Картина благовещение (алтарь мероде), робер кампен

Робер кампен. алтарь мероде (благовещенье)

?banan_x (banan_x) wrote,
2013-09-22 20:28:00banan_x
banan_x
2013-09-22 20:28:00( из книги Василенко Н.В. «Северное Возрождение»)Северное Возрождение получило свое название по аналогии с Итальянским Ренесансом. Однако по духу искусство Нидерландов, Германии и Франции XV-XVI веков было совсем иным.

  Античные традиции вдохновляющие Итальянских мастеров мало распространились на север. Вспышки интереса к замечательным традициям классического  наследия  носят локальный характер. На севере мастера опирались на достижения романского и готического искусства. Но все же искусство Нидерландов XV века носит качественно новый характер.

Античность – только одна сторона Ренесанса как культурного явления. Другая не менее важная- совершенно новое видение и оценка окружающего мира, которое находит свое отражение в произведениях искусства.

На севере то же происходит «открытие Мира и Человека»Религиозная мысль не утратила своей актуальности, экспрессивность религиозного мистицизма, линеарность и вытянутость пропорций, ломкое готические линии в складках одежды, изобразительный язык Средневековье — лишь постепенно вымывается из северной живописи.

Круг сюжетов картин северных мастеров продолжает оставаться религиозным, по-прежнему неизменна и иконография.  Но все же вера здесь претерпевает некоторые изменения.

Духовной основой Северного Ренесанса стало так называемое Devotio moderna («Новое благочестие») Глвная идея: бог пребывает во всех вещах, даже очень простых, человек соприкосается с божественным не только в церкви  или во время молитв, но каждую минуту, созерцая окружающий мир. Поэтому особенностью северного искусства  на раннем этапе становится внимание к деталям в изображении природы и интерьера.

Художники Северного возрождения переносят религиозную картину в реальный, привычный для человека XV века мир.  Интерьеры алтарные  картин северных мастеров  полны тщательно выписанными предметами быта, каждый из которых  не только привычен для обыкновенного горожанина в его повседневной жизни, но и заключает в себе скрытый символический подтекст.
Символическое значение предметов хорошо знакомо благочестивому верующему XV века.

РОБЕР КАМПЕН. Алтарь Мероде (ок.1430)

рассмотреть можно тут http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Robert_Campin_-_L%27_Annonciation_-_1425.jpg?uselang=ru
Центральная часть  Алтаря — Это один из первых примеров в нидерландской живописи, когда сцена Благовещения перенесена в обстановку мирского жилища.На боковых створках изображены портреты заказчиков алтаря и св. Иосиф, плотничающий в своей мастерской. Самостоятельные изображения св.Иосифа очень редки в истории искусств, а здесь ему отведена целая створка  целиком. Столярные инструменты, гвозди, клещи могут напоминать о крестных муках Спасителя, как атрибуты Страстей Господних. Святой Иосиф мастерит мышеловки, и это неслучайно: в понимании человека XV века мышеловка означала ловушку для дьявола.Центр триптиха — сцена Благовещения. К читающей Мадонне приближается архангел Гавриил, готовый сообщить благую весть. В лучах света, проходящем через круглое окошко, видна фигурка Младенца Христа с Распятием, устремленная к Деве Марии.

(

Такое изображение было признано еретическим, поскольку иллюстрировало крамольную с точки зрения Римско-католической Церкви мысль о том, что Дева Мария будто бы не зачала Спасителя во чреве своем, а получила Его в виде младенца с небес в момент Благовещения. Правда, осуждение такой интерпретации в западном искусстве произошло не сразу – поначалу папство против него не возражало)

Верили, что львица рождает детенышей мертвыми и лишь через три дня возрождает их своим рычанием к жизни.  Источником такого поверья послужила древняя книга «Физиолог», своеобразная энциклопедия, повествующая о реальных и вымышленных животных. В текстах отразилось раннехристианское представление о символическом значении того или иного существа. Так согласно этой книге, в истории со львами люди того времени видели напоминание о смерти спасителя на Голгофе и его воскрешении по истечении трех дней.

________________________________________________________________________

Пытаясь воспринять центральную часть Алтаря, где избражена сцена благовещенья я с удивлением поняла, что в первую очередь мой взгляд привлекает лицо Девы Марии а не ангел весь в белом.

