Буддийские божества посетили кяхтинский краеведческий музей!

Достопримечательности Кяхтинского района

В Кяхтинском районе находится большое количество памятников природы. Здесь можно встретить памятники, уникальные водные объекты, геологические памятники природы и др. Наиболее интересные из них: горы Большой и Малый Кумын, Усть-Кяхтинская пещера, пещера Баян-Дэлгэр. В местности Киран на правобережье р.Киран находится гряда песчаных барханов высотой до 7 м.

Пещера Городовой Утес. Пещера находится в долине реки Чикой, в ее правобережной части у села Алтай. В ней сохранилось много наскальных рисунков, выполненных красной охрой. Особенно впечатляют рисунки огромных орлов на потолке с размахом крыльев величиной до 1 метра. Городовой Утес – сакральное место, здесь сооружено несколько «обо».

Курорт Киран. Находится в 300 км от г. Улан-Удэ и 30 км восточнее города Кяхта на берегу озера Киран. Озеро неглубокое, бессточное с теплой водой и обильной водной растительностью. Весной и осенью оно является местом отдыха перелетных птиц. Рапа озера давно известна своими уникальными лечебными    свойствами      

   .
В 1825  году здесь была построена первая грязелечебница, здесь  можно принять  ванны и лечебную грязь, для гостей на берегу реки Чикой открыт гостевой домик «Бережок» где можно хорошо отдохнуть, прогуляться по сосновому лесу, порыбачить, поиграть в разные спортивные игры и многое др.

Культурные исторические памятники

Кяхтинский район известен памятниками истории, культуры и археологии, которые представляют интерес не только для специалистов. Среди них одним их наиболее впечатляющих объектов, связанных с эпохой первого в Центрального Азии государства Хунну, является группа могильников в Ильмовой пади.

Она находится в 23 км от Кяхты по автодороге Кяхта–Улан-Удэ. При археологических раскопках захоронений – их около 320, принадлежащих разным слоям хуннского общества – получены предметы быта, оружие, элементы конской упряжи; подлинные произведения искусства ажурные пряжки и пластины из поясных наборов.

Разнообразные керамические сосуды хунну восхищают совершенством формы и пропорций.

Храм Воскресенья и  Храм Свято-Успенской церкви

Музеи

Кяхта – это один из малых городов России, сохранивших своеобразный облик старинного купеческого города. Постепенно он становится одним из центров культурного туризма в Кяхтинском районе Республики Бурятия.

Кяхтинский краеведческий музей имени академика В. А. Обручева

Музей основан 1 января 1890 года. Инициатором создания музея был П. С. Михно, местные купцы и интеллигенция. Активно содействовали его созданию  известные ученые- путешественники супруги Потанины.

Основу музейных  коллекций составили материалы экспедиций по  археологии, палеонтологии, антропологии, энтомологии, ботанике, орнитологии, ихтиологии, геологии, нумизматике.

       В 1890 году, после посещения Кяхты семьёй Потаниных, был избран временный комитет, занявшийся поиском средств на содержание музея.  Первым хранителем музея стал П. С. Михно.

С музеем тесно  связаны  имена известных ученых и исследователей Центральной Азии: Н.М.Пржевальского, Д.А.Клеменца, супругов Потаниных, Г.Е.Грумм-Гржимайло, П.П.Семенова- Тянь- Шанского, В.А.Обручева и других

Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира «Сухэ-Батора»

Пограничный город Кяхта сыграл особую роль в истории Монголии, именно в Кяхте были заложены основы суверенности современного Монгольского государства, ставшего для нашей страны другом и союзником на долгие годы.

Ярким свидетельством дружбы и сотрудничества стран является открытие в 1971 г. в городе Кяхта Мемориального Дома – музея 1-го съезда Монгольской народно-революционной партии.

 Музей  Российско-Монгольской дружбы

В настоящее время музей Российско-Монгольской дружбы, сохранив Мемориальный комплекс, дополнен разделом «Российско-Монгольские отношения на современном этапе». В выставочных залах музея созданы экспозиции,  в основе которых лежат слова исследователя Центральной Азии Д.А.

Клеменца: «Оказав громадную услугу русской торговле в прошлом, Кяхта, основав музей, окажет ее и далекому будущему. По музею, как по живой книге, будут знакомиться с Китаем и Монголией русские люди и в потомстве будет обеспечена благодарная память основателям».

В залах музея размещены экспонаты уникальных коллекций, собранные членами Троицкосавско-Кяхтинского отделения Русского Географического общества.

На выставке «Монголия – страна «Великой степи» музейные предметы позволяют представить с разных сторон традиционную культуру, типы хозяйства, мировоззрение народов Монголии.

Особое место в экспозиции музея отводится выставке «Философия буддизма». Экспонаты рассказывают об истории буддизма, особенностях и символах индо-тибетской философии, искусства.

Экспозиция – со своей атмосферой, непривычным внутренним ритмом и настроением.  Один из разделов посвящен  XII Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Итигэлову.

