«мелеагр и аталанта», якоб йорданс — описание картины

Семейный Рубенс и княжеский ван Дейк

Питер Пауль Рубенс – «Марс и Рея Сильвия»

Рубенс, Ван Дейк и Йорданс: на выставке в ГМИИ им. Пушкина показывают 55 картин фламандских живописцев XVII века из собрания князя Лихтенштейнского. «Газета.Ru» выбрала пять главных работ, представленных на выставке, и рассказала их историю.

Семья князя Лихтенштейнского начала собирать свою коллекцию второй половине XVI века. Сегодня в ней 1600 работ, из которых в Москву приехали девятнадцать полотен Рубенса, десять – Ван-Дейка и четыре – Йорданса.

Питер Брейгель Младший – «Перепись в Вифлееме», 1607

Питер Брейгель Младший, стараясь угнаться за знаменитым отцом (автором полотен «Охотники на снегу», «Вавилонская башня» и «Притча о слепых»), перерисовал его картину «Проповедь Иоанна Крестителя» 25 раз, «Поклонение волхвов» — 13 раз, а «Нидерландские пословицы» — 14 раз. Вначале его прозвали «Адским» за увлечение Босхом, поджаривающимися в аду грешниками и демонами, потом – объявили певцом простонародья. Но с отцом сравнивать не перестали.

Старший Брейгель трагикомичен, Младший, как итальянское кино, смешон. Старший предлагает зрителю надмирный ракурс, Младший – усаживает его по-соседству со своими героями. Старший – Салтыков-Щедрин, Младший – Островский.

«Перепись в Вифлееме» – очередная вариация работы Брейгеля Старшего 1566 года, на которую художник смотрит взглядом подслеповатого демиурга, оглядывающего своё творение.

По сюжету, Иосиф с беременной Марией отправляются в Вифлеем на перепись по указу римского императора Августа. Однако герои картины игнорируют присутствующего среди них Христа: они не смотрят ни друг на друга, ни на Святое Семейство.

Эта эпидемия близорукости становится главной категорией живописи Брейгеля.

Обобщенная людская масса, её труд здесь сталкиваются с чудом, которое вот-вот свершится, гротеск переплетается с бытом, религиозный сюжет – с мелькающим среди домов гербом Габсбургов, разорявших нидерландские деревни. На Брейгеля (хоть и представленного на выставке копией) ориентировался и Рубенс, и остальные представители фламандской школы.

Питер Пауль Рубенс – «Марс и Рея Сильвия», около 1616-1617

Рубенс, создавший грузный материальный мир, наполненный бьющей через край витальностью, цветом и запахами, был верным поклонником и антиподом Караваджо. Одни сравнивали его монументальные полотна с античной героической поэзией,

другие – упрекали в гедонизме на грани с вульгарностью и громили за отрицание абстрактных идеалов.

Он писал мифологические битвы, вакханалии, портреты и сцены борьбы с диким зверем, перебрасывая центр тяжести произведения с идеи на человека.

«Портрет Клары Серены Рубенс» (хрестоматийный портрет дочери, умершей в 12 лет) – одно из первых психологически точных изображений ребенка, не похожего на взрослого карлика-дегенерата. «Оплакивание Христа» – гимн жертвующему собой человеку и попытка перевода церковной догмы на язык земных эмоций.

А ещё сразу три варианта работы «Марс и Рея Сильвия» – само полотно, эскиз к нему и вытканную шпалеру. Из мифологического сюжета о рождении Рема и Ромула – близнецов-основателей Рима художник выхватывает момент соблазнения прекрасной весталки Реи Сильвии напористым богом войны Марсом.

Действие происходит у разгоревшегося алтаря в храме Весты. Примиряя идеал с жизнью, а человека – со страстью, Рубенс из омертвевшего к XVII веку мифа делает частную драму. Именно из этих зачатков психологизма вырастут знаменитые портреты Ван Дейка.

