Мадонна, эдвард мунк, 1894

Взгляд Мунка на женщин

На рубеже веков у Мунка завязался бурный роман с Матильдой (Туллой) Ларсен (1869–1942). В конце лета 1902 года они в последний раз встретились в доме и студии Мунка в небольшом приморском городке Осгардстранде.

Во время этой встречи Мунк потерял часть среднего пальца на левой руке в результате пистолетного выстрела – предположительно, случайного. Ни Тулла, ни сам Мунк так и не смогли вразумительно объяснить случившееся, и кто был виноват, так и осталось неизвестным.

Всю оставшуюся жизнь Мунк писал картины, обходясь без крайней фаланги среднего пальца.

На сделанной в 1899 году фотографии Тулла и Мунк выглядят как супружеская пара, но на самом деле Мунк никогда не вступал ни с кем в брак.

На картине «Голова к голове» (1905) художник изобразил Туллу Ларсен и себя самого.

К сюжету картины «Девушки на мосту» Мунк возвращался неоднократно – этому сюжету посвящены двенадцать работ художника. Первую картину Мунк написал в самом начале ХХ века, и сейчас она находится в собрании Национального музея Осло. На картине изображен небольшой приморский городок Осгардстранд.

Как правило, отношения Мунка с женщинами развивались стремительно, а за первой встречей следовало многолетнее восхищение, часто взаимное.

Типичный пример – Ингсе Вибе (1886–1945), которая, по рассказам, сама пришла познакомиться с Мунком. Она подошла к деревянной ограде возле его дома в Осгардстранде и окликнула художника. Случилось это в 1903 году, а девушке было на тот момент всего 16 лет.

Между ними завязалась дружба, продолжавшаяся несколько десятилетий, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма и открытки. Ее образ также нашел отражение во множестве картин Мунка.

На одной открытке – фотография девушки, которая стала актрисой Национального театра в Осло и надпись: «Я хотела отправить вам небольшое приветствие и показать, какая я миленькая, когда хорошо себя веду. Ваша Ингсе».

На другой открытке, которую Ингсе прислала Мунку в 1907 году, изображен силуэт девушки, одетой в костюм и управляющей лодкой – значит, в Норвегии подобное было возможно уже более ста лет назад.

«Брошь» – литография 1903 года, на которой изображена возлюбленная Мунка, английская скрипачка Эва Мудоччи (1883–1953). Сюжет тесно связан с одной из культовых картин Мунка под названием «Мадонна».

Мудоччи посвящены еще две работы Мунка, созданные в том же году. Это «Концерт для скрипки» и «Саломея».

По словам Мунка, у этой девушки были «тысячелетние глаза», и в одном из писем к ней он написал: «Вот камень, выпавший из моего сердца».

«У нее были тысячелетние глаза», — Эдвард Мунк.

Женские портреты, созданные в Экели, Осло

С 1916 до самой смерти в 1944 Мунк жил и работал в столичном районе Экели, где прежде располагались огороды. В студии в Экели было создано мнжество женских портретов, однако многие из этих работ остаются малоизвестными.

Одной из любимых моделей Мунка была Биргит Престёэ, которая отчасти поменялась с Мунком ролями, посмотрев на него глазами художника и описав следующим образом: «Мне он казался прекрасным, словно юный Аполлон, и мудрым, как зрелый Зевс». Она позировала для нескольких работ Мунка, а впоследствии прославилась тем, что без стеснения рассказывала журналистам о работе модели, которая в те времена считалась непристойной.

Портреты Биргит Престёэ созданы Мунком в 1924-25 годах.

В течение всей жизни Эдвард Мунк разрывался между страстью к женщинам и боязнью, что его отвергнут. Брак он считал помехой своим амбициям художника и умер холостяком в возрасте 80 лет.

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк – всемирно известный норвежский художник. Мунк родился в 1863 году в Лётене, а период его творчества составляет более 60 лет. Он считается одним из известнейших представителей модернизма в живописи.

