«мученичество святого маврикия», эль греко — описание картины

Эль Греко: произведения, биография, факты и видео

Приветствую вас, мои дорогие читатели! В статье «Эль Греко: произведения, биография, факты и видео» — о жизни испанского живописца, скульптора, архитектора.

Эль Греко: биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.

До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.

В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.

В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.

Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.

В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию, где познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.

Толедо

Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы», и приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало так популярно, что мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.

«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания

В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии и по этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.

Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.

Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.

“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк

Как пишут его современники в своих личных воспоминаниях, Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.

Творчество Эль Греко

С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, даже арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.

Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.

Но слава мастера росла с каждым днем, и он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании, но хороших живописцев здесь было мало.

Эль Греко, со своей стороны пытался всеми силами привлечь к себе внимание не только местных горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи.

Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.

Но мечты не сбылись. Эль Греко выполнил грандиозное полотно «Мученичество св. Маврикия». Но королю творение мастера не понравилось, и он отдал заказ Чинчиннато. Как утверждал очевидец этих событий, полотно не вызвало у короля «религиозного трепета».

«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид

Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна, на переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.

«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт

Последние годы жизни

Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 годах, когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.

В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.

В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.

Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.

Видео

Эль Греко: произведения и жизнь художника

Источник: https://damy-gospoda.ru/el-greko-proizvedeniya-biografiya/

Эль Греко. «Из “византийца” в “венецианца”»

*Выбор статьи об Эль Греко был не случайным. «Полотна отступившего от правил грека высятся перед нами как вертикали скалистых берегов далеких стран. Нет другого художника, который так затруднял бы проникновение в свой внутренний мир». (Хосе Ортега-и- Гассет).

По сути, это новатор своего времени. К тому же, интересна эволюция художника «из “византийца” в “венецианца”». «Несомненно, что Тетокополи обладал необычайной духовной восприимчивостью, иначе бы с ним не могла совершиться первая метаморфоза из “византийца” в “венецианца”».

(Александр Бенуа).

 Искусство Эль Греко, нашедшего благодатную почву для раскрытия своего самобытного, необычайного дарования в Испании, по своим масштабам не укладывается в рамки какой-либо одной национальной школы.

Оно представляет собой причудливый сплав поствизантийской иконописной традиции с подлинно всеобъемлющим ренессансным мировосприятием, пронизанный глубокой религиозностью и проникновенным драматизмом.

Большинство произведений Эль Греко написаны на религиозные сюжеты, но при этом сильно отличаются от привычных алтарных картин, напоминая фантастические видения, исполненные экспрессии и экстаза. Лишь в одном картины Эль Греко тождественны иконным образам – они являют мир, каждая частица которого преображена силой яркого духовного озарения.

Становление. Годы юности на Крите

О раннем периоде жизни Доменико Теотокопули (настоящее имя художника) сведений, к сожалению, почти нет. Известно, что он родился в 1541 году в Кандии (ныне Ираклион), столице острова Крит.

Отец его, Георгиос Теотокопулос, был сборщиком налогов и параллельно занимался торговлей, можно предположить, что, что семья принадлежала к кругу зажиточных горожан.

На тот момент Крит, один из крупнейших и прекраснейших островов Средиземноморья, находился во владении Венецианской республики, будучи захваченным в 1211 году после варварского разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода (1204).

Чтобы понять истоки столь самобытного дарования, каким был наделен художник, важно воссоздать царившую на острове противоречивую атмосферу. Местные жители – православные греки – в своих поисках продолжали стремиться к Константинополю, столице Византийской империи, которая навсегда осталась для них символом утраченной независимости.

Неудивительно, что правление венецианцев на острове поначалу встретило неприятие со стороны местных жителей.К началу XVI века ситуация сильно изменилась. Нарастающая угроза со стороны Османской империи заставила Венецианскую республику искать союзников в борьбе за сохранение своих земельных владений.