 Думаю это получилось за счет композиции: фигура Марии расположена как бы в более темном углу картины, в обмлении ярких цветов, красного и синего, и от этого её светлое лицо более подчеркнуто, эффект усиливается белым полотном в которое завернута книга в руках у Мадонны, это белое пятно как бы подсвечивает её лик. Мария сидит облокотившись локтем на скамью.

Но вся её фигур не имеет веса, даже то, что художник обозначил её согнутые колени не дает почувствовать её телесность, она парит и она почти дух и только смятая подушка обозначает её присутствие в этом мире. Даже ангел, кажется более отягощен телесностью, но поразительный колорит крыльев..

(я любуюсь ими уже не первый день) кажется они излучают и свет и тепло, я не могу точно описать свои чувства, крылья божественны. Ангел очень осторожен, он боится напугать от того все его движение очень мягкое, мне кажется сейчас он коснется её и прикосновение его будет похоже на легкий ветерок, так нежен он.

Мне очень нравится одна деталь этого полотна — это дымок над погасшей свечкой, он дает понять, что ангел явился только что, за мгновение до того как мы увидели эту сцену.Может быть это банально, но мне кажется, что вся эта сцена выражает покой и тепло, Мария ещё не заметила ангела и от того очень спокойна. Все обстановка очень светлая, много воздуха и света делает настроение праздничным легки.

Источник: https://banan-x.livejournal.com/14335.html

«Алтарь Мероде» Робера из Кампена

УДК 27.23

Гаврилова Т.А. «Алтарь Мероде» Робера из Кампена

Российский государственный социальный университет (Россия, Москва)

Аннотация. В статье анализируется триптих «Алтарь Мероде».

Ключевые слова: триптих, изображение, Алтарь Мероде, символы.

Abstract. The article analyzes the triptych «The Altar of Merode».

Key words: Triptych, image, Altar of Merode, symbols.

Каждое изображение это как окно в иной мир. Особенно это касается священных изображений. По символам, запечатленных на них, можно многое прочесть.

Средневековые авторы, начитанные в Священном Писании, вкладывали в то, что они создавали, «зашифрованные послания», которые их современники с легкостью могли прочитать.

Алтарь Мероде — это триптих, то есть картина, состоящая из трех частей, центральная тема — это Благовещение, на боковых створках: изображение донаторов (т.е. заказчиков этой картины — супругов Мероде) — с левой стороны, а с правой стороны — изображен святой Иосиф, мастерящий что-то в своей мастерской.

Робер из Кампена (1378-1444) — один из родоначальников нидерландской живописи, стоящий у истоков Северного Возрождения, не отступая от средневековой традиции «скрытого символизма», воплотил в центральной части своего алтаря Мероде (сцена Благовещения) вполне домашнюю обстановку дома из своей эпохи, наполненную символами и аллюзиями из Священного Писания.

Перед нами Благовещение. Ангел Господень Гавриил является Деве Марии, держащей в руках раскрытую книгу, и углубившуюся в чтение. Если бы не крылья ангела, можно было бы подумать, что это обычный юноша, вошедший в комнату к знакомой ему девушке.

С первого взгляда может показаться, что это вполне обычная комната голландского дома середины 15 века. И мебель, и вся обстановка говорят нам об этом: и стол, и скамья, и даже камин.

Но всмотримся более внимательно в то, что изображено здесь. Вот перед нами круглый стол, на нем стоит кувшин с цветком лилии, лежат раскрытая книга и какой-то свиток, а также стоит погасшая свеча.

Белоснежная лилия — это символ чистоты и невинности Девы Марии. Книга, которая изображена здесь, скорее всего, раскрыта на главах из книги пророка Исайи, ибо сказано, что Мария читала их.

Погасшая свеча говорит нам о том, что сияние Божества затмевает весь остальной свет.

Читайте также:  Молитва перед обедом, шарден, 1740-е

Полотенце, которое висит на стене, с виду самое обычное (белое с синими полосками), но вглядевшись в него повнимательнее, мы можем увидеть, что оно удивительным образом похоже на то, чем ветхозаветные иудеи покрывали себе голову, когда творили молитву.

