«паллада и кентавр», сандро боттичелли — описание картины

В гмии им. пушкина проходит выставка одной картины — «паллада и кентавр» кисти сандро боттичелли

Смотреть фоторепортаж Сергея Михеева

Не успела рафаэлевская «Дама с единорогом» покинуть Волхонку, как ей на смену в ГМИИ им. А.С.

Пушкина приехала новая знаменитость — «Паллада и кентавр» кисти Сандро Боттичелли из Галереи Уффици во Флоренции.

Она прибыла в Москву также в связи с Годом Италии в России, пробудет здесь до  17 июля и станет одним из центральных событий фестиваля «Черешневый лес».

Когда посланник Миланского герцога в 1490 году давал оценку самым известным флорентийским мастерам, об Алессандро ди Мариано Филипепи, которого знали как Боттичелли, он отозвался так: «Сандро Боттичелли с одинаковым совершенством расписывает панно и стены. Все сделанные им вещи имеют мужественный вид и отличаются самым лучшим методом».

Что касается «самого лучшего метода», то кто бы сомневался…  К 1490 году за плечами 45-летнего художника были три фрески, написанные для Сикстинской капеллы в Риме, «Св.Августин» для церкви Оньисанти во Флоренции, фрески и картины по заказу могущественного дома Медичи… Среди последних — знаменитые «Весна» (ок.

1478), «Венера и Марс» (1480-1490), «Паллада и кентавр» (1482) «Рождение Венеры» (ок.1484)…

А вот сообщение относительно «мужественного вида» его вещей озадачивает. Ну какую, кажется, мужественность можно обнаружить в грациях и нимфах «Весны», или в утонченной красоте Венеры, словно совершенная жемчужина, покоящейся на створке огромной раковины в «Рождении Венеры»? Даже развевающиеся одежды нимф, даже вихревые дуновения ветра пронизаны гармонией.

Другое дело — «софистический» дух Боттичелли, о котором упоминает Вазари. Изящество, гармония формы и изощренная сложность символической трактовки работы для Боттичелли — обычное дело. Боттичелли был вхож в круг гуманистов, которые находили поддержку у герцогов Медичи.

Он был знаком с философами и поэтами Пико дела Мирандола, Полициано…  Вместе с Анджело Полициано они готовились к знаменитому рыцарскому турниру 1475 года, в котором принимал участие Джулиано Медичи, брат Лоренцо Великолепного.

Полициано написал поэму «Турнир» в честь этого события, а по эскизу Боттичелли был сделан штандарт из александрийской тафты для Джулиано. В центре была фигура Афины в бело-золотом одеянии, синих сапожках, в правой руке — копье, в левой — щит с головой Медузы.

Афина, античная богиня-воительница, должна была символизировать мудрость и принести победу…

Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства. С их точки зрения, все выглядело вполне логично. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. Оставалось дело за малым — найти ее прообраз в прошлом.

Неудивительно, что, к примеру, сюжет «Рождения Венеры» представал как аллегория то ли рождения человечества, то ли рождения души… Правда, надо признать, что часто аллегории картин оказывались так сложно закрученными, что об их то толковании писались ученые трактаты. Так, Эрнст Гомбрих посвятил «Мифологиям Боттичелли» целое исследование.

Если ему верить, то в «Палладе и кентавре» Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства.

С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок.

Некоторые вообще считают, что художник писал не Афину Палладу, а девственную царевну Камиллу, служительницу богини Дианы, одну из многочисленных героинь «Энеиды» Вергилия… Поскольку никаких привычных атрибутов Афины, вроде шлема или  щита с головой Медузы, у девы на картине не наблюдается.

Тогда понятно, почему черты этой красавицы напомнили некоторым черты невесты Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. Картина вполне могла быть роскошным свадебным подарком от Лоренцо Великолепного своему двоюродному брату.

