Картина «отдых», 1911, джон сингер сарджент

Читать

Официальный сайт музея: www.nga.gov

Адрес музея: 4th and Constitution Avenue NW, Вашингтон.

Проезд: на метро: Красная линия, остановка «Judiciary Square», Желтая/Зеленая линии, остановка «Archives», Голубая/Оранжевая линии, остановка «Smithsonian».

Остановки автобуса: «4th Street», «7th Street», «Constitution Avenue».

Телефон: (202) 737 42 15.

Часы работы: Понедельник — суббота:10:00–17:00, воскресенье: 11:00–18:00.

Галерея закрыта 25 декабря и 1 января.

Вход в музей бесплатный.

Фото- и видеосъемка: Не разрешается пользоваться треногами, осуществлять съемку тематических выставок.

Информация для посетителей: В Галерее не разрешено пользоваться мобильными телефонами, курить, передвигаться на роликовых коньках, трогать руками произведения искусства.

Запрещается выносить еду и напитки за пределы зон кафе. Закрытые бутылки с водой разрешается носить только в сумках.

В Сад скульптуры запрещен доступ с велосипедами, домашними животными и спиртными напитками.

В подземном переходе, соединяющем Восточное и Западное здания, находятся кафе «Cascade», кафе-мороженое, книжный магазин, предлагающий большой выбор изданий по искусству, каталогов выставок и публикаций Галереи, и магазин товаров для детей, представляющий широкий ассортимент книг и развивающих игрушек. Декоративный бассейн с фонтаном, расположенный в центре Сада скульптуры, зимой превращается в каток, а летом — в площадку для ужина под звуки джаза. К услугам посетителей — кафе «Pavilion» со столиками в помещении и на открытом воздухе.

В Галерее регулярно проводятся экскурсии на русском, немецком, французском, испанском, итальянском, японском, китайском, польском, корейском языках. Более подробную информацию можно получить на сайте или в справочном бюро.

Западное здание музея

Восточное здание музея

Министры финансов запоминаются обычно тем, что напрямую связано с их профессиональной деятельностью: один, положим, экономику страны из руин поднял, а при другом, наоборот, какой-нибудь «черный вторник» случился.

Эндрю Меллон, министр финансов США в 1921-1932, вошел в историю как человек, которому обязана своим появлением Национальная галерея в Вашингтоне.

Страстный коллекционер искусства, Меллон предложил построить здание музея, средства на поддержание которого выделял бы Конгресс США, а сам он передал бы туда свое богатейшее собрание.

Ему было важно, чтобы Галерея ни в чем не уступала крупнейшим музеям и не носила чье-либо имя, так как создавалась благодаря многим людям.

На мемориальной доске при входе в Галерею в хронологическом порядке перечислены имена коллекционеров-дарителей, основателей музея. Благодаря их превосходным собраниям, которые они пополняли многие годы, а затем передали в дар, и их щедрым пожертвованиям Национальная галерея в Вашингтоне входит в число лучших музеев мира.

Многие предметы искусства американскими коллекционерами были куплены в Европе в 1920-1930-е, когда из-за войн и революций это можно было сделать на весьма выгодных условиях. Некоторые шедевры попали в собрание Эндрю Меллона из советской России, прямо из экспозиции Эрмитажа (позже он подарил их «народу Соединенных Штатов»).

За «Мадонну Альба» кисти Рафаэля Меллон заплатил более миллиона долларов. Эта сумма почти полвека оставалась рекордной ценой для произведения искусства.

Благодаря деятельности собирателя экспозицию вашингтонской галереи украшают шедевры Веронезе, Ван Дейка, Боттичелли, Перуджино, Тициана — все из бывшего собрания санкт-петербургского музея.

В своем завещании Меллон выразил надежду, что и другие коллекционеры пожертвуют произведения искусства во вновь созданную Национальную галерею, «чтобы они могли доставлять наслаждение всем людям и стали ценнейшим вкладом в культурную жизнь страны».

Его примеру последовали братья Сэмюель и Раш Кресс, подарившие большую коллекцию картин и скульптур итальянской школы, включавшую произведения XIII–XVI веков. Приняв на себя обязанности кураторов Галереи, они также сумели расширить собрание итальянского искусства, сделав его одним из крупнейших в мире.

С их помощью музеем были приобретены коллекции французской живописи и скульптуры XVIII века, несколько небольших собраний раннего немецкого искусства, венецианской и нидерландской живописи.

Из коллекции Питера и Джозефа Уйденеров поступило значительное собрание скульптуры, произведения прикладного искусства, среди живописных полотен, принадлежавших им, выделяются две работы Эль Греко — «Богоматерь со святой Мартиной и святой Инессой» и «Святая Мартина и нищий».

По завещанию в собственность Национальной галереи перешла обширная коллекция работ французских художников-импрессионистов и постимпрессионистов Честера Дейла, который еще при жизни дарил музею превосходные произведения.

Больше тридцати тысяч гравюр, среди которых — Дюрер, Рембрандт, Лука ван Лейден, обогатили фонды благодаря Лессингу Розенвальду.

Интерьер музея

Пол Меллон и Эйлса Меллон-Брюс — сын и дочь основателя Галереи — унаследовали его интерес к собирательству произведений искусства. Пол Меллон предоставил музею свою коллекцию английской живописи, а Эйлса Меллон-Брюс приобрела для него шедевр Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры Бинчи», работу Гойи «Портрет графини Чонсон» и множество картин французских художников.

Национальная галерея размещается в двух зданиях рядом с Капитолием. Первое, открытое для публики в 1941, спроектировал выдающийся архитектор Джон Рассел Поп.

Оно построено в стиле классицизма и облицовано мрамором, на фасадах — порталы и монументальные ионические портики, стены украшены нишами и пилястрами.

В центре Галереи Поп поместил ротонду, ее металлический купол располагается на колоннах из темно-зеленого мрамора. Этот корпус Национальной галереи — самое большое в мире здание, облицованное этим дорогим камнем.

В Галерее в отличие от большинства музеев мира принята раздельная экспозиция: картины выставлены в залах живописи, статуи и скульптурные портреты — в других. Стены каждого зала оформлены в стиле той эпохи, произведения которой здесь представлены.

В залах раннеитальянского, фламандского и немецкого искусства они облицованы штукатуркой, в залах позднеитальянской живописи затянуты тканью, в голландских залах с произведениями Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта — на стенах дубовые панели… Еще одна интересная особенность — картины развешены на расстоянии вдвое большем, чем принято в других музеях. Это позволяет посетителям сконцентрироваться на каждом полотне или скульптурном произведении.

Новый, Восточный, корпус Галереи, созданный по проекту архитектора Йон Мин Пея, был открыт в 1978. Постоянно растущая коллекция уже к началу 1960-х едва могла вместить новые поступления. Было решено возвести дополнительное здание, предназначенное для современного искусства.

