В мире наизнанку, ян стен, около 1663

Ян-Хавикс Стен картины с названиями, работы художника Яна-Хавикса Стена

Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626, Лейден — 3 февраля 1679, там же) — художник Золотого века Голландии, мастер жанровых сцен. По популярности уступает лишь Рембрандту ван Рейну, Яну Вермееру и Франсу Хальсу.

Особенности творчества Яна Стена.

Художник знаменит своими энергичными юмористическими жанровыми сценами, в которых рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. В голландском языке есть выражение «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство, изображённое на многих его картинах.

Маленькие фигурки в ранних пейзажах Стена говорят о влиянии Адриана и Исаака ван Остаде, но в более поздних произведениях образы крупнее и в большей степени наделены индивидуальными чертами. Живописец мастерски передавал тонкости мимики, особенно у детей.

Будучи сыном пивовара и сам хозяином пивоварни и таверны, он часто изображал постоялые дворы. И хотя с цветом Стен работал не всегда ровно, его лучшие картины демонстрируют виртуозную технику и изящные сочетания в палитре.

Известные картины Яна Стена. «Как старики поют, так молодая дудка и играет», «Распутное семейство», «В поисках богатства (Кавардак)», «Танцующая пара», «Крестьяне у таверны», «Праздник святого Николая».

Искусный рассказчик

Художник и искусствовед Арнольд Хоубракен (1660 — 1719) писал, что «картины Стена похожи на его стиль жизни, а его стиль жизни — на его картины», и в биографии живописца подчёркивал «шутовскую» сторону его работ.

Но это ошибочно односторонний взгляд на этого неординарного мастера, поскольку у его творчества есть множество других аспектов.

Стен был искусным рассказчиком, писал портреты (1, 2, 3), картины на исторические (1, 2), мифологические (1, 2) и религиозные темы (он был католиком), а по детализации зверей, птиц и натюрмортов его произведения соперничают с работами любого из его современников.

Более того, даже его самые комичные картины зачастую содержат серьёзную подоплёку, раскрывая человеческую глупость или порочность. Его любимые темы — это различные формы неумеренности, включая чрезмерное употребление алкоголя, небрежное отношение к деньгам, похоть или гнев. Многие работы содержат надписи, поясняющие или подчёркивающие смысл.

Лейден, Гаага, Гарлем

Хотя Ян Стен родился и умер в Лейдене, в течение жизни он много переезжал, и значительная часть его карьеры прошла в Гааге и Гарлеме. Будущий художник появился на свет в 1626 году и был старшим из восьми детей Хавика Стена и дочери секретаря городского совета Элизабет Капитейн.

Первоначально его отец торговал зерном, однако позже открыл пивоваренный завод под названием «Красная алебарда». В своих завещаниях супруги назначили друг друга наследниками капитала в 10 тысяч гульденов, так что можно уверенно сказать, что Стен был выходцем из среднего класса.

Считается, что педагогами Стена были исторический живописец Николаус Кнюпфер в Утрехте, а затем Адриан ван Остаде в Гарлеме и Ян ван Гойен в Гааге. Впрочем, это предположение пока что окончательно не подтверждено.

18 марта 1648 года Стен зарегистрировался как мастер-художник в недавно созданной Гильдии святого Луки в Лейдене (по другим данным, он был одним из её основателей вместе с Габриелем Метсю). Такие объединения традиционно называли в честь евангелиста, который, по легенде, нарисовал портрет Девы Марии.

Чуть более года спустя Стен обосновался в Гааге, где помогал своему бывшему учителю Ван Гойену. Уже упомянутый биограф Арнольд Хоубракен подробно и с юмором описывает, как молодой человек соблазнил и оплодотворил Маргрит, дочь наставника, которого потом поставил в известность. У того не было иного выбора, кроме как дать паре благословение. Свадьба состоялась 3 октября 1649 года.

«Привкус пива»

В 1654 году отец Яна Стена поставил его руководить арендованной пивоварней в Дельфте, но предприятие не увенчалось успехом. В октябре того года значительная часть города была разрушена взрывом на пороховом складе, экономика и рынок искусства пришли в упадок.

