Жатва, питер брейгель старший, 1565

Читая живопись # Питер Брейгель ст. «Жатва»

Читая живопись # Питер Брейгель ст. «Жатва»mamlas wrote in yarodomDecember 23rd, 2017Ещё художники и ещё секреты живописи

Оригинал взят у cheger

Рассматриваем Брейгеля: Жатва
Живопись для чайников и специалистов

Питер Брейгель Старший в 1565 году написал знаменитую картину «Жатва», которая входит в серию «Времена года» и в настоящий момент находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Ещё тайны картин

___

Именно с этой картины я хотел бы начать рассказывать вам про дошедшие до нас полотна этой серии. Сюжет посвящён летним месяцам: июлю или августу, в то время, когда начинается и идёт сбор урожая.На этот раз я не просто покажу самые скрытые детали картины великого мастера, но и постараюсь рассказать кое-какие интересные подробности, которых не найти в статьях в интернете, где больше уделяется внимания технике, цветовой гамме и композиции этого шедевра.

Дальний план

1. Небольшой домик в поле, дорога, по которой идут люди и катится повозка

___

2. Так любимые Брейгелем корабли — жизнь в Антверпене не прошла для него мимо. Видимо, именно поэтому на многих его картинах вы видим корабли, стоящие на якоре в бухте

___

3. Небольшой хутор, где хозяйка загоняет скотину домой

___

4. Замок, которые так же часто, как и корабли, встречаются на полотнах Брейгеля, символизируют знать и воинов. Около замка раскинулся сад, из которого сторож гонит воришек, в то время, как рабочий собирает плоды, стоя на лестнице у дерева

___

5. Купающиеся монахи. Они символизируют религию.

___

6. Повозка с соломой

___

7. Платный мост и игра с гусем — смысл игры в том, чтоб убить животное — кто это сделает, тот и забирает гуся. Немного поодаль крестьянин испражняется прям напротив дома. Этот мотив тоже встречается на очень многих картинах Брейгеля — как мне кажется, приземляя живопись.

___

Средний план8. Уборка хлеба, у ручья на краю поля стоит кувшин, скорее всего это тоже место отдыха, так как там ещё и расстелено что-то, видимо, одеяло

___

9. Женщины уносят снопы

___

10. Справа виднеются за деревьями дома деревни и церковь

___

11. Дети собирают яблоки

___

12. Которые падают на землю благодаря вот этому человеку — он специально залез на яблоню и что есть сил трясет её

___

13. Ну и третий класс, самый интересный Брейгелю — крестьяне. Ведь до Брейгеля на картинах изображались или знать, или христианские сюжеты, а тут явно показаны лишь крестьяне — знать и церковь располагаются Брейгелем где-то на заднем плане, причем знать никого не защищает, а монахи не замаливают грехи. Лишь крестьяне работают. Видимо, именно поэтому Брейгеля они больше всего и интересуют.

___

Передний план14. Отдыхающие крестьяне. Они едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов. Кто-то спит

___

15. Водонос

___

16. Работающие крестьяне

___

17. Кстати, обратите внимание на то, как в 16 веке делали ширинки — а вы говорите, по картинам нельзя заниматься изучением истории и что картины — это не исторический источник!=)

___

18. Брейгель, как всегда, уделяет внимание мельчайшим деталям — вот как прорисованы васильки на поле

___

19. Дерево символизирует продуктивность природы. Посмотрите, как подробно все прорисовано, даже птицы!

___

Ну и для тех, кто владеет английским — очень хороший фильм про эту картину:

ArtSleuth 10: Bruegel — The Harvesters (Metropolitan Museum New York)

___

Источник: https://yarodom.livejournal.com/2188264.html

Жатва

Питер Брейгель Старший — Жатва (нидерл. De korenoogst)

Год создания: 1565

Дерево, масло. 

Оригинальный размер: 119×162 см

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Жатва» (нидерл. De korenoogst, англ. The Harvesters) — картина, написанная в 1565 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569). Картина принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке. Она написана маслом по дереву, размер — 119×162 см.

