Антокольский марк матвеевич — скульптуры

Скульптор Марк Антокольский. Известные скульптуры, памятники, биография

Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], — выдающийся русский скульптор.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей.

Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Марк Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея).

Марком Антокольским исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891; обе — Русский музей).

Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей).

статуя «Иван Грозный»

«Мефистофель».

Христос

Ермак


ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА «НЕ ОТ МИРА СЕГО»

Смерть Сократа

Нестор-летописец

Спиноза

Статуя «Петр Первый

Русалка

* смотрите также образ этого мифологического персонажа на подборке картинки русалок

Биография Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) наиболее значительный русский скульптор второй половины XIX века. Его творчество не утратило своего значения и в наши дни. Идеи гражданственности и патриотизма, нашедшие образное воплощение в лучших работах этого замечательного скульптора, глубоко волнуют советского зрителя.

Антокольский родился в Вильне (Вильнюсе) в небогатой еврейской семье. Его художественное дарование проявилось в раннем возрасте, и он был отдан родителями на учение в мастерскую резчика по дереву.

Около трех лет трудился юноша под руководством виленских резчиков по дереву, выполняя иконостасы для церквей. Па его работы обратили внимание местные влиятельные лица, и на их средства Антокольский поехал в Петербург.

Здесь он поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Первым его руководителем стал известный скульптор Н. С. Пименов. После смерти Пименова Антокольский занимался в мастерской гравера и скульптора И. И. Реймерса. Еще в годы пребывания в Академии Антокольский сблизился с молодым И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. В.

Стасовым, композиторами А. Н. Серовым и М. П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.

Идейность содержания, стремление к художественной правде явились основой его взглядов на искусство.

«Правда в искусстве — выше всего, — писал Антокольский В. В Стасову, — но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным».

Уже в произведениях, созданных в период академической учебы — горельефах «Еврей-портной» (1864), «Еврей-скупой» (1865), «Нападение испанской инквизиции на евреев» (1863-1869), Антокольский, отбросив далекие от жизни традиции Академии, показал себя художником, ищущим новой, оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. В начале 1870-х годов Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений статую Ивана Грозного, которая была экспонирована на Первой передвижной выставке. Эта статуя изображала Грозного в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика — книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных врагов.

Работая над «Иваном Грозным», скульптор основательно подорвал здоровье и поэтому после окончания Академии вынужден был уехать лечиться за границу. Живя в Риме, он создал второе крупное произведение — статую «Петр Первый» (1872).

Образ дальновидного и решительного преобразователя России Антокольский как бы противопоставил психологически противоречивому образу Грозного. Созданная к 200-летпю со дня рождения Петра, эта статуя послужила проектом памятника, установленного в Таганроге и Архангельске.

Меньший ее вариант украсил Нижний парк Петродворца (Петергоф).

В годы пребывания за границей Антокольский обращался к темам морально-философского содержания («Христос перед судом народа», 1874 1876; «Смерть Сократа», 1876; «Спиноза», 1882; «Мефистофель», 1883, и другие).

Наиболее удачное из произведений этого плана — «Христос перед судом народа», в котором скульптор стремился показать Христа реформатором, «восставшим за правду, за братство, за свободу». В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории.

В 1889 году им была закончена статуя «Нестор-летописец». Почти одновременно с этой работой он исполнил статую «Ермак Тимофеевич» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Антокольский не раз принимал участие в конкурсах на проекты монументальных памятников (например, на памятник Пушкину). Им был исполнен ряд надгробий. Много времени уделял он портрету (портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева и др.). Умер Антокольский в Германии, но похоронен был в Петербурге.

До конца своих дней он оставался верен Родине. «Вся душа моя, — писал он Стасову, принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня…»

Творчество Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1973 год

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/904-antokolskiy.html

Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО

Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты

Валентин ДОМИЛЬ, Акко /источник/

Марк Матвеевич Антокольский

Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов Вильнюса — В.Д.) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

«Моя страсть, — вспоминал Антокольский, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее».

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.