По традициям буддизма предметы несут в себе, светлую связь с XII-м Хамбо Ламой.

Экскурсия в музеи

Святые места

В двух километрах западнее от дацана («Балдан Брейбун») находится уникальное место паломничества, которое притягивает буддистов со всего Забайкалья, России и даже мира. Здесь проявляется божество Авалокитешвара и его мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Дацан «БАЛДЫН-БРЭЙБУН является первым по времени строительства буддийским храмом в Забайкалье.

Предыдущая страница Следующая страница

Источник: http://virbur.ru/index.php/kyakhtinskij-rajon/sights12

Кяхтинский краеведческий музей

Музей находится в бывшем здании местного училища, построенном в XIX веке.

Фонд кяхтинского музея состоит из ста тысяч экспонатов, рассказывающих об истории и природе Бурятии, археологических раскопках на территории республики, Китая и Монголии, современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

В его коллекции, среди прочих, есть работы европейских и японских мастеров. Фарфоровые вазы, покрытые лаком шкатулки, игрушки из глины, резные шахматы — всё это находится в зале, который посвящен декоративно-прикладному искусству.

«Природная» часть экспозиции состоит из двух частей. Первая называется «Тайга», вторая — «Лесостепь». Здесь можно посмотреть на чучела животных и птиц, обитающих в этих природных зонах, изучить гербарии, ландшафтные карты. Небольшая часть посвящена экологии Байкала.

Есть в музее и своя кунсткамера, где представлены заспиртованные тела животных с аномалиями в развитии. Экспозиция «Дарвиновский кабинет» иллюстрирует теорию эволюции знаменитого биолога на материалах экспонатов музея. Эта выставка была открыта в 1930-е и с тех пор не подвергалась изменениям.

Посетителей поразит своей красотой коллекция кораллов.

Наибольший интерес в археологической части музея представляют предметы быта и культуры древнейших племен хунну (или хуннов), более двух тысяч лет назад живших в степях, располагавшихся к северо-востоку от Китая. Считается, что представители этого народа принесли в Забайкалье железо.

Здесь хранится единственная в мире бронзовая печать той эпохи, сохранившаяся до наших дней, а также поясная пластина, на которой изображены диковинные животные. Есть в музее и отдел религий, где выставлены фотографии буддийских и православных храмов Бурятии, иконы и танка (буддийские религиозные полотна), одежда.

Здесь работает библиотека, в фондах которой хранится более 30 тысяч редких книг XVIII-XIX веков. Многие из них можно полистать в читальном зале.

У музея имени Обручева есть три филиала. Два из них находятся в Кяхте и посвящены монгольской революции 1920-х годов. Это «Конспиративная квартира Сухэ-Батора» (ул. Горнозерентуйская, д.

2) и дом-музей первого съезда Монгольской народно-революционной партии (ул. Крупской, д. 37). Третье отделение находится в Новоселенгинске и посвящено декабристам, отбывавшим здесь ссылку.

Музей был основан в 1890 году и строился на деньги местных купцов и интеллигенции. Первым директором музея стал Петр Михно, он же один из организаторов сбора денег. Более 30 лет музей был единственной организацией в Бурятии, занимавшейся научно-исследовательской работой.

Его стараниями была открыта одна из первых выставок музея — «Российские географические открытия в Центральной Азии». Эта тема была выбрана неслучайно: в XVIII-XIX веках Кяхта была отправной точкой многих географических и краеведческих экспедиций, в том числе Пржевальского, Потаниной, Клеменца и других.

На личные вещи исследователей Сибири и их географические карты можно посмотреть и сегодня.

Музей не работал в период Первой мировой и Гражданской войн, возобновил свою деятельность в 1922 году.

К наиболее интересным экспонатам музейного фонда относятся рукописные карты некоторых районов Китая, Забайкалья, Байкала, карта-чертеж Иркутской области, грамматика китайского языка, написанная монахом Иакинфом, рукопись участника первой советской экспедиции в Монголию Сергея Кондратьева под названием «Гавамонгольская легенда» (1935 год).

Музей назван в честь Владимира Афанасьевича Обручева (1863-1956) — ученого-геолога, палеонтолога и писателя, автора знаменитых романов «Земля Санникова» и «Плутония». Есть у него и книга о Кяхте — «От Кяхты до Кульджи: Путешествие в Центральную Азию и Китай» (1940).

Одними из первых экспонатов музея были манекены китайских купцов, созданные по образу и подобию реальных торговцев, живших и работавших в Маймачене — городе, который до 1921 года находился недалеко от Кяхты.

На основе гербариев, представленных в музее, были выпущены восемь номеров научного альманаха «Флора Забайкалья» (1929-1982 гг.). Кроме того, музей выпустил ряд книг, посвященных работе местного отделения Русского географического общества.

Источник: http://strana.ru/places/193241/info

Достопримечательности Кяхтинского района Республики Бурятия

Достопримечательности Кяхтинского района Республики Бурятия на карте Байкала

Читайте также:  Молитва перед обедом, шарден, 1740-е

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам — выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Памятники археологии Кяхтинского района Республики Бурятия

В Кяхтинском районе сохранились памятники, относящиеся к каменному, бронзовому векам, а также к железному веку.