Описание: Картина «Жатва» принадлежит к циклу картин Брейгеля, известных под общим названием «Времена года». Считается, что она соответствует позднему лету (августу) или двум месяцам (июлю — августу или августу — сентябрю). Действие происходит в жаркий летний день.

На картине изображено пшеничное поле на холме. У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды. С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома. На горизонте виден морской берег.

«Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие. Наиболее интересны изображённые на переднем плане фигуры крестьян-жнецов. Некоторые из них продолжают работу, а другие едят и отдыхают у дерева.

Один работник утомился и спит, раскинув руки и ноги. Его поза напоминает лежащего человека в другой известной картине Брейгеля — «Страна лентяев».

Описание картины Питера Брейгеля «Жатва»

Автором картины «Жатва» является художник Питер Брейгель, родом из Нидерландов. Полотно увидело свет в1565 году. Сегодня оно выставлено в Нью-Йорке, в музее Метрополитен.

Согласно классификации искусствоведов эта картины входит в серию «Времена года». Художник каждому месяцу года посвящал отдельное полотно.

Картина «Жатва» повествует о работе, проводимой крестьянами в августе, – уборка зерновых.

На полотне художника изображен жаркий день, он как бы подчеркивает тяжесть работы сельских тружеников, связанной с жатвой. Работа изнуряющая, серп с каждой минутой становится все тяжелее, а работы еще непочатый край. Немного в стороне уже стоит несколько снопов.

Их крестьяне заботливо уложили возле деревьев, но поле бесконечное, жать еще много. Поля пшеницы, которую предстоит убрать крестьянам, расположены и на холме. Если смотреть с него на окрестности, то можно увидеть, какая красота вокруг.

Во время работы можно видеть бескрайние просторы, а вдали раскинулось серо-голубое море.

Пшеница выросла большая, такая, что сами крестьяне в ней порой не видны. Зрителю, рассматривающему картину, можно заметить только силуэты жнецов, выполняющих трудную, изнурительную работу.

А передний план картины показывает другой вид уборки урожая. Крестьяне убирают фрукты. От лучей палящего солнца одни из них спрятались в тени оливковых деревьев, другие успевают утолить голод и жажду. Часть крестьян обозревает открывшиеся перед ним картины родной природы.

Солнце печет неимоверно, но крестьяне спасаются от него широкополыми шляпами из соломы, есть и те, головы которых не покрыты. В своей картине автор использовал светлые, пастельные тона: золотисто-коричневый, песочный, льняной, персиковый и шафранный цвета. Они передают неимоверный зной, при котором работу все равно оставлять нельзя.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Jatva5/

Брейгель старший, питер

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.

Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.

Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.

Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.

Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550).

Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.

1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.

Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины.

Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади.

Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516).

Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558).

Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.

Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок.

1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое.

В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок.

1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.

В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы.

В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину.

Читайте также:  Картина "едоки картофеля", винсент ван гог, 1885 - описание

Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали.

На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека.

На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.

На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием.

Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.

Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/BREGEL_PITER.html

Путеводитель по Брейгелям « THE WALL

Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них.

Брейгель (Брёгел) — семейство фламандских живописцев эпохи Возрождения.

Питер Брейгель Старший

Первый и самый значительный живописец этой фамилии — Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый живописец и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. О его жизни известно немного, однако, вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене.

В своём творчестве Брейгель всегда пытается осмыслить жизнь общества и его пороки, судьбу отдельно взятого человека и Нидерландов в целом, которые боролись за свою независимость от испанского короля. Его полотна удивительно точно способны передать биение сердца, стихию своей эпохи.

Побывав в Италии на ранних этапах своего творчества и вдохновившись масштабностью и значительностью альпийских гор, Питер Брейгель Старший приобрел собственную манеру изображения объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.

Живописец всегда стремился уловить основные черты народного характера, в которых по его мнению и была представлена сама жизнь, а в составлении своих ярких образов он нередко обращался к народным притчам и пословицам, иносказаниям.

Основная идея творчества Брейгеля гласит, что в невероятной крестьянской простоте, где-то даже невежественности и глупости, чувствуется истинная мощь народных масс.

Холодная саркастичность, живая фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждого силуэта – все это о мощи и о пороке простого человека.

