Автопортрет с сестрой, в. э. борисов-мусатов, 1898

«Автопортрет с сестрой» Виктор Борисов-Мусатов, 1898 год

Вернуться к списку

«Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство, и кажется мне, что я на необитаемом острове, и никакой действительности не существует». Это слова Виктора Борисова-Мусатова — художника, которого называли вдохновенным певцом фантазии. Его картины исполнены красоты и изящества, которых судьба жестоко лишила самого живописца.

В 1873-м году, в возрасте трех лет, маленький Виктор получил тяжелую травму позвоночника. Последствия несчастного случая были ужасны: у мальчика начал расти горб.

Проблемы со здоровьем у Борисова-Мусатова не прекращались в течение всей жизни, но увечье наложило не меньший отпечаток и на характер будущего художника.

С самых ранних лет у него проявлялась склонность к одиночеству, замкнутости и мечтательности. В тиши уединения Виктор начал рисовать.

Неустроенность окружающей действительности, мечта о совершенном, гармоничном мире, стремление укрыться в идеальной стране, созданной воображением: на рубеже XIX-XX веков подобные настроения захватили многих представителей русской художественной интеллигенции. Борисов-Мусатов также не принимал современные ему реалии, и в своем творчестве обращался к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков. «Это просто красивая эпоха», — говорил сам художник.

Картину «Автопортрет с сестрой» (1898) Борисов-Мусатов написал, вернувшись в родной Саратов из Парижа, где он занимался в частной художественной школе Фернана Кормона и знакомился с художественными исканиями импрессионистов и символистов. Но уже в этом первом крупном произведении Борисова-Мусатова продемонстрировано стремление освободиться от каких-либо влияний и идти своим путем.

«Автопортрет с сестрой» — картина, не имеющая аналогов в русском портретном искусстве по своему композиционному построению. Центральное место автор отводит задумчивой молодой девушке в старинном белом платье — своей младшей сестре, четырнадцатилетней Елене. Себя же художник изображает сбоку.

Его фигура, срезанная краем холста, словно не помещается и уходит за пределы картины.

Почему Борисов-Мусатов поступил так? Хотел ли он создать ощущение жизненности, как будто случайно увиденной сцены? Или же стремился спрятать собственный облик, скрыть свою жизнь и несчастье от других? Мы никогда не узнаем этого: художник работал тайно, никому не показывая своих этюдов и эскизов и даже не говоря о них. Не потому ли и пейзаж на картине создает ощущение отчужденности, обособленности людей в тихом уголке сада от всего остального, чуждого им мира? Где-то там, за этими стоящими стеной деревьями, время стремит свой бег, а здесь оно остановилось…

С «Автопортрета с сестрой» начался яркий, но, увы, трагически короткий творческий путь Борисова-Мусатова. Художника, глядя на полотна которого, по утверждению его современников, «начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью».

Пресс-служба Русского музея347-87-21

press@rusmuseum.ru

Портрет Анны Павловой. Валентин Серов
Иван Шишкин
Домовый храм Архистратига Михаила
«Масленица» Борис Михайлович Кустодиев
«Русская зима» Никифор Крылов

Источник: http://cityguidespb.ru/iskusstvo/kartiny-i-istorii/929-avtoportret-s-sestroy-viktor-borisov-musatov-1898-god.html

Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Саратов. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Изначально здесь была пограничная крепость, но постепенно она преобразилась в купеческий город.

К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между
«ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями», и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.

И, тем не менее, саратовская земля дала миру Борисова-Мусатова, Уткина, Кузнецова, Петрова-Водкина.

Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, да так сильно, что со временем у него стал расти горб. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.

Этому способствовала безграничная родительская любовь. До наших дней сохранилась самодельная книжечка П.П. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.

Рисовать он начал в шесть лет. “Около Саратова на Волге есть остров, — вспоминал позднее сам Борисов-Мусатов. — Этот остров называется Зелёным. В детстве он был для меня чуть ли не “Таинственный остров”. Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой”.

С 11 лет Виктор – ученик второго класса Саратовского реального училища. Учиться мальчику нравилось, но особенно старателен он был в черчении и рисовании. Контурные карты в его исполнении становились целыми картинами. Море около берегов обводилось необыкновенно живописной краской, горы растушевывались с удивительной тщательностью, реки и озера покрывались волнами.

В училище Виктор обзавелся большим количеством друзей. Ребята к нему относились по-доброму, не смеялись над его бедой, да и Виктор «…был великолепный товарищ, всегда отзывчивый и даже, насколько я помню, веселый, что придавало особенную трогательность его маленькой фигурке», – вспоминал впоследствии один из его соучеников.

С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Художественной школы в Саратове не было. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков живописи. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. И, несмотря на то, что здоровье его было слабым, а от нагрузок сильно болела спина, Виктор решает навсегда связать свою жизнь с живописью.

Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств.

Читайте также:  Скульптуры красноярска: фото скульптур и их описание

Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи.

Там впервые он встретится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей.

После окончания МУЖВЗ Борисов-Мусатов хочет продолжить свое художественное образование. Для этого он готовится к поездке во Францию. Но сердце все время напоминает о Елене Владимировне. Он предлагает ей ехать вместе. Но нет…Ее чувств к нему еще слишком мало, чтобы отважиться на такой поступок. И он едет один.

Три зимы Борисов-Мусатов проводит в Париже.

“Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах”.

Так значимо было все то, что этот усердный ученик и неутомимый исследователь нашел в современном французском искусстве. Больше всего Борисов-Мусатов интересовался импрессионизмом и художниками-символистами.