Поэтому и политика в отношении колоний смягчилась. Особенно это стало ощутимо в городах, где правящая элита постепенно перенимала греческие традиции и образ жизни. В культурную жизнь острова постепенно проникают отголоски итальянского Ренессанса.

Таким образом, становление Эль Греко как художника происходило в период активно развивающегося художественного взаимообмена двух совершенно разных культур – восточной (поствизантийской) и западной (латинской).Документальных свидетельств об обучении и первых творческих шагах художника почти не сохранилось.

К счастью, до нас дошло несколько икон Доменико критского периода, по которым можно судить о его ранней живописи. Среди них сильно утраченный образ «Св. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем».

 Святой Лука сидит перед мольбертом с иконой Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Нет сомнений, что в этой иконе Эль Греко особенно хотел подчеркнуть роль св. Луки как первого христианского художника, который не просто запечатлел земной образ Богородицы, но и создал произведение искусства.

Венеция

В 1567 году Эль Греко подобно многим молодым художникам отправляется в Италию, чтобы открыть во всей полноте мир искусства Возрождения.

Для греческого иконописца начинается новый этап жизни и творчества; он с неуемным энтузиазмом осваивает технику и приемы масляной живописи, постигает тонкости цветовых сочетаний знаменитого венецианского колорита.

Время, проведенное в Венеции, имело для него большое значение, поскольку именно здесь, вне строгих иконописных канонов, формируется столь необычная и неповторимая манера живописи Эль Греко.

Первые венецианские работы художника еще являются ученическими. Среди них «Исцеление слепого»,

 «Благовещение»

 Эль Греко соприкоснулся с итальянским искусством в ту пору, когда его наивысший расцвет, период Высокого Возрождения, был на исходе. В произведениях современных ему художников уже ощутимо нарастание кризиса.

Гармония и высшие идеалы, провозглашенные Ренессансом, рушатся, на смену им приходит новый художественный стиль – маньеризм, где во главу угла поставлены не равновесие красок и гармония пропорций, а выразительность за счет нарушения законов гармонии и равновесия.

Настоящее призвание греческого мастера состояло в том, чтобы стать одной из главнейших фигур зарождающегося искусства маньеризма. Поэтому Эль Греко не может удовлетвориться достигнутым, его неуемно влечет в Рим. Осенью 1570 года он покидает Венецию и устремляется в Вечный город.

Открытие РимаВ Риме Эль Греко рассчитывал на покровительство кардинала Алессандро Фарнезе, к которому у него было рекомендательное письмо от знаменитого миниатюриста Джулио Кловио, где Кловио рекомендует его как талантливого живописца.

Ходатайство оказалось успешным, и «молодой критянин» получает комнаты во дворце Фарнезе.Для молодого художника, только начинающего свой творческий путь в Вечном городе, оказаться в окружении кардинала было необычайной удачей.

Кардинал, отличавшийся утонченным вкусом, собрал вокруг себя общество эрудитов и интеллектуалов.Приобщившись к среде просвещенной римской элиты, Эль Греко постигает новые знания, быстро развивается интеллектуально и творчески. Уже в 1572 году он принят в римскую Академию св.

Луки, что в жизни каждого художника было определяющим этапом, отмечавшим его творческую зрелость и независимость. Членство в Академии позволяло Эль Греко иметь собственную мастерскую и получать заказы.

Читайте также:  Утренний натюрморт, кузьма сергеевич петров-водкин - описание картины

Одна из работ римского периода – «Мальчик, раздувающий лучину» 

 У Эль Греко теплый золотисто-оранжевый свет, исходящий от лучины, преображает лицо и фигуру мальчика, превращая изображение в эфемерный образ, словно осиянный духовным светом.Эль Греко пробыл в Риме чуть больше пяти лет.

Несмотря на известность и членство в Академии св. Луки, он так и не получил здесь ни одного крупного заказа. Нереализованные честолюбивые замыслы побуждают художника снова отправиться в путешествие.

