Мадонна с младенцем под яблоней, лукас кранах старший

Павел ЛАВРЁНОВ. Божественные Кранахи

Необычное по звучанию, заставляющее вслушиваться в непривычное для русского слуха буквенное сочетание, в чём-то даже загадочное имя — Кранахи. Лукас Кранах Старший — отец. Лукас Кранах Младший — сын. Династия Кранахов.

Оставляя в стороне известные знания о династии немецких художников, с новым чувством погружаешься в созерцание богатейшего собрания произведений, так щедро преподнесённого Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в весенние месяцы.

Два вместительных зала картин по всем стенам и связующая двухсторонняя колоннада с рисунками и гравюрами. Удачный день, не так-то много и посетителей, не надо ходить толпой, поминутно пригибая голову, вставая на цыпочки или силясь выглянуть друг у друга из-за плеча.

Отделка, торжественно-храмовые своды «Пушкинского» приуготовляют к встрече с Кранахами заранее, настраивают на философский лад.

Всех картин, тем более гравюр, в один присест не осмыслить, не по силам и незачем, кое-что придёт из памяти, откроется позже, на выставке же, прежде всех идей, привлекает возможность самостоятельно, независимо от книжных знаний увидеть и понять направление мысли живописцев.

В работах Кранаха Старшего, неуловимо, но бесспорно господствующего над мастерами его мастерской и над собственным сыном, привлекают, прежде всего, полотна Мадонны с Младенцем.

Написанные в разные годы, они все, как хорошо запечатанные сосуды, хранят в себе особый, отличный от других смысл.

«Мадонна с Младенцем в винограднике» и «Мадонна с Младенцем под яблоней» — образы осиянно-возвышенные, а окружающий антураж побуждает к несколько иному прочтению.

На картине «Мадонна в винограднике» за спиной Младенца изображена подпорка плодоносящей виноградной лозы в форме креста, виноградные кисти в изголовье Марии и виноградная кисть в её ладони — символы жизни и смерти, кисти, прикреплённые к древу, и кисть срезанная, сорванная или снятая, как в грядущем будет снят с Креста умерший на нём её Сын Христос.

Пока он — Младенец, покоящийся на руках Матери, но уже протянул ручку и прикоснулся к снятому винограду — своему будущему. Задний план картины выходит на первый, начинает в восприятии главенствовать.

Виноградарь-Отец, посадив виноградник и годами ухаживавший за ним, смастерил для сбережения урожая подпору, утвердил её в плодоносящем саду, тем самым определив заботами и трудами дальнейшую судьбу Сына. И два средокрестья подпорного Креста над головой Младенца — не что иное, как указание на его путь от настоящего к будущему, восхождение от земного к небесному.

Скорее всего, именно поэтому место, где должны находиться ступни Христа, — средокрестье нижнее – расположено на уровне глаз зрителя, чтобы восприниматься первым, в то время как верхнее средокрестье замечается только потом, для чего надо поднять глаза и рассмотреть поперечину посреди резных листьев и мысленно дописать Крест, воспроизведя надпись на табличке, которой здесь нет: «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Живые кисти винограда над головой Мадонны тоже по-своему рассказывают о предстоящих событиях, то есть виноградную кисть отделят от лозы — умертвят Сына, погребут Его в пещере — изготовят вино и разделят в причастии — Воскресение. Рассматривая картину, склоняешься к мысли, что организующим, смысловым началом Кранах Старший избрал вовсе не фигуру Мадонны или Младенца, а одну-единственную виноградную кисть, вложенную в руку Божьей Матери для вкушения, что и делает Младенец, беря пальчиками предложенный плод. Снятый виноград — это труды Творца. Виноградник — Земля. Крест — ось. А в целокупности картина изображает вседневную Бесконечность.

Конечно, рассуждать о картине «Мадонна в винограднике» с какими-то безусловными выводами — нельзя, хотя бы потому только, что она не полная, частично утрачена. Но и с утратами сюжет перечисленными образами не исчерпывается, у картины есть и третий, и четвёртый план.

