Картина святой иероним, микеланджело караваджо

Версия смерти Караваджо — убийство?

Последние дни художника

Короткая жизнь знаменитого художника Микельанжело Меризи, которого мы знаем как Караваджо, полна успехов, приключений, разочарований и кровавых историй.

Версия, которую мы все знаем — в 1606 году после убийства Рануччио Томассони в Риме Караваджо вынесли смертный приговор, и он вынужден бежать из государства Папы Римского.

Четыре года метаний и переездов, он укрывался у влиятельных друзей, надеясь на милость Папы и возвращение в Рим.

В 1610 году с тремя картинами для племянника Папы Паоло V Кардинала Шипионе Боргезе Караваджо садится на лодку в Неаполе и направляется в Рим с надеждой на прощение и отмену смертного приговора.

Дальше история покрыта мраком.

Карта с перемещениями Караваджо во время бегства с 1606 года

Письма в Секретных Архивах Ватикана, обнаруженые профессором Винченцо Пачелли в 1994 году, имеют отношения к последним дням и истории смерти художника.

В одном из них есть сообщения о том, что лодка не доставила Караваджо в порт Чивитавеккия рядом с Римом. Лодка, на которой плыл художник с картинами в Рим, остановилась в 40 км от Рима в Пало около крепости, которая была во власти испанцев.

Здесь художник был неожиданно арестован Капитаном крепости, затем через некоторое время освобожден.

Лодка с картинами покинула Пало без художника,и он направился дальше пешком по болотам, заболел и умер.

2010 год — Могила Караваджо?

В Порто Эрколе в 2010 году объявили о сенсации — обнаружили останки художника среди костей, собранных на старом кладбища Св.Себастиано в 1921 году.

Эти кости объявили останками художника Караваджо в 2010 году

Провели экспертизы (которые не опубликовали) и торжественно открыли памятник на могиле Караваджо.

Могила Караваджо в Порто Эрколе с корзиной с фруктами вместо креста

Научный мир откровенно не верит такой «своевременной» находке в юбилейный год со дня смерти художника — ДНК сравнивали с жителями деревни Караваджо с фамилией Меризи. Но в этой деревне почти все Меризи, и родственниками художника не являются.

Полученная вероятность совпадения 85% ничтожна, даже в сравнении с ДНК шимпанзе вероятность была бы такая же. Наследники остались только от сестры художника, и они носят другую фамилию по мужу, а его брат стал церковным служителем и детей не имел.

Находка в костях свинца и ртути тоже стала косвенным подтверждением, ведь художники использовали краски с этими металлами. Но все жители побережья пили воду из свинцовых цистерн, где собиралась и отстаивалась дождевая вода, не говоря о водопроводах из свинца, в те времена у всех было свинцовой отравление.

Панорама Порто Эрколе — добрался ли сюда Караваджо на самом деле?

В год 400-летия со дня смерти городку Порто Эрколе надо было организовать сенсацию, и они её устроили за 110 тысяч евро, истраченных на создание могилы, издания книги и изучение костей.

Деталь Портрета Папы Паоло 5, Караваджо — работа не понравилась Папе

Версия смерти Караваджо

В результате изучения пяти писем от Деодато Джентиле, Папского представителя в Неаполетанском Королевстве, Кардиналу Шипионе Боргезе, Секретарю Государства Ватикан и племяннику Папы Паоло V профессор Пачелли составил свое мнение о смерти Караваджо.

В письме от 29 июля 1610 года (через 11 дней после смерти Караваджо) написано, что художник отплыл на фелюке из Неаполя в тремя картинами (две Св.Иоанна Крестителя и одна Магдалина). Одно полотно со Св.

Иоаном теперь в Галерее Боргезе в Риме, одно исчезло, а оригинал Экстаза Магдалины недавно обнаружили в частной коллекции. Читайте об этом статью Найден настоящий Караваджо — Экстаз Магдалины.

Экстаз Магдалины, 1608 год, Караваджо, частная коллекция. Картина была на лодке художника, отплывшей из Неаполя

Художник вез картины Кардиналу Боргезе, чтобы он посодействовал и помог получить прощение Папы Паоло V. В письме также сообщается, что лодка, направляясь в Чивитавеккио, неожиданно остановилась в Пало (Ладисполи), и художник был сразу арестован Капитаном охраны крепости и помещен в тюрьму. Смысла в том, чтобы арестовать незнакомца, ступившего на берег, нет.

