Сватовство майора, павел андреевич федотов, 1848

Картина «Сватовство майора» Павла Федотова: описание, история, жанр :

К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.

Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни.

Одним из самых известных художников стал Федотов. «Сватовство майора» – картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.

Сюжет картины

Картина «Сватовство майора» показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.

Описание картины «Сватовство майора» было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.

Невеста

В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.

Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.

Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.

Купчиха

Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.

Купец

Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.

Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.

Майор

Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус.

По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет.

Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.

Остальные персонажи

Знаменитая картина «Сватовство майора» выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.

Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.

Вся картина «Сватовство майора» пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.

Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.

Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.

Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Как создавалась картина

История картины «Сватовство майора» тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.

А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.

Жанр картины «Сватовство майора» можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.

Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. «Сватовство майора» – картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени.

В настоящий момент картина «Сватовство майора» находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.

Источник: https://www.syl.ru/article/292987/kartina-svatovstvo-mayora-pavla-fedotova-opisanie-istoriya-janr

Картина Федотова Сватовство майора. 1848 г

В середине 19 века, когда публика пресытилась воспеванием красоты и благородства, на горизонте отечественной культуры появился художник Федотов Павел Андреевич. Его порой миниатюрные полотна были далеки от классики, а герои – от идеалов. Излюбленным сюжетом художника стала обыденная жизнь русских людей со своими недостатками и достоинствами.

Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика.

Но этого стоило ожидать, на одном полотне художнику удалось показать столько различных колоритных характеров!
В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина.

В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

На полотне отражен интересный сюжет, предшествующий сватовству, в котором происходят последние моменты подготовки купеческой семьи к встрече жениха. Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье.

Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате.

Практически сразу к выходу картины в свет художником были написаны стихотворные строки, озвучивающие «Сватовство майора», благодаря которым более подробно можно понять эту наигранную роль каждого из этих наших героев полотна.

Так, намерение невесты убежать в другую комнату при появлении сватов, истолковывается автором как напускная скромность девушки, жеманность ее характера, ведь по ее наряду понятно, что к приезду и встрече жениха она подготовлена наилучшим образом.

В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса.

Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя.

Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки!
Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим пресловутого казанову жениха-майора, покручивающего свой ус. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы.

Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Завершают череду колоритных образов глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, держащая поднос с пирогом. Все эти люди – неприемлемые атрибуты того общества, дополняющие образ купеческого дома, без них картина утратила бы свою колоритность.

Несмотря на иронию и легкий сарказм, которые заложил автор в свое творение, нельзя не отметить общую теплую атмосферу, присущее ему. Федотов высмеивал в своих работах не конкретные случаи невежества и расчетливости людей, а черты российского общества в целом.

Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Ведь они не виновны в падении нравов современности.

Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане? Вот и получается, что все герои картины просто заложники ситуации, поэтому и смеяться над ними можно без особой злобы и укоризны, а лишь со снисходительно-добродушной иронией.

История создания полотна по-своему примечательна. Павел Андреевич перед написанием картины долго не мог найти подходящее помещение, обойдя для этой цели несколько десятков купеческих домов, искомое сходство он случайно нашел в одном из российских трактиров. Поиски персонажей также заняли не одну неделю, прототипом майора стал один из знакомых художника.

Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего.

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они? Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином? Подобных вопросов возникает множество.

Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал.

В данный момент картина Федотова «Сватовство майора» хранится в Третьяковской галерее.

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html

«Сватовство майора».Свадебная история из позапрошлого века … — Журнал «Культурная Столица»

Главная › Каталог статей › Культура & Искусство › Живопись»Сватовство майора».Свадебная история из позапрошлого века …

Федотов Павел Андреевич.Сватовство майора, 1848.Третьяковская галерея, Москва

Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью.

Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола — горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни.

Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Имя Павла Федотова было на устах целого Петербурга, гремело по всему городу, друзья и бывшие сослуживцы были в полном восхищении.

Зрители, равнодушно бродившие по другим залам выставки, спешили в предпоследний, в котором их настигал неумолкающий гул.

С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику.

Да и названия у них были совершенно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»… Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам.

Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

Начинается, начинается рассказ О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся.

Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха.
Все лица типичны для купеческой среды тех лет.

Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.

Читайте также:  Что сделал для лувра наполеон

Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених —

Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек

Доберусь…»

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием…

Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал й оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира…

Он придумал «рацеи» — стихотворный текст, «аккомпанирующий» картине.

Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните «Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотов вдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников).

Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со «Сватовством майора» вышло по-другому. За год до создания полотна Федотов написал поэму «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора». В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.   Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим: Даром смотри, Только хорошенько очки протри. О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся.

П.А.Федотов.Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме).Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода — жениться на богатой купеческой дочке. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.

Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании «важного» гостя (еще бы! такая честь — зять-офицер), и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери), и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове, и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. И, конечно, жениха-майора, молодцевато подкручивающего ус, в предвкушении богатого приданного. Как вы уже поняли, в «Сватовстве майора» художник высмеивает расхожий житейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Но! Художник-самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»?  А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами, во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены — немножко побуревшие, красно-коричневые. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи… Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. И зачем? Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно 'делают». С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей… «Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?» Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта! А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка! Ах, уж эта кулебяка! Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом. А седобородый батюшка-купец? Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее… Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Это была не копия. Художник сделал другой вариант картины. Искусствоведы считают его менее ценным. Там меньше художественных деталей, больше — откровенного фарса в героях. Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник.

Как пояснение к «Сватовству майора» Федотовым написана стихотворное произведение — знаменитая «Рацея».

Картина говорит: «О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся».

Источник: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/zhivopis/svatovstvo_majora_svadebnaja_istorija_iz_pozaproshlogo_veka/42-1-0-980

Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ. — презентация

1 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ<\p>

2 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом бору» у Шишкина. То есть, вещь не только известная, а знаменитая! Надо сказать, сто «сватовство майора» было сразу же оценено публикой. Отметим, что далеко не всегда публика ценила собственно живопись «Сватовства» гораздо более она увлеклась её сюжетной новизной. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение их собственного бытия. Всё было узнаваемо здесь – интерьер, характеры.<\p>

3 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ В поисках героев и деталей для этой картины Федотов обрыскал весь Петербург. Довольно долго он не находил ничего подходящего. И вдруг чудо – у Аничкова моста встретился купец. Тот самый. В поисках нужной залы нужно пришлось тоже потрудится. Эти поиски иной раз выглядели весьма комично. Федотов заходил в купеческие дома под разными предлогами. То он спрашивал, не сдаётся ли квартира или продаётся… А подходящую комнату, как ни странно, нашёл, в конце концов, в трактире. Люстра, стены, выкрашенный в мутный цвет, — всё так и «лезло в картину» А подходящую комнату, как ни странно, нашёл, в конце концов, в трактире. Люстра, стены, выкрашенный в мутный цвет, — всё так и «лезло в картину» «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке» М. Погодин<\p>

4 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ Быт и нравы Семья купца, как видно, живёт по-простому. Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Обратите внимание на молодого человека, нашептывающего ей что-то на ухо, -это сиделец из лавки. Он, судя по всему, чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. Быт и нравы Семья купца, как видно, живёт по-простому. Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Обратите внимание на молодого человека, нашептывающего ей что-то на ухо, -это сиделец из лавки. Он, судя по всему, чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. Сладится ли дело?<\p>

5 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ Сладится ли дело? Купчиха Мать с притворной строгостью (но, тем не менее, твёрдой рукой) хватает дочь за хвост: «Не дури!». В её лице и во всей фигуре нет ничего такого, чтобы напоминало бы о «иёмном царстве». Не выглядит она ни Кабанихой, ни забитой женой купца- самодура. Обычная, простоватая женщина, так и не научившаяся носить «барские платья». Купчиха<\p>

6 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ Сладится ли дело? Отец семейства Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху. Приведшую сомнительного (нищий!) и одновременно соблазнительного (благородный!) жениха. Как знать, быть может ему почтенному «коммерсанту» вспоминается начало карьеры. И вот — отдаёт дочь за дворянина! Отец семейства Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху. Приведшую сомнительного (нищий!) и одновременно соблазнительного (благородный!) жениха. Как знать, быть может ему почтенному «коммерсанту» вспоминается начало карьеры. И вот — отдаёт дочь за дворянина!<\p>

