Скульптура «рабочий и колхозница»: автор, описание, история

Скульптура «Рабочий и колхозница». Автор монумента

В 2014 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского скульптора Веры Мухиной. Ее имя известно каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, потому что оно неразрывно связано с монументальным творением художника – скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством.

Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель.

Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана.

Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях.

Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.

За свою яркую и насыщенную жизнь Вера Мухина создала немалое количество художественных творений, среди которых картины, скульптуры, изделия из стекла. К сожалению, большая часть работ осталась неизвестна широкому кругу поклонников ее таланта.

Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка».

В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».

В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие во Всемирной парижской выставке. Официальная тема масштабного мероприятия: «Искусство и техника в современной жизни».

Советскому Союзу было очень важно не только поучаствовать в выставке, имеющей большое международное значение, стране нужно было одержать победу в конкурсе любой ценой.

Мир стоял на пороге Второй мировой войны, и соревнование в области технических достижений фактически означало жесткую борьбу двух мировых политических систем.

Основными конкурентами СССР за первенство выступали Италия и Германия.

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Советским правительством ставилась задача не только создать грандиозный технологический и архитектурный проект, но и всячески подчеркивать его идеологическую направленность.

В соответствии с многолетними правилами выставки страны-участницы должны оформлять свои павильоны в национальном стиле.

Советский проект призван был показать всему миру превосходство отечественной экономической системы.

В объявленном конкурсе на оформление павильона приняли участие многие именитые и маститые архитекторы того времени. Победу одержал Борис Иофан, создавший проект в классическом стиле, центральную часть которого занимала скульптура. Высокая комиссия одобрила идею в целом, но отвергла памятник. Немедленно был проведен следующий конкурс, в результате которого победила Вера Мухина.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» поразила воображение комиссии масштабностью скульптурного дуэта, отличающегося легкостью и нацеленного вперед.

Простые черты лиц героев памятника привлекали внимание своей молодостью и одухотворенностью, а развевающийся шарф символизировал стремительное движение к светлому будущему.

Вознесенные над головой серп и молот олицетворяли единство труда рабочих и колхозного крестьянства.

Этапы возведения памятника – трудности и достижения

Теперь предстояло ускоренными темпами создавать сооружение в истинном размере. Скульптура «Рабочий и колхозница» по замыслу автора имела гигантскую высоту – 25 метров. На осуществление грандиозной работы отводилось всего полгода.

Большой размер памятника призван был не только привлекать внимание величиной, он должен был воссиять над Парижем. В качестве основы для строительства скульптуры рассматривали бронзу или медь.

Эти металлы отличаются основательностью и благородным видом. Но они не обеспечивали запланированного излучения, потому что поглощали свет.

Поэтому скульптор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина приняла решение возводить памятник из нержавеющего стального листа.

Сначала форму композиции сколачивали из деревянных брусков, обрабатывали поверхности столярными инструментами и добивались идеальной гладкости. Затем поверх деревянной основы выкладывали тончайшие листы стали, толщина которых не превышала миллиметра. Стальной панцирь полностью повторял деревянную форму. Изнутри стальная мозаика скреплялась при помощи сварных швов.

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж.

Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку.

Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.

Восторженные отзывы парижан

При перевозке, к сожалению, не обошлось без повреждений. В процессе монтажных работ спешно устранялись огрехи, но точно к назначенному часу, 25 мая 1937 года, памятник «Рабочий и колхозница» засиял в парижском небе. Восторгу парижан и участников выставки не было предела.

Стальная композиция восхищала красотой и великолепием, переливаясь в солнечных лучах всевозможными оттенками. Эйфелева башня, расположенная в непосредственной близости от советской скульптуры, теряла свое величие и привлекательность.

Советский монумент был награжден золотой медалью — Гран-при. Достигнутым результатом по праву могла гордиться Вера Мухина – скромный и талантливый советский скульптор. «Рабочий и колхозница» сразу приобрели в глазах всего мира статус символа Советской державы.

По окончании выставки советская делегация получила предложение от французской стороны продать скульптурную композицию. Руководство СССР, конечно, ответило отказом.

Где установлен знаменитый советский памятник

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» благополучно возвратилась на родину и вскоре была установлена на свое постоянное место жительства – перед одним из входов на ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства). Сегодня эта территория принадлежит ВВЦ (Всероссийскому выставочному центру), одному из самых посещаемых многочисленными жителями и гостями столицы мест Москвы.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина не одобрила место установки. Да и по высоте скульптура стала ниже из-за того, что постамент был втрое уменьшен в размере. Вере Игнатьевне больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит Петр Первый работы Церетели. Предлагала она и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями.

Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой.

А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны.

Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор.

«Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности.

Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В музее Веры Мухиной, расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась.

Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор.

«Рабочий и колхозница» – это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Другие творения Веры Мухиной

Руками талантливого творца был сооружен памятник Чайковскому, расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».

Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.

Наряду с творчеством Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позже стала активно трудиться на Ленинградском заводе, создавая композиции из стекла и фарфора как автор. «Рабочий и колхозница» за долгие годы стояния под открытым небом получили значительные повреждения.

Второе рождение монументального памятника

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Монумент был демонтирован и для удобства работы разделен на множество фрагментов. Реставрационные действия продолжались около шести лет.

Внутренний каркас конструкции был укреплен, а стальное обрамление зачищено от загрязнений и обработано защитными химическими средствами, способными продлить срок службы памятника.

Обновленная скульптурная композиция была установлена на новый высокий постамент в декабре 2009 года. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Читайте также:  Музей морских катастроф, украина, малореченское

Сегодня монумент «Рабочий и колхозница» – это не только символ советской эпохи, а монументальное творение талантливого автора Веры Мухиной, признанное во всем мире. Памятник является визитной карточкой Москвы, достопримечательностью, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов из всех уголков земного шара.

Источник: http://fb.ru/article/146763/skulptura-rabochiy-i-kolhoznitsa-avtor-monumenta

Рабочий и колхозница — это… Что такое Рабочий и колхозница?

«Рабо́чий и колхо́зница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи»[1], представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.[2]

История скульптуры

Создание

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану[3][4], победившему в конкурсе на строительство павильона.

У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство.

Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот»[4].

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская»[4][5].

На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979.

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.[6]

Реконструкция

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.

Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года[7].

В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года[8][9][10].

Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего. В павильоне-постаменте разместится выставочный зал и музей Веры Мухиной[11].

4 сентября 2010 открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Музей расположен в постаменте монумента. В музее выставлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Еще три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей[12][13].

После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», в состав которого, кроме него, входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура.[14]

  • Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже
  • Оригинальный герб 1937 года
  • Вид скульптуры на новом постаменте
  • Народы 11 республик представляли в 1937 году Советский Союз

Использование в символике

  • Считается, что с 1947 года скульптура стала символом советской и российской киностудии Мосфильм. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва[15].
  • Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
  • Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года — «Лауреат ВВЦ»).

Кино

  • Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

Галерея

Интересные факты

  • Увидев постамент для установки памятника в Москве, Вера Мухина назвала его «пеньком».[16]
  • В Бикине в 1938 году была поставлена аналогичная скульптура[17], правда меньшего размера и из цемента.[18]

См. также

Примечания

Координаты: 55°49′41.64″ с. ш. 37°38′44.61″ в. д. / 55.828233° с. ш. 37.645725° в. д. (G) (O)55.828233, 37.645725

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/244792

Скульптура «Рабочий и колхозница» в Москве | Узнай Москву

Впервые мир увидел произведение скульптора на Международной выставке в Париже 1937 года.

Огромная, сильная и вместе с тем необычайно легкая, скульптура была сооружена на павильоне Советского Союза, построенного по проекту архитектора Б.М. Иофана.

Юноша и девушка держат высоко над головой символы труда – серп и молот. Ткань юбки и шарф развеваются на ветру подобно алому стягу – герою советских парадов и демонстраций.

В 1937 году Вера Игнатьевна Мухина приняла участие в конкурсе на скульптуру для павильона СССР. Вместе с ней в конкурсе участвовали В.А. Андреев, М.С. Манизер и И.Д. Шадр.

Советский павильон был задуман как символ, отражающий рост достижений молодой страны. Нарастающими уступами здание поднималось ввысь и венчалось «мощной скульптурной группой». Таков был замысел архитектора. Скульптура должна была подчеркнуть динамику и мощность здания, не задавив его.

«Группа должна была рисоваться четким ажуром на фоне неба», — вспоминала В.Мухина.

Скульптура Мухиной была признана лучшей. «Рабочий и Колхозница» в ее исполнении стали единым целым со зданием, задуманным Иофаном.

Прекрасным решением оказался шарф в руках Колхозницы, подчеркнувший горизонтальное движение павильона.

Развевающееся от встречного ветра полотнище, руки, откинутые назад, объединяли скульптурную композицию с пьедесталом, со зданием павильона. Однако именно шарф стал поводом для придирок комиссии и волнений скульптора.

Слишком необычной деталью одежды был он для простой трудящейся женщины. Но без него группа теряла горизонтальную линию, переставала быть динамичной.

Вся композиция была сделана из нового тогда материала — хромоникелевой стали. Части скульптуры выколачивались на деревянных шаблонах, а потом сваривались и крепились на мощном балочном каркасе-скелете.

Это было новое слово в скульптуре. За воплощение скульптуры в новом материале отвечал инженер Центрального научно-исследовательского института машиностроения П.И. Львов.