Еще при строительстве первого зарезервировали участок на случай расширения музея. Так как он имел в плане трапециевидную форму, архитектор, разделив фигуру, получил в результате два треугольных здания.

В первом расположились выставочные залы, где проводятся временные экспозиции, во втором — научный центр с библиотекой, фотоархивом и служебными помещениями.

Каждый день в Галерее проводятся несколько типов экскурсий — обзорная (по всему музею), тематическая (по определенному периоду истории искусства) и лекции о какой-либо картине или скульптуре.

Ведется и научная деятельность, уже в 1950-е начались исследования в области художественных материалов. Современные ученые заняты решением проблемы выцветания красок из-за яркого освещения в залах, анализом живописных пигментов и многого другого.

Центр по изучению искусства проводит мероприятия с участием видных европейских и американских ученых и специалистов, конференции и семинары.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=545423&p=8

5 секретов долголетия художника Клода Моне

Опыт великого художника-импрессиониста Клода Моне  показывает, что активное долголетие — не сказка. Здесь значение имеет все: режим дня, характер  питания, уровень физической активности, наличие  вредных привычек, склонность к депрессии и умение радоваться жизни и т.д. Главное  — никогда не поздно выработать новые полезные привычки, чтобы улучшить здоровье. И это доступно каждому.

Я готовилась к лекции по активному долголетию, когда неожиданно открылся список знаменитых людей, имевших пристрастие к табаку. Взгляд остановился на имени Клода Моне, французского художника и великого импрессиониста. Это имя мне было с детства знакомо. Более того, Клод Моне — мой любимый художник и его образ никак не вязался с курением. Я заинтересовалась.

5 правил долгой жизни от Клода Моне

Моне дожил до преклонного возраста — 86 лет. В 1926 году, когда умер Клод Моне, продолжительность жизни французов была 52 года. И мне показалась очень удачной идея включить в лекцию пример активного долгожителя Клода Моне.

Однако такой информации я нигде не нашла. Зато много ответов дала биография великого художника. В книге приводится много выдержек из писем Клода Моне, поэтому мне было удивительно получить так много информации «из первых рук» о его здоровье.

Я совершила небольшое путешествие во времени — вернулась на 100 лет назад, взглянула на жизнь великого импрессиониста  Клода Моне под прицелом долголетия. Мне понравилось это путешествие и с удовольствием делюсь итогами.

Режим дня

«Зимой и летом Моне вставал вместе с солнцем и спать ложился так же вместе с ним. Никогда не закрывал окон спальни. Ни ставнями, ни занавесками. Будили Моне первые лучи солнца.

На завтрак съедал поджаренную сосиску, выпивал стакан белого вина, закуривал сигарету и шел работать. Когда солнце скрывалось за горизонтом, ужинал и шел спать.

И часто Моне повторял: если солнце спит, что еще делать?» —  так вспоминал актер и писатель  Саша Гитри.

Моне очень любил солнце. И если солнца нет, то ему нечего делать. Однажды Клода Моне навестил Гюстав Курбе,  французский живописец, пейзажист, портретист:

— Ты что, сегодня не пишешь?

— Так солнца ведь нет…

— Ну и что? Перенеси холст в дом! Отделывай детали! — посоветовал Курбе.

— Нет, буду работать только на пленэре (фр. en plein air — «на открытом воздухе»).

Моне всегда работал на пленэре: в лесу, на реке, на берегу моря, в саду. Везде! В любую погоду. И зимой пленэр не отменял.

Зимой 1897 года Моне писал пейзажи Пурвиля. В письме к жене писал: «18 января… Жуткая погода. Ледяной ветер, непроглядный туман… Я старею… Снег и собачий холод… Слякоть и грязь…». И тут же с восторгом: «Море сегодня восхитительно в ярости. Шесть холстов за сегодняшний день! Господи, до чего это прекрасно и как трудно! Но ничего, мы еще поборемся…».

Снова и снова неутомимо шагал художник по пляжам Пурвиля и подыскивал очередное место для работы. Моне писал: «в шесть утра  выхожу на поле битвы». Это и правда. Его отношения с погодой похожи на битву, но он не останавливался перед трудностями. Обладал удивительной целеустремленностью.

Друзья художника запечатлели образ работающего Моне: Пьер Огюст Ренуар написал картину «Моне пишет свой сад» (1873); Эдуард Мане — «Клод Моне, работающий в лодке» (1874); американский художник Джон Сингер Сарджент — «Клод Моне на опушке леса».

Клод Моне за работой восхищал не только художников. Ги де Мопассан, крупнейший французский новеллист, в газете «Жиль Блаз» (сентябрь 1886 года) делился впечатлениями с читателями: «…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений.

На самом деле [Моне] больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при различном освещении.

По мере того, как менялись небеса, поочередно брал то одно то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему.

Моне вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегал нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое.

Однажды удалось подсмотреть, как Моне поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул  потоки на полотно. Моне писал дождь, только дождь и больше ничего, и за пеленой  угадывались очертания волн, утесов и неба…»…

Пьер Огюст Ренуар  «Моне пишет свой сад» (1873)

Физическая активность  и работоспособность

Клод Моне много работал на свежем воздухе. Постоянно и без устали искал подходящие места для работы. Часто он совершал многочасовые многокилометровые пешие поиски. Круглый год и в любую погоду! Не взирал на ветер, дождь, слякоть и грязь, палящее солнце и пронизывающий мороз.

Поклонников творчества Клода Моне одновременно радует и удивляет  обширное наследие картин. Моне отличался ошеломляющей работоспособностью. Из статьи  Мопассана известно, что  Моне  писал «пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет». И это не предел!

Когда Моне работал над серией картин в Лондоне и писал знаменитые лондонские туманы, одновременно работал сразу над двенадцатью полотнами! К этому времени у Моне была всемирная слава.

Покупатели настойчиво атакуют агентов Моне, чтобы как можно скорее приобрести заветное полотно. Снова и снова агенты просят Моне прислать хоть несколько картин для аукциона. Но Моне отвечает агенту Полю Дюран-Руэлю: «Не могу отправить ни одного полотна из Лондона.

Мне просто необходимо, чтобы все они были рядом. Я дорабатываю их все вместе».

Краски и  полотна, сразу 5-6, а то и 12 штук,  — немалый вес. Перевозить к месту работы и обратно такой груз — это тяжелый ежедневный  физический труд.

Читайте также:  Утро стрелецкой казни, василий иванович суриков

Нрав

Нрава Моне был переменчивого, как и положено художнику.

В детстве часто надолго замыкался в себе и хранил хмурое молчание. В в ранней молодости Клод сторонился разговоров и поэтому охотно напускал на себя насупленный вид. Таким и оставался до старости.

