Белая лошадка. нормандия, василий дмитриевич поленов

Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927)

Художник света и воздуха Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927)

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит»

    Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная.

В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, — писал о нем Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни.

Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков (а в последствии историков искусства), зрителей и друзей художника. В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».  Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись более подробно с его жизнью и творчеством. Но если следовать логике Грабаря, то окажется, что в Поленове, «сидели» не три, а, может быть, четыре и пять художников, поскольку помимо живописи он обращался, и довольно успешно, к другим областям творчества — архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству.

Поленов родился в Петербурге 1 июня 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом, членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. 

Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А.

Львова, воспитанная после смерти родителей в доме Гавриила Романовича Державина, хорошо знала русскую историю, народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины.

Вера Николаевна поощряла увлечение живописью своих внуков, устраивала обычно среди детей конкурсы наподобие академических, присуждая за лучшую работу «медаль».

  Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — и определила дальнейший жизненный путь Василия Поленова.

Павел Петрович Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств. Он требовал от своих учеников пристального изучения натуры, сумел передать им главное -профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы.

Но от учебы до выбора профессии художника путь был еще очень далекий.

Этот выбор и заставил Василия Поленова отойти от «нормальной» проторенной предшествующими поколениями его семьи дороги, связанной с государственной службой, что, в конце концов, могло бы привести к появлению еще одного Поленова-сенатора (сенатором был дядя художника -М.В. Поленов).

Во всяком случае, без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни. И, после долгих колебаний в 1863 году он, окончив Петрозаводскую гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольно-приходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, — анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.

Не прекращал Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного, театра и концертов (к этому времени относится первое знакомство Поленова с музыкой Вагнера — увлечение искусством великого композитора-романтика, выступавшего в 1863 в России с концертами, сохранилось на всю жизнь), но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Василий Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью.

В 1867 он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентам университета, но теперь уже юридического факультета.

«Я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т.д. — и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.»

Дворик

Летом 1867 Василий Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран.

Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации, которую он защитит в университете.

В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья» и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему «Воскрешение дочери Иаира» он готовит вместе с Репиным.

«Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сплотилось именно на этом принципе.»

Старая мельница

Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному. Они с блеском, почти на равных, справились с заданной программой.

Хотя картина Поленова не уступала репинскому полотну по колористическим достоинствам и мастерству организации композиции, она носила черты жанровости и несколько проигрывала в глубине и значительности замысла.

Однако многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.

И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки- В 1871 году Поленов оканчивает университет -сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию «О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». Тема эта, безусловно, не случайна. Она связана как с личным знакомством автора с народными художественными промыслами, так и с идейным движением эпохи — широкой волной тяготения к национальному в искусстве.

Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг?

Парк в Ольшанке

  Пятилетний период путешествий (1872-1876) по Германии, Италии и Франции сыграл в творческом развитии В.Д. Поленова очень важную роль — большую, чем для находившегося вместе с ним за границей Репина, который к этому времени уже нашел свою линию в искусстве.

Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более «открытым» заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции.

Посещая старинные немецкие рыцарские замки, Поленов делает множество зарисовок, они потом лягут в основу его замысла картины «Право господина» (1874); а посещение им русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой были использованы пейзажи Боголюбова, найдет позже отклик в работе художника над циклом картин «Из жизни Христа» (1899-1909).

 Но наиболее сильное впечатление произвела на него «Venezia la bella» (красавица Венеция), представляющаяся, по его словам, «проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном».

Восхищение Василия Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе, покорившего его і еще в период обучения в Академии художеств. С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим.

В голове его роилось множество планов и замыслов, в Душе жило горячее желание самозабвенно работать. Но Вечный город очень скоро его разочаровал, а окружающая художественная жизнь оказалась мало способствующей вдохновенному творчеству.

«Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства.»

Река Оять

В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома — СИ.

Мамонтов — умел наполнять жизнь вечно новыми выдумками, веселыми забавами и развлечениями, умел возбуждать в людях их артистические задатки, как бы ни были они скромны. Домашние спектакли, концерты, карнавалы следовали беспрерывно друг за другом, и во всем этом Василий Поленов принимал самое деятельное участие.