Крепость в Пало (Ладисполи, провинция Рима)

В письме продолжается рассказ о событиях — Караваджо через несколько дней освобождают, потому что он подкупил Капитана большой суммой. Откуда это знал Деодадо Джентиле? Художник умер и не мог рассказать, а Капитан за такой подкуп получил бы смертную казнь, и также должен был молчать.

Автопортрет художника, деталь Мученичество Св.Урсулы, Караваджо

Освободившись загадочным образом, художник пошел, может быть, пешком в направлении города Порто Эрколе (территории в 100 км по болотам, где никто не ходил!). По пути он заболел и умер.

Законный вопрос, а зачем он направился в Порто Эрколе, когда собирался в Рим, и он был ближе? В Порто Эрколе у него не было друзей и покровителей (они были в Риме, Неаполе, Генуе) и никто не помог бы художнику.

Для церкви было необходимо, чтобы Караваджо умер как можно дальше от Рима и от естественных причин. Все последующие новости о смерти художника основывались только на этом письме.

Портрет Алофа Де Винакурта , Караваджо, Музей Лувра

Профессор Пачелли считает, что существовал заговор с целью убийства неудобного художника, в котором участвовал Орден Кавалеров Мальты с согласия Церкви и при поддержке Папы Паоло V. Меризи уже был осужден на смертную казнь за убийство, оставалось только привести приговор в исполнение.

Почему Орден Кавалеров Мальты?

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться назад во времени, когда Караваджо убежал из Рима. В 1607 году  он скрывается на Мальте  у Кавалеров Мальтийского Креста. Несмотря на то, что он считался убийцей и был приговорен к смерти, ему пожалован Титул Кавальере ди Грация.

Великий Магистр Ордена Алоф Де Винакурт написал Папе Паоло V письмо, в котором спрашивал «можно ли назначить двух новых Кавалеров, если один из претендентов на Титул убийца?» Да, имя Меризи нет в письме, но много ли было людей в этот год с приговором, ставшими Кавалерами? 

Только один — Микельанжело Меризи.

Отрубание головы Иоанну Крестителю, Караваджо, Кафедральный Собор, Мальта

На Мальте художник пишет несколько работ, в Кафедральном Соборе Св.Иоанна в Ла Валетте остались Святой Иероним и Отрубание головы Иоанну Крестителю.

Святой Иероним, Караваджо, Кафедральный Собор, Ла Валетта, Мальта

Спяший амур работы Караваджо, подписанный «М.М. из Караваджо, Мальта, 1608» теперь в коллекции Галереи Палантина во Флоренции.

Караваджо написал Портрет Алофа Де Винакурта — Великого Магистра Ордена в доспехах.

Может быть, благодаря этой работе, художник стал Кавалером? Вопреки правилу о передаче Кавалерами всех ценностей Ордену, Винакурт вскоре избавился от своего Портрета, он был увезен во Францию, и в 1670 году указан в коллекции Короля Франции Людовика XIV.

Спящий амур, 1608 год, Караваджо, Галерея Палантина, Флоренция

Портрет Кавалера Фра Антонио Мартелли, Караваджо

Караваджо снова вовлечен в скандал, он ранил в драке Кавалера Ордена (подробности неизвестны), и его арестовали.

Хроники утверждают, что Меризи сбежал из тюрьмы, возможна помощь Кавалера Фра Антонио Мартелли (его Портрет остался недописанным), но скорее всего неудобно было держать в тюрьме без веских оснований известного человека.

Орден освобождает Караваджо, лишает звания Кавалера  и разрешает покинуть остров в августе 1608 года, он направляется на Сицилию, затем в Неаполь.

На него начинается охота, и вскоре хроники говорят о покушении. В локанде Черрильо в Неаполе сикарии Ордена  пытались убить Караваджо, но ему удалось выжить. Теперь это был вопрос времени — второй смертный приговор объявил ему Орден Кавалеров Мальты.