К примеру, «Крестьянский танец» (1568) – яркий пример становления брейгелевского мировоззрения.

«Крестьянский танец» (1568) Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html

В «Жатве» (1565) живописец уже подтверждает сформировавшийся взгляд на народ, показывая бескрайнюю родную землю в неразрывной связи со своим народом.

«Жатве» (1565) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

«Триумф смерти» (1562) и «Избиение младенцев» (1566) же стали плачем живописца по своим соотечественникам, терпевшим издевательства и неограниченность власти испанской знати.

«Триумф смерти» (1562) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

«Избиение младенцев» (1566) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Вершиной его творчества стала картина «Слепые /«Притча о слепых» (1568) – через возрастающее физическое уродство Брейгель необычайно точно передает слепоту духовную, которая говорит о неизбежной трагедии Человека. (Притча о слепых гласит, что если слепой поведет за собой слепого, оба упадут в яму)

«Слепые /«Притча о слепых» (1568) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Питер Брейгель Младший

Питер Брейгель Младший по прозвищу «Адский» (1564 – 1637) — сын Питера Брейгеля Старшего.

Его первые картины были копиями произведений отца. Важно заметить, что манера письма едина у всех Брейгелей (подбор цветов и склонность к изображению масштабных пространств как бы сверху).

Однако впоследствии он выработал свою собственную стилистику, которую можно считать сочетанием сюжетов полотен Иеронима Босха, настроения Питера Брейгеля Старшего и собственного взгляда на «эпизодичность жизни». Кроме того, Питер Брейгель Адский несколько «ближе» к событиям своей картины, отцовская манера творить «сверху» отчасти стирается.

Своё прозвище получил благодаря увлечению темой Страшного Суда на первых этапах живописи. Впоследствии, живопись его всё более тяготела к повседневным эпизодам: событиям из сельской жизни, дракам, свадьбам и т.д.

Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего временииспользует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры.

«Перепись в Вифлееме» (1566) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Грабители с большой дороги» (1585) — пример таланта художника в создании жанровых сцен.

«Грабители с большой дороги» (1585) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

Драка картежников (1620) также подтверждает становление персональной манеры изображения лиц, эмоций и общего объема пространства Питера Адского, повествуя о проблеме пустячных бытовых ссор с криминальным исходом.

«Драка картежников» (1620) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Извлечение камня глупости» напрямую связана с фигурой Иеронима Босха и сюжетами его полотен – у последнего была картина, изображающая эту же ситуацию. (Существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камень глупости.)

«Извлечение камня глупости» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Сбор урожая» лишний раз подтверждает заинтересованность Питера Адского в изображении жизни крестьян.

«Сбор урожая» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший «Бархатный», «Цветочный» (1568 – 1625) — фламандский художник, второй сын Питера Брейгеля Мужицкого, брат Питера Брейгеля Адского. Его также называли «Бархатным» и «Цветочным» за любовь к цветочным мотивам. Это отличает его манеру от стилистики других членов знаменитой семьи.

Несмотря на большое влияние манеры письма, характерной для его отца и брата, в его картинах есть нечто своё, принадлежащее только ему одному — Яну Цветочному. Известная стилистика отца служит лишь оживлением основы картин Яна Брейгеля Бархатного — оживлением великолепных пейзажей.

Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший.

Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем.

Помимо этого, Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы, аллегории, модные в то время и был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, и множество картин на мифологические темы написал вместе с ним.

«Рай» (1616) рассказывает о многообразии природного мира. Здесь создание таинственного воображаемого пейзажа – главная задача художника, поэтому Адам и Ева были вычеркнуты из сюжета.

«Рай» (1616) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html

«Аллегория зрения» (1617) изображает прекрасных дев и малышей-купидонов в окружении ряда различных предметов, призванных радовать глаз, однако это лишь иллюзия радости и ясности вокруг.

«Аллегория зрения» (1617) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

«Букет» (1606) – это красивые цветы, предназначение которых – вдохновлять.

«Букет» (1606) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html

«Ной собирает животных в ковчег» (1613) – известный библейский сюжет в декорациях необычайной природы Яна Бархатного.