В молодости Моне часто падал духом.  В эти моменты у него опускались руки: «Ничего не получается… Начинаю работать и понимаю, что все надоело… и видится в черном цвете… Разочарования, обиды, надежды и новые разочарования…».

В преклонном возрасте на Моне наступала слепота и делала его особенно раздражительным. Он боялся, что не сможет писать картины.

Сохранились воспоминания прачки Зелии Пикар: «Ладить с ним было нелегко. Хорошо еще, что с ним сталкивалась редко, а имела дело с госпожой Бланш (приемной дочерью Моне). Часто видела издали как Моне шел к пруду через сад. Моне вечно ворчал — такой уж сварливый характер!  Вот, например, даже не знаю какие у него зубы — ни разу не видела, чтобы Моне улыбнулся!».

«В дни, когда Моне был не в настроении и глядел исподлобья, здороваться с ним было необязательно — всё равно никому не отвечал!» — вспоминала соседка г-жа Брюно.

«Моне – молчун. Но как красноречив взгляд его черных глаз!» — сказал Эдмон де Гонкур, французский писатель.
Тем не менее Моне умел радоваться жизни. Он очень любил свою жену.

Радость он находи в работе — удачно написал картину или когда находил натуру для пейзажа. Моне был очень доволен, когда  купил участок земли  и обустроил там пруд с мостиком и лилиями.

Он задумал и написал серию картин с лилиями в пруду. Нет ничего лучше, когда мечты сбываются!

Если Моне что-то требовалось для написания удачного полотна —  проявлял смекалистость и настойчивость,  не боялся показаться странным или смешным.

Весной 1889 года, три месяца Моне провел в Крезе. Выбрал чудное место со старым дубом. «Это старое, словно покрытое сединой, грозное в одиночестве дерево простирало узловатые ветви над шумно ревущим потоком, в котором яростно сталкивались воды обоих Крезов…» —  писал художник жене.

В начале мая Моне снова явился к старому дубу. Пришло время завершить работу над набросками, которые сделал в начале марта.

И с ужасом увидел, что дуб покрылся молодой листвой… Моне не растерялся и разыскал владельца земли, на которой росла его «модель»: «Плачу пятьдесят франков, если оборвёте с дуба все листья.

Дуб должен стать таким, как и зимой!» Можно только догадываться, что почувствовал в этот момент крестьянин…

Уже дома Клод Моне рассказывал детям и жене, что крестьянин сначала не поверил. Он оторопел. Решил, что это не может быть правдой. Таким странным показалось ему предложение незнакомца. А когда узнал, что это серьезное предложение, то согласился.

Довольный Клод Моне писал жене 9 мая: «У меня большая радость. Я получил разрешение оборвать с дуба все листья! Притащить к этому оврагу лестницы нужной высоты оказалось нелегким делом, но в конце концов все уладилось. Со вчерашнего дня над деревом трудятся двое рабочих.

Ну разве не удача — написать в это время года зимний пейзаж!»

Жан Пьер Ошеде (сын) подтверждал, что когда на отца  «накатывали приступы дурного настроения, и жизнь тогда становилась невыносимой. [Отец] уходил к себе в комнату, и мы не видели его целый день, а то и два. За столом все сидели молча, боялись пошевелиться. Тишину нарушал только стук вилок о тарелки.» К счастью, подобные периоды длились недолго.

«Если радовался тому, что очередная картина удалась, то к обеду выходил, распевая во все горло арию тореадора из «Кармен». Или сочинял на тот же мотив что-то вроде: «Все за стол! Все за стол! Жареные голуби хороши, пока горячи!»

Еда

На завтрак, как упоминалось выше, для Моне подавали поджаренную сосиску и стакан белого вина.

Кухарка Анна Превост, рассказывала, что  «Г-н Моне ел  много, но ел не все подряд. В доме было много книг по кулинарии. Подолгу Моне листал страницы, выискивая рецепт. А затем просил приготовить. Например, любил грибы, которые  г-н Мишель сам собирал в лесу. Еще любил спаржу, только не переваренную, а полусырую».

«Салаты [отец] предпочитал заправлять сам. Видели бы вы, как он это делает! [Отец] насыпал в салатную ложку перец горошком, предварительно раздавленный, посыпал крупной солью.

Потом заливал оливковым маслом и капелькой винного уксуса так, что соус едва не переливался за края ложки. И щедро поливал этой смесью салат, листья которого становились черными от перца.

Такой салат мог есть только сам Моне!» — рассказывал Жан Пьер Ошеде:

А еще Клод Моне любил хорошее вино, которое заказывал ящиками для домашнего погреба; ошпаренные каштаны и омаров! Вот, что сам Клод Моне рассказывал: «[в Бель-Иль-ан-мер в 1886 году] остановился в гостинице … В первый же раз, когда пришло время обеда, хозяйка сказала: „Сегодня ничего нет кроме омара. Вы омара любите?“ Дьявольщина, люблю ли я омара! Подите-ка спросите любого парижанина, любит ли он омара! „Еще бы, хозяюшка! — отвечаю. — И готов его есть круглый год, в любых количествах!“ За  небольшим столиком в углу зала, и начался роман с омаром. Я ел омаров по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, утром и вечером. В конце второй недели взмолился о пощаде! Работал я целый день на свежем воздухе и по вечерам с удовольствием забирался в одинокий уголок, наблюдая в свете лампы за матросами, которые чокались стаканами и читали по очереди „Луарский маяк“»…

Курение

Когда Моне закурил — неизвестно. В биографии о молодом Моне сведений нет. Первое упоминание  относится к возрасту 40 лет.  

«[Отец] никогда не докуривал сигарету до конца. Часто вообще забывал, что курит, — когда сигарета гасла,  [отец] выбрасывал ее» — вспоминал сын. «В доме  окурки не выбрасывали, а складывали в коробку.  В Живерни жил побирушка, который иногда  заглядывал в наш дом. И уходил донельзя счастливый — еще бы, он уносил „бычки“ почти нетронутых сигарет!»

Получился забавный факт: Моне закуривал, а курить забывал!

Заключение

Секреты долголетия от Клода Моне оказались очень простыми. Жизнь Моне была устроена очень рационально. При этом образ жизни художника согласуется с современными рекомендациями по ЗОЖ:

1. Неизменно соблюдал режим дня

Вставал с первыми лучами солнца, и ложился с закатом. Наука “хронобиология” изучает взаимосвязь здоровья человека и времени суток. Организм человека устроен по типу часов — каждому процессу свое время.

Самая высокая ценность сна в период с 23:00 до 3:00 утра.

Завтрак обязателен: с утра загрузить желудок пищей и обеспечить организм энергией.