Якоб Йорданс – «Мелеагр и Аталанта», 1618

Йорданс, как и Рубенс, учился у портретиста Адама ван Ноорта. Природа его живописной прозы, перегруженной тяжеловесными обнаженными телами, раскрасневшимися лицами и подробностями быта, кроется в её неуправляемости. Йорданс не ощущал потребности в рубенсовских обобщениях и героике — или игнорировал их.

Возможно, поэтому он без конца выписывал пышнотелых крестьянок, соблазненных сатирами, пирующие бюргерские семейства, иллюстрировал пословицы, эзоповы басни и поговорки, а также создавал картоны для гобеленов.

После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс становится первым художником Антверпена, переживает личностный кризис и начинает писать парадные композиции – довольно помпезные, чрезмерно захламленные фигурами мощной лепки и в натуральную величину, но всё ещё по-раблезиански разнузданные. В Пушкинском музее можно увидеть, например, его широкоформатное полотно «Мелеагр и Аталанта».

На переднем плане картины жмутся друг к другу царский сын Мелеагр, влюбленный в воительницу Аталанту, вскормленную медведицей, охотники и шкура убитого вепря, которого разгневанная Артемида наслала на Калидонию и её царя, забывшего об обязательных жертвах.

Йорданс, так и не добравшийся за всю жизнь до Италии и её классиков, связал отказавшегося от условностей в живописи Караваджо и фламандскую школу.

Антонис ван Дейк – «Портрет Марии де Тассис», 1629-1630

Ван Дейк – мастер придворного портрета, художник-иллюзионист, срисовывавщий тонкие кисти рук аристократок со своей натурщицы, а расшитый золотом бархат их костюмов бравший из своего гардероба. Он начинал помощником в мастерской Рубенса и даже заимствовал его томную живописную манеру.

Однако после в течение всей жизни планомерно от неё избавлялся, предпочитая леденящую деликатность цвета и чувства.

Ван Дейк писал фламандских бюргеров и кичливых аристократов, работал при дворе английских королей Якова I и Карла I, эрцгерцогини Изабеллы в родном Антверпене, а в Генуе рисовал итальянских маркизов и кардиналов.

Его портреты – это красивые люди в красивых костюмах, на лицах которых запечатлены изящные чувства и мысли —

под стать эпохе. Они любуются красотой собственных жестов, гибкими линиями фигур и нарочно удлиненными пропорциями.

Однако всё это – благородная маска, портрет-поза, театральная условность, схваченная живописцем, а не грубый кусок души. В портрете Марии Луизы де Тассис, например, угадывается тип, но не характер.

Помимо него, на выставку привезли портрет генуэзского дворянина, портрет графа Йохана VIII и ещё семь работ.

Франс Снейдерс, Якоб Йорданс – «Дары моря», 1640-1650

Франс Снейдерс учился живописи у Питера Брейгеля Младшего, работая с Рубенсом, подрисовывал на его картинах цветы, фрукты и животных.

Сегодня его самого называют «Рубенсом, воспевшим мертвую природу», а его полотна – триумфом съедобного над живым, археологией кухни.

Снейдерс не любил изображать людей (хозяев рыбных лавок, их слуги и детей на его картинах дорисовывал преимущественно Йорданс), предпочитая фактурных морских чудищ, груды битой дичи, вазы с фруктами, сцены охоты.

Такие монументальные, декоративные полотна, как «Дары моря», представляют собой композицию, составленную из тюленей, осьминогов и хтонических чудовищ, копошащихся черепах и морских божеств, которые принадлежат кисти Йорданса.

Однако натюрморты Снейдерса — не столько кухня разоренного приморского ресторана, сколько зоологический музей, гимн гастрономическому излишеству, неотступно напоминающий о смерти. Их отличают пестрота и обилие деталей, симбиоз живого и мертвого, не подразумевающий присутствия человека.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/gZ6fe3759

Мелеагр

Мелеагр (Μελέαγρος), в греческом мифотворчестве герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры (Аполлодор, I 8, 2). По другой версии отцом Мелеагра являлся Арес (Гигин, Фабулы, 171).