Портрет Костанцы Колонна — с детства покровительницы Караваджо

Как умер Караваджо?

Заговор был тщательно организован, возможно, и маркиза Костанца Колонна (1555? -1610), вдова  с 1576 года после смерти Маркиза Караваджо Франческо Сфорца, не осталась в стороне.

Покровительница художника, именно у нее он жил в Неаполе, и именно она подтолкнула его к возвращению в Рим. Но никаких следов о том, что Папа Паоло V был готов простить Караваджо и аннулировать смертный приговор, нет.

Все документально подтвержденные следы последних дней художника заканчиваются на лодке, отплывшей из Неаполя. Возможно, его убили именно на лодке или в тюрьме в Пало. В обоих случаях тело должны были выбросить в море, где найти его невозможно.

Если бы его перевезли в Порто Эрколе, то сразу возникла бы проблема с причиной смерти и составлением бумаг. На самом деле, в Порто Эрколе нет никаких сведений о смерти художника и погребении в справках, которые были обязательными после решений Тридентского Собора.

Также нет сведений в июле 1610 года о неопознанных трупах.

Палаццо Челламаре, Неаполь — здесь жил Караваджо у Костанцы Колонны, отсюда он направился в последнее путешествие

Куда направилась лодка с картинами?

Считалось, что после остановки в Пало, лодка проследовала до Чивитавеккио и затем до Порто Эрколе.

В письме Секретного Архива Ватикана, обнаруженном в 90-е годы прошлого века, написано, что «капитан судна, оставив Караваджо в Пало, вернулся туда, откуда приехал (то есть в Неаполь) и три картины Караваджо отдал Маркизе Костанце Колонна, в доме которой проживал художник в последнее время».

Читайте также:  Непорочное зачатие, джованни баттиста тьеполо, 1767-1769

Тело Караваджо никто не искал

Автопортрет, деталь полотна Караваджо Поцелуй Иуды, 1602, Нац Галерея Ирландии, Дублин

После распространения новости о смерти художника Меризи никто не искал тело, и о его похоронах нет никаких сведений. Это более чем странно, веь к него были брат и сестра, не говоря о богатых и влиятельных покровителях Колонна и Боргезе. Никаких похорон и церемонии не было, значит тело не найдено. Опять странно, что его объявили умершим, а не пропавшим.

Уже в те времена были слухи о насильстенной смерти, а не о болезни. Подтверждает это документ 1630 года. В Новостях Дома Святых Апостолов Франческо Больвито написал: «Знаменитый художник Микель Анжело Караваджо получил 100 скудо за живопись для нас, которую обещал сделать. Но он был убит, и мы потеряли деньги и не получили работу».

Св.Иоанн, Караваджо, Галерея Боргезе, Рим — эта картина тоже была с художником на лодке

Читайте статьи на сайте

Где родился Караваджо? — открытие пенсионера

Караваджо нашли на чердаке

Места детства и юности Караваджо

Тайна которой 500 лет —  Папа Паоло 5 и Джулия Фарнезе на раннехристианской мозаике!

Значение рубинов и изумрудов на картинах

Кошка — синоним дьявола

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=13583

Украденный Иероним

«Спаситель» легендарного полотна — профессор истории, философии, доктор теологии и литературоведения, кавалер ордена Искусств и филологии (Париж), член доминиканского ордена, директор (1981-1991) Музея изобразительных искусств города Валлетта Мариус Зерафа — любезно согласился побеседовать с нами в последний день своего визита в Москву.

Когда встречаешься с профессором Зерафой впервые, чтобы послушать лекцию о «Святом Иерониме» Микеланджело Меризи да Караваджо, трудно представить, что речь пойдет о настоящем похищении, с подробностями, более подобающими бандитским фильмам, чем жизни искусствоведов и музейщиков.

Сложно поверить, что этот улыбчивый человек может быть участником криминальной истории.

В дневниках профессора за тот период — ставших основой для его книги Caravaggio diaries, посвященной этим событиям, — есть запись о том, как он позировал скульптору Винсенту Апапу для статуи пророка Авдия, которая теперь украшает доминиканскую церковь в Слиме на побережье Мальты: «Никто из тех, кто сейчас посмотрит на эту статую с ее ангельской улыбкой, не сможет представить того ада, через который я прошел в то время». Можно долго пересказывать события, случившиеся тогда, во второй половине 1980-х, — но лучше предоставить слово самому профессору.