В 2017 году Нобелевская премия по медицине  вручена за работы в области хронобиологии. Открыт механизм, регулирующий циркадные ритмы организма — его назвали внутренними клеточными часы. Биоритмы человека регулируются на биохимическом уровне.

Последовательность биохимических реакций описали ученые-лауреаты. Нарушение режима дня сбивает биохимические реакции и приводит к нарушению функций организма. Например, нарушается сон.  Длительное нарушение сна ведет  к нарушению психики человека.

Режим дня Моне способствовал важному моменту: рационально чередовать работу и отдых. Это позволяло Моне поддерживать высокую работоспособность. Он всегда находил время отдохнуть после рабочего дня и дома, и в поездках.

Спать ночью, бодрствовать днем. Просыпаться с первыми лучами солнца! Ежедневно бывать на свежем воздухе. Не переутомляться! Рационально чередовать время работы и отдыха.  

2. Высокая физическая активность

Клод Моне работал только на пленэре. В поисках натуры для пейзажей проходил  много километров. Его не останавливала ненастная погода и палящее солнце.

Сохранить здоровье помогают пребывание на свежем воздухе и продолжительные пешие прогулки.

Для здоровья полезно ежедневно проходить 10 тысяч шагов в день! И даже реклама обещает «ги ги за шаги». Эксперты ВОЗ определили, что для  поддержания здоровья необходимо —  не менее 30 минут умеренных физических нагрузок 5 дней в неделю. А их увеличение даст дополнительные преимущества.

Гулять  на свежем воздухе невзирая на погоду. Проходить ежедневно не менее 10 тысяч шагов. Минимальный уровень активности для сохранения здоровья — 30 минут и более умеренных физических нагрузок 5 раз в неделю.

3. Здоровое питание.

Клод Моне  обязательно завтракал,  рано ужинал. Любил мясо и овощи, морепродукты, ежедневно ел салаты и заправлял их оливковым маслом.

Завтрак —  признак здорового пищевого поведения.  Утренний голод  — маркер правильного режима питания и оптимального количества еды в течение дня.

Хронобиология напоминает, что завтрак необходим организму для поддержания работы внутренних часов. Пользу приносит питание, которое сбалансировано по содержанию белков, углеводов, жиров и калориям.

При приготовлении пищи желательно использовать растительные масла и ежедневно потреблять 400-800 г  овощей и фруктов.

«Завтрак съешь сам, обедом — поделись с другом…» Правильное питание сбалансировано и по режиму питания и по количеству содержания белков, углеводов и жиров.

Поддерживать разнообразие рациона  — не менее 10 видов продуктов в день. Полезно ежедневно есть сырые овощи. Например, в виде салатов.  Заправлять их растительными маслами.

4. Клод Моне посвятил жизнь любимому делу и  писал картины до последних дней

Моне часто хмурился и был в плохом настроении. Депрессия сокращает продолжительность жизни, так как повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений, а также повышает риск несчастных случаев. 

Однако, как никто другой,  Моне умел радоваться мелочам — жареным голубям или оборванным листьям с дуба. Главное счастье для него — удачное полотно! Моне очень любил свою жену и детей. Он ежедневно писал ей из поездок,  делился трудностями и радостями. Моне был счастлив в браке.

Заниматься любимым  делом. Это может быть и работа, и хобби. Любить свою семью. Радоваться  мелочам! 

5. И да, последнее — курение!

Клод Моне так увлеченно работал, что успевал только зажечь сигарету — она оставалась почти нетронутой, когда Моне ее бросал. Брать сигарету в руки и забывать курить! Такая привычка здоровью точно не навредит.

Опыт великого художника-импрессиониста Клода Моне  показывает, что активное долголетие — не сказка. Долголетие ассоциируется с хорошим здоровьем. Если здоровье человека принять за 100 %, то роли здравоохранения отводится всего 10%, по 20% — экологии и наследственности. А вот  50 % здоровья складывается из образа жизни.

Здесь значение имеет все: режим дня, характер  питания, уровень физической активности, наличие  вредных привычек, склонность к депрессии и умение радоваться жизни  и т.д.

Главное  — никогда не поздно выработать новые полезные привычки, чтобы улучшить здоровье. И это доступно каждому.

Ольга Парфенова

Источник: http://xochu-vse-znat.ru/interesnoe/5-sekretov-dolgoletiya-hudozhnika-kloda-mone.html

5 секретов долголетия художника Клода Моне

23 октября 2018, 09:51  •  111 • Здоровье

Опыт великого художника-импрессиониста Клода Моне показывает, что активное долголетие — не сказка. Здесь значение имеет все: режим дня, характер питания, уровень физической активности, наличие вредных привычек, склонность к депрессии и умение радоваться жизни и т.д. Главное — никогда не поздно выработать новые полезные привычки, чтобы улучшить здоровье. И это доступно каждому.

Я готовилась к лекции по активному долголетию, когда неожиданно открылся список знаменитых людей, имевших пристрастие к табаку. Взгляд остановился на имени Клода Моне, французского художника и великого импрессиониста. Это имя мне было с детства знакомо.

Более того, Клод Моне — мой любимый художник и его образ никак не вязался с курением. Я заинтересовалась.

Моне дожил до преклонного возраста — 86 лет. В 1926 году, когда умер Клод Моне, продолжительность жизни французов была 52 года.

И мне показалась очень удачной идея включить в лекцию пример активного долгожителя Клода Моне.

Однако такой информации я нигде не нашла. Зато много ответов дала биография великого художника. В книге приводится много выдержек из писем Клода Моне, поэтому мне было удивительно получить так много информации «из первых рук» о его здоровье.

Я совершила небольшое путешествие во времени — вернулась на 100 лет назад, взглянула на жизнь великого импрессиониста Клода Моне под прицелом долголетия. Мне понравилось это путешествие и с удовольствием делюсь итогами.

Режим дня
«Зимой и летом Моне вставал вместе с солнцем и спать ложился так же вместе с ним. Никогда не закрывал окон спальни. Ни ставнями, ни занавесками. Будили Моне первые лучи солнца.

На завтрак съедал поджаренную сосиску, выпивал стакан белого вина, закуривал сигарету и шел работать. Когда солнце скрывалось за горизонтом, ужинал и шел спать.

И часто Моне повторял: если солнце спит, что еще делать?» — так вспоминал актер и писатель Саша Гитри.

Моне очень любил солнце. И если солнца нет, то ему нечего делать. Однажды Клода Моне навестил Гюстав Курбе, французский живописец, пейзажист, портретист:

Читайте также:  Невеста, марк шагал - описание картины

— Ты что, сегодня не пишешь?

— Так солнца ведь нет…

— Ну и что? Перенеси холст в дом! Отделывай детали! — посоветовал Курбе.