В 1577 году в возрасте тридцати шести лет он уезжает в Испанию.

Испанский период

Эль Греко пребывает в Мадрид, пробыв там совсем недолго, так и не найдя себе работы, художник отправляется в старую испанскую столицу Толедо. Эль Греко не случайно отправился в Толедо. Еще в Риме он познакомился с испанским священником Луисом де Кастильо, незаконным сыном настоятеля Толедского собора, дона Диего де Кастильо.

Скорее всего, Луис составил для Эль Греко протекцию к своему отцу, поскольку по прибытии в Толедо художник получил грандиозный заказ – большой алтарный образ для ризницы Толедского собора, а также восемь картин для украшения монастырской церкви Сан-Доминго дель Атигуо.

Центральной картиной главного алтаря церкви Сан-Доминго дель Атигуо стало огромное «Вознесение Марии».

 Здесь Эль Греко впервые столкнулся с проблемой написания монументального полотна.

Тема Божественного света находит развитие в «Троице» («Престоле Милосердия») – верхней картине алтаря.

 Для ризницы старинного готического Толедского собора художник исполнил картину грандиозного масштаба на редкую тему «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»),

 над которой работал в течение двух лет. Она стала первой из значительных произведений в творчестве Эль Греко.

Первые успехи не охладили честолюбивые мечты Эль Греко о карьере придворного живописца. Когда в 1579 году Филипп II посетил Толедо, художнику удалось получить заказ от короля на картину официозной тематики «Поклонение имени Иисуса».

Сам сюжет восходит к евангельскому тексту послания апостола Павла к Филиппийцам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы предименем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Фил., 2:9-10).

Согласно тексту, Эль Греко изображает в небе светящуюся триграмму имени Спасителя HIS, которой поклоняются ангелы в мире горнем (небесном) и весь род людской во главе с самим Филиппом II в мире дольном (земном). Слева видна адова пасть, откуда вопиют о милосердии грешники.Исполняя заказ, Эль Греко явно старался понравиться королю.

Он приложил все усилия, чтобы придать произведению величие монументальной работы. Некое бесконечное пространство, где в глубине теряется неисчислимый в своем множестве человеческий поток, почти сливается у горизонта с нависшими непроницаемой массой тяжелыми облаками. Филипп II, скрестивший руки в экзальтированной молитве, будто оказывается во главе человечества.

Испанскому королю картина понравилась. Несомненно, ему сильно импонировала грандиозная миссия, которой он наделялся, исходя из аллегорического смысла.

Следующей картиной художника становится «Мученичество святого Маврикия»

Грандиозное творение, в которое Эль Греко постарался вложить весь свой талант.

В итоге в очень вдохновенной и красивой по колориту картине впервые во всей полноте раскрывается оригинальная манера художника, что, однако, привело к краху его придворной карьеры, поскольку вкусу придворной культуры этого времени были созвучны произведения в духе эстетически прекрасного академизма.Эль Греко не только раскрывается как талант большой величины, он с поразительной смелостью заявляет о необычности своего искусства. Осознание собственной уникальности придало ему силы и вдохновения для полной реализации своего таланта.Особая роль в живописи Эль Греко отводится цвету. « Как ни экспрессивны в искусстве Эль Греко композиция, рисунок, пространство, ритм, самое важное в его образной системе – это колорит» (Т. Таперова).

Один из самых излюбленных цветов мастера – серебристо-серый, иногда почти перламутровый в изысканности и богатстве оттенков. Яркий пример работы Эль Греко с серым – «Распятие с двумя донаторами».

 Именно серый. Переливающийся самыми различными оттенками в тревожном фоне сумрачного неба. Задает общий эмоциональный настрой алтарной картины.В своем художественном развитии Эль Греко бесконечно далеко отошел от традиционной иконописи, с которой начинал свой творческий путь.

Но все же, в его произведениях ощутимы явные реминисценции с поствизантийским искусством. Не исключено, что духовное начало творчества Эль Греко восходит своим истоком именно к византийской традиции.

