Девушка, читающая письмо у раскрытого окна, ян вермеер дельфтский, 1657

Ян Вермер Делфтский (1632—1675)

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя — Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха. 
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.). 

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.

Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество. 
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок … Хотя есть одна — «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.' 

Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т.

Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта».

Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу — разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т. Готье, братья Гонкур, М. Дюкан. 

Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять. 

Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало. 

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г.

переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

Образование

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них.

Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Семья и работа

20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей.

Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.

Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в.

любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г.

находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.

Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом.

В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

Последние годы жизни

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты.

В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью.

В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

Художественный стиль

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.

По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы

Картины Яна Вермеера

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет

«Девушка с жемчужной сережкой». 1665. 44,5 × 39 см. Холст, масло

«Молодая женщина с кувшином воды» 1662. 45,7 × 40,6 см. Холст, масло

«Молочница» 1658. 45,5 × 41 см. Холст, масло

«Аллегория Католической Веры». 1670/1672. 114,3 × 88,9 см. Холст, масло

«Аллегория живописи» 1665/1666. 120 × 100 см. Холст, масло

«Христос в доме Марфы и Марии» 1654/1656. 158,5 × 141,5 см. Холст, масло

«Концерт» 1663/1666. 72,5 × 64,7 см. Холст, масло

«Диана со спутницами» 1653/1654. 97,8 × 104,6 см. Холст, масло

«Прерванный урок музыки» 1658/1659. 39,37 × 44,45 см. Холст, масло

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657/1659. 83 × 64,5 см. Холст, масло

«Женщина в красной шляпе» 1665/1666. 23,2 × 18,1 см. Холст, масло

«Девушка с бокалом вина» 1659/1660. 78 × 67 см. Холст, масло

«Гитаристка» 1670/1672. 53 × 46,3 см. Холст, масло

«Женщина с лютней» 1662/1663. 51,4 × 45,7 см. Холст, масло

«Уличка» 1658. 54,3 × 44 см. Холст, масло

«Женщина, держащая весы» 1664. 42,5 × 38 см. Холст, масло

«Спящая девушка» 1656/1657. 87,6 × 76,5 см. Холст, масло

«Дама, сидящая за вирджиналем» 1670/1672. 51,5 × 45,5 см. Холст, масло

«Вид Дельфта» 1660/1661. 96,5 × 115,7 см. Холст, масло

«Астроном» 1668. 55,1 × 45,5 см. Холст, масло

«Офицер и смеющаяся девушка» 1657
«Женщина, читающая письмо» 1662/1663
«Женщина с жемчужным ожерельем» 1662/1665
«Портрет молодой девушки» 1665/1667
«Хозяйка и служанка» 1666/1667

Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» 1670
«Дама, стоящая у вирджиналя» 1670/1672

«Святая Пракседа» 1655

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43529159745/next

Вермеер. Девушка, читающая письмо у окна

?kuzdra (kuzdra) wrote,
2011-03-05 01:19:00kuzdra
kuzdra
2011-03-05 01:19:00Уж так ли безумно намеренье -Увидеться в жизни земной?!Читает красотка ВермеераПисьмо, что написано мной.

Она — словно сыграна скрипкою -Прелестна, нежна и тонка,Следит, с удивлённой улыбкою,Как в рифму впадает строка.А впрочем, мучение адовоЧитать эти строчки вразброд!Как долго из века двадцатогоВ семнадцатый — почта идёт!Я к ней написал погалантнее,Чем в наши пишу времена..

.Смеркается рано в Голландии,

Но падает свет из окна.

                Александр Галич

Полтора года назад, по дороге из Праги, мы заехали в Дрезденскую галерею, куда я давно мечтала попасть. Там, среди многих шедевров, висит полотно, встречи с которым я с нетерпением ждала. На днях мне напомнили об этой картине, прислав репродукцию вместе с пожеланиями ко дню рождения, и мне вдруг захотелось о ней написать.

Картина “Девушка, читающая письмо у окна” — одна из моих самых любимых работ Вермеера, может быть, даже самая любимая.

