Картина «царь иван васильевич грозный», васнецов, 1897

Иван Грозный на картинах

«Иван Васильевич Грозный» ВейгельГравюра конца XVI в»Иван Васильевич Грозный» Миниатюра из царского «Титулярника» 1672 год.»Иван Васильевич Грозный» Неизвестный художникСоздан 1680 г. Холст, масло Находится в Государственном Русском музее, Михайловский замок»Царь и великий князь Иван Васильевич.

» Немецкая гравюра XVI века»Иван Васильевич Грозный» Парсуна царя Ивана IV Грозного Хранится в музее Копенгагена.Портрет царя Ивана IV Васильевича ГрозногоНеизвестный художникСоздан не ранее первой четверти ХVIII века Холст, масло, 68х53 Находится в Нижнетагильском музее изобразительных искусств»Царь Иоанн Васильевич Грозный.

«С портрета, находящегося в Кунсткамере Академии наукИван ГрозныйХудожник Лебедев Клавдий Васильевич»Царь Иван Грозный»Художник Шишкин Андрей АлексеевичВремя создания 2009 г.»Венчание и принятие царского титула Иоанном IV» Художник Клавдий ЛебедевПамятник Ивану Грозному в Орле. Скульптор Молчанов О.И. 2016 г.»Иван Грозный и его мамка.

» Художник Вениг Карл Богданович(1830-1908)Время создания 1886 г.Находится в Харьковском государственном музее изобразительных искусств»«Английское посольство.»Данилевский Евгений Иванович 1875″Царево молчание»Картина Павла Рыженко«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.

»Литовченко Александр Дмитриевич 1875«Царь Иван Васильевич Грозный»Картина Васнецова В.М.Написана 1897 г. Холст, маслоНаходится в Третьяковской галерее»Иван Грозный»Скульптор Антокольский. М.М. Русский музей.Фреска царя Иоанна Грозного. Грановитая палата Московского КремляКонец XVI в.

«Смерть Ивана Грозного»Художник Маковский Константин Егорович»Митрополит перед кончиной Ивана Грозного посвящает его в схиму»»Художник Петр ГеллерСкульптурный портрет Ивана Грозного. Реконструкция Михаила ГерасимоваДеталь русской пушки «Ревельский лев» со скульптурным изображением, предположительно царя Ивана Грозного
«Иван Грозный выбирает невесту»Художник Гороховская Т.

«Под венец»Художник Константин Маковский»Терем царевен «Художник М.Клодт»Царица Анастасия на Памятнике 1000-летие России»»Царица Анастасия»»Боярыня у окна»Художник Константин Егорович Маковский1885″Мария Темрюковна»Художник Александр Левченков 2009 г.

Памятник русской царице Марии Темрюковне в центре Нальчика»Портрет»Художник Константин Егорович Маковский»Царская невеста»Художник ПекуровскийСкульптурная реконструкция Марфы СобакинойСкульптор Никитин С.А.Нина Маслова в роли Марфы Васильевны»Чарка мёда»Художник — Константин Егорович Маковский»»»Василиса Мелентьевна и Иван Грозный»Художник Неврев Н. В.

«Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву»Художник Седов Г. С.»Русская красавица в кокошнике»Художник — Константин Егорович Маковский»Боярский свадебный пир в XVII веке.

«Художник — Константин Егорович Маковский»Мария Нагая и царевич Димитрий»Художник Блинков Сергей Витальевич2004-2005″Мария Нагая — последняя жена Ивана Грозного»»Царевич Иван Иванович на прогулке»Художник Авилов Михаил Иванович»Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г.» Картина Репина И.Е.»Иван Грозный у тела убитого им сына»Художник Шварц В.Г.

Государственная Третьяковская галерея,
Москва»Фёдор I Иоаннович»Портрет из «Царского титулярника»»Царевич Дмитрий.» Художник Илья Глазунов1967 год»Царевич Дмитрий.» Картина М. В. Нестерова1899 годФрагмент иконы Успенского Собора Московского Кремля «Благословенно Воинство Небесного Царя»Взятие Казани в 1552 году В. С.

Бодров«Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года» Художник Угрюмов Г.И.«Покорение Казани — казанские старшины и воины перед Иваном IV» Художник Кившенко Алексей Данилович 1880«Взятие Казани Иоанном Грозным» Художник Коровин Петр ИвановичТатары гонят плен. Рисунок XV в.Засечная черта. Южный рубеж.М. Пресняков. 2010 г.На сторожевой границе Московского государства С. В.