— Нет, буду работать только на пленэре (фр. en plein air — «на открытом воздухе»).

Моне всегда работал на пленэре: в лесу, на реке, на берегу моря, в саду. Везде! В любую погоду. И зимой пленэр не отменял.

Зимой 1897 года Моне писал пейзажи Пурвиля. В письме к жене писал: «18 января… Жуткая погода. Ледяной ветер, непроглядный туман… Я старею… Снег и собачий холод… Слякоть и грязь…». И тут же с восторгом: «Море сегодня восхитительно в ярости. Шесть холстов за сегодняшний день! Господи, до чего это прекрасно и как трудно! Но ничего, мы еще поборемся…».

Снова и снова неутомимо шагал художник по пляжам Пурвиля и подыскивал очередное место для работы. Моне писал: «в шесть утра выхожу на поле битвы». Это и правда. Его отношения с погодой похожи на битву, но он не останавливался перед трудностями. Обладал удивительной целеустремленностью.

Друзья художника запечатлели образ работающего Моне: Пьер Огюст Ренуар написал картину «Моне пишет свой сад» (1873); Эдуард Мане — «Клод Моне, работающий в лодке» (1874); американский художник Джон Сингер Сарджент — «Клод Моне на опушке леса».

Клод Моне за работой восхищал не только художников. Ги де Мопассан, крупнейший французский новеллист, в газете «Жиль Блаз» (сентябрь 1886 года) делился впечатлениями с читателями: «…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений.

На самом деле [Моне] больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при различном освещении.

По мере того, как менялись небеса, поочередно брал то одно то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему.

Моне вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегал нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое.

Однажды удалось подсмотреть, как Моне поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения.

В другой раз словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул потоки на полотно. Моне писал дождь, только дождь и больше ничего, и за пеленой угадывались очертания волн, утесов и неба…»…

Физическая активность и работоспособность

Клод Моне много работал на свежем воздухе. Постоянно и без устали искал подходящие места для работы. Часто он совершал многочасовые многокилометровые пешие поиски. Круглый год и в любую погоду! Не взирал на ветер, дождь, слякоть и грязь, палящее солнце и пронизывающий мороз.

Поклонников творчества Клода Моне одновременно радует и удивляет обширное наследие картин. Моне отличался ошеломляющей работоспособностью. Из статьи Мопассана известно, что Моне писал «пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет». И это не предел!

Когда Моне работал над серией картин в Лондоне и писал знаменитые лондонские туманы, одновременно работал сразу над двенадцатью полотнами! К этому времени у Моне была всемирная слава.

Покупатели настойчиво атакуют агентов Моне, чтобы как можно скорее приобрести заветное полотно. Снова и снова агенты просят Моне прислать хоть несколько картин для аукциона. Но Моне отвечает агенту Полю Дюран-Руэлю: «Не могу отправить ни одного полотна из Лондона.

Мне просто необходимо, чтобы все они были рядом. Я дорабатываю их все вместе».

Краски и полотна, сразу 5-6, а то и 12 штук, — немалый вес. Перевозить к месту работы и обратно такой груз — это тяжелый ежедневный физический труд.

Нрав
Нрава Моне был переменчивого, как и положено художнику.

В детстве часто надолго замыкался в себе и хранил хмурое молчание. В в ранней молодости Клод сторонился разговоров и поэтому охотно напускал на себя насупленный вид. Таким и оставался до старости.

В молодости Моне часто падал духом. В эти моменты у него опускались руки: «Ничего не получается… Начинаю работать и понимаю, что все надоело… и видится в черном цвете… Разочарования, обиды, надежды и новые разочарования…».

В преклонном возрасте на Моне наступала слепота и делала его особенно раздражительным. Он боялся, что не сможет писать картины.

Сохранились воспоминания прачки Зелии Пикар: «Ладить с ним было нелегко. Хорошо еще, что с ним сталкивалась редко, а имела дело с госпожой Бланш (приемной дочерью Моне). Часто видела издали как Моне шел к пруду через сад. Моне вечно ворчал — такой уж сварливый характер! Вот, например, даже не знаю какие у него зубы — ни разу не видела, чтобы Моне улыбнулся!».

«В дни, когда Моне был не в настроении и глядел исподлобья, здороваться с ним было необязательно — всё равно никому не отвечал!» — вспоминала соседка г-жа Брюно.

«Моне – молчун. Но как красноречив взгляд его черных глаз!» — сказал Эдмон де Гонкур, французский писатель.
Тем не менее Моне умел радоваться жизни. Он очень любил свою жену.

Радость он находи в работе — удачно написал картину или когда находил натуру для пейзажа. Моне был очень доволен, когда купил участок земли и обустроил там пруд с мостиком и лилиями.

Он задумал и написал серию картин с лилиями в пруду. Нет ничего лучше, когда мечты сбываются!

Если Моне что-то требовалось для написания удачного полотна — проявлял смекалистость и настойчивость, не боялся показаться странным или смешным.

Весной 1889 года, три месяца Моне провел в Крезе. Выбрал чудное место со старым дубом. «Это старое, словно покрытое сединой, грозное в одиночестве дерево простирало узловатые ветви над шумно ревущим потоком, в котором яростно сталкивались воды обоих Крезов…» — писал художник жене.

В начале мая Моне снова явился к старому дубу. Пришло время завершить работу над набросками, которые сделал в начале марта.

И с ужасом увидел, что дуб покрылся молодой листвой… Моне не растерялся и разыскал владельца земли, на которой росла его «модель»: «Плачу пятьдесят франков, если оборвёте с дуба все листья.

Дуб должен стать таким, как и зимой!» Можно только догадываться, что почувствовал в этот момент крестьянин…

Уже дома Клод Моне рассказывал детям и жене, что крестьянин сначала не поверил. Он оторопел. Решил, что это не может быть правдой. Таким странным показалось ему предложение незнакомца. А когда узнал, что это серьезное предложение, то согласился.

Довольный Клод Моне писал жене 9 мая: «У меня большая радость. Я получил разрешение оборвать с дуба все листья! Притащить к этому оврагу лестницы нужной высоты оказалось нелегким делом, но в конце концов все уладилось. Со вчерашнего дня над деревом трудятся двое рабочих.

Ну разве не удача — написать в это время года зимний пейзаж!»

Жан Пьер Ошеде (сын) подтверждал, что когда на отца «накатывали приступы дурного настроения, и жизнь тогда становилась невыносимой. [Отец] уходил к себе в комнату, и мы не видели его целый день, а то и два. За столом все сидели молча, боялись пошевелиться. Тишину нарушал только стук вилок о тарелки.» К счастью, подобные периоды длились недолго.

«Если радовался тому, что очередная картина удалась, то к обеду выходил, распевая во все горло арию тореадора из «Кармен». Или сочинял на тот же мотив что-то вроде: «Все за стол! Все за стол! Жареные голуби хороши, пока горячи!»