Одесную Младенца и чуть позади свежими густыми струями изливается водный источник, а за ним на холме, напоминающем больше Голгофу, утверждён ещё один столп. Голый его ствол обвит гибкой растительностью, а тело ползучего древа Змием стелется по земле. В каждом предмете символы.

И эта странная телесная бледность Младенца, мертвенная, словно он восприял греховную погибель человека от Искусителя и принимает её уже на себя. Не потому ли Кранах Старший выделил у Младенца органы слуха крупно? В той же культуре Востока, как известно, это — свидетельство святости. Вверху голого древа, далее, опять раскидистой ветвью цветёт жизнь.

Следующим планом — водная гладь, в предгорье тонко выписаны обитель и высокая, будто там хранится чаша Грааля, гора, кусок светлого неба. Пейзаж многозначный и впечатляющий.

Вторая картина, забравшая внимание, тоже Мадонна с Младенцем, но под яблоней. Она во многом перекликается с первой. Светлая Божья Матерь и полный жизненной силы Сын. В этом сюжете привлекает яблоня. Расположенная за спиной Мадонны, с плодами и кроной в её изголовье, она так же организует первый план.

Любопытно, что при рассмотрении картины именно крона яблони первой бросается в глаза, густая, усыпанная крепкими и плотно прикреплёнными к древу спелыми яблоками. Ни репродукция, ни фотография, какими бы хорошими они ни были, не передают того воздействия, какое оказывает художественное полотно.

Крона яблони в изголовье Мадонны не просто густа – она в своём беремени словно свешивается, выходит наружу, нависает над Мадонной, Младенцем, зрителем.

Такую чрезмерность в изобразительном искусстве трудно принять, мудрствуя о методе Кранаха, сочиняешь себе: здесь он, основываясь на Ренессансе, больше подвинулся к маньеризму.

Заумь понимания невзначай исправила действительность.

В этот високосный, две тысячи шестнадцатый год, когда цветение было каким-то лавинным, когда ветки яблонь из-за обилия на них цветов были похожи на неохватные праздничные гирлянды, когда зацвели разом и яблони, и черёмуха, и вишня, и акация, и сирень и цвели долго, а кусты в густоте собственной зелени выглядели как холмы, а деревья как горы, вспомнилась «Мадонна с Младенцем под яблоней», написанная Кранахом в двадцатых годах шестнадцатого столетия и вполне, оказывается, отразившая природную жизнь, современную тоже. Не берусь утверждать, тем более с нахальным употреблением так распространённого в культурной среде словечка «переосмыслил», но Кранах Старший изобразил иначе известный библейский сюжет, а правильнее сказать, соединил глобальные сюжеты «искуса» и «святости», сопряг духовное с земным. Смиренно принимая положение, в каком оказался человек в результате неразумного ослушания, живописец делает земную юдоль Раем. Древо познания добра и зла становится Древом жизни, земной жизни, ни в чём в её богатом благоухании не уступающей райской. И крона с некогда греховными плодами в изголовье Мадонны — живоносный над ней венок, где острые концы сочных листьев отдалённо напоминают о терновом венце её Сына, которого она младенцем держит сейчас на руках. Искуплён грех. Там, где селился искус, живёт святость. Порок преодолён, о чём свидетельствуют хлеб в ручках Младенца и райское яблочко.

В этой картине тоже всех символов не перечислить, тем более уверенно разгадать. Она влечёт к себе тёплой радостью. На последующих планах вариации знакомых уже гор, жилища, утверждённого на краю скалы, куска светлого неба и отражаемого внизу водоёма.

На этом бы и оставить о картине раздумья, но брошенный на прощанье взгляд вновь попадает на райские яблоки. Поначалу не обращаешь внимания, а вот потом, когда, казалось, насытился впечатлением, понимаешь, что так в них притягивает. И в чём о них твоя недодуманность.

Плоды вместо того, чтобы быть соблазнительными наливными боками, показаны стопочками. Все до одного. И тот, что в руке Младенца. Плод питается соками земли через плодоножку, а через стопочку внимает небесный свет.

