Муза, михаил врубель, 1896

Надежда Забела-Врубель — выдающаяся певица и муза Врубеля

25.05.2018 КАТЕГОРИЯ: Семья

Наде́жда Ива́новна Забе́ла-Вру́бель (урождённая Забела; 20 марта (1 апреля) 1868, Ковно — 21 июня (4 июля) 1913, Санкт-Петербург) — русская певица, сопрано, жена и муза М. А. Врубеля.

В созвездии имен известных деятелей русского искусства рубежа 19-20 веков особое место принадлежит выдающейся оперной и камерной певице Надежде Ивановне Забеле-Врубель.

Ее жизненный путь поражает необычайными контрастами: Надежде Ивановне суждено было испытать и настоящее счастье, и неизмеримое горе. В редкостном сплаве высочайшей радости и затаенного трагизма ее образ навеки остался запечатленным в живописи Врубеля, Рахманинова и других композиторов эпохи.

Творческая индивидуальность певицы, так вдохновлявшая современников, бесконечно волнует воображение, призывает еще и еще раз вдуматься в то неповторимое явление, каким была она в жизни и в искусстве.

Н.И.Забела (1868-1913) происходила из старинного рода, известного в истории Украины с начала 16 века: из поколения в поколение представители его получали дворянство не по праву наследования, а за военную службу.

Она окончила петербургскую консерваторию, театральную деятельность начала в Киевском оперном театре И.Я. Сетова. И где бы она потом ни выступала — в Тифлисе, Харькове, в других городах, — повсюду писали об ее лирико-колоратурном сопрано какого-то особого, кристально-чистого, неизъяснимо обаятельного тембра.

Н.И. Забела в роли Ольги
в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка»

По словам М.Ф. Гнесина, голос у нее был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся.

Казалось, сама природа, как северный пастушок, играет или поет на этом одушевленном музыкальном инструменте… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко, расставленные сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки…»

опера «Черевички»

При первой встрече с Забелой композитор Римский-Корсаков был поражен ее своеобразием. Сначала ему казалось, что поэтическое очарование, как бы излучавшееся артисткой, объяснялось удивительным соответствием его художественных образов природным данным певицы.

Особенно хорошо удавались Забеле роли фантастических, сказочных существ: Волховы, Снегурочки, Панночки, Царевны-Лебеди. Но позднее Римский-Корсаков был не менее восхищен Татьяной Лариной в исполнении Забелы, с ее диковатостью, ее отьединенностью от мира Петушковых, Буяновых.

Кого бы ни играла Забела — царевен, русалок или земных девушек — ее героини неизменно покоряли одухотворенностью.

Расцвет творчества Забелы-Врубель был связан с частной оперой С.И. Мамонтова.

Именно здесь были осуществлены постановки таких шедевров Римского-Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» с участием Забелы-Врубель. Недаром ее называли «корсаковской певицей». Одной из лучших партий Забелы стала Волхова в опере «Садко».

После премьеры Римский-Корсаков писал артистке: «Конечно, Вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за Вами навсегда останется в моем воображении…»

Партию Снегурочки Забела готовила вместе с композитором и тоже получила высочайшую оценку Римского-Корсакова, который писал ее мужу художнику М. Врубелю: «Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал».

Современники называли Забелу певицей женской души, женской тихой грезы, любви и грусти, отмечая кристальную чистоту и нежность ее голоса, хрустальную прозрачность тембра.

Все это соответствовало музыкально-сценическому образу Марфы («Царская невеста») — одному из самых выразительных в оперной палитре Римского-Корсакова. Оперный репертуар Забелы не ограничивался лишь музыкой этого композитора.

Она была великолепной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере, Мими в «Богеме».

И все же лучшими были созданные ею образы женщин в операх Римского-Корсакова, его романсы составляли основу камерного репертуара Забелы.

Надежда Ивановна была замужем за величайшим художником — Михаилом Александровичем Врубелем. Чуть ли не в первый же день знакомства он сделал предложение.