Трудно сказать, что именно, мне в ней нравится, пожалуй, всё сразу: колорит, мягкий обволакивающий свет, изящность и лаконичность композиции, тишина и какая-то незыблемость её пространства, отсутствие лишних нарративных деталей, проливающих свет на сюжет, и какой бы то ни было избыточности, отрешённость и изолированность фигуры, её погружённость в своё занятие, безмолвная неподвижность, чувство остановившегося времени, возникающее при созерцании полотна, недосказанность, загадочность, тайна – всё это будит интерес, притягивает, очаровывает, заколдовывает. Это очень важная картина Вермеера, написанная в 1657 году, в период творческого поиска художника, в момент перехода от раннего творчества к зрелому. К этому времени уже написано несколько картин на религиозные и мифологические темы, резко отличающиеся от зрелых работ по колориту, композиции, манере письма и несущих на себе следы влияния итальянского барокко.Созданы первые жанровые композиции “У сводни” и “Уснувшая девушка”.То есть переход к жанровой живописи уже осуществлён, однако новый стиль ещё не сформировался. Эта картина – первый шаг на пути, приведшем Вермеера к его будущим знаменитым интерьерам с одной-тремя застывшими фигурами, застигнутыми в момент какого-то действия, окружёнными более или менее постоянным набором предметов мебели и музыкальных инструментов, залитыми неизменным светом слева. Если забраться внутрь неё и внимательно изучить каждый уголок, время от времени прибегая к помощи рентгеновских лучей, можно увидеть следы этих поисков, отвергнутые детали, погребённые под краской “улики”, может быть, подумать о мотивации художника, зачем-то изменившего первоначальную композицию и избравшего в конечном счёте именно такой вариант.На картине мы видим фигуру молодой женщины из зажиточной семьи, о чём свидетельствует богатое платье и роскошный интерьер. Жёлтый жакет с опушкой, в который облачена дама, ещё не раз украсит картины голландца (Он упоминается в инвентарном списке, составленном после смерти Вермеера: эту вещь художник позаимствовал из гардероба своей жены). Девушка стоит лицом к открытому окну, помещённому в левой части картины, и в профиль к зрителю. Она держит в руках письмо и поглощена чтением. Из открытого окна в комнату пробивается свет, скользит по стене, обнажает живописные неровности её поверхности, но почти не касается углов, в которых сгущаются тени. Фигура изображена в самом центре картины, как раз на границе между светом и тенью, отбрасываемой створкой окна. На передний план, как баррикада, защищающая подступы к этой интимной сцене, задвинут стол, покрытый богатым восточным ковром, как это было принято в то время в зажиточных голландских семействах. Этот стол со сбившимся в кучу ковром и вазой с фруктами – типичный для Вермеера repoussoir, одно из средств, усиливающих глубину нарисованного пространства. Композиция тщательно продумана и в процессе создания частично изменена. Точка схода, которую несложно вычислить, продолжив линии окна, находится в пятне света, за спиной читающей, приблизительно на высоте её уха, в том месте, где начинается оливкового цвета занавеска. В более поздних произведениях Вермеера эта точка опущена вниз, так, что зритель смотрит на фигуры снизу вверх, отчего они выглядят более монументально. Здесь же она расположена достаточно высоко, мы глядим на сцену стоя. Возникает вопрос: Почему именно в этом месте находится точка, на которую, согласно авторской режиссуре, направлен взгляд зрителя? Какую роль играет это место в общем замысле произведения? И вот тут-то нам помогут волшебные ренгеновские лучи и мы раскроем первую тайну картины. Оказывается, сначала на месте светового пятна располагалась картина в картине с изображением Купидона. Нижний край рамы записанной картины приходился как раз на линию горизонта, а точка схода оказывалась в её центре.Это был тот же самый Купидон, который появился в двух более поздних картинах: “Прерванный урок музыки” и “Дама у вирджинала”.Картина с Купидоном легко поддаётся расшифровке, её иконографический источник – широко известная в те времена книга эмблем Отто ван Веена “Amorum Emblemata”. В ней есть изображение Купидона, попирающего ножками карты с цифрами и держащего в руке карту с лавровым венком и числом 1.Мораль этой эмблемы достаточно проста: “Люби только одного.” Картина с Купидоном не случайно фигурирует сразу в нескольких произведениях мастера: общеизвестно, что большинство изображённых Вермеером предметов реально существовали, эта картина – не исключение. Она упоминается в инвентарном списке и была частью семейной коллекции. Её функция – указывать на любовный характер письма, завладевшего вниманием молодой женщины, это распространённая в живописи того времени подсказка зрителю, помогающая правильно трактовать картину. И эту подсказку Вермеер убирает. Вместо Купидона в новой версии появляется занавеска, занимающая около трети картины, за которой исчезает ещё одна маленькая деталь: стоявший на столе бокал с вином. В связи с этим возникают новые вопросы. Какова цель этой переработки? Носит ли она исключительно композиционный характер или Вермеер решил что-то скрыть? Хотя скрыть вряд ли, скорее завуалировать, убрать прямой намёк, излишество, элемент, без которого она сохраняет свой первоначальный смысл, но избавляется от кричащей прямолинейности, становится более сдержанной и загадочной, как большинство последующих картин художника. Дело в том, что этот жанровый сюжет был в то время очень ходовым и любое письмо в руках молодой девушки трактовалось исключительно как любовное (Об этом подробно писала С. Альперс). Таким образом, с исчезновением Купидона сюжет картины не изменился, он только стал чуть менее очевиден. Теперь посмотрим, что нового привнесла в картину зелёная занавеска. Конечно, она полностью изменила композицию и восприятие картины, сделала её интереснее, ещё более углубила пространство, вступила в диалог с оконной занавеской, контрастной по цвету, оживила картину, добавила света… Более того, благодаря ей зритель оказался в положении, параллельном положению изображённой женщины: он стоит обращённый лицом к своебразному “окну” со свисающей справа занавеской и тоже поглощён чтением: чтением картины. Но это далеко не всё. Занавеска несёт огромную смысловую нагрузку и понимание её функции, возможно, немного приблизит нас к пониманию картины в целом. Мы имеем дело не с обычной занавеской внутри изображённого интерьера, нарисованная занавеска имитирует настоящую тряпичную занавеску, какими в 17-ом веке нередко прикрывали картины. Часто их вешали на карнизе, который был приделан 2-3 см. ниже верхнего края картины, заканчивались они обычно за несколько сантиметров до нижнего края, т.