«поцелуй иуды (взятие христа под стражу)», джотто ди бондоне — описание картины

Обретение Караваджо: все, что вы хотели знать о чердаке

Даже суровые арт-историки, искусствоведы и всемирно известные эксперты верят в чудо. Еще одно тому доказательство — сенсационная «находка на чердаке» картины, вероятно, кисти Караваджо. Вашему вниманию — новые сведения о полотне, его обнаружении и экспертизах.

При чем здесь Луи Финсон и почему столько шума из-за полотна?Полотно размерами 144 на 175 см, как полагают, — вторая, утраченная еще в начале XVII столетия, версия знаменитой картины итальянского гения Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» (1599). По свидетельствам современников художника, он вроде бы создал две версии работы.

Первая, размерами 145×195 см, хранится в Риме, в Палаццо Барберини. След второй работы, созданной в Риме в 1604−05 годах (или же после 1606 г. в Неаполе — после обвинения в убийстве художник покинул Рим), был утрачен давно.

Мифическая вторая версия картины упомянута в письме 1607 года фламандским живописцем Франсом Пурбусом Младшим (Frans Pourbus the Younger, 1569−1622) — тот вроде бы видел картину в студии художника Луиса Финсона (Louis Finson, 1580 — 1617).В апреле 2014 года владельцев старинного дома в Тулузе озадачила течь в потолке.

Чтобы добраться до участка прохудившейся крыши, им пришлось пройти через дальний участок чердака, куда никто не заглядывал около 150 лет. «Секретная комната» была заперта, ключ давно потерян, и хозяева, видимо, не слишком любопытные, как и их предки, взломали дверь.

Предок нынешних владельцев «дома с чердаком» служил в Испании, участвуя в кампании под предводительством Наполеона, и, в принципе, мог привезти оттуда некую картину, которая из-за своего слишком «сильного» содержания не нашла место в комнатах дома.

Семья, нашедшая полотно, связалась с местным аукционистом Марком Лабарде (Marc Labarde), который тесно сотрудничал с известным экспертом и арт-историком Эриком Турканом (Eric Turquin). Отметив отличную сохранность картины, тот лишь слегка очистил работу ватным тампоном, смоченным в воде, и решил, работа была создана не позднее XVII века мастером «школы Караваджо».

В течение двух лет о находке широко не объявляли: Туркан очистил картину более тщательно и исследовал ее, консультируясь и с другими экспертами.
Если картина будет признана подлинником кисти Караваджо и включена в каталог его работ, стоимость полотна составит 120 миллионов евро (более $135 миллионов) — такова была первичная оценка. В настоящее время называют и сумму в $178 миллионов.

Ну и если новоявленная «Юдифь, убивающая Олоферна» будет признана работой Караваджо, масштаб сенсации будет сродни событию в Дублине 1991 года, когда картину «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под Стражу», «The Taking of Christ»), висевшую в иезуитской трапезной с начала 1930-х, объявили работой Караваджо (позже, впрочем, разгорелись споры о подлинности из-за еще одной находки в Риме).

Но даже если эксперты решат, что найденная картина — отличная копия работы кисти современника Караваджо, ее цена будет составлять несклько миллионов. Так что владельцы дома в Тулузе, как говорит один из экспертов, «все равно вытянули счастливый билет».

Получив вердикт специалистов Лувра, которые осматривали картину и признали ее весьма ценной старинной работой, Министерство Культуры Франции наложило временный запрет на вывоз картины, после чего она сможет быть предложена к продаже. У специалистов и экспертов есть 30 месяцев на детальное исследование работы.Никола Спиноза (Nicola Spinosa), бывший директор музея Каподимонте (Неаполь), один из ведущих специалистов по творчеству Караваджо, — первым высказал сенсационное суждение (Караваджо!), когда еще до обнародования картины к нему обратился Эрик Туркан. Он занимался исследованием работы.

Отрицательный вердикт известнейшего эксперта по Караваджо вынесла Мина Грегори (Mina Gregori), президент Фонда Роберто Лонги по изучению истории искусств во Флоренции. Ее имя мы нередко видим в новостях, связанных с выставками или же атрибуцией картин самого гения и работ «караваджистов».

Бруно Арчипрете (Bruno Arciprete), эксперт из Неаполя, реставрировавший две работы Караваджо (‘‘Flagellation of the Lord'' и ‘‘Seven Works of Mercy'), допускает серьезную вероятность того, что работу создал сам мастер, однако говорит о необходимости более тщательного ее исследования. Также он честно признается, что «мы никогда не сможем абсолютно точно сказать, что Караваджо лично приложил руку к данной картине. Она может быть копией из его мастерской… Такого рода вопросы всегда вызывают дискуссии среди исследователей».

В течение ближайших недель публике обещают обнародование выводов еще двух экспертов по Караваджо, итальянцев Джузеппе Порцио (Giuseppe Porzio) и Марии Кристины Терцаги (Maria Cristina Terzaghi).

Скорее всего, Луис (Луи) Финсон, последователь Караваджо из Брюгге. С 1600 года он находился в Италии — учился-стажировался в Риме и Неаполе, причем имеются (правда, спорные) упоминания того, что Финсон некоторое время работал в мастерской Караваджо. В любом случае, по датам он вполне мог успеть приобщиться к секретам мастера.

В пользу версии об авторстве Финсона — то, что художник владел по крайней мере двумя подлинными работами Караваджо, и некоторые работы мастера Луи копировал — так, копия картины «Мадонна с четками» (Madonna of the Rosary) находится в собрании художественно-исторического музея в Вене, известна и работа «Экстаз Марии Магдалины» — копия, предположительно, работы Караваджо — той самой, недавно найденной Миной Грегори.

Покровителем и заказчиком работ мастера был известный французским астроном и антиквар Никола-Клодом Фабри, сеньор де Пейрак (Nicolas-Claude Fabri de Peiresc). Этот провансальский меценат упомянул художника в своем письме к Питеру Паулю Рубенсу.
«У Финсона прекрасное чувство колорита, рисует он хорошо, правда, его персонажи немного тяжеловесны, в них нет благородства, но выражения их лиц мне нравятся».

Вот эту же «тяжеловесность» фигур, при мастерском их изображении, и отмечают критики версии об авторстве Караваджо «картины с чердака».

Итак, Караваджо или Финсон? Сто-двести или «всего лишь» несколько миллионов долларов? Частная собственность или музейная ценность? Вопросы, буквально «взятые с чердака», пока остаются открытыми.По материалам artdaily и других источников, указанных под фото.

