Вид толедо, эль греко, около 1600

Эль Греко в музее Прадо. Мадрид, Испания

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос).(1541,Крит г.Кандия-1614, Толедо) Dominico el Greco.

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны.

Мы не знаем ни одного его достоверного автопортрета, ибо все его изображения предположительны.

Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению вплоть до начала XX века.

Время не только стерло имя Эль Греко из истории искусств на несколько столетий, но и уничтожило напоминания о нем в городе, где прошла большая часть жизни художника: могила с прахом Эль Греко исчезла, дворец маркиза де Вильены, где он жил, был разрушен.

Но осталось самое прекрасное — его картины.

Христос несущий крест. Около 1602 г.Холст,масло, 108-78 см,Из музея Троицы

Троица.1577-1579гг. Холст, масло. Размеры:300-179 см.

Плат с ликом Христа.1586-1595 гг.Холст, масло.71-54 см.,Приобретена в 1944 г.

Крещение Христа.1597-1600гг.Холст, масло.350-144 cм.Поступила из монастыря Святой Троицы.

«Крещение Христа» было предназначено для ретабло большого алтаря церкви августинцев доньи Марии де Арагон в Мадриде. Это единственный заказ, выполненный Эль Греко для Мадрида.

Филипп II недостаточно ценил художника из-за его неестественного и далекого от религиозных целей, провозглашенных Контрреформацией, стиля.

Для создания масштабных полотен на религиозные темы художник предпочитал холсты в форме вытянутого прямоугольника, в котором высота почти в два раза превышает ширину.

Подобные пропорции усиливали вертикальность фигур и позволяли писать сцены в двух уровнях.

В нижней части этой работы фигуры более телесные, земные, а в верхней, отведенной для божественных явлений и ангельских хоров, сияющий свет почти растворяет образы.

Все действие словно охвачено бурным, непреодолимым движением.

Иоанн Креститель льет на голову Христа святую воду, которая словно исходит из сияющего света, дарованного Богом Отцом и Святым Духом, символом которого является голубь.

От всей композиции исходит ощущение возвышенной духовности.

Художник жил в Венеции ,учился у Тициана;испытал влияние Тинторетто и Я.Бассано, с 1570г. работал в Риме, где изучал произведения Микеланджело. Ок.1576г. переехал в Испанию, обосновался в Толедо. Писал картины на религиозные сюжеты, а также портреты и пейзажи.

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.

Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

Распятие.1597-1600 гг.Холст, масло.312-169 см.Из музея Троицы в 1872 г.

Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопулоса Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства.

Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.

Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего таланта.

Воскресение Христово.1597-1600 гг.Холст, масло.275-127 см.Из музея Троицы в 1872 г.

Большую часть жизни художник провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии.

Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры.

Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей.

В созданных образах он синтезировал свои представления о человеческих характерах.

Возвышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближает искусство Эль Греко с маньеризмом и выражает кризисное состояние художественной культуры позднего Возрождения.

Сошествие Святого Духа.Ок.1600г.Холст, масло.275-127 см.

Происходит из монастыря Святой Троицы.

К началу ХVII в. композиции Эль Греко становились все более вертикальными, подвергаясь почти ирреальной деформации, насыщенной мистическим напряжением и фосфоресцирующим светом.

Это полотно (некоторые исследователи датируют его последним десятилетием деятельности художника)- характерный пример его позднего творчества и является наиболее выразительным доказательством его поисков.

Благовещение.1597-1600гг.Холст, масло.315-174см. Главный алтарь Коллегии Доньи Марии де Арагон.

Благовещение.Ок.1570-1572гг.Дерево, масло.26,7-20 см.

Поклонение пастухов.1612-1614гг.Холст, масло.319-180 см.

Святая семья со святыми Анной и Иоанном Крестителем.Около 1600 г.Холст, масло.107-69 Из музея Троицы

Святой Иоанн Евангелист.1605 г.Холст, масло. 99,7-78 см.,Подарена в 1921

Святые Андрей и Франциск.1595 г.Холст, масло. 167-113 см.,в музее с 1942

Портрет монаха.1600-1650 гг.Холст, масло. 35-26 см.,В коллекциях музея с 1916 г.