, где в иконописи и монументальной живописи можно найти немало примеров высокой медитативной сосредоточенности и духовного «горения», где изображаемый материальный мир подчиняется условностям обратной перспективы (когда изображение будто выступает навстречу зрителю), а плоть преображена нетварным Божественным сиянием Фаворского света (света, которым просияло лицо Христа в момент его преображения на горе Фавор).

В картине «Христос Спаситель»

 Эль Греко цитирует традиционную византийскую иконографию Христа Пантократора (Вседержителя). Полуфигура Спасителя расположена строго фронтально, его взгляд устремлен прямо на зрителя, левой рукой он опирается на державу (символический образ земной сферы и атрибут земного властителя), правой благословляет.

Крестообразное сияние, которое будто поглощает глубокий серый цвет непроницаемого фона, едва намечает очертания нимба вокруг головы Спасителя.

Эль Греко не стремился идеализировать образ Христа, он сознательно искажает пропорции, удлиняя и без того узкий лик, акцентирует почти черными тенями глазницы, нарушает симметрию черт лица в поиске той единственной формулы духовной красоты, которая сияет сквозь видимую земную оболочку плоти.

Образ Христа у Эль Греко поражает своей волнующей проникновенностью. Превыше всего духовное начало и духовная красота, отличные от ренессансных норм пропорциональной гармонии. Испанский маньеризмНа 1580 – 1590-е годы приходится наивысшая творческая активность Эль Греко.

Стиль его живописи заметно меняется – краски обретают особое, только ему присущее надматериальное сияние, в палитре преобладают холодные сверкающие тона, фигуры вытягиваются и устремляются ввысь.

Произведения Эль Греко все более становятся похожими на некие визионерские картины, где материальное преображается в пламени духовного горения.Часто искусство художника относят к маньеризму.

Этот художественный стиль, пришедший на смену Высокому Возрождению, нарушает законы гармонии и пропорций ради обостренной выразительности и особой духовной напряженности. Образный строй произведения обогащается за счет метафорической насыщенности, иногда даже гротеска, но утрачивает равновесие и покой. Почти все художественные приемы маньеризма – удлиненные пропорции, необычная цветовая гамма, нарушение законов перспективы, нестандартное освещение – можно найти в работах Эль Греко. Но вместе с тем стиль и концепция его живописи в своей целостности и глубине не умещается в рамках только маньеризма.

«Коронование Марии».

Изнуренный тяжелой болезнью, Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года. Его похоронили в Церкви Сан- доминго дель Антигуо.В последние годы жизни Эль Греко сдружился с поэтом Луисом де Гонгорой, который написал сонет. Прославляющий мастерство великого живописца.

Надпись на могилу Доменико Греко

Сей дивный – из порфира – гробовойЗатвор сокрыл в суровом царстве тенейКисть нежную, от чьих прикосновенийХолст наливался силою живой.Сколь нее прославлен трубною Молвой, А все ж достоин вящей славы гений,Чье имя блещет с мраморных ступеней.Почти его и путь продолжи свой.Почиет Грек. Он завещал ПриродеИскусство, а Искусству труд, ИридеПалитру, тень Морфею, Фебу свет.Сколь склеп не мал, — рыданий многоводьеОн пьет, даруя вечной панихиде

Куренье древа савского в ответ.<\p>

Источник: https://subscribe.ru/group/tvorchestvo-v-nashej-zhizni/4589752/

Биография Эль Греко

Опубликовано: 21.02.2018 — 13:39

Эль Греко, или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.

Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы.

О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.

Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами, искаженными пропорциями и нереальными фрагментами.

Детство и юность

О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.

Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.

Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.

Творческий путь

За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.

В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.

В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.

Последние годы

В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.

Читайте также:  Сколько музеев в москве

Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.

В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых.

С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато.

Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.

Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.