Еда
На завтрак, как упоминалось выше, для Моне подавали поджаренную сосиску и стакан белого вина.

Кухарка Анна Превост, рассказывала, что «Г-н Моне ел много, но ел не все подряд. В доме было много книг по кулинарии. Подолгу Моне листал страницы, выискивая рецепт. А затем просил приготовить. Например, любил грибы, которые г-н Мишель сам собирал в лесу. Еще любил спаржу, только не переваренную, а полусырую».

«Салаты [отец] предпочитал заправлять сам. Видели бы вы, как он это делает! [Отец] насыпал в салатную ложку перец горошком, предварительно раздавленный, посыпал крупной солью.

Потом заливал оливковым маслом и капелькой винного уксуса так, что соус едва не переливался за края ложки. И щедро поливал этой смесью салат, листья которого становились черными от перца.

Такой салат мог есть только сам Моне!» — рассказывал Жан Пьер Ошеде:

Курение
Когда Моне закурил — неизвестно. В биографии о молодом Моне сведений нет. Первое упоминание относится к возрасту 40 лет.

«[Отец] никогда не докуривал сигарету до конца. Часто вообще забывал, что курит, — когда сигарета гасла, [отец] выбрасывал ее» — вспоминал сын. «В доме окурки не выбрасывали, а складывали в коробку. В Живерни жил побирушка, который иногда заглядывал в наш дом. И уходил донельзя счастливый — еще бы, он уносил „бычки“ почти нетронутых сигарет!»

Получился забавный факт: Моне закуривал, а курить забывал!

Заключение
Секреты долголетия от Клода Моне оказались очень простыми. Жизнь Моне была устроена очень рационально. При этом образ жизни художника согласуется с современными рекомендациями по ЗОЖ:

1. Неизменно соблюдал режим дня.
Вставал с первыми лучами солнца, и ложился с закатом. Наука “хронобиология” изучает взаимосвязь здоровья человека и времени суток. Организм человека устроен по типу часов — каждому процессу свое время.

Самая высокая ценность сна в период с 23:00 до 3:00 утра.

Завтрак обязателен: с утра загрузить желудок пищей и обеспечить организм энергией.

В 2017 году Нобелевская премия по медицине вручена за работы в области хронобиологии. Открыт механизм, регулирующий циркадные ритмы организма — его назвали внутренними клеточными часы. Биоритмы человека регулируются на биохимическом уровне.

Последовательность биохимических реакций описали ученые-лауреаты. Нарушение режима дня сбивает биохимические реакции и приводит к нарушению функций организма. Например, нарушается сон. Длительное нарушение сна ведет к нарушению психики человека.

Режим дня Моне способствовал важному моменту: рационально чередовать работу и отдых. Это позволяло Моне поддерживать высокую работоспособность. Он всегда находил время отдохнуть после рабочего дня и дома, и в поездках.

Спать ночью, бодрствовать днем. Просыпаться с первыми лучами солнца! Ежедневно бывать на свежем воздухе. Не переутомляться! Рационально чередовать время работы и отдыха.

2. Высокая физическая активность.
Клод Моне работал только на пленэре. В поисках натуры для пейзажей проходил много километров. Его не останавливала ненастная погода и палящее солнце.

Сохранить здоровье помогают пребывание на свежем воздухе и продолжительные пешие прогулки.

Для здоровья полезно ежедневно проходить 10 тысяч шагов в день! И даже реклама обещает «ги ги за шаги». Эксперты ВОЗ определили, что для поддержания здоровья необходимо — не менее 30 минут умеренных физических нагрузок 5 дней в неделю. А их увеличение даст дополнительные преимущества.

Гулять на свежем воздухе невзирая на погоду. Проходить ежедневно не менее 10 тысяч шагов. Минимальный уровень активности для сохранения здоровья — 30 минут и более умеренных физических нагрузок 5 раз в неделю.

3. Здоровое питание.

Клод Моне обязательно завтракал, рано ужинал. Любил мясо и овощи, морепродукты, ежедневно ел салаты и заправлял их оливковым маслом.

Завтрак — признак здорового пищевого поведения. Утренний голод — маркер правильного режима питания и оптимального количества еды в течение дня.

Хронобиология напоминает, что завтрак необходим организму для поддержания работы внутренних часов. Пользу приносит питание, которое сбалансировано по содержанию белков, углеводов, жиров и калориям.

При приготовлении пищи желательно использовать растительные масла и ежедневно потреблять 400-800 г овощей и фруктов.

«Завтрак съешь сам, обедом — поделись с другом…» Правильное питание сбалансировано и по режиму питания и по количеству содержания белков, углеводов и жиров.

Поддерживать разнообразие рациона — не менее 10 видов продуктов в день. Полезно ежедневно есть сырые овощи. Например, в виде салатов. Заправлять их растительными маслами.

4. Клод Моне посвятил жизнь любимому делу и писал картины до последних дней.
Моне часто хмурился и был в плохом настроении. Депрессия сокращает продолжительность жизни, так как повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений, а также повышает риск несчастных случаев.

Однако, как никто другой, Моне умел радоваться мелочам — жареным голубям или оборванным листьям с дуба. Главное счастье для него — удачное полотно! Моне очень любил свою жену и детей. Он ежедневно писал ей из поездок, делился трудностями и радостями. Моне был счастлив в браке.

Заниматься любимым делом. Это может быть и работа, и хобби. Любить свою семью. Радоваться мелочам!

5. И да, последнее — курение!

Читайте также:  Тайная вечеря, репин - описание картины

Клод Моне так увлеченно работал, что успевал только зажечь сигарету — она оставалась почти нетронутой, когда Моне ее бросал. Брать сигарету в руки и забывать курить! Такая привычка здоровью точно не навредит.

Опыт великого художника-импрессиониста Клода Моне показывает, что активное долголетие — не сказка. Долголетие ассоциируется с хорошим здоровьем.

Если здоровье человека принять за 100 %, то роли здравоохранения отводится всего 10%, по 20% — экологии и наследственности. А вот 50 % здоровья складывается из образа жизни.

Здесь значение имеет все: режим дня, характер питания, уровень физической активности, наличие вредных привычек, склонность к депрессии и умение радоваться жизни и т.д.

Главное — никогда не поздно выработать новые полезные привычки, чтобы улучшить здоровье. И это доступно каждому.

Источник: http://pravdanews.info/5-sekretov-dolgoletiya-khudozhnika-kloda-mone.html

Галерея тейт

Галерея тейт (Tate Gallery) – государственный национальный музей в Лондоне, хранящий свыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры.