И он прекрасно справился со своей задачей.

На выставке в Париже скульптура Мухиной имела огромный успех. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторили на множестве сувениров выставки.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек».

Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.

Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.

Источник: https://um.mos.ru/houses/rabochiy-i-kolkhoznitsa/

Монумент «Рабочий и колхозница» как символ советской эпохи. — презентация

1<\p>

2 Монумент «Рабочий и колхозница» как символ советской эпохи<\p>

3 «Рабочий и колхозница» выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента 33 м). Общий вес 185 тонн.<\p>

4 Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов серп и молот»<\p>

5 Тираноборцы – слева. Ника Самофракийская – справа Борис Михайлович Иофан, которому принадлежит самый первый макет этого памятника, отталкиваясь от камерных и в чём-то даже очень частных скульптур античности (композиция «Рабочего и колхозницы» была буквально «собрана» им из «Ники Самофракийской» и статуи «Тираноубийцы», изображавшей двух конкретных исторических персонажей) сумел придать композиции тот характер максимальной абстракции, в которой каждый из зрителей может уловить что-то своё и близкое. Мужчина, женщина, ветер в лицо, жест, напоминающий взмах распахнутых крыльев, – поистине сюжет достоин то ли романтической поэмы, то ли древнего мифа. Наверное, именно таким и должен был видеться нашим предкам новый мир, который, как им казалось, они начинали строить. Наверное, именно так они предполагали над ним господствовать и парить.<\p>

6 «В Париже была сложная ситуация, наш павильон стоял против немецкого павильона, и был вопрос; чей павильон выше? Мы строили свой павильон, фашисты делали свой выше. Потом мы остановились. Тогда они еще немного достроили свой павильон и поставили свастику. А после этого мы привезли и установили на наш павильон мухинскую скульптуру, которая была значительно выше. Ее все приняли, Пикассо восхищался тем, как найден этот материал (нержавеющая сталь), как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба». К.И. Рождественский<\p>

7 Скульптура завораживала своей красотой. Утром в лучах восходящего солнца сталь розовела, днем отливала серебром, а на закате становилась золотой. Сразу после закрытия выставки парижане обратились к правительству с просьбой выкупить скульптуру, даже был начат сбор денег на эти цели. Но руководство Советского Союза, к счастью для нас, потомков, не согласилось на данное предложение. И мы теперь можем любоваться этим великолепным творением великого скульптора.<\p>

8 Даже Эйфелева башня (наш павильон располагался рядом) не могла подавить впечатление от «Рабочего и колхозницы». Марина Цветаева после выставки заявила, что «немецкий павильон крематорий смерти, а наш это жизнь». Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при. В парижское небо взметнулись блестевшие на солнце стальные серп и молот, демонстрирующие всему западному миру новый, социалистический облик труда.<\p>

9 Всемирная выставка 1937 года<\p>

10 Рассказывая в Белграде, уже в послевоенные годы, о своей группе, Мухина говорила: «Как художник я знаю, что в этом произведении далеко не все еще совершенно, но я твердо уверена, что оно нужно! Почему? Потому что народные массы ответили на это произведение чувством гордости за свое советское существование. Оно нужно за порыв в будущее к свету и солнцу, за чувство человеческого могущества и своей нужности па земле! Я это почувствовала со всей яркостью, когда эта группа работала на заводе, где 150 медников, чеканщиков и слесарей с настоящим энтузиазмом работали над ней и с гордостью называли себя: «мы — статуисты». Я это почувствовала, когда иностранные рабочие, работавшие на Всемирной парижской выставке, делали приветствие «Рот-фронт», проходя мимо нее, когда последняя почтовая марка свободной Испании была с изображением этой группы!»<\p>

11 Казалось бы, автор столь эпохального произведения в истории советского искусства должен был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в реализации своих замыслов. С одной стороны, Вера Мухина была, действительно, обласкана властью, осыпана Сталинскими премиями. С другой, для всех, кроме узких специалистов, она осталась в памяти как автор исключительно одной работы. Всякий успех порождает зависть. И семья Веры Мухиной не стала исключением. Было спровоцировано их бегство за границу, и на вокзале их арестовали. Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен. Благодаря тому, что на дворе был 1930 год, и покровительству Горького и Орджоникидзе они отделались сравнительно легко: обоих на 3 года сослали в Воронеж. Казалось бы, автор столь эпохального произведения в истории советского искусства должен был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в реализации своих замыслов. С одной стороны, Вера Мухина была, действительно, обласкана властью, осыпана Сталинскими премиями. С другой, для всех, кроме узких специалистов, она осталась в памяти как автор исключительно одной работы. Всякий успех порождает зависть. И семья Веры Мухиной не стала исключением. Было спровоцировано их бегство за границу, и на вокзале их арестовали. Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен. Благодаря тому, что на дворе был 1930 год, и покровительству Горького и Орджоникидзе они отделались сравнительно легко: обоих на 3 года сослали в Воронеж.<\p>