Углубленные занятия, о которых мечтал художник, отступили сами собой на второй план, замыслы изо дня в день оставались неосуществленными… В Риме им не было создано ни одной картины.

 «С юных лет я был восхищенным почитателем „Бабушкина сада“, „Московского дворика“, „Болота с лягушками“. В них Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали мне поэзию старого родного быта, неисчерпаемые тайны нашей природы. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок. „ 

Нестеров М. В.

Заросший пруд

Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники — «что кому по душе», их умение «осуществить свои силы и способности».

Пенсионерство В.Д. Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах.

Искусство нового направления глубоко не затронуло художника, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей.

Читайте также:  «кресты», фриденсрайх хундертвассер — описание картины

По совету Боголюбова, вокруг которого собралась группа русских художников, работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции — в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Василий Поленов написал массу превосходиых этюдов.

Среди них — «Белая лошадка, Нормандия», «Старые ворота», «Вель», несколько «Отливов», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

Осень в Абрамцево

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры его безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.

Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию, несмотря ни на что.

«На днях открылся Салон, — сообщал Василий Дмитриевич матери 30 апреля (12 мая) 1876 года, — и окончательно убедил меня в нелепости торчать тут и учиться…»

Но поселиться в Москве сразу же по возвращении из-за границы Поленову не Удалось. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла его.

В сентябре 1876 года он отправляется добровольцем на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость В.Д.

Поленов был награжден черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым орденом «Таковский крест».

Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для. журнала «Пчела». Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки («Вид г.

Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом» ), либо этнографические (типы Сербии), либо бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).

Объяснение этому следует искать не только в пристрастии Василия Поленова к пейзажному, бытовому жанру. Сочувствуя целям освободительной войны, он в то же время не мог бед содрогания смотреть на те жертвы, которые она несла с собой…

Золотая осень

   С 1870-х Василий Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. С 1879 он состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1884 Поленов совершил путешествие в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.

  В 1882—1895 художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были Левитан, К. А. Коровин, Остроухов, Архипов, Головин и Татевосян.

  В 1910—1918 Поленов вел в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

18 июля 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в городе Таруса и был похоронен на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать свои этюды.

ynik.info›2008/06/05/v…polenov_khudozhnik_sveta_i…

  “Живопись Поленова, явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом тусклом фоне тогдашней живописи. Его этюды — палестинские и египетские — радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже этого одного было достаточно, чтобы зажечь художественную молодежь. „ Головин А. Я.

Маленький домик на берегу Нила

Раньше: Василий Дмитриевич Поленов (1844 — 1927) 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: http://filov.mypage.ru/17360246.html

Элеонора Пастон — Василий Поленов

Белая лошадка. Нормандия. 1 874

Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Здесь же, в Италии, у Поленова возникло первое серьезное чувство к юной Марусе Оболенской, участнице многих художественных затей в доме Мамонтова.

Маруся скоропостижно скончалась, заразившись от детей Мамонтова корью. Ее внезапная смерть потрясла всех участников мамонтовского кружка.

На кладбище, где была похоронена Маруся, художник написал этюд Кладбище с кипарисами (1873), который подарил Елизавете Григорьевне Мамонтовой.

В 1873 году Поленов взял отпуск и возвратился в Россию. Два месяца он жил в Имоченцах у родителей и написал здесь «в виде отдыха» несколько пейзажных этюдов. Заезжал он ненадолго и в Абрамцево. Написанный здесь этюд Папоротники (1873), отмечен внимательным вглядыванием художника в натуру.

В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Сходно написан и относящийся к этому времени этюд Лопухи.

Осенью для продолжения пенсионерской командировки Поленов выехал в Париж. Французская столица восхитила его прежде всего разнообразием направлений, в которых работали художники — «что кому по душе», их умение «осуществить свои силы и способности». Особенно нравились Поленову в это время барбизонцы, с творчеством которых он мог познакомиться еще во время учебы в Академии.

