Благовещение, сандро боттичелли, 1485

Боттичелли — рыцарь Богоматери — Православный журнал «Фома»

Библейские образы в живописи — одна из основ мирового искусства. Приближающийся праздник Благовещения и сам образ Богородицы — один из самых распространенных сюжетов в живописи. Многие великие художники посвятили свое творчество этой теме. Одного из них — Боттичелли — даже называют «рыцарем Богоматери».

И именно его хочется вспоминать весной, в апреле. Ведь это он написал «Весну» с такой нежностью и трепетом, будто сам был влюблен в нее. Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты.

Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу.

Приобретение графа Строганова

«Мадонна Евхаристии» (ок.1470)

В зале итальянских мастеров в ГМИИ Пушкина в простенке между окнами висит небольшая икона. Если быть точной, то это две створки одного полиптиха. Так назывались переносные складные алтари, которыми часто пользовались миссионеры. Переносной алтарь, вероятно, был изготовлен для монастыря Сан Марко во Флоренции.

Когда-то две створки располагались с двух сторон центрального алтарного образа, позже были объединены в одну композицию общей рамой. Уже в таком виде «Благовещение», а именно так принято называть эту работу, несмотря на то, что это не единая композиция, оказалось в России.

Случилось это благодаря коллекционеру и президенту Императорской академии художеств графу Александру Строганову, который купил для себя несколько работ Боттичелли у одного флорентийского антиквара в 1862 году.

Вплоть до 1922 года «Благовещение» находилось в Строгоновском дворце-музее, пока его не передали в собрание Эрмитажа, а шестью годами позже «Благовещение» поступило в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств.

Пресвятая Богородица – покровительница Флоренции

Символ Флоренции — лилия. И хотя на гербе города этот цветок красный, сама лилия во все времена был олицетворением чистоты и непорочности. Именно лилию держит в руках благовествующий архангел Гавриил, стоя перед Девой Марией.

Жители Флоренции были уверены, что если не прекрасная Венера (а этот миф был распространен среди флорентийцев в эпоху увлечения античностью), то сама Пресвятая Богородица является покровительницей «города цветов». Когда придет время Страшного суда, Богоматерь самолично вступится перед Царем Небесным за жителей Флоренции.

А пока последние времена не настали, она защищает верующих от тягот жизни и невзгод. Нет ее нежнее, добрее и милосерднее. В «Божественной комедии» флорентиец Данте Аллегьери так говорил о Деве Марии:

«…А в дельном мире, смертных напояя,

Ты — упования живой родник.

Ты так властна, и мощь твоя такая,

Что было бы стремить без крыл полет —

Ждать милости, к тебе не прибегая.

Не только тем, кто просит, подает

Твоя забота помощь и спасенье,

Но просьбы исполняет наперед.

Ты — состраданье, ты — благоволенье,

Ты — всяческая щедрость, ты одна —

Всех совершенств душевных совмещенье!»

С неменьшей любовью отец Сандро Боттичелли рассказывал сыну о жизни Девы Марии. И мальчик тянулся к светлой радости, которая струилась из изображений Богоматери на многочисленных фресках и иконах флорентийских церквей.

Однажды он даже пообещал своим родным, что когда-нибудь, а он мечтает только об этом, напишет образ Пресвятой Девы, воспоет ее в красках.

Рыцарь Мадонны и «бочонок» Боттичелли

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи был сыном флорентийского дубильщика кожи. Мы знаем его как Боттичелли. И хотя «бочоночком» (именно так переводится это слово) был его старший брат Джованни, прозвище досталось младшему в семье и так за ним закрепилось. Возможно потому, что старший брат фактически воспитывал Сандро.

Лет в четырнадцать родители, которые не знали куда деваться от пусть и болезненного, но чересчур любознательного и сумасбродного юноши, отдали его учеником в ювелирную мастерскую. Ведь в этом возрасте подросток становился полноправным гражданином и обязан был заниматься чем-то определенным. К тому же родители надеялись, что это может положить начало семейному бизнесу.

Но как быстро Сандро усвоил уроки чтения, письма и счета, так же легко овладел премудростями золотых дел мастера. Справедливости  ради скажем, что был он медлителен и вместо исполнения поручений мастера часами любовался алтарями местных церквей. Поэтому крестный (а именно в его ювелирную мастерскую поступил юноша) рекомендовал отцу Сандро поискать парню другое дело.