Но каждое лето он проводил в родном Саратове, в окружении родных – матери и младших сестер. Особенно он был близок с сестрой Еленой. Она была его самая частая модель.

Для нее мать по просьбе художника сшила платье под старину, а кринолин Виктор сделал сам. Ему очень нравится этот женский образ – чистый, неотмирный, из каких-то далеких времен.

“Женщина в старинном платье с кринолином менее чувственна и больше похожа на облака и на деревья…” – считал Мусатов.

В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей.

Но где же взять натуру, где взять моделей? Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное! «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.

Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?»- пишет художник. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Ученичество позади.

Надо искать себя и пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает покоя художнику. “Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е.

не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из “некрасивости” новую Красоту”.

А за натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой.

По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов “усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин”. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной “Водоем”: “Мы пришли к Виктору из мутной жизни.

Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. “Как хорошо… Боже, как хорошо!” – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден.

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный”.

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она помогала давать названия картинам. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Станет книжным графиком. Доживет до 1991 года.

По воспоминаниям сестры В. Э.

Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре — предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты.

В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений».

Читайте также:  Автопортрет, якопо тинторетто, около 1588

Мусатов много работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его стиль приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но есть верные друзья.

Они не оставляют его, зная, как трудно живется семье художника. Особенно близки им были Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович станет одним из первых биографов Борисова-Мусатова.

А Надежда Юрьевна была одной из постоянных моделей художника и просто очень близким по духу человеком. Поэтому ее ранняя тяжелая кончина не могла не отразиться на художнике.

“Ее смерть, – писал он, – примирила меня со смертью вообще… В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие”.

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. А в родном Саратове чудом уцелел флигель, в котором Борисов-Мусатов жил еще до отъезда во Францию. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н.

Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику.

Источник: https://www.pravmir.ru/prosto-krasivaya-epoxa-viktor-elpidiforovich-borisov-musatov/

Виктор Борисов-Мусатов

    Только подлинные поэты владеют даром втягивать в заколдованный круг своих капризных и властных хотений, и Мусатов был, несомненно, подлинным поэтом.       И. Грабарь

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником.  Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.

Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал  расти горб. Но несчастье  не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.  Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь.

Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.

   В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником  второго класса Саратовского реального училища  и  художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил  черчение и рисование.  В училище у него появилось огромное количество друзей.

Окно

   С четырнадцати  лет Виктор занимается  только живописью.  Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает  связать свою жизнь с живописью.

Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Мальчик с собакой

Девушка, освещенная солнцем

Агава

    В шестнадцать лет он  бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург.

В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу  Елену Владимировну Александрову.

Сидящий мальчик

   После окончания школы  Борисов-Мусатов жаждет  продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж.

   Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.

   Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он  занимался в мастерской у прекрасного педагога  Ф. Кормона,  внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

Автопортрет с сестрой

   Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о  прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

   Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899),  «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен.

Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями  этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы.

Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.

Цветущие вишни

Весна

   В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы  можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

   В этом же году художник  с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни.

Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т.

Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Две дамы

Читайте также:  Музей чая и кофе, лондон, англия

Гармония

За вышиванием

Осенний мотив

   Мусатов усердно работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но, к счастью, у него есть верные друзья. 

   Близкие друзья семьи —  Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна часто позирует  художнику.

Дама в голубом

Водоем

Колокольчики

На террасе

Девушка в ожерелье

Изумрудное ожерелье

Аллея

Женщина в голубом платье

Венки васильков

Реквием

Осенняя песнь

Девушка с агавой

Гобелен

Прогулка при закате

Одиночество

   Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

   Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43689928461/next

Картины художника Борисова-Мусатова

«Весна» 1901

Факты биографии Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  (1870-1905), — известный русский живописец, один из самых значительных и ярких  представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2  апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных,  но приписавшихся к мещанскому сословию.

Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .

С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников,   1904 — член Союза русских художников. Борисов-Мусатов  выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и «Мира искусства».

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.

Творчество Борисова-Мусатова

В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый «декоративный пленэризм»).

В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана  насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.

Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

В своём творчестве Борисов-Мусатов  соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение  в поле миражей и ностальгических грез.

Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и  Слепцовка  ).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в  неком потустороннем царстве сна.

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой,  особой, «тающей» легкости мазка.

Наследие

Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-04), «Куст орешника» (пастель, 1905), «Кавалер, читающий стихи » (1899).

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза«, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Современники о художнике

«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминает  И. Грабарь о своём близком друге

«Борисов-Мусатов был  болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет».

«Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый.

«Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.

Автопортрет

«Автопортрет с сестрой» 1898

«Гобелен» 1901

«Осенний мотив» 1899

«Водоём» 1902

«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903

«Дама в голубом» 1902

«Окно»

«Натюрморт. Цветы» 1902

Куст орешника

«Колокольчики» 1903

Женщина на солнце

В ожидании гостей

«Женщина в голубом» 1905

За вышиванием

«Кавалер, читающий стихи» 1899

Майские цветы

«Парк погружается в тень» 1904

«Прогулка при закате» 1903

«Реквием» 1905

Прогулка

«Осенний мотив» 1901

«На балконе»

Молебен на станции железной дороги

Капуста и ветлы

Девушка с агавой

Девушка на балконе

Девушка в ожерелье

Девушка в желтой шали

Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901

Дама в кресле-качалке

«Призраки» 1903

«Изумрудное ожерелье»

«Агава» 1897

«Мотив без слов» 1900

«Гармония» 1900

«Дама в голубом» 1904

«Розы и сережки» 1901

«Цветы» 1894

Сон божества

Info:

Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html

Ссылка на основную публикацию