Отголоски интереса к живописи барбизонской школы можно найти в его картине Ливень (1874), решенной в единой серебристо-серой колористической гамме. В «барбизонском» по живописи пейзаже, созданном по мотивам написанного в 1867 году в Имоченцах этюда Переправа через реку О ять. С мельницы, ощущается щемящая тоска по родине, теплое чувство, вызванное воспоминаниями о ней.

Находясь за границей, молодые художники остро реагировали на события, происходившие на родине. Будущая художественная деятельность в России ассоциировалась для них и с народно-освободительными идеями.

Не случаен их интерес к современному рабочему движению на Западе. Поленов посещал рабочие клубы и выполнил этюды для оставшейся неосуществленной картины Лассаль читает лекцию в рабочем клубе (1874).

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон. 1875

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пенсионерство Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Живопись нового направления не произвела на Поленова глубокого впечатления, хотя наблюдения над исканиями импрессионистов, возможно, явились дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи.

В Париже под впечатлением исканий новой французской школы, посещений разнообразных выставок, галерей, мастерских художников Поленов особенно остро осознал свою «слабость в технике», неумелость и неопытность «в передаче своей мысли и своего чувства».

Это ощущение разделяли с Поленовым многие русские живописцы; попав в центр художественной жизни, каким был в то время Париж, они испытывали острую потребность «начать все с начала», с азов изучать технику живописи. Первоочередной задачей для них стало освоение живописи на открытом воздухе.

По совету Боголюбова, вокруг которого сложилась группа русских художников, активно работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции, в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль. За полтора месяца с июля по сентябрь 1874 года Поленов написал здесь и в Этрета массу превосходных пейзажей и этюдов: Белая лошадка. Нормандия, Старые ворота.

Вёль, несколько Отливов, Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. Среди них новизной выбранного мотива, постановкой сложных живописных задач, связанных с передачей формы предметов и единства цветового решения при разнообразии оттенков, вызванных ярким солнечным освещением, выделяется этюд Белая лошадка. Нормандия. В пейзаже Рыбацкая лодка. Этрета.

Нормандия Поленова увлекла красота выразительного силуэта темно-коричневой с вишневым отливом лодки на фоне скалы, зеленовато-голубых волн и покрытого галькой берега. И так же, как в этюде Белая лошадка. Нормандия, формальная задача, решенная художником, отступила перед поэтичностью живого восприятия нормандской природы.

Право господина. 1874

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ливень. 1 874

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Городской пейзаж. 1875

Частное собрание, Москва

В этюде Старые ворота. Вёль обнаружила себя склонность Поленова к изображению заброшенных уголков природы с их тихим элегическим настроением, романтическую поэзию которых он хорошо чувствовал. В одном из писем родным из Вёля Поленов писал о том, что, работая на этюдах, часто вспоминает Имоченцы. В этюде Старые ворота.

Вёль, при всей его «французистости» (по отзыву Владимира Стасова о пенсионерских работах Поленова)русское, национальное начало очень ощутимо. На основе этого этюда Поленов написал картину В парке. Местечко Вёль в Нормандии (1874). Оставив этюд почти без изменения, он ввел в пейзаж пару лошадей белой и черной масти.

Живописный контраст, достигнутый благодаря цветовым сопоставлениям, указывает на тяготение художника к декоративным эффектам.

Особенно притягательным для Поленова во Франции стало творчество испанского художника Мариано Фортуни, восхищавшего зрителей виртуозностью живописной техники.

При четком изысканном рисунке и богатстве колористической гаммы Фортуни любил контрасты светлых и темных красочных пятен, добиваясь при этом сложных цветовых градаций; пытаясь разрешить в живописи проблему света, он одновременно передавал игру цвета.

Именно так попытался подойти к живописно-пластическому воплощению художественного замысла и Поленов в сцене изображения пира блудного сына. Эскиз к картине (1876) заставляет вспомнить об увлечении Поленова искусством не только Фортуни, но и Макарта.

В 1876 году в такой же стилистической манере был исполнен еще один эскиз к картине Христос и грешница, послуживший впоследствии основой для самого крупного произведения художника.

В пенсионерский период Поленов начинает работу над несколькими эскизами на различные исторические сюжеты. Среди массы задуманных и начатых работ — Кто из вас без греха, Право господина, Блудный сын, Арест гугенотки, Александрийская школа неоплатоников, Публичная лекция Лассаля — осуществлены были только Право господина (1874) я Арест гугенотки (1875).