Самая известная картина Мунка – «Крик», созданная в 1893 году и считающаяся культовой. Среди других знаменитых работ – картины «Девушки на мосту» и «Мадонна».

Мунк умер в своем доме в Осло в 1944 году, спустя месяц после 80-летнего юбилея.

Новый музей Мунка в Осло

В 2020 году действующий музей будет перемещен в ультрасовременную, посвященную Мунку тринадцатиэтажную вселенную в районе Бьорвика, где будут собраны работы Мунка, созданные на разных этапах творчества (в том числе и «Крик»), а кроме того там появится выставочное пространство и зона семинаров.

Музей Мунка – самый крупный в мире музей, посвященный одному художнику. В нем хранится более половины работ живописца.

Источник: https://www.visitnorway.ru/things-to-do/art-culture/edvard-munch/munch-and-women/

Эдвард Мунк. Жизнь и творчество

Описание знаковых работ знаменитого мастера.

Эдвард Мунк (1863–1944)

Вклад в искусство модерна

Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Каждое из них так или иначе связано с югендстилем, появившемся в Германии в конце XIX века. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь.

В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн.

Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения.

Германские влияния

Вернувшись в Париж, художник какое-то время посещает студию Леона Бонна (1833–1922). Работы Мунка уже появляются в немецких и французских художественных журналах.

В 1892 году Союз берлинских художников (Verdin Berliner Kimstlef) пригласил Эдварда Мунка участвовать в ноябрьской выставке объединения.

Однако произведения художника, сложные для понимания и по содержанию, и по форме, были встречены недоброжелательно; тогда в знак протеста против вкусов обывателей возникла группа «Одиннадцать», которая поддержала Мунка.

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) и Рихард Демель (1863–1920).

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.

Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).

Крик

Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. На переднем плане Мунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.

Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Она одновременно является и частью пейзажа, и отторгнута от него.

По направлению к женщине движутся две фигуры, и это еще более подчеркивает ее одиночество.

По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.

Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом.

Хотя перспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.

Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.

В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.

В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души.

Читайте также:  Автопортрет и портрет петра кончаловского, и. и. машков, 1910

Героини Мунка

В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он пишет картину Мадонна (около 1894–1895). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.

Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадая на плечи, струятся до пояса.

В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

В картине Три возраста женщины (Сфинкс) (1893–1895) Мунк объединил юность героини Переходного возраста и эротизм Мадонны. Здесь художник представил три женские фигуры, и каждая из них символизирует определенный возраст от детства до старости. Стоит отметить, что тема трех возрастов также фигурирует в одноименной работе Климта.

Три возраста женщины Мунка

Три возраста женщины по версии Густава Климта

Источник: https://artrue.ru/style/modern/edvard-munk-zhizn-i-tvorchestvo.html

Эдвард Мунк «Мадонна». Описание картины

Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза. Такой увидел Мадонну норвежский живописец Эдвард Мунк.

С каноническим изображением ее роднит лишь одна деталь – нимб непривычного ярко-красного цвета, сияющий над головой прекрасной женщины.

В свое время эта работа была признана скандальной и произвела на критиков и публику неоднозначное впечатление.

Цель, которую ставил перед собой художник, приступая к работе над полотном – показать человеческое начало и земное величие Девы Марии, попытавшись максимально приблизить ее образ к образу простой смертной женщины.

Добиваясь этого, Мунк написал пять версий картины и литографию с одноименным названием. Каждый из них, согласно замыслу художника, должен был показать основные этапы жизненного цикла женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть.

Представленное полотно – первый вариант «Мадонны», известный также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина». Зачатие, как первую стадию, в картине олицетворяет поза женщины, плавный изгиб ее тела, подчеркнутый округлый живот.

Темная палитра красок, убежденность художника в неразрывной связи любви со смертью и вера в то, что после рождения ребенка функция женщины считается выполненной, раскрывают последнюю, третью стадию женского жизненного цикла – смерть.

