Фриденсрайх хундертвассер: картины, биография

Фриденсрайх Хундертвассер: жизнь и творчество художника

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя — Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и живописец.

Содержание

Фриденсрайх Хундертвассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу с экспериментальной системой Монтессори, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивающей творческие способности.

Если имя определяет судьбу, то в нем знаково все, от предрождественского дня рождения, намекающего на праздник и подарок, до даты смерти в 2000-м, когда заговорили о тысячелетиях и эпохах. Дитя мира, баловень судьбы, придумавший свое имя в 1949-м, после путешествия-странствия по Европе, когда холокост еще дышит в спину леденящим холодом, но так хочется мира и так хочется жить.

Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

Многочисленные поездки мастера привели его также в Новую Зеландию. К этой стране он испытывал особое пристрастие, она стала его второй родиной.

Творчество Хундертвассера

Хундертвассер — настоящий мультиталант, истинный мастер XX века, который проявил себя как художник, архитектор и эколог, а своими выдающимися манифестами во всем мире сделал себе имя.

За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии.

Он говорил, что «Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон.

Во главу угла Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее: траву, цветы, деревья.

Поэтому он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов.

Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.

Этим он потрясающе интересен. Декоративность Хундертвассера не может оставить равнодушным, у него свой путь, свой пульс, парение, оторванность от реальности и в то же время связь с ней.

Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.

Интересные факты из жизни художника

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов.

Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.

Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.

Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.

И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , knowledge.allbest.ru

Фриденсрайх Хундертвассер: картины художника

Фриденсрайх Хундертвассер — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фриденсрайх Хундертвассер: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/hundertvasser-fridensrajh.html

«Идеальные дома» Фриденсрайха Хундертвассера. Жизнь в единении с природой — Путеводитель от Михаила Шварца

Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайх Хундертвассер

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Фриденсрайх Хундертвассер

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре.

Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека.

Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера в Вене

Дом Хундервассера  (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками.

Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году.

Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Башня в Абенсберге (Kuchlbauer-Turm, Abensberg) (Германия)

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

Церковь Святой Барбары в Бернбахе

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.).

Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным.

Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау  (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу.

Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично.

Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau)

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau)  была оформлена Хундертвассером в 1990 году.

Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau.

Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами.

Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна.

Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе.

Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально.

Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Thermendorf (Bad Blumau)

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Фонтан в Zwettl

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Читайте также:  Портрет в. с. сурикова, репин, 1877

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://venagid.ru/14154-idealnye-doma-fridensrajxa-xundertvassera-zhizn-v-edinenii-s-prirodoj

Хундертвассер Фриденсрайх. Friedensreich Hundertwasser | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя Friedrich Stowasser — Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Австрия (Вена) — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и художник, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура — свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»

«каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…»

В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите — сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания».

Хундертвассер подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, — мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:

В манифесте «Право на третью кожу» Хундертвассер декларировал — «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна — это мост между внутренним и внешним пространством.

Как первая кожа пронизана порами, так и третья — окнами. Окна — эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома.

По словам Хундертвассера, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы». 