е. именно так, как это изобразил Вермеер. Вот пример картины с занавеской того же периода, написанный Габриэлем Метсю (Картина блестящая и достойна отдельного рассказа).Рассмотрим теперь причины использования таких занавесок.Во-первых, они защищали произведения от пыли и света. Разумеется, их вешали не перед всеми картинами, а только перед наиболее ценными и дорогими. Во-вторых, они могли прикрывать полотна вольного содержания, картины “не для всех”, включая сцены с обнажёнными женскими фигурами. Какова же роль нарисованной занавески Вермеера? Конечно, от пыли такая занавеска в силу своей фиктивности защищать не могла. Но она могла указывать на высокую ценность картины, содержать в себе информацию о том, какую роль художник отводит этому произведению или даже своему творчеству в целом.Вторая причина использования, на мой взгляд, также вполне применима к этой занавеске. На первый взгляд кажется, что изображённая сцена не содержит ничего такого, что нужно было бы скрывать от посторонних глаз. В чтении письма нет ничего непристойного, но письмо любовное, стало быть, очень личное и логично предположить, что адресат не хочет иметь свидетелей. Мы оказываемся в роли подглядывающих за тем, что для наших глаз не предназначено, а занавеска нам всякий раз об этом напоминает. Вероятно кто-то, прочитав эти строки, возмутится их абсурдностью. Как же так? Перед нами произведение искусства, продукт творческой деятельности художника, у которого обычно есть свой потребитель: зритель. И вдруг оказывается, что зритель здесь нежелателен. Это характерная особенность картин Вермеера, относящаяся к очень многим его картинам. Когда-то давно я читала книжку Майкла Фрида, который ввёл два понятия, описывающие противоположные типы изображений: theatricality и absorbtion. Первое применительно к произведениям, которые открыто демонстрируют свою театральность, постановочность, нацеленность на зрителя, например, произведения Пуссена. Второе, наоборот, описывает ситуацию, когда зритель как бы не нужен, не предполагается. Ещё проще объяснить эти термины на примере фотографии: если вы сознательно встали перед Эйфелевой башней и за секунду до нажатия кнопки надели на лицо лучшую из своих улыбок, то к получившемуся кадру применимо понятия theatricality (театральность). Если же щелчок застиг вас за каким-нибудь занятим врасплох, вы не позировали и не рассчитывали на зрителя, то к нему относится фридовский термин absorbtion (поглощённость). Большинство работ Вермеера кажутся принадлежащими ко второму типу. Поглядим ещё раз на читающую письмо: здесь не только занавеска, но и стол, перегораживающий доступ к фигуре, задвинутый, как щеколда, и вздыбившийся ковёр. Да и сама барышня изображена в профиль, она не глядит в сторону зрителя и как будто даже не догадывается о его существовании. И всё-таки картина ориентирована на зрителя. Занавеска, которая выполняет здесь функцию театрального занавеса, открыта для того, чтобы мы могли увидеть сцену. Занавес – самая нестабильная, самая подвижная часть картины, контрастирующая со статичной фигурой молодой женщины. Складки его беспорядочны, кольца могут легко скользить по карнизу, он кажется только что отодвинутым, отодвинутым, вероятно, для нас. Вспомним также, где находится точка зрения – она расположена у самого занавеса. Композиция полотна направляет наш взгляд туда, где он начинается, как будто приглашая коснуться его, отодвинуть в сторону, как это сделала служанка на картине Метсю. Зритель принимает активную позицию. Он, конечно, не может отодвинуть нарисованный занавес, но его желание отодвинуть его, узнать, что за ним, ещё глубже проникнуть в тайну — естественно, я бы даже сказала запрограммировано. И это ещё один момент, который делает эту картину такой притягательной, подогревает наш интерес. Для равнодушия нет никаких шансов: во-первых, нам вдруг показали то, что для нас не предназначалось, но это ещё не всё: коварный автор открыл завесу только на две трети, на треть оставив нас с носом. А вдруг за занавеской кто-то прячется? Может быть там стоит служанка и ждёт ответа хозяйки? Или кто-то ещё? Сплошная тайна. На самом деле мы оставлены с носом даже не на треть. На картине есть ещё одно место, которое мы видим и которое тем не менее является нам тайной за семью печатями: письмо. И это, смею заметить, предмет центральный в данном повествовании. Вермеер не только не сделал никаких намёков на то, что там написано, наоборот, он убрал Купидона, предпочитая не выставлять на показ факт, что письмо любовное. На лице девушки тоже едва ли что-то можно прочесть, оно спокойно и лишено каких бы то ни было видимых эмоций. Более того, изображение в профиль лишает его индивидуальности, делает почти анонимным. Взглянув на другие работы художника, можно убедиться, что изображение фигур в профиль или спиной к зрителю, отказ от визуального контакта с ним – излюбленный приём Вермеера и корни его, если доверять датировкам, растут из этой картины. Однако, если приглядеться внимательнее, можно заметить, что в этой картине автор показывает нам больше, чем, скажем, в другой своей картине на ту же тему.Отражение в оконном стекле дублирует изображение, предоставляя нам возможность видеть даму ещё и спереди.Но тут мы сталкиваемся с новой загадкой: как это выходит, что дама, обращённая к стеклу своим профилем отражается анфас? (Стоит заметить, что это не единственный пример такого странного отражения у Вермеера – см. “Урок музыки”) Оказывается – спасибо проникновенным подопечным Рентгена – барышня сначала стояла к зрителю спиной и только в конечной версии поворотила к нему свой профиль, отражение при этом не было исправлено. Таким образом зритель остался в выигрыше, получив возможность увидеть большее число ракурсов, чем это обычно возможно.