Делится на две части: Британская галерея Тейт (Tate Britain) или старая галерея Тейт, представляющая собой собрание английской живописи 16–19 вв. и зарубежного искусства 19 в.

, и Современная галерея Тейт (Tate Modern) – европейское и американское искусство с 1900 по настоящее время.

Основа коллекции галереи Тейт – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899) картин английских художников. Галерея открыта 21 июля 1897.

Во время второй мировой войны здание галереи сильно пострадало в результате налетов авиации. Коллекция была заранее эвакуирована. Музей полностью открыт для посетителей в 1949.

Галерея неоднократно достраивалась. В 1926 в новом здании разместилось собрание иностранной живописи. В 1979 – открытие залов для коллекции современного искусства.

В 1987 – открытие галереи Клор (Clore Gallery), специально построенной для произведений Тернера (1775–1851), который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция.

Сэр Чарлз Клор (1904–1979) предоставил средства для строительства галереи.

Современная галерея Тейт была открыта в мае 2000. Здание было переоборудовано из электростанции, возведенной в 1930-е в центре города, напротив Собора св. Павла. Сохранив внешний облик электростанции, архитекторы полностью изменили постройку внутри и добавили крышу из стекла и стали.

Современная галерея Тейт отошла от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке.

Коллекция состоит из четырех больших разделов: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело».

Авторы экспозиции соединяют различные направления: работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видеофильмами. В галерее проводится много временных выставок современных художников.

Коллекция музея

Английская живопись

В залах старой галереи Тейт можно составить полное представление о том, что такое английская живопись, каковы основные этапы и направления художественной жизни в стране.

Самая ранняя работа национальной школы – Портрет мужчины в черной шапке (1545) Джона Беттса (ум. ок. 1576), последователя художника Северного Возрождения Ганса Гольбейна Младшего (ок. 1498–1543).

Уильям Хогарт (1697–1764): Опера нищего (1729), Автопортрет с собакой (1745), Свадебный бал (ок. 1745), Портрет слуг (1750-е гг.), О ростбиф старой Англии (Ворота Кале) (1748), многочисленные портреты.

Джошуа Рейнольдс (1723–1792): Три грации украшают герму Гименея (1774), Портрет адмирала Кеппеля (1780), Портрет доктора Сэмюэла Джонсона (1772), два автопортрета, детские портреты.

Томас Гейнсборо (1727–1788): Вид на Дедхем (ок. 1760), Закат. Лошади, запряженные в телегу, пьют воду из ручья (ок. 1760), Сэр Бенджамин Трумен (1774), Дочь художника Мэри (1777), Джиованна Баччелли (1782).

Ричард Уилсон (1713–1782): Темза около Твикенхнма (1762).

Джордж Стаббс (1724–1806): Лошади на природе (1762–1768), Уборка сена (1785), Жнецы (1785).

Полно показано творчество Уильяма Блейка (1757–1827), иллюстрировавшего в акварелях и гравюрах собственные сочинения, а также Шекспира, Данте, Библию: Бог создает Адама, Ньютон, Смерть Авеля, Добрые и злые ангелы, Жалость (1795–1804).

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851): Рыбаки в море (1796), Темза у моста Уолтон (ок. 1807), Кораблекрушение (ок. 1805), Морозное утро. Рассвет (1813), Переправа через ручей (1815), Похороны на море (1842).

Полотна с видами Венеции: Мост Вздохов, дворец Дожей и Таможня, Венеция: Каналетто у мольберта (1833) и др. Импрессионистические пейзажи художника: Интерьер в Петворте (ок.1837), Замок Норем. Восход солнца (ок. 1840). Метель.

Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав на мелководье (1842) – совершенное изображение бури на море. В галерее выставлены сотни этюдов и единственный Автопортрет Тернера (1798).

Джон Констебл (1776–1837): Малверн-Холл (1809), Флэтфордская мельница (1817), Хэмстед-Хит (ок.1820), Замок Хэдли (ок. 1828–1829), Открытие моста Ватерлоо (1832).

Прерафаэлиты Данте Габриэль Россетти (1828–1882): Беата Беатрикс (ок. 1863), Прозерпина (1874); Джон Эверетт Миллес (1829–1896): Офелия (ок. 1850); Уильям Холман Хант (1827–1910): Клаудис и Изабелла (1850).

Коллекция зарубежного искусства

начала формироваться в 1917. Этот раздел хронологически начинается с живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов и обладает обширным собранием мастеров этих направлений.

Клод Моне (1840–1926): Дама, сидящая на скамейке (сер. 1870-х), Сена близ Порт-Виллез (1894), Тополя на Эпте (1890).

Камиль Писсарро (1830–1903): Маленькая служанка (1882), Автопортрет (1903), Пайлотс Джатт. Гавр. Пасмурное утро (1903).

Альфред Сислей (1839–1899): Мост на Севре (ок. 1877), Тропинка у реки. Весна (1880) и др.

Скульптуры Огюста Ренуара (1841–1919) Венера-победительница (1914) и Эдгара Дега Четырнадцатилетняя танцовщица (1880).

Жорж Сера (1859–1891): Ле Бек ду Хок (1885).

Поль Сезанн (1839–1906): Аллея в Жа де Буффан (ок. 1874), Портрет садовника (1906); Поль Гоген (1848–1903): Приготовление к празднику или Таитянская пастораль (1898), Урожай. Ле Пульдю (1890).

Винсент Ван Гог (1853–1890): Стул с табачной трубкой (1888), Кресло Гогена при ночном освещении (1888).

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901): Портрет художника Эмиля Бернара (1885), Два друга (1890-е гг.).

Скульптуры мастеров рубежа 19–20 вв. Огюста Родена (1840–1917): Поцелуй (1901–1904), Муза (1896) и Аристида Майоля (1861–1944): Скованное движение (1906), Три нимфы (1930–1938).

Анри Матисс (1869–1954): Портрет Андре Дерена (1905), Стоящая обнаженная (1907), Улитка (1953) – большая цветная аппликация, а также серия из четырех бронзовых рельефов – Обнаженная со спины (1909-1930).

Эдвард Мунк (1863–1944): Больная девочка (1907); Оскар Кокошка (1886-1980): Вид Темзы (1959).

Амедео Модильяни (1884–1920): Маленький крестьянин (1917), скульптура Голова (ок. 1913).

Пабло Пикассо (1881–1973): Женщина в сорочке (ок. 1905) – относится к «голубому» периоду; Сидящая обнаженная (1909) – образец кубизма; Три танцовщицы (1925) написаны в сюрреалистическом духе. Экспонируется скульптура: Натюрморт (1914), Большой петух (1932).

Жорж Брак (1882–1963): Кларнет и бутылка рома на камине (1911).

Фернан Леже (1881–1955): Натюрморт с пивной кружкой (1921–1922), Две женщины с цветами (1954).