Вторую – рождение потомства – Мунк отразил в литографии 1895 года, где помимо женского силуэта была изображена маленькая фигурка человечка в позе эмбриона. По убеждениям критиков, истинной глубиной и мастерством поражает именно первая версия полотна, не отягощенная деталями.

Фигура Мадонны окружена светом и полна магического внутреннего сияния. Как и в других произведениях Мунка, здесь нет прямых линий – только мягкие волнистые лучи. Скромный набор оттенков – желтого, фиолетового, белого и красного – отвечает интимной атмосфере картины.

«Мадонну» Мунк писал с Дагни Юль – жены писателя С. Пшибышевского и своего друга, она же была музой и многих других художников-современников норвежского экспрессиониста.

Версии скандальной «Мадонны» сегодня хранятся в музее Мунка, в Кунстхалле в Гамбурге и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна (Осло).

В 2004 году, вместе со знаменитой картиной «Крик», «Мадонна» была похищена из музея Мунка в Осло. Спустя два года картины были возвращены, но из-за повреждений не демонстрировались в течение следующих двух лет, пока велись реставрационные работы.

Картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Мадонна» 1894 г.
Холст, масло. 90 x 68,5 см. Музей Мунка, Осло, Норвегия

Источник: http://expressionists.ru/edvard-munk-madonna/

Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»

Автопортрет с сигаретой (1895)

ЭДВАРД МУНК (1863–1944)

На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Эдварда Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом. Его признали одним из ведущих европейских художников двадцатого века.

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу.

Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда – Софи.

Позднее он посвятит ей трогательную картину «Больная девочка».

Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет: «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».

Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.

8 ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике: «Отныне я решился стать художником».

Ashes
1894

Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.

В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины «Танцевальный вечер» (1885) и «Портрет живописца Енсена-Хьеля» (1885).

Edward Munch — The Sick Child

Однако для первой знаменитой картины художника – «Больная девочка» – характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал: «Работа над картиной «Больная девочка» открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».

В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания.

В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ.

Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж: «Весна», «Вечерняя беседа», «Ингер на берегу».

В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу.

Evening on Karl Johan
1892

Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение картин старых мастеров, а главное современных мастеров: Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона.

«Зрелость»
1895

Он пишет несколько пуантилистских картин – «Английская набережная в Ницце» (1891), «Улица Лафайет» (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах «Зрелость» (около 1893), «Тоска» (1894), «На следующий день» (1895).

Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.

Своеобразным подведением итогов пребывания во Франции можно считать запись в дневнике, сделанную в Сен-Клу: «Больше не появятся интерьеры с читающими мужчинами или вяжущими женщинами. Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят. Я буду писать такие картины. Люди осознают свою святость; как в церкви, в них обнажится главное».

В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.

Читайте также:  Портрет графа ф. в. ростопчина, о. а. кипренский, 1809

Эдвард Мунк «Крик» 1893

Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину «Крик». Мунк так рассказывал об истории ее создания: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет – и меня охватило чувство меланхолии.

Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха.

Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».

Как пишет Ж.

Сельц: «Крик заполняет собой всю картину: он рвется из глаз, через открытый рот, образующий центр композиции; фигура на переднем плане, сжимая голову руками, движется навстречу зрителю, повторяя движение бегущих линий улицы, а за ее спиной, в пейзаже, мрачная темно-голубая плоскость воды резко контрастирует с пронизанным красными полосами желтым небом. Возможно, крик объятого неизвестным ужасом человека не производил бы столь сильного впечатления, если бы художнику не удалось передать – даже чисто техническими средствами – внутреннее напряжение, соответствующее крику как выражению крайней подавленности. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий; бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой».

The Dead Mother
1899-1900

«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата – 1888–1889 годы.

Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.

В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали».

Эдмунд Мунк «Мадонна»
1894-95

На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн: «Зима» (1899), «Береза под снегом» (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии.

Мунк получает признание – меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905–1906).

Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена «Привидения», получили международный резонанс.