Источник: http://stories-of-success.ru/el-greko

Эль Греко краткая биография

Эль Греко краткая биография средиземноморского художника изложены в этой статье.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Точных записей о месте и дне рождения будущего художника, к сожалению, не сохранилось.

Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Его отец — сборщик податей, поэтому Доменико должен был получить прекрасное образование.

Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе, истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом, испанском и итальянском языках.

Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.

Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник».  Несколько работ, которые сохранились за этот период, показывают, что художник писал в стиле византийской традиционной иконописи.

В 1568 году Греко появляется в Венеции и живет там предположительно до 1570 года. В ноябре этого года он переезжает в Рим и обитает в городе 5-6 лет.

Здесь живописец подружился с Джулио Кловио, местным художником, который отослал запрос кардиналу Алессандро Фарнезе с просьбой разрешить чужестранцу пожить в Риме.

Кардинал предложил ему пожить во дворе, а его картины впечатлили местных ценителей искусства.

В 1572 году Эль Греко приняли в члены  Академии святого Луки. Он заводит дружбу с римскими теологами и учеными.

Не получив ни одного большого заказа в Риме, художник отъезжает в Испанию. В хрониках Толедо упоминается 2 июля 1577 года. В этом же году он завершает свой большой проект — алтарный образ под названием «Успение Богородицы».

Несмотря на то, что личная жизнь живописца находится под занавесом тайн, его имя часто появляется в финансовых сделках. История не сохранила и его личных писем.

С 1585 года он стал жить, как говориться, на широкую ногу – арендует дворцы у маркизов, требует высокой оплаты за свои картины и портреты, ведет себя очень вызывающе.

Король Испании Филипп II заказал ему оформление монастыря-дворца Эскориала. Оно началось в 1563 году.

Но его полотно под названием «Мученичество святого Маврикия» не пришлось по вкусу королю, и свой заказ он передал другому художнику — Ромуло Чинчиннато.

С 1607 года началась черная полоса в жизни Греко. Здоровье художника пошатнулось, и начались финансовые затруднения. Он стал брать взаймы деньги у друзей, а в 1611 году у него уже была 2-летняя задолженность по аренде жилья.

Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года в Толедо. Его останки утеряны вместе з разрушением монастыря Сан-Торквато, в котором он был похоронен.

Источник: https://kratkoe.com/el-greko-kratkaya-biografiya/

Эль Греко

В июле 2013 года на лондонском аукционе Sotheby's произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника. Это событие побудило у многих интерес не только к творчеству Эль Греко, но и к личности изображённого им Святого, в который раз убеждая, что искусство является своего рода проповедью, произнесённой однажды, но продолжающей звучать через века.

Кем же был этот удивительный художник, чьи произведения невозможно спутать с работами других мастеров живописи, и чем столь притягателен написанный им портрет Святого Доминика?

Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос. Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов. В то время Крит находился во владении Венеции и являл собой сочетание греческой и западноевропейской культур.

Живописный талант мальчика проявился уже в раннем возрасте, поэтому родители отправили его на обучение в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Кандия была центром художественной деятельности на Крите, где на итальянский манер были организованы гильдии живописцев.

В 1563 году, в возрасте двадцати двух лет, Доменикос упоминается как мастер гильдии и, предположительно, уже имеет собственную мастерскую. Три года спустя, в июне 1566, он подписывается как Master Menegos Theotokopoulos, живописец.

Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант.

В 1567 году молодой и честолюбивый художник отправляется в Венецию, чтобы продолжить свою карьеру. Там он становится учеником знаменитого Тициана, в то время уже 80-летнего старца, не утратившего, впрочем, ни таланта, ни внимания со стороны заказчиков.

В Венеции Доменикос успешно осваивает новую для него технику живописи маслом на холсте, приёмы построения перспективы, обогащает свою цветовую палитру, проявляет интерес к различным фактурам и отображениям света и теней. Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной.

Впрочем, в то время его характерный, узнаваемый стиль ещё не сформировался, а написанные им картины во многом оставались подражанием итальянским мастерам – не только самому Тициану, но и Бассано, Веронезе, Тинторетто.