Этот чайник, висящий рядом с полотенцем, вроде бы обычный чайник для умывания, но он отсылает нас к тем временам, когда Иисус Христос будет крещен, а еще к тому, что перед началом Тайной вечери Христос собственноручно омыл ноги своим ученикам.

Теперь давайте посмотрим на фигуры Девы Марии и ангела, благовествующего Ей. Хотя рядом с девушкой и есть скамья, Она сидит на полу, углубившись в чтение книги, которую она держит в руках. Это говорит нам о Ее смирении. Ангел уже появился, но еще не начал говорить, и поэтому читающая девушка еще не заметила его.

Теперь обратимся к левой створке, где изображены двое людей: мужчина и женщина в одеждах своего времени. Это донаторы, т.е. заказчики этой картины.

Они находятся в саду, и судя по растениям этого сада, это весенний сад. Дверь из комнаты дома в сад приоткрыта, и они могут видеть саму Деву Марию и явившегося ей ангела.

Именно поэтому они застыли в благочестивом молчании, и с надеждой смотрят туда.

Супруги Мероде оба на коленях, мужчина с почтением держит шляпу в своих руках. Его жена, стоящая за ним, с полным смирением смотрит вниз. Они одеты как было принято одеваться в 15-ом веке. Мужчина в черном одеянии, женщина в темно-красном платье и в черном плаще поверх него, голова ее покрыта, так как она замужняя женщина.

То, что супруги Мероде могут наблюдать Благовещение, делает для нас это событие необычайно близким, и не таким далеким, как принято считать. Ведь весть Христова касается каждого сердца, здесь и сейчас, и не важно сколько веков назад это произошло.

И не случайно, Робер из Кампена переносит Благовещение Девы Марии из далекого прошлого в современный ему 15 век. Для него это не просто история, для него это реальность.

И то, что он делает свидетелями этого события двух своих современников, говорит нам о том, что все мы свидетели события этого. Это событие намного ближе и понятнее, чем нам кажется иногда.

И это не просто история, случившаяся когда-то, а это то, что находится вне времени и вне пространства, то, что мы можем всегда переживать с помощью нашего сердца.

Итак, вернемся к триптиху, перенесемся теперь в его правую часть. Здесь мы можем увидеть святого Иосифа в своей мастерской, мастерящего какой-то необычный предмет.

Он сидит рядом с открытым окном, и если мы заглянем в него, мы сможем увидеть, современный Роберу из Кампена город. Там кипит жизнь, каждый спешит по своим делам.

На подоконнике стоит некий предмет, по форме очень напоминающий мышеловку, собственно говоря, это мышеловка и есть. И это вновь отсылка к Священному Писанию и его толкованию. У Августина есть место, где он говорит, что смерть Христа — это мышеловка для дьявола.

Ибо дьявол, введенный в заблуждение браком Марии и Иосифа, решил, что Христос обычный человек, и ничего не подозревая, ввел Его во ад.

А Христос, смертию смерть поправ, вывел из ада всех томящихся там, и первым вывел оттуда Адама и Еву, показав этим, что первородный грех прощен.

Сведения об авторе:

Гаврилова Татьяна Алексеевна, закончила исторический факультет МПГУ, преподаватель латинского языка в РГСУ.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/altar-merode-robera-iz-kampena

Робер Кампен [1378/1380 — 1444]

29.06.2008

Публикации

Робер Кампен, один из зачинателей искусства Северного Возрождения, был среди тех мастеров, кто заложил основы нового, более свободного подхода к отображению окружающего мира и человека, к истолкованию религиозных образов.

Подлинный облик художника выявился лишь в XX веке в результате исследовательской работы нескольких поколений ученых. К началу этого столетия стал известен ряд интересных и своеобразных живописных произведений второй четверти XV века, исполненных в Нидерландах.

Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Авторство их, однако, не могло быть с убедительностью приписано ни одному из известных к тому времени живописцев.

Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа).

В то же время многие старинные документы первой половины XV века содержали достаточно частые упоминания о видном художнике Робере Кампене, правда, не указывая при этом его работ.

Была выдвинута гипотеза, что именно ему принадлежит большая часть этих анонимных произведений.