7 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ Сладится ли дело? Жених Майор стоит в дверях, напряжённо подкручивает ус и подтягивая солидное брюшко. В обрюзгшей его фигуре очень мало «жениховского»Но кто попрекнёт его тем, что он молодится, не желая ударит в грязь лицом перед невестой и её родней? Жених<\p>

8 Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ Сладится ли дело? Невеста Трудно узнать, просто ли жеманится – «по девичьему обычаю» – невеста или в самом деле растеряна и смущена поднявшейся вокруг её персоны суеты. Невеста<\p>

9 Купчиха Купчиха Невеста Невеста Кухарка Кухарка Отец Отец Жених Жених<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/428103/

Художник, написавший «Сватовство майора», умер в нищете и безвестности

Осенью 1849 года, вскоре после того, как в залах Императорской Академии художеств открылась очередная трехлетняя выставка картин, отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов проснулся знаменитым.

Его небольшое по размерам полотно «Сватовство майора» стало сенсацией. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации.

К картине было не протолкнуться: восторженные посетители академической выставки прекрасно осознавали, что присутствуют при рождении русской жанровой живописи.

Время от времени на выставке появлялся автор картины и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах. (Рацея — длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.) Очевидец так вспоминает об этом: «…

Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А.

громким голосом обратился к публике и сказал: «Господа, позвольте пройти автору!» Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: «Честные господа…» Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота…»1

СЮЖЕТ

Художник запечатлел узнаваемую житейскую ситуацию: немолодой штаб-офицер, решивший посвататься к купеческой дочке, впервые появляется в доме будущей невесты.

Первые зрители, завсегдатаи изысканного столичного общества, прекрасно осознавали: федотовский Майор явно не потомственный дворянин, поскольку правила дворянского этикета ему неведомы.

Прийти с визитом без обязательных букетов для невесты и ее матери!

Да, перед нами самый настоящий бурбон — офицер, выслужившийся из нижних чинов.

Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик — подпоручик — поручик — штабс-капитан — капитан — майор), дослужиться и до «густых» штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, потому что Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном.

В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по «заслуженным воинским чинам»: как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. «Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку.

Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои, им упоминаемые. Женат он был два раза: в первый — на пленной турчанке, во второй — на моей матери.

Большое наше семейство помещалось в небольшом домике, и жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной мы не испытывали. Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках.

Сапоги эти, перевязанные бечевкой, кажется с печатью около узла, принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались в нашей квартире до утра и потом уже возвращались провинившимся.

Честностью он обладал безмерною; но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые»2.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Какова же, как принято сейчас говорить, мотивация у действующих лиц федотовского полотна?

В Амстердаме открылась выставка Эрмитажа об Александре I и Наполеоне

Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак…

Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером! Сколько фронтовых дорог истоптать: во времена Николая I Российская империя постоянно воевала — с Персией, Турцией, польскими мятежниками, непокорными горцами…

Майор выслужил своим будущим детям потомственное дворянство, но никак не богатое наследство. Армейский майор — это, как правило, командир батальона. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь с должности полкового командира.

У персонажа картины нет никаких шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии: ни образования, ни кругозора, ни влиятельных покровителей, да и возраст… Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей.

Все не столь однозначно с Купцом. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке.

Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, — вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.

К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. Им предстоит родиться благородными; они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб…

Дочь — существо страдательное. Ее судьбу решают без нее и за нее. Юную девушку могли отдать замуж за купца-толстосума, а решили — за немолодого штаб-офицера. Уж никак не героя ее девичьих грез.

Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.

Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени.

Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»3.

Впрочем, не надо быть экспертами, чтобы предположить: и Купец, и Майор одинаково плохо разбирались в подобных нюансах.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

«Сватовство майора» — типично российская история. Государственное устройство империи было на редкость негуманным. Офицер, всю жизнь верой и правдой прослуживший царю и Отечеству, не был гарантирован от нищеты при выходе в отставку. Если, конечно, не злоупотреблял должностью…

В Третьяковской галерее показали «двойные картины» Николая Касаткина

Вспомним «Севастопольские рассказы» Толстого. Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, узнав, что командир батареи кладет себе в карман разницу между реальной и номинальной ценой на овес для артиллерийских лошадей.