Тем более сам Сандро уже понял, что хочет стать живописцем, только и говорит, что его мечта — написать Мадонну.

Ювелиры тесно сотрудничали с художниками. Не удивительно, что вскоре талантливого рисовальщика принял в свою мастерскую художник фра Филиппо Липпи. Высоко оценив способности ученика, видя, как быстро он достиг совершенства в рисовании, понимая, что Сандро действительно одарен, фра Филиппо рано стал поручать ему серьезные заказы.

Даже заказчики редко могли отличить работу ученика от мастера. Тогда-то Сандро с большой любовь и благоговеянием начал писать своих Мадонн под вуалью. Несколько лет спустя Сандро уже учился у Леонардо дель Верроккьо, живописца, скульптора, ювелира. И тоже много создавал икон с образами Богоматери.

Однажды отец даже упрекнул сына, что в своем рвении он напоминает рыцаря, который дал обет пожизненного служения Деве Марии.

Когда Сандро едва исполнилось двадцать четыре года (в 1469 году) он начал работать в отцовском доме на улице Санта Мария Новелла на виа Нуова в собственной мастерской.

Вскоре он вступил в гильдию Святого Луки, что дало ему возможность вести дела уже самостоятельно и иметь учеников, получать заказы на фрески, картины на дереве, книжные иллюстрации, рисунки на штандартах. Художники редко выбирали тему для своих работ. Обычно работали на заказ.

Подмастерья брались за росписи мебели: спинок кресел и сундуков. Мастера — за более значительные заказы. Сандро Боттичелли был человеком не особенно амбициозным, не гнушался ни первого, ни второго.

Очень быстро мастерская Боттичелли начала пользоваться популярностью среди жителей Флоренции. Но не только потому, что он брал ничтожно малую цену за свой труд. Флоренция была городом искусств. Искусство наряду с политикой, было настоящей страстью флорентийцев. Самый последний ремесленник разбирался в архитектуре, живописи и скульптуре и на досуге мог много и долго рассуждать об этом.

От своих учителей Сандро воспринял не только знания, которые требовались для создания исторических картин и досок на библейские сюжеты, но и мастерство, позволявшее ему писать совершенных Мадонн.

Он легко применял на практике приемы ювелира и скульптора. Будто гравировал контуры своих фигур, уделял внимание изяществу линий, свету, движению.

Как проповедовали его учителя фра Филиппо и Верроккьо, не боялся экспериментировать, давал волю воображению, но совершенство пропорций понимал по-своему. Вообще, Боттичелли не был философом, он был живописцем-ремесленником.

И считал, что предназначение искусства состоит в создании прекрасного, того, что поможет человеку в его общении с Богом.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Мадонна в розарии» (1470) были первыми самостоятельными работами художника. «Мученичество святого Себастьяна», прославившее его, было написано по заказу горожан в 1474 году. Осенью от города только отступила «черная смерть», выкосившая целые деревни вокруг Флоренции.

Горожане заказывали художникам изображения святых, способных отвратить страшную гибель. Образ святого Себастьяна был установлен в церкви Санта Марии Маджоори, и в городе только и говорили, что о Боттичелли. Не меньше Боттичелли писал портретов, которые как раз вошли в моду, «тондо» — картины круглой формы.

Единственное, что беспокоило художника, что заказчики требовали точно воспроизводить действительность и не позволяли фантазировать.

Боттичелли очень рано познакомился с правящим домом Медичи, был представлен ко двору флорентийской элиты и впоследствии создал немало произведений по их заказам, в том числе для украшения виллы в Кастелло.

После блестяще выполненного в 1475 году заказа для флорентийского богача Гаспаре дель Ламы, Сандро стал известен за пределами Флоренции.

В заказанной картине «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Мария Новелла он не только изобразил евангельских персонажей, но также семейство Медичи и свой автопортрет. Молва о гениальном художнике и протекция Медичи принесла Ботиччелли новый заказ.

В 1481 году папа Сикст IV пригласил художника руководить работами по росписи только что построенной папской часовни (Сикстинской капеллы). Здесь он работал вместе с Перуджино, Пинтуриччино, Гирландайо. Написал «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Абирона», «Исцеление прокажённого».

Благая весть для больницы

«Благовещение» (1489)

Самое большое «Благовещение» кисти Ботиччелли было создано в 1481 году. Огромная фреска, достигающая в длину 55 метров, написана художником по случаю окончившейся в городе чумы. Надо сказать, что чума не раз посещала Флоренцию, унося десятки тысяч жизней.