WORK IN PROGRESS

В 1986 году «Святой Иероним» Караваджо находился в музее при соборе Сан-Джованни ла Валлетта, который был вне попечения Мариуса Зерафы. «В последний день года, — рассказывает профессор, — там оставался только один экскурсовод.

Эти два человека вошли внутрь, поставили столбики с цепочкой вокруг входа в то помещение, где находилось полотно, повесили табличку с надписью «Work in progress» («Идет работа»), затем разобрали раму и срезали холст с подрамника.

Американская туристка, пришедшая посмотреть на «Святого Иеронима», не обнаружила картины и отправилась пожаловаться куратору; тот явился и был шокирован произошедшим. Он позвонил мне (потому что он мой хороший друг), и мы сообщили о случившемся министру внутренних дел.

Были закрыты аэропорт и гавань, чтобы никто и ничто не могло покинуть остров. Затем два долгих года ничего не происходило.

Однажды вечером, почти два года спустя, какой-то молодой человек пришел в монастырь, где я тогда жил (доминиканский монастырь в Слиме. — А. Щ.), и отдал мне большой конверт. Внутри него были конверт поменьше и кассета.

На конверте было написано: «Не открывайте этот конверт, пока не прослушаете кассету». Конечно же, сначала я открыл конверт. Внутри лежал полароидный снимок: полотно было срезано с подрамника, и на нем стояла кофейная чашка! Я выбежал на лестницу, но молодой человек исчез.

Затем я запустил кассету. Запись была очень, очень пугающей. Они говорили: «Караваджо у нас, мы свяжемся с вами…» Они хотели получить полмиллиона мальтийских лир за «Святого Иеронима», это примерно миллион долларов.

«Но вы не должны обращаться в полицию, иначе мы взорвем собор Сан-Джованни». Они говорили, что свяжутся со мной на следующей неделе».

В дневниковой записи Мариус отмечает, что на кассете некто читает заранее заготовленный текст, слышно, как переворачиваются страницы. Похитители сообщают, что «Святой Иероним» в Италии, что они пытались продать его в Европе, но не преуспели и теперь собираются вывезти в Америку.

Звонит синьор меризи

«На самом деле они позвонили мне на следующее утро, — продолжает профессор Зерафа. — Они спросили: «Вас это интересует?», я ответил: «Конечно». К сожалению, ни правительство, ни церковь не проявили никакого интереса. По сути, в своей книге я говорю, что иногда проще иметь дело с мафией, чем с министрами и монсиньорами».

В дневнике 25 ноября 1986 года Мариус записал, что позвонивший ему человек представился как «синьор Меризи». То, что фамилия этого человека, вымышленная или реальная, такая же, как и у живописца, чье полотно он похитил, добавляет мистики в этот детективный сюжет.

«У нас было двое итальянских экспертов-криминалистов, они сказали: «Мы возьмем ваш телефон под контроль». Похитители звонили почти каждый день на протяжении восьми месяцев, иногда по три раза на дню. Я притворялся, что заинтересован, я снизил цену, так что они поняли, что я действительно заинтересован».

В серии дневниковых записей Мариус рассказывает, что устройства для прослушивания разговоров были еще очень несовершенны и долгое время работа специалистов с его телефоном ничего не давала.

Но именно в этих переговорах Мариусу удалось снизить первоначальную цену до 35 тысяч мальтийских лир — он настаивал, что полотно сильно повреждено и, в конце концов, украдено, а это тоже нельзя не учитывать.

«Затем они стали злиться, говорить, что увезут картину в Америку и так далее. Потом они стали присылать мне отрезанные кусочки холста…»

Мариус затягивал переговоры с преступниками, выигрывая время для окончательного решения; он держал связь с ними, даже когда на Мальте были выборы и смена правительства, а звонившие негодовали, что не смогут получить деньги.