Это древние могильники, курганы, керексуры, плиточные могилы, следы поселений, пещеры, в которых люди того времени устраивали святилища.

Большой интерес представляют памятники эпохи кочевых цивилизаций, из которых наиболее интересны объекты материальной культуры государства Хунну. В районе сконцентрировано основное число памятников культуры хунну в Бурятии.

Ильмовая падь — здесь расположена большая группа могильников, около 320 захоронений представителей разных слоев хуннского общества, среди них погребения знати, отличающиеся особым богатством, а также вождей. Падь находится на расстоянии 212 км от города Улан-Удэ в Кяхтинском районе Республики Бурятия. Часть погребений раскопана, и впечатляет своими размерами.

Археологические работы в Ильмовой пади были начаты в 1896 году и продолжаются до настоящего времени.

Пещера Городовой Утес — находится в долине реки Чикой, в ее правобережной части у села Алтай. В ней сохранилось много наскальных рисунков, выполненных красной охрой. Особенно впечатляют рисунки огромных орлов на потолке с размахом крыльев величиной до 1 метра.

Городовой Утес – сакральное место, здесь сооружено несколько «обо».

Табангутское обо — гора, находящаяся на правобережье реки Селенги на восточной окраине села Усть-Кяхта в Кяхтинском районе Республики Бурятия. На ее южном склоне находятся камни с процарапанными рисунками. Ранее здесь было 54 композиции, в настоящее время сохранились единичные камни с рисунками. На вершине горы находится «обо».

Город Кяхта — расположен на российско-монгольской границе. Свое название он получил от бурятского слова «хяг», что означает «пырей».

Город имеет статус «Исторического города России», его прошлое изобилует событиями, связанными с историей развития российско-китайских отношений, российской торговли и купечества, эпохой географических открытий в Центральной Азии. В 1727 году здесь казаками была построена Троицкая крепость, выросшая со временем в город Троицкосавск.

Затем по решению полномочного посла России Саввы Лукича Владиславич-Рагузинского была основана торговая слобода Кяхта. В 1934 году город Троицкосавск был переименован в город Кяхту Кяхтинского района Республики Бурятия. Он расположен в песчаной степи, поэтому его образно называли «песчаной Венецией».

В 18 веке Кяхта стала широко известна как главный торговый центр на востоке России. Через нее проходил всемирно известный торговый «Чайный путь», а Кяхту полуофициально именовали «Российской столицей чая», «золотыми воротами России», «Москвой на востоке».

Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам — миллионерам, за что ее часто называли также «городом миллионеров». Кяхту знали в Европе и Америке. В городе развивалась не только торговля, большое развитие получили культура, искусства и наука.

В истории города оставили яркий след многие известные деятели науки, культуры, общественной мысли. «Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет, после сокращения объемов торговли на «Чайном пути», начался период ее упадка. В годы революции и гражданской войны Кяхта была влиятельным политическим и военным центром на востоке страны. В более позднее время город развивался как приграничный торговый и промышленный центр.

В настоящее время Кяхта – это один из малых городов России, сохранивших своеобразный облик старинного купеческого города. Постепенно он становится одним из центров культурного туризма в Кяхтинском районе Республики Бурятия.

В городе работают гостиницы, кафе и рестораны, развивается сфера обслуживания, досуга и развлечений, есть парк отдыха, банк и пункт обмена валют, компьютерный клуб, автозаправочные станции и авторемонтные мастерские. Действует автомобильное сообщение с городом Улан-Удэ.

На границе действует международный автомобильный переход, железнодорожный переход работает в поселке Наушки, расположенном в 29 км от Кяхты. Расстояние от Улан-Удэ до Кяхты составляет 235 км.

Памятники истории и культуры города Кяхты в Кяхтинском районе Республики Бурятия

Часть зданий, построенных в период расцвета Кяхты, сохранились, а их оригинальный архитектурный облик является украшением города. Они имеют статус памятников истории и культуры, некоторые из них используются разными организациями. Гостиный двор — построен в 1842 году.

Представлял собой два огромных корпуса, построенных в виде замкнутых прямоугольников (один внутри другого). Наружное капитальное здание имело 72 помещения. В 1865 году был передан в ведение кяхтинского купечества, за счет которого производилось содержание здания.

В гостином дворе производилось большое количество торговых сделок, здесь же готовились товары для торговых караванов.

Дом купца А. М. Лушникова — известный кяхтинский купец был видным общественным деятелем края, учеником и другом декабристов. Дом в разные годы посещали декабристы Н. А. и М. А. Бестужевы, К. П. Торсон, И.

И. Горбачевский, И. И. Пущин, С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский с семьями, М. К. Юшневская. Гостями Лушникова были известные путешественники и исследователи Центральной Азии: Н. М. Пржевальский, Г. Н. и А. В. Потанины, Д. А. Клеменц, П. К. Козлов, В. А. Обручев, американский путешественник Дж. Кеннан и многие другие.