Сотнями заболевшие чумой поступали в госпиталь Сан Мартино делла Скала, который находился недалеко от дома Сандро Боттичелли.

Когда эпидемия благополучно завершилась, благодарные Богу флорентийцы заказали художнику изобразить «Благовещение» на одной из стен больницы.

Свое «Благовещение» Боттичелли писал тогда же, когда по заказу дома Медичи создавал «Весну»,  поэтому он так много придавал здесь внимания деталям и символам, грациозности линий и изгибов, которые создали неповторимую атмосферу света и музыки.

Его работа экспрессивна. В ней много света и движения. Движения в развевающихся волосах архангела Гавриила, в кроткой позе Богоматери, которая стоит полузакрыв глаза, в лучах света, которые насквозь пронизывают пространство.

А в дуновении ветра будто слышно, как Ангел говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лк 1:30-33)

Очень скоро больница Сан Мартино стала монастырем. В 1624 году фреску решили перенести в атриум церкви. Тогда-то она и получила серьезные повреждения. Может быть поэтому, а может быть потому, что кто-то счел ее старомодной, фреску закрасили в 1700 году. Обнаружили и восстановили ее только в 1920 году, когда работа Боттичелли поступила в галерею Уффици.

Конец династии Боттичелли

«Весна» (1482)

Вслед за популярностью пришла безвестность. Не малую роль здесь сыграли политические события, смерть Лоренцо Великолепного, изгнание из Флоренции семьи Медичи, популярность ревнителя веры Савонаролы и упадок интереса к искусству.

В 1497 году на площади Синьории Савонарола приказал сложить огромный костер и публично сжег колоссальное количество книг, картин, музыкальных инструментов, женских туалетов и ювелирных украшений, которые по мнению францисканского аскета и религиозного фанатика символизировали грех.

Сложно сказать, эти ли события подорвали хрупкое здоровье пятидесятилетнего живописца, для которого живопись была жизнью и выражением самого себя. Ведь он всегда и много заботился о тех, кто занимался искусством. Возможно, наступившие мрачные времена повергли художника в уныние. К тому же при всех талантах и связях у Боттичелли напрочь отсутствовала торгашеская жилка.

Он не умел себя продавать. Одним словом, утратив популярность, жил он в бедности. Болезнь скрутила его, и Сандро Боттичелли едва мог разогнуть спину, редко выходил из дома, а если и выходил, то с двумя костылями. Идеи Савонаролы завладели умом Боттичелли, он примкнул к тем, кого называли «плаксы», и в творчестве его наступил период какого-то разлада с самим собой.

Его краски стали скромнее и строже, композиции лаконичнее, детали все более редки. Все это проявилось в «Мистическом рождении» — картине, которую он написал в конце жизни. Но так любимые им удлиненные пропорции тела, исполненные грации движения, легкость и невесомость фигур так и остались фирменным знаком художника.

«Мистическое Рождество» (1500)

Боттичелли никогда не имел семьи. Он умер от тяжелой болезни в бедности в 1510 году. Его быстро забыли современники и не узнали бы потомки, если не Братство прерафаэлитов.

«Весна», «Рождение Венеры» — небольшие работы, созданные для частного пространства, находились в собственности семьи Медичи. Когда в 1737 году, не оставив наследника, умер последний Медичи — великий герцог Тосканский Джан Гастоне Медичи — его несметные богатства, включая коллекцию изобразительного искусства, перешли родной сестре.

Она, возможно не без выгоды для себя, признала Лотарингскую династию, которая после ее кончины унаследовала все коллекции дома Медичи. Вплоть до 1859 года (исчезновение великого герцогства Тосканского) мало кто знал о тех шедеврах, которые принадлежали Медичи.

И лишь поступив в ведение государства, оказавшись в залах Уффицци, картины художников Возрождения из коллекции флорентийской династии стали доступны публике.

Читайте также:  Киевский музей авиации - описание экспонатов музея, киев

https://www.youtube.com/watch?v=JqhTXD1JJeY

Английские «революционеры» кисти и холста — прерафаэлиты — возвратили миру Сандро Боттичелли. Впервые они заговорили о нем, подражали ему, преклонялись перед его творениями.