Читайте также:  Утро стрелецкой казни, василий иванович суриков

И тут, да простит меня терпеливый читатель, я никак не могу не коснуться моей любимой темы соперничества искусств, известной в западном искусствоведении под звучным итальянским названием paragone (сравнение). Это очень обширная и интересная тема, но я попробую объяснить её суть в двух словах.

Люди очень любят соревноваться, им всё время хочется доказывать, что они лучше других: умнее, талантливее, богаче… Не оригинальны в этом смысле и люди искусства. Ещё с античности известно множество анекдотов о том, как художники пытались обставить друг друга, увеличив этим свою славу (один их таких анекдотов я расскажу чуть ниже).

Соревновались между собой и разные виды искусств, особенно рьяно спорила живопись и скульптура, точнее её представители, пытаясь доказать противоположной стороне, что их искусство во всех смыслах лучше. Каждый при этом приводил множество аргументов.

Один из таких аргументов, высказывавшихся скульпторами в пользу своего искусства – многоракурсность, возможность обойти скульптуру вокруг и увидеть её с разных точек зрения. Скульптура, по мнению её приверженцев, способна дать зрителю гораздо более полную информацию о предмете, чем живопись, вынужденная мириться со своей двухмерностью.

Конечно, среди художников нашлись изобретательные ребята, попытавшиеся доказать состоятельность своего искусства: появилось множество портретов с зеркальными отражениями или просто сочетавших в себе несколько ракурсов, чаще всего три. Вот три примера 17-го века.

Художник Йоханнес ГумпКардинал РишельеАнглийский король Карл I

У Вермеера мы наблюдаем сходное явление.

Я далека от попытки утверждать, что художник участвовал в этой гонке за первенство, но спор к тому времени давно существовал и многие люди искусства так или иначе, сознательно или нет, делали свои вклады, касались в своём творчестве вопросов paragone. Я не знаю, делал ли Вермеер что-то сознательно в этом направлении, знал ли вообще что-то о споре искусств, но он мог делать что-то подспудно, не догадываясь о своём вкладе.

Это не единственный пример paragone в картине. Вернёмся к занавеске. О ней я уже успела рассказать многое, но есть ещё один интересный момент.

Источник: https://kuzdra.livejournal.com/15412.html

Ян Вермеер Делфтский Jan Vermeer van Delft (1632-1675)

lomovolga

Девушка с жемчужной сережкой 1660-е, Маурицхейс, Гаага 

Эта картина знаменитого голландского художника Яна Вермеера известна также под названием «Головка девочки». И это не случайно. Мастер не ставил перед собой цель написать портрет конкретного человека.

Он создавал обобщённый образ девочки-подростка, которая вот-вот превратится в юную девушку. Тонкая, едва заметная черта только что отделила героиню Вермеера от беззаботного детства. И к любопытству ребёнка в больших сияющих глазах примешивается ещё неосознанное женское кокетство.

Вермеер старается привлечь внимание зрителя к лицу своей героини. Только оно интересовало художника при создании произведения. Жёлтая головная лента, скрывающая волосы, крупная жемчужная серьга, белый воротничок — всё это лишь детали, ничего не добавляющие к облику девушки.

И замысел мастера удался: в течение трёх с лишним веков сама юность смотрит на зрителя с этой картины.

Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-1664

Дама у вирджинала 1670–1672

«>

Дама у спинета 1670–1672

 Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665 

 Бокал вина 1661 

Концерт 1665

 Молодая женщина с гитарой, 1671–1672 

Девушка с кувшином воды, 1662

 Дама в голубом, читающая письмо, 1663 

Кружевница 1669-1670

 Любовное послание 1666 

Женщина, занятая весами, 1663 

 Офицер и веселая девушка, 1657 

Служанка с кувшином молока, 1660 

Дама и два кавалера 1659 

 Девушка, пишущая письмо, 1665 

Девушка, читающая письмо у окна, 1657

Уснувшая девушка, 1657 Музей Метрополитен, Нью-Йорк 

Jan Vermeer van Delft

«Сводница» ,1656 (деталь)

Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675).

Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью.

Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Женитьба 

Сохранилась запись от 5 апреля 1653 года, в которой 21-летний Ян Вермеер высказывает свое намерение взять в жены Катарину Болнес, дочь Вильяма Болнеса, преуспевающего владельца кирпичной фабрики в Гауде. Ее мать, Мария Тинс, вначале противилась этому браку.

Ей, жившей в полном достатке, казалось, что в связи со значительными долгами отца художника материальное положение ее дочери окажется непрочным. Собственная ее семейная жизнь сложилась неудачно, муж отличался буйным, неуживчивым характером, дело кончилось разводом в 1649 году.

Возможно, Мария Тинс старалась уберечь свою младшую дочь от подобной судьбы.

Вермеер в исполнении Колина Ферта

Молодые поженились через 2 недели, 20 апреля, в небольшой церкви в пригороде Дельфта. Сначала они жили в «Мехелене», но в 1660 году переехали в дом тещи на Ауде Лангендейк, в так называемый «квартал папистов», где располагалась миссия иезуитов.

Мастер в те годы имел высокий доход и мог без труда прокормить свое все увеличивавшееся семейство: Катарина родила 15 детей, четверо из которых умерли в очень раннем возрасте.

Хотя следует отметить, что средства для безбедного существования предоставляла отнюдь не продажа картин (в год живописец писал едва ли более двух произведений). Вермера кормил все тот же «Мехелен».

Читайте также:  Всемирный потоп, микеланджело буонарроти, 1512

Подобного рола «побочная деятельность» не являлась редкостью в практике голландских мастеров. Это видно на примере Яна Стена, который в 1654 году арендовал в Делфте пивоварню «Де шланге» («У змеи»)

Отношения с тёщей постепенно улучшились. Мария Тинс к этому времени развелась с мужем Рейнером Болнесом, владельцем кирпичной фабрики, и располагала значительными доходами от недвижимости, ценностей и активов.