Дом Хундертвассера, Вена, Австрия (Hundertwasser-KrawinaHaus, Vienna, Austria) 1979—1986 Фабрика Розенталь (Rosenthal AG Selb), Зельб (Selb), Германия 1980—1982 Церковь Святой Барбары, Бернбах, Австрия (St. Barbara Kirche Bärnbach, Styria) 1987—1988
Деревенский музей, Ройтен, Австрия (Roiten Dorfmuseum) 1987—1988 Текстильная фабрика Rueff и художественное оформление номеров домов (Textilfabrik Rueff Muntlix), Цвишенвассер (Zwischenwasser), Австрия 1988 Завод по сжиганию мусора Spittelau, Вена, Австрия (District Heating Plant Spittelau, Vienna, Austria) 1988—1992 
Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (Kindergarten Heddernheim, Frankfurt) 1988—1995 Придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия (Autobahnraststätte, Bad Fischau-Brunn, Austria) 1989—1990 Галерея KunstHaus, Вена,  Австрия (KunstHausWien, Vienna, Austria) 1989—1991
«Дом на лугах» в Бад-Зоден, Германия (Wohnen in den Wiesen Bad Soden, Taunus) 1990—1993 Дом «Wohnen unterm Regenturm», Плохинген на Неккаре (Plochingen), Германия 1991—1994 Целебный источник, Цветль, Австрия (Brunnenanlage Zwettl), 1992—1994
Винокурня «Дон-Кихот» в долине Напа, США (Quixote Winery, Napa Valley) 1992—1999 Онкологическая больница (Krankenstation Onkologie), Грац (Graz), Австрия 1993—1994 Отель и оздоровительный центр на термальных источниках Rogner Bad Blumau, Бад-Блумау, Австрия (Hot Springs Village Bad Blumau; Thermendorf Blumau, Styria, Austria) 1993—1997
Игровая площадка детского развлекательного центра Kids Plaza Osaka, Осака, Япония 1996—1997 Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, Германия (Martin Luther Gymnasium in Wittenberg), 1997—1999 Завод по сжиганию мусора MOP, Осака, Япония (MOP Maishima Incineration Plant, Osaka) 1997—2000
«Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, Германия (Hundertwasserhaus Waldspirale, Darmstadt, Germany) 1998—2000 Кафе Ottensen в Гамбурге, Германия (Café in Hamburg Ottensen) 1998—2000 Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен),  Швейцария (Markthalle, Altenrhein, Switzerland), 1998—2001
Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия (Public toilets, Kawakawa) 1999 Городской вокзал, Ильцен, Германия (Hundertwasser environmental railway station, Uelzen) 1999—2001 Maishima Sludge Center ,Осака, Япония 2000—2004
Детский сад Düsseler gate, Вюльфрат, Германия (Kindergarten Düsseler gate in Wülfrath), 2001 Зелёная цитадель, Магдебург, Германия (Die Grüne Zitadelle von Magdeburg, Magdeburg, Germany) 2004—2005 Семейный центр Ronald McDonald. Hundertwasser-Haus der McDonald's Kinderhilfe in Essen/Grugapark, Германия 2004—2005

Биография:

1928 — Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер.

1929 — Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I Мировой войны. 

1934 — Первые юношеские рисунки.

1936 — Посещает Школу Монтессори (Montessori School) в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: «необычное ощущение цвета и формы». 

1938 — В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом дяди и бабушки на Obere Donaustrasse.

1943 — Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку.

1948 — Окончил школу. Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены (Academy of Fine Arts, Vienna), руководитель — профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen). Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампманна и Шиле в «Альбертине». Произносит речь Everybody must be Creative в замке Леопольдскрон в Зальцбурге (Leodoldskron Castle, Zalzburg).

1949 — Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия. Встречается во Флоренции с Рене Бро и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser).

1950 — Задерживается в Париже с Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из Ecole des Beaux Arts в самый первый день. Рисует две фрески в Сан-Манде (Saint-Mande) вместе с Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri).

1951 — Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период.

1953 — Рисует свою первую спираль. Вторая остановка в Париже. Работает в студии Бро, Сан-Мориц (Saint-Maurice). Вторая выставка в Вене в Art Club.

1954 — Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом «желтуха». Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию «трансавтоматизма» и начинает нумеровать все свои работы.

1955 —  Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio).

1956 — Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне «S.S. Bauta» вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Soderhamm), Швеция  до Халла (Hull), Великобритания.

Публикует статью La Visibilite de la creation (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью Cinema individual transautomatique (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже.

Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Попе (Siegfried Poppe) из Гамбурга.

1957 — Покупает La Picaudiere, дом на ферме в Нормандии. Публикует Grammaire du Voir (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Стефана в Вене (Galerie St. Stephan).

1957—1960 —  Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка

1958 — Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году). 4 июля читает свой манифест Mouldiness Manifesto against Rationalism in Architecture на симпозиуме в Монастыре Секау (Seckau).

1959 — Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фукс (Ernst Fuchs) и Арнальфом Рейнер (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех креативных направлений.

В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует Endless Line (вместе с Базон Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдом (Herbert Schuldt)). Отказывается от чтения лекций в связи со скандалом.

1960 — Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жофруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж.

1961 —  Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!).

1962 — Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Guidecca — острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer).

1963 —  Ездит в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler).

1964 —  Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft, Ганновер, организованная Вайландом Шмайдом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue.

1965—  Пишет эссе 35 Days in Sweden. Большой успех передвижной выставки в Moderna Musset (Музей современного искусства), Стокгольм.