Обе картины были близки к западной позднеакадемической исторической живописи с ее стремлением к документальной точности в воспроизведении деталей, интересом к литературно-романтическим сюжетам и театрализованностью в представлении сцен. Наиболее удачен Арест гугенотки.

Если в Праве господина средневековый архитектурный фон практически никак не связан с сюжетом, то здесь Поленову в значительной степени удалось подчинить все аспекты картины (фрагментарность композиции, четкие ритмы архитектурных форм, строго выдержанный серо-стальной тон) центральной задаче — запечатлеть трагический образ несломленной, готовой на смерть за веру героини картины.

Пир блудного сына. Эскиз. 1874

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Источник: https://profilib.org/chtenie/118604/eleonora-paston-vasiliy-polenov-3.php

Читать

Белый город

Москва, 2000

ISBN 5-7793-0225-1

Отпечатано в Италии

© Белый город, 2000

Автор текста Элеонора Пастон

Руководители проекта:

А. Астахов, К. Чеченев

Ответственный редактор Н. Надольская

Редактор Н. Борисовская

Верстка С. Новгородова

Корректор А. Новгородова

В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым

На титульном листе: Ока. 1883. Фрагмент

Читайте также:  Амедео модильяни, биография и картины

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом «поэта в живописи», открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и «красочного величия» Востока.

«Этот незаурядный русский человек, — писал о Поленове Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.

Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков (а в последствии историков искусства), зрителей и друзей художника.

В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, “московский” и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». Имелись в виду, очевидно, те произведения художника, которые были приобретены в свое время у автора Павлом Третьяковым и находились в галерее: Право господина (1874) на сюжет из средневековой истории Германии, этюды Московского Кремля (1877), пейзажи конца 1870-х годов, принесшие художнику особенную популярность — Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1879) и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной Христос и грешница и серией картин Из жизни Христа (1881-1882, 1899).

Ока близ Тарусы

Краснодарский краевой художественный музей

Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись более подробно с его жизнью и творчеством. Но если следовать логике Грабаря, то окажется, что в Поленове, «сидели» не три, а, может быть, четыре и пять художников, поскольку помимо живописи он обращался, и довольно успешно, к другим областям творчества — архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству.

Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, — пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром.

В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы самой живописи, способной передавать и самые великие замыслы, и все то, чем была полна душа художника, его впечатления, настроение, он заговорил на живописном языке, завораживающем своей чистотой и богатством, умело сочетая в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами.

Илья Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова. 1877

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поленов имел незаурядный дар архитектора, музыканта и композитора, пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера, был талантливым педагогом, театральным и общественным деятелем.

Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большого мастера живописи — книжной иллюстрации, сценическому оформлению, прикладному искусству, преодолев тем самым стереотипы отношения к художественному творчеству.

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества.

Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов. Но идея общественного служения, объединявшая членов содружества, понималась им по-своему.

Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты. Его слова из письма к Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит»,- достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего Поленова к работе.

Это высказывание могло бы служить эпиграфом ко всей разносторонней художественной деятельности мастера и одновременно стать ключом для понимания сложной и тонкой души художника, убежденного в способности искусства преобразовать мир по законам красоты.

Василий Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к природе. До середины 1850-х годов семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение.

Зима. Имоченцы. 1880

Киевский музей русского искусства

Портрет Веры Николаевны Воейковой, бабушки художника. 1867

Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Русская деревня (Северная деревня). 1889

Саратовский государственный художественный музей

Конь Мишка. 1876

Рязанский областной художественный музей

В 1855 году отец будущего художника получил по семейному разделу землю в Имоченцах Олонецкого края и построил на высоком берегу реки Оять поместительный дом. Поленовы жили в Имоченцах среди первозданной северной природы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались для художника, по его словам, самыми дорогими.

Здесь мальчик впервые познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством. С Имоченцами связаны первые дошедшие до нас пейзажные работы художника и этюды, отразившие незамысловатый крестьянский быт: Окулова гора, Холмы. Имоченцы (1861), Закат. Имоченцы (1869), Переправа через реку Оять.