Получив наследство своей сестры Корнелии, она с 1661 года стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена («Bon Repos»), сдаваемые в аренду. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный инвентарный список ее дома.

Он включал огромный перечень мебели, платьев и домашней утвари, а также одиннадцать комнат, подвал и амбар.

Семья Вермера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами.

Фасад «Мехелен» с гравюры 1720 года

«…Мастерской была просторная квадратная комната, по длине чуть меньше нижнего коридора. Теперь, когда окна открыты, побеленные стены, белые и серые мраморные плиты на полу с узором из квадратных крестов как бы наполняли ее светом и воздухом.

По низу стены, чтобы защитить побелку, выложен ряд делфтских изразцов с купидонами. Хотя комната и большая, мебели в ней очень мало: мольберт со стулом, установленный перед средним окном, и стол, придвинутый к окну в правом углу.

Кроме того стула, на который я залезала, чтобы открыть окно, у стола стоял еще один кожаный стул, но без тиснения – просто обитый гвоздями с широкими шляпками и украшенный поверху резными львиными головами. У задней стены за мольбертом и стулом был небольшой комод.

Его ящики были закрыты, а сверху лежали ромбовидный нож и чистые палитры. Рядом с комодом стоял письменный стол, заваленный бумагами, книгами и гравюрами. Еще два стула, украшенные львиными головами, стояли у стены рядом с дверью. Комната была очень опрятной.

Она сильно отличалась от остальных комнат: можно было даже подумать, что находишься в совершенно другом доме. При закрытой двери в ней почти не было слышно детского шума, звона ключей Катарины, шуршания наших веников…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Тяжелый дубовой стол, появляющийся на многих картинах Вермера, также стоял там, здесь же «обитали» часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Во владении Марии Тинс имелось несколько картин, которые Вермер использовал как «claves interpretandi» («ключи для понимания») для своих собственных творений.

«…У меня в памяти навсегда осталось первое впечатление, которое на меня произвела прихожая: какое множество картин! Я остановилась в дверях, вцепившись в свой узелок и изумленно вытаращив глаза. Картины мне приходилось видеть и раньше – но не в таком количестве и не в одной комнате.

На самой большой картине были изображены двое почти обнаженных борющихся мужчин. Я не помнила такой истории в Библии и подумала, что это, наверное, католический сюжет. Другие картины были на более знакомые темы: натюрморты с фруктами, пейзажи, корабли на море, портреты. Казалось, что их написали разные художники.

Которые же из них принадлежат кисти моего нового хозяина? Как-то я представляла его картины иначе. Впоследствии я узнала, что картины были написаны другими художниками – хозяин редко оставлял в доме законченные картины.

Он был не только художником, но и торговцем картинами, и картины висели на стенах почти во всех комнатах, даже там, где спала я…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Творчество

Вермер в исполнении Колина Ферта

Вероятно, Вермер мало писал для художественного рынка: большей частью он создавал свои произведения для покровителей и меценатов, особо ценивших его искусство. Этим можно объяснить небольшое количество созданных им работ. Одним из его покровителей считался Хендрик ван Бейтен, булочник.

Возможно, именно с ним встречался во время пребывания в Делфте в 1663 году французский дворянин Балтазар де Монкони. Он записал в своем дневнике: «В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел ни одной своей работы.

Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, — ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам). Другим покровителем Вермера стал делфтский владелец типографии Якоб Диссий, проживавший поблизости (на той же площади Марктфелд) в собственном доме.

В изданном в 1682 году инвентаре его имущества упомянуты девятнадцать картин Вермера. Так же очень ощутимой была поддержка коллекционера — богатого делфтского купца ван Рюйвена, платившего за картины Вермера солидные суммы. В его собрании находилась 21 (!) работа Вермера.

Самые ранние произведения своим крупным форматом, широкой живописной манерой, интересом к определенным сюжетам выдают знакомство Вермера с творчеством амстердамских исторических живописцев и утрехтских последователей Караваджо. Но опять-таки можно только гадать — учился он в этих городах или видел произведения художников в родном Делфте.

Последние годы жизни. Смерть

В последние годы жизни великого голландца его финансовое положение резко ухудшилось. Он влез в долги и был вынужден брать ссуды. 5 июля 1675 года Вермер ездил в Амстердам, чтобы получить там кредит в 1000 гульденов.

Франко-голландская война, начавшаяся в 1672 году, во время которой французские войска стремительно продвинулись в северную часть Объединенных провинций, стала катастрофой для художника.

После открытия плотин (крайняя мера, призванная остановить продвижение французского войска) огромные пространства страны оказались затопленными, среди них и земли близ Схонховена, сдававшиеся Марией Тинс в аренду. В результате перестала поступать арендная плата, составлявшая надежный источник доходов семейства Вермера.

Начиная с 1672 года – года катастрофы, он уже не мог более торговать картинами. Неизвестно, что произошло, но произошло это через неделю после дня Св. Николая. Была ли это инфекция, с которой не справился аптекарь? Простуда? Острая меланхолия, переросшая в депрессию? В последних картинах Вермеера появляется некоторая небрежность, нетвердость кисти.