В этом доме в 1865 году родился Д. Н. Прянишников, впоследствии академик, основоположник отечественной агрохимии.

Гостиные ряды — построены в 1853 годах на месте сгоревшего при пожаре в апреле 1843 года деревянного гостиного двора. Гостиные ряды отличаются достаточно оригинальной архитектурой. Они представляет собой прямоугольный с галереями вдоль продольных сторон корпус, который состоит из одиннадцати почти одинаковых секций.

Каждая секция имела два выхода на галереи, главные фасады образованы одиннадцати пролетными аркадами. В 1977 году ряды были реставрированы, ныне в них размещаются магазины под общим названием «Торговые ряды».

Троицкий собор — первый деревянный храм с приделом во имя Святого Саввы Сербского был построен в центре Троицкосавска и освящен в 1728 году.

В 1812-1817 годах на средства кяхтинского купечества был возведен в стиле русского классицизма каменный Троицкий собор. Долгое время он оставался самым крупным церковным зданием Забайкалья. Общая высота храма составляла 30 м.

Монументальная ярусная колокольня высотой 37,7 м имела восемь колоколов, на ней были установлены башенные часы с циферблатами и боем. Храм и колокольню венчали позолоченные кресты с цепями и коронами. В Соборе с 1854 года содержалась копия чудотворной иконы Божией Матери «Сподручницы грешных», которая мироточила и обладала исцеляющей силой.

В 1934 году собор был закрыт и использован под нужды культуры. В нем был установлен маятник Фуко, размещена экспозиция музея. В 1997 году здание собора передано Русской Православной Церкви.

Воскресенский собор в Кяхтинском районе Республики Бурятия — заложен в 1830 года по проекту московского архитектора Г.Герасимова, к строительству были привлечены итальянские мастера. По отзывам современников, «по внутреннему благолепию и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Сибири». Его называли «Застывшей музыкой в камне».

В соборе был установлен уникальный хрустальный иконостас с серебряными царскими вратами, живописью икон, серебряными престолом и жертвенником, драгоценным евангелием и громадным серебряным паникадилом, усеянным цветными камнями. Иконостас был сделан в стиле Вестминстерского аббатства в Лондоне.

Высота колокольни до верхушки креста равнялась 42,6 м, а вес главного колокола — 562 пудам. В 1970-1990 годы в здании собора проводились реставрационные работы, по завершении которых здесь предполагалось открыть Музей истории Российских географических открытий в Центральной Азии. В 1996 году собор передан в ведение Русской Православной Церкви.

Собор является выдающимся образцом архитектуры русского классицизма.

Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А.Обручева — музей является старейшим музеем Забайкалья. Его экспозиция в настоящее время состоит из 14 разделов.

В его фондах содержится более 30000 единиц хранения, в том числе ряд уникальных образцов материальной культуры Центральной Азии, а также богатую библиотеку, в которой хранятся письменные свидетельства по древней и современной истории. Специалисты называют музей «Эрмитажем в миниатюре».

Экспозиции музея в Кяхтинском районе Республики Бурятия рассказывают об экономической, духовной и культурной жизни города конца 19 века, об особенностях животного и растительного мира, об озере Байкал. Здесь содержится богатая коллекция бабочек и жуков из разных уголков мира.

Есть кунсткамера, «Дарвинский кабинет», выставки «Обитатели морских глубин», «История географических открытий в Центральной Азии», «Буддизм и православие». В музее представлены археологические материалы от каменного века до эпохи средневековья. Заметное место занимает коллекция предметов материальной культуры хунну.

Рассказывается об основании и истории города Кяхта, о торговле между Россией и Китаем, о «Чайном пути», о развитии культуры и образования в городе. Выставлены интересные материалы по этнографии, также коллекция предметов декоративно-прикладного искусства России, Европы, Китая и Японии 17-20 веков.

Читайте также:  Скульптура готики: фото, история, описание скульптур

Курорт Киран — находится в 300 км от г. Улан-Удэ и 30 км восточнее города Кяхта на берегу озера Киран в Кяхтинском районе Республики Бурятия. Озеро неглубокое, бессточное с теплой водой и обильной водной растительностью. Весной и осенью оно является местом отдыха перелетных птиц.

Рапа озера давно известна своими уникальными лечебными свойствами. В 1825 году здесь была построена первая грязелечебница. В настоящее время с мая по начало октября здесь действует грязелечебница «Киран» Министерства здравоохранения Бурятии.

Работает ванный корпус, жилой корпус, столовая, почтовое отделение.

Мурочинский Дацан — прежнее название «Цонгольский», расположен недалеко от села Мурочи в Кяхтинском районе Республики Бурятия на автодороге Бичура-Кяхта. Расстояние от Кяхты до дацана 41 км. Дацан является первым по времени строительства буддийским храмом в Забайкалье. Войлочный дацан был возведен в 1741 году.