И когда плод сорван и лишается земных связей, он всё равно продолжает жить, как тот, что покоится в младенческой руке будущего Спасителя. Вот как ещё утвердил Кранах Старший земную и небесную жизнь! Изящно, тонко, неожиданно.

Между двумя «Мадоннами», полных разнообразных красок, привлекает картина совсем других тонов и настроения — «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)», тоже кисти Лукаса Кранаха Старшего.

Опуская всяческие догматические разговоры и принимая картину в чистом виде, как будто о Христе, Деве Марии, Марии Магдалине ничего никогда не знал, складывается определённо впечатление — это семейная идеальная пара, образец мужчины и женщины, совершенные во всём земном мире муж и жена.

Ровная, спокойна ясность мужчины и безусловное доверие к нему женщины, её душевная доброта. Безотрывно глядя на картину, вдруг ловишь себя на мысли, что улыбаешься и понимаешь, что пережил счастье.

Становишься счастлив, глядя на изображение семейного счастья, будто бы в жизни счастливых семейных пар не встречал и сам как будто не счастлив! И такое, оказывается, бывает. Почувствовать счастье, созерцая картину, написанную немецким художником, почитай, полтысячи лет назад. Диво. Всецело принимаешь образы с желанием всегда носить впечатление о них с собой.

А вот общеизвестный символ любви — Венера, написан ещё по-новому. Отличается и от всех Мадонн Кранахов, и всех изображённых ими женщин. Конечно же, «Венера и амур» — ренессансная классика. В каком-то комментарии говорилось, что вложенная в лук амура стрела создаёт зрительское напряжение.

Его не почувствовать, рассматривая отдельно мифологическую богиню, и вообще ничего не почувствовать, кроме удивления отличной от прежних работ техникой, способом изображения символа подлинно плотской любви.

Надумавшись всякого — о непохожем представлении немцами идеала женской красоты и неожиданном прорыве Кранаха Старшего в изображении плоти, отсутствии в письме дидактизма и назидательности — невзначай повернулся к просмотренным ранее картинам, потом опять посмотрел на «Венеру с амуром» и вот тут-то в сравнении ощутилось, как внутренне напряжена картина и как умеет властвовать над мужчиной женская плоть. Очень разные у живописца миры, и восхитительна его способность найти им соответственное выражение.

После соблазнительно-властной Венеры, отдельно выставленной в торце зала и как бы разделяющей собой предыдущие и все последующие сюжеты, новые бытовые сцены, лица, фигуры людей воспринялись проще и легче, можно даже сказать, с облегчением. Мир известных страстей, выражений.

Читайте также:  Портрет графа ивана григорьевича орлова, рокотов - описание

«Крестьянин покупает молодую куртизанку», «Старуха соблазняет молодого человека за деньги» — рот у крестьянина большой, страшный, сладострастная старуха ещё более неприятна. Трезвое понимание жизни. Сдержанность в порицании.

В этой галерее картин, включающей незамужних девиц, зрелых женщин, привлекает одна общая деталь — руки.

Зачастую, даже в фигурах вроде благообразных, пальцы рук, ладони женщин изображены похожими на те ласковые мягкие лапки, какими Искуситель подал яблоко Еве, чего не скажешь о руках Мадонны, или запечатлённых на картине «Мистическое обручение» руках Екатерины, Доротеи и других Святых. Руки Венеры и Евы тоже почему-то изящные.

Противоположность всему увиденному составляют мужские портреты. Мужчины у Кранахов и, прежде всего, владыки Германии богаты телами, одеждами. Они прочны, плодовиты.

Густые великие бороды, лица, уширенные книзу фигуры, укоренённые тем самым в родную землю, национальную культуру и жизнь. Всякая насмешка, малейший намёк на непочтительное отношение к изображению своих курфюрстов – исключены.

Уважаемые за труды надёжные правители — пожалуй, к такому выводу, говоря о государственных мужах, хотели подвести Кранахи.

Выставка картин была названа по-учёному: «Между Ренессансом и маньеризмом» — буйно-бурно-цветущим, природным и салонным, декоративным. Когда дивишься, с каким трудолюбием и тщанием исполнены гравюры, рисунки, и сколько работ всего за сто с лишним лет произведено династией во славу Германии, само собой рождается определение: Божественные Кранахи, оставившие и в твоей душе важный след.