Впоследствии говорил сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой. Но Забела колебалась недолго, и уже через два месяца они обручились, а в июле 1896 года обвенчались.

Венчание состоялось во время зарубежных гастролей Н.Забела в православной церкви в Женеве.

Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам. Забела стала музой художника, ее портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван «Муза».

История любви художника Михаила Врубеля и оперной певицы Надежды Забелы потрясает воображение. Оба были красивы, молоды, талантливы… и не могли не влюбиться друг в друга. Он восхищался ее исполнительским искусством, она – его пониманием, добротой и гениальностью как живописца. Они встретились впервые в 1896 году.

Встреча этих двух влюбленных в искусство произошла при следующих обстоятельствах. Антреприза Московской Частной оперы С. И. Мамонтова гастролировала в Петербурге в театре Панаева.

Декоратор оперы — художник Коровин заболел, и Михаил Александрович был выписан из Москвы, чтобы заменить его… и здесь, на спектакле оперы Гумпердинка «Гензель и Грета» Врубель был очарован исполнением Н. И.

Забела роли Греты, и тут же, со всею горячностью, выразил свой восторг… а она… просто не могла не быть очарованной им…

Невысокий, хрупкий, очень подтянутый и элегантный, с тонким, нервным лицом, «безукоризненными петербургскими манерами», — он пленил знаменитую певицу своей загадочностью и внутренним магнетизмом. Тем более, что Врубель был с детства пленен звуками музыки: его мачеха была талантливой пианисткой.

А однажды Константин Коровин его даже сравнил с Моцартом. «Глядя на Врубеля, — писал он, на его светлые волосы, желтоватые глаза, на его сдержанную скромность, я почему-то подумал: «это Моцарт»».

28 июля 1896 года в певица и художник, после довольно бурного развития отношений, поженились в Швейцарии (в Женеве), где жила мать невесты ради больной младшей дочери. После свадьбы молодые супруги переехали в Люцерн, где и закончили летний сезон.

Художник оканчивал здесь свой труд над серией панно на тему из «Фауста» — заказ Морозова, начатый еще весной. После свадьбы Надежда Забела писала своей сестре: «Он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный. Мне всегда с ним весело и удивительно легко.

Я, безусловно, верю в его компетентность относительно пения, он мне будет очень полезен, и, кажется, что мне удается иметь на него влияние».

Со второй половины 90-х годов Врубель приступил к оформлению опер Н. А. Римского-Корсакова. Под впечатлением от опер, он написал в 1898 г. картину «Царевна Волхова», которая очень была связана с обликом его любимой жены.

В 1901 г. у Врубеля родился сын, но он родился с «первыми признаками дегенерациями» — раздвоенной верхней губкой. Это событие погрузило художника в такую печаль, что он всё более и более стал склоняться к написанию знаменитого «Демона». В 1902г. художник написал «Демона поверженного».

Эта картина рождалась в невероятных творческих муках. Художник, писавший ее, тратил очень много сил. Сорок раз он ее переписывал. Однако, публика освистала задумку автора. И Врубель с горечью писал жене: «Зависть и глупость людская в один день по возвращении в Москву исковеркали меня».

С весны 1902 г. у Врубеля появились первые признаки душевной болезни, из-за которых ему на полгода приходится расстаться с близкими людьми – сестрой и женой. Первые четыре месяца болезни художник провел в лечебнице.

С открытием Морозовской клиники, он был переведен в неё. С потерей сына у Врубеля начались атрофия и потеря аппетита, и такая изнуренность, что его приходилось возить в кресле.
Гензель и Гретель. Портрет артисток Т.С. Любатович и Н.И.

Забелы

в одноименной опере Э. Гумпердинка.