Кандинский В.В. (1866–1944): Битва (1910).

Казимир Малевич (1878–1935): Динамический супрематизм (ок. 1916).

Марк Шагал (1887–1985): Отдых поэта (1915), Букет с летящими влюбленными (1947).

Макс Эрнст (1891–1976): Целебесский слон (1921).

Сальвадор Дали (1904–1989): Озеро в горах (1938), Метаморфоза Нарцисса (1934), Осеннее каннибальство (1936).

Национальная коллекция произведений искусства 20 в.

в Галерее Тейт, включающая в себя современную английскую живопись и скульптуру, представляет собой картину развития современного изобразительного искусства: Джон Сингер Сарджент (1856–1925), Стенли Спенсер (1891–1959), Бен Никольсон (1894–1982), Пол Нэш (1889–1946), Грэхем Сазерленд (1903–1980), Френсис Бэкон (1909–1992), Генри Мур (1898–1986), Барбара Хэпворт (1903–1975), Ренато Гуттузо (1912–1987) Энди Уорхол (1928–1987) и др.

Нина Байор

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GALEREYA_TET.html

Испания.Женскийвзгляд

Когда писался этот пост, и уж тем более когда делались снимки на calle Larios, я не обратила внимания на подпись к работам Маноло Вальдеса (Manolo Valdés), да и потом, смотря на них неоднократно, название работы проходило мимо сознания, не вызывая никаких ассоциаций, кроме вышеупомянутых матрешек.

Las Meninas  в Малаге, фото 2009 года.

Но однажды, вернувшись к посту, меня как током ударило — Менины (Las Meninas)!!! Как я не видела раньше! Ведь все мы знаем эту картину с детства, правда, не уверена, что именно под этим названием.

… Захотелось собрать информацию как о полотне Веласкеса, так и о его воплощениях в работах других авторов и в современной интерпретации.

Интернет удовлетворил мой интерес в полной мере, и результатом поисков стал этот пост.

Итак, Менины (Las Meninas по-испански, или Фрейлины) — картина Диего Веласкеса (Diego Velázquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Картина написана в 1656 году, название Las Meninas стало более известно с ХIХ века, ранее называлось Семья Филипа IV (La familia de Felipe IV).

В центре картины изображена инфанта Маргарита, на момент написания картины ей было 5 лет, и на тот момент она являлась единственным ребенком своих родителей. Родители инфанты — Фелипе IV (Felipe IV) и Марианна Австрийская (Mariana de Austria) — видны в отражении в зеркале, висящем на стене позади инфанты.

Персонажи картины на схеме.

1 — инфанта Маргарита.2 — Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты.3 — Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (María Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола, или придворного этикета.

4 — Мари Барбола (María Bárbara Asquín), придворная карлица, родом из Германии5 — Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик, итальянец. Карлики, шуты и уродцы тоже являлись частью протокола, принадлежали к утвари короля, на их фоне придворные дамы казались намного милее и красивее.

6 — Марсела де Уйоа (Marcela de Ulloa), вдова, монашка, мать кардинала Портокарреро (Portocarrero), при дворе отвечала за внешний вид и здоровье фрейлин.7 — безымянный персонаж, в описаниях картины упоминается как телохранитель, или сопровождающий инфанты.8 — Хосе Ньето Веласкес (José Nieto Velázquez), придворный, гофмаршал двора.

9 — автопортрет Диего Веласкеса.10 и 11 — Фелипе IV и его супруга Марианна Австрийская.

Картина имеет размеры 318 х 276 см, холст, масло. Находится в музее Прадо в Мадриде.

Картина вдохновила многих художников на создание собственных работ по той же теме. Первым последователем Веласкеса стал его зять, Хуан Баутиста дель Масо (Juán Bautista del Mazo), придворный художник Фелипе IV, изобразивший в 1666 году персонажи Las Meninas в своей картине Семья художника Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо (La familia del  pintor Juán Bautista Martínez del Mazo).

Лука Джордано, в Испании известный как Лука Иорданский (Lucas Jordán), вдохновившись в Мадриде картиной Las Meninas, написал картину В честь Веласкеса (Homenaje a Velázquez), которая хранится в Национальной галерее в Лондоне.

Под влиянием картины Веласкеса Франсиско Гойя (Francisco de Goya y Lucientes) создал две своих работы Семья инфанта Луи (La familia del infante Don Luis), 1784 год, и Семья Карла IV (La familia de Carlos IV), 1800 год.

Американский художник Джон Зингер Саргент (John Singer Sargent) в 1882 году создал полотно Дочери семьи Буа (Las hijas de la familia Bout) с интерьером подобно Las Meninas. Картина хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.

Сальвадор Дали многие последние работы создал под влиянием картины Веласкеса.

Ей вдохновлялись также художники Ричард Гамильтон (1922 — сентябрь 2011, Англия), Кристобаль Тораль (Cristobal Toral Lúis, родился в 1940 году в Кадисе, Испания), Антонио Саура (Antonio Saura, 1930-1988, Испания), а также скульпторы Хорхе Отейса (Jorje Oteiza), работа В честь Менин (Homenaje a Las Meninas), 1958 год, и уже упомянутый нами Антонио Вальдес (Antonio Valdés), Las Meninas.

Las Meninas Антонио Вальдеса в Вальядолиде (Valladolid).

Пабло Пикассо также был очарован Менинами с детства и 17 августа 1957 года в Каннах начал свою серию работ.

Первой была создана картина в черно-белых тонах.

Серия была завершена 30 декабря того же года, всего в ней 58 работ.

Писатель Оскар Уайльд, вдохновленный Менинами, написал сказку «День рождения инфанты».

А драматург Антонио Буэро Вайехо (Antonio Buero Vallejo) написал пьесу Las Meninas, премьера которой состоялась в Мадриде 9 декабря 1960 года.

В наши дни образ фрейлин растиражирован на предметах быта,

декоративная тарелка и настольные зеркала Las Meninas

женских аксессуарах,

чехол для мобильного телефона и веер Las Meninas

сувенирной продукции.

Las Meninas также находят отражение в ручной работе — настенных картинах и панно,

подушках,

брошках и брелоках из фетра

и картинах из ткани и бумаги (скрапбукинг).

Вот такая получилась трансформация — Las Meninas со времен Веласкеса до сегодняшних дней.

Можно относиться к этому неоднозначно, но все имеет право быть — и полотна великих художников в музеях, и литературные произведения их последователей, и авторские работы в керамике и на ткани, и принты на сумках, и рекламная продукция масс-медиа. Фрейлины продолжают свою жизнь — а мы будем наслаждаться их образами.

Update от 7 декабря здесь.

Источник: http://www.grigs.biz/spain/post/2011/10/20/LasMeninas.aspx

Ссылка на основную публикацию