В Венеции Доменикос пребывает недолго, так как жажда славы и денег побуждает его отправиться в Рим, где по рекомендации своего друга, миниатюриста Джулио Кловио, он поступает на службу к кардиналу Алессандро Фарнезе, известному покровителю талантливых художников. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе.

Там он знакомится с интеллектуальной элитой города, в том числе с римским ученым Фульвио Орсини, который позже приобретёт семь картин художника. Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом.

Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную.

Итальянцы не смогли простить ему такое высказывание, и Доменикос был вынужден покинуть Рим.

В 1577 году Доменикос переезжает в Испанию, где его талант со временем раскрылся во всей полноте. В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко. Выбор не случайно пал именно на Испанию.

Дело в том, что как раз в то время испанский король Филипп II завершал строительство грандиозного дворцового комплекса Эскориал, и Эль Греко надеялся получить заказ на работу над его внутренним убранством.

Однако его творчество оказалось непонятым в Мадриде, где господствовали более сдержанные и строгие традиции в искусстве.

Прожив непродолжительное время в Мадриде и не получив желаемого заказа, художник отправился в Толедо – город, который некогда был столицей Испании и сохранил очарование кастильского центра культуры, искусства и искреннего благочестия. В Толедо Эль Греко получил свой первый солидный заказ – работу над алтарём храма Санто-Доминго эль Антигуо. В 1577–1579 годы он написал алтарные образы: «Взятие на Небо Пресвятой Девы Марии», «Святая Троица»,

«Вознесение Христа», «Поклонение пастухов» и несколько изображений Святых. Эти картины произвели большое впечатление, и уже очень скоро художник получает следующий престижный заказ – алтарный образ для кафедрального собора Толедо, для которого Эль Греко пишет одну из самых известных своих картин – «Снятие одежд со Христа».

Эль Греко не теряет надежду быть признанным при дворе короля Филиппа II и в 1580 году исполняет по его заказу огромную картину «Мученичество Святого Маврикия». Однако это произведение было отвергнуто королём и его окружением.

После этого случая художник решает навсегда обосноваться в Толедо, где его творчество понимают и высоко ценят. Он снимает роскошный дворец маркиза де Вильена, ставший ему и домом, и художественной мастерской.

С Толедо связаны наиболее известные, прославившее Эль Греко произведения, такие как монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586–1588 гг.)

и многочисленные портреты, в которых проявился его утончённый талант и гениальность портретиста. Строгие и сдержанные портреты являют благородство и внутреннюю красоту современников художника. К этому же периоду относятся и многочисленные изображения Святых, в том числе Святого Доминика.

В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные многофигурные композиции для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также «Святое семейство» (1590–1595).

Поздний период творчества Эль Греко отмечен глубиной религиозных переживаний и христианским мистицизмом, в котором душа обращается от темноты духовной ночи к внутреннему свету. Полные экспрессии удлинённые образы, написанные широкими мазками с ярким моделированием света и теней, похожи на пламя свечи, устремлённое от мира зримого, земного, к миру горнему, вечному.

Художник продолжал работать до самой смерти. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614) осталась незаконченной – Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года, не успев её завершить.

Таким был жизненный и творческий путь Эль Греко, который не оставил после себя последователей, и чьё искусство на несколько веков было предано забвению и было заново открыто лишь в XX веке.

Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко. Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание. Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы.

Читайте также:  Музей сновидений зигмунда фрейда

Примечателен контраст между внутренним покоем, который словно излучает образ Святого Доминика, и напряжённостью его окружения – затянутого грозовыми тучами неба и острых скал. Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика. Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов.

В ней ничто не отвлекает от главного – образа Святого Доминика, являющего пример глубокой и самозабвенной верности Богу. При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно.