(Разница между этими ценами была весьма ощутимой, «экономия» составляла более 30% и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и 7-8 тысяч — во время войны. Никто не считал это грехом, поэтому и доходы подобного рода называли безгрешными.). Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя.

Каждый из офицеров, получавших не более двух-трех сотен рублей в год, мечтал о дне, когда сам станет командовать батареей, и только юный прапорщик поспешно заявил: «я это считаю неблагородно».

И тогда пожилой капитан, прослуживший два десятка лет «в нужде постоянной», наставительно заметил Володе: нет никакого греха в том, что офицеру дают возможность «за его службу кусок хлеба под старость нажить». Прапорщику «ужасно стало совестно и стыдно за то, что он так необдуманно сказал»4.

Федотов был знаком с окопной правдой не понаслышке. Пока его отец находился на государственной службе, оклада хватало на очень скромную, но вполне достойную жизнь.

А вот после его выхода в отставку семья в одночасье оказалась за порогом бедности. Павел Андреевич, сам едва сводивший концы с концами, был вынужден помогать отцу.

Живейшее беспокойство за судьбу старика сильно способствовало развитию у Павла Андреевича психического заболевания…

«Жребий поистине неумолимый преследовал и этого человека и не сулил ему ни душевного спокойствия, ни обеспеченности, ни даже более достойной смерти: он умер забытый своими друзьями и недавними почитателями, одинокий, в сумасшедшем доме, на руках своего денщика, единственного человека, бывшего при нем во все время его мучительной болезни. Лишь после его смерти общество поняло всю серьезность его заслуг, тогда как при жизни на него смотрели только как на человека, способного развеселить и рассмешить»5.

Эту «Рацею» — объяснение картины в стихах — Павел Федотов декламировал на выставках. (наведите курсор на картину, чтобы прочесть стихотворные пояснения Федотова)

«Третьяковская галерея». Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848.

_____________________

Четыре неподтвержденных факта из жизни Федотова

1

Однажды лейб-гвардии Финляндский полк, в котором служил обер-офицером Павел Федотов, стоял в глухом финском городишке. Обычно денщик подавал на ужин постные щи или кашу, но с некоторого времени вдруг расщедрился — стал угощать своего барина то курицей, то бутылкой вина.

— Откуда такая роскошь? — спросил Федотов.

— Вы, ваше благородие, иногда петь изволите так благозвучно. И на гитаре играете. А народ здешний — темный, охочий до развлечений. Слушают вас, нравится им. Ну а те, кто хочет слушать поближе — под самым вашим окном, — дают мне немного «на чай»!

2

Вскоре после выставки картины «Сватовство майора» к художнику пожаловал отставной седовласый майор.

— Батюшка! — вскричал почтенный вояка. — Только что видел вашу картину! Понять не могу, как это вам удалось так правдиво все отобразить. Ведь это я, чтобы поправить свои обстоятельства, женился на купеческой дочке. И теперь очень счастлив. А вы наше счастье так замечательно нарисовали! Спасибо!

Далее в комнату к остолбеневшему живописцу внесли корзину, устланную бархатом, с шампанским и дорогими закусками. Павел Федотов не стал объяснять обличительного смысла своего произведения, а только сказал:

— Весьма рад за вас, майор! Прошу к столу!

3

Стать «Женихом» для своей самой знаменитой картины живописец предложил старому товарищу по полку. «Невеста-купчиха» тоже была быстро найдена.

Оставался «батюшка-купец», которого Павел Федотов все никак не мог себе вообразить. Ему хотелось купца московского, с «бородой, завещанной от предков», а не петербургского, по-европейски лощеного.

И однажды он встретил необходимую персону, прогуливающуюся по Аничкову мосту.

Художник проводил его до дома, потом нашел случай познакомиться. Для закрепления отношений Федотову и позволено было сделать портрет — по прошествии целого года!