С июня 1904 г. здоровье художника улучшилось. Интересно, что в последний период в клинике им был написан «Азраил». Для полного, однако, завершения лечения проф. Сербский советует Надежде Врубель перевести его на лето в один частный санаторий, находящийся в Петровском парке. Надо отдать должное супруге и сестре Врубеля, которые мужественно разделяли все его страдания.

Здесь он остается до осени, когда вместе с женой, получившей приглашение в состав труппы Мариинского театра, переехал в Петербург.

Там они поселились в одном из ближайших к данному оперному театру домов, стоящем одним фасадом непосредственно за Консерваторией, другим выходящим на Екатерининский канал (№ 105).

Здесь художник часто был окружен лицами из художественного и музыкального мира. Несмотря на все признаки прогрессирующей душевной болезни, Врубель был постоянно погружен в работу.

Между тем все перипетии театра и выставок «Мира искусства» и затем «Исторического портрета» настолько поднимают нервную деятельность художника, уже значительно потрясенную предшествующими переживаниями, что в начале марта того же 1905 года равновесие его психики нарушается настолько, что с согласия его самого вызванный из Москвы Усольцев увёз его к себе.

наступил последний скорбный период жизни Врубеля, начинающийся опять страшным возбуждением, длящимся весну, лето и начало осени и сменяющимся затем подавленным, угнетенным состоянием духа. Доктор разрешил, наконец, свидания с больным, и жена с сестрой ездят по очереди навещать художника, пока в январе 1906 года не обнаружилась опасность потери зрения.

Так как работа удерживала Надежду Забелу там, то пришлось сестре художника отправиться в Москву и после некоторого, довольно длительного совместного пребывания с братом в санатории, где он был занят, работой над портретом В. Брюсова.

После совещания с врачами Усольцевым и Оршанским, сестре удалось благополучно совершить с братом переезд в Петербург, где его ждала уже жена, с тем, чтобы, по рекомендации доктора Оршанского, направить его в лечебницу доктора Конасевича, как особенно комфортабельную.

Болезнь все чаще прогрессировала, и по совместному решению близких художника, Михаила Александровича стал лечить доктор Бари.
В итоге Врубель потерял зрение…

Последнее время было очень тяжелым для Надежды Забелы…

Силы художника постепенно падали. Иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в последнее лето своей жизни, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив!» Общий облик больного становился как бы все утонченнее, одухотвореннее.

Однажды, в середине февраля, когда Надежда вместе с сестрой художника, пришли к нему на свидание, с ним случился «потрясающий озноб» — началось воспаление легких, переходящее затем в скоротечную чахотку, и через довольно короткий промежуток времени Врубеля не стало.

Горестной была личная жизнь Надежды Ивановны — ранняя смерть сына, душевная болезнь мужа. Короткой была и сама ее творческая театральная карьера.
Всего пять с небольшим лет блистала она на сцене московской частной оперы, потом последовали неудачи на императорской сцене. Только камерные вечера Забелы-Врубель по-прежнему привлекали внимание слушателей.

Читайте также:  Описание картин васнецова, биография виктора михайловича

Последний ее концерт состоялся в июне 1913 г. На нем она исполняла произведения своего любимого композитора.

Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. После художника остались его картины. Голос певицы исчез вместе с ней, пережившей мужа всего на три года. Теперь Забела живет только в картинах Врубеля.

Вот она Морская Царевна — при восходе месяца стоит среди зарослей камыша, в короне из жемчугов; а вот Царевна-Лебедь в волшебно-мерцающем оперении, в высоком, в жемчугах, кокошнике с воздушной фатой и блистающими драгоценными перстнями на тонких пальцах.

Врубель писал не только «портреты-фантазии жены, но и портреты ее с натуры».

Источник: http://she-win.ru/semua/742-zabela-vrubel

10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля

Михаил Врубель, Автопортрет, 1882

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века.

Его живопись стала квинтэссенцией русского модерна, а мерцающие сине-лиловые кристаллы, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар сделали его произведения узнаваемыми.

Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. Влияние его было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства XX века.