Тем не менее, спустя 18 лет он вновь решил заняться бизнесом и открыл таверну в Лейдене, не оставляя живописи. Из-за этих попыток «с привкусом пива» художник часто воспринимается как пьяница и транжира, но нет ни одного достоверного факта, подтверждающего эту репутацию.

Напротив, помимо сцен в кабаках в его творчестве есть картины на тему безупречного благородства и набожности (1, 2, 3, 4).

А, судя по количеству работ, созданных за довольно короткую карьеру (Стену приписывается около восьмисот произведений), живописец был предан своей первой профессии.

Возможно, на его решение заняться производством и продажей пива могло повлиять падение интереса к искусству во время Первой англо-голландской войны. Но, к сожалению, конфликт также отрицательно сказался и на пивоваренной отрасли, и вскоре Стен и его семья столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями.

Несмотря на то, что срок аренды пивоварни истекал только 1 ноября 1657 года, он называл себя «бывшим пивоваром» ещё за четыре месяца до этой даты. Его тесть Ян ван Гойен умер годом ранее, завещав имущество дочери и зятю.

Однако хозяйство настолько погрязло в долгах, что его пришлось пустить с молотка, а вырученной суммы едва хватило на удовлетворение претензий многочисленных кредиторов.

Авторитетный, уважаемый, нищий

После краха дельфтского предприятия Стен на короткий период вернулся в Лейден, прежде чем переехать в близлежащий Вармонд, где платил деревенский налог до 1660 года. Дом, в котором жил художник, сохранился и поныне.

Следующим местом жительства стал Гарлем, годы в котором стали самыми плодотворными в его карьере.

С началом Второй англо-голландской войны в марте 1665 года арт-рынок пережил очередной кризис, и мастерская Стена столкнулась с огромными финансовыми сложностями.

Положение ухудшилось со смертью жены в 1669 году — живописец вынужден был сам заботиться о семерых детях. По свидетельству биографов, он так и не установил контроль над своим домом.

В 1670 году Стен вернулся в Лейден в третий раз и присоединился к местной Гильдии живописцев уже как авторитетный и уважаемый мастер. Его немедленно избрали старостой (этот пост он занимал трижды), а затем деканом. К сожалению, эти должности не оплачивались, долги росли и кредиторы выстроились в очередь к двери художника.

В 1672-м, названном Годом Бедствий, Франция напала на Нидерланды и разразилась война, положившая конец Золотому веку Голландии. Художественный рынок пережил свой худший кризис. Городской совет выдал Стену лицензию на управление постоялым двором под названием «Мир» [De Vreede].

Он стал своеобразным клубом, где регулярно собирались живописцы, среди них — Франц ван Мирис, который часто и много выпивал с хозяином.

Весной 1673 года Стен женился на вдове разорившегося книготорговца Марии ван Эгмонд, которая родила ему ещё одного сына. У неё тоже был небольшой бизнес — она продавала на рынке отваренные дома овечьи ноги и головы. Но скудные доходы новой жены не смогли облегчить финансовое бремя семьи. Художник умер в 1679 году, оставив вдову со множеством детей и большими долгами.

Утончённый колорист

Как уже упоминалось, историки нашли свидетельства тому, что Ян Стен за свою карьеру создал более восьмисот картин, из которых удалось отследить триста пятьдесят.

Его лучшие работы отличаются исключительной техникой и богатством характеров, а композиции весьма изобретательны.

Первый президент британской Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдс высоко отзывался о «решительных и смелых» мазках голландца, чья сноровка подчас напоминает Хальса, но с более тщательной проработкой деталей.

Картины Стена, написанные в последние годы, предвосхитили стиль рококо XVIII века. Они становились всё более изящным и несколько менее энергичным, демонстрировали сильное влияние французов и отличались особой яркостью. Один из примеров тому — «Ночная серенада» (ок. 1675) из коллекции Национально й галереи в Праге.

Как колорист Ян Стен был одним из самых утончённых художников своего времени, с особой манерой использования розового, лососево-красного, бледно-жёлтого, свето-серого и сине-зелёного цветов. У него не было ни одного известного ученика, но творчество вдохновило многих живописцев. Одним из последователей Стена считается известный жанрист Рихард Бракенбург.