Антокольский. Еврей портной 1864

Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.

Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А.А.Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.

Анткольский. Скупой

Яркое дарование Антокольского произвело большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.

* * *

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н.С.Пименов и И.И.Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской же историей.

Довольно быстро Антокольский смог проявить себя. В 1864 году он получил Вторую серебряную медаль за горельеф «Еврей-портной». Год спустя ему была присуждена Первая серебряная медаль за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

Внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

«Таких вещей, — писал В.Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

* * *

Антокольский. Иван Грозный 1870 г.

Вершиной творчества Антокольского стала статуя «Иван Грозный». Работу над ней Антокольский окончил в 1870 году.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

В газете Санкт-Петербургские ведомости И.С.Тургенев писал:

«По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, изображенного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось до сих пор в этом роде».

По единодушному мнению критиков, Антокольскому удалось избежать, традиционно связанной с образом Грозного «канонической риторики» и добиться исполненной драматизма, глубоко реалистичной передачи «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Об Антокольском заговорили как о большом мастере «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но… еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1871 году статуя была выставлена в одном из залов Академии художеств.

Толпы людей собирались у дверей Академии, желая увидеть вызвавшую многочисленные толки статую. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».

* * *

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал из России. Тогда было принято отправлять отличившихся студентов на стажировку в Италию.

Некоторые авторы связывают отъезд Антокольского с ухудшением состояния здоровья. Сказались напряженная работа и скверные условия жизни.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

Позднее Антокольский вспоминал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

М.Антокольский. Петр I

Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры в Третьяковской галерее и Русском музее.

* * *

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.

Практически ежегодно появлялись новые статуи — «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.

М.Антокольский. Барух Спиноза 1882

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

* * *

Критики и искусствоведы выделяют несколько периодов в творчестве Антокольского. Первый период был ознаменован появлением статуй Ивана Грозного и Петра Первого. Антокольский был увлечен переломными в истории России эпохами. И смог найти необходимые непохожие друг на друга средства для изображения их ярких представителей.

Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

«Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений. Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

В их числе «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа», «Мефистофель».

В июне 1873 года Антокольский писал Стасову из Рима: «…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…»

Антокольским выполнены портреты В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Половцева, С.П.Боткина, С.И.Мамонтова.

* * *

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Можно сказать, символ национального возрождения.

Читайте также:  «цветы в вазе», жан батист симеон шарден — описание картины

М.Антокольский. Нестор летописец 1890 г.

Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

«Ради Бога, избранный народ, — писал Куприн, своему другу Батюшкову, — иди в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты — куда хотите! Но не трогай нашего языка, который вам чужд и который даже от нас, им вскормленных, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения».

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

Изваял там «Спор о Талмуде» или «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» — и продолжай в том же духе. Никто возражать не будет. Что же до всего остального — так извини и подвинься.

* * *

В 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. К отъезду его подтолкнуло прогрессирующее ухудшение состояния здоровья и провал его персональной выставки в Петербургской Академии художеств.

В части своей его последние работы были не поняты и не приняты критикой. В части же в прессе появились многочисленные статьи откровенных антисемитски настроенных, недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

Антокольский продолжал считать себя русским художником:

«Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила», — писал Антокольский В.В.Стасову.

* * *

Repin_portrait-of-sculptor-antokolski-1866

Считая себя русским художником, Антокольский, никогда не отрекался от еврейства. До конца дней он соблюдал еврейские религиозные традиции.

Во время учебы в Академии Репин и Антокольский жили в одной комнате. Репин изобразил скульптора в религиозном облачении за утренней молитвой.

Судьба соплеменников волновала скульптора. Во время еврейских погромов он обратился с письмом к Тургеневу и некоторым другим деятелям русской культуры с призывом встать на защиту евреев.

Антокольский опекал начинающих художников-евреев. Ратовал за предоставление им возможности получения художественно-промышленного образования. Добивался создания в Европе еврейской художественной школы.

* * *

Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Французское правительство наградило скульптора командорским крестом Почетного Легиона.