У Катарины был свой взгляд на произошедшее: «Из-за этой войны он, испытывавший большую ответственность перед детьми, для которых у него не было больше средств, впал в такую тоску и такое отчаянье, что за полтора дня лишился здоровья и умер». Вермера похоронили 15 декабря 1675 года в Старой церкви Делфта в фамильном склепе. Останки его ребенка, умершего двумя годами ранее, вынули и положили поверх гроба отца.

Вдова и дети

Catharina Bolnes Vermeer в исполнении Эсси Дейвис

Вермеер оставил после себя 11 детей, 8 из которых еще жили в родительском доме. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами. Она была вынуждена передать управление своими земельными наделами Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам.
Через 3 месяца после похорон художника в дом пришли судебные приставы, описывать имущество за долги.

Все, что было в доме, поделили на 2 части — имущество вдовы Вермеера могло быть продано полностью, а вещи, которыми Катарина владела вместе со своей матерью, не подлежали продаже, но за них нужно было выплатить половину стоимости.

Благодаря этой сохранившейся описи (она была впервые опубликована в журнале «Старая Голландия в 2001 году), мы знаем, как выглядел дом и что находилось в каждой из комнат.

У Катарины в это время из работ мужа оставались «Мастерская художника» и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье». 24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Мастерскую художника» своей матери. Катарине было очень тяжело расставаться с картинами мужа, ведь она сама изображена на нескольких из них.

Хотя репутация Вермеера оставалась прочной среди коллекционеров и картины его ценились очень высоко, о семье Вермеера забыли сразу после его смерти. Выжить они смогли только благодаря поддержке Марии Тинс. За 22 года супружеской жизни у Вермееров родилось 15 детей. Никто из них не унаследовал талант отца и не сделал выдающейся карьеры.

• Мария (1654-1713) в 20 лет вышла замуж за торговца шелком Джиллисона Крамера.

• Янис ( р.1663) на доходы от фермы своего дяди по материнской линии получил образование в католическом колледже на юге Нидерландов.

В 1678 году он пострадал при взрыве порохового склада в Дельфте, но поправился и в дальнейшем стал юристом в Брюгге.

Его сын (внук Вермеера), тоже Янис, воспитывался в Дельфте в доме своей тетки Марии, женился на местной девушке и переехал в Лейден, где у него родилось 5 детей (правнуков художника).

• Фрациск (1666-1713?) стал хирургом в Чарлоисте, деревне к югу от Роттердама.

Остальные дочери замуж не вышли и, в основном, умерли в бедности. Для Катарины 22 года жизни с Вермеером стали, возможно, самой счастливой порой в жизни. После смерти Вермеера несчастья не оставили ее.

Катарина в основном была беременна все годы их семейной жизни, и после смерти мужа у нее на руках остались долги, небольшая армия несовершеннолетних детей и стареющая мать. Мария Тинс дожила до 87 лет, пережив зятя (ей было около 70, когда умер Вермеер). Сама Катарина пережила мужа на 12 лет.

К сожалению, сохранились только отрывочные записи, по которым можно восстановить ее жизнь в этот период.

В основном это долговые расписки. В конце декабря 1687 года Катарина умерла. Похоронили ее 2 января. Похороны оплатила дочь Мария.

текст

«Девушка с жемчужной сережкой», 2003 смотреть здесь

или тут (качество видео 720 HD)

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/7778944.html

Двадцать лет и три года

Продолжение рассказа о знаменитом голландском художнике Яне Вермеере от Татьяны Ткаченко, начало его — в статье «Ян Вермеер – «Делфтский сфинкс»» 20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год.

Его избранницей стала Катарина Болнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в Гауде. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей.

В конце концов, мать Катарины развелась с мужем.

«Женщина в красной шляпе»

Годы замужества, считают эксперты, были для Катарины самыми счастливыми, хотя и была она постоянно беременной и кормящей матерью. Когда художнику исполняется 22 года, в семье родился первый ребенок — дочь Мария (1654 год), которая предположительно, изображена на портрете «Девушка с жемчужной сережкой».

В награду награду от тещи, Ян Вермеер получает 300 гульденов, плюс 200 — для Марии, которую назвали в честь матери жены.

В этот период он создает полотно «Диана со спутницами» и теряет друга — художник Карел Фабрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города Делфт и унес немало жизней.

Картина «Диана со спутницами»

В 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. В 24 года, написанная художником картина «Сводница» позволяет ему оплатить свое членство в Гильдии Святого Луки. В 25 лет (1656 год) им начата картина «Спящая служанка» и закончена в 1657 году. В 1658 году у художника родилась дочь Элизабет и названа она была в честь сестры тещи.

«Спящая служанка»

Что интересно, ни одного своего ребенка Ян Вермеер не назовет именами своих родителей. В свои 26 лет художник создает еще две картины «Девушка, читающая письмо у окна», законченная лишь в 1659 году, и полотно «Маленькая улочка». Экспериментируя с камерой обскура, прообразотом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины «Молочница» и «Офицер и смеющаяся девушка».

«Офицер и смеющаяся девушка»

Еще один ребенок рождается в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и имя его до нас не дошло. В том же году, Яном Вермеером созданы две работы — «Девушка с бокалом вина» и «Бокал вина».

Художник живет со своей семьей в двухэтажном доме Марии Тинс, на втором этаже которого расположена его мастерская.
Свой первый пейзаж «Вид Делфта»,  Вермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 появились на свет еще две картины «Молодая женщина с кувшином воды» и «Уроки музыки».

Финансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становится самым молодым главой Гильдии Святого Луки.