В 1758 году был построен деревянный дацан. Здания дацана выделялись своими размерами, и соответствовали по размерам главному храму Тамчинского (Гусиноозерского) Дацана. В 1772 году дацан посетил русский ученый-естествоиспытатель Петр-Симон Паллас.

В библиотеке Мурочинского дацана было собрано уникальное собрание трудов буддийских философов, работала школа хувараков. В эту школу каждая бурятская семья отправляла одного из своих сынов. В 1908 году дацан был перенесен на новое место. Новый храмовый комплекс был значительно крупнее и богаче старого.

К главному зданию от ворот вела мощеная полоса «священного пути», вокруг располагалось десять малых храмов.

В настоящее время действует главный храм, установлена ступа, отреставрирована часть малых храмов. Дацан носит название «Балдан-Брэйбун». Недалеко от него у священной скалы в местности Ранжур, на которой проявляется молитвенная надпись «Ом мани падме хум», построен Дуган «Арьябала», в котором также проводятся службы.

Эта надпись была открыта первым настоятелем дацана более 200 лет назад, а место стало целью паломничества буддистов Республики Бурятия и из всей Центральной Азии, Забайкалья. Это одно из двух уникальных мест-святынь буддизма в мире, в которых Будда оставил свой знак. Второе такое место есть в Непале.

У скалы ныне ежедневно проводятся медитации.

Источник: http://travel-siberia.ru/int/intbur/2627-dostoprimechatelnosti-kyahtinskogo-rayona-respubliki-buryatiya.html

Поездка членов общества инвалидов в Кяхту — жемчужину купечества — Новости Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

Город Кяхта — жемчужина купечества… Приграничный город с богатой историей и прекрасным «Сибирским Эрмитажем», музеем, который вот уже более ста лет хранит память о былом величии…

Специалистами Улан-Удэнского комплексного центра «Доверие» был организовано однодневное путешествие для членов общества инвалидов г. Улан-Удэ из Улан-Удэ в г. Кяхта.

Согласно программе экскурсии сначала участники тура посетили Музей истории культуры и искусства, филиал Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева в г.

Улан-Удэ, где познакомились с выдающимися путешественниками, исследователями второй половины XIX-начала XX века такими, как Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, Г.Н.  и В.А. Потанины, Г.Ц. Цыбиков.

, а также были ознакомлены с выставкой «Страницы историй географических открытий Центральной Азии».

По дороге из Улан-Удэ в Кяхту, заведующая филиалом Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева, Гомбоева Наталья Владимировна, и по совместительству гид экскурсионной группы подробно рассказала участникам группы о достопримечательностях г. Улан-Удэ, Иволгинского, Селенгинского районов республики, их местных жителях и обычаях. Она с радостью отвечала на многочисленные вопросы экскурсантов.

По прибытию в г. Кяхта экскурсанты посетили местное кафе. Пообедав, участники тура отправились на обзорную экскурсию по городу с осмотром исторических мест – гостиных рядов, церквей, купеческих усадеб. 

Затем гости были приглашены в Краеведческий музей им. В.А. Обручева – который является старейшим музеем Забайкалья. Его экспозиция в настоящее время состоит из 14 разделов.

В его фондах содержится более 30000 единиц хранения, в том числе ряд уникальных образцов материальной культуры Центральной Азии, а также имеется богатая библиотека, в которой хранятся письменные свидетельства по древней и современной истории.

Специалисты, отмечая выдающееся значение, а также разнообразные материалы коллекций Кяхтинского краеведческого музея, называют его “Эрмитажем в миниатюре”.

Это первый музей в Забайкалье, где собраны предметы культуры и быта кочевых племен Центральной Азии, где имеется богатая археологическая коллекция, кунсткамера, большая библиотека, открыта экспозиция, посвященная «Великому Чайному пути». Экскурсантам удалось увидеть археологические материалы, коллекции, раскрывающие «Золотую эпоху Кяхты» 17-18 в.в., растения и животных Забайкалья.

Посещение музея Русско-Монгольской дружбы также впечатлило участников тура. В музее были представлены выставки «Философия буддизма», буддийские иконы с изображением многообразия буддийского пантеона; маски мистерии ЦАМ.

Для посетителей выставки была предоставлена уникальная возможность прикоснуться к истории,  посмотрев данные реликвии своими глазами.  По традициям буддизма они несут  в себе светлую связь с духовными традициями и обычаями.

Участники тура были очень благодарны организаторам экскурсии, руководителям музеев и экскурсоводам за столь познавательное путешествие из Улан-Удэ в Кяхту.

Источник: центр «Доверие»

Источник: http://selorodnoe.ru/news/show/id3656534/

Буддизм

Буддийская коллекция музея сформировалась в 1930-е гг., в период «культурной революции», когда повсеместно в Забайкалье закрывались буддийские монастыри.  Буддийская коллекция включает скульптуры, иконы (танка), предметы облачения и атрибуты буддийских священнослужителей.