«Ной собирает животных в ковчег» (1613) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) – одна из картин, посвященных основным человеческим чувствам.

«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

Ян Брейгель Младший

Ян Брейгель Младший (1601-1678) – сын Яна Бархатного и внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца и почти полностью повторил его стилистику и основные темы живописи.

Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и иному характеру освещенности. Полотна Яна Младшего продолжают обращаться к теме аллегорий, пейзажей натюрмортов и иным композициям, которые отличаются большим количеством мелких деталей. Лучшие работы художника– это крупные и красочные пейзажи.

«Аллегория войны» (1649) Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Крестьянское подворье» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Морской берег с руинами замка» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Пожар в деревне» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Сгон животных в Ноев ковчег» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

Абрахам Брейгель

Абрахам Брейгель (1631-1697) — итальянский художник эпохи барокко, фламандец по происхождению. Был вторым сыном Яна Брейгеля Младшего и самым одарённым из всех детей. Художественное образование начал осваивать в мастерской отца, продолжил в Антверпене и через 2 года отправился в Рим, где и остался жить.

Абрахам Брейгель специализировался на создании цветочных и фруктовых натюрмортов, на создании натюрмортов с одной фигурой, как правило, женской. Его творчество – декоративное и роскошное – впитало в себя любовь к природным краскам Яна Брейгеля Младшего.

«Букет в бронзовой вазе» (1670) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Венок цветов» (1660) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Молодая дама выбирает смоквы» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Натюрморт» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Фруктовый натюрморт» Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

Источник: http://thewallmagazine.ru/guide-to-brueghels/

Любимые художники. Питер Брейгель Старший

Сегодня наш герой — ещё один деятель северного возрождения, продолжатель дела Иеронима Босха, Питер Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший (1525 — 1569)Смотреть картины Брейгеля нужно если и не живьём (живьём я сам не видел),  то обязательно в большом размере (где смог найти, я прикрепил большие изображения — они откроются по клику на картинках)..

«Охотники на снегу» (1565, 117 х 162 см, Музей истории искусств, Вена)

Фламандский пейзаж со сценой охоты с собаками. Как всегда у Брейгеля, дьявол в деталях — рассматривать его картины можно часами. Давайте посмотрим, что же тут есть кроме собственно охотников.

Вот на пригорке происходит какая-то движуха. Семейство развело костёр перед домом, мужчина катит стол, а из костра, кажется, торчит свиная голова.Но это не просто дом, сверху вывеска (кажется, гостиничная). Одно из креплений оторвалось и она висит на последнем оставшемся.

Внизу, под холмом с охотниками, раскинулась долина, где на замерзших озёрах происходят целые олимписйские игры.Вот — хоккеисты (говорите, хоккей появился в Канаде в XIX веке?)…Конькобежцы…Тут, похоже, проходят соревнования по фигурному катанию (один фигурист вон шлёпнулся уже)…А тут, видимо, кёрлингисты.

А чуть в сторонке девчата просто катаются, а мужик творит что-то непонятное с деревом. Или это он практикует ушу?А тут беда — пожар. Но вроде вовремя спохватились, потушат — вон из-за реки уже бегут на помощь, тащат лестницу.Вообще, пейзаж изумительный — дали дальние, деревни, горы, море. И над всем этим парит сорока.

Читайте также:  Оплакивание христа ангелами, федерико дзуккари

Без религиозной тематики, конечно,  в то время тоже нельзя было обойтись. Вот ещё одна работа.»Перепись в Вифлиеме» (1566, 115 х 163 см, Королевские музеи изящных искусств, Бельгия)Типично вифлиемский пейзаж 🙂 Вообще это характерно было для северных мастеров — помещать библейские сюжеты в своё время и географию.

Марию с Иосифом тут не сразу и разглядишь — вот они на ослике подъехали.

На избирательный участок пункт переписи уже собралась очередь.