С мельницы (1869), Северная изба (1870), Внутренность избы (1871) и другие.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571228&p=3

Василий Поленов и Франция

С 25.06 до 31.08.2016 в Музее Поленово.

Выставка в Государственном музее В.Д. Поленова, пожалуй, впервые представляет творчество Василия Поленова в таком ракурсе. Более 60 работ из фондов музея помогают оценить роль французского искусства в становлении молодого художника.

Культура и история Франции были любимы Поленовым с детских лет: подтверждение тому — альбом рисунков 1860-х годов: большое место занимают изображения французских замков и сюжеты из истории Франции. На выставке эти ранние работы будут показаны впервые.

После окончания Академии художеств, получив большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право на шестилетнюю заграничную командировку, Поленов пытается осознать свой путь в искусстве.

Сюжеты и жанры, к которым он обращается, многочисленны: Священная история («Пир у блудного сына», 1875), средневековая история Западной Европы («Заговор гёзов», 1875–1919, «Арест гугенотки», 1875 — 1919), и, конечно же, пейзаж.

Именно в пенсионерской командировке Поленов осознал себя как пейзажист. Перечисленные направления станут основными в дальнейшем творчестве художника. Пройдя через увлечение многими западными мастерами, Поленов приобрел свой собственный опыт пленэрной живописи. Его пейзажи становились событиями в культурной жизни России.

«Более чем кто-нибудь Поленов может быть назван предтечей русского импрессионизма. Один из первых он проникся очарованиями усадебного солнечного пейзажа и сообщил ему ту интеллигентскую мечтательность, которой отличается русское природолюбие конца XIX века от западного пленэра.

Эта живопись удивительно свежа… и до сих пор не утратила обаяния. Пейзажи, написанные Поленовым в семидесятых годах, и теперь пленяют воздушной красотой колорита и безыскусственным мастерством», — писал русский критик Сергей Маковский.

И всё же, главное, в чём сказалось влияние французской живописи в творчестве Поленова — это европейское, «раскрепощённое» отношение к искусству. Можно смело утверждать, что небывалый успех будущих пейзажных работ Василия Дмитриевича Поленова начался именно в Нормандии.

Поленов был направлен в командировку во Францию как исторический живописец, а вернулся в Россию три года спустя как один из самых значительных русских пейзажистов.

Открытие выставки «Василий Поленов и Франция» пройдет в рамках Недели Франкофонии в Музее Поленово – подробнее >>

В.Д.Поленов «Белая лошадка. Нормандия. Этюд» 1874В.Д.Поленов «Старые ворота в Веле. Нормандия» 1874 Этюд для картины «В парке» 1874 (ГРМ)В.Д.Поленов «Мельница на истоке речки Вель. Этюд» 1874В.Д.Поленов «Отлив. Вель. Нормандия. Этюд» 1874В.Д.Поленов «Нормандский берег. Этюд» 1874

Информация (на 03.06.2016)::

Музей Поленово — Фахверковый сарай

Адрес: Тульская область, Заокский район, п/о Страхово.

Подробно о том, как доехать из Москвы, о стоимости билетов и времени работы – на сайте Музея >> http://www.polenovo.ru/ru/posetitelyam/#worktime

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова – единственный российский музей, которым до сих пор управляют потомки художника.

Музей ведет активную международную работу: распространяет информацию о художнике, проводит выставки в разных странах мира, организует резиденции для зарубежных ученых и деятелей культуры. Официальный сайт: www.polenovo.ru

Ассоциация Василия Поленова была создана в Париже 2007 году. Цели ассоциации охватывают целый круг направлений: знакомство зарубежной публики с наследием Василия Поленова и с творчеством других русских художников, организация научного и культурного обмена между Россией и Францией.

Более подробная информация на сайте: www.vassilypolenov.com

Источник: http://cultobzor.ru/2016/06/vasiliy-polenov-i-frantsiya/

«Василий Поленов и Франция» • ARTANDHOUSES

Летом в усадьбах устраиваются любопытные во всех отношениях мероприятия, и Государственный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова не оставил эту традицию в стороне.

Здесь, на берегах Оки, скоро развернется экспозиция «Василий Поленов и Франция», которая, пожалуй, впервые представит творчество замечательного русского художника, автора «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «Заросшего пруда», «Золотой осени» в таком ракурсе.

Именно Франция, куда Василий Поленов (1844–1927), получив большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», после окончания Академии художеств отправляется в пенсионерскую командировку, дала ему возможность почувствовать себя пейзажистом. Здесь художник пройдет через увлечение многими западными мастерами и приобретет собственный опыт пленэрной живописи. Совсем не случайно Поленова называют предтечей русского импрессионизма.

Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова»

1887

Шестьдесят работ извлекут из фондов музея, в том числе альбом рисунков Поленова 1860-х годов, где большое место занимают романтические изображения замков и сюжеты из истории Франции, и живописные полотна «Пир блудного сына» (1875), «Заговор гёзов» (1875–1919), «Арест гугенотки» (1875–1919), и, разумеется, пейзажи. Любопытно, кстати, что сам Поленов свои немного грустные элегичные пейзажи почитал бытовыми пустячками, всё стремясь создать «большую картину русской живописи».

Музей-усадьба Поленово

Читайте также:  «благовещение», бартоломе эстебан мурильо — описание картины

А вот как отзывался о Поленове Федор Шаляпин: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.

Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» 

Можно смело утверждать, что небывалый успех будущих пейзажных работ Василия Поленова начался именно в Нормандии. Поленов направлялся во Францию как исторический живописец, а в Россию вернулся три года спустя как один из самых значительных русских пейзажистов.

Выставка, которую будут открывать посол Франции в России и мэр города Вёль-ле-Роз в Нормандии, где Поленов бывал и который увековечил в своих пейзажах, приурочена к российско-французскому Году культурного туризма.

Помимо выставки, в музее-усадьбе Поленово с 19 по 25 июня пройдет Неделя франкофонии, в которой примут участие российские и французские писатели и музыканты.

«Старые ворота в Вёле. Нормандия»
1874

Этюд к картине «В парке»
1874

«Отлив. Вёль. Нормандия», этюд
1874

«Белая лошадка. Нормандия», этюд
1874

Добавить событие в календарь

Читайте также

Источник: http://art-and-houses.ru/2016/06/11/vasilij-polenov-i-frantsiya/

Проекты

  • Инклюзивный музейАрхив
  • К 140-летию К.С. Петрова-ВодкинаАрхив
  • «Оригинал. Копия. Подделка». Готовимся к выставке вместеАрхив
  • Искусствовед рассказывает…Архив
  • Хронология Боголюбовских чтенийАрхив
  • К 130-летию Саратовского музея имени А.Н. РадищеваАрхив
  • «Илья Репин. Душа России»Архив
  • «Коллекция Морозова». Готовимся к выставке вместеАрхив
  • «От Саратова до Бухары»Архив
  • А.П. Боголюбов. К 190-летию…«Общество взаимного вспомоществования русских художников» в Париже«Путешествие вокруг Европы». Концерт «Трио-Сонаты»В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»Ночь искусств 2014 в Радищевском музееОт А.П. Боголюбова в библиотеку поступили французские издания……Боголюбову было подарено огромное блюдо…Итоги твиттер-экскурсии по выставке «У Боголюбова в Париже»Традиционная панихида по А.П. БоголюбовуТвиттер-экскурсия по выставке «У Боголюбова в Париже»«По роду я саратовец…» Программа акции «Ночь искусств 2014»Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в ПарижеБоголюбовская мастерская на Рю де Рома«У Боголюбова в Париже». Вернисаж«У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художникаПодведены итоги конкурса «Мир русского искусства»«Путешествие длиною в жизнь» в рубрике «Взгляд-культура»Выставка «Путешествие длиною в жизнь»Концерт ансамбля старинной музыки «Трио-Соната». А. Радищеву посвящаетсяАлексей Боголюбов и его Радищевский музей. Образовательная программаПроект «А.П. Боголюбов. К 190-летию…»Архив
  • В мастерских саратовских художниковАрхив
  • Выставка одной картиныАрхив
  • Графический альбомАрхив
  • Илья Репин. Готовимся к выставке вместеАрхив
  • К открытию Энгельсской картинной галереиАрхив
  • Книжные сокровищаАрхив
  • Конференции по творчеству К.С. Петрова-ВодкинаАрхив
  • Мир В.Э. Борисова-Мусатова. XXI векАрхив
  • Ночь музеевАрхив
  • Под Высочайшим покровительством… К 400-летию династии РомановыхАрхив
  • Премьера в музее 2016Архив
  • Родное и Вселенское К.С. Петрова-ВодкинаАрхив
  • Фестиваль современного искусства «АРТ-Саратов»Архив
  • Хвалынские пленэрыАрхив
 