Источник: https://artchive.ru/artists/1073~Jan_Sten

Ян Стен, «Мир вверх тормашками». Что бы это значило?

В центре картины — цветущая молодуха с кувшином в правой руке и с полной рюмкой в левой. На ее колене лежит нога молодого усача. Правая рука ухажёра лежит на талии девицы, а в левой он держит розы, которые в приступе страсти забыл вручить (цветы, вероятно, символизируют невозможность скрыть их связь, хотя и скрывать нечего, всё очевидно). Оба пьяненькие и очень довольны жизнью.

Слева от молодухи сидит женщина в возрасте. Она порядком поднабралась и дремлет. Её детки разошлись: младшенький сбросил на пол миску, старшенький изображает курильщика трубки. Он же посадил на стол пса, чтобы тот поел мясной пирог. А дочка постарше строит глазки скрипачу, который не столько играет, сколько с ней переговаривается.

На заднем плане справа две фигуры довольно пожилых людей, которые кажутся совершенно чужими на этой развесёлой пирушке. Оба в чёрном и заняты чтением какой-то пухленькой книги.

Справа у обреза картины — горящий камин, а на переднем плане — поросёнок.

А что наверху, под потолком? На одной полке — какая-то кухонная утварь, к полке подвешены кастрюля типа котелка с крышкой (символ того, что всё идет не так, как надо) и кошелёк с деревянной рукояткой. Это кошелёк небедного человека, ему приходится носить довольно много монет разного достоинства, и для каждого номинала — своё отделение.

Справа под потолком висит корзина, в которой лежат несовместимые с пирушкой веши: трость, карты, пучок каких-то веточек (если это метла, то она намекает на сожительство без брака), шпага, рог. Ещё правее — обезьянка сидит на вешалке и играет с настенными часами.

Как бы все веселы, жизнерадостны (кроме двух персонажей в чёрном), веселятся от души. Но в этой картине есть несколько странностей.

Первое — фигуры в чёрном. И не просто персонажи — они что-то нашли в книге, и женщина пытается донести это до молодого весельчака. Почему-то у мужчины на плече сидит утка (в словарях пишут, что утка символизирует обман, значит, эта пара — лжецы?).

Второе — странный набор предметов в подвешенной к потолку корзине перекликается с предметами «суетных» натюрмортов (это натюрморты, основная идея которых — «суета сует, всё суета»).

Третье — играющая часами обезьянка. Часы — тоже непременная принадлежность «суетных» натюрмортов.

Читайте также:  Музей святогорского заповедника, украина

Казалось бы, развесёлая картина! На самом деле это — иллюстрация фламандских пословиц. У Питера Брейгеля-старшего есть аналогичное полотно. Оно намного замысловатее, знатоки увидели на нём изображение более 100 пословиц (а некоторые до сих пор не расшифрованы). Вот как они соотносятся с работой Яна Стена.

«Здесь что-то не так» — на стене висит горшок.

«Упущенного не вернёшь» — из сосудов выливается содержимое.

«Сожительство без брака» — метла, торчащая из окна.

«Беспечность ведет к потерям» — свиньи убегают из открытого свинарника.

Картина Яна Стена естественнее и явно намекает на изречение «Memento mori» (помни о смерти): обезьянка подняла гирю часов, как бы останавливая ход времени и отодвигая момент ухода в иной мир…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/74502/

Ян Стен – мастер многофигурных композиций

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII вековОпубликовано 07.02.2017 16:45Просмотров: 726

Голландский художник Ян Стен был замечательным представителем жанровой живописи. 

Жанровая живопись (от фр. genre) – это художественное изображение повседневной жизни людей и окружающей их действительности.

Жанровое изображение может быть выражено в различных стилях: реалистическом, фантастическом, романтизированном и т.д. К жанровой живописи относятся изображения сцен праздников, домашнего быта, интерьеров, уличных сцен и т. п.

– всего того, что «поймал» взгляд художника и запечатлел на своём холсте. Разновидностью жанровой живописи является бытовой жанр.

Питер Брейгель Старший «Крестьянская свадьба» (1568). Музей истории искусств (Вена)

Ян Стен (1626–1679) – автор более 800 полотен в основном небольшого формата.

Формат картин был выбран с учётом того, что в Голландии того времени (время это называют Золотым веком голландской живописи, но это было и время всеобщего подъёма на фоне освобождения страны от гнёта испанского абсолютизма и католической церкви) народ украшал свои дома в том числе и картинами, прежде всего произведениями своих соотечественников. А для частного дома подходили работы относительно небольшого формата, картины Яна Стена как раз отвечали духу времени.

Ян Стен «Семейство гуляк». Музей изобразительных искусств (Будапешт)

Эту картину Яна Стена (как, впрочем, и другие его работы) можно разглядывать долго, замечая всё новые и новые детали. При этом почти всегда на лице рассматривающего появляется улыбка.

Ну как можно обойтись без улыбки, когда сам автор показывает сцену с юмором? Многочисленное семейство, полное жизнелюбия и душевной щедрости, занято как будто одним делом – гуляньем, но в то же время каждый находит для себя то дело, которое привлекает его больше всего. Даже ворона не теряется и получает свою каплю…

Здесь и поют, и играют на музыкальных инструментах, и любезничают, и утоляют жажду – и всем хорошо и весело.
А вот другая многофигурная композиция.

Ян Стен «Кавардак» (ок. 1663). Музей истории искусств (Вена)

У этой картины и название говорящее – кавардак. Это слово в переводе с тюркского означает «беспорядок, неразбериха, суматоха».И что мы видим изображённым на картине? Настоящую неразбериху и суматоху. Здесь также каждый занимается своим делом, несмотря на то, что все находятся в одной комнате.

К тому же к человеческому обществу вполне гармонично прибавляются персонажи животного мира, при этом они тоже заняты каждый своим делом и не мешают друг другу: собака доедает на столе пирог, а поросёнок уже присмотрел себе что-то из бубликов и пирожков, валяющихся на полу, и целеустремлённо движется в этом направлении.

Утка на спине у пожилого человека в цилиндре как-то не может определиться, куда ей двинуться дальше – может быть, к девочке, достающей что-то съестное из маленького шкафчика на стене?Все персонажи едины, но в то же время как бы составляют отдельные группы: дети заняты доступными для них в этот момент забавами; даже грудничок, стоящий в ступочке (уже и в то время для начинающих ходить малюток придумывали заграждения типа современных ходунков или манежей), прихватил одной рукой чьи-то бусы с медальоном, а другой – ложку. Его обеспокоил упавший кувшин.В центре – любезничающая пара. Позади – музыкант со скрипкой подбадривает маленького мальчика с дудочкой, они создали своеобразный дуэт. Между ними задремала под их музыку женщина – она никому не мешает, но и ей тоже никто не мешает. Сзади справа двое пожилых людей, похожих на монахов, ведут серьёзный и поучительный разговор.Интересен и интерьер комнаты – во всяком случае, можно себе представить быт голландцев XVII в.

Стен писал и картины на библейский сюжет, но эти картины получались у него также жанровыми. Например, вот эта картина.

Ян Стен «Брак в Кане Галилейской» (1670-1672. Национальная галерея Ирландии (Дублин)

Композиция картины «Брак в Кане Галилейской» создана в духе Стена: он поместил чудо превращения воды в вино на задний план, а на передний вынес второстепенных героев, обыкновенных голландских бюргеров – современников художника.
Напомним, Брак в Кане Галилейской – первое чудо, совершённое Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

Об этом событии мы читаем в Евангелии от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».Своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.

В изобразительном искусстве эта тема отражена у многих художников: Босха, Веронезе, Джотто, Мурильо, М. Нестерова и др. Изобразил её и Ян Стен, но в духе своего творчества. 

Стен учитывал вкусы публики, поэтому у него много работ на одну и ту же тему, но по-разному раскрывающих её: весёлые гулянья, посещение врачом больного (или больной), учитель с детьми и т.д.Ян Стен – самый жизнерадостный и остроумный живописец Голландии XVII в. Его картины наполнены добродушной иронией, он был проницательным человеком и смотрел на жизнь как на комедию нравов.

Стен писал также и портреты, и пейзажи. Причём пейзажи Стена чем-то напоминают пейзажи других голландских художников, современников Стена: Яна ван Гойена и Якоба ван Рёйсдала, на которых бо́льшую часть полотна занимает небо.