По крайней мере в 1498 году в одном из палаццо Медиччи она была помещена над входом в апартаменты Лоренцо ди Пьерфранческо. В общем, в случае с «Палладой и кентавром» «софистический» дух Боттичелли и его друзей, неоплатоников, проявил себя вполне.

Но не менее интересно, что «Паллада и кентавр» заставляет вспомнить то самое, странное определение миланского посланника о «мужественном виде» вещей Боттичелли. Дело не только в том, что женская фигура на полотне выглядит мощнее и выше кентавра, который вообще-то тоже не маленький — у него торс коня.

И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее — сожаление, упрек. Проще говоря, Паллада у Боттичелли — фигура не менее амбивалентная, чем кентавр.

Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Чем больше на него смотришь, тем больше впечатление человеческой боли, отчаяния и смирения.

Этот кентавр уж точно больше человек, чем стоящее рядом с ним властное прекрасное существо, которому неведомы, кажется, страсти и боль.

Похоже на то, что перед нами сюжет о встрече человеческого, слишком человеческого, обремененного земными страстями существа с возвышенной прекрасной идеей совершенного мира. Идея прекрасна, как властная богиня, увенчанная венком из оливковой ветви, но только несчастный кентавр в это совершенство никак не вписывается. Ему не светит ни мир, ни райское блаженство.

В сущности, перед нами поразительно трагический образ. Признаться, довольно странный, применительно к идее свадебного подарка. Но очевидно, каков бы ни был заказ, Боттичелли решил его неожиданно.

Мало того, что традиционно христианский сюжет о греховности человеческой природы он переложил на античный лад. Он еще и трагическое напряженное переживание воплотил в гармоническую, вроде бы отвлеченно прекрасную форму.

Это все равно, что безысходное отчаяние выкрикивать  речитативом старинного гекзаметра… Может быть, такое владение собой и своим искусством и называется мужеством?

Источник: https://rg.ru/2011/05/14/pallada-site.html

Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли

Новые гастроли в Пушкинском музее — фотомодель эпохи Ренессанса.

Все женщины на картинах Сандро Боттичелли похожи друг на друга — вернее, на прекрасную блондинку Симонетту Веспуччи, которую он оплакивал и воспевал еще тридцать лет после ее смерти.

На картине «Паллада и Кентавр», которую привезли из Флоренции в ГМИИ на смену «Дамы с единорогом» Рафаэля изображена не Симонетта, а более темноволосая женщина, однако типаж все равно узнается.

Смысл же картины загадочен.

Высокие длинноногие девы из боттичелиевских «Весны» и «Рождения Венеры» стали для человека ХХ века одим из символов культуры Ренессанса наряду с «Моной Лизой». Их типаж удачно совпал с тем идеалом красоты, которые пропагандируют для нас модные журналы (со скидкой на полтора тысячелетия развития гламура, разумеется).

Среди современников же он не был столь популярным, о чем свидетельствует то, что кроме Боттичелли, подобных дам никто не рисовал.

Однако длинные пряди, которые развиваются на ветру, элегантные складки слипающихся одеяний, S-образные извивы фигуры и прелестные цветочки — все это настолько радует глаз, что ошибка, право, простительная, и честь стать лицом эпохи художник заслужил по праву.

«Паллада и кентавр», которая до 1895 года пылилась на чердаке палаццо Питти, сейчас обитает в галерее Уффици на почетном месте между двумя упомянутыми выше шедеврами.  Она отличается не только темным оттенком волос женщины — но затемненным смыслом сюжета.

В отличие от «Весны» и «Рождения Венеры», построенных на прямых литературных аналогиях, она остается загадкой, заставляя исследователей предлагать все новые и новые версии истолкования.

Боттичелли точно написал не богиню Афину Палладу (название картины устоялось по ошибке), возможно — деву Камиллу из «Энеиды», возможно — аллегорию Целомудрия.

Пушкинский музей подготовил большой стенд с подробным текстом, где изложены эти версии — и народу перед ним толпится не меньше, чем перед собственно картиной. (С похвальной мудростью два этих объекта даже разнесены по отдельным помещениям).