* * *

Умер Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). У него обострилась болезнь лёгких. Добила Антокольского смерть единственного сына. После, глубоко потрясшей его потери, он уже не смог оправиться.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.

* * *

Общество поощрения художеств 22 декабря 1902 года собралось, чтобы почтить память скульптора. Была исполнена специально написанная по этому случаю кантата.

В газетах было опубликовано сообщение Стасова. В нём говорилось: «В заключение хор синагоги под управлением М.И.Шнейдера исполнил высокоталантливую кантату в память Антокольского (речитатив и хор), музыка для которой, с аккомпанементом фортепиано и валторны, была сочинена А.К.Глазуновым и А.К.Лядовым. Текст для этой кантаты был сочинен Сам. Яковл. Маршаком».

Стихи были написаны Маршаком по просьбе опекавшего его Стасова. Маршаку было в ту пору 15 лет. Они навеяны образами ТАНАХа.

В статье Алексея Сперанского-Маршака приводится текст Кантаты:

«Рече Господь: «Да будет муж великий! Его весь мир недаром ждет. Я одарю его высокою душою, И под его творящею рукою Холодный мрамор оживет!» И вот явился он. К своей желанной цели Чрез край неведомый повел он свой народ, И мощно раздалось над смолкнувшей землею Его «вперед», бесстрашное «вперед». И встал он, и пошел.

И на пути великом Погибших воскрешал, и камню душу дал, И сердце в нем зажег. Свершен высокий подвиг, И гений пал!.. И застонал народ: «Кого похоронил я? Кто одинок в сырой земле лежит, И чья рука протянута недвижно, Чью грудь огонь не оживит?» Но не исчезнет он из памяти народной.

О нет! И будет он как радуга сиять, И яркою звездою путеводной

Наш мрачный путь он будет освещать.

Источник: http://toraart.com/index.php/ternii-i-zvezdyi-marka-antokolskogo/

Скульптор Антокольский Марк Матвеевич: биография, семья, работы

В статье поговорим о скульпторе Антокольском. Этот человек прославился своими удивительными творениями, которые стали любимы многими. Как жил Марк Матвеевич, какой была его жизнь? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Детство

Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября. Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство. У Марка было 8 братьев и сестер. Все они родились в еврейской семье. Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми.

При этом большое внимание уделялось религии. Однако она не особо интересовала маленького Марка, который с ранних лет чувствовал интерес к рисованию. Поскольку мальчик рисовал, что хотел и где хотел, родители отнеслись к его увлечению поначалу несерьезно, а потом негативно.

Однако причина была не только в этом – они не хотели видеть в своем отпрыске художника. Тем не менее время шло, и родительское сердце смягчалось, когда они смотрели на старания своего чада. Когда Марк подрос и уже явно обладал талантом к рисованию, его направили учиться к резчику по дереву.

Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя. Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие.

Будущим скульптором Антокольским заинтересовалась жена виленского генерала В. Назимова, которая помогала молодым дарованиям. Именно благодаря ее упорству и связям Марка приняли учиться в Академию художеств. Ему было позволено стать вольнослушателем в скульптурном классе.

Первые достижения

Уже в 1864 году Марк Матвеевич Антокольский получает серебряную медаль за созданный им горельеф «Еврей-портной». Спустя еще четыре года напряженного труда парень получает золотую награду за горельеф под названием «Скупой».

Кстати, уже во время обучения в Академии художеств парень отлично владел русским языком, а также активно интересовался русской литературой и историей. При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише.

Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес — молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении. Княгиня Мария Николаевна, которая была покровительницей Академии художеств, пришла в неописуемый восторг при виде работы Марка.

Именно она рассказала о талантливом молодом человеке императору Александру II, на которого статуя повлияла так же. Он даже решил приобрести ее для Эрмитажа и отдал за работу 8 тысяч рублей, что по тем временам было огромнейшей суммой денег.

Антокольский Марк Матвеевич, биографию которого мы рассматриваем, после окончания Академии решил отправиться в Париж и Рим. Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. Так сказать, практика.