Рыцарь, прижавший руку к груди.Ок.1580г. Холст, масло. 81-66 см. Происходит из коллекции герцога Арко.

Искусство художника позволило превратить этот портрет в настоящий шедевр. Перед нами знатный испанец ХVI в., поза которого одновременно свидетельствует и о его вере, и о его положении, и о желании защищать и то, и другое с мечом в руках.

Несмотря на плохую сохранность картины (левая рука полностью утрачена), это один из лучших портретов Эль Греко, написанный им в Толедо в начале его пребывания в Испании. Острый взгляд и удлиненная форма лица портретируемого, возможно, напоминает о Греции и византийском влиянии, что будет ощущаться во всех работах Эль Греко.

Среди многочисленных предположений о личности модели есть и упоминание о Сервантесе, с которым художник мог общаться, так как писатель жил в Толедо в те же годы, что и он.

Рукоять меча-еще одна деталь, свидетельствующая о знатном положении портретируемого.

Это изысканное произведение ремесленников напоминает о том, что Толедо славился производством холодного оружия, поскольку здесь находились лучшие в Испании мастерские.

Портрет неизвестного.Ок.1600г.Холст, масло. 46-43 см. Из королевских собраний

Это произведение принадлежит к шедеврам портретного искусства мастера. Все скрыто, погашено в поблекшем благородном лице, и лишь прекрасные скорбные глаза полны влажного блеска, и взгляд их, удивительный по своей проникновенной взволнованности, словно отражает сложное душевное движение.

В облике неизвестного все намеренно заострено: костистая структура головы, тонкие черты худого лица, очертания фигуры с покатыми плечами.

Написанный наиболее пастозно высокий гофрированный воротник служит как бы пьедесталом для головы, контрастируя своей материальностью и белизной с плоским пятном черной одежды. Необычный, близкий к квадрату формат портрета создает вокруг фигуры широкий пространственный фон, построенный на прозрачных лессировках.

Образ как бы живет в воздушной среде, пронизанной серо-золотистыми тонами, которым вторит изменчивый тон светлых глаз портретируемого. Лицо с легкими серебристыми тенями, редкие мягкие пряди седеющих волос написаны свободно, вдохновенно, с безупречным чувством живописной формы. Оба отмеченных нами портрета находятся в музее Прадо.

В одном зале собрано немало удачных портретных работ Эль Греко.

Однако ни одно произведение не достигает той захватывающей человечности, которая присуща скромному образу неизвестного стареющего испанского идальго.

Портрет врача.1582-1585 гг. Холст, масло. 96-82,3 см.Из королевских собраний

Портрет мужчины.1600-1605 гг.Холст, масло.64-51 см.Из королевских собраний

Портрет молодого джентльмена.1600-1605 гг.Холст, масло.65-49 см,Из королевских собраний

Херонимо де Чеваллос.1613 г.Холст, масло. 64-54 см,Из королевских собраний

Портрет джентльмена. Около 1586 г.Холст, масло.67-55 см,Из королевских собраний

Святой Антоний падуанский.1580 г.Холст, масло.104-79 см,Из музея Троицы в 1872 г.

Святой Бернард.1603 г.Холст, масло. 269-144 см,Приобретена в 1902 г.

Читайте также:  Картина "едоки картофеля", винсент ван гог, 1885 - описание

Святой Бенито.1577-1579 гг.Холст, масло. 116-81 см.,Из музея Троицы в 1872

ПРАДО. МАДРИД

И решила добавить четыре картины из музея Метрополитен ,Нью-Йорк

Видение святого Иоанна.(Снятие пятой печати)1609-1614гг.Холст, масло,224,8-199,4 см.

В коллекциях музея с 1956г.

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

В его картинах грани между землей и небом стираются; пропорции человеческих фигур неестественно вытягиваются. Эль Греко отошел использовал для своей картины нетрадиционный сюжет — из Книги Откровения, написанного Апостолом Иоанном на острове Патмос.

Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т.е. Иисусом Христом пятой из семи печатей.

Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, до самого конца света.

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Откровение 6:9-17

Чудо исцеления слепого 1574-1578гг.

Св.Иероним, как кардинал 1600

Эль Греко -Вид Толедо- 1604-1614

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43155664594/next

Толедо в грозу

эль Греко

добро, — говорит он, сверкающим грунтом питая зерна холста, —
она, — говорит он, — должна быть легка.и более ничего. только рука
скользит по холсту.

он берет голландскую умбру и просто умбру как она есть, сиенскую зелень, красную охру и желтую охру тоже — это будет земля, это будут холмы и деревья на них, крепостные стены и башни, рио тахо струй круговерть,

по мосту перетекающая дорога.

она, — шепчет он, — должна быть светла, — выбирая из той же сиены лазурь,

выбирая сиянье ультрамарина.

и более ничего. только отзвук мазка
вслед за кистью скользит по контурам мира.

невесомы ложатся слои и почти невидны, но за ними встают крепостные стены и башни, но поет на холмах листва и звучат огни, рио тахо струй круговерть разбивает о камни моста вчерашний

день и жар от земли.

и упругим ударом упоенная цветом кисть вершит глубину потемневшего неба. и к окну он подходит — оживающий свет за ним рвет облака. улыбается он:

идет гроза на толедо.

Таля Большакова

Эль Греко Вид Толедо. 1596—1600

Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами, изображён испанский город Толедо, показанный с севера. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.

Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.

Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Использован фантасмагорический свет.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесенные художником пространственные искривления — в частности, в реальности не видна высокая колокольня Толедского собора.

Но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как если бы смотрел на неё с восточной стороны города.

Хотя на левом берегу правдоподобно изображен замок Сан Сервандо, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на котором рукой Эль Греко написано объяснение, почему на картине он поставил некоторые из зданий не туда, где они стоят в реальности

Второй пейзаж «Вид и план Толедо» был призван стать документом города с использованием картографического языка, в то время как первый создает образ города путём избранного выбора его наиболее характерных черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

“Справа изображен молодой человек с развернутым планом города в руках. На этом же плане Греко поручил своему сыну написать те самые слова, которые нас здесь интересуют:

«… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом.

Поэтому он оказался размещенным здесь, как модель, и перевернутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»

«Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога, несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца.

Предполагают, что до конца XVII веканаходился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIX вв. следы полотна теряются. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. В 1907—09 гг. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.

В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

(википедия)

“Вид Толедо” – это город после второго пришествия, город апокалипсиса, когда воет ветер и срываются крыши. Это город Судного дня. Отчего так черно и низко осело небо, а синь прорывается только в разрывах между туч? Откуда в Испании, над которой всегда чистое небо, где синева прописана навсегда, эти его черные облака?

Ван Гог писал бы Испанию раскаленным желтым и синее небо. Небо Грека – это иное небо. Метафизическое небо совести и вины.

Читайте также:  Музей эдварда мунка в осло, норвегия

Мистическую поэму “Темная ночь души” написал в 1578 году в монастырской тюрьме Толедо босоногий монах ордена кармелитов святой Хуан де ла Крус, Иоанн Креста.

“В ночи неизреченной, сжигаема любовью и тоскою – о жребий мой блаженный! Я вышла стороною, Когда мой дом исполнился покоя. Во тьме благословенной Я лестницей спешила потайною – О жребий мой блаженный! – Окутанная тьмою, когда мой дом исполнился покоя”.

И сам разъясняет:

“Чтобы описать и помочь понять эту Темную ночь, через которую проходит душа, чтобы прийти к Божьему свету и наиполнейшему любовному единению с Богом, каковое только возможно в этой жизни, необходим был иной свет – свет знаний и опыта, больших, чем мои…”

“Ночь состоит из трех частей, как всякая ночь. Первая часть, то есть Ночь чувств, соответствует началу ночи и прекращает все чувственные устремления; вторая, Ночь веры, подобна полуночи и абсолютно темна; а третья – при участии Бога. Уже близка к свету дня”**.