Иванов. 1907«Царю Иоанну IV вручают трофеи, взятые у Девлет-Гирея князем Воротынским, 1572 год» Б. ЧориковПоход москвитян. XVI век.С. В. Иванов. 1903«Гонец XVI века»Шварц Вячеслав Григорьевич. 1868Государственная Третьяковская галерея»Подвиг русских пушкарей под Венденом. 1578 г.»Художник В.А. Нечаев.»Взятие Иваном Грозным крепости Кокенгаузен». Событие 1577 года.

Художник П.П. Соколо-Скаля 1943 годОсада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.Карл Брюллов.« Папские послы у Ивана Грозного»Михаил Нестеров 1884″ Опричники. XVI век «Ефошкин Сергей»Иван Грозный в Александровой слободе» Мария Подкопаева»Опричники в доме боярина» Новоскольцев А.

«»Царь Иван IV Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи » Художник Лебедев К.В.Иван Грозный и Малюта Скуратов.Седов Г.С. (1870)»Опричник»Царский указ. Малюта СкуратовРыженко П.В.»Иоан Грозный»Художник Павлов П.«Опричники»Картина Николая Васильевича НевреваСоздана ранее 1904 г. Холст, масло Находится в Гос.

музее изобразительных искусств Кыргыстана»Опричники и бояре»Художник Худяков В.Г.2007″Грозный в Александровской слободе.»»Опричники в Новгороде»Авилов М.И.»Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса»Иван Пелевин»Опрична» Картина Ореста БетехтинаСоздание 1999 г.холст, масло, 225х350″Иван Грозный»Вишняков Олег НиколаевичКазнь боярина художник В.

Владимиров»Иван Грозный»Глазунов И.А.»Московский застенок. Конец XVI века»Аполлинарий ВаснецовМитрополит МакарийСильвестр и АдашевНеизвестный художник»Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года..» Художник Павел ПлешановПокорение Сибири Ермаком. Художник Суриков В. И.1895. Русский музей«Ермак»М.М.Антокольский1891.

Русский музейШут. Опальный бояринНиколай НевревКнязь КурбскийРыженко П.В.Царю Иоанну IV Васильевичу Грозному передают письмо от А. М. Курбского. Чориков Б. А.»Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного Турлыгин Яков Прокопьевич»»Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» Николай Неврев 1898″ Иоанн Грозный и митрополит Филипп.» Художник Кузьмин О.А.»Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана ГрозногоПукирев Василий Владимирови»»Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа» Литовченко Александр Михайлович»Арест митрополита Филиппа»Художник Сергей Шелковый»Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным.» Картина Ростворовского С.Р.1884 год»Послы Ермака бьют челом царю Ивану Грозному» художник Борис Чориков

«Иван Грозный» — советский художественный исторический фильм — биография, последняя картина кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна, над которой он работал в 1940-е годы.

Состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. Также сохранились фрагменты планировавшейся, но оставшейся незаконченной третьей серии. Фильм чёрно-белый, за исключением одной сцены второй серии («Пляска опричников») и финального эпизода.

Первая часть начинается с венчания на царство Великого князя московского и всея Руси Ивана Васильевича , который провозглашает себя царём и произносит речь о необходимости защитить Россию от внутренних и внешних врагов, не желающих видеть её великой державой и заканчивается, первая часть, отречением Ивана Грозного от престола и его отъездом в Александрову слободу .

Вторая часть называется «Боярский заговор». В ней отображены события от предательства Курбского до заговора 1569 года и смерти Владимира Старицкого.

Николай Константинович Черкасов в роли Ивана ГрозногоНиколай Константинович Черкасов в роли Ивана ГрозногоМихаил Иванович Жаров в роли Малюты СкуратоваМихаил Иванович Жаров в роли Малюты СкуратоваПавел Петрович Кадочников в роли Владимира СтарицкогоПавел Петрович Кадочников в роли Владимира СтарицкогоМихаил Михайлович Назаров в роли Андрея КурбскогоМихаил Михайлович Назаров в роли Андрея КурбскогоСерафима Германовна Бирман в роли Ефросиньи СтарицкойСерафима Германовна Бирман в роли Ефросиньи СтарицкойЛюдмила Васильевна Целиковская в роли АнастасииЛюдмила Васильевна Целиковская в роли АнастасииМихаил Артемьевич Кузнецов в роли Федора БасмановаАмвросий Максимилианович Бучма в роли Алексея БасмановаАндрей Львович Абрикосов в роли митрополита ФилиппаАндрей Львович Абрикосов в роли митрополита Филиппа

Источник: http://kir2016.ru/6-3/6-3-17/index_6-3-17.php

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины

1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный» 

Читайте также:  Скульптуры санкт-петербурга

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников.

Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей».

Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году.

Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха.

В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор.

В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола.

Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы.

Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый.

Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя.

Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера.

Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества.

Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-car-ivan-vasilevich-groznyj/

Сочинение по картине Царь Иван Васильевич Грозный Васнецова

Одним из наиболее известных образов царя Ивана Грозного является изображение сделанное Васнецовым. Как известно, художник много работал с историческими хрониками. Поэтому его картины претендуют на высокую достоверность, и тут мы можем даже считать возможным детальное воспроизведение не только элементов интерьера, но и лица самого Грозного.

Композиционно перед нами как бы кадр из палат царя, который спускается по ступеням. Вероятнее всего тут какой-либо из залов Кремля или нечто подобное. Царь в регалиях и роскошной одежде отправляется для какого-то дела и как бы застыл на секунду для того чтобы посмотреть в сторону художника/зрителя.

На самом деле довольно интересное решение, которое существенным образом напоминает современную фотографию. Главный герой картины запечатлевается в один из моментов собственной повседневности.

Картина наполнена строгостью и приковывает внимание именно к лицу царя. Оно не молодое, но не дряхлое. Перед нами умудренный опытом и, судя по рисунку мимических морщин, тяжелыми раздумьями человек. Помимо этого синяки под глазами указывают на нервозность или отсутствие достаточного количества сна.

Если говорить в целом, то царь выглядит как человек, который много устает, напряженно размышляет и достаточно суров. Собственно, именно таким, вероятнее всего, Грозный видится большинству людей, и именно таким он, вероятно и был. Он стоит прямо, хотя одежды просторные, силуэт выдает гордую стать с крепкими и массивными плечами, выдающуюся вперед грудь.

Интересной деталью являются религиозные атрибуты. Мы не видим короны, но шапку с вшитыми иконами, которые служат своеобразным оберегом. Также мы видим в руке царя четки, такие как носят монахи или священники для начитывания молитв.

Эти детали выдают набожного человека, который, хотя и обладает властью, помнит о высшей справедливости и потребности иметь смирение перед Господом.

Как известно, Иван Грозный действительно был человеком религиозным и много собственных поступков совершал, исходя из идеалов веры.

В целом картина оставляет ощущение красоты и строгости, которые также дополняются чувством какой-то отрешенности от обыденного мира изображаемой фигуры.

Описание настроения картины Царь Иван Васильевич Грозный

Популярные сегодня темы

  • Описание картины Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского сочинениеБольше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 классКартина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна
  • Сочинение по картине Маковского Дети, бегущие от грозы 3, 6 классТворческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей
  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 классНа картине можно увидеть мальчика на вид лет десяти – одиннадцати. Он явно не позирует перед своим отцом, а смотрит куда-то совершенно в другую сторону. Но взгляд, как мне кажется, не направлен на что-то определенное
  • Сочинение по картине Нисского Февраль. Подмосковье 5 классТихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой
Читайте также:  Кунсткамера в санкт-петербурге: адрес, как добраться, карта

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/car-ivan-vasilevich-groznyj

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

?Из прижизненных изображений Ивана Грозного известны, кажется, всего два: фреска «Иван Грозный с боярами» в росписи Собора Успения Божией Матери на территории Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря и чеканный портрет на серебряной новгородской копейке. Так что живописцы последних пяти столетий, писавшие царя, опирались только на свое воображение. И всякие легенды, ходившие о царе. В том числе, самые неправдоподобные.

Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Ну что поделать — не было на Руси хорошей портретной живописи. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона».

Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю.

Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна — подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.
Григорий Седов.

«Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 годНа вопрос, сколько всего было жен у Ивана Грозного, есть четкий ответ. Четыре. Потому что православная церковь разрешает венчаться только трижды.

Но поскольку третья супруга царя умерла чуть ли не наутро после свадьбы, его «по блату» обвенчали и в четвертый раз, так как он клялся, что пальцем не успел к ней притронуться. Все остальные «жены» — чистой воды наложницы и фаворитки. Кстати, и Мария Нагая, мать Дмитрия Угличского.

Так что права Лжедмитрия на престол были уже совсем сомнительными, даже если б он был подлинным.На этой картине изображена шестая «жена», Василиса, вдова Мелентьева. По легенде, чтобы получить красавицу, царь приказал ее мужа зарезать. Закончилось все тоже плохо — через два года идиллии Иван застал Василису с любовником.

То ли ее после этого заточили в монастырь, то ли похоронили заживо — точной информации нет, одни байки. Художник выбрал счастливый момент — Иван еще влюблен, еще не обманут и любуется на спящую красавицу. Но и это все фальсификация! Скорей всего, все сообщения об этой женщине сочинили «историки» 19 века: не было никакой Василисы и не закапывал ее царь заживо. Просто любили вокруг его фигуры черный пиар разводить.

Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

Старый уже царь, сидя в сокровищнице, хвастается перед английским посланником своими богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он к Королеве-Девственнице сватался, как и прочие европейские монархи. Елизавета Тюдор, однако, отказала.

Наверно и потому, что брачные привычки потенциального жениха уж слишком напоминали обычаи ее собственного отца Генриха VIII.Горсей был не только послом и купцом, но и шпионом своей королевы.

Русским царям он тоже помогал, чем мог, — например, уже после смерти Ивана Грозного привез для жены Федора IИоанновича из Англии профессиональную акушерку. Впрочем, бояре заграничной медицины — колдовства какой-то «еретической дохторицы» — не одобрили, и несчастную женщину арестовали в Вологде.

Царица так и не смогла благополучно разродиться — внуков у Ивана Грозного не появилось. У Горсея в итоге все было хорошо — он вернулся в Лондон, получил рыцарский титул и стал членом Парламента.

Обратите внимание на роскошный натюрморт из сокровищ в левом нижнем углу картины, рядом с шутом, — Литовченко проводил часы в Оружейной палате, зарисовывая с натуры русское золото.

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы

Иван Грозный прижимает к себе тело сына, которого убил в припадке гнева. Говорили, что они поссорились из-за невестки, которую царь застал в неподобающем наряде. Царевичу пришлось встать на защиту жены — за что он заработал удар посохом по голове.

Репин запечатлел момент, когда царь в ужасе понимает, что натворил.В Российской империи изображать монарха в момент преступления было нельзя. Цензура полотно выставлять запретила. Однако ненадолго, и после разрешения публика в Третьяковскую галерею повалила валом.

Картина очень эффектная, а в эпоху до возникновения кинематографа она вообще шокировала. В 1913 году один сумасшедший иконописец даже изрезал ее ножом. Пришлось восстанавливать. Третьяков пригласил Репина написать заново изрезанные лица. Но стиль Репина за двадцать лет сильно изменился.

Тайком, чтобы художник не обиделся, смыли его поновление и нарисовали лица заново, по фотографии. Кстати, для Грозного позировал художник Мясоедов, а для царевича — художник Менк.Кстати, смешно говорить, но никаких доказательство того, что царь действительно убил своего сына — нет.

Весь этот слух пошел от одного злобного иностранца. И крепко укоренился.

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

Пожалуй, самое парадное и величественное изображение этого царя в русской живописи XIX века. Это связано с настроением Васнецова в то время, когда он писал картину.

Художник, «влюбленный» в допетровскую Россию, как раз только переехал в Москву и был ошеломлен волшебной стариной столицы, сохранившимися теремками, церквушками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, гуляя по Москве.Поэтому и Иван Грозный у него не такой уж и страшный, а скорее даже великолепный.

Читайте также:  Музей библии в амстердаме, голландия

Настоящий властитель великого государства. Рассмотрите блистающее во мраке золото его облачения: сначала Васнецов хотел одеть его в белый наряд с васильками (сохранился даже этюд), но потом выбрал нечто более торжественное.

Лестница, на которой стоит царь, похожа на узкий переход внутри Храма Василия Блаженного, построенного Грозным. Однако это просто собирательный образ, вымышленный интерьер московского терема.

Николай Неврев. «Опричники», 1904 год

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши и переодевания. Правда, маскарады всегда у него выходили какие-то мрачноватые. Вот и на этой картине — история с печальным концом. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит совсем не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челяднин.

А сам царь склоняется перед ним в поклоне.Дело в том, что подозрительный Иван услышал о престарелом князе нехорошее. Будто тот собирается занять его престол. Вот и посадили несчастного Федорова на трон, дали ему скипетр и державу.

Иван склонился перед ним, а потом со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» ударил его ножом и убил. (На картине он еще прячет нож за спиной).

Можно даже не уточнять, что об этой истории известно лишь из сочинений одного иностранца, изданного злобными поляками.

Михаил Клодт. «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

У автора знаменитых коней на Аничковом мосту был сын Михаил Клодт. Один из организаторов общества передвижников и автор характерных для них работ, живописующих убогий надломленный быт бедных слоев общества.

Написал он и несколько полотен на исторические сюжеты, в том числе и на этот — достаточно непривычный.Однако легенда о том, что к царю Ивану являлись души его жертв, действительно существовала. Уж насколько она старинная, не ясно. Но совесть царя точно мучила.

Есть даже доказательство — т. н. «Синодик опальных», который царь под конец жизни разослал по церквям и монастырям. В него включено множество имен убитых людей, за которых царь просил молиться. Одних новгородских дворян указано несколько сотен человек.

Клавдий Лебедев.

«Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1061741.html

Описание по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

Свободная тема — «О». Сочинения на свободную тему — Описание по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

Однажды, когда мы учились в пятом классе, на стенде в кабинете литературы я увидела портрет Ивана Грозного. Мне стало как-то не по себе, а если честно — даже страшновато.

К тому времени я знала васнецовскую «Аленушку», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства» и, конечно, «Богатырей». На стенде для старшеклассников были репродукции неизвестных мне картин. И среди них — «Царь Иван Васильевич Грозный».

С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.

Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Он надменно смотрит на своих подданных. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. А пальцы левой руки перебирают четки.

Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Ведь он — царь, наместник Бога на земле. А раз так — ему все можно: казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению.

В его руках — единоличная власть над всеми. Этим он и страшен.

Царь вполне оправдывает данное ему имя — Грозный. Как страшен его взгляд! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на царскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже если ты ни в чем не виноват.

Замкнутость пространства нарушает маленькое полукруглое окошко, сквозь которое виднеются опушенные снегом остроконечные крыши домов.

Но и они — как бы под ногами царя, а он — над ними, над Москвой и над всей Россией XVI века. В его руках власть и опричники.

Вот почему и фон картины темно-красный, мрачный, как эпоха, в которую жил и правил грозный царь. От картины будто пахнет кровью — даже сегодня.

opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-car-ivan-vasilevich-groznyjописание по картине в. м. васнецова «царь иван васильевич грозный»

Однажды, когда мы учились в пятом классе, на стенде в кабинете литературы я увидела портрет Ивана Грозного. Мне стало как-то не по себе, а если честно — даже страшновато.

К тому времени я знала васнецовскую «Аленушку», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства» и, конечно, «Богатырей». На стенде для старшеклассников были репродукции неизвестных мне картин. И среди них — «Царь Иван Васильевич Грозный».

С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.

Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Он надменно смотрит на своих подданных. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. А пальцы левой руки перебирают четки.

Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Ведь он — царь, наместник Бога на земле. А раз так — ему все можно: казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению.

В его руках — единоличная власть над всеми. Этим он и страшен.

Царь вполне оправдывает данное ему имя — Грозный. Как страшен его взгляд! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на царскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже если ты ни в чем не виноват.

Замкнутость пространства нарушает маленькое полукруглое окошко, сквозь которое виднеются опушенные снегом остроконечные крыши домов.

Но и они — как бы под ногами царя, а он — над ними, над Москвой и над всей Россией XVI века. В его руках власть и опричники.

Вот почему и фон картины темно-красный, мрачный, как эпоха, в которую жил и правил грозный царь. От картины будто пахнет кровью — даже сегодня.

Источник: http://www.school-essays.info/opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-car-ivan-vasilevich-groznyj/

Ссылка на основную публикацию