Прерафаэлиты увидели в Боттичелли, двигавшегося в своем творчестве вопреки течению, реформатора, перевернувшего в эпоху Возрождения представление об истинной вере и настоящей красоте.

Правда, случилось это лишь спустя четыреста лет после кончины художника, обессмертившего свое имя «Весной».

Иллюстрации ru.wikipedia.org

Источник: https://foma.ru/bottichelli-ryiczar-bogomateri.html

Благовещение в мировой живописи: картины известных художников

Кто из великих художников запечатлел лик Богородицы на своих холстах.

7 апреля православные христиане отмечают один из самых больших православных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день архангел Гавриил сообщил деве Марии о том, что она станет матерью Иисуса Христа. 

Библейские образы  — одна из основ мирового искусства, а праздник Богодицы и сам ее образ — один из самых распространенных сюжетов. Многие великие художники посвятили свое творчество этой теме. А Боттичелли, например, даже называют «рыцарем Богоматери».

Кисти каких еще художников принадлежат картины, изображающие таинство благовещения Пресвятой Богородицы.

Леонардо да Винчи «Благовещение/Annunciazione»

  • 1472-1475 г.
  • доска, масло. 98 × 217 см

Картина принадлежит кисти еще молодого Леонардо, когда он работал в рамках мастерской своего учителя Верроккьо

Композиция произведения проста и традиционна: на переднем плане изображен коленопреклоненный архангел Гавриил с белой лилией — символом непорочности Девы Марии — в левой руке. Правой же рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Деву Марию художник, согласно традиции, изображает с библией, которая помещена на мраморную подставку.

На заднем плане размещены резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.

С 1867 года и по настоящее время произведение хранится в музее Уффици.

«Благовещение» Леонардо да Винчи

Данте Габриэль Россетти «Благовещение/Ecce Ancilla Domini»

  • 1850 г.
  • холст, масло. 73 × 41,9 см

Картина была создана в 1850 году и в нем же была представлена на выставке Королевской Академии художеств. Картина была задумана как диптих, но вторая ее часть так и не увидела свет. 

На картине изображена известная евангельская сцена Благовещения Пресвятой Богородицы.

Любопытно, что картинка подверглась нападкам из-за того, что Россетти сильно отступил от христианского канона. Богородица выглядит испуганной и будто отшатывается от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). также мастер использовал нетрадиционную цветовую гамму: на картине доминирует белый, в то время как цветом Богородицы принято считать голубой.

«Благовещение» Данте Габриэль Россетти.

Тициан «Благовещение/Annunciazione»

  • 1565 г.
  • холст, масло. 410 × 240 см

Картина написана Тицианом как алтарный образ для капеллы святого Августина церкви Сан-Сальвадор в Венеции. 

На произведении архангел Гавриил сообщает Марии благую весть о том, что ей предстоит непорочно зачать Иисуса Христа. Гавриил слегка касается ногами земли, одно крыло поднято, руки перекрещены как знак покорности Богу.

«Благовещение» Тициан.

Гвидо ди Пьетро (Фра Беато Анжелико) «Благовещение/Annunciazione»

  • 1426 г.
  • дерево, темпера. 194 × 194 см

Картина была написана для церкви Санто Доминго де Фьезоле, вблизи Флоренции. «Благовещение» представляет собой алтарный образ в резной позолоченной раме в рост человека. Написана была темперой на деревянной доске. Центральная часть картины изображает собственную сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из ее жизни.

В настоящее время картина находится в экспозиции Прадо.

«Благовещение» Фра Беато Анжелико.

Эль Греко «Благовещение»

  • 1596-1600 гг.
  • холст, масло, 114 x 66 см

Картина испанского живописца Эль Греко «Благовещение», была написана в 1596-1600 годах. Сейчас картина находится в Музее изящных искусств в Бильбао.

«Благовещение» Эль Греко.

Сандро Боттичелли «Благовещение»

Боттичелли написал несколько произведений на тему «благовещения» в разные годы.

В картине «Благовещение» 1485 года из музея Метрополитен сильное впечатление производит ощущение глубины композиции, которого достиг мастер.

Дева Мария и Ангел, в практически зеркальном отображении, разделены рядом колонн в центре сцены, но их объединяют лучи божественного света, льющегося вдоль крыльев склоненного ангела к Марии.

В этом произведении уже видна рука зрелого мастера — и в сложности композиции, и в его лиричном настрое, и в прозрачности красок.

