«мечты», константин аполлонович савицкий — описание картины

Истории написания картин и создания художественных галерей

Здесь «Русский дух» – вслед за классиком готов воскликнут каждый посетитель музея. Действительно, основная часть коллекции посвящена русскому национальному искусству, как и задумывалось первоначально. Многие произведения галереи имеют свою тайную историю, часто печальную и трагичную, иногда занимательную или курьезную.

Первая и последняя картины

Коллекция картин началась с полотна Шильдера «Искушение». Петр Третьяков приобрел ее осенью 1852 года. Она стала его личной уступкой миру искусства и началом великого собирательства. Это неброское полотно очаровывает своей наивностью и простотой сюжета. У постели умирающей матери девушка отвергает дорогой подарок и внимание богатого искусителя.

Николай Шильдер «Искушение»

Почему из многих сотен, виденных им картин, Третьяков выбрал именно эту? Скорее всего, его поразило отражение реальной жизни, правдивость представленной ситуации.

А может и то, что это произведение как рассказ с многоточием в конце, заставляет работать воображение.

 В дальнейшем коллекция будет пополнена множеством холстов на бытовые и исторические темы, написанные в такой же странной манере, с продолжением.

Последняя картина, приобретенная Третьяковым в 1898 году – эскиз пейзажа И.И.Левитана «Над вечным покоем». Грустью веет от полотна. С такими же ощущениями жил тогда и Третьяков.

Он был болен, нездорова и жена. Вероятно, меценат предчувствовал скорый уход. От этого было грустно.

Утешение приносила мысль, что дело всей его жизни получит признание не только современников, но и будущих поколений.

Исаак Левитан «Над вечным покоем»

Женщина или мужчина

За портретом Ф.С. Рокотова «Неизвестный в треуголке» стоит слегка курьезная история. При проведении экспертизы было обнаружено, что под верхним слоем краски ясно проступает декольте и брошь.

При изучении документов было точно установлено, что вначале художник рисовал женщину – жену одного из своих друзей. Так случилось, что тот женился во второй раз, а портрет остался и желание любоваться им тоже.

Хитрость была не чужда мужчинам во все времена, и чтобы избежать ревности второй супруги, Рокотов выполняет просьбу друга и «переодевает» портрет в мужской костюм.

Федор Рокотов «Неизвестный в треуголке»

Два автора одной картины

Известное всем «Утро в сосновом лесу» первоначально называлось «Медвежье семейство в лесу». Всем известно, что эта картина Ивана Ивановича Шишкина. Действительно, тщательно проработанный пейзаж выполнен им. Вот только зверей художник рисовать не умел, а без них картина выглядела не законченной. Ситуацию спас Константин Аполлонович Савицкий.

Именно он является автором медвежьего семейства. Подпись второго автора на картине практически невидна. Говорят, что ее стер сам Третьяков, когда Константин Аполлонович пришел требовать половину гонорара, а не четверть, как рассудил собственник галереи. Ходят слухи, что Шишкин и Савицкий сильно поссорились при дележе гонорара.

В любом случае больше совместных полотен они не писали.

Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу»

Первый или второй

Второй, наиболее известный, вариант картины Ильи Репина «Не ждали» написан в 1884 – 1988 годах, изображает он неожиданное возвращение политического ссыльного. Почему главный герой одет в отрепья и вернулся неожиданно для домочадцев, остается только догадываться.

Может быть, он бежал и именно поэтому так напряжены фигуры взрослых участников действия. Менее известен первый вариант, созданный в 1883 году. Написан он маслом по дереву и изображает столь же неожиданное возвращение домой девушки – курсистки.

 Первый вариант писался с натуры, в комнатах дачи в Мартышкино. Натурщиками служили родные и знакомые художника. Все изменения в композиции второго варианта, в том числе и переработка мимики героев, производились непосредственно на холсте.

Компоновка картины напоминала построение театральной мизансцены.

Черная ворона

Картина Сурикова «Боярыня Морозова» Третьяков приобрел в 1887 году за 25000 рублей и она остается в центре экспозиции музея до сегодняшнего дня. Существует версия, что сначала холст был гораздо меньшего размера, но в процессе работы композиция разрослась.