Такой подход отвечал принципам Контрреформации, согласно которым искусство должно пробуждать религиозные чувства и вдохновлять к благочестию. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины. Она словно пронизана сверхъестественным светом, исходящим от мира горнего.

Божественный свет, который открывается человеку в созерцании, освещает Святого Доминика, и нам остаётся надеяться, что, следуя примеру его молитвы, мы также обретём благодать пребывать во свете Божием.

Интересно, что Эль Греко создал несколько авторских повторений (так называемых «реплик») этой картины, как, впрочем, он часто поступал и с другими своими произведениями. Считается, что самая ранняя версия картины, написанная между 1585-90 годами, находится в коллекции Пласидо Аранго в Мадриде.

Три другие версии, в том числе та, которая была продана на аукционе Sotheby's, вероятно, были созданы после 1600 года. Одна из них находится в соборе в Толедо, а другая – в Музее изобразительных искусств в Бостоне. Ещё одна, наиболее поздняя версия картины, украшает коллекцию Испанского Общества Америки в Нью-Йорке.

Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении.

Можно заметить, что складки хабита на всех картинах написаны по-разному, различия есть и в выражении лица Доминика – в версии из коллекции Аранго Святой изображён наиболее молодым, тогда как на картине, находящейся в Бостоне, он выглядит более измождённым, эта версия преисполнена драматизма более остальных. Примечательно, что в 1970 году почта Ватикана выпустила марку в честь 800-летия Святого Доминика, на которой можно видеть репродукцию этой картины.

Между 1606 и 1610 годами Эль Греко создал другой вариант образа Святого Доминика, находящийся в музее Santa Cruz в Толедо.

Доминик написан стоящим на коленях на фоне грозового неба. Так как земля под ним почти не различима, кажется, словно Святой пребывает среди туч. В левой руке он держит распятие, на которое устремляет взор, преисполненный преданности и почитания. Правая рука Доминика лежит на сердце как знак смирения перед тайной Креста Христова, в созерцание которой он погружён.

Ещё один образ Святого Доминика, написанный Эль Греко, изображает Святого молящимся в келье.

Эта картина, созданная между 1590 и 1600 годами, находится в частной коллекции. По композиции она почти в точности повторяет известное изображение Святого Франциска Ассизского, написанное Эль Греко в более ранний период времени – около 1580 года.

Святого Доминика также можно увидеть на великолепной картине «Коронация Девы Марии» (1591-92 гг., музей Santa Cruz в Толедо).

Доминик, взирающий на Пресвятую Богородицу, увенчанную небесной славой, изображён крайним справа в числе других Святых. Иисус и Бог Отец венчают короной Святую Деву Марию, над которой парит Святой Дух в виде голубя.

Небо словно разверзается, являя свет, пронизывающий всю картину, выдержанную в излюбленном художником перламутрово-серебристом колорите.

Несомненно, Эль Греко был одним из наиболее выдающихся мастеров света и цвета!

Помимо изображений Святого Доминика, примечателен также созданный Эль Греко образ Святого Гиацинта на картине «Явление Богородицы Святому Гиацинту», написанной между 1600 и 1610 годами.

Святой Гиацинт стоит на коленях в изумлении перед чудесным видением Богородицы с Младенцем. Интерьер храма с колоннами и узорным полом тускло освещён, что указывает на то, что событие происходит ночью или рано утром. Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа.

Гиацинт стоит прямо, левой рукой словно указывая на зрителя, а правую благоговейно приклонив к груди. Он направляет свой взгляд к Пресвятой Богородице с Младенцем на руках, явившейся ему в светлом облаке.

Существует две версии этой картины: одна, большая по размеру, находится в коллекции Barnes в США; другая – в галерее в Рочестере.

Рассказ о доминиканцах в творчестве Эль Греко был бы неполным без упоминания написанного им в 1605 году замечательного портрета Папы Пия V.

Этот портрет великолепно передаёт характер и силу личности мудрого Понтифика, проведшего важнейшие церковные реформы в эпоху Контрреформации.