4

Под Орлом в усадьбе Тургенева открылась выставка раритетных гравюр

Живописец очень скрупулезно подыскивал не только натурщиков, но и каждый предмет, который намеревался писать: их он одалживал у друзей, или покупал.

Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.

— Что за роскошество! — удивился, зная, как беден художник. (При выходе Федотова в отставку император Николай I пожаловал ему пособие — 100 рублей ассигнациями в месяц. Бутылка шампанского стоила 12 рублей ассигнациями, бутылка вина — 2 рубля 50 копеек.)

— Уничтожаю «натурщиков»! — объяснил Федотов, указывая вилкой на скелетики от съеденных селедок, после чего налил и другу шампанского.

25 февраля 2015 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась масштабная выставка «Павел Федотов. Театр жизни. К 200летию со дня рождения». На выставке представлено около 40 живописных и 130 графических произведений художника.

Примечания 1. Жемчужников Л.М. Мои воспоминания из прошлого. Л., 1971. С. 109-110. 2. Цит. по: Дитерихс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность. СПб. 1893 // http://az.lib.ru/d/diterihs_l_k/text_1893_fedotov.shtml 3. Кирсанова Р. М. Павел Андреевич Федотов.

Комментарий к живописному тексту. М., 2006. С. 60 (Серия: Очерки визуальности). 4. Толстой Л.Н. Севастополь в августе 1855 года // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 тт. Т. 2. М., 1960. С. 202, 203.

5. Дитерихс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность. СПб. 1893 // http://az.lib.

ru/d/diterihs_l_k/text_1893_fedotov.shtml

А вот еще одно наглядное толкование картины, которое прислал наш читатель. (наведите курсор на картину, чтобы увидеть пояснения)

Источник: https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html

Картина недели. «Сватовство майора» Павла Федотова

Существует легенда, будто сам Крылов, увидев наброски по мотивам своих басен, надоумил гвардейского офицера-самоучку профессионально заняться живописью. Так, с отставанием от Европы на несколько веков, родилось новое направление отечественной жанровой живописи.

В 1843 году его первые работы увидел Николай I и сделала жутковатое предложение, фактически взяв Федотова на слабо: император жалует Федотову содержание по 100 рублей в месяц и право оставить службу, а тот становится профессиональным художником и рассчитывает только на свой талант.

Ведь 100 рублей это совсем мало, в три раза меньше, чем Федотов получал в полку.

Талант сработал. Через пять лет картина, представляющую событие заурядное, но не непристойное — дочь зажиточного купца отдают за полунищего майора-дворянина — станет настоящим хитом. Но еще через четыре жизнь знаменитого художника закончится очень и очень плохо.

Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848, Государственная Третьяковская галерея

Рассмотреть в высоком разрешении

Почему будет легко понять Федотова?

– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе, и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».

«И наша жизнь станет праздником справедливости!» Но герои понятия не имели, что у крестьян в огороде нет даже туалета, и справлять нужду надо под яблоней. А вот герои Федотова, что из купцов, прекрасно себе это представляли и совсем не хотели такой деградации, а стремились в высшие слои.

Посвящать всего себя изображению быта знати и купцов Федотов начал первым, первым же применил инновационный сатирический метод, не побоявшись ехидно шутить о непростом русском народе.

– Современники Федотова прекрасно поняли и признали, и рукоплескали ему, что, увы, никак не скрасило его конец. Художник скончался в 1985 году от болезни, разрушающей лёгкие, будучи на содержании в психиатрической лечебнице, где буйные приступы по канонам ранней карательной психиатрии лечили ударами кнута. Ему было всего 37 лет, но но санитарами он опознавался как глубокий старик.

– Нам повезло — Федотов оказался первым, чьё безумие было настолько хорошо задокументировано друзьями и коллегами, что теперь мы имеем заключение современного психиатра Шувалова, выданного в работе «О психической болезни русского художника П. А. Федотова». Согласно диагнозу, художник страдал от острого шизофренического расстройства, сопровождавшегося галлюцинациями, сверхценными идеями и бредом собственного величия.