Большой почитатель Иоанна Креста (Томпсон) заметил:

“Художники, изображавшие ночные сцены, знали, что, когда все погружено во тьму, немногие освещенные точки обретают первоочередную важность, потому что позволяют увидеть весь образ… Вспомним, например, чудесную игру света и тени в картине Эль Греко “Поклонение пастухов”… Техника святого Хуана де ла Круса по сути дела та же”***.

Почти современный нам мистик, поэт, провидец, визионер и пророк Даниил Андреев писал: “Живопись пейзажная, несмотря на ее колоссальное значение – культурное и психологическое, приобретает трансфизическое значение очень редко.

Это происходит либо в тех случаях, когда художнику удается заразить зрителя своим ощущением миров стихиалей, сквозящих сквозь природу Энрофа, либо намекнуть своеобразными сочетаниями линий и красок на ландшафты какого-нибудь другого слоя…”****

Здесь не место разъяснять про стихиали и Энроф, но, я думаю, к Греку прямо относится размышление Андреева.

Разные уровни мира, разные слои сущего, разные плотности и иерархии стихий, известных еще Гомеру.

Все сделано с почти топографической точностью, даже в современной фотографии Толедо сразу узнаешь картину Грека.

И мост, и ворота Сан Мартин, и замок Алькасар, и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец, и Собор, и силуэт Санто Доминго эль Антигу, и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус… Текучие воды, излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами… Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка!), – это джорджониевская “Гроза”.

А у него (это если будет время и возможность всмотреться, наклонившись над самой картиною, если не прогонят чуткие сторожа) всадник на белом коне (не первая ли Печать?!) пересекает вброд обмелевшую Тахо, рыбаки наклонили удочки, женщины полощут белье в бурой воде, сильный ветер треплет, выворачивает серебром листву на деревьях по левому долу картины и кладет наземь высокие травы…

А в правом нижнем углу, на проблесках света, надпись по-гречески “Доменикос Теотокопулос сделал это”. А было ему под шестьдесят.

Есть в музее Эль Греко в Толедо довольно поздний (1610 года) “Вид и план города Толедо” с облачным, но голубеющим, разорванным иными стихиями небом, и Пренепорочная, несомая сонмом ангелов, над крышами.

Еще в одной картине (она была на выставке) он написал этот город землистых крыш, скал и таких же стен под раскаленным солнцем новой Кастилии… сравнив его с Иллионом, Троей, страшную сцену гибели Лаокоона с сыновьями написал он на фоне Толедо… повторив не столько даже земной, сколько небесный пейзаж – грозовое небо в разрывах плотных облаков. Лаокоон-прорицатель был удушен, чтобы не узнали троянцы его прорицаний.

Эль Греко Лаокоон

Он прославил город оружейников (толедская сталь) и ткачей. Во времена Греко было в Толедо, как пишет Ф.Бродель в “Истории Средиземноморья”, около пятидесяти тысяч ткачей, хотя качеством испанские ткани уступали нидерландским. Древний, Римских еще времен, город через триста лет одарил его почетом.

Виктор Ярошенко , из статьи Пятая Печать или Доменик Грек

Источник: http://blog.arthistoryonline.ru/lyalya-chandra/toledo-v-grozu/

«Вид Толедо» Эль Греко

«Вид Толедо» Эль Греко

«Вид Толедо» Эль Греко — это как раз та картина, которая моментально всплывает в памяти, когда говорят «испанский пейзаж».

В те времена, когда она была написана (между 1604 и 1614 годами; наверное, ближе к 1614) она была, скорее всего, ещё и единственным испанским пейзажем.

Рисовать картины просто ради изображения природы, ландшафта или построек тогда было не принято (нигде, кроме Нидерландов).

Но Эль Греко был оригиналом. Хотя, может и не был. Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком.