Картина выставлена в итальянском зале, среди постоянной экспозиции музея, примерно совпадающей с ней по времени.

Кстати, загляните в левое крыло этого помещения — там висит еще один Боттичелли, «Благовещение», единственное произведение мастера, хранящееся в России (в Эрмитаже было еще «Поклонение волхвов», но большевики его продали в 1931 году заграницу).

Это крохотный диптих с достаточно мелкой и не яркой живописью — однако все характерные черты мастера, легкость и изящество — налицо. Впрочем, рядом с такой жемчужиной, как гостья из Флоренции, «Благовещение», конечно, блекнет.

Воспользовавшись этой возможностью подумать о том, почему из-под кисти одного художника могут выходить шедевры и проходные вещи, надо вернуться к основной цели своего визита. Любуясь на символы дома Медичи, вышитые на полупрозрачной кисее платья Паллады, стоит вспомнить о «синдроме Стендаля» — это когда падают в обморок от переизбытка красоты кругом.

Источник: https://shakko.wordpress.com/2011/05/19/bottielli/

Сандро Боттичелли в пушкинском музее

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 14 мая в рамках Года Италии в России будет  открыта выставка одной картины —  шедевра кисти Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр«.   Картину для выставки предоставила галерея Уффици, где также хранятся знаменитые «Весна» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Выставка проходит вслед за аналогичной, на которой была представлена «Дама с единорогом» Рафаэля Санти из собрания Галереи Боргезе.

 Жанр выставки одной картины появился  еще в 1974 году в музее имени Пушкина, когда экспонировалась  «Мона Лиза». Директор ГМИИ Ирина Антонова отмечает: «Мы придаем этому жанру большое значение, потому что это своеобразный экзамен для зрителей: как он себя чувствует перед великим произведением искусства»

 «Паллада и кентавр»  Сандро Боттичелли, по словам Ирины Антоновой,  это «раннее масштабное полотно мастера». Картина была создана художником в 1482 году. На фоне поэтического пейзажа изображена молодая женщина, вооруженная тяжелой алебардой. Она держит за волосы кентавра, покорно взирающего на нее.

 Кентавр воплощает у Боттичелли соединение в человеке низменного и высокого. Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах.

 Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой — копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине — оливковые ветви и венок) — символизируют добродетель. В трактовке Паллады Боттичелли также следует классическому образцу, но и в этой фигуре заметно сходство с христианской святой.

Читайте также:  Композиция vii, василий васильевич кандинский, 1913

 Ученые считают, что в произведении Сандро Боттичелли представлена идея о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела, и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости.

И лишь божественная милость позволяет преодолеть муки души, томящейся в оковах тела. Но существует и ещё целый ряд аллегорических толкований этого произведения,  в том числе имеющих конкретную историческую подоплёку.

 <\p>

Выставка продлится до 17 июля.

 Посмотрите галерею картин Боттичелли

Источник: http://www.artcontext.info/announcement-of-exhibitions/4-2010-10-17-15-57-58/242-botticheli.html

Боттичелли Картина Паллада И Кентавр

Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. На картине Боттичелли изображены две полярные фигуры: бог войны Марс и богиня любви. Овладевая своими страстями, человек не только глубоко познаёт свою греховную сущность, но и проникается знанием недостатков и слабостей других людей.

Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра.

Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.

Так, Эрнст Гомбрих посвятил «Мифологиям Боттичелли» целое исследование.

Описание картины Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр»

Чахотка. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео известная как «прекрасная Симонетта».

По учению гуманистов, Паллада – символ созерцательного образа жизни и мудрости. Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность.

«Паллада и Кентавр», Сандро Боттичелли — описание картины

Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства. В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр».

Например, долгое время пользовалась популярностью (да и сегодня не отвергнута полностью) версия о том, что художник восславил на картине военно-политические успехи Лоренцо Медичи – то ли его победу над Неаполем, то ли ликвидацию так называемого заговора Пацци внутри Флоренции.

Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе.

Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Возрождение. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной.

Не лишена правдоподобия и еще одна гипотеза: Афина Паллада вообще не при делах, а изображенная дева с алебардой – это Камилла, дочь короля Метаба из вергилиевской поэмы «Энеида». Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют.

Ведь недаром говорится: «Во многой мудрости много печали». Не помогает толком распутать ситуацию и история раннего бытования полотна.

Описание картины Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр»

На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя. Флоренция. Колорит отличается изящной сдержанностью. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари).

Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.

Одно понятно: художник Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Боттичелли – это дружеское прозвище, в котором узнается итальянское слово botticella – «бочонок») в пору написания картины был еще далек от идей религиозного аскетизма, которые позднее пробрались в его голову посредством проповедей Савонаролы и превратили последний период жизни в затяжной кошмар. Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым.

И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника.

Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи (возможно к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи), так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо и осы, кружащиеся над ним – геральдический символ рода. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.

В Пушкинском музее выставлена «Паллада и кентавр» кисти Сандро Боттичелли

Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Эти странные существа – не эроты, а сатиры с козлиными копытами вместо ног, рожками и грустно-лукавым взглядом показаны на заднем плане композиции и под ложем Марса. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.

Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля.

По крайней мере в 1498 году в одном из палаццо Медиччи она была помещена над входом в апартаменты Лоренцо ди Пьерфранческо. Это произведение, конечно, не столь знаменито, как два других изображения кисти великого флорентийца – «Весна» и «Рождение Венеры» (кстати, оба экспонируются там же, в Уффици).

С 14 мая по 17 июля в Государственном музее изобразительных искусств им.

Символизм Тароччи на картине Боттичелли «Паллада и Кентавр»

Декоративно-изысканные ритмы своей картины Боттичелли дополняет холодными матовыми и нежными тонами, наделенными произвольными переливами, отчего на полотне появляются ноты печали и болезненного надлома.

Одно из символических значений отгороженного места – внутренняя жизнь разума. P 148149. Вряд ли можно считать случайностью, что в описи 1498 года полотно фигурировало под названием «Камилла и сатир» – теперешнее название «Паллада и кентавр» впервые возникло лишь в 1516 году, то есть после смерти автора.

«Паллада и кентавр» в ГМИИ (видео)

Отрава. Основанием для такой трактовки послужили медичейские эмблемы, которыми расшито одеяние богини. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Oxford, 1962.

И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника.

Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой.

С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. В своей работе «Слепой Амур» Эрвин Панофский пишет.

Тогда понятно, почему черты этой красавицы напомнили некоторым черты невесты Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи.

Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр».

Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Но при всей схожести сюжета его трактовка чрезвычайно отлична. Он был кузеном Лоренцо Великолепного.

Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля.

Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями.

Сочинение-описание картины Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр»

На многих это действует благотворно. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Кроткая Симонетта была вдохновительницей трогательных фантазий художника. Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы.

Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым. Все сделанные им вещи имеют мужественный вид и отличаются самым лучшим методом».

В нем читаем: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна.

Не впадая в схожую экзальтацию, рекомендуем-таки не пропустить визит «Паллады и кентавра» в Россию. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.

Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли

Мол, достаточно сопоставить живописный сюжет с описаниями из, допустим, популярной книжки «Легенды и мифы Древней Греции и Рима», как любой намек на интригу моментально испарится.

Так, Эрнст Гомбрих посвятил Мифологиям Боттичелли целое исследование. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов.

Можно сравнить картину Боттичелли с написанной в 1490 году картиной Пьетро де Козимо «Венера и Марс».

Умер Боттичелли в безвестности. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок.

Описание картины «Паллада и Кентавр»

Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» граничит с текстом греческого писателя II века Лукиана. Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями.