Итак, жизнь и творчество Эль Греко полны парадоксов: грек, ставший одним из самых известных испанцев; художник, на несколько веков опередивший время, который, сам того не ведая, заложил основы импрессионизма и многих современных течений в живописи; человек, стремившийся к славе, богатству и почёту, но обретший смысл жизни в служении Богу своим искусством, которое продолжает удивлять и восхищать и в наши дни.

Источник: http://dominicanes-ua.blogspot.com/2015/11/blog-post_11.html

Эль Греко. Картины: история и описание

Искусство и развлечения 2 января 2015

Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, – это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхищали многих его современников, и после смерти маэстро появилось немало последователей, которые переняли технику талантливого живописца.

Крит, или Создание религиозных полотен

Родился Эль Греко на острове Крит. Этот кусочек Средиземноморья принадлежал богатой Венецианской «империи». Правители этой державы подвергали террору и порабощали местных жителей. Их интересовали Православные греческие церкви. Византийцы позволяли иконописцам Крита создавать религиозные полотна в традиционном византийском стиле.

В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.

Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.

Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров.

Период жизни и творчества в Венеции

Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов живописи эпохи Возрождения. Среди лучших его работ этого периода — «Христос исцеляет слепых».

Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией.

И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.

Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг — в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с рекомендательным письмом от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.

Видео по теме

Неудачная карьера в Риме, или критика Микеланджело

Конечно, этот город произвел огромное впечатление на Эль Греко. Картины, которые он пишет в этот период, – это портреты на заказ, небольшие молитвенные полотна и скульптуры, создаваемые для более высокопоставленных клиентов.

Ему улыбается удача и даже удается заработать немного денег.

Но одна из причин, почему Эль Греко не достиг популярности в Риме и не обрел важных покровителей, — это его критика в адрес Микеланджело, который слыл высокоуважаемым человеком в этом городе.

В 1576 году Эль Греко вновь отправляется в путешествие. Он принимает решение переехать в Испанию и явиться на службу к королю Филиппу Второму. Церковь и королевский двор этой страны покровительствовали искусству. Город, в котором обосновался Эль Греко, – Толедо. Именно там он и остался до конца своих дней.

Город, который стал последним пристанищем художника

Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался.

Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне «Снятие одежд с Христа».

Это первый шедевр Эль Греко.

Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета. Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля.

Произведение, написанное по заказу Филиппа

Какие для Филиппа написал Эль Греко картины? Описание его дальнейшего творческого пути сообщает о том, что художник получил заказ на создание алтарного изображения под названием «Мученичество Святого Маврикия». Внизу картины можно увидеть самого Маврикия, одетого в голубые доспехи и обсуждающего с солдатами возможность сражения. Но его ожидала другая судьба.

В левой части полотна зритель снова видит основного персонажа, смотрящего на происходящее, затем его же, но обнаженного, склонившегося в молитве, и, наконец, обезглавленного. Сразу заметно, насколько сильным оказалось влияние венецианских мастеров на Эль Греко. Но Филипп Второй не принял эту картину в идее изображения для алтаря, однако включил её в свою личную коллекцию.

Творчество Эль Греко, или Картины для маленьких часовен

В возрасте сорока двух лет художник занимался тем, что писал полотна для маленьких церквей и часовен.

А как же остальные картины Эль Греко, с названиями которых знакомы многие любители искусства? Вот именно в этот период и было создано самое известное творение живописца — «Погребение графа Оргаса». Это был дворянин, живший в четырнадцатом столетии.

Во время его похорон случилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и опустили умершего в гроб. И упомянутый нами шедевр как раз изображает эту историю.

Мы с вами кратко рассмотрели биографию талантливого Эль Греко. Картины его всегда очень масштабны по содержанию. Недаром его творчество, заново открытое в девятнадцатом столетии, оказало влияние на художников того времени. А на сегодняшний день этот человек считается одним из величайших живописцев мирового масштаба.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/129395/

Ссылка на основную публикацию