Участник похода аргонавтов (Аполлодор, I 9, 16), по некоторым вариантам мифа, Мелеагр убил колхидского царя Ээта (Диодор, IV 48). Мелеагр был победителем в метании копья и дротика в общегреческих играх.

Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Когда Артемида, разгневанная за то, что Ойней не принес ей жертвы, послала на страну дикого вепря, Мелеагр собрал знаменитейших охотников Греции, с помощью которых ему удалось убить вепря. Артемида возбудила спор между куретами, участвовавшими в охоте, и этолийцами, из-за обладания головой вепря.

Пока Мелеагр участвовал в битве, этолийцы имели перевес; но когда он удалился с поля сражения, огорченный враждебностью матери, куреты победили этолийцев и стали осаждать их город. Долго умоляли Мелеагра родители, друзья, весь город помочь им в опасности, пока, наконец, жена не убедила его выйти на помощь своим. Этолийцы победили, но Мелеагр пал.

Такова гомеровская версия мифа (Илиада, IX, 529—599).

Существуют и другие сказания о Мелеагре. На седьмой день после рождения Мелеагра мойры предсказали Алфее, что ее сын умрет, когда догорит пылавшее в жертвеннике полено. Она выхватила полено из огня, погасила его и спрятала в ларец.

некоторые из них повествуют, что он был умерщвлен богами по молитвенной просьбе матери, опечаленной смертью братьев, погибших на калидонской охоте. При виде мертвых тел своих братьев Алфея прокляла своего сына. Она вернулась в дом, вытащила из ларца судьбоносное полено и бросила его в огонь.

Как только полено догорело, Мелеагр почувствовал внутри неимоверное жжение и умер. После смерти сына охваченная раскаянием Альфея удавились, Клеопатра также покончила с собой, а сестры Мелеагра, безутешно рыдавшие над могилой брата, были обращены Артемидой в цесарок (μελεαγρίδες) и перенесены на остров Лерос.

Трагический элемент сказания был использован Фринихом при создании трагедии «Плевронянки»; пользовались также этим мифом Софокл и Еврипид.

Исторические сведения.
Мелеагр, греческий поэт, сын Евкрата, уроженец сирийского города Гадары и ученик Мениппа, конец жизни провел на Косе, а молодость в Тире; поэт-эпиграмматист I века до нашей эры. Мелеагр стал первым составителем антологии, которую он назвал венком (στέφανος).

Читайте также:  Расчесывание волос, 1896, эдгар дега

«Одно у нас отечество — мир, и единый хаос породил всех смертных» — восклицает Мелеагр («Антология греческих поэтов», VII, 417). Он дал в своем «венке» образчик сборников, благодаря которым только и дошли до нас многие мелкие стихотворения греческих корифеев лирики.

В сборник Мелеагра входили стихотворения самого составителя и многих его предшественников, как видно из вступительной эпиграммы сборника: в ней перечислены имена 47 поэтов, стихотворениями которых воспользовался Мелеагр для «венка».

Они почти все — поэты александрийского периода, авторы небольших, разнообразных по содержанию эпиграмм, написанных элегическим размером. «Венок» Мелеагра не уцелел, но часть его вошла в так называемую палатинскую антологию Константина Кефалы (X век).

В этом сборнике Мелеагру принадлежат 128 стихотворений, преимущественно эротического содержания, обращенных к гетерам или прелестным юношам. Поэт то превозносит прелести своих подруг и друзей, то тоскует по утраченной любви, то просит о сочувствии.

«Ты спишь, Зенофила, нежный стебелек» — говорит Мелеагр одной из своих возлюбленных; — «Если бы мне, подобно бескрылому сну, проникнуть теперь в твои вежды и остаться недвижимым! Пускай даже сон не касается тебя, сон, усыпляющий самого Зевса: я хотел бы владеть тобой безраздельно» (V, 174).

Длиннейшее из уцелевших стихотворений Мелеагра — гимн весне и красотам пробуждающейся природы, с весельем, песнями и пляской радующихся людей (IX, 363). Впрочем, и в этом стихотворении всего 23 гекзаметра.

Источник: http://godsbay.ru/hellas/meleagr.html

Фламандская и голландская живопись XVII века. Барокко

История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве — это особенно очевидно в отношении искусства Северных Нидерландов, ставших в 1579 г. независимыми от Испании. Теперь это Голландия.

Расцвет художественного творчества, связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии ХVII века, а это был золотой век голландского искусства, — поистине необычайно.

Фламандская живопись к началу XVII века в эпоху её отделения от голландской представляла собой в основном подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие — барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением.

Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самым выдающимся был Антонис Ван Дейк (1599-1641). Он выработал свой особый, аристократический по духу стиль портретной живописи, имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов.

Среди последователей Рубенса самое видное место занимает Якоб Йорданс (1593-1678), отличавшийся верностью рисунку и тщательностью исполнения.

Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Он был первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта.

Якоб Йорданс (Jacob Jordaens), 1593-1678 гг. · фламандский живописец эпохи барокко. Родился в Антверпене 19 мая 1593. В возрасте 14 лет стал учеником Адама ван Норта, у которого учился и Питер Пауль Рубенс.

Начал свой творческий путь с создания изображений апостолов, работая в мастерской, организованной молодым художником Антонисом ван Дейком. В 1621 был избран деканом гильдии живописцев Антверпена. Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика.

Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе — украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637). Йорданс был хорошим декоратором. Он создавал эскизы шпалер; четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра.

Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651 ? 1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661). На протяжении всей своей долгой жизни он не прекращал работать для церквей и по частным заказам.

Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи. Умер Йорданс 18 октября 1678. Наряду с Рубенсом и ван Дейком Йорданс является одним из крупнейших мастеров барокко фламандской школы..

Аталанта и МелеагрМелеагр и Аталанта

Сатир и крестьянеНизвержение гигантов

Художник Франс Снейдерс (Snyders или Snijders), фламандский живописец. Учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена; с 1609, после посещения Италии, работал в Антверпене, сотрудничал с Рубенсом, писал в его картинах цветы, фрукты, животных.

В самостоятельном творчестве Снейдерс начал с небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, главным образом корзин и ваз с фруктами, затем перешел к монументальным полотнам большого формата с изображением размещенных на столах или прилавках груд битой дичи, фруктов, цветов и овощей.

Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие собрания; “Кладовая”, Музей старинного искусства, Брюссель).

Фигуры людей в натюрмортах Снейдерса чаще всего исполняли другие живописцы, в том числе Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс. В поздний период творчества Снейдерс писал также охотничьи сцены (“Охота на оленя”; “Диана после охоты”и другие картины).

Кладовая, 1640-е,

Натюрморт с дичью, 1630-е

Антонис ван Дейк

Фламандский живописец. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. “Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист”, 1618

В конце 1620 — начале 1621 Дейк работал при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен. картиной этого периода явл. (“Семейный портрет”, 1621, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

С конца 1621 художник ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал и довел до совершенства тип парадного портрета (портрет кардинала Г.Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция).

В 1627–1632 годах Антонис ван Дейк вновь жил в Антверпене, в 1630 он стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.

Портрет Филадельфии и Элизабет Эвертон,

Конный портрет Карла I, 1634

С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (“Карл I на охоте”, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж.

Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов. Потом он уехал в Италию.Именно в Италии Ван Дейк создал стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета.

Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все бывали довольны.

Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя «очень неприятно» и «совсем себе не понравилась — лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал».

Питера Пауля Рубенса

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609.

В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.

Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

Читайте также:  «благовещение», бартоломе эстебан мурильо — описание картины

Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, (“Вирсавия”, ).

В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, — “Елена Фаурмент с детьми “Три грации” “Вакх”

Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

Творчество малых голландцев

Малые голландцы ( голландское барроко) — группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название).

Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме.

Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.<\p>

Такого еще не бывало в истории искусства.

Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.

Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин;

Г. Доу — триста девяносто;

Я. Стен — восемьсот девяносто;

А. Кейп — более восьмисот;

А. фан Остаде — девятьсот двадцать.

Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству.

В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю.

В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы.

Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.

Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы — К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П.

де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх.

Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых.

На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи.

Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. Произведения малых голландцев совершенны. Так целостно и органично было их мироощущение!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a53331.html

Мелеагр, сын царя Калидона, участник охоты на вепря, проклятый матерью за убийство дяди

4 февраля 2014 • 1 325 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Мелеагр, греч. — сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи.

Источником его будущей славы послужил небольшой недосмотр его отца. Однажды, когда Ойней участвовал в празднике урожая, он принес благодарственные жертвы всем богам, но забыл про богиню охоты Артемиду. Оскорбленная Артемида в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря, который губил урожай, выворачивал с корнем деревья, убивал скот и людей.

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и многих других. Прибыла на охоту и Аталанта, прославленная бегунья и охотница.

После богатырского пиршества, длившегося девять дней, все отправились на охоту.

Долго и трудно выслеживали герои могучего, быстроногого зверя, но еще труднее им пришлось, когда они настигли и окружили его. Немало ран нанес вепрь своими жуткими клыками, а охотника Анкея он даже ранил смертельно. Наконец Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем уже обессиленного, истекающего кровью вепря добил своим копьем Мелеагр.

Велика была радость удачливых охотников, снова севших за пиршественные столы. Но тем яростнее разгорелся спор о том, кто из героев больше всех отличился на охоте.

Было сказано много хвастливых и оскорбительных слов, от слов спорщики перешли к делу, а из-за шкуры вепря, которую Мелеагр по-рыцарски уступил Аталанте, разгорелась настоящая война между калидонцами и родственными им куретами — жителями соседнего Плеврона.

Мелеагр возглавил войско Калидона и обратил куретов в бегство. Но при этом в пылу боя он убил брата своей матери. Узнав об этом, Алфея прокляла сына и призвала богинь мести, Эриний, погубить его. Тогда Мелеагр покинул поле боя и заперся в покоях своей жены Клеопатры.

Воспользовавшись его отсутствием, куреты атаковали калидонцев, загнали их в город и стали штурмовать городские стены. Тщетно умоляли Мелеагра старейшины Калидона и сам Ойней, сестра и жена героя — он отказывался взять оружие в руки. Лишь когда враги стали ломиться в покои Клеопатры, Мелеагр бросился им навстречу, разогнал их и выбил из города.

Мелеагр спас родной Калидон, но не самого себя. Боги услышали проклятие его матери, и Аполлон пронзил его стрелой.

Подобно многим другим античным мифам, рассказ о Мелеагре сохранился в различных версиях и с различными вариациями. Говорят, что, когда Мелеагр родился, у его колыбели появились богини судьбы, Мойры, и одна из них сказала Алфее: «Твой сын умрет, как только сгорит это полено в очаге».

Алфея тут же вытащила полено из огня, погасила его и тщательно спрятала. Но когда много лет спустя Мелеагр убил ее брата (или даже двоих ее братьев, когда, согласно одной из версий, разгорелся спор над тушей убитого калидонского вепря), Алфея вспомнила предсказание Мойры и в гневе бросила полено в огонь.

Как только оно догорело, Мелеагр умер.

Все версии о смерти Мелеагра совпадают в одном очень важном пункте, а именно: мать потребовала, чтобы сын заплатил за смерть ее брата собственной жизнью. Разве сын для матери не дороже, чем ее брат? Тем более, если это такой образцовый сын, каким был Мелеагр.