12 При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр). Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Реставрирована в При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр). Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Реставрирована в 1979.<\p>

13 Реконструкция В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Реконструкция В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана.<\p>

14 Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон- постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Сегодня высота всей конструкции составляет примерно 60 метров с такой высоты ни «рабочий», ни «колхозница» еще не смотрели на Москву. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года. Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.<\p>

15 В павильоне-постаменте 4 сентября 2010 открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее выставлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах; можно окунуться в далекие 30-е годы прошлого века и пошагово проследить историю создания скульптуры. Еще три зала выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².<\p>

16 Использование в символике Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года «Лауреат ВВЦ»). Использование в символике Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года «Лауреат ВВЦ»).<\p>

17 Считается, что с 1947 года скульптура стала символом советской и российской киностудии Мосфильм. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/433630/

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

Самым известным произведением советского скульптора Веры Мухиной является монумент «Рабочий и колхозница». 

Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого…

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже.

Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше.

Борис Иофан так объяснял свою идею:
«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство.

На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы».
Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение.

Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*
Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи.

«Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной
В начале 1937 г.

с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого.
Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура
Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ.

После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор.
Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней».

Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи
Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры.

http://back-in-ussr.com/2016/07/istoriya-sozdaniya-skulptury…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://myhistori.ru/blog/43608393163

Рабочий и колхозница

Хочу рассказать о памятнике, ставшим в Советском Союзе символом освобожденного труда и о той битве идей, с которой связано его создание.

Речь идет о 24-метровой статуе «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже , названной западными критиками «величайшим произведением скульптуры XX века», и ставшей неофициальной эмблемой Советского Союза, которое примелькалось и разбежалось по свету в бесчисленных репродукциях, на почтовых марках и монетах, плакатах и заставках «Мосфильма».

Всемирная выставка 1937 года в Париже проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.

Всемирная выставка, снимок с «птичьего полета»

Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона.

К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования — она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей.

Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.

Документальное видео о советском, немецком и испанском павильонах

Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году — на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось:

Б.М. Иофан.Проект павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г.

Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех.

Всемирная выставка в Париже. Вид на советский павильон

Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу — великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.

Советский павильонНемецкий павильон

А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой.

По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии.

Цель: воплотить идеологию средствами искусства — в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне».

А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника — советского павильона.

Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона.

Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала — вперед, а затем — ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты — рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.

Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.

Противостояние советского и фашистского павильонов

По замыслу Шпеера павильон Германии, который был построен выше в форме римской цифры III должен был сдержать этот напор.

У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.

Тораха «Товарищество», чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии .

Йозеф Торак, Скульптура «Товарищество»Вид из немецкого павильона на советский

Шпеер против Иофана с Мухиной. Орел против серпа с молотом. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Германия против СССР.

В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».

Однако фантастическая динамика статуи, подчеркнутая нарастанием архитектурных масс павильона, настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая башня перед скульптурами не только не останавливала их стремительного бега, но казалась просто неуместным препятствием.

Скульптура производила огромное впечатление как на друзей, так и на врагов и вызвала резкую поляризацию среди парижских белоэмигрантов. У наиболее черносотенной части это проявилось в неприкрытой ненависти, прорывавшейся в самых различных формах. В эмигрантских газетах появились эпиграммы и карикатуры на статую, в общем довольно беззубые. Однако были нападения и более серьезные.

Внутри советского павильонаВнутри немецкого павильона

Замков, помощник Мухиной, вспоминал: «Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании, и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана.

И не зря. Один из тросов оказался подпиленным. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются».

Кажется, к вечеру того же дня появились молодые люди из дружественного н нам крыла эмигрантских кругов: они услыхали о готовящейся диверсии и прибежали предупредить.

С этого дня и до конца работы, пока кран не был снят и статуя не оказалась в безопасности, патрули из числа эмигрантской молодежи по 4-5 человек каждую ночь охраняли лебедки, вынесенные далеко за пределы строительной площадки павильона.

Вспоминается, что французские и особенно испанские рабочие, проходя мимо строительства, заходили на площадку и приветствовали стоявшие еще на земле огромные головы статуй высоким движением руки с сжатыми в кулак пальцами — общепринятым в то время знаком международной солидарности рабочих».

Фрагмент документального цветного фильма о Всемирной выставке

Оригинальный текст:
http://varjag-2007.livejournal.com/802957.html

Источник: https://medium.com/the-history-of-russia/84a135eefbb9

Ссылка на основную публикацию