Михаил Врубель, «Демон сидящий», 1890

Михаил Врубель, «Демон сидящий», 1890

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на юридический факультет.

Врубель вел богемный образ жизни, но, проучившись в университете, заключительную конкурсную работу так и не защитил. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, увлекался философией Канта и подрабатывал репетиторством.

Подружившись с театральным кругом и сблизившись с художественной интеллигенцией, Михаил Александрович поступил в Академию в возрасте 24 лет, то есть в 1880 году. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере.

Главным проектом первого творческого десятилетия Врубеля становится реставрация Кирилловской церкви XII века в Киеве, куда он отправляется по рекомендации профессора Академии Петра Чистякова.

Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».

По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще «Демона» не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а «демон» значит «душа''. Для Александра Блока в этом образе воплотилась «громада лермонтовской мысли» о божественной скуке.

В колористике врубелевского Демона Блок видел аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет».

Михаил Врубель, «Гадалка», 1895

Михаил Врубель, «Гадалка», 1895

Картина «Гадалка» была создана под впечатлением от оперы французского композитора Жоржа Бизе «Кармен». Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок.

Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями.

Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик – знак рока и фатума.

Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.

Михаил Врубель, «Принцесса Греза», 1896

Михаил Врубель, «Принцесса Греза», 1896

В том же 1896 году Сергей Юльевич Витте заказал Михаилу Врубелю мозаичное панно для оформления фасада отеля «Метрополь». На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен.

Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи.

Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой.

Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства.

В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе – «Микула Селянинович» – на былинный.

«Микула Селянинович» впоследствии стал мотивом мозаичного оформления камина, который, как и нижегородская «Принцесса Греза», хранится в Третьяковской галерее.

Михаил Врубель, «Микула Селянинович и Вольга», 1898–1899

Михаил Врубель, «Микула Селянинович и Вольга», 1898–1899

Панно «Микула Селянинович и Вольга» для камина на былинный сюжет Врубель выполнил в технике майолики. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет.

Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы.

Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли – это настоящий русский богатырь.

Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики.

Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили.

Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.

Михаил Врубель, «Портрет Н.И. Забелы-Врубель», 1898

Михаил Врубель, «Портрет Н.И. Забелы-Врубель», 1898

Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была женой и музой художника. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы – белые ирисы.

С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере «Гензель и Гретель» вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес.

После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.

Михаил Врубель, «Пан», 1899

Михаил Врубель, «Пан», 1899

Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает «всепроникающий», «вездесущий».

Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил «панический» ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели.

Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. «Пан» Врубеля – скорее, русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить «интимнейшую национальную ноту».

В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.

Михаил Врубель, «Сирень», 1900

Михаил Врубель, «Сирень», 1900

Картина – один из вариантов темы «Сирень», популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы.

Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы.

Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.

Михаил Врубель, «Царевна-Лебедь», 1900

Михаил Врубель, «Царевна-Лебедь», 1900

Царевна-Лебедь – героиня «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900).

Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы поют, как птицы, а Надя – как человек!» – говорил о ней художник. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича.

Его Царевна-Лебедь – существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм.

В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами.

Михаил Врубель, «Демон поверженный», 1902

Михаил Врубель «Демон поверженный», 1902

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю. Лермонтова. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику.

Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия.

Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на темной поверхности.

Павлин, как и феникс, сгорающий и воскресающей из собственного пепла, становится для Врубеля важным символом нетленности и вечности.

Михаил Врубель, «Жемчужина», 1904

Читайте также:  Белая лошадка. нормандия, василий дмитриевич поленов

Михаил Врубель, «Жемчужина», 1904

Картина «Жемчужина» стала поистине жемчужиной в творчестве художника. Это галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, почти беспредметная живопись, остановившаяся в шаге от «Черного квадрата» Малевича.