Ян Стен «Зима»

Ян Стен «Портрет губернатора Дельфта с дочерью»

О художнике

Ян Стен. Автопортрет (ок. 1670). Государственный музей (Амстердам)

Ян Стен – сын пивовара, и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу. Родился в Лейдене в 1626 г., учился у художников – своих соотечественников: сначала в Лейдене, затем в Харлеме, особенно же развился в Гааге под руководством Яна ван Гойена.
После смерти своего отца в 1669 г.

окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 г. открыл корчму. Старинные биографы Стена представляют его отчаянным кутилой и пьяницей, но это, скорее всего, домыслы, и связаны они с тем, что художник нередко изображал кабацкие сюжеты, причем выводил на них и самого себя в неприглядном виде.

Ян Стен. Автопортрет с лютней. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

Но, несмотря на эти суждения о нём, Стерн был одним из самых талантливых и характерных представителей голландского жанра. Его произведения оригинальны, проникнуты глубокой правдой и юмором.В зрелом возрасте Стен стал президентом гильдии св. Луки.

Многофигурные композиции у него обычно динамичны, разнообразны, красочны и эмоциональны. На картинах Стена присутствуют люди разных возрастов, а также дети, животные, различная посуда, еда и объедки, чьи-то шляпы, башмаки, опрокинутая мебель и т.д.

Все детали картины тщательно прорабатываются художником.

Читайте также:  Святой себастьян, сандро боттичелли - описание картины

Картины Яна Стена находятся в различных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: «Эсфирь перед Артаксерксом», «Больная и врач», «Летний праздник», «Гуляки», «Больной старик», «Крестьянская свадьба» и др.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/671-yan-sten-master-mnogofigurnykh-kompozitsij

И. Кравченко — Музей Тиссена-Борнемисы Мадрид

Ян Стен (1626–1679) Сцена в таверне. Около 1661–1665. Холст, масло. 44,3×36,8

Холсты Яна Стена выражают национальное самосознание голландцев того времени: в них много жизни, реалистической привязанности к «почве», острого ума и способности посмеяться над собой.

Полотна художника на тему любовных интриг составляют целую серию с кочующими из картины в картину персонажами, одной из этих работ является «Сцена в таверне».

В ней, скорее всего, воплощен распространенный в голландской живописи сюжет: молодую женщину ее возлюбленный представляет как весьма выгодную брачную партию пожилому богатому мужчине, не подозревающему, что девица беременна. Миловидная невеста откинулась на спинку стула и подсмеивается над женихом.

Тот настолько недалек, что не обращает внимания на наряд дамы: на ее голове красуется чепчик, который голландская женщина надевала после того, как становилась матерью.

Но и сам господин наряжен в костюм старого лекаря из комических театральных постановок, напоминая в то же время и богатого старика Панталоне из комедии дель арте (хотя персонаж Стена по сравнению с несимпатичной маской итальянского театра отличается благообразной внешностью). Спокойно и отрешенно прикуривая от жаровни, он на самом деле находится в заговоре с остальными участниками спектакля, цель которого — рассмешить зрителя и заставить его задуматься над нравами.

Рядом с молодым возлюбленным легкомысленной девицы помещен герой, похожий на художника, чей облик известен по другим полотнам, где Стен изобразил себя. Автор картины, будучи одновременно ее персонажем, приглашает зрителя посмеяться над сценкой, и сам подшучивает над ним.

Ян Стен (1626–1679) Автопортрет с лютней. Около 1663–1665. Дерево, масло. 55,3×43,8

Один из ведущих голландских жанристов, Ян Стен, много сделал для развития бытовой живописи, прежде всего, предельно сократил дистанцию между персонажами картин и зрителем. Герой «Автопортрета с лютней», то есть сам художник, задорно смотрит на зрителя, приглашая разделить его благодушное настроение.

Стен не раз изображал себя, причем в разных образах, вплоть до гуляки. В данном случае он одет в старомодный костюм галантного кавалера, использовавшийся в спектаклях, и держит в руках лютню — символ любовной страсти.

Но насмешливый взгляд, растрепавшиеся волосы и полноватое лицо с двойным подбородком задают полотну юмористический настрой.