Считалось, что для того, чтобы человек стал хорошим мастером и сумел привнести что-то новое, он должен был увидеть работы лучших творцов в оригинале и полностью окунуться в культурную атмосферу.

Памятник Петру 1 в Таганроге был задуман скульптуром ещё во время его обучения в Академии, но работу над ним он начал только в Риме. Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии.

Уже в 1878 году он демонстрирует свои лучшие творения на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших.

Скульптор Антокольский получил наивысшую из возможных наград и орден Почетного легиона. Через некоторое время мужчина уже был членом-корреспондентом ряда академий Западной Европы: Лондонской, Венской, Берлинской и др.

Поздние годы

В 1889 году мужчина создает статую «Нестор-летописец». Спустя 2 года скульптор завершает еще две значимые работы: статую из бронзы «Ермак» и майолику «Ярослав Мудрый».

Кроме скульптуры, Марк в последние годы много писал. Его статьи по искусству публиковали самые разные журналы Европы. В 1887 году вышла в свет его «Автобиография», а незадолго до собственной кончины он написал роман «Бен-Изак», который посвятил жизни евреев.

После смерти великого человека была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи».

Умер Антокольский во Франкфурте-на-Майне, но некоторые утверждают, что он предался небесам в городке Бад-Хомбурге. Похоронили его на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге. Стоит отметить, что с детства мужчина был верующим человеком, каким и остался до конца своих дней, соблюдая обычаи иудаизма. Надгробный памятник украшен изображениями свитка Торы, менора и Звезды Давида.

Семья

Что касается семьи, то у скульптора не было ни жены, ни детей. Его семьей считается племянница Елена Тарханова, которая тоже была художницей. Женщина была замужем за известным физиологом Иваном Тархановым. С Антокольским они были родственными душами, поэтому всегда поддерживали связь, вместе переживали творческие кризисы.

Интересные факты

Скульптуры Марка Матвеевича Антокольского очень известны. Такой талантливый человек имел много последователей. Двое из них — это Борис Шац и Илья Гинцбург.

Первая скульптура российского производства, которая была куплена на Западе, – работа Антокольского «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Приобретена работа была в Кенсингтонский музей.

В Иерусалиме есть улица, которая названа в честь М. Антокольского.

«Ермак» и «Иван Грозный»

Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского — «Ермак». Для начала стоит сказать, что все свои работы скульптур выполнял в стиле реализма, отчего они и являются такими притягательными. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений. Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году.

Ермак Тимофеевич – историческая фигура. Известный казак-атаман, который руководил завоеванием Сибири для государства Русского. Совсем неудивительно, что Марка, который так интересовался русской историей, привлекала фигура Ермака. А саму идею ему подала круглая дата – трехсотлетие со дня покорения Сибири.

При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху».

Несмотря на то что в литературе было достаточно описаний этого героя, Антокольский хотел передать живой образ, показать эмоции. Перед ним стояла задача создать образ, который бы олицетворял силу духа всего русского народа.

Поразительно, но Марку Матвеевичу действительно удалось все это воссоздать в чертах лица одного единственного человека. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью. Примечательно, что доспехи воина выполнены с огромной точностью и исторической достоверностью.

Очень много сил и времени было потрачено на создание этой дивной скульптуры, но оно того стоило.

Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям. Царь восседает на высоком троне, его плечи укрыты мягкой шубой, а у его ног – власть над всей страной.

Поразительно, как в одной скульптуре Марк Антокольский умел изобразить практически все, что пережил человек и что было для него важно. Во время своего правления царю пришлось пройти через многое, отчего он в старости был в ужасе.

Однако признаваться в своих ошибках царю очень сложно, оттого и наклонена его спина, делающая его похожим на угрюмого старика. Несмотря на осознание своих грехов, он не может просить прощения, отчего ему становится еще тяжелее.

Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»

Задумка родилась у автора в 1874 году. Известно, что многие работы этого творца наполнены внутренним драматизмом, особенно это касается статуй мыслителей древности. Создана данная работа была в 1877 году.