«Благовещение» Сандро Боттичелли.

Более поздняя картина «Благовещение», ее также называют «Благовещение Кестелло», написана в 1489 году. Ее заказал художнику Франческо Гуарди для церкви флорентийского женского монастыря Кестелло.

В этот раз художник вносит в сцену непривычную смятенность: ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачное, как стекло, едва видимое покрывало.

В центре композиции — две кисти, протянутые друг другу, как олицетворение передачи и принятия, идею которого мастерски выразил Боттичелли. 

Сейчас картина находится в флорентийской галерее Уффици.

«Благовещение Кестелло» Сандро Боттичелли.

Василий Суриков «Благовещение»

Эта картина стала последней большой работой живописца. Она не так известна, как другие его произведения.

«Благовещение» была представлена на XII выставке Союза русских художников в 1914–1915 году. Однако картина не оправдала ожиданий коллег и критиков, от именитого художника надеялись получить гораздо большего. Сейчас картина находится в художественном музее им. В. И. Сурикова в Красноярске.

«Благовещение» Василий Суриков.

Владимир Боровиковский «Благовещение»

Художник чаще воспринимается как мастер портрета. Однако, создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни художник работал лишь над духовными сюжетами. Он учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга.

«Благовещение» Владимир Боровиковский.

В своей картине «Благовещение» автор тонко чувствует форму, стремится передать прекрасный, внутренне чистый мир персонажей. Трепетный образ Девы Марии, изображенный Владимиром Боровиковским, вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»

Источник: https://kp.ua/life/572360-blahoveschenye-v-myrovoi-zhyvopysy-kartyny-yzvestnykh-khudozhnykov

Творчество Сандро Боттичелли

Са́ндро Боттиче́лли (1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи/который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.

Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры».

Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо.Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо.

Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана.

Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Согласно преданию, уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны).

Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок.

1474; «Юноша», 1480-е гг). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д.

В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись.

В 1504 году художник участвовал в комиссии, определявшей место для установки статуи Давида работы Микеланджело, однако его предложение не было принято. Известно, что у семьи художника был дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от виллы в Бельсгуардо.

Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции. Согласно завещанию, его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, вдохновившей самые прекрасные образы мастера. Мадонна с Младенцем и ангелом (1465—1467 гг.

) Уффици, Флоренция

Мадонна делла Лоджия (ок.1467 г.), Уффици, Флоренция

Поклонение волхвов, (ок. 1475 г.), Уффици, Флоренция

Весна, (между 1477 и 1478 гг.), Уффици, Флоренция

Фрески Сикстинской капеллы (1481 г.)

Мадонна Магнификат, (1481 г.), Уффици, Флоренция

Венера и Марс, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея

Паллада и Кентавр, (1483 г.), Уффици, Флоренция

Портрет юноши, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея

Рождение Венеры, (ок. 1484 г.), Уффици, Флоренция

Алтарь Барди (Мадонна Барди), (ок.1485), Государственные музеи, Берлин

Мадонна с гранатом, (ок. 1487 г.), Уффици, Флоренция

Благовещенье, (1489—1490 гг.) Уффици, Флоренция

Клевета, (1495 г.) Уффици, Флоренция

иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

Новелла о Настаджио дельи Онести — I, II, III эпизоды — Музей Прадо, IV эпизод — частная коллекция.

«Покинутая», галерея Палловичини, Рим

«Мадонна с младенцем», Музей Жакмар-Андре, Париж

Сцены из жизни святого Зиновия, (между 1500 и 1505) Две — Лондонская Национальная Галерея, один — Нью-Йорк, Метрополитен-музей, другой — Дрезден, Картинная галерея

Мистическое рождество, 1501 г. — Лондонская Национальная Галерея.

2. Римский портрет из собрания Государственного Эрмитажа (по выбору студента)

44. Римский портрет из собрания Государственного Эрмитажа (по выбору студента) «Мадонна Литта» (1490-1491) — картина итальянского художника Леонардо да Винчи.

Мадонна Литта, Холст (переведена с дерева), Темпера. 42×33 см

Эрмитаж, Санкт-Петербург/

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах.

Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность, произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью.

Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане.

В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков. Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца.

Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио. Эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s8581t9.html

Завораживающее «Благовещение» Сандро Боттичелли

?Eduard Markovich (luckyed) wrote,
2013-10-02 08:08:00Eduard Markovich
luckyed
2013-10-02 08:08:00К 65-ти летию Израиль получил прекрасный подарок.