А жизнь идёт своим чередом. Вот прямо рядом с очередью собираются свинью резать. Кстати, не та ли это семейка, которая костёр разводила на предыдущей картине?На замёрзшем пруду детишки резвятся.А тут — стройка.А вот уже античный сюжет.»Падение Икара» (1560, 73 х 112 см, Королевские музеи изящных искусств, Бельгия)Видите Икара? Замлепашец с плугом, пастух считает ворон, море, корабли… Где же Икар? А вот он.Видите, перья и нога из воды торчит? «Падение Икара» же — падение и нарисовано, самого Икара никто не обещал.Ну и ещё несколько.»Вавилонская башня» (1563, 114 х 155 см, Музей истории искусств, Вена)А вот самый натуральный сюрреализм:»Безумная Грета» (1564, 117 х 162 см, Музей Майер ван ден Берг)И ещё один населённый пейзаж — один из моих любимых.»Жатва» (1565, 116 х 159 см, Метрополитен-музей)»Старший» Брейгель —  разумеется, неслучайно. Есть ещё Питер Брейгель Младший — сын тоже стал художником. Как и другой сын — Ян. Вроде как отец умер, когда они были совсем малы, так что к их обучению руку не приложил. Но, судя по всему, всё-таки они учились у отца — по картинам: многие отцовские сюжеты они скопировали.

На этом закончим. В следующий раз, будет так же многолюдно на картинах, но действие их перенесётся из средневековой Голландии в Россию начала XX века.

  • Казимир Малевич (1879 — 1935) История европейского изобразительного искусства одним абзацем. Долгое время главным заказчиком живописи была…
  • Один из ярчайших и интереснейших художников всех времён. Его биография окутана огромным количеством мифов и легенд, многократно растиражированных в…
  • Аркадий Пластов (1893 — 1972) «Весна. В бане» (1954, Третьяковка, Москва) Всё-таки показывать картины — тоже надо уметь. В Новой…

Источник: https://savin-andrey.livejournal.com/85293.html

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший / Новелла Матвеева /

Хула великого мыслителя угоднее Богу,чем корыстная молитва пошляка.

(Ренан)

Питер Брейгель Старший. “Художник и знаток”.
( Исследователи предполагают, что изображение художника может являться автопортретом самого Брейгеля)

В палаццо и храмах таятся,Мерцая, полотна и фрески.Зажгла их рука итальянцаИ скрылась в их царственном блеске…Даль в дымке, одежды цветущи,

Фигуры ясны, но не резки.

На ликах огня и покояСлиянием – кто не пленится!И все же (строка за строкою)Всегда (за страницей страница)Я Питера Брейгеля буду

Злосчастная ученица.

Ах, лучше бы мне увязатьсяВослед за классическим Римом!Не так-то легко и солидноБрести по пятам уязвимым,Ранимым… За Брейгелем-старшим,

За Брейгелем неумолимым.

Прозренья его беспощадны,Сужденья его непреложны.Его дураки безупречны,Его богомольны – безбожны,Его отношения с вечной

Бессмертной Гармонией – сложны.

Его плясуны к небосводуПудовую ногу бросают,Как камень из катапульты…Старухи его потрясаютЛица выражением тыльным

На пиршестве жизни обильном.

…Однажды за ветками вязов,Меж сонных на солнышке хижин,Увидел он пир деревенский.И понял, что пир – неподвижен.И только, пожалуй, бутыли

На этом пиру не застыли.

Увидел детину-танцора.И красками в памяти выжглось,Что фортелей в танце – изрядно,Но главное в нем – неподвижность.А с публикой тоже неладно,

И главное в ней – неподвижность

Питер Брейгель Старший. “Крестьянский танец”

Молчанье росло, невзираяНа стук деревянных бареток.Был танец такой деревянный -Как пляска хмельных табуреток!И ста языков зеплетанье…

И все это – разве не тайна?

И молния быстрой догадки,Что некий мясник мимолетен,Как перышко, как сновиденье!Хотя предостаточно плотен,

И нет на лице трепетанья.

Не странность ли это? Не тайна?!Сплошной, носовой, анонимныйИ ханжеский гомон волынокЗудел, обволакивал танецВолной звуковых паутинок…Но странным молчанием тянет

От гульбищ на этих картинах.

И слышу: как музыка листьев -(Тишайшая!) – голос пронесся:“Те фортели были недвижныЗадолго до их переносаНа Брейгелевы полотна!

То, плотное – было бесплотно!..

