Биография и картины эль греко

Эль Греко

Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Предполагаемый портрет Эль Греко

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма.

Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности.

Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.

Детство и юность

Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Эль Греко

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.

Живопись

Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении сочетать строгость формы византийского стиля с итальянскими мотивами. Заказы поступали как от католических сообществ, так и от православных.

Картина Эль Греко «Успение Богородицы»

Доменико Теотокопулос получил звание мастера не позднее 22 лет. Это давало возможность открыть собственную мастерскую, и художник, полагают искусствоведы, ей воспользовался.

Ключевой работой первого периода творческой биографии Эль Греко считается «Успение Богородицы».

Наряду с «Мученичеством Святой Параскевы» Михаила Дамаскина работа рассматривается как яркий образец наследия критской школы иконописи.

В 26 лет живописец покидает родину. В 1967 году Теотокопулос поселяется в Венеции, а три года спустя перебирается в Рим. Часть исследователей полагает, что в городе на воде начинающий художник творил под началом Тициана. Одному из титанов Возрождения к тому времени исполнилось более 80 лет, но он охотно принимал учеников в мастерскую.

Картина Эль Греко «Вид Толедо»

Римский период творчества Эль Греко еще отмечен влиянием Ренессанса.

Уходящий стиль прослеживается в ярко освещенных многофигурных композициях, насыщенности красок, удлиненности силуэтов. Но персонажи все чаще застывают под его кистью в напряженных позах в момент отчаянной жестикуляции.

Драматичность маньеризма обнаруживается и в «Тайной вечере», и в «Благовещении», и в «Изгнании торговцев из храма».

Новаторство критского художника привлекает к нему внимание римской элиты. Его приглашают на приемы кардинала Алессандро Фарнезе, где молодой живописец знакомится с учеными, философами, художниками. Но вскоре гость теряет расположение: Доменико слишком яро набрасывается на авторитеты прежнего периода. Пусть Ренессанс и оставляет сцену, но память о представителях течения еще жива.

Ему даже хватает смелости предложить папе Римскому перерисовать фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле в соответствии с более жесткими религиозными представлениями эпохи.

С художником ссорится даже кардинал. Несмотря на расхождение с римской публикой, в 1972 году Теотокопулос открывает в «вечном городе» мастерскую, но получить крупных заказов не удается, и Доменико оставляет Италию.

Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»

Испания привлекла живописца перспективой работы: монарх этого государства Филипп II был заинтересован в украшении внутренних помещений нового дворца, шел подбор мастеров.

Будучи в Мадриде и видя целью завоевание авторитета у короля, Эль Греко познакомился с богословом Бенито Монтано и рядом приближенных к настоятелю Толедского собора.

В результате вместо королевского заказа первый испанский контракт живописец подписал с представителями церкви.

По заказу были созданы 10 картин, самой известной из которых является «Совлечение одежд с Христа». Сжатый передний план, подчеркивающий давление толпы на Христа, кульминационный момент, когда сопроводитель пленника готовится сорвать с него хитон, и, конечно, интенсивность красного насыщают произведение драматической мощью, свойственной маньеризму.

Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»

Интересный факт: за полотно, считающее сейчас шедевром мирового искусства, церковь отказалась платить заявленные 950 дукатов. Через суд автор добился суммы в три раза меньшей – 350 дукатов.

Претензии заказчиков сводились к тому, что Эль Греко своевольно поместил на передний план трех Марий, кои не упоминались в канонической версии событий. Кроме того, церковников возмутило расположение истязателей выше головы Христа.

Тем не менее, заказ для Толедского собора прославил Эль Греко в Испании.

https://www.youtube.com/watch?v=tZ-SlYecfBA

И все же в продвижении ко двору Филиппа II это не помогло. Живописец исполнил два заказа для монарха, но работы короля не впечатлили, и едва начатое сотрудничество с Эль Греко прервали. 44-летний автор решил воспользоваться завоеванной в Толедо славой и в 1585 году открыл здесь мастерскую. В Испанию перебрался римский помощник Теотокопулоса Франсиско Пребосте.

Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»

Вскоре живописец создает мистическое полотно – картину «Погребение графа Оргаса». В ней использован сюжет религиозной легенды о богатом жителе Толедо, финансировавшем церковь. «Погребение» изображает двух святых, сошедших с небес, чтобы собственноручно похоронить благотворителя. Полотно создано для толедской церкви Сан-Томе.

Между 1587 и 1592 годами живописец пишет основанную на контрасте образов картину «Апостолы Петр и Павел». Сегодня она хранится в Эрмитаже.

Автору не чужд и жанр пейзажа, хотя таких полотен в наследии Эль Греко три. Наиболее известен «Вид Толедо», изображающий озаренный внутренним светом город, раскинувшийся под мрачным, грозовым небом.

Картина стала одним из первых пейзажей в европейской живописи.

Картина Эль Греко «Снятие пятой печати»

Незадолго до смерти мастер создал полотно «Снятие пятой печати», которое должно было дополнить внутреннее убранство толедской церкви Иоанна Крестителя.

Картина частично утрачена: на рубеже 19-20 веков реставраторы отрезали верхнюю часть.

Считается, что в таком виде произведение послужило источником вдохновения для Пикассо при написании «Авиньонских девиц».

Эль Греко известен также как портретист, умеющий передать характер в чертах облика. В Толедо занимался скульптурой, создал алтари для капеллы Сан-Хосе. Значение творчества связано со становлением маньеризма, послужившего основой барокко, а нарочитая драматичность картин позволила говорить об Эль Греко как о предтече кубизма и экспрессионизма.

Личная жизнь

С 36 лет жил в фактическом браке с испанкой Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился сын, которого назвали Хорхе Мануэль.

Портрет Хорхе Мануэля, сына Эль Греко

Исследователи предполагают, что Доменико был женат прежде: заключил брак или на Крите, или в Италии. И это не позволило ему зарегистрировать союз с Херонимой. При этом Эль Греко упоминал фактическую жену в официальных бумагах, включая завещание, и признавал сына.

Смерть Эль Греко

В 1614 году художник работал над заказом для толедского госпиталя, но работа осталась неоконченной. Живописец заболел, и состояние ухудшалось день ото дня.

Памятник Эль Греко

Понимая, что не поправится, Эль Греко успел составить завещание. Художник скончался 7 апреля. Его похоронили при монастыре, который впоследствии был разрушен. Останки художника утрачены.

Произведения

  • 1560-1565 – «Моденский триптих»
  • 1567 – «Успение Богородицы»
  • 1570 – «Тайная вечеря»
  • 1570 – «Поклонение волхвов»
  • 1570 – «Портрет Джулио Кловио»
  • 1571-1575 – «Изгнание торговцев из храма»
  • 1573 – «Христос на кресте»
  • 1577-1579 – «Совлечение одежд с Христа»
  • 1585 – «Святое семейство»
  • 1586 – «Погребение графа Оргаса»
  • 1587-1592 – «Апостолы Петр и Павел»
  • 1595 – «Апостол Андрей и святой Франциск»
  • 1596-1600 – «Вид Толедо»
  • 1600 – «Автопортрет»
  • 1608-1614 – «Снятие пятой печати»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5035-el-greko.html

Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.

Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/34.html

Эль Греко краткая биография

Эль Греко краткая биография средиземноморского художника изложены в этой статье.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Точных записей о месте и дне рождения будущего художника, к сожалению, не сохранилось.

Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Его отец — сборщик податей, поэтому Доменико должен был получить прекрасное образование.

Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе, истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом, испанском и итальянском языках.

Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.

Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник».  Несколько работ, которые сохранились за этот период, показывают, что художник писал в стиле византийской традиционной иконописи.

В 1568 году Греко появляется в Венеции и живет там предположительно до 1570 года. В ноябре этого года он переезжает в Рим и обитает в городе 5-6 лет.