Читайте также:  Музей футбольного клуба «барселона», испания

У Сократа был выбор: отречься от своих взглядов или умереть. Мыслитель выбрал второй путь. Задача скульптура была в том, чтобы изобразить стойкое угасание жизни и величие нравственного подвига. Сам Марк Матвеевич говорил, что хотел создать скульптуру в момент смерти Сократа, чтобы изобразить великий трагизм того, как человек гибнет за свои идеи.

Мы поговорили о жизни и творческом пути скульптора Антокольского. Жизненный путь его был полон не только ярких событий, но и преград. Несмотря на какие-то внутренние конфликты, мужчина упрямо шел вперед и занимался любимым делом, доводя его до совершенства.

Источник: http://fb.ru/article/327048/skulptor-antokolskiy-mark-matveevich-biografiya-semya-rabotyi

Марк Антокольский: биография, фото, личная жизнь

Работы Марка Антокольского — неоднозначные и новаторские для своего времени — критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II.

Слишком смелый для Академии художеств

Марк Антокольский родился 26 июня 1843 года в Вильне (сегодня — Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей — он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве.

За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына.

В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех».

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора.

В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев».

Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи.

Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«…Заснул бедным, встал богатым»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство… О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский.

В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм.

Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного. Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую.

Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года.

Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну — президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II.

Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей — по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым, Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

Антокольский — почетный член западноевропейских академий

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного.

Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим.

А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех.

По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир, а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске.

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу».

Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа.

К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов.

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни.

В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ», создать надгробный памятник княгини Марии Оболенской, барельеф «Безвозвратная потеря» и другие работы.

В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора.

Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9427/mark-antokolskii

Антокольский Марк Матвеевич

И.Н. Крамской. Портрет скульптора М.М, Антокольского. 1876 г.

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843—1902) — российский деятель культуры, скульптор, близкий к передвижникам и композиторам «Могучей кучки».

С 1880 г. — профессор, а с 1893 г. — действительный член Петербургской АХ. В 1870—80-х гг. работал в Италии и Франции. Был избран в почетные члены Парижской, Берлинской и Урбинской (Италия) АХ. Кавалер (1878), командор (1900) французского ордена Почетного легиона.

Автор ряда произведений на исторические сюжеты: «Иван Грозный» (1870), «Петр Великий» (1872), «Яестор-летописец» (1889), «Ермак» (1891).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 19.

Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902). Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье.

Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию — лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств.

В Петербурге художник сближается с передовыми представителями русской культуры: И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился Антокольский в классе Н. С.

Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы «Еврей-портной» (1864, ГРМ) и «Еврей-скупой» (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. «».

Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» (1869, ГТГ).

Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя «Иван Грозный» (1871, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке.

Образ «мучителя и мученика», как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным.

Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного

только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». Лишенная канонической риторики, скульптура «Иван Грозный» по-настоящему драматична реалистической передачей «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Триумф Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов.

В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден отправиться за границу — в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжает на родину.

Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. «», — писал Антокольский В. В. Стасову.

По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, «мужавшей с гением Петра».

Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее.

Сравнение двух почти одновременно созданных произведений — «Иван Грозный» и «Петр I» — наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.

Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной «скульптурной галереей» крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. «Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, — писал В. В. Стасов. — Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

Первым в ряду новых образов предстает «Христос перед судом народа» (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX веке». Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие.

В образе, созданном Антокольским, — трагизм «реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев», который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. В облике Христа — немой укор: «Что вы со мной сделали?» и решимость убежденного проповедника: «Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют».

Читайте также:  Пейзаж с кающейся марией магдалиной, клод лоррен

Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой «трудной простоте» образа и стремится Антокольский. «В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной…

» При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее — это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы «Смерть Сократа» (1875, мрамор, ГРМ) и «Спиноза» (1882, мрамор, ГРМ). Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.

Его «Мефистофель», названный ранее «XIX век» (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение — мрамор, ГТГ), — не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность .

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище Monte Testaccio в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; в памятнике выражено сильное и искреннее чувство.

Большое значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: «» Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.

В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую «Нестор-летописец» (1889, мрамор, ГРМ). В 1891 году он завершает еще две работы — майолику «Ярослав Мудрый» (ГРМ) и бронзовую статую «Ермак» (ГРМ). В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял «будущность России».

Если Ярослав — средоточие напряженной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то «Ермак» — весь мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю Сибири.

«Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе», — писал скульптор В. Стасову.

В 1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В. Стасова, скульптор тяжело переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.

В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм («Сон», «Мечта», «Русалка», «Спящая красавица»).

М. М. Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.

Использованы материалы статьи Дмитриенко А.Ф. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/antokol_mm.php

Антокольский Марк Матвеевич

Другие известные скульпторы

Марк (Мордух) Матвеевич Антокольский родился 2 ноября 1843 года в городе Вильне в бедной еврейской семье. Родители его содержали небольшую харчевню. Кроме младшего сына Марка, в семье было еще шестеро детей.

Уже будучи известным скульптором, Антокольский вспоминал свое детство редко, неохотно и с содроганием. О матери Антокольский отзывался с нежностью. Отец, по его воспоминаниям, был человеком жестоким и грубым.

 

Портрет работы Васнецова

С юных лет проявилось художественное дарование Антокольского. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки людей и животных.

Увлечение мальчика было непонятно родителям, но они все же отдали сына в ученики в мастерскую резчика по дереву.

Усердно и старательно там работая, Антокольский в свободное время вырезал головы Христа и Богоматери, скопировав их с гравюры Ван Дейка. 

В судьбе молодого скульптора приняла участие А.А. Назимова, жена виленского генерал-губернатора, женщина просвещенная и любящая искусство. С трудом преодолев сопротивление отца Антокольского, она добилась его согласия на отъезд сына в Петербург. 

Антокольский приехал в столицу в 1862 году и определился вольнослушателем в Академию художеств. Его способности заметил известный скульптор, профессор Академии Н.С. Пименов и взял в свой класс. После смерти Пименова учителем и наставником Антокольского стал гравер и скульптор И.И. Реймерс, о котором ваятель всегда вспоминал с большой благодарностью. 

В Академии художеств Антокольский попал в среду передовой демократически настроенной молодежи, выступавшей за новое, реалистическое искусство. Утверждение основ реализма проходило в упорной борьбе с официальным искусством, оплотом которого была Академия художеств.

Убежденный сторонник реализма, Антокольский уже для своих ранних работ, созданных в годы обучения в Академии художеств — горельефов «Еврей-портной» и «Еврей-скупой», черпал темы из хорошо знакомого ему с детства быта. Горельефы были исполнены непосредственно с натуры в Вильно во время летних каникул.

В этих первых произведениях проявляется индивидуальность и самостоятельность Антокольского. 

«Иван Грозный»

Исполненные, в отличие от академических произведений того времени, в реалистической манере, горельефы своими сюжетами и мастерством сразу привлекли внимание художественных кругов и вызвали восторженный отзыв передовой критики. Руководство Академии художеств вынуждено было признать выразительность образов, мастерство исполнения горельефов и посчитаться с общественным мнением. За эти работы Антокольский получил Малую серебряную медаль и стипендию. 

Последовательное осуществление Антокольским реалистических принципов в своей творческой практике вызвало нарастание конфликта с Академией. Ваятель на время оставляет ее.

Когда он через некоторое время снова возвращается в Академию, то отходит от жанровой тематики. Героями его произведений становятся крупные исторические личности.

В семидесятые годы он обращается к образу Ивана Грозного. 

АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙ

Собственное видение и понимание Грозного вызывали у скульптора желание поскорее взяться за дело. Но о какой работе могла идти речь, если у Антокольского не было постоянной мастерской, где бы он мог делать вещь крупного масштаба. После многих и унизительных хождений по начальству Антокольский получил небольшую каморку на четвертом этаже академического здания. 