Профессор, будучи тонким психологом, сдерживал ситуацию. 15 июля 1987 года он сказал преступникам, что затянувшаяся история срывает и его планы.

Это произвело впечатление, похитители согласились и сказали: «Да, это правда, но мы тут тоже под давлением», — будто бы вошли в его положение!

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Летом 1987 года новым премьер-министром Мальты стал человек, с которым Мариус был знаком с детства. «Однажды, — продолжает Зерафа, — премьер-министр, мой друг, сказал: «Ты можешь сообщить им, что у тебя есть деньги, чтобы заплатить. Они скажут «О'кей» и привезут полотно обратно из Италии».

Было сделано четыре фотографии с газетой, чтобы показать, что полотно действительно в Италии. Я все время спрашивал похитителей о месте «обмена» — они хотели, чтобы это произошло на Мальте.

Я предлагал им сделать это в Италии, во Флоренции — поскольку я хорошо знаю Флоренцию и там мы могли бы рассчитывать на помощь итальянской полиции».

Как можно узнать из дневника Мариуса, преступники наотрез отказались от его предложения совершить «обмен» в Италии, мотивировав это тем, что… они «не верят итальянцам, итальянцы преступники!». И кто говорит об этом! Воистину, настоящее торжество национального стереотипа.

«Все время делались попытки проследить, откуда поступают звонки. Молодой человек, инженер, пытался определить, откуда звонят, — и наконец, после восьми месяцев, выявил, что звонки поступают с обувной фабрики».

В результате именно специалисты, прослушивающие телефон, смогли увидеть похитителей, когда те пришли в фотомагазин за пленкой. Перевезя полотно на Мальту, преступники прислали Мариусу снимок, на котором «Святой Иероним» был запечатлен вместе со свежей мальтийской газетой, доказывая тем самым, что картина на острове.

«Я обратился в министерство труда: всякая фабрика имеет буклет на каждого своего рабочего, workbook. На этой фабрике оказалось пять девушек и четыре мужчины».

Мариус записал в дневнике, что после просмотра досье на рабочих он стал подозревать в одном из них человека, чей голос он слышал в телефонной трубке. (Звонивших было двое, что осложняло дело.

) На досье стоял штамп, свидетельствующий, что этот сотрудник — вернувшийся мигрант; по словам Мариуса, его лицо «подошло» под тот голос, с которым он постоянно беседовал по телефону.

«После этого я сообщил премьер-министру, что теперь мы можем позвонить в полицию. Мы так и сделали — но полицейским захотелось устроить шоу. Мы назначили день, когда сотрудник полиции был вместе со мной в музее.

Похитители, как обычно, позвонили, и я сказал: «О'кей, деньги у нас, отрежьте кусочек от холста, положите его туда, куда сочтете нужным, и после того, как мы поймем, что картина у вас, мы сможем отдать деньги».

Мы сидели в офисе, и с вертолета нам сообщали, что видят похитителей, едущих на машине. Полиция стала преследовать эту машину. Преступники сказали, что положат отрезанный кусок холста в мой почтовый ящик, — однако так и не сделали этого».

В дневнике Мариус пишет, что, когда кусочка холста не оказалось в почтовом ящике, он переживал самые худшие часы за всю эту историю. Вернувшись в монастырь, профессор томился в ожидании вестей.

Около трех часов дня он услышал громкий стук в дверь (а в монастыре было время сиесты) и увидел полицейского в штатском, который кричал: «Мы поймали их!» Полицейский отвез директора музея в участок.

Там оказались все, кто содействовал возвращению полотна, в том числе и премьер-министр; но «над всем», как написал профессор в дневнике, «был «мой» Караваджо, видневшийся только наполовину из рулона искусственной кожи, в который он был завернут. Можно было понять, что полотно сильно повреждено, но было чудом, что оно вообще здесь». 

Преступление без наказания

Всякого человека, узнавшего о такой истории и убедившегося в ее благополучном завершении, волнует вопрос о преступниках. Что же это должны быть за люди, покусившиеся на великое полотно? На вопрос о похитителях профессор Зерафа отвечает обстоятельно и совершенно без тени злобы или раздражения:

Читайте также:  Тайная вечеря, репин - описание картины

«Их было двое, один из них итальянец, важная персона, владелец той самой обувной фабрики. Другой — молодой человек, который был наркозависимым, возможно, именно поэтому ему хотелось получить деньги. Я никогда раньше не встречал его, говорят, что он был хорошим человеком.