Дальнейшие разыскания и кропотливый стилистический анализ привели к тому, что ныне эта гипотеза принята большинством современных искусствоведов.

Изучение творчества Кампена продолжается вплоть до нашего времени. В последние годы, благодаря новым исследовательским технологиям в области живописи, в корпусе произведений, приписываемых художнику, произошли некоторые изменения.

Так, считавшиеся ранее безусловными работами Кампена картины «Мадонна с Младенцем» у камина из Национальной галереи Лондона и «Алтарь Мероде» нью-йоркского Музея Метрополитен, теперь относят к произведениям, исполненным последователями мастера.

Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем.

Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников, среди которых был известный впоследствии Рогир ван дер Вейден.

В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.

Рождество. Ок. 1425

Самые ранние из приписываемых Кампену произведений выдают, с одной стороны, их связь с традициями средневекового искусства, с другой — обнаруживают попытки художника внести новое в трактовку канонических церковных сюжетов.

К сожалению, от большинства ранних работ, являвших собой значительные алтарные композиции, до нас дошли лишь фрагменты. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.

Другая особенность — скопление фигур на переднем плане сцены и ее крайне неглубокое пространство. Показательна картина «Рождество» (ок.

1425, Дижон, Музей изящных искусств): если перегруженность переднего плана свидетельствует о традиционности понимания пространства, то открывающийся в верхнем правом углу вид дает представление о тех исканиях художника, которые скоро увлекут многих мастеров Нидерландов первой половины XV века.

Портрет Робера де Масмина. До 1430

В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ — «Портрет Робера де Масмина» (до 1430, известен в двух вариантах — в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Толстое обрюзгшее лицо модели предстает во всей своей не слишком приглядной выразительности, убеждая в желании мастера быть верным натуре.

Читайте также:  Фонд-музей жоана миро в барселоне

Святая Вероника

Троица

Подчеркнутая телесность и пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур «Марии с Младенцем» и «Святой Вероники»; объемность пластики еще более заметна в «Троице», написанной гризайлью, в живописной технике, имитирующей скульптуру (все — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).

Злой разбойник на кресте. 1430—1432

Близка по решению и композиция «Злой разбойник на кресте» (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук.

(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста.) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.

Используя золотой фон, художник, как и во франкфуртском алтаре, оставляет открытой нижнюю часть картины, в которой возникает далекое пейзажное пространство.

Алтарь Верля. Иоанн Креститель и заказчик алтаря. 1438

Алтарь Верля. Святая Варвара у камина. 1438

Единственное, точно датированное произведение Кампена «Алтарь Верля» (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.

От триптиха сохранились только боковые створки: на левой изображен Иоанн Креститель и коленопреклоненный заказчик, на правой — Святая Варвара. Фигуры свободно располагаются в интерьере, глубина пространства которого подчеркнута правильным перспективным сокращением балок потолка, оконных рам, мебели.

За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Яркие цветовые пятна — красные плащ Иоанна и подушка скамьи, на которой сидит Святая Варвара, зеленое, синее и золотистое в ее одежде — усиливают звучность колорита картины. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.

Интересна деталь, прямо заимствованная у Ван Эйка: выпуклое круглое зеркало на стенке в левой створке, подобное тому, что можно видеть в Ван Эйковском Портрете четы Арнольфини, исполненном четырьмя годами ранее.

Троица. Створка диптиха

Мадонна с Младенцем у камина. Створка диптиха

Примерно к тому же времени можно отнести крошечный эрмитажный диптих, на створках которого изображены «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина».

Образ Бога-Сына здесь близок по решению к Христу франкфуртской «Троицы», но его мертвое тело не имитирует скульптуру, а подчинено общему живописному строю композиции.

Если левая створка дает картину сверхчувственного мира, то в правой художник обращается к показу реальной среды: перед зрителем типичная комната бюргерского дома с характерной обстановкой того времени. За решетчатым окном видны дома городка.

Предметы здесь имеют и символический смысл, так, медный умывальник с полотенцем свидетельствует о чистоте и непорочности Девы Марии. Любовное внимание к передаче вещного мира, всех пластических, фактурных и красочных особенностей бытовых деталей сочетается с ощущением высшего духовного начала, связывающего все видимое в целостную гармонию.