Читайте также:  Музей писем, чехов, россия

Молодая женщина с кувшином воды

1663 год, Вермеер создает серию полотен, посвященных женщинам, которые поглощены своими делами, это «Дама с жемчужным ожерельем» и «Дама в голубом, читающая письмо». Этот год дарит художнику сына Янниса.

Еще одна любопытная деталь, касающаяся художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом Яна Вермеера.
Единственную картину он нашел в доме булочника.

Это говорит о востребованности художника при жизни, картины которого хорошо продавались и нередко писались на заказ. Так, в 1682 году, в коллекции хозяина печатной мастерской Якоба Диссиуса находилось 19 картин художника

«Дама в голубом, читающая письмо»

Известная нам картина «Девушка с жемчужной сережкой» написана в 1666 году и, если сверить факты, то получается, что его дочери Марии всего 12 лет и видимо, это лично мое мнение, на картине изображена не она.

Как бы, не была молода девушка, изображенная на картине, она явно старше Марии. В этом же году были написана еще одна картина, «Концерт». Как художник Ян Вермеер достигает своей вершины.

На следующий год семья художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известная картина «Астроном».

«Астроном»

В 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: «Географ» и «Кружевница». В этом же году умирает Рембрандт, в возрасте 63 лет. 13 февраля 1670 года уходит из жизни мать Вермеера, а немного позже и его сестра.

В наследство художник получает гостиницу «Мехелен», где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем Гильдии Святого Луки.
В тот же год появляется на свет картина «Любовное письмо». Мастер заметно меняет свой стиль, его картины становятся элегантнее и утонченнее.

Через год художник получает наследство от сестры и пишет картину «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой».

«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой»

В последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончался. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах.

Вдове с 11 детьми помогала ее мать, которая дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск — хирургом. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности.

Катарина, жена художника пережила его на 12 лет.

«Кружевница»

Перед вами прошли 43 года, которые были отведены художнику судьбой. Ян Вермеер Делфтский, знаменитый голландец «золотого века», чьи работы ставят на один уровень с мировыми шедеврами, не заслужил от современников даже поминального камня на могиле…

P.S. Все фотографии, для оформления статьи, взяты из интернета

Источник: http://elligo.ru/izvestnie_gollandci/yan-vermeer-delftskij.html

Живопись Нидерландов

laila50Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи.

.

Девушка с жемчужным ожерельем. 1665. Картинная галерея Берлин.

В творчестве Яна Вермеера почти не звучит тема бренности бытия, которая была столь заметна в произведениях других голландских живописцев XVII века. Как писал еще в 30-е годы нашего века искусствовед В.Н. Лазарев, «герои картин Вермеера — представители богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного безмятежного бытия.

Девушка,читающая  письмо у окна.1657.Дрезденская галерея


Их день проходит размеренно, без суеты и скандалов, для них как бы не существует времени,

мгновения превратились в вечность, и стрелка часов замедлила свой бег.

Не в разнообразии жанров и сюжетов видел художник сущность искусства, а в предельно законченной разработке формальных средств живописи, которые он трактовал почти что с ювелирной точностью».

Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм.

Женщина,занятая весами1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Она не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные грехи в ожидании Страшного суда. Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. И зеркало отражает эту правду. Считается, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина Болнес.

Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо». У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос.

Во время создания картины Катарине, которая была на год старше своего мужа, было 32, что соответствует возрасту изображенной женщины. Композиция картины необыкновенно удачна.

Сочетание строгих вертикальных и горизонтальный поверхностей смягчено складками тканей, центр картины – рука женщины – является не только геометрическим, но и логическим центром.

«Дама в голубом, читающая письмо».1663-1664. Рейксмузеум, Амстердам.

«Девушка, пишущая письмо». 1665-1666. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

«Кружевница».1669-1670. Музей Лувр, Париж.

Девушка одета в желтую сатиновую кофту с белым воротником, тоже часто встречающуюся на картинах Вермеера, который использует насыщенный желтый цвет для передачи напряженного внимания девушки. Одежда ее скорее может принадлежать хозяйке дома, чем служанке, аккуратная прическа подчеркивает ее скромность. Так же уложены волосы у девушки в картине «Женщина с гитарой». Считается, что на этих картинах художник изобразил кого-то из своих домочадцев, возможно, своих дочерей, Элизабет или Марию. Эта же девушка позирует в картине «Дама, пишущая письмо, и служанка». Вермеер изобразил кружевницу немного снизу, концентрируясь не столько на том, что именно делает девушка, а на самом процессе. Плетение кружев, как самостоятельное занятие, появилось в Средние века в Италии. Из Италии мода на кружево попала в Испанию и испанские Нидерланды, Францию, Англию и Германию.

Молодая женщина с гитарой.1671–1672. Наследие Ивинг, Кенвуд Хаус, Англия.

В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода «уродцами», то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам.

“Девушка с жемчужной сережкой”, Маурицхейс, ГаагаБытует несколько версий о том, кто позировал художнику. Наиболее распространено предположение, что моделью художника для этой картины была старшая дочь Вермеера Мария, которой в ту пору было около тринадцати лет.

Существует также мнение, что на картине изображена её ровесница, дочь известного делфтского мецената Рюйвена, который являлся покровителем и ценителем искусства Вермеера. Этот портрет Вермеера является самой известной картиной живописца.

Существует книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя, автора вольных исторических новелл Шевалье Трейси (Chevalier Tracy), в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид, а также снятый по мотивам романа фильм.
«Служанка с кувшином молока».  1660.