Все, вроде бы, так, но анализ этого мифа показал, что Алфея действовала не столько по побуждению «необъяснимо вспыхнувшей страсти» (как принято было издавна истолковывать ее поступок), сколько в соответствии с моральными правилами матриархата, где брат считался ближайшим родственником матери, а кровная связь между дядей с материнской стороны и племянником считалась особенно тесной и священной. Таким образом, миф о Мелеагре отражает родственные отношения на более древней ступени развития.

Читайте также:  Картина "царь иван васильевич грозный", васнецов, 1897

«Мелеагр на калидонской охоте» — один из распространенных сюжетов в античной вазописи. Самую знаменитую статую Мелеагра изваял Скопас в 4 в. до н. э. — ее римские копии есть в нескольких европейских музеях. Калидонскую охоту и смерть Мелеагра часто изображали на римских саркофагах (в том числе на саркофаге императора Диоклетиана).

Лучшие из работ европейских художников — «Мелеагр и Аталанта» Рубенса (1630— 1635), «Охота Мелеагра» Пуссена (1632—1636), «Мелеагр и Аталанта на охоте» Лебрена (ок. 1680). Картина «Мелеагр и Аталанта» Говартса (1612—1620) находится в Национальной галерее в Праге.

На иллюстрациях картины «Мелеагр и Аталанта» (Якоб Йорданс) и «Аталанта и Мелеагр охотятся на кабана в Калидонских лесах» (Рубенс).

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/meleagr-syin-tsarya-kalidona-uchastnik-ohotyi-na-veprya-proklyatyiy-materyu-za-ubiystvo-dyadi/

Мелеагр и Аталанта : Мир искусства

Март 22, 2013

Редкое событие огромной значимости произошло в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Картина «Мелеагр и Аталанта», считавшаяся копией одного из учеников знаменитого Якоба Йорданса, была атрибутирована как работа самого мастера. При подготовке полотна к экспозиции «Окно в Европу.

Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII-XIX веков» работники музея заметили в нижней левой части следы разложения лака. Проведя регенерацию фрагмента картины, специалисты обнаружили подпись «J JORDAENS FECIT» («Я.Йорданс сделал»).

Предварительная экспертиза показала, что автограф находится в авторском красочном слое.

В коллекцию Екатеринбургского музея полотно было передано в 1949 году после реставрации в Государственном Эрмитаже, в который картина попала в 1920-е годы из частного экспроприированного собрания.

Предполагалось, что екатеринбургские «Мелеагр и Аталанта» – копия художественного произведения, находящегося в Королевском музее изящных искусств в Антверпене.

Но в 2012 году специалисты Эрмитажа и нидерландского музея Лакенхол заявили, что картину мог написать один из учеников Якоба Йорданса. Теперь обнаруженный автограф позволяет говорить об авторстве самого великого фламандца.

Якоб Йорданс (1593-1678) любил переписывать удачно найденные сюжеты, поэтому существует несколько вариантов «Мелеагра и Аталанты». Екатеринбургская картина — почти идентична антверпенскому полотну, но больше его по размеру.

Интересный факт, что находящееся в Королевском музее изящных искусств Антверпена произведение не имеет подписи мастера.

При этом сотрудники музея настаивают, что стиль написания и происхождение полотна не дают усомниться в его подлинности и принадлежности кисти самого великого Йорданса.

Настоящим шедевром для граждан СССР стала пробившаяся на экран рок-опера «Юнона и Авось»,

Театр и артист

Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить

Нана Патекар и Намрата Широдкар

Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.

Грим оживляет историю

Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является

Любительский театр XVIII века

Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна

Режиссура и реквизит

Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры

Первые звёзды театра

Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой

Екатерининская реформа

Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа

Театральные подмостки XVIII века

Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти

Театры Москвы и Петербурга XVIII века

Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.

Русский театр в XVIII веке

Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном

Лекарство для души

Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

Источник: http://ourarts.ru/?p=1613

Ссылка на основную публикацию