Источник: https://artchive.ru/news/1748~Obretenie_Karavadzho_vse_chto_vy_khoteli_znat_o_cherdake

Поцелуй Иуды :: Частный Корреспондент

30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

Секретным агентом, как выяснилось, может стать практически каждый. Набор рецептов прост — например, оказаться в нужном месте и в нужное время; встреча со старым другом — помнишь, я тебе помог, теперь ты поучаствуй — тупик у нас, картину большой ценности украли, вся надежда на тебя, помоги найти.

— А почему я? У меня ж ни опыта, ни денег…

— Так ты искусством интересуешься давно и плотно, продуманной в деталях легендой и деньгами на представительские мы тебя обеспечим, не вопрос, а нужен нам человек средних лет, неоспоримо респектабельной наружности. Вид у тебя что надо, убедительно выглядишь, уж поверь моему опыту. И персона в нашем деле не засвеченная, никто не заподозрит.

Такая или примерно такая беседа состоялась у давнего моего приятеля, назовем его А. (Против публикации возражений не было, но конкретные имена обещала не называть. Не называю).

Как стать миллионером

Представления о том, как выглядит американский миллионер у каждого свои, но типаж, нечто вроде фоторобота, тем не менее, составить можно. Вальяжный, уверенный в себе, спокойствие в облике, во взгляде — непроницаемость, он не теряет самообладания ни при каких обстоятельствах, даже если сиюминутные хлопоты вовсе не радуют, словом, хозяин жизни даже в моменты сильных душевных потрясений.

Этим и другим, если у кого возникли, приметам А. соответствовал на все 100%. Я сама его когда-то американским миллионером дразнила, в хорошем смысле этого словосочетания, разумеется.

Теперь А. предстояло этим имиджем, природой данным, поработать, рискнуть ради общего дела и вжиться в образ американского миллионера-коллекционера, склонного к авантюрным приобретениям. Какой настоящий мужчина откажется?

На некоторое время А. выдали новое имя, в интернете продуманные сведения разместили, стал он владельцем офиса в крупном городе США (персонал четко откликался на телефонные звонки ищущих рынок сбыта злоумышленников, проверяющих достоверность информации в интернете), собирателем редких произведений искусства, все четко, комар носа не подточит.

Римские каникулы

В Риме А. целую неделю проходил искусствоведческий профинструктаж, чтобы подлинник Караваджо с подделкой не перепутать. Ну не воспроизводится копиистами цвет в точности такой же красный, как у Караваджо, ибо имеет он особенный компонент, секрет смеси утерян, нынче краску повторить практически невозможно.

Зато специальные лампы, при определенном освещении, наличие или отсутствие составной определяют мгновенно.

Добрые римляне пополнили снаряжение «миллионера, любителя живописи», исследовательскими очками и портативными лампочками к ним. Заодно рассказали, что в Италии рекордное количество музейных ограблений. И рекордная раскрываемость их.

— У вас, мол, сколько в Украине шедевров старых мастеров? — спросили итальянские профессионалы.

— Ну где-то около десяти» — ответил А.

— Нет, у вас их восемь. Всего. А у нас много-много тысяч. Крадут около десяти в год. Пять-шесть находят, а то и все семь. Очень высокий процент получается. А в Украине одну не найдут — и уже стопроцентное поражение.

Чтобы поражение не было столь разгромным, украинские следопыты предусмотрели практически все, творческая мысль работала на славу.

Итак, для А. теперь подлинник Караваджо от подделки отличить — семечки, стал он ездить на шумные биеннале, ярмарки картин, знаменательные выставки, присутствовал на знаковых мероприятиях, приучал потенциальных продавцов к своей вальяжной персоне.

Для усиления сходства с богатым западным коллекционером, готовым пополнить коллекцию любой ценой, его снабдили подобающим автомобилем, подсадной секретаршей — сотрудницей спецслужб, костюмами Brioni, часами Breguet и кольцом со скромным бриллиантом тысяч этак за сто пятьдесят американских денег, представительский реквизит, останавливался путешествующий ценитель искусств исключительно в престижных отелях, предпочтительно в люксах. (Во Франкфурте ему даже номер с личным лифтом достался, он мне ручку из «Steigenberger» показывал, у меня такая же есть.)

Преступники нервничали впрок

И в Амстердаме А. побывал неоднократно, картину поначалу туда переправили, потом — в Берлин. Сложная история создания у шедевра, у похищения шедевра — география дерганая.

Почему? Да скандал между грабителями случился, суть изложу вкратце.

Одесскую кражу заказал человек, назовем его Б. — российский искусствовед, переместившийся в Киев по случаю женитьбы на украинской красавице, она денег хотела, много.

Вот и придумал он план злодеяния, исполнителями грузинские воры-домушники стали. Те и вовсе неизвестно зачем в Киев переместились, испытывали там нужду и выбраться не могли из денежных затруднений. Искусствовед Б., от продажи украденного шедевра, сто тысяч пообещал.

Близкий родственник искусствоведа много лет назад в Амстердаме обосновался, странствия одесского «Поцелуя Иуды» стартовали. Но продать произведение искусства там и простому художнику нелегко, не то что шедевр старого мастера пристроить. Грузинские украинцы зароптали, картину в Германию вытребовали, там подельник у них германским гражданином числится, помочь обещал.

Картину с места на место перетаскивать — следствию помогать. Так и вышло. Б.-то парень крученый, о каждом шаге с гадалкой совещался. Она ему на кражу добро дала, перевозку в Амстердам разрешила, а о Берлине и слышать не хотела, не говоря уже о персоне нашего бравого резидента. В крик тут же пускается, глазами вращает, несчастья пророчит.

Но вышло так, что объединенными силами украинской секретной и германской криминальной полиции операцию успешно довели до конца. Отсекали других покупателей на корню.

Только на горизонте реальный «богатенький буратино» нарисуется — дают информацию в прессе, что картина уже найдена. Покупатель тут же миражом в пустыне делается, растворяется в воздухе, как и не было.

Один А., подсадная утка, верным клиентом оставался, ему и Караваджо продать решили. (После четырех изматывающих встреч, звук на чип аккуратненько писался, как в кино, видели? Вот так. Мне тут говорят:

— А как же не заподозрили-то?

— А невмоготу! Деньги нужны now! — как если ломка у наркомана , недосуг ему осторожность соблюдать. Нечто вроде «эх, была не была, кто не рискует, тот…» — и далее по тексту, вероятно).

Одно отклонение от голливудских сценариев: накануне покупки А. нешуточный приступ настиг, очнулся он на больничной койке. Похитители шедевра и в клинику щупальцами — интересовались, настоящая ли болезнь. Настоящая.