Некий студент даже здорово над этим подшутил — после Первой мировой войны один итальянский искусствовед заявил, что его ученик нашел в архивах письмо покровителя Эль Греко (впрочем Эль Греко тогда ещё Эль Греко не был).

 В письме оный покровитель описывал, как художник отказывался прекрасным солнечным днём не то что выходить на улицу, но даже открыть ставни у себя в студии — мол, солнечный свет гасит внутренний огонь благочестивых размышлений.

Эль Греко, возможно, был греком и — абсолютно точно — был критянином. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании.

И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем.

Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион); предположительно, там же он обучился и ремеслу художника; около 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана); после Венеции он отправился в Рим.

И начал совершать поступки, совершенно не вяжущиеся с образом погруженного в глубины собственной души мистика.

Для начала он оценил конъюнктуру рынка, решил, что в его бизнесе конкуренция слишком высока и отправился в Испанию — владычицу мира, страну с большим количеством золота и малым количеством художников.

Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». План не удался, Филипп II в меценаты не стремился; и с безошибочным чутьем Эль Греко выбирает следующую цель — Толедо с его архиепископством, по сути второй по значению и богатству двор в Испании. Там карьера сложилась — сперва пошли заказы от местной аристократии, а потом и от самого выгодного заказчика в Испании — от католической церкви.

Художник развернулся во всю ширь своих дарований… и потребностей. А потребности были немалые — выходец со сказочного Востока любил жить с истинно восточной роскошью. А роскошь требовала денег. Много денег.

Поэтому почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой. Решимость критянина получить своё была столь непреклонна, что он не побоялся предъявить иск даже церкви со всеми её отлучениями и инквизиторами.

Читайте также:  Портрет м. и. лопухиной, в. л. боровиковский, 1797

Получалось не всегда, но Эль Греко знал, как себя утешить: «Правда, я получил за эту картину меньше, чем она стоит. Но правда и то, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план.

Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать.

Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал. Во многом из-за того, что стиль Эль Греко, вобравший в себя влияния Византии, Италии, Испании и античного Рима, настолько характерен и оригинален, что производит впечатление даже в девятой копии, нарисованной после обильного возлияния.

На самом деле его картины довольно просто оценить неправильно — мы их видим в музеях, а они были предназначены для темных помещений, освещаемых мерцающим светом свечей; и эти чрезмерно резкие и глубокие тени, большие цветовые пятна, перспективные и анатомические искажения, ломанные линии и холодные, землистые краски должны производить эффект именно в определенных условиях.

«Вид Толедо» Эль Греко — это не очень точное изображение Толедо. Но зато эта картина позволяет ощутить те восхищение и легкую тревогу, которые появляются где-то у нас внутри при виде надвигающейся грозы.

Странно, но полотно выглядит на удивление современно; чем-то напоминает Сезанна — Сезанн, кстати, восхищался Эль Греко, правда с его работами был знаком только по гравюрам.

 Зато видел эти картины Пикассо — и они оказали немалое влияние как на его цветовую гамму, так и на рисунок (особенно «голубого периода»).

Кстати, надо заметить, что популярность Эль Греко практически испарилась после его смерти (хоть в сонете его памяти художника и сравнивали с Апеллесом) и возродилась как раз во времена Сезанна и Пикассо.

И обязательно рассмотрите картину ближе (кликните по ней мышкой и перейдите к изображению с высоким разрешением): во-первых, вы найдете на ней массу деталей, а во-вторых — и это удивительно — вы обнаружите, что она совсем не так груба и эскизна, как кажется на первый взгляд.

