работу».

Правда, Вазари утверждает, что в январе 1475 года состоялось знакомство Джулиано и Симонетты, а турнир в честь Симонетты, на котором Джулиано нес стяг с ее изображением, написанным Боттичелли, состоялся за три недели до ее смерти. Флорентийский придворный поэт Полициано, прославляя влюбленных, сочинил в их честь поэму.

Вот как он воспел красоту и грацию Симонетты: Она бела и в белое одета; Убор на ней цветами и травой Расписан; кудри золотого цвета Чело венчают робкою волной. Улыбка леса — добрая примета: Никто, ничто ей не грозит бедой. В ней кротость величавая царицы, Но гром затихнет, вскинь она ресницы. Однако большинство портретов Симонетты Веспучи были написаны уже после ее смерти.

Двадцатитрехлетняя Симонетта, обаянием и образованностью которой так восторгались современники, умерла 26 апреля 1476 г. от чахотки ровно через год после знаменитой джостры. Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Огниссанти во Флоренции. Ее уход из жизни в молодом возрасте надолго погрузил город в траур.

Флорентийцы не только оплакивали живую женщину, перед которой преклонялись, но и скорбели об уходе Прекрасной Дамы и о конце идеальной любви. После смерти Симонетты , брат Джулиано, Лоренцо Медичи напишет: «Настал вечер. Я и самый близкий друг мой шли, беседуя об утрате, постигнувшей всех нас.

Воздух был чрезвычайно прозрачен, и, разговаривая, мы обратили взоры к очень яркой звезде, которая поднялась на востоке в таком блеске, что не только она затмила другие звезды, но даже предметы, расположенные на пути ее лучей, стали отбрасывать заметные тени.

Мы некоторое время любовались ею, и я сказал затем, обратившись к моему другу: «Разве было бы удивительно, если бы душа той прекраснейшей дамы превратилась в эту новую планету или соединилась с ней? И если так, то что же дивиться ее великолепию? Ее красота в жизни была великою радостью наших глаз, пусть же утешит нас теперь ее далекое сияние».

Лоренцо написал большое количество сонетов на смерть Симонетты Веспуччи, где показал себя таким же огорчающимся и влюбленным, как и его брат. Даже А.

Гастев, так нелицеприятно описавший в своей книге внешность Симонетты, подчеркивает: «Многие оплакивали ее смерть, будучи в уверенности, что в таких людях отражается лик Божий и созерцающие подобную красоту коротким путем сообщаются с небом». Встречается, правда, еще версия, что Симонетта умерла не от чахотки, а от яда или даже неудачных родов.

А еще через два года, в тот же самый день – 26 апреля, прямо посреди пасхальной церковной службы в в соборе Санта Мария дель Фиоре во Флоренции от рук заговорщиков семьи Пацци пал красавец Джулиано Медичи.

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1476-78 г.г. Сандро Боттичелли Портрет Джулиано Медичи 1478 г.г.

Мудрейший и опытнейший Николо Макиавелли в своей «Истории Флоренции» содрогается от той меры коварства и лживости, которая позволила заговорщикам провожать молодого Джулиано в храм и забавлять его шутками, не забывая при этом «под предлогом дружеских объятий ощупать все его тело, что убедиться, нет ли на нем кирасы».

Главари заговора продолжали разыгрывать эту жуткую комедию предательства там, в церкви, окружая Лоренцо и Джулиано лицемерным оживлением и лестью. Притворство заглушило бдительность. Джулиано пал под ударами кинжалов. Брату Джулиано — Лоренцо Великолепному удалось спастись.

Наемников, говорят, поддержало семейство Веспуччи, якобы (по известной причине!) враждебно относившееся к клану Медичи. Неожиданная смерть известных в городе молодых людей казалась мистической. Их судьба еще долго волновала флорентийцев, их недолгую, но такую яркую любовь без устали воспевали поэты.

Читайте также:  Немецкий политехнический музей в мюнхене, германия

Флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные черты Симонетты будут навсегда утрачены. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.

Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-детски трогательное выражение лица и глаза, излучающие надежду, вызывают трепет умиления».

В разные годы Боттичелли создал четыре профильных изображения Симонетты, правда даты на найденных мной портретах не соответствуют датам, указанным в информации, найденной в инете. На одном из них – за строгим оконным проемом словно бы пустота, бездна. Симонетта одета просто, по-домашнему, ее прическа небрежна. Она перед лицом вечности…

Такой представил себе художник прекрасную флорентийку в последние дни ее жизни. С нее Боттичелли писал своих знаменитых “Весну” и “Венеру”, так что задумчиво-печальное выражение ее одухотворенного лица сделалось символом “боттичеллиевского настроения”.Сандро Боттичелли Весна (Primavera) 1482 г. Вот как описана работа Боттичелли над «Весной»: «Боттичелли заперся в мастерской.

Не отвечал на стук в дверь, на записки друзей. Приходил работать вместе с зарей. Уходил затемно. Большая картина стояла на двух мольбертах. Она была тяжела, очень тяжела, эта загрунтованная доска. Но не менее тяжел был труд живописца, ликующий и горький. Ведь ничего не давалось легко. Об этом говорили кипы набросков, эскизов, рисунков, валявшихся на полу, приколотых к стенам.

Подоконник студии был тесно уставлен чашками с темперой. На маленьком столике, украшенном мозаикой, в древней античной амфоре стояла хрупкая ветка черешни. Палитра Сандро была похожа на створку раковины-жемчужины, так сиял перламутр красок на ее поверхности. Художник писал «Весну». Он глядел на белую ветку черешни в амфоре и вспоминал прекрасную Симонетту Веспуччи, джостру, Джулиано… Чудесный знакомый и таинственный мир претворялся у него в сердце. Но это стоило дорого. Боттичелли осунулся, похудел, скулы заострились. Морщины от напряжения и раздумий легли у надбровий, прочертили жестче углы сжатых губ. Сандро не брился, у него выросла борода. Лицо стало темным, будто опаленным. Только глаза, светлые диковатые глаза мастера сияли восторженно. Он любил. Любил неистово, страстно, неутолимо свою картину. Свою «Весну». Все его помыслы, мечты были устремлены к одному желанию – как донести, не расплескать чувства, показать людям во всей прелести чудотворение природы». Думается, что Боттичелли в миг окончания картины «Весна» был полностью охвачен святой верой в то, что красота спасет мир. И эта мысль, выраженная Достоевским в XIX веке, укрепляет вечную жизненность этого убеждения. Искусствоведы спорят между собой до сих пор, одни считают, что Симонетта изображена в образе самой Весны, другие – что в образе Флоры, а третьи – что все женские образы писались с Симонетты. Одно, в чем искусствоведы солидарны, так это в том, что в образе Меркурия на картине «Весна» Боттичелли изобразил Джулиано Медичи.

Сандро Боттичелли Весна фрагмент картины «Весна» 1482 г. Сандро Боттичелли Флора фрагмент картины «Весна» 1482 г. Сандро Боттичелли Меркурий фрагмент картины «Весна» 1482 г. Еще мы можем лицезреть Симонетту и Джулиано на полотне «Венера и Марс».Сандро Боттичелли Венера и Марс 1483 г. Нередко в картинах Боттичелли в образах идеальных героев флорентийцы различали черты своих современников или известных личностей. Так и на этом полотне художник запечатлел Джулиано де Медичи и его возлюбленную Симонетту.Сандро Боттичелли Венера фрагмент картины 1483 г.Сандро Боттичелли Марс фрагмент картины 1483 г. Картина “Венера и Марс” наделена меланхолической мечтательностью, даже щемящей тоской. Художник, кажется, угадал грядущую судьбу героев.

Ну, и конечно, Симонетта изображена в «Рождении Венеры».

Сандро Боттичелли Рождение Венеры 1485 г.

«Рождение Венеры» — величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции.

Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании — небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Литературными источниками для ее написания были произведения Полициано, Вергилия и Гомера. На картине изображено не само рождение богини, а последовавший за тем момент.

Афродитa Урания — небесная Венера, рожденной из моря без матери, достигает берега, где ее встречает одна из граций.

Идею картины часто связывают со станцами талантливого поэта Анжело Полициано, члена кружка Медичи: Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу, И небеса их радуются бегу.

Сказали б: море истинное тут. И раковина с пеной — как живые, И видно — блеск глаза богини льют. Пред ней с улыбкой небо и стихии.Сандро Боттичелли Венера фрагмент картины 1485 г. В одной из галерей я нашел еще одну Венеру Боттичелли. Датирована она 1485-90 годами.