_____

Симпатией приятнойК художнику влеком,Хохочущий Заказчик

Бряцает кошельком.

Он ехал из Брабанта, -Звенели стремена,Позвякивали шпоры,

Как звякает казна.

Звенела вся лошадка:Ступив на поворот,Копилочною щелью

Ощеривала рот.

Он ехал из Брабанта, -Пунцовый от вина…И нес весенний ветер

С деревьев семена…

… Он смотрит на картину.Он пятится назад.Он бьет себя по ляжкам

(И ляжки вдруг звенят).

Он мастера находит,В простой беседе с ним,То Брейгелем Мужицким,

То Брейгелем Смешным…

______

Воистину, зрелища явны:Кто стал бы скрывать показное?На публике зрелища зреют,

Как рожь под ударами зноя.

Тем более дорого стоит,
Кто тайное в явном откроет.

О, каверзный Брейгель!Простейшие пьянки и пляски,Как жуткую тайну, открыл он.Как заговор, предал огласке.И взгляд уловил моментально,

Что это действительно – тайна.

Не тайна – пещеры драконовИ пропасти черной Гекаты.Таинственен подслеповатый,Приплюснутый, тусклый, бессвязный,Создания перл компромиссный,

Творенья венец безобразный.

Таинственно все, что ничтожно.Таинственно, невероятно!Понятьем объять невозможно.И, значит, оно необъятно!Великое измеримо.

Ничтожное необъятно!

Бессмертие вовсе не странно,Но смерть изумляет, ей-Богу!… Прогнать ее тщась, неустанноНазванивал Брейгель тревогу:Веревки на всех колокольнях,

Звоня, оборвал понемногу…

Как блики на пряжках башмачных,Как срезки мертвецкой фланели,Как сыр, – у натурщиков жуткихСтвороженно бельма тускнели,В последней картине “Слепые”,

Застыв на последнем пределе.

С тех пор, подвернувшись попутно,“Слепых” принимает канава:Извечно, ежеминутно…Но где же Гармония, право?Где длинные трубы-фанфары,

Звучащие так величаво?!

Питер Брейгель Старший. “Слепые”

______

Ступает Гармония ровно,Нигде не сбивается с шага.Один ее взор, безусловно,Для нас наивысшее благо!А плащ ее – ветер весенний

Для целого Архипелага.

Верна, постоянна, урочнаКак Разум, Душа и Святыня.Но жаль: не указано точно,Где именно эта богиняСлоняется? Лес? Катакомбы?

Край пропасти? Пустошь? Пустыня?

Я карту дорог раскатаю,Я путь ее, в шутку, размечу…А спросят: “Гармония – сказка?”“Чистейшая правда!” – отвечу,Но я-то пока не питаю

Надежды на личную встречу.

А есть же на свете – ей-Богу! -Счастливчики, вещие люди:Они ежедневно, помногу,По их показаниям судя,Гармонию зрят! И свободно

Об этом калякают чуде!

Ну что же! К юродивым частоНисходит святой в ореоле.По-свойски: с какой-нибудь пастойИль мазью от мелочной боли…А вместо святого явиться

Не может Гармония, что ли?

Но даже прохвосты (обычноПричастные каждой святыне,А им-то уж точно и личноИзвестны приметы богини!)Не чаю, когда разобяжут

И где ее встретить – подскажут.

Гармония! В мире не мирном,Скрипящем, наморщенном, сложном,Готовом низвергнуться в безднуПри слове неосторожном, -Дурак, ограниченный малый —

Один гармоничен, пожалуй.

Гармония? Сладко мечтая,На древних руинах ЭлладыОдин восседал бы. ДругиеСидеть на сегодняшних рады,В развалинах греясь привычно,Вписав себя в них гармонично,Публично крича от придуманной боли

https://www.youtube.com/watch?v=AaGF8exYJ_8

В действительно трудной юдоли.

______

Антверпен покидаетЗаказчик-пилигрим.Занятных две картиныСлуга везет за ним.На будущей неделеЗаказчик будет самПотешные картины

Показывать гостям.

… Боярышник пушистыйСиял ему в глаза…А где-то за холмами

Невнятно шла гроза,

И тщетно пилигримуШептал вечерний зной,Что Брейгель – не Мужицкий,

Что Брейгель – не Смешной,

Что, может быть, не стоитГостей-то приглашать?Что в мир приходит гений

Не тешить, а мешать,

Что страшно он смеется.(Не там ли, за холмом,Он, кашляя, смеется,Как сумеречный гром,Большие бочки смехаКуда-то вдаль катя?..)Но ты дремли! Не бойся,

Усатое дитя!

Закат поджарил рощиНа бронзовой золе…Спи телом, спи душою,

Спи дома, спи в седле…

______

… При мысли о душах несложных,Разгадывать кои не надо:К раскрытию коих подходятКлючи от амбара и склада, -Всегда ли резонно – не знаю,

Но Брейгеля я вспоминаю.

При мысли о лицах недвижных,В тугом напряженье покоя(На задней стене мыловарниВсегда выраженье такое!На брусьях, на дубе стропильном…);При мысли о каменно-мыльном,О твердо-подошвенном взореАсфальтовых глаз Примитива;О пальце картофельно-беломНа кнопке вселенского взрыва;О судьбах, скользящих по краю, -Я Брейгеля вспоминаю.При мысли о логике нищей,О разуме задремавшем,О стоптанном ухе, приникшемК железным чудовищным маршам, -О Брейгеле я вспоминаю! —

О Питере Брейгеле-старшем.

1967-1968

Питер Брейгель старший — южнонидерландский живописец, самый известный из всех, кто носил эту фамилию. Родился предположительно между 1525 и 1530 г в городе Бреда (северный Брабант) Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Питерт Брейгель старший — отец Питера Брейгеля младшего (Адского) и Яна Брейгеля (Райского). Питера Брейгеля старшего называли Брейгелем мужицким, потому что персонажи его произведений — простые люди: крестьяне и горожане, бедняки.

Даже святые в его живописи теряются в толпе проходимцев и обывателей…

В результате этого некоторые источники сообщают, что живопись Брейгеля старшего связана с передачей деталей быта простых людей того времени, и ценна именно тем, что являет собой некий исторический архив.

Но это не так.

Речь идёт не о передаче деталей человеческого быта того времени, а о том, что через демонстрацию каких то бытовых сцен, может быть даже подчёркнуто бытовых — передаются глобальные философские концепции, например о том, как порок в человеке переплетается с естественным и природным, и как естественное и природное — с возвышенным и идеальным, и о том как всё это странно и фантастически сочетается в человеке.

И ещё мне кажется, что многие картины об обмане.

Смерть везде, за ней последнее слово, люди умирают там и тут, но словно даже не замечают этого, и продолжают бегать, суетиться, набивать кашей рты…Кажется, что вся эта суета — и есть жизнь, но нет, это обман. Как не хватает красоты, как беспомощны и жалки попытки людей притворяться живыми без красоты, как тиха и покойна Мария, проезжая на ослике через заснеженную площадь…

И всё же красота у Брейгеля чаще всего побеждает в целом, работает закон Толкиеновской снежинки: когда озлобленный Мелькор захотел исказить мир, сковать воду морозом — Илуватар преобразил его намерение, и мороз породил снежинки…

Люди Брейгеля старшего инфантильны и беспечны, они словно не ведают что творят, весёлые, неунывающие, безжалостные, словно заведённые тряпичные куклы они исполняют ежедневные свои дела и так балаганчик вертится…

Квинтесенция этого сюжета — последняя картина художника «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей», где в бесконечно прекрасном пространстве мироздания — огромные ворота виселицы и пляшущие под ними беззаботные крошечные крестьяне. И сорока. Сорока — символ трикстёрства, непостоянства. Сегодня ты здесь — завтра там…

Почему бы не начать пост с последней картины?

Читайте также:  Картина шишкина "перед грозой", 1884

«Сорока на виселице».

Живопись Брейгеля старшего так же передаёт представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин.

«Игры детей»

Инфантильность, незрелось. Люди — как дети, но могли бы стать взрослее, мудрее… Когда же дети поумнеют? Когда станут человечнее, когда жизнь их станет осмысленнее?

«Сенокос»

Сенокос Брейгеля очарователен и напоминает мне Ван Гога.

«Фламандские пословицы»

Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний.

«Крестьянская свадьба»

Об этой картине спорили много и долго. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины, по другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена.

«Триумф смерти»

Скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. Не означает ли это того, что… (шёпотом даже сегодня: что Брейгель не считал Церковь спасением для человечества).

«Битва масленицы с постом».

Считается что это противоборство Добра и Зла, где Масленица — Зло, а пост — Добро. Но судя по картине ничего такого не имелось в виду. Обе стороны выглядят ужасно, Масленица — бессмысленное эпикурейство, а пост — немощь и истощение. Картина достаточно трагична, полный тупик. Убога форма без содержания.

«Крестьянский танец».

В 1567-1569 Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.

Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер). Связано с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля — «Крестьянская свадьба»

«Притча о слепых».

Здесь всё очевидно: духовная слепота предсказуема, особенно в купе с умственной недалёкостью, когда слепой позволяет себя вести слепому же. Поучительно во все времена.

Восхитительны зимние сюжеты Брейгеля старшего. Кисть мастера подарила нам истинное сокровище.

«Перепись в Вифлееме».

Между прочим, на здании, где проводится перепись — герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский.

Святое семейство расстворяется в толпе, и неизвестно что в этом мире главное, а что второстепенное.

«Охотники на снегу»

Является частью серии из шести картин, изображающих времена года (пять из них, включая картину «Охотники на снегу», сохранились)

Здесь истинное отображение снежинки Толкиена.

«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц».

В необъятном прекрасном мире есть ловушка для птиц. Птицы и люди — где граница? На всякую душу свой ловец, но мы его не видим, его на картине нет.

«Мизантроп»

На картине «Мизантроп» размещены слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.

http://smallbay.ru/bruegel.html

http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/g/ghirland/ridolfo/index.html

 Village Street by Piter Brueghel the Elder

Поклонение волхвов в зимнем пейзаже

Иосиф и Мария

Калеки

Страна лентяев

 Сумрачный день, 1565, Музей истории искусств, Вена

Путь на Голгофу

Возвращение стад

Падение Икара

Жатва

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43922233252/prev

Питер Брейгель (старший)

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г.

Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры.

В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Полагают, что в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Мэйкен).

В 1556 году Брейгель работает в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежащей нидерландскому издателю Иерониму Коку.

По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры Большие рыбы поедают малых и Осёл в школе. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах.

Так гравюра Большие рыбы поедают малых была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами.

В 1563 году переселяется с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина Голова крестьянки 1564 года.

Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. В 1565 году были написана серия Картины месяцев или времён года, от которой сохранилось всего пять произведений.

В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу.

Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима», и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день.

Весна». Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль.

К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.

Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.

Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне (Нотр-Дам-де-ла-Шепель).

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.

Некоторые известные работы

  • «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
  • «Калеки», 1568, Лувр, Париж
  • «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
  • «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Вино на празднике Святого Мартина», 1563-1565 годы, Мадрид
  • «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
  • «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565
  • «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
  • «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
  • Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:
    • «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена
    • «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
    • «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
    • «Сенокос», 1565, N?rodn? galerie (Национальная галерея), Прага
    • «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
  • «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
  • «Крестьянский танец», 1567, Музей истории искусств, Вена
  • «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
  • «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
  • Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
    • «Нидерландские пословицы» Берлин-Далем
    • «Битва Масленицы и Поста», Музей истории искусств, Вена
    • «Игры детей» Музей истории искусств, Вена
  • «Мизантроп», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
  • «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
  • «Путь на Голгофу» («Несение креста»), 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
  • «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена

Генеалогическое древо

Библиография

  • Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.
  • Роз Мари и Райнер Хаген Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, издание на русском языке, 2002. — 95 с. — ISBN 3-8228-7150-8.
  • Климов P. Питер Брейгель. — М., 1959.
  • Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
  • Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.
  • Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2. — Brux., 1906—1907.
  • Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. — New York: Forge, 2002.
  • Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;

Источник: http://people-archive.ru/character/piter-breygel-starshiy

Ссылка на основную публикацию