Из флорентийской галереи Уффици на 4-х месячную выставку (с 17-го сентября 2013-го по 10-е января 2014-го года) прибыл редчайший шедевр — фреска Сандро Боттичелли «Благовещение».Немало трудностей пришлось преодолеть «путешественнице».

Читайте также:  Натюрморт с гвоздиками, георг флегель

Несколько лет переговоров с руководством галереи, озабоченность Итальянского правительства, тревожная и взрывоопасная обстановка в Сирии. Всё понятно, не в самом идиллическом месте живём.Но в итоге картина заняла своё место в отдельном зале Музея Израиля в Иерусалиме. И это первая картина Ботичелли в нашей стране.

А в планах на ближайшие два года — показ ещё четырёх шедевров итальянского барокко и возрождения.

Буквально несколько важных слов о художнике. Алессандро ди Мариано Филипепи, позднее взявший имя Боттичелли (винный бочонок), родился во Флоренции в 1445-ом году. Получил прекрасное образование.

Учился живописи в мастерских Филиппо Липпи и Андреа Вероккио (вместе с юным Леонардо).
Его картина «Поклонение волхвов» понравилась Лоренцо Великолепному, и Боттичелли был приближен к славному семейству Медичи и стал придворным художником.

В его картинах и фресках тех лет чувственность сочеталась с изысканностью, тонкость и прозрачность с телесностью. Работы излучали радостный свет.Но в конце 90-х годов 15-го века власть над умами флорентийцев захватил доминиканский священник Джироламо Савонарола. Власть гуманистов и эпикурейцев Медичи закончилась.

Страстные экстатические речи Савонаролы, призывающие к обновлению церкви и аскетизму, подействовали на толпу. Беснующиеся последователи монаха жгли книги, картины, бесценные ювелирные украшения, разрушали скульптуры. Увы, не стал исключением и Сандро Боттичелли. Он даже лично сжёг несколько своих ранних работ.

Его живописный стиль помертвел, угас тот самый невероятный свет. До самой смерти художник так и не оправился от дьявольского воздействия Савонаролы.
     Но пришло время вернуться к фреске. Она была написана во Флоренции в 1481-ом году на стене лоджии госпиталя Сан Мартино делла Скала.

В то время в городе завершилась страшная эпидемия чумы, унесшая множество жизней, и, скорее всего, работа была заказана Боттичелли в знак победы над болезнью. Один из плодотворнейших периодов в творчестве мастера. “Весна” (около 1477–1478) уже написана, скоро будет создано “Рождение Венеры” (около 1482–1483). Мелкие бытовые и сказочные детали сочетаются с гимном женской красоте.

А дальнейшая история «Благовещения» безжалостна. В связи ремонтом больницы в 17 веке фреске был нанесен значительный ущерб. Только в 1920-ом году она была передана в галерею Уффици и там отреставрирована. Так ужасно она выглядела до восстановления.

     Сюжет — один из самых востребованных в мировой живописи. Первый вариант, датируемый серединой третьего века, был найден в римских катакомбах. Изображения архангела Гавриила, сообщающего Марии о том, что она станет матерью Христа, во множестве вариантов встречается в византийских и древнерусских храмах, в средневековой живописи. Картины Леонардо, Донателло, Рогира ван дер Вейдена, Фра Анжелико, самого Боттичелли, неоднократно возвращавшегося к сюжету, украшают экспозиции лучших музеев мира. Но мне хочется отметить особенность именно этой фрески.В основе сюжета картины — отрывок из Евангелия от Луки 1:36-38
     «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.»
     
Обратите внимание — Гавриил и Мария разговаривают. Подчёркнут некий момент вербального общения. Так или иначе это можно увидеть в большинстве живописных работ.А теперь вернёмся на выставку.
Пространство гигантской фрески (243см на 550см) разбито на две части колоннами.Справа внутреннее помещение — спальня Марии.

Она находится в состоянии глубокого гипнотического транса. Архангела не видит. Лицо абсолютно неподвижно.

В левой открытой части фрески Гавриил. Судя по развевающимся волосам, он только появился. Архангел уже не летит, но и не стоит, а замер в наклонной позе, удержать равновесие в которой невозможно. В левой руке — традиционная для Флоренции белая лилия — символ чистоты и непорочности.