Источник: http://tempora.club/vid-toledo-el-greko/

Эль Греко. 2 часть. Эль Греко. 2 часть.. Толедо Эль Греко Погребение графа Оргаса 1586 Церковь Сан Томе, Толедо. — презентация

1 Эль Греко. 2 часть. Эль Греко. 2 часть.<\p>

2 Толедо<\p>

3 Эль Греко Погребение графа Оргаса 1586 Церковь Сан Томе, Толедо<\p>

4 Некоторые особенности картины Соединение двух планов композиции – земного и небесного. Эффектное смешение исторических персонажей с современниками. Нижний ярус – земной – написан в реалистической манере. Верхний ярус – причудливая деформация фигур. Сальвадор Дали, впервые увидев эту картину, упал в обморок.<\p>

5<\p>

6<\p>

7 Тициан Ассунта Церковь Санта Мария Глориоза в Венеции. 1518<\p>

8 Человек, смотрящий прямо на нас – предположительно сам художник. На переднем плане художник поместил своего сына Хохе Мануэля. На сложенном носовом платке, торчащем из его кармана, можно прочитать дату его рождения<\p>

9 Главный герой полотна – граф Оргас умер в 1323, завещав своим наследникам оплачивать содержание церкви Санто Томе. Однако, Эль Греко одевает его в доспехи 16 века. Это должно было усилить непосредственность восприятия данного сюжета.<\p>

10 На ризе святого Стефана изображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас земным покровителем монастыря августинцев в Толедо. Бледные, элегантно удлиненные кисти рук отчетливо проступают на фоне черной одежды, указывая на совершающиеся чудеса.<\p>

11 Эль Греко Распятие 1589<\p>

12 Поклонение пастухов 1596 Благовещение 1596<\p>

13 Апостол Иаков Около 1600<\p>

14 Апостол Андрей и св.Франциск Около 1600<\p>

15 Евангелист Иоанн 1600-е гг<\p>

16 Апостолы Петр и Павел Огромная роль рук и жеста в произведениях Эль Греко=. Жест Петра как бы обращающегося с просьбой – несколько робкий и неопределенный, противопоставлен жестам Павла, активным и завершенным в действии. Павел был проповедником, и, согласно преданию, он принес христианство на Крит, родину Эль Греко<\p>

17 Христос на Масличной горе. 1605<\p>

18 Моление о чаше. 1610<\p>

19 Вид Толедо Музей Метрополитен. Нью-Йорк. 1.Один из первых самостоятельных пейзажей в мировой живописи. 2.Пронзительная тревога разлита в пейзаже. 3. Искажение некоторых топографических деталей для придания полотну большей выразительности.<\p>

20 «Лаокоон» (1613–1614, Национальная галерея, Вашингтон).<\p>

21 Н.Дмитриева: «…нечто загадочное начинает твориться с фигурами – они вытягиваются в длину и причудливо деформируются, словно в зеркале с кривой поверхностью. Как узкие колеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь. Хотя готические фигуры тоже очень вытянуты в длину, хотя изменение естественных пропорций встречается то и дело в искусстве – с сознательной деформацией мы впервые встречаемся только у Эль Греко. Если готические фигуры удлинены, то потому, что удлинены колонны, возле которых они стоят, потому что этого требует общая система готики, конструкция, наконец, общий стиль времени. У Эль Греко деформации выглядят неожиданными и загадочными, так как они не диктуются общим стилем времени, а вытекают из индивидуального стиля художника, построены по законам его духа». «Лаокоон» трактован как тема гибели и одновременно как тема Толедо.<\p>

22 Задание: 1.В Риме Эль Греко видел одноименную эллинистическую скульптурную композицию. Что воспринял художник у античных мастеров, и в чем его трактовка совершенно оригинальна? 2. Вглядитесь в фигуру юноши слева. Найдите близкие мотивы в творчестве Микеланджело.<\p>

23 Апокалиптический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо последнего дня мира «Снятие пятой печати» Метрополитен музей, Нью Йорк<\p>

24 Здесь покоится Грек. Природа ему завещала искусство, искусство — знание. Ирида – свои краски. Феб – свой свет, но не завещал свои тени Морфей. Луис де Гонгора Здесь покоится Грек. Природа ему завещала искусство, искусство — знание. Ирида – свои краски. Феб – свой свет, но не завещал свои тени Морфей. Луис де Гонгора<\p>

25<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/545105/

Ссылка на основную публикацию