The Dance of Life
1899-1900

С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии: Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них – офорт «Любек» (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.

The Dead Mother
1899-1900

«В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину, – пишет М.И. Безрукова.

– В поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам.

Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника… Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.

Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника – исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях.

Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы, среди них были Август Стриндберг, Ханс Йегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии.

Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».

Начиная с 1910 года все чаще Мунк обращается к теме труда. Он пишет картины – «Весенние работы. Крагере» (1910), «Лесоруб» (1913), «Весенняя пахота» (1916), «Мужчина на капустном поле» (1916), «Разгрузка судна» (около 1920), гравюры «Рабочие, убирающие снег» (1912), «Землекопы» (1920).

Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии «Скалы в море» (1912) и «Дом на берегу моря» (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.

Поздний период творчества художника не самое лучшее время для художника, считает Ж. Сельц: «Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть.

Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагере и предназначенные для актового зала университета в Осло.

В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения…

Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству: чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений.

Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики «Фрейя» в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин.

Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году.

Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника».

Умер Мунк 23 января 1944 года в местечке Экели близ Осло.

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1940-42

Из книги Д. Самина «100 великих художников»

Рекомендуем:

Источник: http://nordicdesign.ru/edvard-munk-ya-uslyishal-uzhasayushhiy-neskonchaemyiy-krik-prirodyi/

Мунк, Эдвард—Великий Основатель Экспрессионизма

Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard
Великий норвежец.
Автопортрет с рукой скелета.Сегодня мы посмотрим и чуть-чуть поговорим, о великом таланте Эдварда Мунка.Мунк вместе с Ван Гогом и с ещё одним художником тех лет, ответственнен за появление экспрессионизма.

Экспрессионизм, это явление такого диапазона, что можно сказать не передёргивая, что почти все новые стили, которые появлялись до конца 50-х годов, были в определённой степени экспрессионизмомНо в любом случае , Новая Вещественность (Объективность) и Веризм, которые мы видели в блоге про замечательного немца Шада, были просто экспрессионизмом

в движении и в развитии.

Мунк, Сестра Ингер.1892.
На другой день.(1894-1895)Как говорил поручик Ржевский:— Чем лучше вечером, тем хуже утром!—Эта истина интернациональна. Она верна для всех языков и всех народов.Экспрессионизм появился когда пост-импрессионизм был ещё не в самом конце. Импрессионизм, происходит от значения—ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Импрессионисты создавали на полотне их впечатление от данного момента жизни(скажем, чтобы понятнее, впечатление от момента жизни на плэнере)—впечатление пропущенное через их творческое восприятие. Импрессионизм писал впечатление от того, что видел.Это просто.Экспрессионизм был новым и невиданным шагом вперёд. Конечно величайший революционер Гойя делал подобные вещи.И у него все учились. Особенно Пикассо и немцы-экспрессионисты.И может быть и Эль Греко что-то делал в этом роде..Но это было давно.

Мунк принадлежал современности!

Меланхолия. 1896Экспрессионизм происходит от значения——ВЫРАЖАТЬ или ВЫРАЖЕНИЕ, Такой концепции ещё не было. Экспрессионист, главным образом, ВЫРАЖАЛ его внутреннее Я.Он, когда писал, в первую очередь создавал на полотне ВЫРАЖЕНИЕ его ощущения, его осознания, и

ещё чего-то, что сидит очень глубоко. Это ещё не был сюрреализм. Но начало положили Мунк и ван Гог.

Читайте также:  Портрет актрисы п. а. стрепетовой, н. а. ярошенко, 1884

Мёртвая мать.(1899-1900)Посмотрите на эту картину. Эта работа очень хороший пример экспрессионизма, или если хотите, то предтечи экспрессионизма.Мунк не написал мёртвую маму центральной фигурой, вокруг которой присутствующие могли бы горевать. Это не реализм. Мунк потерял маму, когда ему было 5 лет. Это было одно из центральных событий, круто изменивших его жизнь. Мунк, выражает своё осознание и ощущение, через трагическое поведение ребёнка. Девочка закрылась от звуков

внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что мама—умерла. Это несложно. Эспрессионизм—это выражение себя.

Весенний вечер на улице Karl Johan. 1892 Осло.Какая замечательная работа. С 1891-92 годов, Мунк начал создавать работы в стиле экспрессионизма. Как вот эта картина про Весенний Вечер.Отец Мунка был военный врач, который остался с пятью маленькими детьми на руках после смерти жены. К тому же он не умел достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить семью.Он всё время давил на сознание детей, тем что говорил им,что их мама сверху смотрит и следит за каждым их поступком. Ничего хорошего, кроме лишнего давления на детскую психику, такое воспитание не могло принести. Детство было нелёгким. Но талант ребёнка заметили очень рано. И он начал учиться. Сначала дома , а потом в Академии. При всём уважении, но сам Крог, который учил одно время Мунка, был только Крог.

К счастью нашлись спонсорские деньги и Мунк поехал в центры авангарда. В Париж и в Берлин.

Мунк Эдвард. Крик. 1893.
Одна из версий великой картины. Национальная Галерея. Осло, Норвегия.В 1893 году, Мунк создал эту, АБСОЛЮТНО знаковую работу для экспрессионизма.Про эту картину нужно очень долго рассказывать если со всеми деталями. Этого уже больше нету.Поэтому, поместите картину во весь размер, удобно откиньтесь и не напрягаясь, но сосредоточенно посмотрите на центр картины где-то с полминуты. Вы услышите, или почти услышите,—крик.Эта великая картина —КРИЧИТ! Для развлечения.Вот так картина, название которой по-русски «КРИК», называется в норвежском оригинале на языке художника—«SKRIK» (СКРИК!)Вот после этого, пусть  ещё раз расскажут, что викинги не оказали влияния на язык и развитие славян.

Историю можно переписать, но её нельзя переменить.

Шекспир. сонет 155.
Половая зрелость. 1895.
Потеря девственности. 1890-91
Гоген, Поль, (1848-1903), Gauguin, PaulЭто моё личное ощущение. Но достаточно твёрдое.Эти две работы —увязываются между собой.Между этим работами есть связь похожести между отношением обоих художников к теме.Может быть недаром эти два художника были по-настоящему дружны?Я уже не приглашаю никого высказываться. Я вообще никому здесь не должен. Как сказал в переносном смысле христианский лидер—Не мечите бисер…—

Но если у кого-то есть своё мнение, то мы с удовольствием послушаем.

Мунк, Роза и Амелия.

У меня нет года, но это не позже 20-х. Ботеро ещё даже не родился. Но Мунк не стал
развивать успех из поп-культурной идеи. А сегодня везде кричат —Ах, Ботеро, Ох Ботеро!

Больная девочка.
С этой картины начался новый Мунк.Мунк написал в 20-х годах очень приличную автобиографию. В ней он описывает, как ему пришли в голову главные идеи, объясняет работы с его точки зрения. Интересно.Это он сам и написал, что с этой работы он резко переменился. Главные, значимые работы Мунка написаны в экспрессионизме. Но работ не относящихся к экпрессионизму, больше. Поэтому вы увидите и такие работы.Эта картина, как и многие другие увязана на жизнь самого художника.Его старшая сестра, Иоганна Софи умерла в 1877 году, в возрасте 15 лет от туберкулёза, как и их мать. Смерть сестры повлияла на Мунка и он не мог этого забыть.Об этом и картина, написаная через годы.

Это уже новый Мунк.

Мунк, Автопортрет с бутылкой вина. 1906

Прекрасно!
Танец жизни. 1899

Такая луна и такое отражение в воде, не раз встречается у Мунка.
Я не думаю, что это отражение—фаллическое. Просто так выглядит.