На илл.: «Мадонна с Младенцем под яблоней».

Источник: http://moloko.ruspole.info/node/7453

Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом».

Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи

Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.

Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами.

 В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.

Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела.

Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини.

В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи. Женский портрет

Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха.

И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.

Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи.

Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.

Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. Прага. Картинная галерея Пражского града

Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.

Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Богатый крестьянин и молодая куртизанка). Москва, собрание Светланы Антоновой

Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.

Кранахи. Мадонна с Младенцем

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы

Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками.

Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.
Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты.

Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике). Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Будапешт, Музей изящных искусств

Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.

Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью.

Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.

Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн

Христос и Дева Мария

Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)».

Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии.

Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.

Кранахи. Грехопадение

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.

В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.

Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.

Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина

История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.

На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности.

Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.

Кранахи. Библейские истории

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах.

Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.

Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней.

В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

Читайте также:  Музей пива heineken, амстердам

На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.

Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. Будапешт, Музей изящных искусств

Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:

Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.

Последователь Лукаса Кранаха Старшего (Лукас III Кранах). Поклонение волхвов. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Лукас Кранах Старший

Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку.

Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.

Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года.

Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея.

Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom

Картина Лукаса Кранаха Старшего Мадонна с младенцем под яблоней, Искусствоведение — Курсовая работа

Оглавление

Введение

Глава I. Лукас Кранах старший и его живопись

§

1. Особенности Лукаса Кранаха старшего как художника

§

2. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней»

Глава II. Анализ картины «Мадонна с младенцем под яблоней»

Заключение

Список использованной литературы

Содержание

Выдержка из текста

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких ученых как: Е.В. Дмитриева, Е.А. Андреева, Г. В. Елизарова, И.А. Зимняя, Г. А. Иванкина, М.П. Карпенко, В.Н. Помогайбин, С.А. Спасский.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т. А.

Ладыженской, только начинает формироваться, в ней ещё недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по формированию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня формирования этого вида коммуникации. Данная ситуация требует поисков новых приемов и средств при формировании связной речи.

Список использованной литературы

1. Бенуа А. Н.

Путеводитель по картинной галерее императорского Эрмитажа. — СПб.: Эрмитаж, 2008. — 322 с.

2. Верман К. История искусства всех времен и народов. — М.: Астрель, 2002. — 944 с.

3. Вернер Щ. Кранах и семья художника. — М.: Изд-во Иск-во, 2006. — 212 с.

4. Гирц К. Насыщенное описание: в поисках интерпретативной теории культуры // Самосознание мировой культуры. — СПб.: Изд-во Петрополис, 1999. — 420 с.

5. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Книга для чтения в 3 ч. Ч.

1. Древний мир. Средние века. Эпоха возрождения / Сост. М. В Алпатов и др. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Просвещение, 1987. — 288 с.: ил.

6. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Книга для чтения в 3 ч. Ч.

2. Искусство Западной Европы XVII—XX вв.еков / Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Просвещение, 1988. — 312 с.: ил.

7. История живописи зарубежных стран. — М.: Эксмо, 2004. — 436 с.

8. История живописи зарубежных стран XV — XVIII веков. — М.: Слово, 2005. — 568 с.

9. История живописи Германии. — М.: Изд-во Искусство, 1996. — 456 с.

10. История живописи Германии (1300 — 1800).

 — М.: Эксмо, 2004. — 512 с.

11. История искусства. — М.: Доротея, 2009. — 456 с.

12. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — М.: Изд-во Наука, 2008. — 456 с.

13. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Изд-во Центр, 2002. — 306 с.

14. Культурология / Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина; под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Высшая школа, 2007. — 710 с.

15. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. Г. В. Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 576 с.

16. Либнан М. Я. Дюрер и его эпоха. — М.: Иск-во, 1996. — 312 с.

№ 17.. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Просвещение, 1982. — 320 с.: ил.

18. Мастера музыки, искусства и архитектуры / Сост. Н. Б. Сергеева. — М.: Изд-во Вече, 2006. — 400 с.

19. Никулин Н. Н. — полный каталог немецкой живописи Эрмитажа.

20. Пановский Э. Этюды по иконописи. — М.: Изд-во Иск-во, 2005. — 234 с.

21. Сапронов П. А. Культурология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Изд-во Союз, 2001. — 560 с.: ил.

22. Сомов А. Н. Каталоги Западно-Европейской живописи Эрмитажа. — СПб.: Славия, 1999. — 112 с.

23. Сомов А. Н. Каталоги немецкой живописи Эрмитажа. — СПб.: Славия, 1999. — 112 с.

24. Степанов А. В. Искусство Северного Возрождения. — М.: Эксмо, 2008. — 456 с.

25. Степанов А. В. Искусство Германии. — М.: Эксмо, 2006. — 312 с.

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/kartina-lukasa-kranaha-starshego-madonna-s-mladentsem-pod-yabloney/

Мадонна с Младенцем в живописи

Лукас Кранах Старший.
«Мадонна с Младенцем под яблоней».
Около 1530.

Мазолино и Мазаччо.
«Мадонна с Младенцем, святой Анной и ангелами».
1424.
Галерея Уффици, Флоренция.

Мариотто Альбертинелли.
«Мадонна с Младенцем и со святыми Иеронимом и Зиновием».
1506.

Мариотто Альбертинелли.
«Мадонна с Младенцем».

Мастер Апофеоза Девы Марии.
«Мадонна с Младенцем и со святыми Анной, Петром, Георгием и Христофором».
Около 1480.

Мастер Букингемской мадонны.
«Мадонна с Младенцем на троне».
Между 1460 и 1465.

Мастер женских полуфигур. Работал в Антверпене в первой половине XV века.
«Мадонна с Младенцем».

Мастер легенды о святой Екатерине.
Триптих «Мадонна с Младенцем». Центральная панель.
Около 1470-1500.

Мастер Рождества Кастелла.
«Мадонна с Младенцем в окружении четырёх ангелов».

Мастер Святого рода.
Триптих «Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Варварой» (открыт).

Мастер цеха шерстянщиков. Работал в конце XIV — начале XV века во Флоренции.
«Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами».

Мастерская Андреа дель Верроккьо.
«Мадонна с Младенцем».
Вторая половина XV века.

Пальма Старший (Якопо Негретти).
«Мадонна с Младенцем».
1515-1516.

Пальма Старший (Якопо Негретти).
«Мадонна с Младенцем и заказчиками».
Около 1505.

Паоло Веронезе.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Юстином и Георгием и бенедиктинским монахом».

Перуджино.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святой Розы и святой Екатерины».

Понтормо (Якопо Карруччи)
«Мадонна с Младенцем, со святыми Иосифом и Иоанном Крестителем».
1520-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рафаэль Санти, прозванный Рафаэлем.
«Прекрасная садовница (Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем в пейзаже)».

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Мадонна с младенцем на облаке».
1641.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Мадонна с Младенцем, кошкой и змеёй».
1654.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Один из трёх королей поклонения Мадонне с Младенцем».
1635.
Государственный музей, Амстердам.

Сандро Ботичелли.
«Мадонна «Magnificat». Мария с Младенцем Христом и пятью ангелами».

Филиппо Липпи.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори).

Фра Анджелико (Гвидо ди Пьетро).
«Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франча Франческо (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини).
«Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием и Иеронимом и музицирующими ангелами».
1500.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франческо Мармитта.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами».

Якопо Беллини.
«Мадонна с Младенцем и с донатором Лионелло д'Эсте».

Ян Госсарт (копия XVI века).
«Мадонна с Младенцем».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Провост.
«Мадонна с Младенцем».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1 …

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Madonna%20s%20mladencem/2.html

Первая в истории выставка Кранахов в Москве

Первая в истории выставка Кранахов в Москве. [Mar. 29th, 2016|04:49 pm]Виктор
Выставок Кранахов в России до сих пор никогда не было. Отдельные работы Лукаса Кранаха Старшего можно видеть в постоянных экспозициях Пушкинского музея и Эрмитажа. И даже есть одна работа в музее в Нижнем Новгороде. И провенанс этих работ неоспоримо доказывает их появление в России в досоветский период. Но вот оказывается, что уже 70 лет в запасниках Пушкинского музея хранятся работы Кранаха-отца и Кранаха-сына и другие работы мастерской Кранаха, которые никогда с тех пор широкой публике не показывались. Эти работы были вывезены трофейной командой СССР в 1946 году из тюрингского города Гота, где в замке Фриденштайн была тогда самая большая коллекция Кранахов в Германии. В 1955 году буквально несколько работ СССР вернул в Готу. Но основная часть коллекции осталась запертой в запаснике музея на 70 лет. И вот впервые в Пушкинском музее встретились две части той прежней коллекции Кранахов из Готы дополненные работами из собраний музеев Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» проходит сейчас в Пушкинском музее на Волхонке.Я не искусствовед и не историк искусства. Посему отсылаю всех интересующихся Кранахами к статьям в сети, которых там изрядное количество. А тут покажу буквально несколько работ. Ну, во-первых, это необычная работа «Христос и Дева Мария» из Готы. Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего.Лукас Кранах Старший, «Христос и Дева Мария», 1507 ?Эрмитажная «Венера м Амур», которую организаторы выставки повесили в полукруглой нише зала как доминантную работу мастера. Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной — до этого времени «ню» позволялось лишь Еве.Лукас Кранах Старший, «Венера и Амур», 1509При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому искусству. Латинская надпись на картине гласит:«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского музея изящных искусств— еще один шедевр экспозиции.Лукас Кранах Старший, «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», вторая половина 1510-хУ ног Маргариты находится дракон — это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня — в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.А этой знаменитой картине из Эрмитажа посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский.Лукас Кранах Старший, «Мадонна с Младенцем под яблоней», 1520-1530(Л. Кранах 'Венера с яблоками') В накидке лисьей — сама хитрей, чем лиса с холма лесного, что вдалеке склон полощет в реке, сбежав из рощи, где бог охотясь вонзает в бок вепрю жало стрелы, где бушуют стволы, покинув знакомый мыс, пришла под яблоню из пятнадцати яблок — к ним с мальчуганом своим. Головку набок склоня, как бы мимо меня, ребенок, сжимая плод, тоже смотрит вперед. апрель — май 1964 Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии, замком и горами. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив — она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.Выставка замечательная. Скажу, что для немцев Кранах это все равно, что для нас Рублев. И это надо смотреть.
Читайте также:  Всемирный потоп, микеланджело буонарроти, 1512
Comments:
From: pascendi2016-03-29 02:34 pm (UTC) (Link)

А теперь хотелось бы послушать комментарий начальника транспортного цеха на его же фразу: «Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего» — в чём КОНКРЕТНО ощущается влияние идей Мартина Лютера, и каких КОНКРЕТНО идей (хотя бы на уровне идей, содержащихся в 95 тезисах).

From: stroganov2016-03-29 03:08 pm (UTC) (Link)

Тут больше человеческого, чем божественного. В этом и есть проявление идей Лютера.

From: pascendi2016-03-30 08:02 am (UTC) (Link)

Это не проявление идей Лютера, а проявление идей Ренессанса.Вот тебе, например, совершенно католическая Мария Магдалина 1540 года из Каталонии:

И прочитай, всё-таки, вот это: http://krotov.info/library/12_l/ut/er_03.html

Тогда у тебя не будет совершенно ложного мнения, что идеи Лютера хоть как-то ставят человеческое перед божественным. Лютер как раз был человек набожный до фанатичности. Боролся он не с Христом, а с тогдашним папством.

Edited at 2016-03-30 08:03 am (UTC)

From: felisata2016-03-29 03:09 pm (UTC) (Link)

Спасибо, забираю))

From: evrikab2016-03-29 03:48 pm (UTC) (Link)

Супер!!!

From: seaseas2016-03-29 05:10 pm (UTC) (Link)

Люто завидую.

From: stroganov2016-03-29 05:23 pm (UTC) (Link)

ну тада завидуй…))да, кстати, каталог выставки в бахрушинском до сих пор не вышел хотя обещали после 8 марта..

но я контролирую ситуацию…)

From: seaseas2016-03-29 05:26 pm (UTC) (Link)

Спасибо, дорогой!)Кранахов маненько в Берлине видела..

Еще где-то, в Астердаме, кажись..

From: nosimplex2016-03-29 11:08 pm (UTC) (Link)

Спасибо!

From: stroganov2016-03-30 04:13 am (UTC) (Link)

Да мне-то за что? Это руководству музеев, давших работы на выставку. Им спасибо…)

From: stroganov2016-03-30 01:47 pm (UTC) (Link)

Вот…)))

Источник: https://stroganov.livejournal.com/194836.html

Мадонна Под Яблоней Кранах

В Вильнюсской картинной галерее сегодня открывается выставка одной картины — шедевра живописи немецкого художника Лукаса Кранаха-старшего (1472-1553) «Мадонна с младенцем под яблоней» из собрания петербургского Эрмитажа. «мадонна с Младенцем под яблоней» — картина немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего из собрания Государственного Эрмитажа.

Мадонна с Младенцем под яблоней, Лукас Кранах Старший

Она отличалась тем, что особое внимание мастера кисти уделяли портретам. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

По словам организаторов выставки, «Мадонна с младенцем под яблоней» является одним из самых ценных экспонатов Эрмитажа среди произведений западноевропейской живописи. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта.

Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Лукас Кранах вписался в свою эпоху.

Художники раскрывали тайны отражения на полотне духовного мира человека, его особых черт.

бЧФПТ: лТБОБИ мХЛБУ. В них нет важных особ.

Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Верили, что Иисус Христос никогда не откажет Ей в просьбе: «Пречудная Царица Богородица. В творчестве Лукаса Кранаха ярко отразились черты немецкого Возрождения.

Мадонна с Младенцем под яблоней

Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.

Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Кранах умел, как никто другой писать портреты. Но теперь в искусстве сказали свое слово и художники.

Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Именно в эпоху Возрождения изображения Мадонны с младенцем получают наибольшее распространение. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.

Мадонна с младенцем под яблоней

Спокойная, уравновешенная композиция достроена по принципу «классической» пирамиды, вершина которой совпадает с головой Мадонны: нижние углы этой пирамиды образованы фактурно выписанными складками плаща. Все его портреты изображают живых людей, чуждых искусственных поз.

Символика картины связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.

нЕФПДЩ, ФЕИОЙЛБ: ИПМУФ (РЕТЕЧ У ДЕТЕЧБ), НБУМП 87И59 УН.

Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами. Картина «Адам и Ева. Немецкая живопись XVI – XVIII веков. «Портрет молодой дамы», «Мадонна с младенцем», «Венера», «Дама у окна», «Лукреция» – известные полотна Кранаха, в которых он передал очарование женщин и очарование природы Германии, которая в портретах стала фоном.

Описание картины «Мадонна с младенцем под яблоней»

В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.

Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.

зПДЩ УПЪДБОЙС: НЕЦДХ 1520-1526. Яблоко и булка в руке младенца — два очевиднейших символа: с одной стороны — первородного греха, с другой — хлеба Евхаристии и спасения, этот грех искупляющего.

Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Мадонна с младенцем под яблоней Между 1520-1526. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло возможно картина была обрезана.

Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.

Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок.

Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем под яблоней»

Слева от Мадонны виден пейзаж с горным озером и небольшим замком на скале.

Русские крестьяне, следуя православной традиции, считали Богородицу, «святую и пренепорочную Приснодеву», заступницей перед Богом, «ходатаицей», «молебницей» за людей во всех их нуждах.

Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.

Чувствуется особое отношение художника к написанию женских портретов. Кранах Лукас Старший 1472-1553.

Лукас Кранах – Мадонна с младенцем под яблоней

Магия Алхимия
Концерт Картина
Jordaens Jacob
Адольф Шарлемань
Юлия Гете

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/madonna-pod-yabloney-kranah/

Ссылка на основную публикацию