Источник: http://radmuseumart.ru/projects/187/4189/

Поленово

?barucaba (barucaba) wrote,
2017-02-19 00:08:00barucaba
barucaba
2017-02-19 00:08:00Оригинал взят у vita_colorata в Поленово

«Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше — вверх по течению. Вот где бы нам поселиться. Если буду жив-здоров, то проедусь по Оке от Серпухова до Алексина. Может быть, и найду что-нибудь.»
     Из письма В.Д. Поленова Н.В. Поленовой, 30 августа 1887 года.

История музея в Поленово, это история о том, как один человек способен создать вокруг себя удивительный мир, который продолжает жить и после него.

Представляется символичным, что впервые на окский беховский берег Поленов ступил именно весной, в мае 1889 года, когда природа как нельзя более лирична.

Поленов путешествовал по Оке вместе со своим учеником Константином Коровиным.

Заметив с палубы идущего вверх по Оке колесного парохода на береговой тропинке человека, Василий Дмитриевич сказал Коровину:» Взгляни, Костенька, — вот счастливый человек. В каких благодатных местах он живет».

В Тарусе Коровин предложил сойти на берег, 6 дней проведенных на приокских холмах были наполнены счастьем творчества и поэзией беховской округи. Поленов решился приступить к исполнению своей мечты. По наведенным справкам , в Бехове продавалось небольшое имение помещицы Саблуковой.

Было решено купить его и начать строительство.Выбранный для строительства участок с прекрасным видом на Оку был куском неплодородной земли. Поленов предложил крестьянам выгодный обмен: за каждую десятину песчаного бугра, на котором ничего толком не росло, он давал 2 десятины плодородной земли.

Крестьяне с радостью и удивлением согласились.

Удивительно сейчас представлять это место таким, каким оно было когда-то. Поленов, сделав выбор в пользу сосен, хорошо растущих на песке, посадил вокруг будущего дома сосновый бор и усадьба стала называться вспоследствии Борок. За жизнь художника было высажено порядка 9 тысяч саженцев, причем многие деревья для этих мест экзотические.

Поленов не только построил дом, но и преобразовал вокруг природу. Вообще, когда знакомишься ближе с его личностью, то думаешь, что у него удавалось все задуманное. Талантливый художник и педагог, талантливый архитектор, еще учась в Академии Художеств, рисовал для друзей проекты и строил в своей усадьбе по своим проектам.

Прекрасный фотограф, заядлый путешественник, хороший музыкант, не только играл на фортепиано, но и сочинял музыку. Знал 7 языков.

Усадьба встречает ухоженным парком, а вход на территорию огорожен забором с калиткой.

Главными постройками являются дом-музей и «Аббатство» — отдельная мастерская Поленова.

Однако есть и другие постройки:» Адмиралтейство», где делали лодки для катания по Оке, хозяйственный блок.

Пока мы ждали экскурсию в музей, посмотрели небольшую выставку в хоз.блоке, теперь приспособленном под галерею.
Выставка сразу настроила нас на определенный лад. Она была посвящена годам, которые Поленов провел во Франции еще молодым художником. В 2015 году в нормандском  городке Вёль-ле Роз открылся сквер Поленова.

Русские художники открыли для себя красоты Ла-Манша в середине XIX века.

По совету Алексея Боголюбова, курировавшего пребывание во Франции лучших выпускников Императорской академии художеств (так называемых пенсионеров, поскольку они получали пенсию, аналог современной стипендии), Нормандию посетили многие молодые живописцы: Василий Поленов, Илья Репин, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Александр Беггров.