Художник сделал снизу надшивку, на которой и изобразил расстояние от края картины до розвальней. Однако реставраторы эту легенду не подтверждают. Точно известно, что прототипом боярыни послужила тетка художника – Авдотья Торгошина.

Суриков вспоминал, что ключом к образу главной героини стала ворона с перебитым крылом, а портретный образ срисован со старообрядки, повстречавшейся автору недалеко от Рогожского кладбища.

Василий Суриков «Боярыня Морозова»

Жил был мальчик

Картина Перова «Тройка» известна многим со школьных лет, но вглядываясь в лица детей и испытывая к ним жалость и сострадание, многие и не догадываются о печальной истории главного персонажа. Светловолосого мальчика для картины Перов искал повсюду. Однажды он встретил женщину с двенадцатилетним сыном Васей.

Мать долго противилась просьбам художника и не разрешала сыну позировать. Он был последним ее утешением. Совсем недавно она потеряла мужа и похоронила других детей. После настойчивых просьб Перова женщина сдалась. Вскоре после завершения работы мальчик умер. Безутешная мать хотела приобрести картину, но к этому времени ее уже купил Третьяков.

В качестве утешения Перов написал для нее портрет сына отдельно.

Писать — не переписать

Николай Ге известен религиозными сюжетами. Его полотна «Что есть истина?», «Христос в Гефсиманском саду», «Распятие», «Тайная вечеря», наделяли Спасителя человеческими чертами. Это было весьма революционное решение образа Христа. Работы Ге официальное искусство считало надуманными. Ему часто давали понять, что он не оправдывает ожиданий. Покупались картины художника плохо.

Он был вынужден экономить и, к большому сожалению потомков, писать одни картины поверх других. Таким образом, на картине «Милосердие» было написано полотно «Что есть истина?». Это было доподлинно установлено в результате экспертизы. Кроме того, со временем краски верхнего слоя стали прозрачными и между головами Понтия Пилата и Иисуса Христа проступило изображение предыдущей картины.

 Работы по исследованию старых красочных слоев преподнесли и ещё один сюрприз. В самом низу оказались ранние варианты «Распятия». Это не единственная картина Ге, переписанная неоднократно. Таким же метаморфозам подвергался «Христос в Гефсиманском саду». В последнем варианте Спаситель представлен готовым к жертве и отбросившим все сомнения человеком.

Это очеловечивание Бога не совпадало с принятой обществом точкой зрения.

Николай Ге «Христос в Гефсиманском саду»

Картина не имела успеха ни на одной из выставок художника. Ее, вместе с другими работами, удаляли с экспозиций, как запрещенную церковной цензурой.

 Художник был вынужден демонстрировать полотна на частных квартирах. Но среди просвещенной публики произведения кисти Николая Ге постепенно становились популярны.

Для молодежи он превратился в апостола нового искусства.

Третьяковская галерея, как бездонная шкатулка с историями. Рассказ о полотнах не имеет конца. Так же долго можно бродить по залам музея, раскрывая для себя неожиданные стороны известных картин.  

Источник: https://upages.io/biblioteka/taynaya_zhizn_kartin

Савицкий : Мир искусства

Февраль 11, 2013

К числу крупнейших представителей передвижничества принадлежал Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905). Будучи еще учеником Академии, Савицкий показал свое произведение на передвижной выставке.

Это явилось поводом, по которому Академия отказала ему в праве на участие в конкурсе.

Первая же картина, написанная Савицким после выхода из Академии – «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) – показала в нем художника, живо интересующегося современной жизнью и умеющего схватить ее наиболее характерные явления.

На картине Савицкого перед нами несомненно недавние крестьяне, уже оторванные от земли и «старинных форм труда» (Ленин).

Изображенные в картине рабочие, подгоняемые подрядчиком, непрерывно катят свои тачки, не могут остановиться, вздохнуть, оглянуться на окружающее.

Да и само окружающее – скудный пейзаж с немногими уцелевшими на пригорке березками – представляет собой мрачную картину. Человеческий труд на картине Савицкого лишен радости и показан как непосильное бремя.

В картине есть интересные образы. Таков образ подрядчика, предпринимателя нового типа, или образ тачечника с повязкой на голове, изображенного на переднем плане. Тачечник Савицкого по мощи и силе характера напоминает репинского Канина из «Бурлаков». Это тем более интересно, что, как известно, именно Савицкий вдохновил в свое время Репина на создание этой ставшей знаменитой картины.

Ремонтные работы на железной дороге

В «Ремонтных работах» Савицкого проявилось возникшее в 70-е годы стремление к отражению народной жизни в широком плане. Особую важность приобретала задача изображения человеческой массы, народной толпы. Первая картина Савицкого, представляющая массовую сцену, в композиционном отношении еще неслаженна.

Непонятно, например, куда и откуда перевозят рабочие землю в своих тачках. Известная беспомощность художника ощущается и в колорите. Стремясь к передаче впечатления рассеянного дневного света, он погасил краски, объединив их в однообразно сером тоне.

После создания своей первой большой картины Савицкий провел несколько лет за границей, где долго работал над картиной «Прогулка в Оверни», во многом обогатив в ней свой художественный язык.

Следующая значительная картина Савицкого – «Встреча иконы» (1878) – была создана им уже по возвращении на родину. Она характерна углубленным интересом к крестьянской психологии, что, как мы видели, составляло особенность всего искусства передвижничества. Избранный художником сюжет позволил ему показать население целой деревни, высыпавшее навстречу иконе.

Изображая крестьянскую толпу, Савицкий внимательно присматривается к каждому ее персонажу, в каждом из них открывая особый психологический оттенок. Эти оттенки, дополняя друг друга, сливаются в общую картину крестьянского горя и крестьянской надежды на помощь чудотворной богородицы.

Художник раскрывает глубокую искренность наивной крестьянской веры, которой противопоставляет привычное равнодушие и формализм служителей церкви.

Встреча иконы

В центре крестьянской толпы Савицкий поместил человека, окруженного детьми. По выражению его лица и по тому, что он, единственный из всей толпы, изображен стоящим совершенно прямо, можно понять, что он не разделяет надежд своих односельчан, но глубоко понимает их чувства.

Изображенная Савицким сцена происходит на фоне деревенского пейзажа с белыми стволами берез, бледным небом и неярким светом пасмурного дня. Несущая в себе правду народной жизни, картина Савицкого является одним из первых произведений русской живописи, в котором достигнут высокий уровень мастерства в изображении массовых народных сцен.

Художнику удалось показать толпу как единое целое, сохранив при этом индивидуальное изображение отдельных персонажей.

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

Читайте также:  Портрет княгини юсуповой, серов, 1902

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

Источник: http://ourarts.ru/?p=855

Савицкий Константин Аполлонович — картины художника, биография

Contents

  • 1 Утро в сосновом лесу
  • 2 На войну
  • 3 Инок
  • 4 Мечты

Биография Константина Савицкогополна историй о путешествиях по Европе. Знаменитый русский художник родился в Таганроге 25 мая (6 июня), умер в Пензе (в 1905 году) — в семье военного врача.

Произведения Савицкого пропитаны переживаниями, связанными с происходящими вокруг событиями, а также любовью к Родине. Также художник писал портреты, но они были немногочисленными.

Он умел ярко передавать эмоции и заставить зрителя задуматься о том, что на самом деле происходит на картине.

Утро в сосновом лесу

Утро в сосновом лесу

Эту картину написали два художника — Иван Шишкин и Константин Савицкий. Коллекционером П. Третьяковым было стёрто имя Савицкого, который написал медведей, поэтому часто указывается авторство только Шишкина.

Картина стало популярна, благодаря изображению животных в пейзаже: она детально изображает природу, увиденную автором на острове озера Селигер. Яркость получается, благодаря солнечному свету, который проглядывает сквозь деревья.

Глубокие овраги, мощные вековые деревья в дремучем сосновом лесу контрастируют с ярким лучом солнца. Замысел картины исходил именно от Савицкого, а медведи получились очень удачно. Поэтому он расписался на полотне. Но карандашные наброски всё же принадлежат Шишкину.

Картина стала крайне популярной, поэтому каждый, кто уважает искусство, должен знать эту историю.

На войну

Художник Савицкий Константин Аполлонович написал картину в 1888 году. Он хотел показать крестьянские образы с положительной стороны. Произведение написано под впечатлениями от русско-турецкой войны.

Полотно имеет внушительные размеры, на написание потребовалось почти 10 лет. У картины было две версии, над второй художник работал 8 лет. Он трактовал проводы на войну, представляя их народным горем. Потрясающе изображены чувства близких людей, провожающих солдат.

Есть версия, что полотно написано под влиянием творчества Сурикова.

У картины отсутствует единый центр. Есть несколько групп, у которых эмоции изображаются по-разному. Все они взаимосвязаны, поэтому создаётся впечатление целостности. Изображаются переживания отчаянных женщин, отправляющих своих мужей, матерей, разлучающихся с сыновьями. Каждому персонажу можно дать отчетливую психологическую характеристику.

Инок

Подобные произведения Константина Савицкого удивляют и наталкивают на размышления. Монах в чёрной рясе, который держит локоть на Библии, верба говорит о православном празднике (Вербное воскресенье).

Стена украшена большим крестом. На картине изображена келья (место отдыха монахов), но персонаж находится в раздумьях, в его взгляде можно прочесть множество эмоций.

Изображение на картине трактуется как муки выбора жизненного пути.

Интересно, что Савицкий задействовал натурщика, который затем станет революционером. Именно поэтому удалось изобразить такой точный типаж — мужчина в сомнениях, несогласный с окружающим миром. РПЦ трактовала эту картину как антиклерикальную и даже давала указание для исключения нескольких произведений из Википедии.

Мечты

В данной работе изображена 16-летняя девушка, которой явно не слишком интересны серьёзные науки. Она вытягивает руки — довольно легкомысленная поза. Другая трактовка — девушка охвачена различными эмоциями после прочтения книги, что лежит у неё на коленях. Само полотно вызывает неоднозначные мысли, наводит на размышления, заставляется задуматься.

Картины Константина Аполлоновича Савицкого оставили огромный след в русской живописи. Его творчество заслуживает обязательного внимания.

Источник: http://surzhyk.org/konstantin-savitskij/

Константин Савицкий: картины, биография

На­род был главным героем про­изведений живописца-реалиста Савицкого. Он создал сильные, за­поминающиеся образы простых людей — крестьян, рабочих, сол­дат. Творчество художника — яр­кая страница в русском демократи­ческом искусстве второй половины XIX века.

Савицкий родился в Таганроге в семье врача. Рано проявившиеся способности к рисованию опреде­лили его судьбу — в 1862 году, окончив гимназию, он поступил в Академию художеств в Петер­бурге.

Прошел лишь год после знаменитого «бунта тринадцати», в результате которого группа учащихся, возмущенных академи­ческой рутиной, в знак протеста покинула стены Академии и обра­зовала Артель художников, во гла­ве которой встал И. Н. Крамской. С первых лет учения в Академии Савицкий тяготел к группе Крам­ского.

Идеи Белинского, Черны­шевского, Добролюбова, зовущие на борьбу за демократическое переустройство общества, пробудили в нем чувство протеста против реакционного академического ис­кусства. Критика действий Акаде­мии, с которой Савицкий неодно­кратно выступал, вызвала реакцию со стороны академических вла­стей — он не был допущен к кон­курсу на Большую золотую медаль.

Покинув Академию, молодой ху­дожник стал активным сторонни­ком деятельности Товарищества передвижных выставок, ставивше­го перед собой задачи общественно-эстетического воспитания наро­да и стремившегося к широкой по­пуляризации демократического искусства.

Читайте также:  Скульптура древнего рима - фото и описание

В первом своем значительном про­изведении — картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) —Савицкий заявил о себе как серьезный мастер, которому близки беды и чаяния трудового народа.

Сюжет картины основан на собственных впечатлениях ху­дожника, полученных им летом 1873 года, когда он гостил по при­глашению Крамского на станции Козлова-Засека недалеко от Тулы.

Картина экспонировалась на III передвижной выставке в

1874 году. Это было одно из пер­вых изображений труда рабочих в русской живописи. Уже в этой картине проявились характерные черты дарования Савицкого — тонкая наблюдательность и спо­собность в точном и подробном рассказе донести до зрителя вол­нующие мысли и чувства. В пере­даче их участвуют и рисунок, и композиция, и колорит.

Уже в этой ранней работе Савицкий прекрасно справился со сложной многофигур­ной композицией, подчинив едино­му динамичному ритму множество отдельных фигур персонажей, от­личающихся индивидуальностью.

Созданию безрадостного настрое­ния служит и несколько однообраз­ный пейзаж, своей монотонностью противопоставленный энергичным движениям рабочих на переднем плане.

Успех картины и покупка ее П. М. Третьяковым в свою галерею позволили Савицкому осуществить мечту — познакомиться с сокро­вищами мирового искусства. Поездка во Францию и Германию была для него полезной и плодо­творной. Здесь он встретился с пенсионерами Академии И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым, сделал множество рисунков, этюдов и эс­кизов.

Но Франция стала для художника только профессиональной школой. Источником вдохновения была для него жизнь Родины. В 1874 году Савицкий временно поселяется в Дюнабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). В постоянных поездках по краю он изучает жизнь простого народа, делает многочисленные зарисовки.

Именно здесь Савицкий написал замечательное полотно «Встреча иконы» (1878), которое было показано на IV передвижной выставке. Это произведение нашло горячих сторонников и почитателей и одновременно вызвало нападки реакционной печати, усмотревшей в нем вызов церкви.

Савицкий на­шел точное решение темы в кон­трастном противопоставлении двух полюсов — двух групп персонажей на картине. Откровенной иронией пронизано изображение опухших от пьянства протопопа и дьячка; об­разы белорусских крестьян, вы­шедших встретить икону, согреты авторским сочувствием и сострада­нием.

Фигура погруженного в свои мысли крестьянина, стоящего по­среди коленопреклоненных людей, символизирует пробуждающееся сознание народа, зреющий протест против бесправия и унижения. В конце 1870-х годов Савицкий возвратился в Петербург.

Наибо­лее значительным его произведе­нием петербургского периода стала большая картина «На войну» (1880—1888), начатая под впечат­лением русско-турецкой войны. Здесь передана сцена проводов новобранцев, их прощание с род­ными. С большим мастерством по­казывает художник своих героев, метко характеризуя сущность обра­зов.

Немногочисленные портреты, ис­полненные Савицким, принадле­жат к типу портретов-картин. В них очевидна задача психологи­ческого исследования, которую ставил перед собой художник. Та­ковы его портреты «С нечистым знается» (1879), «Отец» (1896), «Аннушка» (1880-е годы), «Крюч­ник» (1884).

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. Здесь он создал острую по социальной направленности кар­тину «Спор на меже» (1897). В ней художник показал новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

Большое место в творческом на­следии Савицкого занимают иллю­страции к произведениям Пушкина, Лермонтова, Крылова и других русских писателей. Особенно инте­ресны рисунки к «Ревизору» Гого­ля (тушь, белила, 1901). Последние годы жизни художника были посвящены общественной и педагогической деятельности.

Он принял активное участие в орга­низационной деятельности Москов­ского товарищества художников.

Проведенная в Академии худо­жеств реорганизация, включение в состав преподавателей извест­ных художников-передвижников нашли у Савицкого поддержку.

В мае 1897 года он принял пред­ложение стать директором Пен­зенского художественного учили­ща, подведомственного Академии. В Пензе Савицкий провел послед­ние годы жизни.

Картины Савицкого

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1411-savickiy.html

Картины про несчастных невест в русском искусстве

?Свадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи.

Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои — купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печальненько.

Особенно усердствовали на эту тему передвижники, но общего настроения не избежали и другие художники-жанристы.Итак, окунемся в бездны слез!

Конечно,
«НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА

И также его «прерванное венчание»

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.
Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

А еще«прерванное обручение»

адриана волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности .

На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках.

Скандал!

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»
ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья.

Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь.

А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой.

Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое.
В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова «Перед свадьбой» (1872) года: тут уже страдающая мать.

На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна!
Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было совершенно не комильфо.

Брак рассматривался как сделка, а невеста — как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873).На полотне Николая Неврева «Смотрины» (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.

«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»
ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант.

В первом, из , полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

Второй вариант, из , более лаконичен и трагичен: тут разговор идет только между отцом и дочерью.

Картину, пытаясь угадать предысторию, называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…

В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених? Не волнуйся, милая, он скоро помрет!

В сравнении с этими картинами произведения Федотова — прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.

«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»
ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест.

В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной.

Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся!

Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы.

«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»
НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры.

Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди», «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д.

Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного.

Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ»
ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА

Невеста на этих картинах —гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует.

Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха.

Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех.

Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И придет это все в итоге к трагедии не только этой семьи, но целой страны.

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1152965.html

Прогулки по Русскому музею. Санкт — Петербург. Часть 6

Previous Entry | Next Entry

current_issuesbolivar_s
1 Михайловский дворец2 Корпус Бенуа3 Флигель Росси4 Михайловский сад5 Михайловский замок6 Летний сад7 Летний дворец Петра I8 Домик Петра I9 Мраморный дворец10 Строгановский дворец

Зал 27

И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века.Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры.

Читайте также:  «благовещение», ян ван эйк — описание

Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника «Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее могучих лесов.

ДубыЗимаКорабельная рощаБуковый лес в ШвейцарииБуковый лес в ШвейцарииВ рощеВид в окрестностях ДюссельдорфаВид окрестностей ПетербургаДорожка в лесуЗа грибамиДубовая рощаИвы, освещенные солнцемКамни в лесу.

ВалаамЛесная глушьЛесной пейзаж с цаплямиОсеньПейзаж с гуляющимиПеред грозойРучей в березовом лесуСмешанный лес (Шмецк близ Нарвы)Сосновый лесХвойный лес. Солнечный деньСныть-трава. ПарголовоТравка (этюд)

Зал 28

Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.

После неудачи«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.У дверей мечетиВ 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».Шипка-Шейново.

Скобелев под ШипкойВ 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста импрессионистской манере.

Изысканность колорита, свобода живописной трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в творчестве мастера.Прогулка в лодкеНачавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих полотнах.

Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в ПучугеВ Иерусалиме. Царские гробницыШинтоистский храм в Никко31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Зал 29

Садовый вестибюль

Зал 30

В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.Журавлев Фирс Сергеевич.

Перед венцомАтмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876).В.М.

Максимов Семейный раздел (1876)«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью.

Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского «Осужденный» (1879).Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889

Зал 31

Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.

Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)Созданные К.А.

Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

К.А. Савицкий. На войну (1880−1888)Константин Аполлонович Савицкий. ПрощаниеПрянишников Илларион Михайлович. Крестный ходБашкирцева Мария Константиновна. ВеснаКонстантин А. Савицкий. Путешественники в ОверниНиколай Александрович. В теплом краю. 1890 год

Зал 32

В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания за границей после окончания Академии художеств он написал несколько исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест графини д’Этремон».

Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’ЭтремонПо возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».Поленов Василий Дмитриевич.

Заросший прудПоленов Василий Дмитриевич. Московский дворикВ 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал.

Многочисленные персонажи картины и вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.В. Д. Поленов. Христос и грешница.Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)Нестор-летописец (М.М.Антокольский)Мефистотель (М.М.Антокольский)В.Д.Поленов.

И возвратился в Галилею в силе духа

Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 6.

Источник: https://current-issues.livejournal.com/368112.html

Литературно-исторические заметки юного техника

Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» инженер Птибурдуков.

По данным первоисточника:

  • Имя: Сашук (очевидно — Александр);

  • Профессия: инженер. Судя по наличию в его библиотеке двух томов сопромата — инженер с приличным дореволюционным образованием;

  • Ближайшие родственники: брат-военврач;

  • Семейное положение: в гражданском браке с Варварой Птибурдуковой (бывш. Лоханкина);

  • Хобби: выпиливание лобзиком по дереву;

  • Возраст: немолодой;

  • Особые приметы: носит усы, на службе — фуражку, дома — синюю пижаму с шнурками.

Птибурдуков — персонаж, объеди­няющий в себе интерес авторов этого сайта к литературе, истории и технике. Несмотря на всю скудность и комичность сведений о нем, предоставленных нам Ильфом и Петровым, мы все же рискнем предположить основные вехи его биографии:

Александр Прибурдуков родился и получил техническое образование в России. Если бы революция не прервала его карьеру, он служил бы техническому прогрессу своей страны.

Но — случилось то, что случилось: империя рухнула, а Птибурдуков не уехал в эмиграцию и стал на службу новой власти.

В период НЭПа он был достаточно высоко­опла­чиваемым специалистом, и мы можем предположить, что и индус­триализа­ция лишь увеличила бы его вос­требо­ванность.

Однако не за горами 1937 год: специалист «из бывших» имел все шансы «встать к стенке» за «шпионаж в пользу Антанты», погибнуть «заключенным каналоармейцем», или пропасть на валке леса. Однако, при некотором везении, он мог и выжить, продолжив работу на благо страны инженером в «шарашке» — закрытом КБ, подведомственном НКВД.

Его семейная жизнь с Варварой, вероятнее всего, завершилась бы в годы первых пятилеток: стране нужны были кадры, свободные от личных привязанностей, и эти привязанности безжалостно рубились. Хоть Варвара, не первый взгляд, совершенно не похожа на «жену декабриста», однако русские женщины не раз ломали общепринятые стереотипы.

Сайт — о человеке на переломе истории. Нас интересуют люди, волею истории лишенные привычной жизни, вырванные из обжитых гнезд и брошенные на произвол судьбы, но не сломавшиеся, сумевшие приспособиться, укорениться на новом месте и выжить.

Такая судьба настигала в нашей стране людей каждого поколения: кому-то на долю досталась Гражданская война и кол­лек­ти­ви­за­ция, их детям — Великая Оте­чес­твен­ная, внукам — пе­ре­строй­ка. А как назовут то, что переживут более молодые — покажет История.

« — Была у нас Россия, великая держава…

— И будет. Ну как тебе объяснить… Взять вот этот ломберный стол: он как есть стол, так и будет стол. И что бы ты с ним ни делал, все равно он будет стол. Ты можешь его перевернуть, опрокинуть вверх ножками, и все равно он будет стол.

И более того: настанет время, и он встанет в свое нормальное положение, потому что стоять вверх ножками ему несвойственно. Вот так же и Россия: ее, вон, переверни вверх ножками, а настанет время, и она встанет в свое нормальное положение.

Обязательно встанет!»

Спектакль театра им. Моссовета «Белая гвардия»
по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных»

Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!.. Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был — И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил!

Федор Тютчев, «Цицерон»

   «…А не кажется ли вам иногда, Князь, что мы сейчас живем на переломе истории? Никогда не появляется у вас это ощущение? На переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно, но с другой стороны — счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…

   …В самом деле, каково это — жить на переломе истории? Надо подумать. Что это такое, собственно, — перелом истории? Когда на перекрестках стоят броневики и чадят костры, на которых догорают старые истины, — это уже не перелом истории, это уже началась новая история.

А перелом — это производная по времени. Говорят, сердечники реагируют не на плохую погоду, а на изменение хорошей. Вокруг еще солнышко сияет, тепло благорастворение воздухов, но давление начало меняться, и сердечник хватается за сердце. Может быть, и с историей так же?…

»

Борис & Аркадий Стругацкие, «Отягощённые злом или Сорок лет спустя»

«…Будь я мыслителем, я бы не сидел всю жизнь согнувшись.»
Геннадий Малкин

   «… Человек каменного века был значительнее, несомненно… Бесплатно, только из внутренней потребности, разрисовывал пещеры, думал, сидя у огня, о мамонтах, о грозах, о странном вращении жизни и смерти и о самом себе. Черт знает, как это было почтенно!.. Мозг еще маленький, череп толстый, но духовная энергия молниями лучилась из его головы…

А эти, нынешние, на кой черт им летательные машины? Посадить бы какого-нибудь франта с бульвара в пещеру напротив палеолитического человека. Тот бы, волосатый дядя, его спросил: «Рассказывай, сын больной суки, до чего ты додумался за эти сто тысяч лет?.. — «Ах, ах, — завертелся бы франт, — я, знаете ли, не столько думаю, сколько наслаждаюсь плодами цивилизации, господин пращур…

Если бы не опасность революций со стороны черни, то наш мир был бы поистине прекрасен. Женщины, рестораны, немножко волнения за картами в казино, немножко спорта… Но, вот беда, — эти постоянные кризисы и революции — это становится утомительным…

» — «Ух ты, — сказал бы на это пращур, впиваясь в франта горящими глазами, — а мне вот нравится ду-у-у-умать, я вот сижу и уважаю мой гениальный мозг… Мне бы хотелось проткнуть им вселенную…» »

Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина»

Источник: http://ptiburdukov.ru/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Ссылка на основную публикацию