Он был найден мертвым вскоре после того, как дело раскрылось; возможно, что ему дали слишком большую дозу, чтобы заставить его хранить молчание. Второй также потом умер, так что никто не отправился в тюрьму. Они были арестованы, но полиция повела себя очень глупо.

Когда они нашли этих людей, полицейские сказали: «Не спорьте, не отрицайте ничего, потому что мы записывали ваши телефонные разговоры». Но запись телефонных переговоров на Мальте считается незаконной, и похитители возбудили судебные дела против правительства. Итак, в тюрьме никто не оказался.

Я посвятил книгу Caravaggio diaries этому молодому человеку, который лишился жизни».

Две реставрации

Именно проблемы реставрации составляют своеобразную «рамку» для детективной истории о похищении картины Караваджо.

Когда преступники стали присылать Мариусу отрезанные фрагменты холста от «Святого Иеронима», профессор смог точно убедиться, что это «наш Караваджо», как он сам выразился, благодаря следам, оставшимся на полотне после его реставрации в Италии в 1950-е годы (с обратной стороны холста для укрепления приклеивалась специальная «подкладка»). Закончилась эта история тоже реставрацией, тоже в Риме и снова не без приключений. Итальянская сторона предоставила военный самолет для безопасной перевозки полотна. Но время шло, из Центрального института реставрации Мариусу сообщали, что работа над «Святым Иеронимом» движется, однако когда он сам оказался в институте 8 августа 1989 года, то обнаружил, что холст даже не натянут на подрамник! После этого работа все-таки пошла, и 23 июля 1990 года отреставрированное полотно вернулось на Мальту.

Источник: http://Discovery-Russia.ru/europe/italy/ukradennij-ieronim.html

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези и полотна Караваджо в Риме

Вы планируете посетить живописную площадь Навона в Риме? Хорошее решение — без нее картинка барочного Рима, увы, никак не складывается. Здесь же находится известная базилика Св. Агнессы, фонтан Четырех рек Бернини, а до Пантеона просто рукой подать.

Однако если вы являетесь поклонником художника-реалиста Караваджо, у вас есть еще две причины слегка задержаться на этом месте. Нужно обязательно посетить базилику Св.

Августина на одноименной площади (см. карту) и насладиться полотном Мадонна ди Лорето.

Вас ждет также второй сюрприз: возможность созерцать самые известные работы зрелого Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези (адрес и карта).

О церкви San Luigi dei Francesi, о святых и о работах Караваджо — узнайте в этом материале.

Создание церкви Сан Луиджи деи Франчези

Луиджи — итальянский вариант имени Людовика (фр. Louis). Церковь посвящена великому королю Франции Людовику IX (1214-1270).

Он остался в истории как мудрый государственный руководитель, сумевший примирить церковную и светскую власть, защитить суверенитет Франции и возглавить крестовые походы против неверных.

По его доброй воле из Византии за немалые деньги была выкуплена священная реликвия — Терновый венец, обагренный кровью Спасителя (ныне — в церкви Сент-Шапель на острове Сите в Париже).

Людовик IX отнюдь не являлся приверженцем власти римских пап. Церковь была воздвигнута французской общиной в Риме: на месте бывшей капеллы в конце XV в. была построена французская национальная церковь.

Над ее строительством работал архитектор Доменико Фонтана, по чертежам Джакомо делла Порта. С учетом римского долгостроя отметим, что церковь, включая фасад, возводили с 1518 по 1589 год.

Посвящалась она также святой Богородице, однако с течением времени закрепилось популярное название канонизированного римской церковью Людовика.

Фасад церкви украшают статуи Людовика IX, Карла Великого, святой Клотильды и святой Иоанны из Валуа. Контраст между скромным фасадом и богатым интерьером — частое явление в Риме.

Посетитель, перешагнув порог, оказывается во власти полихромного мрамора, изящных капелл, фресок, надгробий, позолоты, а время вдруг как бы замедляет ход.