Василий Дмитриевич Поленов побывал в Нормандии в 1874 году и выполнил здесь множество этюдов: «Старая мельница», «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле» (последняя картина украшает сегодня экспозицию Государственного Русского музея). В деревушке Вёль он провел всего несколько недель, но эта поездка оказалась для него очень плодотворной.

Пребывание во Франции наложило отпечаток на творчество Поленова. Я до этой поездки считала его исключительно русским художником, а его архитектурные постройки сделанными под влиянием модерна.

Однако, когда смотришь на французские этюды Поленова и потом видишь ту же ограду с калиткой, словно перенесенную с этюда, где написано старое кладбище, то становится ясно: художник строил для себя уголок любимой Франции.

Виды из окон дома чудесны, когда попадаешь внутрь, то понимаешь, что художник и его семья жили практически круглый год рядом с природой.

Дом получился сразу домом-музеем, когда ходишь по нему, то видишь, что в нем очень мало интимного пространства и много продуманных до мелочей интерьеров, заполненных картинами, артефактами, привезенными из поездок, что-то для создания атмосферы в доме, что-то для создания картин. В первых залах экспонируются семейные рекликвии.

Поленов вырос в семье с традициями просветительства. Прадед художника Алексей Поленов был командирован для учебы Ломоносовым за границу в Геттингенский университет.

Он изучал историю, римское право, философию, и стал первым русским «ученым -законоведом», и еще стал автором труда «О крепостном состоянии крестьян в России»,написанного в 1766 году.

Его сын Василий Поленов тоже был академиком, ученый и литератор, архивист, с ним общался Пушкин, когда писал «Историю Пугачевского бунта».

Один из сыновей Василия Алексеевича, — Дмитрий, отец художника, был известным археологом, историком и библиографом, долголетним ученым секретарем Русского археологического общества.Понятен интерес сына к древним местам, и цикл картин, иллюстрирующих евангельскую историю, написанных после путешествия по святой земле.

С другой стороны, прадедом художника был знаменитый архитектор, литератор Николай Львов. Дочь Львова Вера Николаевна рано осиротела и воспитывалась в доме его близкого друга поэта Гаврилы Романовича Державина.

Атмосфера державинских кружков, блестящее общество лучших петербургских умов оказало влияние на нее. В доме Державина она встретилась со своим мужем А.В. Воейковым.

Его портрет в генеральской форме работы Джорджа Доу можно увидеть в галерее 1812 года Эрмитажа. Он висит слева от портрета царя вверху.

Великолепный портрет В.Н. Воейковой, выполненный в более позднее время (1867 год) И.Н. Крамским ( по мнению В.Д. Поленова — один из лучших портретов Крамского), находится в экспозиции музея.

В памяти внуков бабушка осталась человеком, приобщенным к передовой культуре своего времени, знавшим и любившим русскую историю, народную поэзию и сказку.

Бабушка оказала благотворное влияние на формирование таланта Поленова, заметив его пристрастие к карандашу и краскам, она же обратила внимание на увлеченность младшей сестры Елены рисованием картинок к русским народным сказкам.

Вера Николаевна заботилась о художественном воспитании своей дочери Марии, матери художника, вместе с ней живописью стал заниматься и Василий. В эскпозиции есть портрет бабушки, написанный им вместе с Крамским, при всей похожести, можно отметить, что на нем бабушка добрее.
Увлечениям Василия потакали, он восхищался творчеством Иванова и отец пригласил художника в гости. Иванов был сильно болен и не приехал.

Сразу после того, как дом был достроен, он стал местом встречи друзей художника. И в подарок хозяину они привозят свои картины, а кто-то оставляет этюды, написанные здесь. Дом быстро превращается в музей.

На лестнице дома висят гравюры из собрания художника, ясно чем вдохновлялся Поленов, создавая интерьеры дома. Это старинная мастерская художника с деревянными балками и окнами с витражами на европейский манер. Интерес к историзму был не только его личным пристрастием, но и веянием эпохи.

Продолжение следует…

Источник: https://barucaba.livejournal.com/243875.html

Ссылка на основную публикацию