Его руки сложены на груди, а глаза направлены на Марию, но её не видят. Каталептическое состояние объяснимо. Его задача выполнена. Он всего лишь ретранслятор. А к Марие непосредственно обращается Бог.
Мы видим лучи света, проникающие в окошко за спиной архангела, пронизывающие его насквозь и достигающие адресата. Боттичелли написал лучи яркой золотой краской. Увидеть это сегодня мы можем, приглядевшись к началу источника у окна и в некоторых местах по пути их следования.
       Ещё раз обращаю ваше внимание. Явный разговор между архангелом и Марией отсутствует. Всё происходит на другом уровне восприятия.Дополнительные детали. На кровати в спальне Марии ярко выделена одна подушка. Возможно это — важная для художника деталь, подчёркивающая непорочность Марии.tzy_kun обратил наше внимание на то, как выстроена перспектива изображения. Все линии сходятся на голове ангела и продолжаются далее, упираясь в холм на заднем плане. Художник хотел сконцентрировать зрителей на Гаврииле и столь важной для религиозного сознания горе Тавор (Фавор). Этой же цели способствует отмеченная ранее неустойчивая поза ангела. Так Боттичелли направил наш взгляд.Кроме того, tzy_kun заметил, что деревья на заднем плане изображены в стиле, отличном от принятого в таких работах в 15-ом веке. Скорее, так их написал бы наш современник в быстром цветовом наброске.Что это? Результат поздней переделки или гениальное прозрение художника, на сотни лет опередившего своё время?

Источник: https://luckyed.livejournal.com/50986.html

Сандро Боттичелли

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля.

В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки.

Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре[en], чем объясняется её вытянутый формат.

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.

Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.» В это время Боттичелли становится известным и как портретист.

Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы.

«И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы». В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим.

Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики. Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482).

Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи.

На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»: «Весна» «Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками всё наполняет и запахом сладким… Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.» Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины. В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры».

«…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры».

Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.

Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения.»
В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».

«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли.

Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490).

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.

Читайте также:  Музей писем, чехов, россия

https://www.youtube.com/watch?v=x1gQTr99fJw

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия.

С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов. Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем.

Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов. Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине». Среди последних немногочисленных работ художника этого периода – сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида»

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду.» В мае 1510 года Боттичелли умер в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых.

http://fishki.net/1447041-sandro-bottichelli.html?mode=recen…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43499711395/next

Творчество Сандро Боттичелли — часть 2

Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм.

В Благовещении Честелло (1484-1490, Уффици) уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры.

Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности.

Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев

В картине «Венчание Богоматери» (1490) в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов — почти вакхическая самозабвенность».

После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка.

Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью.

Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495-1500), изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.

«Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н.А. Белоусова, — где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби.

И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.

Вместо хрупкой бестелесности — четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков — мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно-красного цвета».

В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи.

В 1498 году семья Боттичелли, как показывает запись в кадастре, владела немалым имуществом: имела дом в квартале Санта-Мария Новелла и, кроме того, получала доход с виллы Бельсгуардо, расположенной вне города, за воротами Сан-Фредиано.

После 1500 года художник редко брал кисть в руки. Единственное подписное его произведение начала шестнадцатого века — «Мистическое рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея).

Внимание мастера сосредоточено теперь на изображении чудесного видения, пространство же выполняет вспомогательную функцию.

Эта новая тенденция в соотношении фигур и пространства характерна также для иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, выполненных пером в великолепном манускрипте.

В 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле д'Эсте, герцогине Мантуанской. Однако по неизвестным причинам эта поездка не состоялась.

Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. В 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло, Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, которая должна была выбрать место для установки Давида, только что изваянного молодым Микеланджело.

Решение Филиппино Липпи было признано самым удачным, и мраморный гигант был помещен на цоколе перед Палаццо делла Синьория. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. Художник ни от кого не скрывал секретов своего мастерства, и у него отбоя не было от учеников.

Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино.

Боттичелли скончался 17 мая 1510 года и был погребен в семейной гробнице в церкви Оньисанти.

«Юдифь», ок 1470 г.

Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Ветерок теребит ее платье, волнение складок скрадывает движение тела, непонятно, как она удерживает равновесие и сохраняет ровную осанку.

Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущение пустоты, которое пришло на смену активному действию.