Здесь живописец подружился с Джулио Кловио, местным художником, который отослал запрос кардиналу Алессандро Фарнезе с просьбой разрешить чужестранцу пожить в Риме.

Кардинал предложил ему пожить во дворе, а его картины впечатлили местных ценителей искусства.

В 1572 году Эль Греко приняли в члены  Академии святого Луки. Он заводит дружбу с римскими теологами и учеными.

Читайте также:  Музей библии в амстердаме, голландия

Не получив ни одного большого заказа в Риме, художник отъезжает в Испанию. В хрониках Толедо упоминается 2 июля 1577 года. В этом же году он завершает свой большой проект — алтарный образ под названием «Успение Богородицы».

Несмотря на то, что личная жизнь живописца находится под занавесом тайн, его имя часто появляется в финансовых сделках. История не сохранила и его личных писем.

С 1585 года он стал жить, как говориться, на широкую ногу – арендует дворцы у маркизов, требует высокой оплаты за свои картины и портреты, ведет себя очень вызывающе.

Король Испании Филипп II заказал ему оформление монастыря-дворца Эскориала. Оно началось в 1563 году.

Но его полотно под названием «Мученичество святого Маврикия» не пришлось по вкусу королю, и свой заказ он передал другому художнику — Ромуло Чинчиннато.

С 1607 года началась черная полоса в жизни Греко. Здоровье художника пошатнулось, и начались финансовые затруднения. Он стал брать взаймы деньги у друзей, а в 1611 году у него уже была 2-летняя задолженность по аренде жилья.

Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года в Толедо. Его останки утеряны вместе з разрушением монастыря Сан-Торквато, в котором он был похоронен.

Источник: https://kratkoe.com/el-greko-kratkaya-biografiya/

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков.

Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко.

Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда.

«Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона.

Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания.

Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет.

На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды.

Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле.

Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью.

Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием.

Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Подборки

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko.html

Эль Греко, произведения (фото), картины с названиями, биография, обзор творчества художника Доменико Теотокопули

Эль Греко (исп. El Greco; настоящее имя Доменико Теотокопули (Доменикос Теотокопулос); 1541, Кандия, Крит — 17 апреля 1614, Толедо, Испания) — испанский живописец греческого происхождения. Став популярным и востребованным мастером при жизни, был предан забвению на целых три столетия после смерти.

Благодаря пестрой биографии, живопись Эль Греко вобрала черты сразу нескольких мощных течений: византийской иконописи, итальянского Ренессанса и маньеризма, все это под соусом испанского мистицизма.

После того, как его «заново» открыли, своеобычное и слабо поддающееся классификации творчество испанского грека стали относить к истокам модернизма, а его произведения начали цениться так же высоко, как и признанные шедевры старых мастеров.

Особенности творчества художника Эль Греко: перемещаясь на протяжении жизни из страны в страну, живописец взял наиболее понравившиеся ему черты от каждой из школ, с которой ему приходилось сталкиваться.

Каллиграфическая точность критской живописи в сочетании с ярким колоритом византийской иконописи, мистический экстаз католических религиозных сцен и художественные приемы маньеристов позволили Доменико создать свой уникальный узнаваемый стиль, не позволяющий в чистом виде отнести его ни к одному из течений.

Известные картины Эль Греко: «Погребение графа Оргаса», «Поклонение имени Иисуса», «Вид Толедо», «Снятие одежд с Христа», «Апостолы Петр и Павел».

В 1881 году директор музея Прадо откажется включать в коллекцию работы этого художника, заявив, что «нелепые карикатуры не имеют ничего общего с истинными произведениями искусства».

Спустя сто лет политика музея кардинально изменилась: для экспозиции картин Эль Греко выделят отдельное помещение и будут стремиться выкупить все доступные полотна его кисти.

В наши дни Доменико Теотокопули в Испании почитают как национальную святыню, а в Толедо, где он провел большую часть жизни, расположен музей его имени.