Стен играет роль пылко влюбленного, превращая ее в комедийную и тем самым подшучивая над зрителем. Образу философа или творца, типичному для автопортретов других живописцев, он противопоставляет довольного жизнью весельчака.

В эмоциональном строе картины заметно влияние голландского портретиста Франса Халса, любившего полнокровных и остроумных героев. Живопись полотна удивительно красива: в колорите сочетаются оливковый, теплый коричневый, красноватый и белый.

Изысканной цветовой гамме и точно переданной фактуре различных тканей и поверхностей предметов вторит изящество деталей: например, руки изображенного — это настоящие руки художника, с тонкими кистями и чуткими пальцами.

Эстетика игры, которую развивал Стен, делает его работы не простыми жанровыми картинами, она привносит в них глубокий смысл.

Саломон ван Рейсдал (около 1600–1670) Вид Алкмара. Около 1650. Дерево, масло. 36,2×32,5

В 1650-е Саломон ван Рейсдал написал серию марин (картин с изображением морских видов) вертикального формата, в которых экспериментировал с передачей световоздушных эффектов.

В работах мастера чувствуется влияние одного из родоначальников голландской марины, Яна Порселиса, любившего изображать волнующееся море и бегущие над ним облака, а также Яна ван Гойена, внесшего много нового в развитие названного пейзажа, например, понизившего линию горизонта, чтобы больше места в картине отдать небу. Ван Рейсдал большое внимание уделял тонкой нюансировке цвета, приближаясь к «тоновой живописи» Ван Гойена.

На полотне господствуют небо и море, между которыми виднеется узкая полоска суши. Парусные суда соединяют все три стихии — воздух, воду, землю — и композиционно, «сшивая» вертикалями мачт пространство, и смыспово: корабль связан не только с водой, но и с сушей, то есть портом (притом палуба является подобием земной тверди), и с небом, ветер которого надувает паруса.

Солнечный свет проникает сквозь облака, играющие роль фильтра. Передний план находится в тени, но чем дальше, тем пейзаж все более светлеет, что вызывает ощущение его глубины. Город вдали — это Алкмар с хорошо видной церковью Святого Лаврентия.

Голландцы, бывшие отличными мореходами, к тому же на протяжении веков отвоевывавшие сушу у моря, замечательно его чувствовали и понимали.

Саломон ван Рейсдал (около 1600–1670) Вид реки Вехт с паромом, рыбаками и замком Нейенроде вдали 1663. Холст, масло. 67,5×90

Бегущая река с нависающими над ней высокими деревьями, плывущими по воде лодкой либо паромом, замком или церковью на заднем плане — часто встречающийся у голландских пейзажистов вид. Обратился к нему и Саломон ван Рейсдал, находивший вдохновение в окружавших его природе и обыденной жизни людей.

Светлая река течет вдаль, по ней медленно движется паром с людьми и коровами, слева рыбаки тащат лодку на берег. На воде видны поплавки рыбацкой сети, возле которых кружатся утки, ищущие способ поживиться пойманной рыбой. Кружевные кроны деревьев взметнулись ввысь, вторя им, бегут по небу легкие облака. Несколько парусных судов стоят в заливе, вдали виден замок Нейенроде.

Художник работал полупрозрачными красками, нанося одинаковые по форме мазки, отчего картина обретает единство. Удивительно тонкие сочетания и тональные переходы оживлены яркими пятнами одежд, в которые наряжены люди, и синевой неба.

Соединяя пейзаж и бытовую живопись, Ван Рейсдал расширял границы жанра, что было типичным для голландских мастеров того времени, стремившихся отобразить окружающий мир в его полноте и разнообразии.

Виллем Калф (1619–1693) Натюрморт с кувшином, блюдом, кубком и фруктами. Около 1 660. Холст, масло. 111х84

Голландский мастер натюрморта Виллем Калф писал «десерты», изображая дорогую, изысканную посуду и тяготея к вытянутому по вертикали холсту, позволявшему придать композиции торжественность.

Большинство полотен художника образуют своего рода серию, поскольку в них использованы похожие или даже одни и те же предметы, например кубок из раковины наутилуса, который можно видеть в данной работе. Однако изображенные здесь фарфоровый кувшин и блюдо больше на полотнах живописца не встречаются.