Вторая капелла справа поражает фресками Доменикино на тему жития Св. Цецилии.

Однако почти всегда можно увидеть группы любопытных туристов перед пятой капеллой в левом нефе. Не столько потому, что своды расписаны знаменитым Кавальере д'Арпино. Здесь, в капелле Контарелли, витает дух Караваджо.

Капелла Контарелли — три работы Микеланджело Меризи да Караваджо

Караваджо, который до 1599 года писал преимущественно для богатых частных заказчиков, получил заказ на художественное оформление капеллы по воле случая.

Деньги, оставленные в наследство заказчиком капеллы, покойным кардиналом Mathieu Cointrel, были почти на исходе, к тому же, приближался год Юбилея 1600.

Руководитель проекта Кавальере д'Арпино, в отличие от Караваджо, использовал эскизы, которые неоднократно переделывались, в результате чего скорость работы оставляла желать лучшего.

По предложению покровителя Караваджо кардинала Франческо Дель Монте, Кавальер д'Арпино отказался от выполнения задания, а его место занял Караваджо.

О нем знали, что он никогда не использует эскизы, пишет картины при скудном источнике направленного света, накладывая фигуры одну за другой в строгом соответствии с центральной идеей, без лишних фоновых деталей и, главное, используя мастерски контраст света и тени.

При этом рисковали все: ведь Караваджо прославился довольно свободным толкованием традиционных добродетелей, канонов церковной живописи, а его личная жизнь отнюдь не являлась примером добропорядочности. Эффект оказался потрясающим и неожиданным для всех.

Мученичество святого Матфея (1599). Сцена убийства св. Матфея в храме на глазах у прихожан исполнена драматизма. Убегающий мальчик, отпрянувшие фигуры свидетелей, ангел с пальмовой ветвью, как бы протянутая к ней рука апостола и… ничего лишнего. Ни стен храма, ни окон, ни деталей убранства.

А на заднем плане — сам Караваджо, наблюдающий за сценой, но и за нами, зрителями (фото, кликните).

Призвание апостола Матфея (1599). Матфей (в миру — Левий) был сборщиком податей (мытарем). Цитируем отрывок из Евангелия:

Караваджо мастерски перенес сюжет в современность, причем без внимательного наблюдения не сразу становится понятно, кто из сидящих — Левий.

Мастер трижды использовал указующий жест: Спаситель (справа), войдя в помещение и застав врасплох группу людей, считающих дневную выручку, без промедления указывает на Левия. Ему вторит апостол Павел (рядом).

А сомневающийся Левий указывает на себя вопросительно, будто говоря: не ошибся ли ты, Господи? Поток света справа высвечивает его лицо, символизируя луч веры, однако обрывается на последних фигурах, которые никак не реагируют на появление Христа. 

Святой Матфей и ангел (1602). Полотно является центром живописного цикла в капелле. К нему со стороны заказчика были четкие требования, начиная с размеров и заканчивая деталями картины.

Первый вариант алтарной картины (слева), хотя и соответствовал формально требованиям заказчика, был забракован: по мнению священников, апостол Матфей выглядел неграмотным мужиком в неуклюжей позе, что никак не соответствовало важности святого, написавшего первое Евангелие.

Второй вариант (в цвете, кликните) был принят с восторгом. Мы видим апостола, не просто внимающего словам ангела, но также советующимся с ним и в то же время слегка сомневающимся.

Ангел загибает пальцы, перечисляя доводы в пользу божественного происхождения Христа, апостол Матфей в неустойчивой позе опирается на табурете, который опасно завис над бездной.

Апостол выглядит просвещенным и одухотворенным.

Другие работы Караваджо в Риме

Больной Вакх (1592-1593). Галерея Боргезе.

Мальчик и корзина с фруктами (1593-1594). Галерея Боргезе.

Предсказатель судьбы (1594-1595). Пинакотека Капитолийских музеев.

Кающаяся Магдалина (1595). Галерея Дория Памфили.

Отдых на пути в Египет (1595). Галерея Дория Памфили.

Юдифь, убивающая Олоферна (1599). Дворец Барберини.

Нарцисс (1599). Дворец Барберини.