Дату рождения художника определили исходя из того, что 1601 году он созвал гостей праздновать свой 60-летний юбилей. Поэтому считается, что будущий эксцентричный мастер родился в 1541 году недалеко от современной столицы острова Крит в семье сборщика налогов. Старший брат был таможенником, и семья не была стеснена в средствах. Доменико повезло: его не заставили учиться на стоматолога или юриста, а позволили развивать художественные наклонности. Он осваивал ремесло в иконописной мастерской, и в документе, датированном 1566 годом, значится, что художник Доменико Теотокопули — мастер миниатюр и фресок.

Усвоив уроки византийской иконописи, жадный до знаний критянин закономерно направил свой взор в сторону Италии, где в то время творили самые продвинутые и просвещенные мастера.

В Венеции к критской манере молодого художника письма прибавились познания о перспективе и узнаваемый венецианский колорит. Следующей короткой остановкой на его пути стал Рим.

Но там он долго не задержался из-за первого крупного скандала: своенравный и самоуверенный грек якобы позволил себе замечание о «Страшном суде» Микеланджело, которого не смогли простить ему итальянцы.

«Давайте уничтожим эту фреску, а я на ее месте напишу другую, которая будет более целомудренной и благородной, однако не уступит первой в мастерстве исполнения», — эти неосторожные слова отправили дерзкого художника в Испанию, где он окончательно осел и превратился в Эль Греко — «грека» по-испански. Полное имя на его новой родине выговорить никто просто не был в состоянии, хотя на своих картинах он будет ставить подпись Kres — «критянин».

После неудачной попытки понравиться Филиппу II и закрепиться в качестве придворного живописца при королевском дворце Эскориале Эль Греко оседает в испанском городе Толедо. Здесь он окончательно оттачивает свой уникальный стиль, пишет свои лучшие произведения и наконец обретает заслуженные славу и почет, хотя и не без налета скандальности.

И дело даже не в рождении внебрачного сына Хорхе Мануэля от некоей особы Иеронимы де Лас Куэвас — в Испании таким фактом трудно было кого-либо смутить. И даже не в вызывающем образе жизни, не присущем живописцам, коих здесь считали ремесленниками.

А жил Эль Греко на широкую ногу: арендовал роскошный особняк маркиза де Вильены (который ко всему прочему считался чернокнижником, отчего дом имел дурную славу), нанимал музыкантов, чтобы те развлекали его гостей музыкой во время званых обедов.

Конечно, для подобной роскоши нужны были средства. А изыскивал он их вследствие постоянных судебных разбирательств. Дело в том, что в Испании не было принято заранее оговаривать размер гонорара художников.

Его определяли эксперты по завершении работы, и суммы, назначенные за его картины, никогда не устраивали Эль Греко, и он судился с заказчиками до тех пор, пока не получал сколько-нибудь соответствующую его представлениям оплату.

И эти мытарства не прошли даром: благодаря гонору чужеземца, местные живописцы получили право оспаривать свои гонорары, ссылаясь на «прецедент Эль Греко».

При всей своей дерзости живописец оставался высокообразованным и интересным собеседником, с которым почитали за честь водить дружбу самые сливки толедской знати.

В течение жизни ему удалось собрать солидную библиотеку на четырех языках — греческом, латыни, итальянском и испанском, — куда входили сочинения Гомера, Аристотеля, Плутарха, Еврипида, Петрарки, Вазари, работы по оптике и труды деятелей Возрождения.

К сожалению, как и многие другие творческие натуры, Эль греко не умел сводить дебет с кредитом, что привело к печальным последствиям. Он влез в огромные долги, и к 1611 году у него накопилась двухлетняя задолженность по оплате аренды замка. Помимо финансовых проблем, художника начали одолевать хвори, и он заранее озаботился покупкой склепа при местном монастыре.

Несмотря на болезнь и почтенный возраст (дожил Эль Греко до 73 лет), он продолжал трудиться до самого последнего своего вздоха.