Миссия выполнима

Это в прошлом году происходило, напоминаю. В аккурат 22 июня немецкие доктора решили бедолагу А. оперировать. Тут он восстал, взбунтовался: «22-го июня немцам не дамся!»— заявил.

Предложил болезнь утихомирить на время, медикаменты применить. «А резать меня дома будут. Там я с докторами поговорить могу, да и знакомство личное успокаивает».

Долго рядили да спорили, представители продавца растеряны… совещаются… решились, наконец: картину вручат ассистенту “миллионера”, подсадной утке — секретарше, стало быть.

Читайте также:  Музей пива heineken, амстердам

Преступникам уже трубы горят деньги получить, они ведь с подпольным коллекционером на 30-ти миллионах сошлись! (страховая стоимость 100 миллионов, начинали торг с пятидесяти, двадцать миллионов А.

без труда скостил, он это умеет).

Германская полиция поймала с поличным и на месте повязала многих. Но не всех. Искусствовед Б. до сих пор на свободе. Вполне возможно, опять недоброе замышляет.

Так что, оглядывайтесь по сторонам, будьте бдительны.

Преступник тоже не дремлет.

ОТПРАВИТЬ:       

Источник: http://www.chaskor.ru/article/potseluj_iudy_25118

Картины из собрания Одесского музея западного и восточного искусства, которые похищались (часть 2)

?Караваджо — Поцелуй Иуды.

Взятие Христа под стражу (около 1602)Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), (1571, Милан — 1610, Порто-Эрколе), — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Сюжет этой картины основан на событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

У одесской картины своя интересная и драматичная история. До 1993-го года картина была атрибутирована как произведение кисти самого Караваджо. Создана она была художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла.

В 1990-ом году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса. Бенедетти опознал картину, очистив её. Сообщение об этом открытии было опубликовано в 1993-ем году.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста, одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали её как работу Хонтхорста в 1802-ом году Уильяму Гамильтону Нисбету, в шотландском доме которого она оставалась до 1921-го года.

Затем картина была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала её в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства её мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920-ом году.

В настоящий момент иезуиты предоставили картину Национальной галерее Ирландии (Дублин, Ирландия) в бессрочную аренду.Несмотря на эти факты, в одесском музее продолжали считать картину, если не оригиналом, то авторским повторением сюжета о взятии Иисуса Христа под стражу.

Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008-го года.

Поиски картины заняли ровно два года: 25 июля 2010-го года федеральной криминальной полицией Германии были задержаны четыре участника международной банды, состоявшей из трёх граждан Украины и одного гражданина Российской федерации.

На территории Украины были арестованы еще около двадцати возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру.

Преступление было раскрыто, благодаря проведенной операции по внедрению подставного покупателя — «миллионера, любителя живописи». Интересная деталь — на роль «миллионера» взяли дилетанта. Нет, работники спецслужб, они, конечно, ребята бравые, но их суконные рожи выделяются в любом коллективе. Опять же строевой шаг.

Будь эти Джеймсы Бонды, хоть русские, хоть французские, да хоть и из Папуа Новая Гвинея, практически любой вор-любитель обойдёт их стороной. Другое дело человек «из народа». Иной раз такие экземпляры встречаются — по жизни нищеброд нищебродом, а несёт себя, как английский лорд.

Вот и этот дилетант был из таких: вальяжный, нагловатый, спокойный, как айсберг, словом, настоящий американский миллионер, любитель живописи.))) Опять же костюмчик от Brioni и часы марки Breguet, прикупленные за счёт бюджетных денег, на нём, как родные сидят, не говоря уже о бриллианте в надцать карат на мизинце.

Злые языки утверждают, что обошёлся сей бриллиант казне в 150 000 $, на что, хоть я и не Станиславский, но скажу: «Не верю!» Ну, не верю я, что камень такой цены немеряной доверили бы какому-то, пардон муа за мой французский, шаромыжнику.

Он что, с ювелирами стрелку забил? Его что, ждали в главном офисе De Beers? А похитители они ведь и в изобразительном искусстве мало что смыслили, а уж в таких камешках…

Не иначе, как спецслужбисты украинские фианит подходящего размера подогнали, а уж своим жёнам-дочерям-любовницам, вот им то как раз бриллиантики и прикупили, но размерами поскромнее, чтобы на всех хватило.

За бюджетные же деньги мужика нашего свезли в Европу и ну его гонять по музеям, шикарным отелям и всяким там биеннале-триеннале в Италиях, Германиях, Франциях, с тем то есть, чтобы воров на живца ловить.

И скажите, каким идиотом нужно было бы быть, чтобы от такой халявы отказаться? А наш дилетант был совсем не дурак и решил себе: «Да пусть эти уроды меня потом даже прихлопнут, но я вдоволь поваляюсь на шелковых простынях в люксах — во Франкфурте ему даже номер с личным лифтом достался — до отвала наемся салата Florette Sea&Earth (в состав салата входят: белужья икра, лангуст, лобстер, корнуоллский краб, трюфеля) и наконец то упьюсь этим самым Dom Pérignon Rose Gold пополам с Macallan Lalique Crystal Decanter.»И легенду мужику сварганили, хоть куда, дескать фирма у него в Штатах крутая — визиточки с номерами нью-йоркских телефонов, по которым откликались барышни в звании не ниже капитана с отменным знанием американского английского. Чтобы такую штуку провернуть, не нужно даже быть крутым хакером — несколько переадресаций телефонных номеров через надёжные прокси-серверы и вуаля — киевские телефоны становятся нью-йоркскими.В общем, обставлено всё было в лучших традициях киношных детективов. Даже не знаю, почему до сих пор никто не озаботился тем, чтобы снять фильм по этой истории.

А собственно ограбление состоялось так. Некий искусствовед из Москвы, проживавший на тот момент уже в Киеве, положил глаз на эту картину. Причиной была отчаянная потребность в деньгах. В больших деньгах, ибо сей знаток искусства женился окнами на Крещатик на знойной и алчной красавице. История умалчивает о том, сколь хороша была красавица, но вот к деньгам она испытывала нешуточную страсть.

Как старуха в сказке о золотой рыбке, от мужа она постоянно требовала повышения жизненных стандартов. Ясное дело, что красть картину самому искусствоведу даже в голову не приходило, а пришло самое простое: подрядить на это дело уголовников с большим стажем и опытом работы.