Эскиз ли это «Рождения Венеры», или отдельное произведение — неизвестно!Сандро Боттичелли Венера 1485-90 г.г. Ботичелли закончил «Рождение Венеры» в 1485 году, через 9 лет после её смерти. Считается, что с момента их встречи моделью всех его Мадонн и Венер была Симонетта.

Сандро Боттичелли Мадонна с младенцем 1470 г. Сандро Боттичелли Мадонна с книгой 1483 г.

Сандро Боттичелли «Мадонна с гранатом» 1487 г. Одна и та же женская фигура неизменно представала на полотнах Боттичелли в середине 1470-1480-х – юная девушка в платье, затканном цветами, часто с венком на золотых волосах.

«Симонетта была настолько хороша собой, что Боттичелли пожелал запечатлеть красоту уже умершей к тому времени женщины в своей картине «Весна», – подчеркивает английский художник и писатель, превосходный знаток жизни и творчества великого флорентийца Эдмунд Швинглхурст.

Венера и Весна Боттичелли, его Флора, грации и мадонны напоминают Симонетту, какой она навсегда осталась в памяти художника. Бытует даже версия, что Боттичелли завещал похоронить себя рядом с прахом Симонетты. Но, думаю, это всего лишь красивая легенда.

«Трепетная, струящаяся, то гибкая и плавная, то взволнованная, летящая, но всегда завораживающая своей грациозностью и изяществом линия Боттичелли, – восхищается искусствовед Ольга Немировская. – Она в «русалочьих», будто разметанных ласковым ветром прядях волос его Венеры, в мягких танцевальных движениях его граций, едва касающихся земли, будто парящих в воздухе.

В изломе тканей, в складках одежды, то легко окутывающей стан, то стремительным потоком несущейся за нимфами. Знаменитый «боттичеллиев контур», в котором отразилась нежная, порывистая душа художника. Во всем, что создал его удивительный гений, будь то портреты, мифологические аллегории или образы задумчивых, грустных мадонн, живет поэтически тонкое, обостренное чувство красоты мира и женщины… В его лучших картинах гармонично слились идеальная красота и светлая, но глубокая печаль, любовь и вызванные ею тревоги…» Изображена Симонетта также в виде Клеопатры со змеей на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды».

Пьеро ди Козимо Портрет Симонетты Веспуччи 1480-90 г.г.

Константин Сомов Портрет Симонетты Веспуччи (копия картины П. ди Козимо) 1939 г.

Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры — известная картина видного представителя итальянского Ренессанса Пьеро ди Козимо. Стиль портрета, выбранный на этой картине Пьеро ди Козимо, считался к тому времени уже устаревшим.

Скорее всего, художник использовал за основу для портрета одну из медалей, на которой Симонетта Веспуччи была изображена в профиль. На полотне Пьеро ди Козимо волосы Симонетты искусно уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом. Мода на высоко выбритый лоб была распространена в последней четверти XV в.

в аристократических кругах не только Италии, но и Нидерландов. Пьеро ди Козимо запечатлел Симонетту на фоне выразительного ландшафта.

Тёмные облака на заднем плане почти повторяют профиль Симонетты и вероятно должны символизировать преждевременную смерть девушки, также как и высохшее дерево слева, которое являлось символом смерти на многих полотнах итальянского Ренессанса. О смерти изображённой на портрете говорит и Аспид, обвившийся вокруг цепочки на шее Симонетты.

Именно Джорджо Вазари увидел в этом символе указание на Клеопатру, которая умерла от укуса змеи. По другой интерпретации, согласно античной мифографии змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни и принадлежит Янусу, богу нового года, и Сатурну (Хроносу) — отцу времени.

Надпись внизу картины гласит Ianuensis (принадлежащая Янусу).Пьеро ди Козимо Смерть Прокриды 1486-1510 г.г.Пьеро ди Козимо Смерть Прокриды. Фрагмент картины 1486-1510 г.г. Короткое время, которое Симонетта прожила во Флоренции, стало финалом «золотого века» города. Со смертью Симонетты и последовавшей вскоре гибелью Джулиано изменился сам дух эпохи и начался закат флорентийского Ренессанса.

http://subscribe.ru/group/

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/11/blog-post_3730.html

Ссылка на основную публикацию