До первой устойчивой ремиссии художник не дожил. А судя по зарисовкам, которые он делал в больнице, его манера стала более сюрреалистичной, и, будь художник работоспособен в ремиссии, русское искусство могло познакомиться с новым Федотовым, свободным от академических условностей, загонявших его дар в рамки приличий.

Павел Федотов. «Николай I смотрит на Федотова в лупу». Набросок, сделанный художником во время пребывания в лечебнице в Петербурге, 1852.

Обратите внимание на возмутительно фривольную деталь над головой Императора

Неужели многочисленные друзья и почитатели мастера не замечали, что с ним что-то не то? Замечали, но толкового института диагностики психических заболеваний в те времена не было.

Друзья заметили, что за считанные недели у Федотова сперва, видимо, сильно проявилось биполярное расстройство, когда маниакальная фаза сменяется депрессивной. Из общительного весёлого человека он превратился в смурного молчуна и самоустранился из светской жизни.

А такое радикальное изменение личности всегда свидетельствует о скором бурном проявлении психического расстройства. Но к несчастью, друзья художника пока не знали того, что теперь знаем мы.

– Художник не оставил потомков. Он так и не женился из-за нестабильного материального положения и неудач на любовном фронте, поэтому всё, чт ое му оставалось — первоклассно шутить на эту тему.

Писатель Иван Можайский вспоминал: «В альбоме Павла Андреевича была картина под заглавием “Федотов в старости”.

Он изобразил себя больным, обвязанным тряпками и пишущим вывески для прокормления своего многочисленного семейства, наполняющего бедную комнату. Но судьба его едва ли не ужаснее».

А что смешного? Математика замужества

Но вернёмся к «Сватовству майора». Итак, дослужившийся до дворянского звания и ушедший в отставку майор ищет выгодную женитьбу, поскольку пенсион маловат.

Но картина — критика мелкобуржуазной показухи, и главным объектом является не межсословный брак, а чрезмерная и нелепая подготовка купеческого дома к появлению гостя и желание пустить пыль в глаза майору, который даже явился свататься без букетов. Сами же обстоятельства, заложниками которых стали герои, почти трагические.

Дело в том, что девицам из купеческих и аристократических слоёв в то время было очень трудно найти себе мужа. Классовое общество диктовало обязательные формулы, нормирующие брачный процесс.

Согласно им, мужчины могли жениться на равных себе и ниже сословием, но женщинам по закону расцветавшей тогда гендерной подлости, полагалось выходить замуж только за равных себе и выше.

Легитимных женихов, равных и наверху, было гораздо меньше, невест.

Женщинам брак давал всё, на что они вообще могли тогда рассчитывать: положение в обществе, секс и деторождение, доход и занятие домохозяйки. Женатым и холостым мужчинам же все это было доступно и так, кроме, разве что законных наследников.

Мужчинам доплачивали за брак приданным, так как им этот самый брак вообще особо не был нужен, а для девиц выйти замуж было единственным способом вести более или менее полноценную жизнь. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. А там, если помните, никакого туалета.

Поэтому, наверняка не кончавшая даже гимназий богатая купеческая дочка была идеальной кандидаткой для майора, а он для неё был, ну, просто мерзким типом.

«Вы все меня позорите!»

Неочевидные детали и их значение

О том, как следует читать символику картины писал сам Федотов. Более того, осталась тематическая рацея его авторства, подробно объясняющая «Сватовство майора».

Это шутливое сочинение с наздательным посылом, выдержанное в духе балаганных стихов Павел Федотов в протяжной простанорожной манере исполнял сам на выставках и вечерах в лучших московских домах. Почитать её можно здесь.

Посмотрим, расшифровку каких символов автор оставил на усмотрение зрителя.

Шампанское

Владельцы дома — полные растяпы и совсем не знакомы с этикетом. Мало того, что встречают гостя в проходной комнате, а не в гостиной, так еще и шампанское у них, комнатной же температуры, ждёт своего часа на стуле. Рядом четыре бокала для жениха, родителей и свахи. Невесте, конечно, не наливают от греха подальше.

Лицо купца

Его стоит просто рассмотреть. Его предвкушение титула прекрасно.