Но Врубель все-таки гениальный колорист, по его собственным словам, он «утопал в созерцании тонкостей» живописной фактуры.»Рисуй целый день и молчи, – говорил он Коровину, приютившему его в своей мастерской. – А вот когда нарисуешь, тогда и рассуждай об искусстве».

Когда Коровин привел своего друга, еще никому не известного, в дом Мамонтова, где Репин, сидя за обеденным столом с блокнотом и карандашом, набрасывал портрет хозяйки, Врубель, заглянув в блокнот мэтра, сказал, ошеломив всех своей бестактностью: «Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете!» Онемевший Мамонтов вытащил Коровина на террасу: «Костя, кто он такой?» – «Он гений, Савва Иванович, – засмеялся Коровин. – Простите его».

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/99737

Кто она — первая муза Михаила Врубеля?

Михаил Врубель приезжает в Киев из Санкт-Петербурга в 1884 году молодым 27-летним студентом Академии художеств по приглашению профессора Адриана Прахова.

Профессор долго искал нужную кандидатуру для реставрации фресок XII века в Кирилловской церкви, и его друг П. Чистяков порекомендовал своего лучшего ученика.

Таким образом, в доме уважаемой семейной четы Праховых появился высокий худощавый юноша и с азартом приступил к работе.

Почти все вечера Врубель проводил в доме профессора, обсуждая работу по восстановлению фресок и созданию новых работ, изучая книги и источники по истории византийского и русского искусств.

Художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание».

Работал он с вдохновением, полностью отдаваясь рисованию, и очень раздражался, если его кто-то отвлекал.

Работа работой, но помимо важных дел появляются и дела душевные. Он много времени проводит в беседах с женой своего руководителя. Эмилия Львовна Прахова, мать троих детей, была душой всего киевского художественного общества. Они беседуют о музыке, поэзии, литературе.

Но через некоторое время Врубель понимает, что разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце пылает страстная любовь.

Он не спит по ночам, страдает, при входе в дом Праховых начинает бешено колотиться сердце, мысли улетают в небо с мольбой подарить ему хоть каплю счастья с Эмилией.

В своих письмах к сестре он упоминает о своем чувстве, но никто не догадывается, насколько оно сильно. Даже Эмилия Львовна. Однажды Михаил дарит ей свою картину «Восточная сказка».

Эмилия Львовна отказывается ее принять и уговаривает показать ее известному меценату Терещенко, доказывая, что произведение заслуживает экспозиции на публике.

В порыве обиды и гнева Врубель разрывает картину на куски… Несколько дней спустя — извинения за грубость, а она ему возвращает разорванные куски, на основе которых потом художник напишет второй вариант.

До профессора Прахова уже доходили слухи о том, что у его жены появился молодой поклонник.

В порыве крайнего недовольства он решил избавиться от соперника: предложил своему ученику поехать в Италию познакомиться с творчеством старых мастеров, а заодно и закончить работу четырех икон — «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем».

Врубель уезжает в Венецию, увозя с собой и портрет любимой, но душа его рвется в Киев. По возвращению обратно иконы были закончены, и в образе Богородицы все увидели черты лица Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа — портрет ее маленькой дочери Оли…

Произошло ли объяснение Врубеля и его возлюбленной — наверняка навсегда останется загадкой. Но он писал своему другу М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».

Работы в Кирилловской церкви завершились. В картине «Сошествие Святого духа» Врубель изобразил своих знакомых, а в виде одного из ангелов — себя. В 1885 году он уезжает в Одессу, но потом снова возвращается в Киев. Здесь пишет такие картины, как «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточную сказку».

В это время начинаются работы по росписи Владимирского собора. Михаил опять обращается к Прахову со своими эскизами, но в их отношениях чувствуется крайняя напряженность. Профессор не скрывал своей личной неприязни, и работы были распределены без участия Врубеля. При этом профессор признавал, что его отказ был продиктован сугубо личными мотивами.

Но в конце концов, Врубелю досталась работа по выполнению орнаментов.