Распятие святого Петра (1600-1601). Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601). Церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1600). Коллекция Одескальки.

Погребение Христа (1602-1603). Пинакотека Ватикана.

Иоанн Креститель (1603-1604). Галерея Корсини.

Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, 1604-1605). Церковь Св. Августина.

Мадонна и младенец со святой Анной (1606). Галерея Боргезе.

Святой Иероним в размышлении (1606). Галерея Боргезе.

Давид с головой Голиафа (1609-1610). Галерея Боргезе.

Иоанн Креститель (1610). Галерея Боргезе.

Источник: http://www.rivitalia.com/content/tserkov-san-luidzhi-dei-franchezi-i-polotn

Картина «Мучения святого Антония»

Автор: Приписывается Микеланджело. Дата создания: 1487–1488 годы. Габариты: 47*35 см.

Местонахождение: художественный музей Кимбелл.

Мучения святого Антония

Данная работа является самым ранним известным произведением скульптора, архитектора, художника и поэта Микеланджело, являющееся окрашенным и расширенным вариантом гравюры Шонгауэра (1470 год). Картина была написана в раннем возрасте (12-13 лет). В настоящее время находится в постоянной коллекции музея Кимбелл (Техас, США). 

Сюжет работы

Картина показывает известный средневековый сюжет, в котором святой Антоний подвергается нападкам демонов в пустыне и пытается противостоять их соблазнам.

«Искушение Святого Антония» — более широкое название для этой темы.

Однако данная работа сосредоточена на моменте, когда преподобный Антоний, как правило передвигавшийся с поддержкой ангелов, попадает в дьявольскую засаду.

Центральный фрагмент

Ранее картина приписывалась мастерской Доменико Гирландайо, под руководством которой проходило ученичество Микеланджело. На аукционной площадке (2008 год) была куплена за два миллиона долларов. Такая низкая цена и была связана с некорректно (возможно) установленным авторством.

Когда была получена лицензия на экспертный анализ, картина была доставлена в музей Метрополитен (Нью-Йорк), где впервые была очищена и внимательно изучена. На основании некоторых стилистических признаков, таких как «выразительность штриховки», например, было решено, что картина действительно принадлежит Микеланджело.

 Позже работа была куплена художественным музеем Кимбелл, однако сумма сделки не разглашается. Предположительно, она превышала шесть миллионов долларов.

Читайте также:  Сватовство майора, павел андреевич федотов, 1848

Оригинальная идея

Джорджо Вазари в своем знаменитом труде «Жизнеописания», благодаря которому мы знаем о жизни художников эпохи Ренессанса и других фактах, отмечает, что Буонарроти нарисовал святого Антония после того, как увидел гравюру Шонгауэра. Однако оригинал был расширен и дополнен.

Для того, чтобы реалистичнее изобразить текстуру чешуи, Микеланджело пошел на местный рынок, в поисках подходящей рыбы. Усовершенствованию также подверглись задний план, в оригинале его попросту не было, и выражение лица святого.

 Стоит отметить, что поздний готический стиль Шонгауэра находится в сильном контрасте с творчеством Микеланджело, даже в юные годы.

Согласно записям Вазари, это одна их четырех панельных картин Буонарроти, что доказывает утверждение о пренебрежительном отношении мастера к масляной живописи.

Картина «Мучения святого Антония» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/michelangelo/kartina-mucheniya-svyatogo-antoniya.html

Картины Караваджо: «Поцелуй Иуды», «Больной Вакх», «Юдифь и Олоферн». Микеланджело Меризи да Караваджо :

Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо – это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом.

Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком.

Примеры тому — картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению.

В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений.

Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти.

Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни.

Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна.

После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти.

Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече.

Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.Образ «Св. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю.

Натюрморт – книга, перо — показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует.

Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы.

Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения.

Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо – один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит.

Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605).

Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти.

Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения.

Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.«Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет.

Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову.

Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника – это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его.

Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи.

Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной.

После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.

Источник: https://www.syl.ru/article/283939/new_kartinyi-karavadjo-potseluy-iudyi-bolnoy-vakh-yudif-i-olofern-mikelandjelo-merizi-da-karavadjo

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации