Женщина, моющая руки — герард терборх

Дрезденская картинная галерея (fb2)

самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.

Герард Терборх (1617–1681) Женщина, моющая руки. Около 1655. Дерево, масло. 53×45

Герард Терборх — выдающийся мастер жанровой живописи голландской школы XVII века.

В начале своей карьеры он писал в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, а с конца 1640-х начал специализироваться на сценах в интерьерах с небольшим числом действующих лиц — как правило, это были пары, дамы за чтением, письмом и музицированием. Не исключено, что изображенная здесь дама — сестра художника.

Художник жил в нужде, этим объясняется то, что в качестве моделей он использовал узкий круг близких людей, в частности сестру Гезину. Скорее всего именно она представлена на картине «Женщина, моющая руки».

Обычно подобного рода сюжеты трактуются исследователями как аллегория распутной жизни, но в данном случае содержание произведения, вероятно, представляет аллегорию добродетели.

Ее символы — задернутый полог кровати (во многих других полотнах он раздвинут), умывание рук дамой (со времен суда над Христом Понтия Пилата этот жест символизирует нежелание участвовать в чем-то предосудительном), отсутствие ювелирных украшений на столе (в других похожих сценах у самого же Терборха такие украшения «читаются» как оплата любовных утех) и наконец собака, оберегающая душевное спокойствие хозяйки. Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне (см. том 11 коллекции «Великие музеи мира»).

С живописной точки зрения Терборх в этой работе проявил себя как непревзойденный мастер передачи материи, в частности белого атласа (платье девушки) и разноцветной скатерти стола.

Давид Тенирс Младший (1610–1690) Сельский праздник в кабачке «Полумесяц». Фрагмент 1641. Холст, масло. 93×132

Давид Тенирс Младший (Младший, поскольку был назван так же, как его отец, Давид Тенирс Старший) превзошел своего родителя и, как считается, учителя. Лучшие картины художника были созданы в 1640-е, когда он стал придворным живописцем эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского. Тенирс собрал для правителя художественную коллекцию и стал ее хранителем.

В этом статусе Тенирс проявил себя очень ярко: он не только составил каталог коллекции, но и сделал небольшого размера копии многих картин, в том числе ценных полотен мастеров венецианской школы эпохи Возрождения. Ему приписывают более 2000 собственных произведений, хотя, конечно, он был не столь плодовитым. В Дрезденской галерее хранится девять работ художника.

Значительную часть наследия Тенирса составляют многочисленные работы со сценами жизни простонародья.

Представленная картина — типичный пример популярного в голландском искусстве жанра кермеса — деревенского праздника с непременным маленьким музыкальным ансамблем, веселыми танцами поселян, забавными бытовыми сценками.

Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» пишет о Тенирсе следующее: «Оргия принимала все более и более фламандский характер. Кисть самого Тенирса могла бы дать о ней лишь смутное понятие».

Вермер Дельфтский (1632–1675) У сводни 1656. Холст, масло. 143×130

Ян Вермер Дельфтский — крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи.

Картина «У сводни» — одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены. Как почти всегда в искусстве малых голландцев, сцена заключает в себе аллегорический смысл.

В данном случае, как и у Рембрандта в его автопортрете с Саскией, сюжет восходит к евангельской притче о блудном сыне.

У Вермера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью. Художник средствами живописи передает содержание мизансцены, являющей зрителю, можно сказать, театральную сцену с живыми и ясными диалогами. Кавалер слева, обращающий свой взгляд к зрителю, как бы приглашает принять участие в пирушке.

Вермер Дельфтский (1632–1675) Девушка, читающая письмо у раскрытого окна 1657. Холст, масло. 83×64,5

Мотив письма часто встречается в картинах Вермера и всегда воплощен в образе героини, читающей послание от возлюбленного, который находится далеко от нее.

Примечательно, что на представленном полотне художник планировал изобразить амура с письмом. Об этом свидетельствуют проведенные исследования работы в рентгеновских лучах, которые проявили рисунок амура.

Таким образом, символическое значение всей сцены не подлежит сомнению. Исследователь Норберт Шнейдер даже увидел в натюрморте и смятой скатерти на столе символы нарушенного обета супружеской верности и внебрачных отношений.

Яблоки и персики являются аллюзией на библейскую историю грехопадения.