Смерть в комнате больной. 1895.Смерть Софи не забывалась. Это этапная картина экспрессионизма о смерти старшей сестры Мунка.Она в кресле и Мунк сумел создать смерть прямо в воздухе, не показывая нам покойницу. Софи умерла или вот-вот умрёт. Перед ней их отец, врач. Рядом кажется сиделка. (Я забыл) Реакция отца, по-видимому говорит, что больная умерла. Слева в глубине картины, брат Мунка, не в силах смотреть на происходящее.На переднем плане две сестры. Одна видимо сидит и плачет, а вторая тоже не может заставит себя посмотреть на покойницу.И только сам Мунк, согласно его собственной композиции картины, смотрит прямо на сестру. Наверное ему психологически это было нужно.

Он тяжело перёнёс смерть сестры.

Мунк. Женщины на трёх стадиях.
Автопортрет с сигаретой. 1895
Мунк. Сестра Ингер. 1884
У Мунка действительно было психическое заболевание. У него была маниакальная депрессия. В 1908 году он сам лёг в клинику знаменитого профессора. После модного тогда лечения электрошоком, его живопись стала светлее и может быть перестала так давить на психику зрителя. Трудно сказать.

Но краски и свет на полотне действительно переменились.

Мунк. Женщины.
Мунк немало лет жил за границей. в основном в Париже и в Берлине. Среди его современников он заимствовал у Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Ему нравилось как они используют цвета и передают чувства. Кроме того, открытый протест Гогена против реализма совпадал с тем, что тогда думал о развитии искусства

живописи и сам Мунк.

Ратенау, Вальтер. 1907Интересно, что Мунк написал Ратенау.Ратенау, это тот самый министр иностранных дел Германии, который подписал Раппальский договор с СССР, и закончил экономическую и политическую изоляцию СССР. Патриоты объявили, что еврей продал Германию

большевикам и через два месяца убили его.

Munch Edvard, Anxiety,(нервозность) 1894
С 1910 года Мунк жил только в Норвегии до самой смерти. Он стал чем-то вроде национального героя. Выставки, заказы от государства. Он получил степень рыцаря королевского ордена, а потом ему дали высшую степень этого ордена. Но Мунк не был тщеславен. Последние десяток лет и даже больше, он работал меньше и не всегда успешно. Среди картин на этой странице, я поместил два НЮ, («Женщины» и «Женщины на трёх стадиях»)

и это не самые успешные работы художника.

Девушки на причале. 1904 .
Мунк. Дама из моря. 1896
Четыре девочки в Aasgaardstrand.

Мунк. Пепел. 1894.Мунк не посыпал себе голову пеплом в конце жизни. Он преуспел. Но он так и не женился. Похоже что он был по его психологии неженатиком. У него была длинная связь с аристократкой, но как она его не упрашивала, он не соглашался пожениться с ней. Ещё одна, оченьбогатая женщина,

вытворяла отвратительные вещи, чтобы заставить Мунка жениться. Конечно, ничего не вышло.

Мадонна.(1894-1895)«Мадонна», это великая картина. И она среди самых знаменитых картин Мунка в мире. «Крик» похитили из Национальной Галереи в 1994 году. Сумели найти. В 2004 году из музея Мунка украли другую версию картины Крик» и»Мадонну» Тоже нашли, но реставраторам пришлось немало поработать над повреждениями.Самая дорогая картина Мунка на сегодня, была продана «Сотби» три года назад за больше чем 38 млн. долларов.

Это была картин «Вампир». Я её не люблю, и поэтому не помещаю

Автопортрет между часами и кроватью.1942
Мунк, Эдвард(1863 – 1944) Munch Edvard

Только в музее Мунка в Осло находятся 1100 работ маслом, 4500 рисунков и 18 тысяч отпечатков с гравюр. Мунк был очень успешный художник-гравёр.Сегодня и уже очень давно, мощное и фундаментальное влияние Мунка на развитие авангардной живописи в 20-м веке заслуженно признано всеми.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Вениамин.

Источник: https://tandberg.livejournal.com/26901.html

Ссылка на основную публикацию