Сам Джулиано Медичи ненадолго пережил хрупкую Симонетту. 1478), «Венера и Марс» (1480-1490), «Паллада и кентавр» (1482) «Рождение Венеры» (ок. 1484).

Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля.

По этому случаю вся Флоренция погрузилась в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. С их точки зрения, все выглядело вполне логично. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего.

Несмотря на свойственную работам Боттичелли светлую меланхолию, в пору своего расцвета он был «человеком, полным неожиданностей», как сказал о нем Джорджо Вазари и охотно экспериментировал с трактовками библейских сюжетов и с внедрением мифологических.

Читайте также:  Картина святой иероним, микеланджело караваджо

Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума.

Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок. Но все-таки «Паллада и кентавр» тоже вещь культовая и на глаза вам наверняка попадалась – хотя бы в интернете.

Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах.

Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.

Во второй половине XV века еще не существовало традиции писать политические аллегории подобного типа. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства.

Другие картины Сандро Боттичелли

Об этом можно только гадать. Марс представлен спящим. Если ему верить, то в «Палладе и кентавре» Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. Вот таким образом и печальна Паллада – богиня мудрости. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.

Когда посланник Миланского герцога в 1490 году давал оценку самым известным флорентийским мастерам, об Алессандро ди Мариано Филипепи, которого знали как Боттичелли, он отозвался так: «Сандро Боттичелли с одинаковым совершенством расписывает панно и стены.

Но можно попробовать, например, приобщиться к жанру «выставка одной картины». Нередко в картинах Боттичелли в образах идеальных героев флорентийцы различали черты своих современников или известных личностей. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс.

Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют.

Джулиано был любим горожанами и не только. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании.

Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх. Неудачные роды.

Совсем недавно в Пушкинский музей приезжала картина Рафаэля «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе, а теперь благодаря фестивалю искусств «Черешневый лес» на музейную «вахту» заступает боттичеллиевское полотно «Паллада и кентавр» из собрания галереи Уффици.

Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли – Фотографии

Вся картина пронизана атмосферой мира и гармонии. Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано. Дерево, темпера. Если ему верить, то в Палладе и кентавре Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства.

А. С. Пушкина в рамках года Италии в России пройдет выставка одного шедевра Сандро Боттичелли Паллада и Кентавр. Картина Паллада и Кентавр (около 1488) была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на вилле Кастелло вместе с Весной и Рождением Венеры.

Ранее в картине видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век)2.

Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной.

Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Ранее в картине видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии. Науке ничего не известно о специфических отношениях между Афиной Палладой (она же римская Минерва) и фантастическими полулюдьми-полуконями. С их точки зрения, все выглядело вполне логично.

Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Слева за спиной кентавра высится, словно вырубленное из скалы, некое архитектурное сооружение, обильно поросшее мхом.

Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Однако на деле все обстоит ровно наоборот. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра.

Впрочем, догадки возникали и возникают не на пустом месте.

Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Умерла она внезапно и довольно рано по неизвестной причине. Италия. Его взгляд на мир неизбежно становится печальным.

Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Оливковые ветви и копье – её атрибуты, они символизируют добродетель.

Этот кентавр уж точно больше человек, чем стоящее рядом с ним властное прекрасное существо, которому неведомы, кажется, страсти и боль. 203 x 314 см.

Отзывы о «Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли»

Галерея Уффици. В наиболее запущенных случаях не помогает даже поход в музей.

В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/bottichelli-kartina-pallada-i-kentavr/

Картина Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр», фрагмент. фото здесь и дальше: Черномашенцев Владимир

Источник : Новый форум изобразительного искусства HalloArt.ru

Картина Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 
Репортаж с открытия выставки

      Вечером 13 мая в Пушкинском музее изобразительных искусств представили полотно величайшего мастера эпохи Возрождения — «Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици.

Данный проект осуществлен при участии Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», давнего партнера ГМИИ им А.С. Пушкина.  
     На открытии выставки были приглашены гости фестиваля и представители прессы.