1966 —  Несчастлив в любви. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” и Вальдвиртель (Waldviertel), Нижняя Австрия. Выставка в Hammerlund’s, Осло.

1967 — Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление Speech in the Nude for the Right to a Third Skin в Galerie Hartmann, Мюнхен.

1968 — Вторая речь Nude Speech и декламация манифеста Architecture-Boycott manifesto Los von Loos “Loose from Loos” в Вене.

Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для его музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp).

Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли).

1968-1972 — Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag”.

Речь за Право на третью кожу (Right to a Third Skin) по случаю акции Pintorarium  в Галерее Рихарда П. Хартманна. Мюнхен, 1967 
Хундертвассер на программе Евровидения «Загадай желание» с Дитмаром Шёнхерром. Дюссельдорф, 1972 Посадка деревьев перед фарфоровой фабрикой Розенталя в Селбе (слева — Ф. Хундертвассер, справа — владелец фабрики Филипп Розенталь). 1981

1969 — Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон.

1969-1971 — Создает графическую работу Good Morning City – Bleeding Town в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении 5 лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна Regentag в лагуне Венеции.

1970-1972 — Сотрудничает  с Питером Шамони (Peter Schamoni) над фильмом Hundertwasser’s Rainy Day. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ Look at it on a Rainy Day.

1971 — Работает в Lengmoos над постером Olympia для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту Regetag вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию.

1972 — Дружба с Joram Harel. В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальный проект фасада. Опубликовывает манифест Your Window Right – Your Tree Duty. Фильм Rainy Day показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту Regentag. Смерть матери.

Читайте также:  Вечерний пейзаж с телегой, рубенс

1973 — Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков.

Путешествие к островам Зеленого мыса (Кабо Верде, Cape Verde Islands) и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin).

Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 “Tree tenants” высажены в окнах домов на Виа Манцони (Via Manzoni) и опубликовывает манифест Inquilino Albero. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк.

1974 — Передвижная выставка по музеям Австралии: Мелтбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974 демонстрируется в Albertina State Collection of Graphic Art (Альбертина) в Вене, а также выставкаFriedrich Stowasser 1943-1979, в которую включены все его юношеские работы.

Впоследствии выставка из «Альбертины» путешествует по Югославии. Рисует постер Conservation Week для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне Regentag.

Выставка в Facchetti’s, Париж.

1975 — Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры (ксилографии): Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst, Мюнхен. Публикует в Мюнхене манифест Humus Toilet.

Выполняет дизайн марок для Австрии: марка Spiral Tree (гравер Wolfgang Seidel), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” в Musee d’art moderne de la Ville de Paris.

Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в «Альбертине» начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон.

Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на Regentag через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан.

1976 — Совершает плавание на борту Regentag от Таити через Роротонга (Rorotonga) в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка «Альбертины» в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд.

1977 — Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа.

1978 — Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Waldviertel, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Бро (Brô) и рисует семь картин. После шести лет работы заканчивает трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out.

Разрабатывает дизайн Флага Мира для Священной земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой «Манифест мира» (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor).

Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка «Альбертины»: Канада, Германия, Марокко.

Источник: http://famous.totalarch.com/hundertwasser

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.

Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…

В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.

Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Отныне и по сей день он известен миру как Фриденсрайх Хундертвассер.

Антонио Гауди — испанский архитектор, известный причудливыми формами зданий, яркими красками, тесной работой с мозаикой и скульптурой.

Эгон Шиле — австрийский живописец и график, оставивший след в истории изобразительного искусства своими красочными экспрессионистскими произведениями.

Хундертвассер очень много путешествует. Марокко, Тунис, Германия, Япония, США, Израиль, Новая Зеландия, Уганда, Судан и так далее… И граней у его таланта не меньше, чем посещенных мест. Он создавал и преображал рестораны, больницы, мусоросжигательный завод, церковь, музей, даже общественный туалет — и это только архитектура.

В списке творений есть и картины, и японские гравюры, и марки, и государственные флаги, и монеты, и иллюстрации к Библии, даже плакат ХХ Олимпийских игр… К 2000 году Хундертвассер создал почти 40 архитектурных проектов (часть была реализована уже после смерти создателя) и множество произведений другого плана.

Такая конкретная дата объясняется, увы, просто. 19 февраля 2000 года Фриденсрайх Хундертвассер умер от сердечного приступа на борту круизного лайнера «Queen Elizabeth II». Похоронен великий архитектор в Саду Счастливых Мертвецов в своем поместье в Новой Зеландии — в полной гармонии с природой и в полном соответствии с мировоззрением.