Кончина его была символичной и драматичной — под стать его картинам, преисполненным религиозного мистицизма.

Костлявая забрала Эль Греко 7 апреля, на Благовещение, в момент работы над последним полотном, изображавшем Богородицу. Заканчивать ее было суждено уже его сыну Хорхе Мануэлю.

Но даже смерть не стала финальной точкой в череде неурядиц, настигших живописца. В 19 веке монастырь, где хранились останки мастера, был разрушен до основания, и от могилы Эль Греко не осталось даже праха. Зато приблизительно в это же время он начал выходить из тени забвения как творец.

К 20 веку справедливость восторжествовала, и живопись чудаковатого критянина, не до конца понятая и принятая предшествующими поколениями, наконец обрела заслуженное признание.

Сбылось пророчество одного из современников Эль Греко, написавшего эпитафию: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».

Источник: https://artchive.ru/artists/607~El_Greko_Domeniko_Teotokopuli

Эль Греко: произведения, биография, факты и видео

Приветствую вас, мои дорогие читатели! В статье «Эль Греко: произведения, биография, факты и видео» — о жизни испанского живописца, скульптора, архитектора.

Эль Греко: биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.

До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.

Читайте также:  «благовещение», бартоломе эстебан мурильо — описание картины

В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.

В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.

Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.

В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию, где познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.

Толедо

Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы», и приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало так популярно, что мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.

«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания

В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии и по этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.

Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.

Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.

“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк

Как пишут его современники в своих личных воспоминаниях, Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.

Творчество Эль Греко

С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, даже арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.

Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.

Но слава мастера росла с каждым днем, и он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании, но хороших живописцев здесь было мало.

Эль Греко, со своей стороны пытался всеми силами привлечь к себе внимание не только местных горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи.

Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.

Но мечты не сбылись. Эль Греко выполнил грандиозное полотно «Мученичество св. Маврикия». Но королю творение мастера не понравилось, и он отдал заказ Чинчиннато. Как утверждал очевидец этих событий, полотно не вызвало у короля «религиозного трепета».

«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид

https://www.youtube.com/watch?v=ZE8KifCZjnQ

Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна, на переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.

«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт

Последние годы жизни

Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 годах, когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.

В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.

В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.

Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.

Видео

Эль Греко: произведения и жизнь художника

Источник: https://damy-gospoda.ru/el-greko-proizvedeniya-biografiya/

Эль Греко

(настоящее имя — Доменико Теотокопули)

(1541-1614) испанский художник

В течение почти трех столетий творчество Эль Греко совершенно не признавалось даже художниками и теоретиками искусства. Оно оставалось чуждым художественным идеалам этих эпох. Среди романтиков XIX века лишь единицы, подобные Делакруа, видели в Эль Греко блестящего мастера.

Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей.

Его яркая индивидуальность, изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры.

Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился на острове Крит, который во всех легендах считается Землей изобилия. Течение веков стерло здесь следы минувших культур, но местные жители сохранили старинные обычаи и костюмы.

Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу.

Не удивительно поэтому, что в описи имущества, составленной после смерти Эль Греко, среди немногочисленных личных вещей художника упоминаются шпага и кинжал с ножнами.

Эль Греко сам совершенно точно указал место своего рождения. Подобно каждому, пусть даже добровольному изгнаннику, он и на чужбине оставался верен родине.

Картины художник всегда подписывал греческими буквами, часто добавляя к подписи слово «критянин». В конце жизни в одной из своих картин Эль Греко изобразил св.

Павла, крепко зажавшего в руке письмо, адресованное Титу, первому епископу Крита.

Эль Греко, как и всякий ребенок, непосредственно воспринимавший те образы, которым молился, сохранил в памяти неподвижные фигуры святых, возвышающихся над алтарем, их удлиненные глаза, точно избегающие человеческого взгляда, графичность застывших складок их одежд. Именно от критских художников Эль Греко узнал тайны их живописи. Критская школа оказала влияние и на технику его творчества.