Якоб ван Рейсдаль (1628–1682)

Источник: https://coollib.com/b/345953/readp?p=12

Многообразие жанров голландской живописи

МХК. 11 КЛАСС. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ГОЛЛАНДИИ

Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней.

Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику.

Города, рын­ки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и гово­рят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».

Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели от­крыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлени­ях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.

Многообразие жанров голландской живописи

В XVII в. в Голландии популярными становятся жанры портре­та и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвя­щённые мифологическим и библейским сюжетам. Каждый худож­ник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре.

Особенно популярна была портретная живопись — инди­видуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры — новые хозяева жизни — хотели запечатлеть себя в представи­тельном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был ог­ромен.

Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к XV в.

Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных об­щин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаде­лен, цеховых старшин и учёных обществ).

Подобные портреты укра­шали стены ведомственных контор или залы заседаний. Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/85—1666).

Франс Халс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем

«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» — одно из лучших произведений художника. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей.

Сам художник также служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия. По окончании службы в честь офицеров устраивали торжественный банкет, кото­рый мог продолжаться несколько дней. Столь важное событие не­редко запечатлевалось на большом полотне.

Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них чёрные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широ­кополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг и длинные древки алебард.

Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фи­гур! При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья.

Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный ко­мандир роты с бокалом в руке.

Маленькому прапорщику за столом не хватило места, но он, подбоченившись, гордо стоит и смотрит прямо, приглашая зрителей полюбоваться его великолепным об­мундированием.

Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом за­урядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее вырази­тельное. Один из современников художника справедливо писал: «Халс, обладая…

особой, необычной манерой письма, превосхо­дит всех остальных, так как в его живописи заложена такая ост­рота и жизненность, такая сила, что он во многих произведени­ях, кажется, самоё природу вызывает на соревнование».

Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользаю­щим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные мо­менты: внезапный взгляд и погружённость в собственные мысли, мимолётную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв…

Твоею дивной волей живописца

Подарен этим людям долгий век.

Румяны щёки, не ослабли мышцы,

Не изменились очертанья век.

Стрелки пируют. Синдики решают,

Каким налогом обложить товар,

И уважение почти внушает

Невозмутимый тучный пивовар.

А эти бюргеры, купцы, старухи,

Что выставлены Халсом напоказ,

Они ведь притворяются, что глухи,

И видят всё, глядя в упор на нас…

В. Элснер. «Портреты Халса»

Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой. 1660-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Довольно успешно в живописи Голландии развивался и быто­вой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естествен­ное течение повседневной жизни, а с другой — стремились к изобра­жению гротескных, острых и живых ситуаций.

Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьян­ства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточ­ные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжета­ми бытовой живописи.

Часто в этих картинах символически переда­ются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяво­лом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб.

«Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так назы­ваемый кабинетный, формат.

Такой формат, рассчитанный на особый прин­цип рассматривания и вживания в кар­тину, оказался наиболее благоприят­ным и эффективным для сцен реально­го быта…» (Е.И.

Ротенберг) Художников, писавших картины не­большого формата, называют малыми голландцами, в отличие от тех, кто рабо­тал в больших форматах, а также от Ремб­рандта и Ф. Халса. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др.

Питер де Хох. хозяйка и служанка. 1657 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Читайте также:  Колизей в риме - италия. адрес и видео колизея

Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным де­талям придать редкую одухотворённость» (В.Н. Лазарев).

В его про­изведениях нет занимательных, остросюжетных рассказов или под­робных характеристик действующих лиц. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повсе­дневными делами. Прозаические детали быта (выбившаяся из матра­ца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реаль­ную атмосферу жизни человека.

«Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый яр­ким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла её служанка. Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска ла­тунном ведре.

Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка вни­мательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечёт в привычном русле.

Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намёков и едва уловимых жестов. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «…

Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет, или, так сказать, внутрь себя» (Б.Р. Виппер).

Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно, и участливая сводня).

Всё изображённое вполне можно было бы принять за галантную сцену в благородном семействе, если бы не отдельные детали картины. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах.

Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен.

В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта (фр. «мёртвая природа»). Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» — «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передаёт сущность этого жанра.

«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.

«Бесчисленные «Завтраки» с красными, как кумач, омарами, лоснящимися окороками, тучными ягодными пирогами, золотистыми лимонами… с бокалами, возвышающимися среди яств или опрокинутыми, с разлившимся вином, выдержанные в серебристо-розово-янтарной гамме, скомпонованные в единое органическое целое, изображают именно то, что требовалось от художника» (Л.Д. Любимов).

Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции.

Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.

Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни.

Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе.

Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино…

Питер Клас. Завтрак. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Кисть художника словно ощупывает предметы, бережно и любовно выделяя их фактуру и форму, оттеняя рассеянным светом их внутреннее взаимодействие, сходство и различие.

Декор на ножке бокала напоминает сочные виноградины, но кисть винограда воспринимается живой, а стекло холодно и мёртво. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку.

Но как различны при этом их форма и фактура! На блестящей поверхности бокала видно отражение окна, холодно сверкает металл, витая ручка ножа переливается в светлых лучах.

Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых всё напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись).

За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчёт и тщательная продуманность.

Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона.

Виллем Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчёркивающим богатство и роскошь сервировки.

Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого.

Нежный серебристый тон, пронизывающий всё пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения.

Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Пейзажи действительно становятся «зеркалом Природы».

Маринисты специализировались на точном изображении кораблей прославленного морского флота Голландии. Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежную гладь моря, влажный морской воздух, лёгкое дуновение ветерка и красоту высокого облачного неба.

Дюны, просёлочные дороги, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, поваленные бурей, мельницы с широким взмахом крыльев, бурные водопады, каналы и пруды, скованные льдом, с бегущими фигурками конькобежцев становятся основными объектами изображения художников-пейзажистов.

Лучшие художники-пейзажисты — Ян ван Гойен (1596—1656) и Якоб Рейсдал (1628—1682).

Мир природы у Яна ван Гойена — это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов.

Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Всё в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.

Якоб Рейсдал. болото. 1665 -1669 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени.

Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль.

Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека.

Источник: https://stydopedia.ru/2×5648.html

«Бабья доля» в Голландии 17 века

?agritura (agritura) wrote,
2014-10-06 06:55:00agritura
agritura
2014-10-06 06:55:00

Бабья доля — всегда и везде одинакова: мужики — вино-пиво пить и болтать, бабы — кормить их и мыть посуду

(Ян ван Букен, Интерьер внутреннего дворика)

Пока молодая — все тебе нипочем, можно и поулыбаться за работой.

(Габриель Метсю «Кухарка»)

Становишься постарше — поводов для улыбки все меньше

(Кверинх ван Брекеленкам «Приготовление блинов»)

И все как-то нож в руку просится… Рыбу, что ли почистить?

(Габриель Метсю «Женщина чистящая рыбу»)

…Или яблоки

(Габриель Метсю «Девушка, чистящая яблоки»)

Иногда приходится делать и вовсе малоприятную слезоточивую работу!

(Геррит Доу «Девушка, режущая лук»)

Разделкой мяса занимались, конечно, мужчины, а вот его приготовлением — женщины. Начиналось все с чистки кишок — они пойдут на колбасы. Дети тем временем играют с пузырем.

(Генрик Мартенс Копкс)

Причем пузырь — обязательно! Детей не отпугивали мясные туши, ведь с их разделыванием всегда была связана такая классная новая игрушка!

(Фабрициус Барент)

Фабрициус БарентДетей голландцы очень любили. А кто не любит? Ведь рождение ребенка — отличный повод кутить целую неделю!

(Ян Стен «Родины»)

..И пока муж-зубодер занимается работой, его жена в дальних комнатах кормит малыша.

(Геррит Доу)

Ничем голландки не отличались от других мамаш всех времен и народов:  возня с детьми — их удел.

(Кверинх ван Брекеленкам)

И такая вот хлопотная обязанность у них была — вошек ловить.

(Герард Терборх)

Ну, и всыпать по первое число по необходимости!

(Николас Маес)

…И на горшок усадить.

(Ян Молинер)

…Ну, и после горшка все, что положено.

(Ян Молинер)

Кто побогаче был, мог развлечь отпрысков затейливо — пригласить в дом, к примеру, бродячего торговца игрушками и редкостями.

(Виллем ван Моррис)

Часто приходилось совмещать воспитание малышей с домашними работами. С плетением кружевов, например.

(Николас Маес)

А работ было немало! И все она, все баба — с юности до глубокой старости!

(Геррит Доу «Старуха, наматывающая нитки»)

Николас Маес «Пряха»Иногда часть работы можно было перевалить на благоверного.

(Кверинх ван Брекеленкам)

Но свалить на кого-то свою работу редко удавалось. Так набегаешься за день, что прямо с ног валишься! Нет сил чулок стянуть.
(Ян Стен)… Или просто сидя засыпаешь.

(Николас Маес)

…И засыпаешь иногда прямо за работой.

(Николас Маес)

А ведь не всем удавалось ограничиться чистеньким домом. Крестьянки еще и со скотиной управлялись!

(Герард Терборх)

А вы думаете, голландский сыр просто берется из холодильников?! Вот так его путь начинался — струями молока из-под натруженных женских рук.

(Ян ван Гул)

Ту работу, которую никак нельзя доверить грубым мужчинам, тоже делала женщина. Разве мужчина сможет как следует взвесить специи?!

(Геррит Доу)

И все же женщина всегда остается женщиной! За работой всегда найдется время пофлиртовать с кавалером.

Читайте также:  Скульптуры флоренции

(Корнелиус Бисшоп)

Даже пожилым дамам перепадало мужского внимания. Правда, для этого кавалера следовало немного подпоить.

(Адриан ван Остаде, «Крестьянин, ухаживающий за пожилой дамой»)

Иногда ухаживания заходили слишком далеко, и приходилось применять силу. И даже «оружие» шло в ход!

(Ян Молинер)

А вообще, после работы и отдохнуть не грех! И тут уж дамы не отставали от мужчин.

(Ян Стен «Праздник Бобового короля»)

Иногда, правда, муженек мог сильно подвести: мало того, что напоит и посмеется, так еще и фотки в Инстаграм выложит на своей картине этот конфуз изобразит!
(Ян Стен «Гуляки» («Автопортрет с женой»))Не всем, правда, приходилось «пахать», кому-то повезло родиться хозяйкой и только командовать.

(Питер де Хох «Хозяйка и служанка»)

Богатые дамы могли позволить себе особенно не напрягаться. Зато они активно занимались благотворительностью. Видите — все в черном? Такой аскетизм был принят в среде протестантов сразу после Нидерландской революции.

(Иоган Корнелис Верспронк «Большой портрет патронесс Гарлемского приюта»)

Благодаря пожертвованием состоятельных голландцев девочки-сироты могли получить полагающееся обучение и… сносное детство.

(Ян Викторс «Кормление девочек-сирот в диаконовском приюте»)

Некоторым дамам в исключительных случаях удавалось овладеть «мужской» профессией и даже получать неплохие гонорары.

(Юдит Янс Лейстер «Автопортрет»)

Дамы, которым повезло, могли позволить себе довольно роскошную жизнь. Юдит Лейстер, надо сказать, не была тунеядкой — свою комфортную жизнь она заработала почетным трудом живописца.

(Ян Молинер «Портрет Юдит Лейстер»)

Женщины из бедных семей иногда избирали путь попроще — становились жрицами любви. Только путь этот был коротким и обычно заканчивался печально.

(Ян Вермеер «У сводни» — видела эту картину еще в детстве в Дрезденской галерее).

Дирк ван Бабурен «Сводня»
Ян ван Бронкхорст «У сводни»

Вот такая была жизнь у голландских женщин. Наверное, как и в других странах, но только голландские художники запечатлели ее в таком многообразии.

Источник: https://agritura.livejournal.com/150172.html

Терборх Герард (1617 — 1681)

Терборх Герард

Натюрморт в голландской живописи занимает важное место, однако, главной темой «малых голландцев» является все-таки бюргерский быт. В картинах этого жанра как-будто ничего не происходит.

Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Или же они только что познакомились и между ними рождается первое чувство, но это лишь намечено, зрителю представлено право самому строить догадки.

Занимательными расказчиками в картинах такого рода были Ян Стэн, Габриэль Метсю.

Еще большего мастерства достиг в этом Герард Терборх. Его называли поэтом благополучных будней. Со спокойным достоинством, симпатией и любованием писал он богатых бюргеров, одетых в шелк, тончайшее сукно.

С редкостным изяществом он изображал бытовые сценки в окружении интерьера. И эти небольшие картины изумляют тонкостью колорита, богатством светотени, изысканностью композиций.

Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.

Визит жениха (1658)

Бокал лимонада (1678)

Один из шедевров Терборха, находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

…Юный кавалер передает молодой даме в атласном платье бокал лимонада. Он еще не очень ловок, его жесты неуверенны. Женщина благосклонно принимает напиток, ее движения медлительны, спокойны. Поклонник неопытен, но очень старается казаться изящным и галантным. Его настойчивый взгляд по-юношески простодушен. Напротив, в выражении ее лица чувствуется скрытое кокетство.

Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Несколько иронически изображает Терборх кавалера, его нарядный костюм с прувеличенно широкими, пышными панталонами, шелковыми лентами и туфлями по последнему капризу моды.

Художник великолепно передает разнообразную фактуру вещей: плотный, с матовым отливом, атлас, полированное дерево, гладкое стекло, ворсистое сукно, пушистый мех. В картине использованы тонкие переливы серебристо-охристых красок.

Концерт (1657)

Любопытство (1660)

Получение письма (1681)

Доение коровы (1652)

Портрет Катарины ван Лейник

Галантный солдат

Танцевальная пара (1660)

Чтение письма (1660)

Отправка (1658)

Урок музыки (1668)

Женщина,моющая руки (1655)

Девушка, играющая на лютне (1652)

Портрет молодого человека

Вестфальский мир (1648)

Художник написал групповой портрет участников Вестфальского мира. В 1648 году Вестфальским миром завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи. К Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, завершивший Восьмидесятилетнюю войну и подписанный в том же 1648 г.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса (собрания). Он положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета.

Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице Священных князей Священной Римской империи.

Переговоры о мире велась на территории исторической области Вестфалия. На конгресс съехались 135 дипломатов, представлявших интересы всех стран, прямо или косвенно вовлеченных в войну.

Туалет дамы (1660)

Источник: http://cvetamira.ru/terborh-gerard-1617-1681

Читать «Всеобщая история искусств в шести томах. Том 4 (с илл.)»

Всеобщая история искусств

Искусство 17 века

Введение

Искусство Италии

Архитектура

Скульптура

Живопись

Искусство Испании

Искусство Фландрии

Искусство Голландии

Искусство Франции

Искусство 18 века

Введение

Искусство Италии

Искусство Франции

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство Англии

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство России

Архитектура

Скульптура

Живопись

Искусство Украины

Искусство Белоруссии

Искусство Литвы

Искусство Латвии и Эстонии

Искусство Германии

Искусство Австрии

Искусство Чехословакии

Искусство Венгрии

Искусство Польши

Искусство Югославии

Искусство Скандинавских стран

Искусство Дании

Искусство Швеции

Искусство Америки

БИБЛИОГРАФИЯ

Всеобщая история искусств

Том четвертый

От редакционной коллегии

Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.

Авторами глав четвертого тома являются:

Искусство 17 века

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство 18 века

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

Искусство Польши — В. Я. Бродский.

Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И.

Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И.

Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И.

Шербачевой.

Искусство 17 века

Введение

Е.И.Ротенберг

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений.

Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.

Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть.

В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя.

В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, — дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах.

После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Читайте также:  Смерть камиллы, сестры горация - бруни, 1824

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.

Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в.

являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.).

Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции.

Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества.

Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли.

Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности.

Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Источник: http://litlife.club/br/?b=204602&p=61

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Вернёмся в мир реалистичного искусства.Речь пойдёт о творчестве одного из художников Голландии 17 века ТЕРБОРХЕ ГЕРАРДЕ(1617—1681).Он считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи,лучшим мастером элегантного жанра.

Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.

Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности.Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру, эмоциональное общение.

Автопортрет.            

                Родился в Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его отец, брат и сестра были художниками. Первыми учителями Терборха стали отец и Хендрик Аверкамп. Отец заставлял его много копировать.

               Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом — в Харлем, где он попал под сильное влияние Фр. Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных — так называемые «караульни».

Точильщик

                         Ранние жанровые картины Герарда Терборха (1617-1681) и по мотивам и по выбору персонажей имеют демократический характер. Наиболее смелой и необычной среди них является «Точильщик» (начало 1650-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея), где быт рядового голландца того времени показан без всякого идиллического покрова.

Мальчик, ищущий блох у собачки

 Девица, доящая корову, 2-я треть XVII века

                        В зрелые годы Терборх переходит к светскому жанру, изображающему жизнь патрицианских кругов. Терборх умеет создать ощущение тонких внутренних связей между участниками сцены. Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру эмоциональную перекличку.

               Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, посвященные сценам быта зажиточных семей, запечатлевшие иные ситуации и типы моделей.

              В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты — музицирование, питье вина, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно, художник иногда повторяет одну и ту же модель — изящную даму в атласном ослепительной красоты платье.

Бокал лимонада.

                         Это одна из самых известных его картин. Давайте присмотримся к этой сцене повнимательнее. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой.

                        Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

                  Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое

шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.

Очень интересный Портрет Helena van der Schalcke, ок 1648

Танцующая пара.

                         Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом приглашает на танец застенчивую девушку в нарядном платье из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, когда он берет ее за руку; остальная часть просторной комнаты и сидящие наблюдатели погружены в тень.

Женщина,пишущая письмо.

    ‘Отеческое наставление’, 1653-1655

 Художник как бы не договаривает до конца — он не столько изображает чувства и взаимоотношения персонажей, сколько заставляет догадываться о них.

                 Недосказанность придает его картинам особую поэтичность и вместе с тем как бы сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональных контактах героев. Терборх обычно выделяет главное — одну фигуру или группу, остальное погружает в прозрачную воздушную мглу: она кажется некой средой, в которой находят отклик их душевные импульсы («   Дама,моющая руки.   

          Картины Терборха  отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд .

Туалет дамы.

Любопытство.

                Почти всегда в композициях Терборха царит настроение сдержанной меланхолии, задумчивости. Утонченное живописное мастерство и благородная красота колорита (очень любил Терборх сочетания серебристо-белых, лимонно-жел-тых и серовато-коричневых тонов) придавали его произведениям оттенок изысканности.

Галантный солдат.

                     Жизнь персонажей картин голландских художников протекает в стенах дома в комнатах или в маленьком дворике, который также составляет часть дома и воспринимается как один из его интерьеров.

  Дама,читающая письмо.         

    Но интерьер в картинах голландцев не просто место действия: это пространство, обжитое человеком. Голландские живописцы стремились воссоздать атмосферу интерьера, чтобы зритель проникся ощущением быта людей определенного круга, его характера, его «аромата».

 Портрет Francois de Vicq, 1670

                  В 1635 Тербох был принят в гильдию Св. Луки. В 1637 женился на дочери Я. Брейгеля Бархатного. Ее опекуном после смерти отца был П.П. Рубенс. Молодые поселились вблизи его замка. С этого момента на картинах Терборха появилась новая тема: изображение крестьянской жизни — огромные толпы веселящихся, танцующих, флиртующих и обжирающихся людей. Отправился в Англию.

  Сидящая девочка в крестьянском костюме, ок. 1650 

     В Лондоне познакомился с творчеством Ван Дейка, который привил ему редкий в голландской живописи интерес к портретному искусству.

Посмотрим несколько его портретов.

Портрет Aletta Pancras, 1670

Портрет Jacob de Graeff, 1670-1675

                         Художник много путешествовал по Германии, Италии, Франции. После возвращения какое-то время находился в Амстердаме (1645), занимаясь по преимуществу портретной живописью. Через год он снова отправился странствовать в Вестфалию, где в это время в Мюнстере собрались представители Голландии и Испании для заключения мира.

  De ratificatie van de Vrede van Munster             

     Дар портретиста с особой полнотой сказался в картине «Мюнстерский мир», посвященной миру, заключенному между Испанией и Голландией в 1648. Картина вместила около 80 человек, таким образом, групповой портрет превратился в массовую сцену.

                  Во время написания картины познакомился с испанским уполномоченным графом Пеньерандой и отправился вместе с ним в Мадрид. Терборх написал портрет графа и многих придворных, а также короля.

  Дама,чистящая яблоко.  

             В 1650 он вернулся в родной город, а в 1654 после женитьбы поселился в Девентере, где стал бургомистром. С этого момента главная тема его картин музыка. Однако по сравнению с ранними работами действующие лица выглядят пассивными.

Концерт.

               Король Филипп IV собрал лучшую в мире коллекцию его картин еще при жизни художника. Это было довольно сложно, так как плодовитость художника была исключительной. Для размещения его картин потребовалась бы галерея длиной около трех километров.

 Умер Терборх в Девентере 8 декабря 1681. Художник не датировал свои произведения. Лишь в XX веке удалось выявить его творческую эволюцию. Считался лучшим мастером «элегантного жанра».

Источники.

http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post133981081/

http://vakin.livejournal.com/280167.html

http://www.artvedia.ru/history/91/191

http://www.art-drawing.ru/gallery/category/579-terborch-gerard

Источник: https://newsland.com/community/6782/content/gerard-terborkh-luchshii-master-elegantnogo-zhanra/3240000

Ссылка на основную публикацию