Мировоззрение Фриденсрайха Хундертвассера — ключ к пониманию его творчества.

К счастью, этот ключ не спрятан ни в яйце, ни в утке: на протяжении своей деятельности эксцентричный архитектор многократно выступал с манифестами.

Перфомансы и пламенные речи о важности экологии, вредоносности ядерной энергии, необходимости жизни в гармонии с природой неразрывно связаны с физически воплощенным наследием Хундертвассера.

Один из элементов, повсеместно встречающихся в творениях художника, — спираль. Она может найтись где угодно: от фасада многоэтажного здания до почтовой марки. Первая спираль была нарисована в 1953 году. Затем Хундертвассер писал о ней: «Спираль — это символ жизни и смерти.

Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову. И ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали».

Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно.

Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека (к примеру, в концлагерях, унесших жизни множества родственников архитектора — с ними он ассоциировал строгость и симметрию).

Каждый дом должен, во-первых, иметь хотя бы что-то общее с природой — к примеру, иметь специально оставленные места для роста деревьев или особое покрытие крыши, где может расти трава.

Во-вторых, очень важны окна, не меньше, чем глаза у человека: они создают «выражение» дома, придают ему индивидуальность. А значит, окна непременно должны быть разными, отличающимися друг от друга. И по зданиям, созданным Хундертвассером, это прекрасно видно: на фасаде может вовсе не быть двух одинаковых окон.

В 1967 году Хундертвассер представил публике манифест «Право на третью кожу», где утверждал, что у человека есть три кожи: собственная, одежда и стены дома. Как одежда, так и строительство за века преобразились, далеко отошли от природы и нужно их вернуть. Кроме содержания, выступление прославилось тем, что художник вместе с двумя молодыми ассистентками выступал обнаженным.

Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых зданиях-коробках. Дом должен быть уютным, безопасным, полным радости и обязательно полностью подходящим своему владельцу. А значит, прекрасно, если каждый жилец украсит свой кусочек фасада, и дом станет куда веселее.

Все эти теории нашли свое воплощение. Если Хундертвассер брался за преображение уже существующих строений, их стены получали невероятные окрасы, мозаичные вставки, надстроенные купола, растущие прямо из стен деревья и так далее; нередко создавалась иллюзия, что прямых линий в доме не было изначально: даже оконные проемы преображались под воздействием буйного гения австрийского архитектора.

А в зданиях, созданных по его проекту, это могло оказаться не фокусом, а реальностью — «танцевать» способны даже стены и этажи! Дома могут быть похожи на сказочные дворцы.

Одной из причуд Хундертвассера были разные носки. Конечно, люди часто замечали это, и спрашивали: «Почему вы носите разные носки?!» Ответ архитектора был неизменен: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983–1986 годах; официальное его название «Дом Хундертвассера-Кравины», но редко кто называет его иначе, чем «Дом Хундертвассера».

Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению).

Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера — одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения.

Хундертвассер вписал свое имя в историю архитектуры и живописи ярко, радостно, естественно. Его творения оригинальны и неповторимы, одновременно сказочны и романтичны. Закончим же его собственными словами: «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности».

Источник: http://barlette.ru/journal/article/887.html

Фриденсрайх Хундертвассер – жизнь и творчество

Фриденсрайх Хундертвассер. В Австрии и Германии он — самый знаменитый среди архитекторов и художников. Согласно опросам общественного мнения его имя известно двум третям граждан  этих двух стран. По популярности Хундертвассер уступает там место только Пабло Пикассо, о котором слышало 93 процента немцев и австрийцев.

Между тем Хундертвассер вообще не имел архитектурного образования. Цех профессионалов никогда не принимал его, что, впрочем, оказалось в итоге мастеру на руку: оставаясь своего рода аутсайдером находясь в стороне от вековых догм, он рождал поистине потрясающие идеи.

Последние были настолько парадоксальны, что взрывали все существовавшие доселе каноны.

В личной жизни архитектор также отрицал все каноны. После двух неудачных браков (один, с уроженкой Гибралтара, просуществовал только два года, другой, с японкой, лишь немногим больше — пять лет) Фриденсрайх, по его словам, решил жить исключительно для себя. К концу жизни он неоднократно с гордостью признавался, что у него было “около 30 подруг по всему миру”.