С 14 мая 2011 года, в день проведения московской акции «Ночь в музее 2011», полотно великого итальянца будет доступно широкой публике. Очередная выставка одной картины, которые стали своеобразной визитной карточкой Пушкинского музея ещё с советских времен, продлится до 17 июля 2011 года.

     ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает показ шедевров итальянского искусства в рамках Года Италии в России. Картина Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» из Галереи Уффици сменила показ полотна «Дама с единорогом» Рафаэля Санти из собрания Галереи Боргезе. Также, как и на открытии выставки Рафаэля, ГМИИ порадовал своих гостей итальянской классической музыкой, превратившись в музей Изящных искусств на все сто процентов. Ансамбль солистов «Премьера» Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского (художественный руководитель и дирижер Игорь Дронов) исполнил два произведения.     Концерт «Весна» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди был выбран, я думаю, из-за ассоциаций с другим известным шедевром Сандро Ботичелли, имеющим точно такое же название. На скрипке солировала Анна Гриднева. Вторым номером прозвучало рондо композитора Луиджи Боккеррини. Солист : виолончелист Михаил Калашников. 

     Директор Пушкинского музея Ирина Антонова рассказала гостям о картине Боттичелли.

Приветственное слово директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой

 
Выступление министра культуры РФ А.А. Авдеева.   Выступление посла Италии Антонио Занарди Ланди (Antonio Zanardi Landi)
     В связи с официальным статусом выставки, проходящей в рамках Года Италии в России, на вернисаже присутствовали министр культуры РФ А.А. Авдеев и посол Италии в России Антонио Занарди Ланди (Antonio Zanardi Landi). Из слов выступающих стало понятно, что появление в России полотна Боттичелли – очень большая редкость. По словам Посла, оказалось, что в Италии существует закон, запрещающий вывоз некоторых полотен Сандро Боттичелли из Флоренции, из музея Уфицци.       Выступление директора галереи Уфицци (Флоренция, Италия) произвело на присутствующих очень приятное впечатление. Всегда приятно видеть доброе улыбающееся лицо, к тому же высказывающее большое количество комплиментов в адрес русских женщин. Как говорится, без комментариев и вне конкуренции…. Действительно, в России с лица иностранцев никогда не будет сходить сладкая улыбка.

Выступление директора галереи Уфицци

      Все выступавшие сравнивали Афину Палладу, изображенную на картине Ботичелли, с высокими и белокурыми русскими женщинами. И действительно, она никак не походит на типаж итальянских женщин.       Как это всегда бывает в первые минуты, за лесом человеческих голов, фотоаппаратов, высоко поднятых мобильных телефонов и телекамер было сложно разглядеть «виновника торжества». В отличие от предыдущего показа картины Рафаэля «Дама с единорогом» в зале не было сумрака. Эти две картины сильно различаются по всем параметрам, начиная от большого размера Паллады по сравнению с Дамой и заканчивая стилем и техникой художника.

Подробнее о выставке, о самой  картине «Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли и  истории её  создания вы можете узнать на сайте Нового форума  изобразительного искусства HalloArt.ru
>>>>>

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/536120.html

Сандро Боттичелли · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи; Sandro Botticelli), 1445–1510 гг. · знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.

Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.

С 1465 г. по 1467 г. Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами.

Так, «Мадонна» (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи.

После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).

В 1470 г. Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 г. он вступает в гильдию св. Луки.

По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет «Силу» (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.

Читайте также:  Музей пикассо в барселоне, испания - адрес музея

Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.

В своем творчестве Боттичелли часто обращается к религиозной живописи, например, «Мадонна Евхаристии» (1472, Бостон, Музей Гарднер).

Согласно символике этого произведения, виноград и колосья пшеницы, которые держит ангел, указывают на таинство причастия, а колос, который берет Мадонна, – горестное принятие будущих мучений Христа.

Две небольшие картины «Возвращение Юдифи из лагеря Олоферна» и «Нахождение тела Олоферна» (обе 1472–1473, Флоренция, галерея Уффици) написаны им по сюжетам из Ветхого Завета.