По распоряжению советских властей незначительная часть имущества монастырей, а именно, то, что представляло историческую и художественную ценность, попала в музей и, в дальнейшем, составило фондовую коллекцию Антирелигиозного музея, который был создан в 1934 году. В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт, а фондовые коллекции были переданы в Краеведческий музей.

В собрании скульптуры зарубежного Востока наиболее древней  являются два барельефных изображения Будды Шакьямуни из камня, датируемые  VI и IX веками. Наиболее ранним образцом является археологическая находка, найденная на Иволгинском гуннском городище в 1930-е гг.

, это изображение Триады Будд, датируемое 441 г.н.э. В коллекции представлены  изображения буддийских божеств тибето-непальского региона периода XIV – XIX вв.

, инкрустированная драгоценными и полудрагоценными камнями, предметы культа  стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Интересна монгольская коллекция, состоящая, в основном, из работ школы Дзанабадзара (1635 – 1723), выдающегося религиозного и политического деятеля, талантливого ученого, художника и скульптора.

Бурятская скульптура представлена пластикой из дерева, папье-маше, камня и глины. В Забайкалье, на территории нынешней Бурятии и Читинской области существовало несколько художественных центров, где создавались  шедевры буддийского искусства. В музее насчитывается  50 работ известного художника, буддийского монаха С.-Ц. Цыбикова (1877-1934).

Буддийская икона (общее название в русской транслитерации —  танка, тиб.), выполненная в технике живописи, ксилографии, аппликации и вышивки представлена произведениями мастеров Тибета, Китая, Монголии.

Танка имеют различные сюжеты и содержание: это изображения персонажей буддийского пантеона и известных деятелей буддизма, тибетских монастырей, рая и ада, так называемые житийные, астрологические и космогонические картины и т.д.

Уникально собрание старо-бурятской живописи, которую отличает яркая  самобытность. Несмотря на строгие канонические рамки в иконописи, бурятские мастера привнесли в свои произведения черты местного колорита и реалии земного бытия.

Наиболее ценным по уникальности и музейной значимости среди коллекций музея является «Атлас тибетской медицины», который представляет собой комплект из 76 таблиц, выполненных в традиции станковой тибетской живописи и иллюстрирующих средневековый медицинский трактат «Вайдурья-онбо».

Астрологическая танка. Ганзай Будды Шакьямуни.Кон. XVIIIв. Бурятия Грунтованное полотно; минеральные краски
Атлас тибетской медицины. 1 лист. Мандала Будды медицины.Грунтованное полотно; минеральные краски
Дунгар. Раковина. Буддийский ритуальный музыкальный инструмент.XIX в. Бурятия Раковина, медь; резьба, чеканка, позолота
Дхрамачакра. Колесо Учения.XIX в. Бурятия Дерево, краски; резьба, роспись
Маска. Белый Старец (Сагаан Убгэн) — персонаж мистерии ЦАМ.Папье-маше, кожа, волос сарлыка, краски
Амитаюс. Будда долгой жизни.С-Ц. Цыбиков (1877-1934).Дерево, краски; резьба, инкрустация, роспись.
Скульптура. Будда Сарвавид Вайрочана (санскр.), Гунриг (тиб.), Всеведующий Вайрочана.Автор С- Ц.Цыбиков Конец ХIХ-нач. ХХ вв. Бурятия, с. Оронгой Дерево, краски; роспись, резьба Мандала (санскр.) — это мистический цикл, посвященный определенному божеству, в данном случае, Гунригу или «Всеведующему Вайрочане». Мандала Будды Сарвавид Вайрочаны является одной из старейших мандал индийского происхождения и относится к классу йога-тантр. В мандале насчитывается 37 божеств, центральной фигурой является Сарвавид Вайрочана. Сидящие вокруг него соподчиненные божества образуют его свиту. По четырем сторонам света сидят татхагаты и их праджни (по часовой стрелке), затем следует свита из 16 ваджрабодхисаттв, образующих круг, вписанный в квадрат. Свободные углы занимают 8 ваджратар, по 4 сторонам света охрана из 4 стражей (махарадж).
Скульптура. Будда Амогхасиддхи, Мэдок Цержа Жанху (тиб.) — татхагат из мандалы Гунриг.Автор С- Ц.Цыбиков Конец ХIХ-нач. ХХ вв. Бурятия, с. Оронгой Дерево, жесть, глина; резьба, роспись. Амогхасиддхи — татхагат, мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Севере. Цвет тела зеленый.
Скульптура. Акшобхья, Ансан Жонби Жалбо (тиб.) — татхагат из мандалы Гунриг.Автор С- Ц.Цыбиков Конец ХIХ-нач. ХХ вв. Бурятия, с. Оронгой Дерево, жесть, глина; резьба, роспись. Акшобхья — татхагат мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Востоке. Цвет тела белый.
Скульптура. Ратнасамбхава, Жалмчок Ринчен (тиб.) — татхагат из мандалы Гунриг.Автор С- Ц.Цыбиков Конец ХIХ-нач. ХХ вв. Бурятия, с. Оронгой Дерево, жесть, глина; резьба, роспись. Ратнасамбхава — татхагат мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Юге.Цвет тела синий.
Скульптура. Амитабха, Шагжа Рыгва Марсар (тиб.) — татхагат из мандалы Гунриг.Автор С- Ц.Цыбиков Конец ХIХ-нач. ХХ вв. Бурятия, с. Оронгой Дерево, глина, краски; резьба, роспись. Амитабха — татхагат мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Западе.Цвет тела красный.
Скульптура. Доржи Ринчен Сырва (бур.), Ваджраратна (санскр.) — ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Читайте также:  Музей астрид линдгрен (юнибакен), швеция