Фриденсрайх Хундертвассер — псевдоним. Настоящее имя зодчего — Фридрих Штовассер. Родился он 15 декабря 1928 года в Вене в семье среднего достатка.

Впервые Фридрих с увлечением взялся за кисти еще в школьном возрасте. Его самыми любимыми местами в родном городе были Венский лес и зеленые склоны берегов Дуная, где он подолгу гулял, восторгаясь гениальностью природы, создавшей эти красоты. Именно во время таких прогулок у юного Фридриха и возникло желание передать все увиденное на холсте бумаги.

Неудивительно, что, окончив в 1948 году гимназию, он решил продолжить образование в Венской академии искусств. Но расписанные по часам лекции и строгие профессора скоро наскучили ему. Бросив через несколько месяцев учебу, он отправился странствовать по Европе. Штирия, Неаполь, Северная Италия, Тоскана, Сицилия, Париж…

В начале 50-х в Венском клубе искусств устраиваются первые выставки Хундертвассера. Они сразу же вызывают большой интерес и не менее острые споры — тогда художник-самоучка тяготел к абстракционизму.

Вскоре Хундертвассер публикует свои манифесты, опровергающие привычные устои архитектуры, – “Грамматика видения” и “Против рационализма в архитектуре”.

Читайте также:  «бег свободных лошадей в риме», теодор жерико — описание картины

“Чистые стены и бетонные коробки необходимо покрыть плесенью, чтобы вернуть им жизнь” – вот один из пассажей будущего мастера.

От бунта на словах Хундертвассер переходит к реальному воплощению своих идей. Общественный фон для этого в Европе 70-х оказался как нельзя более подходящим. Только что по Старому Свету прокатились студенческие “революции”, во многих странах появились “зеленые”.

 Казавшиеся незыблемыми логика индустриального развития и каноны общества потребление взорванными. Хундертвассер в то время прославился скандальными публичными выступлениями.

Будущий зодчий проповедовал свои принципы, являясь публике нагим, но непременно в клетчатой кепке.

Однажды он проделал это перед бургомистром Вены, которым в то время была… женщина. Фриц добивался финансирования строительства своего знаменитого дома.

Архитектор предлагал разбивать на крышах газоны, пропускать деревья через фасады, а стены бетонных коробок украшать естественным мхом!..

Понадобилось более 30 лет, чтобы мэрия Вены согласилась в результате на финансирование проекта Хундертвассера.

Но пошли «отцы города» на это не потому, что вдруг возлюбили “странноватого архитектора”. Просто к тому времени этот человек с окладистой бородой и большими голубыми глазами, появлявшийся на публике неизменно в разных носках получил мировую известность.

Сегодня его постройки имеются не только в Вене, но и в других городах как Австрии, так и соседней Германии. К примеру, в немецком Франкфурте-на-Майне находится построенный по его проекту детский сад.

В Виттенберге — школа, в австрийском курортном месте -Бад-Блюмау — конференц-зал… Хундергвассер известен не только своими фигурными сооружениями, но и необычными работами в живописи. Его картины висят во многих галереях мира, в частных квартирах, офисах.

Его биологические рисунки изображены на почтовых марках ООН, они украшают форфоровые сервизы и даже бутылки с минеральной водой. Хундертвассер стал европейским художником, чьи картины появились в виде гравюр на дереве. В 1974 году по миру отправилась передвижная выставка “Австрия представляет Хундертвассера континентам“.

Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар, Мехико, Монреаль, Брюссель, Будапешт — вот некоторые точки ее маршрута.

В 1980 г. мастер рисует эскиз флага стран Ближнего Востока — зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. В 1989 году он воевал с австрийским министерством транспорта, пытаясь внедрить нестандартные, художественные номерные знаки для автомобилей — разного цвета и разной формы. Но войну эту Хундертвассер, естественно. проиграл: так далеко чиновники не готовы были идти.

Устав биться со всем и вся, архитектор в начале 90-х принимает решение покинуть свою родину, вообще уехать ил строгой, прагматичной Европы в Новую Зеландию. Именно в этой стране на краю Южного полушария он нашел в итоге то, что искал всю жизнь, — возможность жить в гармонии с природой.