В 1474 г. Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску «Успение Мадонны» в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583 г.). В этом же году он создал «Св.

Себастьяна» (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер.

При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.

Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Написаны знаменитые «Весна» (ок. 1478), «Рождение Венеры» (1484–1486), «Паллада и кентавр» (1482), «Венера и Марс» (ок. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.

В 1475 г. для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. В картине «Поклонение волхвов» (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.

Боттичелли выступает портретистом не только в «Поклонении волхвов». Великолепен профильный «Портрет Джулиано Медичи» (ок. 1478, Бергамо, галерея Каррара) и «Портрет молодой женщины» (1475, Флоренция, галерея Питти). Известный «Портрет молодого человека с медалью» (ок.

1474, Флоренция, галерея Уффици) является новой композиционной формой портрета и вероятно, первый портрет, выражающий духовную жизнь человека. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета.

Он обращается к трехчетвертному изображению, переходит от погрудного портрета к поясному, пишет на портретах руки, что было новшеством, заменяет нейтральный фон пейзажем.

«Весна» («Примавера») (ок. 1478, Флоренция, галерея Уффици) была написана Боттичелли для кузена Лоренцо Великолепного на сюжет, навеянный стихами Овидия и придворного поэта Медичи Анджело Полициано.

Хрупкая, стройная Весна в затканном цветами платье, поддерживая складки одежды, разбрасывает нежные цветы. В центре картины, склонив голову, помещена мечтательная Венера, покровительница любви, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.

Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Позы, движения носят завораживающий характер: плавные жесты, мягкие наклоны голов, изысканные линии складок одеяний.

Боттичелли создает земной рай, убирая из картины категорию пространства, за деревьями видно небо, но нет глубины, луг похож на прекрасный гобелен.

В образе Венеры Боттичелли стремился соединить черты языческой, телесной, и одновременно, христианской, духовной красоты.

В 1478 г. Боттичелли пишет фреску с изображением казненных заговорщиков для дворца Барджелло, которая была уничтожена в 1494 г., в 1480 г. создает монументальную фреску «Св. Августин» для церкви Всех святых во Флоренции, в 1481 г. – фреску «Благовещение» (Флоренция, галерея Уффици) для паперти монастыря Сан-Мартино далле Скале.

В 1481–1482 гг. папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан Боттичелли, Д. Гирландайо (1449–1494), Перуджино (ок. 1450–1524), Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы.

Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета.

Слева от алтарной стены Боттичелли изображает сцены из Ветхого завета «Испытание Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона», справа от алтарной стены помещены сцены из жизни Христа «Искушение Христа».

«Паллада и кентавр» (1482, Флоренция, галерея Уффици), написанная Боттичелли, как и Весна, для кузена Медичи, находилась на вилле Кастелло вместе с «Весной» и «Рождением Венеры».

Существует несколько толкований этого произведения: победа Лоренцо Великолепного над Неаполем, победа Медичи над Пацци и др. Украшенная оливковыми ветвями, Паллада в белом платье держит алебарду.

Рядом с ней кентавр, изображение которого навеяно античными рельефами.

Картина «Венера и Марс» (ок.

1485, Лондон, Национальная галерея) имеет вытянутые горизонтальные пропорции, отсюда вытекает предположение, что картина была написана Боттичелли для украшения боковой стенки свадебного сундука, кассоне.

В соответствии с гуманистическим мировоззрением, от союза Венеры и Марса (любви и борьбы) рождается Гармония. Бодрствующая Венера и погруженный в глубокий сон Марс символизируют идею триумфа любви, торжества мира над войной.

«Рождение Венеры» (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему «Весны». Миф о Венере, рожденной из пены морской, соответствовал эллинистическим воззрениям круга Лоренцо Великолепного.

Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры.

Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в «Весне», и в «Рождении Венеры» линия – мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность.