Мужской портрет. Ок. 1435

Женский портрет. Ок. 1435

Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена.

Сохраняя пластическую и образную достоверность, художник отказывается от утрированного прозаизма. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды.

Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка.

Робер Кампен, бывший вначале предшественником великих мастеров XV века — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и в определенной мере проторивший им путь, затем, когда они превзошли своего учителя, стал их последователем.

Лилия Алешина

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=497

«Алтарь Мероде» Робера из Кампена

Специальный выпуск «Гуманитарные и экономические науки»

Гаврилова Т.А.

Российский государственный социальный университет (Россия, Москва)

Аннотация. В статье анализируется триптих «Алтарь Мероде».

Ключевые слова: триптих, изображение, Алтарь Мероде, символы.

Abstract. The article analyzes the triptych «The Altar of Merode».

Key words:  Triptych, image, Altar of Merode, symbols.

 «Алтарь Мероде» Робера из Кампена.

Каждое изображение это как окно в иной мир. Особенно это касается священных изображений. По символам, запечатленных на них, можно многое прочесть.

 Средневековые авторы, начитанные в Священном Писании, вкладывали в то, что они создавали, «зашифрованные послания», которые их современники с легкостью могли прочитать.

Алтарь Мероде – это триптих, то есть картина, состоящая из трех частей, центральная тема – это Благовещение, на боковых створках: изображение донаторов (т.е. заказчиков этой картины — супругов Мероде) – с левой стороны, а с правой стороны – изображен святой Иосиф, мастерящий что-то в своей мастерской.

Робер из Кампена (1378-1444) – один из родоначальников нидерландской живописи, стоящий у истоков Северного Возрождения, не отступая от средневековой традиции «скрытого символизма», воплотил в центральной части своего алтаря Мероде (сцена Благовещения) вполне домашнюю обстановку дома из своей эпохи, наполненную символами и аллюзиями из Священного Писания.

Перед нами Благовещение. Ангел Господень Гавриил является Деве Марии, держащей в руках раскрытую книгу, и углубившуюся в чтение. Если бы не крылья ангела, можно было бы подумать, что это обычный юноша, вошедший в комнату к знакомой ему девушке.

С первого взгляда может показаться, что это вполне обычная комната голландского дома середины 15 века. И мебель, и вся обстановка говорят нам об этом: и стол, и скамья, и даже камин.

Но всмотримся более внимательно в то, что изображено здесь. Вот перед нами круглый стол, на нем стоит кувшин с цветком лилии, лежат раскрытая книга и какой-то свиток, а также стоит погасшая свеча.

Белоснежная лилия – это символ чистоты и невинности Девы Марии. Книга, которая изображена здесь, скорее всего, раскрыта на главах из книги пророка Исайи, ибо сказано, что Мария читала их.

Погасшая свеча говорит нам о том, что сияние Божества затмевает весь остальной свет.

Полотенце, которое висит на стене, с виду самое обычное (белое с синими полосками), но вглядевшись в него повнимательнее, мы можем увидеть, что оно удивительным образом похоже на то, чем ветхозаветные иудеи покрывали себе голову, когда творили молитву.

Этот чайник, висящий рядом с полотенцем, вроде бы обычный чайник для умывания, но он отсылает нас к тем временам, когда Иисус Христос будет крещен, а еще к тому, что перед началом Тайной вечери Христос собственноручно омыл ноги своим ученикам.

Теперь давайте посмотрим на фигуры Девы Марии и ангела, благовествующего Ей. Хотя рядом с девушкой и есть скамья, Она сидит на полу, углубившись в чтение книги, которую она держит в руках. Это говорит нам о Ее смирении. Ангел уже появился, но еще не начал говорить, и поэтому читающая девушка еще не заметила его.

Теперь обратимся к левой створке, где изображены двое людей: мужчина и женщина в одеждах своего времени. Это донаторы, т.е. заказчики этой картины.

Они находятся в саду, и судя по растениям этого сада, это весенний сад. Дверь из комнаты дома в сад приоткрыта, и они могут видеть саму Деву Марию и явившегося ей ангела.

Именно поэтому они застыли в благочестивом молчании, и с надеждой смотрят туда.