Трудно сказать, почему среди коренных украинских уголовников таких не сыскалось, а, может, просто искусствоведу добрые люди посоветовали взять в сообщники временно безработных грузинских воров-домушников из соображений благотворительности. Парни эти оказались не у дел в родном краю и по сей причине перебрались на Украину.

Наверное, им казалось, что на Украине больше возможностей для того, чтобы устроиться на работу по такой экзотической специальности. Тем не менее, на момент преступного сговора заезжие специалисты сидели без денег. Искусствовед пообещал им 100 000 неизвестно каких денег — то ли вечно-зелёных американских, то ли европейских, что знойных грузинских мачо очень воодушевило.

Вот эти то ребята и обнесли одесский музей.Вы заметили, что в этой истории, как и в предыдущей, в качестве заказчика фигурирует опять искусствовед? Какая, однако, криминальная профессия, оказывается.У нашего искусствоведа были длинные руки — дотягивались они аж до Амстердама, что впрочем легко объяснялось: там многие годы проживал его близкий родственник.

Вот в Амстердам заказчик-искусствовед и отправил исполнителей-домушников с целью поиска богатенького Буратины, любящего искусство до самозабвения, а потому не брезгующего покупкой краденых музейных шедевров.

Единственное, что лично меня очень напрягает в этой части истории с похищенной картиной, так это, опущенный во всех источниках, момент перехода героев нашего повествования через украинскую границу с шедевром европейской живописи в зубах. Я, конечно, понимаю, что в принципе при желании через любую границу можно даже слона провезти под видом домашнего любимца, но всё же…

Короче, в Амстердаме дело не заладилось. Народ, видать, там не шибко богатый подобрался. Максимум на что может сподобиться, так это на посещение района красных фонарей да на косячок травки, а Караваджи всякие ему не по зубам. Тут уже исполнители вынуждены были свои связи подключить, а связи эти обретались в славном европейском городе Берлине.

Но тут заказчик заартачился: «Где угодно — говорит — продавайте, но только не в Берлине!»Искусствовед то наш был ещё тот тёртый калач — по поводу всех своих действий у личной гадалки справлялся, а она ему на всё добро высших сил дала — на кражу картины, на её транспортировку в Амстердам, а вот при упоминании Берлина её трясло, как от тропической лихорадки, и выглядела она при этом так, будто с ней сеанс экзорцизма проводили.Нужно сказать, что пока наш дилетант-миллионер предавался всем радостям, доступным людям со статусом изображаемого им персонажа, украинские и немецкие спецслужбисты всячески препятствовали появлению на горизонте похитителей других покупателей, кроме своего протеже. Похитители и рады бы послушать своего босса и в Берлин, где на тот момент пребывал наш дилетант, — ни ногой, но злую шутку с ними сыграла судьба — они оказались в ловушке безденежья, когда уже никакие доводы рассудка, а тем более завывания каких-то гадалок роли не играют. И тут бы истории конец, ан, нет! Я же предупредила, что всё действо развивалось в духе плохих киношных детективов. Дилетанта нашего неожиданно свалил приступ тяжёлой хронической болезни да так, что очнулся он на больничной койке в берлинской клинике, — спасибо ещё, что «мама» по-русски в бреду не кричал — где добрые немецкие доктора пообещали сделать ему операцию, после которой он, как заново родится. И день операции назначили: 22 июня. Но не тут то было! Дилетант сразу для себя решил, что 22 июня немцам он не сдастся! Пришлось немчуре обходиться терапевтическими методами. Тем временем наши похитители очень нервничали, подозревая подвох в болезни своего покупателя. Справлялись в клинике, как это в кино бывает, а что там с пациентом имярек? А деньги то нужны уже вчера, вот в результате и договорились провести сделку не с самим покупателем, а с его «личной секретаршей» — искусствоведом в штатском в звании то ли майора, то ли капитана, чего похитителям знать не полагалось. И в цене наконец-то сошлись: вместо обещанных раньше 50 000 000 $, дилетант пообещал всего 30 000 000 $. А как же — расходы на лечение и всё такое…

Посадили всех, кроме заказчика-искусствоведа. Его, возможно, тоже задерживали, но доказательств нужных не насобирали, как и в случае первой кражи. Из чего можно сделать следующий вывод: заказывать кражу произведений искусства из музеев практически безопасно.

Можно, конечно, и пролететь, как фанера над Парижем, то есть над Берлином, из-за глупости и жадности исполнителей, но можно и не пролететь. Сидеть то в любом случае будут те, кто украл, а не тот, кто заказал. Такая вот весьма поучительная история.

Однако, весь этот happy end омрачал факт того, в каком состоянии пребывала картина после её похищения:

На этом история с картиной «Поцелуй Иуды» ещё не кончается…

Источник: https://lovers-of-art.livejournal.com/209490.html

Поклонение пастухов / Выставка одиннадцати картин Караваджо в ГМИИ — апофеоз не только Года Италии в России, но и чреды…

Кто во что горазд. Прошлый год Франции в России (и России во Франции) был отмечен выставками импрессионистов, то есть тех художников, что оказываются для своей страны эмблематичными. Год Испании в России запомнится рекордными посещениями ретроспективы Сальвадора Дали.

Читайте также:  Маурицхёйс - гаага: описание музея, расположение на карте

Итальянцы, в первую очередь, славны своим классическим искусством.

Именно поэтому в этом году Третьяковка принимает у себя в гостях выставки де Мессины и Джотто (откроется в начале декабря), а ГМИИ имени Пушкина собрал в Москве одиннадцать шедевров Микеланджело Меризи да Караваджо.

https://www.youtube.com/watch?v=hX-rY-9ijeI

Эта искусствоведческая активность складывается в систему музейных выставок (сюда же можно отнести и «Парижскую школу» и «Синий всадник», сегодня открывающуюся экспозицию Уильяма Блейка из английских музеев), выстраивающихся в альтернативную Московскую международную биеннале несовременного искусства.

Почти дюжина

Для выставки 11 картин Караваджо (шедевров могло бы быть и больше, но единственная картина художника с российской пропиской привезена из Эрмитажа не была) выделили большой зал (№17) на втором этаже Главного здания, затенив его таким образом, чтобы фирменное караваджиевское тенебросо [контрастная светотень] выглядело особенно эффектным.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой. Тем, что для России была литература, а для Германии — музыка и философия, для Франции стала живопись: главным зеркалом и мерилом национального духа.

Метафорой общественного состояния, наконец. Находя и сравнивая равновеликие фигуры разных культур, ты наконец начинаешь понимать глубинные сходства и различия, впрочем подчас лежащие на поверхности. У французов в этом году 150-летний юбилей Моне, у нас — круглые даты, связанные с днём рождения Антона Чехова в Таганроге и предсмертным уходом из Ясной Поляны Льва Толстого.

Моне как зеркало Французской революции

Между выхваченными из темноты полотнами висит многовековая тьма, скрывающая логические связи и связки, причины и следствия актуальных контекстов (как сюжетных, так и биографических, топографических и каких угодно, вплоть до конкретно музейных, из которых эти шедевры на время извлечены).

Так оно, собственно говоря, и вышло — главный элемент экспозиционного решения это точечный свет и стены тёмно-кирпичного цвета, создающие ощущение плотности, концентрированного сгущения, из которого картины Караваджо выступают, точно изнутри подсвеченные лайт-боксы.

Эта чёткость и этот свет, то льющийся, то мерцающий, из которого затем выйдут открытия Веласкеса и Рембрандта (и много ещё кого) оказывается главным ощущением от показанных работ.

Получается, что те, кто были потом и шли следом растворили все эти открытия и достижения, ставшие в обратной перспективе, чем-то весьма простым и естественным.

Хотя, даже после всего, что было, ослепительная пластика художника не потеряла, не утратила свежести и яркости.

Выставочным просчётом кажется формат экспликаций, повешенных на уровне человеческих глаз и растянутых едва ли не в размер картин, из-за чего они забирают на себя слишком много внимания (больше, чем нужно).

Во всем прочем это действительно прекрасная выставка, позволяющая составить впечатление от самых ранних, раненных ренессансной ясностью, картин («Юноша с корзиной фруктов») и вплоть до самой последней, «предсмертной» («Мученичество св. Урсулы»), где темнота сгущается едва ли до полной непроницаемости, запекаясь кровавым подбоем и выпекая барокко, с последующим за ним маньеризмом.

Золотистое свечение постепенно остывает, теряет свежесть и «подвижность», не то тускнеет, не то наливается зрелостью, опытом.

Большей определённостью полутонов.

Ужин в Эммаусе

Тенебросо Караваджо это ведь явление не столько пластическое, сколько «идеологическое», идейное; сталкивающее условные религиозные сюжеты с реалистической тщательностью подходов.

Из-за чего зрителя накрывает когнитивный диссонанс между душеподъёмностью легендарной легенды и погружённостью её конкретного воплощения в густоту быта.

30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

Секретным агентом, как выяснилось, может стать практически каждый.

Набор рецептов прост — например, оказаться в нужном месте и в нужное время; встреча со старым другом — помнишь, я тебе помог, теперь ты поучаствуй — тупик у нас, картину большой ценности украли, вся надежда на тебя, помоги найти. Поцелуй Иуды

Самое удивительное в том, что на какой-то невеликий временной срок эти художественные святыни слетелись из разных мест в одно, вне положенное им место, дабы образовать что-то вроде одноразового пасьянса, эксклюзивную фигуру из одиннадцати частей.

Эта конфигурация уникальна; и смысл, который возникает из сочетания определённого набора холстов здесь и сейчас тоже единичен и уникален.

Над этим стоит задуматься. Для того, чтобы в следующий раз увидеть ту или иную работу, следует ехать на Сицилию (Региональный музей Мессины), в Рим (Капитолийские музеи, Национальная галерея в Палаццо Барберини, Галерея Боргезе, Музеи Ватикана или Церковь Санта Мария дель Пополо), в Неаполь (Музей Каподимонте) или во Флоренцию (Галерея Палатина в Палаццо Питти).

Или в Милан (Пинакотека Брера).

И вот, допустим, ты попадаешь в Музеи Ватикана или же в Палаццо Питти, где есть собственный набор шедевров, мужественно сражающихся за сытое и сонное внимание туриста, который долго ехал, мало спал и думает не о игре света и тени, но о сувенирах, которыми нужно одарить всех коллег в конторе.

Ну и т д.

Так, по всему выходит, что сегодня в Москве бенефис не только у Микеланджело Меризи да Караваджо, но и у всех его отдельных составляющих, которые переходя вброд столетие за столетием

Дело же здесь ещё и в создании события едва ли не на пустом месте — когда вот ещё вчера на этом месте ничего же не было, а сегодня возникает плотный сгусток, привлекающий массу всевозможного внимания; чёрная дыра, всасывающая в себя сотни человекочасов.

И это увлекает и завораживает.

Посетители вернисажа фотографировали полотна на телефоны и фотоаппараты бессмертные полотна, точно это медийные звёзды; точно внутреннее композиционное движение не закончено и продолжает меняться, из-за чего и нужно его немедленно [пока оно не изменилось] запечатлеть.

И унести с собой этот только-только дошедший до нас свет далёкой-далёкой звезды.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/11943600-poklonenie-pastuhov-vystavka-odinnadtsati-kartin-karavadzho-v-gmii-apofeoz-ne-tolko-goda-italii-v-rossii-no-i-chredy/

Евангельские события Поцелуй Иуды Взятие

Евангельские события: • • • Поцелуй Иуды. Взятие Христа под стражу. Допрос Христа у Анны. Христос перед Синедрионом в доме Каиафа. Отречение Петра. Христос на суде у Пилата. Осуждение на смерть. Бичевание, унижение. Распятие. Смерть на Кресте. Прободение ребер. Воскресение Христа. Подкуп стражи. Явление Воскресшего Христа ученикам.

События от Великой Пятницы до Воскресения Христова в воскресных текстах Октоиха 2 гласа.

События Нового Завета Суд у Пилата Цитаты из Октоиха «Стоял Ты на судилище как подсудимый, / Владыка Боже мой, не возвышая гласа, / произнося народам суд, / который через страдания Свои, Христе, / Ты сделал для вселенной спасением. » ( На Утрени. Песнь 4. Канон 1).

Страдания Христовы Распятие на Кресте «Добровольно претерпев страдания ради смертных» . (На великой вечерне. «Стихиры на стиховне» . ) «Страданием Твоим/ обезоружен враг, / и города противников разрушены…» ( На Утрени. Песнь 4. Канон 1.

) «… Ты сокрушил высокомерие врагов, / по Своему благоволению, Владыка, / на кипарис, и сосну, и кедр / добровольно плотью возносимый. » ( На Утрени. Песнь 5. Канон 1. ) «Крестом Своим Ты упразднил постигшее нас через древо проклятие…» (На Великой вечерни. «Стихиры восточные» )

События от Великой Пятницы до Воскресения Христова в воскресных текстах Октоиха 2 гласа.