Ее облик – достижение великой гармонии, он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.

В 1485 г. Боттичелли создает «Мадонну с младенцем между Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (Берлин, Государственные музеи), написанную для алтаря капеллы в церкви св.

Духа во Флоренции, позже «Мадонну с гранатом» (1487, Флоренция, галерея Уффици) для зала аудиенций во дворце Веккио, «Благовещение» (1489–1490, Флоренция, галерея Уффици) и «Величание мадонны (Мадонны дель Магнификат)» (1483–1485, Флоренция, галерея Уффици).

В 1490-х гг. у художника нарастают пессимистические настроения. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Тоска, безнадежность читается в картине «Покинутая» (ок.

1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: «Оплакивание» (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), «Клевета» (ок.

1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя II в. до н.э.

В 1491 г. Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1496 он пишет «Св. Франциска» для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1492–1500 гг.

он создает цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, где каждой песне посвящен один рисунок.

Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев; Рим, библиотека Ватикана).

В 1501 г. завершает работу над «Рождеством» (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». В 1504 г. входит в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело «Давид».

Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.

В творчестве Боттичелли находят яркое воплощение черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Он считается одним из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Поэтичность и одухотворенность его картин раннего и зрелого периода перерастают в поздних работах в трагическое мироощущение и болезненную надломленность.

Источник: http://greekroman.ru/art_botticelli.htm

Картина Паллада и Кентавр (картина Боттичелли)

Кто автор: Сандро Боттичелли

Как называется картина: Паллада и Кентавр

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1483
  • Холст, темпера Уффици

Описание картины «Паллада и Кентавр (картина Боттичелли)»

«Паллада и Кентавр» (итал. Pallade e il centauro) — картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 207×148 см. В текущее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Содержание

1 История картины 2 Композиция и персонажи картины 3 Примечания 4 Литература

История картины

Более правдоподобной представляется версия, что картина была сотворена в 1483 году по заказу Лоренцо Медичи по случаю бракосочетания его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (итал.

Lorenzo di Pierfrancesco de' Medici, detto Lorenzo il Popolano) с Семирамидой (итал. Semiramide Appiani), дочерью Яково III дельи Аппиани д’Арагона. Этот брак был с подготовлен самим Лоренцо Медичи по причинам политического и территориального нрава.

В доказательство этой версии выступает запись, обнаруженная в описи 1499 года.

Понятно, что около 1540 года полотно перевезли на виллу Кастелло вкупе с другими полотнами Боттичелли. В описи 1598 года картина упомянута в салоне, расположенном на вилле. Там же она приводится и в описях 1638 и 1761 гг. вместе с 2-мя другими известными работами Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры».

Около 1830 года из галереи Уффици картина была перенесена в Палацио-Питти и навечно попала в запасники. С 1893 года она выставлялась там в Царских Апартаментах. В галерею Уффици картина возвратилась в 1922 году.

Композиция и персонажи картины

На фоне ласкающего взгляд поэтического пейзажа изображена роскошная и в то же время строгая юная дама, вооружённая тяжёлой алебардой. Она держит за волосы кентавра, покорливо на неё взирающего.

Красивая дева увенчана венком, сплетённым из ветвей оливы, которые облегают также её грудь и руки. Она одета в широкий зелёный плащ, наброшенный на лёгкое облачение со свободно ниспадающими складками ткани, которую декорируют эмблемы рода Медичи в виде бриллиантовых колец.

Слева за спиной кентавра возвышается, как будто вырубленное из горы, некоторое архитектурное сооружение, обильно поросшее мхом. Красивая хрупкая дама роскошным жестом укрощает дикое существо. Кентавр вроде бы обнаруживает свою слабость перед лицом грациозной женской силы.

Философский смысл полотна является собственного рода манифестом флорентийского гуманизма 2-ой половины Кватроченто (XV век).

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-pallada-i-kentavr-kartina-bottichelli.html

Ссылка на основную публикацию