Там, в Новой Зеландии, в Кавакаве, он создает свой последний оригинальный шедевр — сеть общественных туалетов, сооруженных из стекла, керамики и травы.

В реализации проекта участвовало практически все новозеландское общество — студенты делали керамическую плитку, кирпичи были взяты из стен бывшего Национального банка а строили туалеты безвозмездно добровольны — люди разных возрастов и профессий.

В феврале 2000 года после почти 10-летнего перерыва, 71-летний Хундертвассер решает съездить в Европу. Но на борту фешенебельного круизного лайнера «Куин Элизабет II» ему вдруг становится плохо .. Символично, что сердце Фриденсрайха остановилось в тот момент, когда он находился в открытом море, среди стихии необузданной природы, которая всегда была главной темой его необычного творчества.

Источник: http://delovoy-kvartal.ru/fridensrayh-hundertvasser/

Фриденсрайх Хундертвассер – прямая линия погубит человечество

Фриденсрайх Хундертвассер

австрийский архитектор и живописец.

; 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия)

…зачем строить дом с разными окнами и кривыми полами

Больше всего Хундертвассер любил волнистые линии и спирали.

Любовь эта была настолько серьезной, что однажды он устроил в Гамбурге художественную акцию «Бесконечная линия» — и когда публика собралась, он и два его помощника начали вести на стенах плавные линии, прямо от пола.

Через несколько часов они продолжали этим заниматься, народ заскучал и стал расходиться, а администрация забеспокоилась. Но линии продолжали заполнять стены.

Работали художники несколько суток без перерыва, даже ночами, а когда им отключили свет в надежде все это прекратить, стали рисовать при свечах. Наконец терпение властей закончилось, и им запретили продолжать перформанс.

Хундертвассер так рассердился, что ему не дали довести линии до центра потолка, где они должны были превратиться в его любимую спираль, что оставил должность приглашенного преподавателя в Высшей школе искусств Гамбурга и покинул город.

С учебными заведениями у Хундертвассера вообще были отношения сложные. Не уважал он их. Поступив в Венскую школу искусств в 1948 году, он проучился три месяца и ушел, посчитав, что там его ничему не научат.

Отправился путешествовать, оказался в Париже, начал учебу уже в парижской Школе искусств — но бросил и ее, выдержав там всего один день.

Когда же, став признанным мастером, начал преподавать сам в той самой Венской школе искусств, на первом же уроке шокировал студентов, заявив им, что если они в душе художники, учить их не нужно, а если не художники — невозможно. После чего велел им убираться и заняться настоящим делом вместо слушаний лекций.

Но знаменит он был не благодаря своим эксцентричным выходкам, хотя незамеченными они не оставались — о двух его демонстрациях в обнаженном виде в 1967 и 1968 годах говорят до сих пор. Кстати, снимал одежду он не ради эпатажа, а потому что считал, что нужно быть ближе к природе, и даже завещал похоронить себя без одежды.

Ходят слухи, что была и третья акция, где он предстал голым перед мэром Вены, защищая проект придуманного им дома. Но если учесть, что мэром была женщина и проект потом быстро утвердили, это похоже на анекдот.

Именно этот проект сделал его знаменитым архитектором. Стал он им в 55 лет, когда в 1983 году был заложен первый камень фундамента знаменитого многоквартирного дома Хундертвассера в Вене.

Когда дом был готов, от жильцов не было отбоя, хотя арендная плата была чуть ли не самой высокой в Вене.

Желающих поселиться там немало и сейчас, хотя многие не выдерживают больше двух-трех лет — жильцам досаждают неровные полы и почти полное отсутствие углов, что затрудняет планировку интерьеров. И вдобавок постоянные толпы туристов вокруг.

И все-таки дом, законченный в 1986 году, получился настолько удивительным, что число архитектурных заказов у художника стало расти очень быстро. Он оформляет в своем постепенно становящемся узнаваемым стиле промышленные здания, санатории, водонапорные башни, музеи, учебные заведения, винодельни и даже церковь.

Рядом с «домом Хундертвассера» в Вене возникает Венский дом искусств — тоже по его проекту. Ему заказывают преображать даже мусоросжигательные заводы — и он это делает, превращая их в радостные разноцветные строения.

Особая его гордость — общественный туалет в городке Кавакава в Новой Зеландии, неподалеку от которого Хундертвассер купил огромное поместье и проводил большую часть времени. Местные жители его обожают — благодаря ему и перестроенному им туалету в городе появились туристы.