В своей привычной манере Калф сделал фон темным, а постановку осветил так, будто она выплывает из мрака к свету, сияющему на покрытом глазурью фарфоре, мерцающему на поверхности раковины и серебряного подноса, влажно блестящему в мякоти лимона и тонущему в ворсе наброшенного на стол восточного ковра.

Свет и создаваемая им форма, а также подчеркнутая красота вещей особенно интересовали мастера.

И даже скрытый смысл картины, о которой свидетельствуют, например, карманные часы, символизирующие быстротечность времени и бренность земного бытия, отступает на второй план перед роскошью и праздничностью натюрморта.

Виллем Калф (1619–1693) Натюрморт с китайской чашей и кубком 1662. Холст, масло. 79,4×67,3

Для своих натюрмортов Калф специально подбирал красивые и необычные вещи. Чаша, сделанная в Китае во времена династии Мин и играющая в данной предметной постановке роль сахарницы или сосуда для пунша, является главной «героиней» картины, вроде невесты на свадьбе: она притягивает взгляд своей белизной и яркостью.

Кубок из окованной в золото раковины наутилуса словно содержит внутри луч солнца — сквозь полупрозрачные стенки льется неведомый свет. Сочная мякоть лимона покрыта «слезами», а стеклянный кубок на втором плане мерцает всеми элементами своего декора и вином рубинового цвета.

Живописец сочетает разные фактуры, иногда сталкивает их, например мрамор столешницы, угол которой виден слева, и пушистый ворс персидского ковра. Предметы ведут здесь незримый диалог, кроме принадлежности к богатому быту их объединяет воздух картины, его мягкое, обволакивающее свечение.

Подобно большинству голландских художников своего времени, Калф воспевал домашний мир, но поэзию он искал не в привычном, а в редком, недоступном большинству людей, чем вносил в свои полотна оттенок мечты о лучшей жизни.

Читайте также:  Композиция vii, василий васильевич кандинский, 1913

Источник: https://profilib.org/chtenie/54140/i-kravchenko-muzey-tissena-bornemisy-madrid-6.php

Ян Хавикзоон Стен: картины, творчество, биография

Автор: Алеся Гладкая 10.12.2012

Ян Стен является одним из известнейших представителей голландской школы живописи середины XVII века.

В работах этого художника вы не найдете ни монументальных или изящных полотен, ни ярких портретов великих людей или религиозных изображений.

На самом деле Ян Стен – это мастер бытовых сценок наполненных весельем и искрометным юмором своей эпохи. На его картинах изображены дети, пьяницы, простые люди, гулены и многие-многие другие.

Родился Ян в южной провинции Голландии, городке Лейдене около 1626 года. Его родители не были выдающимися людьми – отец торговал зерном и варил пиво, а мать была дочерью местного муниципального служащего. Известно, что около 1640-х годов дела отца Яна, Хавика Стена, пошли в гору, это дает право утверждать, что художник получил достойное начальное образование.

В свои неполные 20 лет Ян поступает в университет города Лейдена. По некоторым сведениям он так и не закончил его, поскольку поступал туда не столько как ради знаний, сколько ради неких привилегий дающихся студенту. В частности можно назвать следующие поблажки лейденских учащихся — это уменьшение размера налогов на продажу пива и вина, освобождение от военной повинности.

Живописному мастерству Ян Стен учился в мастерских Николауса Кнупфера из Утрехта, Яна ванн Гойена из Гааги. Довольно большое влияние на его творчество оказали работы Дирка Галса и Адриана Остаде.

Уже в марте 1648 года Стен вступает в недавно созданную гильдию художников города Лейдена. В октябре 1649 он вступает с дочерью Яна Гойена в брак.

После свадьбы вместе с молодой женой Стен живет в Гааге, где работает в мастерской своего тестя.

 Кроме живописи Ян Стен занимается пивоваренным делом в Делфте.  В год открытия собственной пивоварни (1554) в городе взорвались пороховые склады. Жертв и разрушений было много – это не могло не отразиться на бизнесе Стена, именно поэтому «пивное» дело у него так и не наладилось. После закрытия пивоварни еще несколько лет художник будет выплачивать накопившиеся долги.