События Нового Завета Цитаты из Октоиха Смерть Христа «Своею смертью властно упразднившему / могущество смерти Богу, / поклонимся» (На Утрени. Песнь 9. Канон 2. ) «Воины, Свою бесчеловечность проявляя, / копьем ребра Твои пронзили…» (На Великой вечерне. «Стихиры на стиховне» ) «Ты был распят и погребен, Христе, / по Своему изволению» (На Утрени. Иные стихиры, восточные). «беззаконники, / опечатав камень гроба, / большего чуда нас удостоили.

/ Все знают стражи, говорившие: / «В сей день Он вышел из гробницы!» Вы же к ним: / «Скажите, что пока мы спали, / пришли ученики и украли Его» . / Но кто же крадет мертвеца, и к тому же обнаженного? » (На Утрени. Иные стихиры восточные).

«…разорвал Ты смерти пелены / воскресением Своим, которое все мы славословим…» (На Утрени. Песнь1. Канон 1. ) Прободение ребер Христа копием Погребение Поставление стражи у гроба Воскресение Христово

События от Великой Пятницы до Воскресения Христова в воскресных текстах Октоиха 2 гласа.

Явление Ангела Мироносицам Явление Воскресшаго Господа женам и ученикам. «После страдания Твоего / жены, придя ко гробу, / чтобы помазать миром тело Твоё, Христе Боже, / Ангелов увидели в гробнице и изумились, / ибо весть услышали от них, что воскрес Господь, / дарующий миру великую милость. » ( На Великой вечерни. Ипакои.

) «Мертвый, к беззаконникам причтенный, / Ты, Христе, явился женам, / сияя венцом славного воскресения. » (На Утрени. Песнь 3. Канон 2. ) «…явившись же Апостолам Твоим, / Ты их послал на проповедь / и через них мир даровал вселенной…» (На Утрени. Тропарь Воскресный. )

События из Святого Предания упоминаемые в Октоихе Событие Цитата из Октоиха Сошествие Христа во ад «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, / тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. / Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил» ( На Великой вечерне. Тропарь).

Источник: http://present5.com/evangelskie-sobytiya-poceluj-iudy-vzyatie/

Украинские реставраторы уверены: Наш Караваджо — не подделка!

Отечественные эксперты по крупицам восстанавливают уникальную картину «Поцелуй Иуды», которая была украдена 2 года назад и недавно возвращена в Украину.

Сейчас полотно хранится в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины, специалисты которого проводят ряд необходимых экспертиз, в том числе устанавливают, является ли найденная картина оригиналом. О том, что уже сделано реставраторами и к каким выводам они пришли, «КП» поинтересовалась у генерального директора центра Светланы Стрельниковой. 

«ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ» — НЕ СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ»

Попасть на территорию Национального научно-исследовательского реставрационного центра дело не простое — у входа дежурит наряд милиции, территория утыкана камерами наблюдения, даже собака во дворе. 

— Это дополнительные меры безопасности, — объясняет Светлана Александровна. — Мы даже ограничили круг доступа к картине Караваджо. Поэтому вам экскурсию не могу организовать.

— Тогда расскажите, пожалуйста, какие работы с картиной вы сейчас проводите?

— Первоочередная задача, которая была поставлена сотрудниками органов, расследующих похищение картины, — определить, совпадает ли центральная часть найденного полотна с кромкой картины, оставшейся на подрамнике после кражи в музее. Сейчас мы уже можем сказать — это одна картина. Художники-реставраторы вместе с научными сотрудниками еще продолжают исследования, ведь их результаты надо задокументировать для следствия и суда.     

— По поводу данной картины ходит немало слухов. Говорят, из одесского музея похитили не настоящий холст кисти Караваджо, а хорошую копию…

— Именно судебно-трасологическая экспертиза, которая сейчас проводится в нашем центре, определит подлинность картины. Но окончательный вывод будет сделан после искусствоведческой экспертизы.

Мы тоже слышали разнообразные версии и сейчас работаем над документами, связанными с историей полотна.

Нас также очень интересуют проводимые ранее реставрационные работы и сопутствующие им экспертизы, исследования красочного слоя, рентген и так далее.

Могу сказать, что с художественной точки зрения это высококлассное произведение. И то, что данное полотно — современная копия, маловероятно, ведь холст и краски очень старые.  

Оставшиеся в подрамниках части шедевра передали в пакете для мусора, перемотанном скотчем. Реставраторы были в шоке.

«КАРТИНА ТРАВМИРОВАНА ПОЭТАПНО»

— На ваш взгляд, был ли шанс у похитителей продать данную картину?

— Вы знаете, на любое произведение искусства найдется свой покупатель. Что произошло с полотном Караваджо, мы пока не знаем. Основная версия, что картину украли под заказчика, ведь в 90 процентах случаев шедевры похищают под заказ.

— А что вы можете сказать о стоимости «Поцелуя Иуды»?

— На сегодня оценить эту работу сложно. Есть определенная система оценки художественных ценностей. Сейчас главное — определить степень нанесенного картине ущерба, а он очень серьезный.

— Вы имеете в виду те повреждения, что были нанесены во время кражи и транспортировки?

— Картина была травмирована поэтапно. Сначала она была варварски вырезана из подрамника — грабители не церемонились. Скорее всего, вырезали хорошо заточенным ножом. Но и после этого центральная часть полотна очень сильно пострадала.

Судя по всему, полотно было свернуто в рулон — живописью наружу. Видно, что похитители не думали о сохранности раритета, и при перевозке рулон был сдавлен.

Из-за этого произошло очень серьезное продольное травмирование полотна — растрескался и частично осыпался красочный слой, есть существенные разрывы холста, ему ведь более 400 лет.

Когда же нам передали фрагменты картины, оставшиеся в подрамнике в музее, мы были шокированы. Оказалось, они в еще худшем состоянии, чем основное полотно, вывезенное в Германию.

Дело в том, что оставшаяся часть холста варварским образом была вырвана из подрамника! Она была скомкана и вложена в целлофановый пакет и еще к тому же сильно стянута скотчем, из-за чего осыпался красочный слой.

А ведь тут сохранилось много авторской живописи!

Это значительно усложнит работу реставраторов, теперь каждый выпавший кусочек авторского красочного слоя нужно будет собрать, как мозаику, найти ему место. 

Светлана Стрельникова, гендиректор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. 

«ПОХИТИТЕЛИ БЫЛИ НЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

— Но почему так поступили с оставшейся частью полотна? Не надеялись, что картину найдут?

— Сложно сказать. Мы сделали запрос следователю в надежде узнать, кто приложил руку к такой «упаковке» полотна, почему так непрофессионально подошли к произведению искусства. Ждем ответа.

Читайте также:  Картина «корабль дураков», иероним босх — описание

Но и это еще не все. Когда специалисты проводили техническую реставрацию кромок, разложили их, оказалось, что в правом верхнем углу кто-то срезал большой фрагмент полотна с красочным слоем.

Кроме этого, на кромках картины отсутствуют еще пять небольших фрагментов. Все недостающие части придется восстанавливать реставраторам, работа предстоит кропотливая, очень сложная.

 К тому же кромки необходимо соединять с вырезанной частью ниточка к ниточке.

Я не думаю, что те, кто так поступил с картиной, считали, что ее не найдут. Это, скорее всего, делали люди, которые не понимали, с какой исторической и художественной ценностью имеют дело. Они относились к данному произведению искусства, как к ненужной вещи. 

Подобным образом вели себя и воры. Но зато если бы они не так изуродовали полотно, осторожно перевозили бы, то, боюсь, мы больше никогда не увидели бы эту работу — они бы смогли легко ее продать. К счастью, похитители были не профессионалы. 

НА РЕСТАВРАЦИЮ УЙДУТ ГОДЫ

— Сколько могут длиться реставрационные работы картины Караваджо?

— Боюсь, что годы. Специалистам предстоит выполнить ювелирную работу по восстановлению произведения. Ведь надо будет делать все так, чтобы картина стала единым целым и реставрационные вмешательства были не видны.

— Кто этим будет заниматься?

— Реставрация будет проведена в нашем центре — ведущей государственной организации, в которой работают уникальные специалисты. Им подвластна реставрация произведений искусства любой сложности. Только с материалами могут возникнуть проблемы.

Последние два года центру практически не выделяются средства на реставрационные материалы, инструментарий, а все это очень дорого стоит.

Но когда будет утверждена программа реставрации, сможем определиться, что нам понадобится для этой работы, какие растворители, краски, лаки и так далее.

Честно говоря, я была шокирована недавними заявлениями людей близких к искусству, что в Украине некому реставрировать. Я не могу сказать, что в Германии сделали бы это лучше. Дороже — да, но не лучше.

К реставрации мы сможем приступить после окончания следствия.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Микеланджело да Караваджо был одним из самых значительных и талантливых итальянских художников конца XVI — начала XVII века. Среди его покровителей — кардиналы, банкиры и знатное римское семейство Маттеи.

Картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу») приобрел в Париже русский посол во Франции в 1870 году и преподнес великому князю Владимиру, сыну императора Александра II.

В конце XIX века полотно было передано художественному училищу в Одессе, а затем оно перешло в распоряжение Одесского музея западного и восточного искусства.

В середине 1950-х годов московский искусствовед Ксения Малицкая доказала принадлежность картины кисти Караваджо.

В ночь с 29-го на 30 июля 2008 года картина была похищена из музея. Неизвестные влезли на второй этаж по строительным лесам, выдавили стекло и попали в зал. Вырезав из рамы полотно, воры тем же путем выбрались из здания. В июне этого года при попытке продажи картины похитителей задержали в Германии.

Источник: https://kp.ua/life/247362-ukraynskye-restavratory-uvereny-nash-karavadzho-ne-poddelka

Патриарх Варфоломей: Церковь-Мать может и проклясть

Караваджо. Поцелуй Иуды. Взятие Христа под стражу

Проклятием Константинопольской Церкви-Матери пригрозил главе Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополиту Илариону Вселенский Патриарх Варфоломей во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фрагменты стенограммы их встречи опубликовал 28 сентября греческий портал orthodoxia.info.

Столь радикальное решение патриарх Варфоломей обосновал тем, что, по его мнению, митрополит Иларион ведет очень враждебную политику против Константинопольского патриархата, а также тем, что в своем недавнем интервью митрополит Иларион намекал, что Вселенский патриарх мог быть подкуплен.

«Вы говорили, что президент Порошенко подкупил Вселенского патриарха. Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если нет, то вы воздвигаете хулу на Церковь-Мать и она может наложить на вас проклятие», — сказал патриарх митрополиту.

Митрополит Иларион в свое оправдание сказал, что в своем интервью Порошенко не упоминал, а также то, что раскольники, приезжающие во Вселенский патриархат, «приходят не с пустыми руками».

«Все с вами понятно», — резюмировал патриарх Варфоломей.

Напомним, что встреча предстоятелей Константинопольской и Московских церквей прошла 31 августа.

После нее константинопольский патриарх Варфоломей 7 сентября единоличным решением назначил двух епископов украинскими экзархами, а 8 сентября отправил их на Украину.

Русская Православная Церковь незамедлительно заявила о грубом вмешательстве в ее юрисдикцию, а 14 сентября прекратила свое участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата.

Комментарий редакции

Несколько «удивленное» отношение Московского патриархата к вероломству Константинополя выглядит странно. На протяжении всего прошлого века РПЦ постоянно отправляла послания в адрес константинопольских патриархов с протестами по поводу неканонических действий последних.

Так, в 1921 году Константинополь незаконно учредил свою епархию в Америке, где до этого уже более ста лет была русская епархия; в 1925–1947 годах протесты предстоятелей РПЦ касались незаконного дарования Константинопольским патриархатом автокефалии Польской православной церкви; по тому же адресу, в 1931 году заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий отправил послание с протестом против антиканонического подчинения Константинополем русских православных приходов в Западной Европе во главе с митрополитом Евлогием; в 1923–1957 годах неоднократные протесты предстоятелей РПЦ касались антиканонического принятия Финляндской, Эстонской и Латвийской епархий Московского патриархата в юрисдикцию патриарха Константинопольского. Надо отметить, что приведенный список далеко не полный. Однако и из него уже видно, что политика Константинопольского патриархата является четкой, последовательной и связанной со стремлением переподчинить части канонических территорий РПЦ под свою юрисдикцию.

Источник: https://rossaprimavera.ru/news/981eb3d2

Вопросы, «взятые с чердака»

Обретение Караваджо?

Суровые арт-историки, искусствоведы и всемирно известные эксперты верят в чудо. Сенсационная «находка на чердаке» картины, вероятно, кисти Караваджо.

Новые сведения о полотне, его обнаружении и экспертизах.

Аукционист Марк Лабарб объявляет о сенсации на пресс-конференции в Париже 12 апреля:полотно размерами 144 на 175 см, как полагают, — вторая, утраченная еще в началеXVII столетия, версия знаменитой картины итальянского гения Караваджо

«Юдифь,убивающая Олоферна» (1599).