Рейксмузеум, Амстердам.

К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина «Служанка с кувшином молока», находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия — «Кухарка», «Молочница»).

Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага. Пожалуй, ни одной светской даме не придано такого ясного и целомудренного величия, как этой служанке-госпоже — единственной героине полотна.

Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве.

Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера, идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.

Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены.

smallbay.ru/vermeer.html

artniderland.ru/shedevr/verm1.php

Источник: https://laila50.livejournal.com/134094.html

Ян Вермеер – художник, который создавал в год по две картины и по одному ребёнку/Классика/Дом художников

Даже если вы не знаток искусства, как минимум, одну картину голландского художника Яна Вермеера вы точно знаете, если видели фильм «Девушка с жемчужной серёжкой» с неотразимой Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главной роли. А это уже «одна тридцатьчетвёртая» часть наследия художника. Ян Вермеер не был очень плодовитым, но считается величайшим живописцем Золотого века голландской живописи. И сегодня исполняется 383 года со дня его рождения.

Церковные книги утверждают, что Ян Вермеер (он же Вермеер Дельфтский) родился в 1632 году в городке Делфт неподалёку от Гааги в Нидерландах, в семье торговца.

Информации об обучении Яна где-либо нет. Но известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки как торговец искусством.

А принятию в гильдию должны были предшествовать шесть лет обучения у одного из мастеров той же гильдии.

Спустя несколько месяцев после принятия Вермеера в гильдию, он женился на Катарине Болнес, хотя её родители поначалу препятствовали браку католички и кальвиниста. У пары было 15 детей, четверо из них умерли ещё в младенчестве.

Ян Вермеер. У сводни. 1656

Живопись, очевидно не была основным источником дохода большой семьи, так как Вермеер писал не более двух картин в год. У него были богатые заказчики-меценаты, которые ждали картин долго, а платили за них много.

При этом Ян Вермер был авторитетным оценщиком живописи. Он был одним из экспертов, которых пригласили установить подлинность коллекции римских и венецианских полотен, которые курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I собирался купить за 30 тысяч гульденов. Ян Вермеер заявил, что полотна поддельные, и вся коллекция стоит не более 3 тысяч кульденов.

Ян Вермеер. Бокал вина. 1661 

Авторитет Яна Вермеера распространялся и на гильдию Святого Луки. Дважды он занимал должность её декана, то есть, руководителя. Что означало регламентировать деятельность всех художников региона, так как в XVII веке любой художник и ремесленник обязан был состоять в гильдии.

Ян Вермеер. Молочница. 1657

Но к концу жизни Яна Вермеера (а прожил он всего 43 года) его материальное положение значительно ухудшилось. В 1672 году началась война с Францией, и торговля живописью приносила одни убытки.

Искусствоведы допускают, что именно из-за нервных переживаний и стыда за угрожающую нищету Ян Вермеер заболел и скоропостижно умер в 1675 году.

Его жена Катарина вынуждена была отказаться от наследства в пользу кредиторов.

Художественное наследие Яна Вермеера не впечатляет количеством, но достойно презентует Золотой век голландской живописи. Доподлинно известно лишь 34 картины Яна Вермеера. Об авторстве ещё нескольких продолжаются споры.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. 1664

С жанром своего творчества Вермеер определился, едва ему исполнилось 20. большинство картин художника – это композиции в тщательно прописанном интерьере с одной или несколькими фигурами. Стоит также отметить небольшое число пейзажей родного Вермееру Делфта. Религиозные мотивы, вопреки традициям эпохи, отсутствуют в наследии художника почти полностью.

Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1660-1661

Ян Вермеер. Маленькая улочка. 1657-1661

Существует также теория, что Ян Вермеер пользовался камерой-обскурой (или другим подобным оптическим устройством), чтобы проектировать изображения на холст. Некоторые искусствоведы аргументируют неестественной белизной и слишком ярким металлическим блеском некоторых деталей на полотнах Вермеера. Но иные художники и учёные подобную версию опровергают.

После смерти имя художника Вермеера было незаслуженно забыто. Вновь о нём вспомнили лишь в ХХ веке. Начались поиски утраченных картин, не обошлось из без фальсификаций.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657-1659

Сегодня работы Яна Вермеера хранятся в музеях с мировыми именами – в Рейксмузее (Амстердам), в Маурицхёйс (Художественная галерея Гааги), в Галерее старых мастеров (Дрезден), в Старой Национальной галерее (Берлин), в Метрополитен-музее и в Коллекции Фрика (Нью-Йорк), в Национальной галерее искусств (Вашингтон), в Лувре, в Лондонской национальной галерее и в некоторых частных коллекциях.

Но найти эти работы «по месту прописки» порой непросто. Многие из них годами «гастролируют» с выставками по всему миру.

Такая популярность однажды привлекла и воров.

В марте 1990 года преступники, переодевшись полицейскими, украли из Музея Изабеллы Стюарт в Бостоне 13 полотен, среди которых был «Концерт» Яна Вермеера (1670-1672).

Картину так и не нашли, и сегодня её оценивают в 100 миллионов долларов. А за любую информацию о местонахождении картины ФБР назначило вознаграждении в размере 5 миллионов долларов. Может, вам что-либо о ней известно?

Ян Вермеер. Концерт. 1670-1672

Юлия Каминская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/YAn-Vermeer—hudozhnik-kotoryj-sozdaval-v-god-po-dve-kartiny-i-po-odnomu-rebyonku.aspx?ID=3042

Ссылка на основную публикацию