Вскоре Врубель уезжает из Киева и больше сюда не возвращается никогда. Слишком болезненным было его пребывание в городе. Говорят, что впервые идея написать Демона появилась еще в Киеве, он даже показывал наброски отцу. К сожалению, они не сохранились, художник сам их уничтожил.

Образ Эмилии Львовны Праховой еще долго стоял перед глазами художника, некоторые даже угадывают ее черты в «Демоне сидящем». В будущем Врубеля ждал счастливый брак, признание в работе, поддержка поклонников, потом — финансовые трудности, критика и больница для душевнобольных.

А семья Праховых спокойно продолжала жить в Киеве, до них доходили только слухи об успехах и болезни Врубеля. Эмилия Львовна пережила его на 17 лет. С мужем она рассталась, а свою дочь попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой влюбленный поклонник. Дочь просьбу матери выполнила.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/51115/

Врубель Михаил Александрович (1856 — 1910)

Талант Врубеля был многогранный. Он расписывал храмы, писал огромные многометровые полотна и небольшие станковые картины; он выступал как театральный декоратор, мастер книжной иллюстрации и даже как скульптор.

Михаил Врубель — русский художник, закончил сначала юридический факультет Петербургского университета, затем Академию художеств. По рекомендации своего учителя П.Чистякова работал в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом. Однако, его работы не были должным образом оценены.

Долгое время Врубель был неизвестен публике, только в конце 90-х годов после демонстрации больших панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» его заметили, стали интересоваться творчеством художника. Однако, творчество его постоянно вызывало жестокую полемику в печати.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям.

Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.

Заметны в произведениях Врубеля черты символизма и стиля «модерн». Художника интересует тема трагического одиночества и гибели личности, которую он стремится раскрыть символически в образе Демона. В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, иллюстрации к произведениям Лермонтова, Пушкина, к народным сказкам, былинам и легендам.

Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. Особенно сильно сказалось воздействие модернизма на декоративных работах Врубеля (панно, скульптура, эскизы витражей и т.п.).

В конце жизни Врубель заболел, периодически лечился в психиатрической клинике. В периоды между приступами душевной болезни писал, творил. В 1910 году, пятидесяти четырех лет, Врубель скончался от воспаления легких.

Подлинная стихия картин Врубеля — молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение.

Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля — в этом тайна его монументальности и залог долговечности.

Источник: http://cvetamira.ru/vrubel-mihail-aleksandrovich-1856-1910

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

Михаил Врубель

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутолённость миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого ещё не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребёнок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Серёже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Всё это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спаньё и карты».

Читайте также:  Молитва перед обедом, шарден, 1740-е

…Возможно, это всё юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объёма.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Михаил Александрович Врубель. Роза.

Михаил Александрович Врубель. Белый ирис.

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму.

Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму.

…перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличённого в орнаментальную форму».

Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем.

Демон четвёртый. Неразделённая любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего.

Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне».

Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а „демоническое“ — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий.

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

Михаил Александрович Врубель. Голова демона.

Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).

Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

И дик и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье Бога своего, И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Демон у монастря.

Поныне возле кельи той Насквозь прожжённый виден камень Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жёсткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточённость этого неземного существа.

Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик.

Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное.

Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

Сирень

Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки — Маши Дохнович — от портрета отказался)

Михаил Александрович Врубель. Гадалка.

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточённой критике.

Демон девятый. Духи разных миров

Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

Михаил Александрович Врубель. Пан.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создаёт «Пана».

Михаил Александрович Врубель. Валькирия.

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Волхова 1.

Морская царица.

Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделённые величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

Михаил Александрович Врубель. Демон.

Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей.

Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим.

Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел «в одном флаконе».

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остаётся незавершённым. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный.

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершённым: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год.

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии.

Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.

Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Инна Лостман

Источник: https://izuminki.com/13-demonov-mixaila-vrubelya-skazochno-misticheskij-mir-genialnogo-xudozhnika

Ссылка на основную публикацию