Перед нами не какое-то определенное чувство, а душевное состояние, стремление к чему-то неясному то ли в предчувствии будущего, то ли из сожаления по содеянному, сознание бесполезности, бесплодности истории и меланхолическое растворение чувства в природе, не имеющей истории, где все происходит без помощи воли.

«Святой Себастьян» 1473 г.

Фигура святого лишена устойчивости, художник облегчает и удлиняет ее пропорция, для того чтобы прекрасная форма тела святого могла быть сравнима лишь с голубизной неба-пустого, кажущегося еще более недосягаемым из-за удаленности пейзажа.

Ясная форма тела не наполнена светом, свет окружает материю, словно растворяя ее, а линия делает определенными тени и свет на фоне неба.

Художник не превозносит героя, а лишь грустит о поруганной или поверженной красоте, которую мир не понимает, ибо ее источник находится за пределами мирских представлений, за пределами природного пространства, равно как и исторического времени.

«Весна» ок.1478 г.

Ее символическое значение разнообразно и сложно, идея ее может быть понята в разных ключах. Ее концептуальное значение доступно до конца лишь специалистам-философам, более того, посвященным, но оно ясно всем, кто способен проникнуться красотой рощи и цветущего луга, ритмом фигур, привлекательностью тел и лиц, плавностью линий, тончайшими.

хроматическими сочетаниями.

Еели смысл условных знаков не сводится более к тому, чтобы зафиксировать и объяснить действительность, в используется для того, чтобы преодолеть и зашифровать ее, то к чему тогда все богатство позитивного познания, которое было накоплено флорентийской живописью в первой половине века и которое привело к грандиозным теоретическим построениям Пьеро? А посему теряет смысл перспектива как способ изображения пространства, не имеет смысла свет как физическая реальность, не стоит заниматься передачей плотности и объема как конкретных проявлений материальности и пространства. Чередование параллельных стволов или узор из листьев на заднем плане «Весны» не имеют ничего общего с перспективой, но именно по сравнению с этим фоном, лишенным глубины, обретает особое значение плавное развитие линейных ритмов фигур, контрастирующих с параллельностью стволов, точно так же, как тонкие цветовые переходы получают особое звучание в сочетании с резко выделяющимися на фойе неба темными стволами деревьев.

Фрески Боттичелли написаны на библейские и евангельские сюжеты, но трактованы не в «историческом» плане. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа.

Темы других росписей также имеют переносный смысл: «Очищение прокаженного» и «Искушение Христа» содержат в себе намек на верность Христа закону Моисея и, следовательно, на преемственность Ветхого и Нового заветов.

«Наказание Корея, Дафана и Авирона» также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями.

Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Но, связывая воедино исторически разновременные события, Боттичелли разрушает пространственно-временное единство и даже смысл самого повествования.

Отдельные эпизоды, несмотря на разделяющее их время и пространство, спаяны друг с другом бурными взлетами линейного ритма, возникающими после длительных пауз, и этому ритму, утратившему мелодический, плавный характер, полному внезапных порывов и диссонансов, доверена теперь роль носителя драматизма, который не может быть более выражен через действия или жесты отдельных персонажей.

«Рождение Венеры» ок.1485

Это отнюдь не языческое воспевание женской красоты: среди заложенных в нее значений фигурирует и христианская идея рождения души из воды во время крещения.

Красота, которую художник стремится восславить,-это в любом случае красота духовная, а не физическая: обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, ненужность украшений. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля).

Море, волнуемое ветерком, раздуваемым Эолом и Бореем, представляется голубовато-зеленой поверхностью, на которой волны изображены одинаковыми схематическими знаками. Символична и раковина.

На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода — ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет.

«Благовещение » 1489-1490г

художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды.

Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руку.

Кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и изгибаться все ее тело.

«Мистическое Рождество» 1500 г,

Возможно, самое аскетическое, но в то же время наиболее заостренно-полемическое из всех произведений его последнего периода. И сопровождает его апокалипсической надписью, в которой предсказываются огромные беды для грядущего века.

Он изображает немыслимое пространство, в котором фигуры на переднем плане меньше, чем более удаленные, ибо так поступали «примитивы», линии не сходятся в одной точке, а зигзагообразно расходятся по пейзажу, словно в готической миниатюре, населенной ангелами.

Источник: http://MirZnanii.com/a/130606-2/tvorchestvo-sandro-bottichelli-2

Ссылка на основную публикацию