И внутри там тоже интересно:

Что же это был за художник, и почему его творения не оставляют равнодушными никого, вызывая или упреки в безвкусице, или восхищение и любовь?

Факты биографии Хундертвассера полностью приводить мы не будем, это не самое интересное. Основное — родился он в Вене в 1928 году, и звали его тогда Фридрих Штовассер. После ухода из Венской Школы искусств он отправляется путешествовать и меняет свое имя на более звучное Фриденсрайх Хундертвассер — что можно перевести как «богатство мира и сто вод».

Рисовать он начал очень рано, в 6 лет. К юношескому возрасту начал оформляться его стиль, на который сначала очень повлияли австрийские экспрессионисты Эгон Шиле и Вальтер Кампманн. Картины молодой Хундертвассер рисовал такие:

И они нравились, он быстро стал успешным художником: первая выставка прошла в Вене в 1952 году, когда ему было всего 24 года.

На следующий год он рисует свою первую спираль, и это становится его любимой темой.

Почему именно спираль? В том самом 1953 году, когда Хундертвассер изобразил спираль, он впервые произнес: «Прямая линия ведет к гибели человечества». Потом он повторял это неоднократно в манифестах, интервью, текстах и выступлениях.

Яростная нелюбовь к прямым линиям и прославила его на весь мир — еще до того, как стать архитектором, он стал признанным мастером. Выставки Хундертвассера успешны, а круг его художественных интересов поразительно широк — он разрабатывает дизайн монет, делает эскизы почтовых марок и даже флагов.

Чайный сервиз:

Создает теорию «трансавтоматизма», где смешивается сюрреализм со свободным, природным самовыражением художественного видения.

Когда же по его проектам начали возводиться или перестраиваться здания, они немедленно становились достопримечательностями. Представлять и рисовать их он начал еще до того, как ему разрешили их строить:

Кроме своей художественной работы, Фриденсрайх стал всемирно известным борцом за экологию. Он выступает с манифестами, устраивает акции, сажает деревья, расхаживает голым — и все это с призывами вернуться к натуральной жизни.

Однажды он даже демонстративно съел упаковку от сыра, когда боролся за уменьшение пластика в магазинах.

Его ненависть к прямым линиям как раз и выросла из его любви к природе — как он считал, именно прямые линии разрушили рай. Природа жива именно потому, что все контуры там естественны и разнообразны, поэтому людям так хорошо на воле и тяжело в городах с их прямоугольными зданиями.

Поэтому в созданных им строениях прямого нет почти ничего — плавные волнистые линии, ассиметричные окна и даже неровные полы. Окна он считал особенно важными, говоря, что в доме они главнее стен, и при этом в домах нет одинаковых окон — все они чем-то отличаются друг от друга.

В его проектах над окнами или даже из самих окон растут деревья. Вокруг дома тоже, и на балконах, и на крышах.

Его часто сравнивают с Гауди. Он действительно восхищался испанским мастером и явно что-то от него взял, кроме прихотливых форм — например, использовал много разноцветной мозаики, что превращало его строения в сказочные домики.

Но если Гауди считается гением, то о Хундертвассере спорят до сих пор — многие подозревают его в излишней эксцентричности и дурном вкусе. Он действительно был эксцентричен — например, всегда носил носки разного цвета, считая, что от однообразия устают глаза.

Но несмотря на все упреки, его здания по-прежнему собирают толпы любопытных и восхищенных зрителей.

Работал он всегда очень много и сразу во многих направлениях. Но последние его планы не сбылись — в 2000 году он скоропостижно умирает на борту яхты в океане. Было ему 72 года. Похоронен он рядом со своим поместьем в Новой Зеландии, как он и завещал — под тюльпановым деревом и без одежды.

А здания по его проектам остались, и продолжают строиться до сих пор, даже после его смерти.

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия):

Мусоросжигательный завод в Австрии:

И в Токио:

Придорожный ресторан, Австрия:

Дом искусств в Вене:

Он же, внутри:

Винодельня «Дон Кихот» в Калифорнии:

Крытый рынок, Австрия:

Жилой комплекс Дождевая башня, Австрия:
Детский игровой дом, Япония:

Церковь Святой Варвары, Австрия:

Подробнее:

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/535426.html

Ссылка на основную публикацию