Купчиха тоже отличилась, вместо чепца надев простонародный платок к кисейному платью.

Георгиевская лента и таракан

Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Поэтому мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Видимо, в псалтырь. Откуда лента здесь взялась? Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги.

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Ведь сам майор, скорее всего, не потомственный аристократ, а получил наследуемое дворянство за выслугу до майорского чина.

То есть дети этой, глупо выряженной в вечерний наряд средь бела дня, купеческой дочки уже будут на всю катушку голубой кровью.

Примечательно, что в авторской копии картины 1851 года, которую можно найти в Русском музее, книги с лентой нет. Вместо них на столе ваза с фруктами. Возможно, было предупреждение от цензоров о крамольном расшатывании скреп и надругательстве над священной символикой.

Ещё одна деталь: рядом с книгой просфора, к которой крадётся таракан. Этот таракан и есть майор, подбирающийся к белому телу купеческой дочки.

Картина недели: «Великий архитектор» Уильяма БлейкаКартина недели. Изнасилование в «Интерьере» Дега

Источник: https://users.livejournal.com/zhavnerovich-/40436.html

Федотов Павел АндреевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Федотов Павел Андреевич (Fedotov Pavel Andreyevich), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках.

У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора.

Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках.

Художник Павел Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский.

Завтрак аристократа, 1851
Свежий кавалер, 1848
Сватовство майора, 1848

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус.

Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.

Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у Павла Федотова не было никаких, и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.

Гуляющие, 1837
Господа! Женитесь – пригодится! 1840
Бивуак гренадерского полка, 1843

Эти рисунки и акварели находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

В свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей.

После долгих убеждений начинающий художник решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку.

Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец.

Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. С раннего утра молодой живописец засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы.

Госпожа Легран А. Г., 1846–1847,Национальный музей Республики

Беларусь

Госпожа Чернышева Наталья

Петровна, 1846–1847, Русский музей

Разборчивая невеста, 1847,

Третьяковская галерея, Москва

Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способности к живописи.

В Москве его семье жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег.

Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата.

Дружинина Мария Петровна, 1848
Все холера виновата!, 1848
Жданович Анна Петровна, 1848

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

На веселый характер молодого человека такая обстановка не влияла удручающим образом. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.

В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись.

Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах.

Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов – эта чисто славянская лениво-мощная натура.

Он случайно увидел эскизы молодого живописца и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело – за жанр.

Один художник чутко угадал другого; Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.

Флуг Егор Гаврилович,

1848, Русский музей

Жена-модница (Львица),

1849, Третьяковская галерея

Жданович Надежда Петровна за фортепьяно, 1849, Русский музей

В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена.

Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.

В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине «Разборчивая невеста», написанной на текст известной басни Крылова.

В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

Дети Жербиных, 1850–1851,

Русский музей

Вдовушка, 1851-1852,

Третьяковская галерея

Игроки, 1852, Киевский

музей русского искусства

На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная – «Сватовство майора». За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником.

До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни.

Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола.

Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника.

Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.

Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.

Крылова Мария Ивановна,

1850–1852, Русский музей

Демонкаль Ольга Ивановна,

1850–1852, Русский музей

Офицер и денщик, 1850,

Русский музей

Весной 1852 года его характер круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».

Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки.

Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре.

Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный.

Хоронили художника 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. После смерти художника картин осталось немного. Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру.

Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. В Третьяковской галерее есть несколько акварелей и сепий, а также портрет масляными красками графини Е.П. Растопчиной. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу.

Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков. Таков ряд набросков, изображающий Жизнь гениального живописца, которая начинается появлением звезды, возвышающей его рождение. Юмор иных рисунков очень тонкий, показывающий чрезвычайную, чуткую наблюдательность автора.

Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом.

Павла Федотова можно смело поставить во главе нового направления живописи: художник открыл собой тот цикл наших жанристов, который получил особенно яркое развитие в лице Перова и Владимира Маковского.
По материалам статьи из сочинения П.П. Гнедич «История искусств».

Источник: http://smallbay.ru/fedotov.html

Ссылка на основную публикацию