Непосильный труд в сырой и холодной мастерской, требовавший большого творческого и физического напряжения, резко ухудшил и без того некрепкое здоровье Антокольского. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась. 

Антокольский отказывается от ложной патетики и пафоса, свойственных в то время парадной форме царского портрета, и раскрывает противоречивость Грозного как исторической личности на основе глубокой психологической характеристики. 

Еврей-портной. 1864. Горельеф. Дерево

Грозный изображен в момент тревожных раздумий. На нем монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла. На коленях царя поминальный синодик, но он не читает его.

Под нависшими бровями как бы застыл суровый сосредоточенный взгляд, худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением.

Большую роль в раскрытии психологической характеристики Грозного играют руки одной он сжимает четки, другой судорожно схватился за подлокотник кресла. 

Композиция статуи замкнута, она как бы имеет свое пространственное ядро, вокруг которого концентрируются ее основные объемы. Это придает образу сосредоточенность, углубленность.

Статуя устойчива и в то же время некоторая композиционная асимметрия сообщает ей оттенок динамизма. Тяжелые формы драпировок нижней части статуи контрастируют с пластическим ритмом легких складок подрясника в верхней ее части.

Рельеф скульптуры, то глубокий и мощный, то лишенный больших пространственных захватов, предопределяет контрастную пластику статуи. 

В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Успех «Ивана Грозного» был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок.

Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры. Еще ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи. Статуя вызвала большой интерес русской и зарубежной печати.

Ее критиковали, ею восторгались, о ней спорили, ее репродуцировали на страницах художественных изданий. 

История жизни Марка Матвеевича Антокольского

В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. К скульптору приходит большой успех. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И.С. Тургенева и В.В. Стасова. 

Статую посмотрели президент и вице-президент Академии художеств — великая княгиня Мария Николаевна и князь Г.Г. Гагарин. Она произвела на них большое впечатление, и великая княгиня уговорила брата Александра II посетить мастерскую Антокольского.

Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе.

Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика. 

В 1871 году Антокольский уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся еще во время создания образа Грозного, — начал лепить статую Петра I.

В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Петр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность. В июне 1872 года статуя была окончена.

Она приняла участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра I. 

«Скупой»

Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии.

Поднятая голова, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде.

Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором. 

В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы. Начиная с этой работы, Марк Матвеевич будет ставить перед собой одну из сложнейших задач воплощение в мраморе или бронзе высокой нравственной красоты. 

На работу неизвестного итальянцам русского скульптора обратили внимание многие итальянские газеты и журналы. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме. Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Это вполне гениальная вещь». 

М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г

Еще в 1874 году скульптор задумал другую статую — «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке. 

В 1877 году Антокольский переехал с семьей в Париж. Через год он уже участвовал в Международной выставке. Марк Матвеевич удостоился высшей премии — Большой золотой медали. Затем его наградили орденом Почетного легиона и единогласно избрали членом-корреспондентом Парижской академии художеств. 

В это время Антокольский решается на создание образа Мефистофеля. Его ведет желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев.

Непрестанная работа шла в течение всего 1883 года. Мефистофель одиноко сидит на острой скале.

«Это, — писал скульптор, — наш тип, нервный, раздраженный, больной, который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего…» 

Надгробие на могиле Антокольского

В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. Еще в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена.

Скульптор запечатлел Нестора сидящим за деревянным столом в естественной и непринужденной позе. Чуть ссутулилась спина летописца. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо.

А взгляд сосредоточен и задумчив. 

Другим историческим деятелем, к которому вскоре обратился Антокольский, был русский князь Ярослав Мудрый. В этой работе скульптор достиг настоящей правдивости, пластической красоты и выразительности образа. 

В 1886-1891 годах Антокольский работает над статуей Ермака.

Умер Антокольский в 1902 году в Германии, а похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище. 

Источник: http://tunnel.ru/post-antokolskijj-mark-matveevich

Ссылка на основную публикацию