Источник: http://muzeyrb.ru/collections/buddizm/

Достопримечательности города Кяхта (Бурятия) — Городские достопримечательности

В Кяхтинском районе находится большое количество памятников природы. Здесь можно встретить памятники, уникальные водные объекты, геологические памятники природы и др. Наиболее интересные из них: горы Большой и Малый Кумын, Усть-Кяхтинская пещера, пещера Баян-Дэлгэр. В местности Киран на правобережье р.Киран находится гряда песчаных барханов высотой до 7 м.

Пещера Городовой Утес. Пещера находится в долине реки Чикой, в ее правобережной части у села Алтай. В ней сохранилось много наскальных рисунков, выполненных красной охрой. Особенно впечатляют рисунки огромных орлов на потолке с размахом крыльев величиной до 1 метра. Городовой Утес — сакральное место, здесь сооружено несколько «обо».

Курорт Киран. Находится в 300 км от г. Улан-Удэ и 30 км восточнее города Кяхта на берегу озера Киран. Озеро неглубокое, бессточное с теплой водой и обильной водной растительностью. Весной и осенью оно является местом отдыха перелетных птиц. Рапа озера давно известна своими уникальными лечебными свойствами

.В 1825 году здесь была построена первая грязелечебница, здесь можно принять ванны и лечебную грязь, для гостей на берегу реки Чикой открыт гостевой домик «Бережок» где можно хорошо отдохнуть, прогуляться по сосновому лесу, порыбачить, поиграть в разные спортивные игры и многое др.

Культурные исторические памятники

Кяхтинский район известен памятниками истории, культуры и археологии, которые представляют интерес не только для специалистов. Среди них одним их наиболее впечатляющих объектов, связанных с эпохой первого в Центрального Азии государства Хунну, является группа могильников в Ильмовой пади.

Она находится в 23 км от Кяхты по автодороге Кяхта—Улан-Удэ. При археологических раскопках захоронений — их около 320, принадлежащих разным слоям хуннского общества — получены предметы быта, оружие, элементы конской упряжи; подлинные произведения искусства ажурные пряжки и пластины из поясных наборов.

Разнообразные керамические сосуды хунну восхищают совершенством формы и пропорций.

Храм Воскресенья и Храм Свято-Успенской церкви

Музеи

Кяхта — это один из малых городов России, сохранивших своеобразный облик старинного купеческого города. Постепенно он становится одним из центров культурного туризма в Кяхтинском районе Республики Бурятия.

Кяхтинский краеведческий музей имени академика В. А. Обручева

Музей основан 1 января 1890 года. Инициатором создания музея был П. С. Михно, местные купцы и интеллигенция. Активно содействовали его созданию известные ученые- путешественники супруги Потанины.

Основу музейных коллекций составили материалы экспедиций по археологии, палеонтологии, антропологии, энтомологии, ботанике, орнитологии, ихтиологии, геологии, нумизматике.

В 1890 году, после посещения Кяхты семьёй Потаниных, был избран временный комитет, занявшийся поиском средств на содержание музея. Первым хранителем музея стал П. С. Михно.

С музеем тесно связаны имена известных ученых и исследователей Центральной Азии: Н.М.Пржевальского, Д.А.Клеменца, супругов Потаниных, Г.Е.Грумм-Гржимайло, П.П.Семенова- Тянь- Шанского, В.А.Обручева и других

Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира «Сухэ-Батора»

Пограничный город Кяхта сыграл особую роль в истории Монголии, именно в Кяхте были заложены основы суверенности современного Монгольского государства, ставшего для нашей страны другом и союзником на долгие годы.

Ярким свидетельством дружбы и сотрудничества стран является открытие в 1971 г. в городе Кяхта Мемориального Дома — музея 1-го съезда Монгольской народно-революционной партии.

Музей Российско-Монгольской дружбы

В настоящее время музей Российско-Монгольской дружбы, сохранив Мемориальный комплекс, дополнен разделом «Российско-Монгольские отношения на современном этапе». В выставочных залах музея созданы экспозиции, в основе которых лежат слова исследователя Центральной Азии Д.А.

Клеменца: «Оказав громадную услугу русской торговле в прошлом, Кяхта, основав музей, окажет ее и далекому будущему. По музею, как по живой книге, будут знакомиться с Китаем и Монголией русские люди и в потомстве будет обеспечена благодарная память основателям».

В залах музея размещены экспонаты уникальных коллекций, собранные членами Троицкосавско-Кяхтинского отделения Русского Географического общества.