В церковной школе он научился писать по-гречески с подчеркнутым изяществом. Написанные им буквы кажутся выгравированными на меди.

Он был обязан Криту и своей культурой скорее ученого, нежели человека с художественным призванием, для которого прежде всего существует зримый мир, культурой юноши с разносторонними интересами, из зажиточной семьи, который на досуге занимается чтением и имеет возможность покупать себе любимые книги.

Крит уже с 1211 года находился под властью Венецианской республики. В XVI столетии Кандийское королевство (так называли Крит венецианцы) приходило во все большее запустение и упадок.

Искусство, развивавшееся в монастырях и обращенное в прошлое, приобрело консервативный, застойный характер. Многие критские художники покидали родину и уезжали в Венецию.

Поэтому Эль Греко тоже отправился в Венецию, где прожил несколько лет.

Он начинает свой творческий путь во второй половине XVI столетия и заканчивает его в самом начале XVII века. Ему было двадцать лет, когда умер Микеланджело, но отсвет его искусства лежит и на произведениях Эль Греко.

Он — младший современник Тициана, Тинторетто, Веронезе. Эль Греко несколько старше Шекспира и почти ровесник Сервантеса.

Вместе с тем ему было суждено пережить Караваджо и еще работать в то время, когда создают свои первые произведения молодой Рубенс и молодой Франс Хальс.

Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин», и «Исцеление слепого». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.

Он овладел техникой масляной живописи, которая открыла ему такие возможности, о которых он и не подозревал. Она познакомила его с совершенно новым ритмом творческой работы. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.

Однако только в Риме он смог обогатить свое представление о художественной эпохе в целом, почувствовать ее масштабность.

Находясь в Вечном городе, изучая его бесценные сокровища, молодой живописец необычайно расширил свой кругозор. Но, может быть, ничто не оставило такой глубокий след в его памяти, как встреча с искусством Микеланджело.

Эль Греко непрестанно совершенствовал свое мастерство, стремясь достигнуть разнообразия живописных средств, встать наравне с виртуозами искусства Запада.

Он не хотел ждать, когда жизнь утвердит его собственные творческие открытия.

Сознание ценности собственного таланта несомненно пробудилось в нем в тот момент, когда он впервые взялся за кисть. Он гордился своим призванием. Ничто и никогда не могло поколебать творческие убеждения Эль Греко, даже если они превосходили его реальные возможности.

Трудно сказать, почему он уехал из Рима, так как жизнь его в этом городе складывалась вполне благополучно. Эль Греко пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика.

Римский период завершает ранний этап его творчества, но ни одно из созданных им в Италии произведений еще не раскрыло его подлинного художественного своеобразия. Почву для развития своего искусства он нашел в Испании.

Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо.

Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Ему поручили сооружение главного алтаря, включавшего живописные произведения, скульптуру и архитектурное оформление.

Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых.

Эту работу очень высоко оценили и специалисты, и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.

Эволюция искусства мастера представляет собой единый путь, в котором каждое значительное произведение являлось определенным этапом в развитии, усложнении и обогащении его творческого метода. Вместе с тем этот путь не был однолинейным.

В 1578 году от связи с доньей Иеронимой у художника родился сын Хорхе Мануэль. Эль Греко страстно любил сына и писал его при всякой возможности.

Он признал его своим ребенком с момента его рождения, и Хорхе Мануэль носил его фамилию.

В городе, где церковь была всесильна, художник осмелился иметь незаконную жену и ребенка, родившегося вне брака! Но известность Эль Греко спасла его от преследований.

В год рождения сына художник получил заказ на картину для собора. Творчество Эль Греко развивалось стремительно. В 1586—1588 годы он создал произведение, которое ознаменовало высший расцвет его искусства. Это была огромная (4,80 х 3,60) картина «Погребение графа Оргаса», заказанная толедской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса.