Читайте также:  Степь с чумаками вечером, саврасов, 1854

Супруги Мероде оба на коленях, мужчина с почтением держит шляпу в своих руках. Его жена, стоящая за ним, с полным смирением смотрит вниз. Они одеты как было принято одеваться в 15-ом веке. Мужчина в черном одеянии, женщина в темно-красном платье и в черном плаще поверх него, голова ее покрыта, так как она замужняя женщина.

То, что супруги Мероде могут наблюдать Благовещение, делает для нас это событие необычайно близким, и не таким далеким, как принято считать. Ведь весть Христова касается каждого сердца, здесь и сейчас, и не важно сколько веков назад это произошло.

И не случайно, Робер из Кампена переносит Благовещение Девы Марии из далекого прошлого в современный ему 15 век. Для него это не просто история, для него это реальность.

И то, что он делает свидетелями этого события двух своих современников, говорит нам о том, что все мы свидетели события этого. Это событие намного ближе и понятнее, чем нам кажется иногда.

И это не просто история, случившаяся когда-то, а это то, что находится вне времени и вне пространства, то, что мы можем всегда переживать с помощью нашего сердца.

Итак, вернемся к триптиху, перенесемся теперь в его правую часть. Здесь мы можем увидеть святого Иосифа в своей мастерской, мастерящего какой-то необычный предмет.

Он сидит рядом с открытым окном, и если мы заглянем в него, мы сможем увидеть, современный Роберу из Кампена город. Там кипит жизнь, каждый спешит по своим делам.

На подоконнике стоит некий предмет, по форме очень напоминающий мышеловку, собственно говоря, это мышеловка и есть. И это вновь отсылка к Священному Писанию и его толкованию. У Августина есть место, где он говорит, что смерть Христа – это мышеловка для дьявола.

Ибо дьявол, введенный в заблуждение браком Марии и Иосифа, решил, что Христос обычный человек, и ничего не подозревая, ввел Его во ад.

А Христос, смертию смерть поправ, вывел из ада всех томящихся там, и первым вывел оттуда Адама и Еву, показав этим, что первородный грех прощен.

Сведения об авторе:

Гаврилова Татьяна Алексеевна, закончила исторический факультет МПГУ, преподаватель латинского языка в РГСУ.

Источник: https://videonauka.ru/stati/37-spetsialnyj-vypusk/120-altar-merode-robera-iz-kampena

Пустая страница

Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438160году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Родился ок.

1427–1428, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Богоматерь с младенцем», начало 1430-х, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Богоматерь с младенцем у камина», ок. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке.

Таковы его мадонны, плотные, пышущие здоровьем, широкоскулые молодые женщины.

Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Показательна картина Рождество (ок. 1380.

«Алтарь Мероде»), а также т. 160н.

Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.

Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.

  1. Основоположник Северного Возрождения
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Напишите отзыв о статье Кампен, Робер
  5. Отрывок, характеризующий Кампен, Робер

Такой тип Богоматери, характерный для творчества Кампена исследователи назвали «бюргерской Мадонной». Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.

Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406160года.

В группу приписываемых Кампену произведений входят четыре фрагмента алтарей, которые сейчас хранятся в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне. 1430, Национальная галерея, Лондон «Алтарь Верля», 1438, Прадо, Мадрид). В 1423 году художник принял активное участие в восстании горожан против патрициев.

Флемальский алтарь. За решетчатым окном видны дома городка.

Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее. Биографических сведений о нем до нас дошло немного. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Флемальский алтарь.

Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена.

Самые ранние из приписываемых Кампену произведений выдают, с одной стороны их связь с традициями средневекового искусства, с другой — обнаруживают попытки художника внести новое в трактовку канонических церковных сюжетов.

Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Он начинает изображать религиозные сцены в интерьере, напоминающем обычный бюргерский дом («Алтарь Мероде», ок.

Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен160— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау).

Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Один из первых портретистов в нидерландский живописи, Робер Кампен, родился в Валансьене.

Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418160году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432160годы. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. 160н.

Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Умер Кампен 26 апреля 1444. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.

Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428160годом. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).

(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.

Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Позднее в живописи художника появились черты новаторства. «триптих Мероде»), а также т. 160н.

Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201706/rober-kampen-altar-verlya/

Ссылка на основную публикацию