На выставке «Монголия — страна «Великой степи» музейные предметы позволяют представить с разных сторон традиционную культуру, типы хозяйства, мировоззрение народов Монголии.

Особое место в экспозиции музея отводится выставке «Философия буддизма». Экспонаты рассказывают об истории буддизма, особенностях и символах индо-тибетской философии, искусства.

Экспозиция — со своей атмосферой, непривычным внутренним ритмом и настроением. Один из разделов посвящен XII Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Итигэлову.

По традициям буддизма предметы несут в себе, светлую связь с XII-м Хамбо Ламой.

Экскурсия в музеи

Святые места

В двух километрах западнее от дацана («Балдан Брейбун») находится уникальное место паломничества, которое притягивает буддистов со всего Забайкалья, России и даже мира. Здесь проявляется божество Авалокитешвара и его мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Дацан «БАЛДЫН-БРЭЙБУН является первым по времени строительства буддийским храмом в Забайкалье.

Предыдущая страница Следующая страница

Географическое положение Кяхтинского района

Кяхтинский район находится на юге Бурятии. Он соседствует с Джидинским, Бичурским и Селенгинским районами республики. С восточной стороны располагается Забайкальский край. С южной стороны граничит с Монголией.

По территории района протекают такие крупные реки, как Селенга и ее приток Чикой. Они удобны для плавания небольших судов катамаранов, байдарок и других. В месте слияния образуют широкую стрелку.

В районе размещаются невысокие Малхайский, Бургутуйский, Калиновый и Базальтовый хребты. Ландшафт, в основном, степной и лесостепной.

В районе, в основном, сосновые леса. Они произрастают на склонах сопок и в долинах рек. Остальную территорию составляют степи с множеством душистых трав.

Климат района характеризуется периодичной засушливостью, резкой континентальностью.

Лето в первой половине умеренно теплое, сухое, среднесуточная температура воздуха в июле достигает +18 °С. Вторая половина лета отличается частыми дождями.

Зима холодная, много солнечных дней, малоснежная. Температура воздуха в январе в среднем — 21°С.

История Кяхтинского района

В 1872 году был образован Кяхтинский район, тогда он назывался Троицкосавский уезд и входил в Забайкальскую область.

Когда в 1923 году была создана Бурят-Монгольская Республика, данный уезд вошел в ее состав.

Через одиннадцать лет город Троицкосавск объединяется со слободой Кяхтой в город Кяхту, и район получает название — Кяхтинский.

Население района насчитывает больше 41 тысячи человек. Плотность населения в районе на квадратный метр составляет около 9 человек. Большую часть населения составляют русские — около 30 тысяч человек, буряты — около 10 тысяч. Остальное население — украинцы, татары, эвенки, сойоты и другие народности.

Экономика и промышленность района

Сельское хозяйство — основа экономики района. Больше развито животноводство, а именно молочно-мясное направление и переработка шерсти овец.

На земельных площадях района сеют зерновые культуры — пшеницу, овес, гречиху, рожь, ячмень, сажают разные овощи.

В районе работает завод по производству масла, хлебопекарни, цехи по переработке мяса и изготовлению полуфабрикатов, деревообрабатывающие предприятия и другие промышленные предприятия.

Достопримечательности Кяхтинского района

Исторический город Кяхта

Кяхта — главный центр российско-китайской торговли на востоке страны уже на протяжении 200 лет.

На сегодняшний день в городе располагается более 30 памятников архитектуры, истории и градостроительства местного и федерального значения.

В городе расположены жилые дома XІX века, в которых гармонично сочетаются различные стили архитектуры и богатая народная фантазия.

Археологические памятники района

Представлены курганными могильниками гуннов, памятниками мезолита и палеолита, древними поселениями и писаницами — наскальными рисунками, широко известные в Западном Забайкалье. Также на территории расположены плиточные могилы — херексуры.

Поселения и грунтовые могильники в Бурятии совершенно идентичны тем, которые найдены в Монголии. На стоянках были найдены разные предметы труда: наконечники копий, нуклеусы-скребла и другие.

Ильмовая падь

На территории пади расположено множество древних кладбищ, обнаружено более 300 мест погребений древнего народа — гуннов, как рядовых представителей, так и аристократии.

Пещера Городовой утес

Пещера располагается на правом берегу Чикоя, на равнине. Ценность пещеры в ее наскальных древних рисунках, которые выполнены красной охрой.

Троицкий собор

Построен в центре Троицкосавска.

Впервые собор был выполнен из дерева, а в начале XІX века на предоставленные кяхтинскими купцами средства воздвигли каменный собор.

Мурочинский дацан

Это один из первых буддийских храмов в Забайкальском крае.

Курорт Киран

Курорт известен местным жителям уже давно и славится своими лечебными уникальными грязями. Среди европейцев стал известным в конце XVІІІ века.

Видео о Кяхтинском районе

Источник: http://cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-kyaxta-buryatiya.html

Ссылка на основную публикацию