Читайте также:  Картина «осенний день. сокольники», левитан — описание

В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой выразил желание быть погребенным, большие сокровища.

После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.

Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться, и приходили от нее в восхищение.

Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Он был знаменитым художником в Толедо, и у него не было отбоя от заказчиков. Художник и сам полюбил этот город.

Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.

Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью.

На склоне лет Эль Греко не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его позднейших произведениях. Но звучание их значительно шире. Художник как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Силы оставили его неожиданно, и удар, сразивший художника, оказался последним. Смерть наступила 7 апреля 1614 года.

Он умер так, как умирал каждый набожный толедец, и был похоронен как всякий зажиточный испанец. Смерть Эль Греко произвела глубокое впечатление на его современников.

Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».

Источник: http://biografiivsem.ru/el-greko

Живопись Испании 17 века Эль Греко. Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. — презентация

1 Живопись Испании 17 века Эль Греко<\p>

2 Эль Греко ( ) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Уроженец с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовное толкование. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных бликов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Для Эль Греко характерно напряженное стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с маньеризмом.<\p>

3 Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. В колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения. Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.<\p>

4 Мистическое чудо составляет основное содержание картины. Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера. В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. В верхней, небесной сфере мы видим Иисуса, к которому обращаются Богоматерь и Иоанн Креститель. За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. За Иоанном предтечей – другие апостолы. Все наполнено движением. В нижней части небесной сферы – ангел. Принимающий душу графа Оргаса. Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо<\p>

5 Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, духовенства и особенно дворянства г. Толедо, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук. Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего. Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза Св.Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития побиения святого камнями. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты. Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо<\p>

6 Апостолы Петр и Павел, Эрмитаж, Санкт-Петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в его изображениях учеников Христа. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, оттененные цветами плащей оливково-золотистого у Петра и темно-красного, отливающего розово-оранжевым у Павла. Интересно сопоставление рук обоих апостолов — твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной — Петра. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании. Руки апостолов образуют своеобразный узор, и, хотя жесты их не связаны между собой, так же как и разобщены их взгляды, оба апостола объединены общим внутренним переживанием. Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения, но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- психологических оттенков. Что касается портретов апостолов эрмитажной картины, то в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты.<\p>

7 Святой Иоанн Евангелист, Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Согласно преданию, Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, в частности в Ефесе, потом был привезен для суда в Рим, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил, и не погиб в котле с кипящим маслом. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми волосами. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов — чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда).<\p>

8 Рыцарь с рукой на груди, Музей Прадо, Мадрид Этот известный портрет Эль Греко представляет собой образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. Эфес толедской шпаги красноречивая деталь его строгого облика, черного костюма, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев. На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, эфеса шпаги, словно висящей в воздухе.<\p>

9 Дама в мехах, Музей г. Глазго Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Среди немногочисленных женских портретов художника Эль Греко безусловно выделяется полный сложной внутренней жизни образ хрупкой большеглазой Иеронимы Куэвас, жены Эль Греко. Роскошные меха, облаком обволакивающе юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазкам, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.<\p>

10 Вид Толедо, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака, и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков. Люди в драме не участвуют, да их и невозможно представить в этом ландшафте: здесь сталкиваются стихии, идет сражение, в котором человеку нет места. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». Безжизненный, как бы оцепеневший, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, город, как призрачное видение, возникает на сине- свинцовом в клубящихся облаках небе.<\p>

11 Лаокоон, Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». На ней изображены герои мифа о Троянской войне, согласно которому жрец Лаокоон, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. «Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко. Боги те же призрачные существа, что и в других картинах мастера; Лаокоон и его сыновья христианские мученики, с покорным смирением принимающие божественную кару. Их тела совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны, и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица. Олицетворение гибнущей Трои это образ Толедо, изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко.<\p>

12 Портрет мужчины, Музей Метрополитен, Нью-Йорк<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/935940/

Ссылка на основную публикацию