По свидетельствам современников художника, он вроде бы создал две версии работы. Первая, размерами 145×195 см, хранится в Риме, в Палаццо Барберини. След второй работы, созданной в Риме в 1604−05 годах (или же после 1606 г.

в Неаполе — после обвинения в убийстве художник покинул Рим), был утрачен давно.

Мифическая вторая версия картины упомянута в письме 1607 года фламандским живописцем Франсом Пурбусом Младшим (Frans Pourbus the Younger,1569−1622) — тот вроде бы видел

картину в студии художника Луиса Финсона (Louis Finson, 1580 — 1617).

Микеланджело Меризи де Караваджо Юдифь, убивающая Олоферна, 1599, 145×195 см.

В апреле 2014 года владельцев старинного дома в Тулузе озадачила течь в потолке. Чтобы добраться до участка прохудившейся крыши, им пришлось пройти через дальний участок чердака, куда никто не заглядывал около 150 лет.

«Секретная комната» была заперта, ключ давно потерян, и хозяева, видимо, не слишком любопытные, как и их предки, взломали дверь.

Предок нынешних владельцев «дома с чердаком» служил в Испании, участвуя в кампании подпредводительством Наполеона, и, в принципе, мог привезти оттуда некую картину, которая из-за своего слишком «сильного» содержания не нашла место в комнатах дома.

Семья, нашедшая полотно, связалась с местным аукционистом Марком Лабарде (Marc Labarde), который тесно сотрудничал с известным экспертом и арт-историком Эриком Турканом (Eric Turquin).

Отметив отличную сохранность картины, тот лишь слегка очистил работу ватным тампоном, смоченным в воде, и решил, работа была создана не позднее XVII века мастером «школы Караваджо».

В течение двух лет о находке широко не объявляли: Туркан очистил картину более тщательно

и исследовал ее, консультируясь и с другими экспертами.

Если картина будет признана подлинником кисти Караваджо и включена в каталог его работ, стоимость полотна составит 120 миллионов евро (более $135 миллионов) — такова была

первичная оценка. В настоящее время называют и сумму в $178 миллионов.

Микеланджело Меризи де Караваджо Взятие Христа под стражу, 1602

Если новоявленная «Юдифь, убивающая Олоферна» будет признана работой Караваджо, масштаб сенсации будет сродни событию в Дублине 1991 года, когда картину«Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под Стражу», «The Taking of Christ»), висевшую в иезуитской трапезной с начала 1930-х, объявили работой Караваджо (позже, впрочем, разгорелись споры о подлинности из-за еще одной находки в Риме). Но даже если эксперты решат, что найденная картина — отличная копия работы кисти современника Караваджо, ее цена будет составлять несколько миллионов. Так что владельцы дома в Тулузе, как говорит один из экспертов, «все равно вытянули счастливый билет».Получив вердикт специалистов Лувра, которые осматривали картину и признали ее весьма ценной старинной работой, Министерство Культуры Франции наложило временный запрет на вывоз картины, после чего она сможет быть предложена к продаже. У специалистов и

экспертов есть 30 месяцев на детальное исследование работы.

Арт-эксперт Стефане Пинта (Stephane Pinta) показывает рентгеновский снимок
картины во время пресс-конференции.

Караваджо: кто «за», кто «против»?

Никола Спиноза (Nicola Spinosa), бывший директор музея Каподимонте (Неаполь), один из ведущих специалистов по творчеству Караваджо, — первым высказал сенсационное суждение (Караваджо!), когда еще до обнародования картины к нему обратился Эрик Туркан.

Он занимался исследованием работы.

Отрицательный вердикт известнейшего эксперта по Караваджо вынесла Мина Грегори (Mina Gregori), президент Фонда Роберто Лонги по изучению истории искусств во Флоренции. Ее имя мы нередко видим в новостях, связанных с выставками или же атрибуцией картин

самого гения и работ «караваджистов».

Бруно Арчипрете (Bruno Arciprete), эксперт из Неаполя, реставрировавший две работы Караваджо (‘‘Flagellation of the Lord'' и ‘‘Seven Works of Mercy'), допускает серьезную вероятность того, что работу создал сам мастер, однако говорит о необходимости более

тщательного ее исследования. Также он честно признается, что

«мы никогда не сможем абсолютно точно сказать, что Караваджо лично приложил руку к данной картине. Она может быть копией из его мастерской… Такого рода вопросы всегда вызывают дискуссии среди исследователей».

В течение ближайших недель публике обещают обнародование выводов еще двух экспертов по Караваджо, итальянцев Джузеппе Порцио (Giuseppe Porzio) и Марии Кристины Терцаги

(Maria Cristina Terzaghi).

Микеланджело Меризи де Караваджо Семь деяний милосердия 1607


Кто, если не Караваджо?

Скорее всего, Луис (Луи) Финсон, последователь Караваджо из Брюгге. С 1600 года он находился в Италии — учился-стажировался в Риме и Неаполе, причем имеются(правда, спорные) упоминания того, что Финсон некоторое время работал в мастерской Караваджо. В любом случае, по датам он вполне мог успеть приобщиться к секретам мастера.

В пользу версии об авторстве Финсона — то, что художник владел по крайней мере двумя подлинными работами Караваджо, и некоторые работы мастера Луи копировал — так, копия картины «Мадонна с четками» (Madonna of the Rosary) находится в собрании художественно-исторического музея в Вене, известна и работа «Экстаз Марии Магдалины»

— копия, предположительно, работы Караваджо — той самой, недавно найденной Миной Грегори.

Луи Финсон Автопортрет 1613

Покровителем и заказчиком работ мастера был известный французским астроном и антиквар Никола-Клодом Фабри, сеньор де Пейрак (Nicolas-Claude Fabri de Peiresc).

Этот провансальский меценат упомянул художника в своем письме к Питеру Паулю Рубенсу:

«У Финсона прекрасное чувство колорита,рисует он хорошо, правда, его персонажи немного
тяжеловесны, в них нет благородства, но выражения их лиц мне нравятся».

Вот эту же «тяжеловесность» фигур, при мастерском их изображении, и отмечают критики
версии об авторстве Караваджо «картины с чердака».

Вопросы, буквально «взятые с чердака», пока остаются открытыми.

Караваджо или Финсон? Сто-двести или «всего лишь» несколько миллионов долларов? Частная собственность или музейная ценность?

Источник: artdaily.com, thesun.co.uk

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1544498.html

Ссылка на основную публикацию