В 1658 года Ян вместе с семьей живет в деревне Вармонд. С 1660 они переезжают в Харлем, где Стен вступает в местную гильдию живописцев.

Именно время проживания в Харлеме стала для художника пиком творчества. В 1663 он создает автобиографичную картину «Семья художника», где рисует себя в образе кутилы и пьяницы.

В 1664 художник пишет «Празднование крестин», полной пикантных намеков на неверность супруги.

В 1667 году умирает жена Яна Стена, художник остается один вместе с 6 детьми. Из-за нескончаемых войн Голландии и Англии люди совершенно не интересуются живописью и не покупают картины Яна Стена.

Семья художника крайне стеснена в средствах, нечем заплатить даже за лекарство детям.

Но в это тяжелое время художник все равно находит в себе силы писать картины на сатиричные: «Гуляки», «Игры», Больная и врач».

В 1670 году после смерти отца Стен переезжает в оставленный ему в наследство лейденский дом.

Он восстанавливает членство в гильдии художников и вплоть до середины 70-х занимает в ней престижный пост.

В 1674 новая война наносит серьезный удар Голландии, с этих пор Ян Стен понимает, что прокормить шесть детей одним художественным ремеслом невозможно. Он открывает таверну с небольшой гостиницей.

В 1673 художник повторно жениться на вдове, содержащей магазин. В 1676 у четы Стен уже 9 детей – нужда все не покидает их. В свободное от работы время художник не забывает о своем любимом ремесле. В конце 1670-х из под его пера выходят такие картины, как «В таверне», «Семейный праздник», «Кошкины танцы».  Умер Ян Стен накануне своего 55-летия в 1679 году.

Всю жизнь Ян Хавикзоон Стен боролся с нищетой и сочетал, казалось бы, несочетаемое – художественное ремесло, творчество и собственное дело (таверну, пивоварню).

Это обстоятельство отложило отпечаток на его работы: в картинах Стена изображены гуляющие, веселящие люди со своими недостатками и пороками.

Однако следует заметить, что все эти изображения не злые и не обличающие – они легки, сатиричны и интересны. Может именно поэтому, картины Яна Стена популярны и ныне.

Источник: http://hogen-mogen.ru/notes/dutch/ian-khavikzoon-sten/

Художник Ян Стен/ Jan Steen- голландский живописец

?logik_logik (logik_logik) wrote,
2017-04-29 10:19:00logik_logik
logik_logik
2017-04-29 10:19:00Художник Ян Стен/ Jan Steen- голландский живописец.Художник Ян Стен/ Jan Steen- голландский живописец.

Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара.

Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге.

Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.Риторики в окне 1662-1665Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте.

В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.

Жители Делфта, 1655Рейксмузеум, АмстердамПекарь Аствард и его жена Катарина1658, Рейксмузеум, АмстердамВеселое общество 1660Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, ГаагаГуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-ПетербургПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, ГаагаТуалет женщины, 1660Рейксмузеум, АмстердамБеспутный дом 1661-1664Больная и врач 1660-еВеселье в семье художника 1663-1665Школьный учитель 1663Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.Аргумент в карточной игре,1660-еПразднование крестин 1664Мнимая больная девушка, 1665Течение жизни 1665-1667Веселая компания 1668Клетка с попугаем 1670Встреча с гуляками 1679Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма IIIДень святого Николаса, 1668Доктор и пациентка 1670В таверне 1679Семейный праздник 1679Кошкины танцы 1679В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора

Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.

У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера.

Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.


[Spoiler (click to open)]Художник Ян Стен/ Jan Steen- голландский живописец

отсюда.Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru.

  • Всем день добрый! Мне надоел бездушный, душный ГОРОД. Мне давит грудь тройной стеклопакет. Уехать бы с палаткой на природу, но чтоб санузел был…

  • https://dok-zlo.livejournal.com/2792158.html 1 О гэдлайнах Тыц 2. Ермо́льева Тыц 3. поднять иммунитет Тыц 4. о…

  • https://dok-zlo.livejournal.com/2790744.html

Источник: https://logik-logik.livejournal.com/8477185.html

Ссылка на основную публикацию